Драгоценные и поделочные камни (ювелирные камни)
Мир драгоценных камней издревле был окутан самыми фантастическими суевериями. Этим камням приписывались удивительнейшие свойства. Считалось, например, что присутствие сапфира убивает змей, гелиотроп делает человека невидимым, а аметист, спрятанный под языком, предохраняет от опьянения. Более того, в старинных книгах можно найти упоминания о камнях, которые лаяли при приближении вора, и о камнях, которые отличали верную жену от неверной.
Писатель и ученый Древнего Рима Плиний Старший (23-79 годы н. э.) в своей “Естественной истории” описывает кристалл агата, в котором иногда вдруг становились видны Аполлон и девять муз. Причем были они “не искусством выделанные, но пятна сами собою от природы так расходились, что даже представляли отличающие знаки, каждой музе свойственные”.
О символическом значении и свойствах драгоценных камней написано в древних лапидариях - книгах о камнях. Эти книги - самые первые в истории человечества труды по минералогии - очень наивны, построены на самых примитивных представлениях и суевериях. Но уже даже в них встречаются первые крупицы научного мировоззрения.
В некоторых древних представлениях сказалась народная наблюдательность, проявились чутье и предвидение. Например, алмаз у древних был символом твердости и храбрости, бесстрашия, победы над болью и недугом. В наше время всем известно замечательное свойство алмаза обрабатывать самые твердые металлы.
Кварц издавна считался тайником волшебной энергии. Теперь мы знаем, что кварц обладает свойством создавать электрическое напряжение при воздействии на него механических сил. Это свойство используется во всех электропроигрывателях, где кристалл преобразует механические колебания иглы в электрическое напряжение. Тут же можно вспомнить янтарные изоляторы, рубиновые лазеры.
Так же, как древняя астрология стимулировала занятия астрономией, а алхимия предшествовала научной химии, лапидарии таили в себе зачатки минералогии.
В разные эпохи и у разных народов были свои любимые камни.
Еще за несколько тысячелетий до нашей эры в священных индийских книгах “Ведах” упоминались многие драгоценные камни, особенно красно-вишневой гаммы. По преданию, то были капли крови борющихся в небе богов. Капли падали в раскаленный песок Ганга, превращаясь в рубины и гранаты. Другая легенда говорит о том, что драгоценные камни - это капли амриты, божественной жидкости, дававшей бессмертие. Боги позволяли, чтобы амрита доставалась людям только в твердом состоянии, когда она уже утратила свою волшебную силу.
Индийская мифология украшена россыпями драгоценных камней. Она повествует об обители бога Кришны - неземном городе Деварке с двориками из рубина, столами из изумруда, крышами из жемчуга и дорожками, усыпанными сапфирами. Но и на земле в полуосвещенных индийских храмах таинственным светом мерцали рубины, гранаты, алмазы. Наш знаменитый алмаз “Орлов” весом 195 каратов когда-то сиял в глазнице идола в брахманском храме.
Все крупнейшие алмазы древности происходят из Индии. Там же возникла легенда об оригинальном способе добычи этих драгоценных камней. Эта легенда была рассказана в 77-ой сказке “1001 ночи”. В глубокую пропасть, усыпанную алмазами и кишащую змеями, бросали закланную жертву. Хищные птицы кидались на добычу и поднимали ее на вершину гор, по пути они роняли самоцветы, прилипшие к мясу. Легенда, вероятно, связана с древнеиндийским обычаем при открытии новых копей приносить в жертву злым духам тушу животного.
Если в Индии особо почитались драгоценные камни красных тонов, то в другой великой стране древности - Египте - ценились спокойные зеленые и синие тона. Египтянам они казались воплощением идей вечности, постоянства и незыблемого покоя.
А может быть, это объясняется тем, что в копях Египта преобладали минералы именно этих цветов. Археологи обнаружили здесь древние разработки прекрасного изумруда и зеленого хризолита.
Драгоценнейшие реликвии древнеегипетской культуры, найденные в гробнице Тутанхамона, украшены преимущественно бирюзой и ляпис-лазурью. Распростертые крылья священного жука-скарабея на нагрудной подвеске Тутанхамона выполнены техникой перегородчатой эмали из голубой пасты на золотой основе. Сам жук вырезан из полудрагоценного зеленого камня.
