Максимум Online сегодня: 672 человек.
Максимум Online за все время: 4395 человек.
(рекорд посещаемости был 29 12 2022, 01:22:53)


Всего на сайте: 24816 статей в более чем 1761 темах,
а также 358693 участников.


Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Вам не пришло письмо с кодом активации?

 

Сегодня: 29 04 2024, 05:27:23

Сайт adonay-forum.com - готовится посетителями и последователями Центра духовных практик "Адонаи.

Страниц: 1 ... 3 4 5 6 | Вниз

Ответ #20: 20 08 2010, 22:44:55 ( ссылка на этот ответ )

От ларца до табакерки: хранилище сокровищ

Шкатулки, табакерки, ларцы и ларчики – все милые коробочки, в которых так приятно хранить не только разные мелочи, но и драгоценности, оказывается, имеют глубокие исторические и символические корни. А историй и легенд о них – великое множество.

Если разбираться в определениях, «ларец – это дорогой, изукрашенный ящик для хранения разных вещей, главным образом драгоценностей», а «шкатулка – небольшой ящик для мелких, обычно ценных вещей» (словарь Ушакова). Шкатулка, таким образом, меньшего размера и хранятся в ней, соответственно, более мелкие предметы. Но и то, и другое может содержать в себе драгоценности. Шкатулка – это производное от шкатула (szkatula), слова, заимствованного из польского языка. А уже в польский язык шкатула попала из латыни (scatula – коробка). Золотые коробочки использовались в древнегреческих Микенах в XVI веке до н.э., и даже еще раньше – в Древнем Египте. Там существовало великое множество разных коробочек и шкатулочек для притираний, ароматических масел, благовоний, косметики, золотых пеналов для письменных принадлежностей (были даже ученические пеналы юных фараонов, совсем как в современных школах), шкатулок для драгоценностей и ритуальных предметов. Особо много их было в царских захоронениях, например, фараона Тутанхамона – ведь нужно было куда-то складывать всю драгоценную утварь, которая понадобится в загробном мире. В захоронениях сарматских цариц первого века до нашей эры, найденных в Крыму, были обнаружены китайские лаковые шкатулочки, в которых женщины хранили флакончики с ароматными маслами, притираниями, туалетные ложечки из золота и серебра – своего рода аппликаторы для косметики, щипчики для корректировки бровей, бронзовые зеркала, украшения, футлярчики с иголками, застежки для одежды. Словом, все то же самое, что и сейчас.

Как и современные женщины, драгоценности хранила в своем ларце польская принцесса Ядвига Ягеллонка из династии Ягеллонов, дочь Сигизмунда I. Этот чудесный серебряный позолоченный ларец работы нюрнбергских мастеров был сделан в XVI веке, в эпоху Возрождения. Вся его поверхность усыпана алмазами, рубинами, сапфирами, изумрудами, жемчугом и другими камнями, а размеров ларец приличных: около полуметра в длину и примерно тридцати сантиметров в высоту. Крышка, как у классических ларцов, четырехскатная, украшена розетками и крестами из разноцветных камней да маленькими камеями. На самом верху – фигурки двух ангелочков, тянущих в противоположные стороны две ветви одного дерева, с которых свисают гроздья галтованных сапфиров и рубинов с жемчужинами. Ножки ларца – в виде геральдических животных. Это сокровище было частью приданого принцессы Ядвиги, которое по наследству досталось Софии Шарлотте Вольфенбюттельской, жене царевича Алексея Петровича, сына Петра I. Так ларец попал в петербургский Эрмитаж.

Ценности, которые обычно люди столько веков хранят в ларцах и шкатулках, придали им загадочный и магический ореол. Шкатулки становятся героями преданий, сказок, повестей и романов. Самая известная и самая любимая русская шкатулка – это, несомненно, малахитовая шкатулка из уральских сказов Бажова. Павел Петрович Бажов, который ее придумал, считал малахит камнем, в котором «радость земли собрана», поэтому он выбрал его главным героем своих сказов. А малахитовая шкатулка стала собирательным образом, символом вместилища драгоценных женских уборов, по-настоящему прекрасных, волшебных, в которых любая женщина становится красавицей. Сказочные ларцы у разных народов содержат магические предметы или, на худой конец, сокровища, то есть все весьма ценное и красивое. Но есть и древнегреческий миф о Пандоре и ее ларце. Прекрасную Пандору создали боги; каждый вложил в нее частичку своих достоинств, а Зевс дал ей в приданое ларец, наказав не открывать его. Пандора стала женой брата Прометея, и уже на земле из любопытства открыла ларец, а оттуда вылетели на свободу заключенные в нем Зевсом горести, несчастья, болезни и прочие страшные беды. Так Зевс отомстил Прометею за то, что тот с помощью огня сделал жизнь людей слишком легкой.