Удивительно то место, которое занимает золотисто-зеленый жук-навозник в представлениях древних египтян. Эти жуки, распространенные во многих странах мира, везде имеют черную окраску, и лишь в Египте и Нубии водятся скарабеи зеленого цвета.
Скарабей у древних египтян был символом второго рождения, воскрешения и вечной жизни духа. Они называли его “хепру”, что значило “быть, существовать”.
В Ассирии и Вавилоне были широко распространены печати-цилиндры из драгоценных и полудрагоценных камней. Их оттиск ставили вместо подписи на глиняных дощечках, которые заменяли бумагу. Почти каждый вавилонянин имел свою печать. На печатях изображались боги, различные сцены и битвы. Интересно, что на печатях медика, кроме имени, фигурировали скальпель и ланцет. На свадебные контракты ставили две печати - с двух сторон. О погашении долгов свидетельствовал знак кредитора. Особо знатные и состоятельные люди имели по несколько цилиндров из лазурита, агата, яшмы и носили их как ожерелья.
В жизни ассирийцев и вавилонян чрезвычайно большое место занимала астрология. Именно от них идет традиция связывать с каждым знаком Зодиака определенный драгоценный камень. Считалось, что такой камень покровительствует человеку, родившемуся под этим знаком.
В Древней Греции не было всерьез мистического поклонения камню, поклонялись его красоте. Эллинская эпоха подарила миру непревзойденные образцы глиптики, резьбы на драгоценных камнях, знаменитые камеи. Родиной камей была Александрия, где при дворе первых Птолемеев (VI век до нашей эры) развилась эта область глиптики. Здесь была сделана всемирно известная камея Гонзаго, хранящаяся в Государственном Эрмитаже. Рельеф вырезан из великолепного куска трехслойного сардоникса. Причем полихромность камня позволила художнику добиться не только скульптурного, но и живописного эффекта.
Камеи были главным образом принадлежностью женских уборов. Их вставляли в броши, медальоны, перстни, нанизывали в ожерелье.
Из трех древнейших назначений драгоценных камней: амулет, печать, украшение - украшение становится преобладающим. Впрочем, и печати в Древней Греции были распространены весьма широко.
На печатях греки любили изображать богов. При этом изображение “государственных” богов (Зевса, Аполлона или Деметры) встречается довольно редко. Гораздо чаще вырезали изображение богов, близких простому человеку, которым они отдавали себя под покровительство (Афродита, Эрот, Ника и Гермес).
Существовала целая система предписаний, что именно надо изображать на каждом из камней для усиления его мнимых свойств.
Аметист по-гречески означает непьяный. Он назван так, по-видимому, из-за его лилово-фиолетового цвета, сильно разбавленное красное вино, от которого уже нельзя опьянеть. На аметисте предписывалось вырезать знак луны или солнца. Считалось, что тогда камень будет наделен способностью предохранять не только от опьянения, но и от отравления.
Римские ученые, хорошо разбиравшиеся в геометрии и механике, имели весьма смутное представление о химии и минералогии. Они считали, что драгоценные камни растут в земле, подобно деревьям. Поэтому камни могут быть более или менее спелыми. Слабо окрашенный рубин, например, считался недозрелым, характерно, что по-латыни “гемма” одновременно значит драгоценный камень и почка.
Последние века Римской империи - падение языческой религии и расцвет суеверий. Техника глиптики падает.
Подбираются материалы, которые легче поддаются обработке. Широкое распространение получают бытовые амулеты. Любопытным примером “медицинского” амулета может служить сардоникс из собрания Государственного Эрмитажа. На нем грубо вырезана фигура летящего Персея с головой Медузы в одной руке и с мечом в другой. На оборотной стороне камня небрежно вырезана надпись по-гречески: “Беги, подагра, Персей тебя преследует”.
С падением Римской империи искусство шлифования, огранки и резьбы на драгоценных камнях приходит в окончательный упадок. В Западной Европе не стало своих мастеров. Драгоценные камни и ювелирные изделия привозили из Византии.