Такое двойственное отношение к ларцу, который может содержать и большую ценность, и опасные предметы, таится в восприятии его как символа женского начала, к которому отношение одновременно и почтительное, и отрицательное. Ларец с зерном был атрибутом Деметры (ее имя переводится как «мать зерна»); по Библии Ковчег Завета, который впервые Моисей установил в первом святилище Бога, является именно ларцом. Над ним проявляется женская ипостась Яхве – Шехина. А кто не помнит «яйцо в утке, утка – в зайце, заяц – в ларце»? Именно в ларце находится смерть Кащея в русских сказках, а вернее будет сказать, что в ларце – его жизнь! – вот как относились люди к простым, вроде бы, коробочкам.
Ковчег Завета
О Ковчеге завета стоит упомянуть отдельно. Это тот самый большой ларец с золотыми ангелами на крышке, который искал незабвенный Индиана Джонс. Ковчег – реально существовавшая реликвия, в которой, по Библии, хранились каменные скрижали завета с десятью заповедями. Завет – это некий договор, союз Бога с человеком. По сохранившимся описаниям, Ковчег был изготовлен из древесины акации и был обит изнутри и снаружи золотыми пластинами; его размеры – 2,5 локтя в длину и по 1,5 локтя в ширину и высоту (приблизительно 125×75×75 см). На его крышке установлены были два ангела лицом друг к другу с крыльями, соединяющимися над центром ларца. Именно в этой точке ипостась Бога должна была являться и говорить с Моисеем. По одной из версий в Талмуде, Ковчег состоял из трёх ларцов: внутренний – из золота, помещался внутри другого, деревянного ларца, который уже находился во внешнем ларце с крышкой и кольцами внизу со вставленными в них обитыми золотом шестами для переноски. Ковчег Завета символизирует присутствие Бога между людьми и потому является прообразом храма – священного места. Он обладает магическими свойствами, например, сам несет несущих его людей, а также не имеет измерений, то есть не занимает физического места на земле. Ковчег много путешествовал вместе с еврейским народом, пока во времена Соломона не был построен первый иерусалимский Храм (в 950 году до н.э.). Перед разрушением Храма Навуходоносором в 586 году до н. э. Ковчег исчез. Дальнейшая его судьба неизвестна, возникло великое множество легенд и пророчеств о Ковчеге, и до сих пор ведутся споры о местонахождении священного ларца.
Христианские святыни-ларцы
Христиане хранят свои главные реликвии в специальных емкостях — мощевиках. Реликвиями могут быть как мощи святых, так и части одежды, гроба и т.д. Если мощевик представляет собой ящик или ларец, он называется ковчегом или ковчежцем. В московском Кремле хранится ковчег Дионисия, изготовленный греческими и русскими мастерами по заказу суздальского князя Дмитрия Константиновича для реликвий Страстей Христовых, привезенных в 1383 году архиепископом Дионисием Суздальским из Константинополя. Ковчег представляет собой квадрат, каждая сторона которого продолжена полукружиями; вся композиция образует равноконечный крест. Ковчег позолочен и украшен драгоценными камнями, перламутром, слюдой. Он был одной из главнейших родовых святынь московских князей и в завещаниях всегда возглавлял список святынь, которые передавались по наследству.

В Кельнском соборе, самом большом в Германии, с XIII века хранится золотой ларец Трех святых королей. Останки трех святых волхвов, трех королей, что ходили поклониться новорожденному Христу, были привезены в Кельн в 1164 году и стали привлекать в город такое количество паломников, что было решено построить для них собор. Для мощей десять лет изготавливался саркофаг из серебра, золота и драгоценных камней, ларец Трех королей – одна из драгоценнейших святынь христиан.
Табакерка вместо любовного письма
Когда в середине XVI века известный дипломат Жан Нико дал Екатерине Медичи растертые в порошок листья табака, чтобы вылечить ее от мигрени, никто и не подозревал, что его употребление приобретет такие колоссальные масштабы. А ведь тогда за курение табака можно было попасть на костер инквизиции: как же, ведь из носа и рта идет дым! Но табак можно не только курить, его можно еще жевать и нюхать. Нюхательный табак хранили в специальных коробочках, которые носили с собой. Коробочки-табакерки сразу вошли в моду, тем более что табак считался полезным: им лечили простуду, головную и зубную боль, кожные и инфекционные заболевания. Чем богаче была украшена такая табакерка, тем выше был социальный статус ее владельца. Нюхали табак практически все: от императриц до матросов, как мужчины, так и женщины.

В России одним из первых для императорского двора стал делать драгоценные табакерки швейцарец Иеремия Позье, а несколько позже – Жан-Пьер Адор, сделавший на табакерках имя. Много табакерок в их исполнении было у Елизаветы I и Екатерины II – например, прямоугольная золотая табакерка Екатерины с крупными сапфирами и бриллиантами, выполненная Позье, или «медальная» круглая золотая табакерка мастера Адора с профилем Екатерины в образе богини Минервы. У М. И. Пыляева можно прочитать, что Екатерина II «очень любила нюхать табак, но никогда не носила с собой табакерки; последние, впрочем, у ней лежали на всех столах и окнах в ее кабинете. Привычка не носить с собой табакерки произошла у нее оттого, что Петр III не позволял ей нюхать табак». Для императрицы табакерка стала больше, чем просто коробочкой для табака, пусть даже и драгоценной. Когда она садилась после утреннего кофе за государственные дела, то ставила перед собой табакерку с изображением Петра I, мысленно спрашивая его: «Что бы он повелел, что бы запретил, что бы стал делать на моем месте?» Табакерка стала для Екатерины II амулетом; позже табакерки приобрели в российском обществе множество символических функций, например, служили императорской наградой за военные заслуги или даже в области искусства. Известно, что у поэта Г. Державина было две императорских табакерки. Самой ценной наградой считалась табакерка с портретами их величеств, далее шли коробочки с монаршими вензелями.

Когда были открыты уральские самоцветы, стали популярны «минералогические» табакерки, выполненные из различных драгоценных и поделочных камней. К каждому костюму полагалась своя табакерка: для бальной одежды, для поездок, для визитов и т.д., поэтому у великосветских модников обилие табакерок было признаком хорошего вкуса. Франты XVIII века носили табакерки из яшмы. Ни один уважающий себя ловелас не выходил из дома, не взяв с собой одну из табакерок, так как с их помощью велась любовная переписка, за что дамы называли свои табакерки «кибиточками любовной почты». В высшем свете даже шестнадцатилетние красавицы нюхали табак. Об этом есть строки у юного А. Пушкина, когда еще мода на нюханье табака не прошла:

Возможно ль, милая Климена,
Какая странная во вкусе перемена!..
Ты любишь обонять не утренний цветок,
А вредную траву зелену,
Искусством превращенну
В пушистый порошок!

Табакерки своим декором могли сигнализировать о чувствах: роза – признание красоты, незабудка – обещание верности, тюльпан – брачное предложение. Изображение рыбной ловли на удочку означало флирт. Но если табакерку дарили (а не вручали в качестве награды), то это означало нежелание впредь видеть и общаться с тем, кому подарена табакерка. В России после дуэли Пушкина с Дантесом Николай I не принял французского дипломата барона Геккерена, приемного отца Дантеса. Зато барону была прислана табакерка. Удивленному иностранцу пояснили: его более не задерживают в России. Говорят, маркизе де Помпадур однажды надоел любовник, явившийся на свидание. Маркиза не пожелала его принять и послала к нему слугу с табакеркой. На ней был изображен Амур, пораженный стрелой (символ умершей любви), и надпись: «Достаточно».

Страстным коллекционером табакерок был прусский король Фридрих Великий. Ему в наследство досталось шестьсот коробочек, а после него осталось уже полторы тысячи. Наследники частенько дарили их царственным гостям. Так в Эрмитаж попала табакерка из красивого полосатого розового агата неизвестного мастера XVIII века, обрамленная венками из рубинов и бриллиантов с нефритом. А когда мода на нюханье табака прошла, табакерки стали просто коробочками для хранения мелочей и почти до конца XIX века считались приличным подарком солидному человеку. Некоторые из них были даже с музыкой, как у Владимира Одоевского в его «Городке в табакерке»: «Наконец Миша уверился, что музыка точно играла в табакерке... Какая прекрасная табакерка! пёстренькая, из черепахи. А что на крышке-то! Ворота, башенки, домик, другой, третий, четвёртый, – и счесть нельзя, и все мал мала меньше, и все золотые; а деревья-то также золотые, а листики на них серебряные; а за деревьями встаёт солнышко, и от него розовые лучи расходятся по всему небу».