В эпоху средневековья особенно распространенными были легенды о врачующих и охранительных свойствах драгоценных камней. Английский король Иоанн Безземельный, вечно боявшийся, что его отравят, постоянно носил бирюзу, которая, по поверьям того времени, обнаруживает яды. (Шотландская королева Мария Стюарт с этой целью носила алмаз ).
Считалось, что рубин останавливает кровотечение, яшма излечивает от лихорадки и эпилептических припадков, алмаз помогает женщинам при родах, а изумруд обладает способностью предсказывать будущее и просветлять ум того, кто его носит. (Еще император Нерон, разглядывая зеленый кристалл, пытался предугадать свое будущее). Когда конквистадоры Писсаро захватили Южную Америку, они обнаружили в храме инков много изумрудов, которые стали предметом их особого вожделения. Однако никакие пытки не заставили индейцев выдать местонахождение изумрудных копей. Как это ни чудно, но в эпоху великих географических открытий считалось, что топаз усмиряет морские бури. Великий скульптор и ювелир эпохи Возрождения Бенвенуто Челлини выше всех камней ставил рубин, считая его талисманом, другие считали таким камнем берилл.
В XVII и XVIII веках во Франции и в Англии были в моде любовные амулеты, украшенные гирляндами драгоценных и полудрагоценных камней. Первые буквы названий этих камней составляли своеобразный акростих: “Люби меня, Дора”.
Некоторые камни, несмотря на внешнюю привлекательность, пользовались дурной репутацией.
Опал, например, долгое время считался камнем, приносящим несчастье. Лишь в XIX веке он вновь получил распространение. Этому немало способствовала английская королева Виктория, которая сама носила опал, создавая рекламу своим копям в Австралии. Австралия и поныне считается крупнейшим поставщиком опала.
По-видимому, нет смысла дольше пересказывать различные суеверия, пронизывающие символический язык драгоценных камней. Характер их ясен: “Тот, кто носит на пальце бирюзу (бирюза по-персидски означает счастье), никогда не имеет недостатка в деньгах”, “Сапфир предохраняет его обладателя от зависти, привлекает божественные милости и симпатии окружающих” и т. д., и т. п. Гораздо интереснее вспомнить поэтические легенды и мифы различных народов о драгоценных камнях.
Белый и золотой (красный или желтый) - излюбленное сочетание цветов у русского народа. “Злато-серебро” украшает многие русские былины и сказания. Белокаменные храмы на белом снегу, увенчанные солнцем золотого купола, воздвигали древнерусские зодчие. Жемчужным шитьем украшали парадные одежды русские женщины.
Переяславльская летопись (X век) рассказывает о том, как древлянскому князю Малу привиделся сон, будто княгиня Ольга одарила его шитой жемчугом одеждой: “Пришед Ольга даеше ему порты многоценны, червлены, вся жемчугом иссажены”. Одежды, украшенные жемчугом, мы встречаем на фреске XI века под куполом Софийского собора в Новгороде. В наших музеях можно найти образцы шитых жемчугом женских и девичьих головных уборов, относящихся к восьми разным столетиям.
На Руси был известен крупный (”великий”, “велий”) жемчуг правильной формы (”скатный”, “окатный”). Его добывали во многих северных реках. Но особенно славился “кафимский” жемчуг, названный так, очевидно, по месту, где им торговали (Кафа - древнее название Феодосии).
Слово “жемчужный” означало в эпической поэзии самое высокое качество предмета. “Един же изрони жемчужину душу из храбра тела чрес злато ожерелие”, - пишет автор “Слова о полку Игореве”.
Вот какими словами подчеркивается внимание казачьих атаманов к богатырю Василию Буслаеву в одной из былин, включенных в знаменитый сборник Кирши Данилова:
“Собирается Василий Буслаевич
На свой червлен корабль.
Дают ему атаманы казачьи свои -
Перву миску чиста серебра
И другую красна золота,
Третью скатного жемчуга”.
Любопытно, что в России в XVII веке, а возможно, и ранее, делались попытки акклиматизации жемчуга и его искусственного производства. Так, сохранившийся до наших дней небольшой прудик у алтарных апсид Благовещенского собора в Сольвычегодске называется Жемчужным. Промышленники Строгановы пытались выращивать в нем жемчуг.
Путешествующий по России в конце 40-х годов XIX века барон Гакстгаузен, сообщает: “Трудно сосчитать жемчуг на образах и утвари у Троицы, легче было бы мерить его четвериками. На образах богородицы святых обыкновенно писаны только лики и руки, самое же платье прикрыто золотой ризой. Наиболее уважаемые образа вместо риз покрыты сплошь жемчугом и драгоценными камнями. Быть может, в одной Троицкой лавре жемчугу больше, чем во всей остальной Европе”.
“Илектр” или “Илектрон” - греческие названия янтаря, были широко известны и в Древней Руси. О янтаре-илектре в русских источниках встречаем: “Камень зело честен, един от других камней тако именуем, златовиден вкупе и сребровиден”.
В “стране воды” - Литве сохранилось предание о Юре, богине моря, которая влюбилась в простого рыбака. Перун, рассердясь на нее за страсть к смертному, разгромил ее подводные палаты. Обломки этих палат - куски янтаря, выбрасываемые во время бури на берег моря.
Известный русский историк, этнограф и критик литературы Н. И. Надеждин выдвинул гипотезу об общности слов “илектрон”, “алатырь”, “латырь”.
Предание о чудесном камне латыре было распространено по всей Руси. Он упоминается в народных заговорах как снадобье при “лечении разных телесных и сердечных недугов”. В былинах о нем говорится: “бел-горюч камень-алатырь”, лежащий “на море на окияне, на острове на Буяне”. Его добавляли в состав благовонных курений, которым приписывались целебные свойства.
Драгоценные камни и изделия из них широко проникали на Русь из Византии. Среди них были “крабицы” или “жуковины” - те же скарабеи. Много дорогих камней и жемчуга приобреталось на украшение церковной утвари, книг и икон. Огромные материальные и художественные богатства стекались к наиболее почитаемой на Руси иконе “Троица” - великому произведению Андрея Рублева. По заказам Грозного и Годунова к этой иконе были изготовлены великолепные оклады, драгоценные подвески и пелены.
Искусствовед Т. В. Николаева отмечает, что в этих окладах есть редчайшие камни Древнего Египта - изумруды густо-зеленого цвета и хризолиты-оливины. Один из изумрудов на годуновской “жемчужной” пелене имеет древнюю шлифовку и тот особый оттенок зеленого цвета, который встречается только у изумрудов из знаменитых африканских копей Джебаль Забарах. Некоторые изумруды привезены в Россию из Египта через Индию - это просверленные бусины со старой индийской огранкой. Широко использованы для украшения окладов рубины и сапфиры разнообразнейших оттенков. Родина этих камней Цейлон и Индия, Есть здесь и благородная шпинель (драгоценный камень, прозрачный, густо-красного или розового цвета), получившая свое название в Аравии, и зеленоватая бирюза с Синайского полуострова.
Драгоценные камни повествуют о сложных торговых путях, по которым они пришли к центру Русского государства - Москве.
Ценность многих самоцветных камней определяется не только их природной редкостью, красотой и оригинальностью обработки, но и в не меньшей степени она зависит от исторических событий и легенд, связанных с этими замечательными творениями природы и рук человеческих.
В Бирманской легенде рассказывается об орле Лале. Он был сильный, смелый, его боялись все птицы и звери. Шли годы, орел старел. Однажды, желая взлететь высоко в небо, он не смог оторваться от земли. Лал понял, что близится к концу его орлиный век. Он уже не мог догнать серну.
Он довольствовался тем, что опустошал птичьи гнезда. Однажды он встретил филина, который даже не пошевелился при виде орла, и сказал орлу филин: “Послушай, дружище! Ты уже стар, и не в состоянии добыть себе пищу, я согласен делиться с тобой мышами, только не трогай моих птенцов”. Лалу стало противно и стыдно, но ничего не ответил гордый орел. Он стал думать над тем, что ему однажды сказал ворон: “Лучше быть ползающим по земле муравьем, чем мертвым тигром”. “Нет - решил Лал, - надо вовремя родиться и вовремя умереть”.
Лал собрал последние силы и поднялся высоко в небо, и там, сложив бесстрашно крылья, упал на острую скалу и облил кровью берег реки. Капли крови Лала застыли, превратившись в кроваво-красные благородные бирманские рубины. А от слова “лал” пришло в русский язык слово “алый”.