Даже если у нас нет сокровищ и драгоценностей, то любая шкатулка – это символ обладания ими. С каким счастьем и благоговением мы залезали в мамину шкатулку! Неважно, что там лежало – это были настоящие сокровища. Любая табакерочка – это антураж и декоративный элемент интерьера; агатовая шкатулочка или ларец из яшмы создадут теплую ауру. Шкатулка по определению просто не может быть пустой, и в этом ее загадка. Если хочется миллион, нужно иметь тысячу. Если хочется драгоценных сокровищ, нужна шкатулка. А сокровища приложатся.
Успех — это движение от неудачи к неудаче без потери энтузиазма
Черчилль

 

 

Ответ #21: 17 09 2010, 04:04:32 ( ссылка на этот ответ )

Кристальная иллюзия Даниеля Сваровски

О чем говорит нам имя Сваровски? Услышав эту известную на весь мир фамилию, пожалуй, каждый из нас представляет удивительной красоты украшения и сувениры из хрусталя. Но мало кто задумывается, почему именно этому человеку досталась такая неслыханная слава. Между тем Даниель Сваровски – выдающийся человек, и история его дела – это история превращения мастерства в искусство силой человеческой личности!

Взгляд на жизнь Даниэля Сваровски характерен неоднозначностью точек зрения. Некоторые его считали известным криминальным деятелем, мошенником и имитатором в духе знаменитого Жоржа Фредерика Страсса, который в восемнадцатом веке успешно подделывал драгоценные камни. Именно в его честь фальшивые бриллианты были названы "стразами". Однако, в отличие от Жоржа Фредерика, Даниэль сумел оправдать свое имя и остаться в глазах общественности преуспевающим законопослушным бизнесменом и инженером. Другие его современники говорили, что это был величайший эстет, неудавшийся скрипач и романтик. Потерпевший крушение в других видах творческого самовыражения, он словно попытался доказать миру, что в искусстве не столь важен материал, с которым работаешь, сколь собственное мастерство и мистические хрустальные миры, в которые погружается зритель.

Есть даже и такое мнение, что дело жизни Сваровски носило некий богоборческий характер. Многие считают, что задачей его было даже не то, чтобы сделать фальшивый кристалл прекраснее настоящего, а сделать с помощью своих кристаллов искусственный свет привлекательнее живого, созданного всевышним. Хотя никому теперь достоверно не известно, о чем думал и какими порывами руководствовался этот, между прочим, глубоко верующий человек. Посему вернемся к сугубо биографическим фактам.

Даниель Сваровски родился в 1862 году на севере Австро-Венгерской империи, в горах Богемии. Этот край известен знаменитым богемским стеклом, которое здесь начали выдувать и обрабатывать задолго до промышленной революции. Во времена детства Даниэля буквально в каждом доме была хоть и небольшая стекольная мастерская. Не являлась исключением и семья Сваровски. У них была совсем небольшая мастерская, где из стекла изготавливалась обычная бижутерия. Даниель, как полагается, трудился в этом семейном бизнесе, и должен был стать столь же тихим его наследником. Но сердце мальчика томилось в этом слишком узком для него пространстве. И молодой искатель лучшей жизни отправился в Париж.

В этом большом французском городе Даниель изучал химию, физику, механику и другие необходимые для инженера науки. В какой-то момент времени он посетил Всемирную электротехническую выставку, и именно там ему в голову пришла мысль о возможности приспособить электрический ток для шлифовки стекла. И вот, в 1891 году он смастерил первый в мире электрический шлифовальный станок. Эта машина позволяла обрабатывать камни и хрусталь в солидном количестве и с отменным качеством. Но для того чтобы применить своё изобретение, нужно было выйти со своим продуктом на рынок, а соперничать с богемским стеклом было бессмысленно. И тогда Сваровски отправился в Австрию, где в местечке под названием Ваттенс стал штамповать хрусталь, имитирующий драгоценные камни. Сразу стоит сказать, что делал он это не ради обмана и наживы, и факта их поддельности ни в коем случае не скрывал. Даниель просто давал возможность ощутить блеск и роскошь не только состоятельным людям, но и среднему классу.

Так, опровергнув поговорку «Не все то золото, что блестит», к фабрике Сваровски выстроилась очередь заказчиков. Покупателей было настолько много, что ему приходилось постоянно расширять производство, и вскоре нанять уже более 200 рабочих. Тогда-то фирма и получила привычное сегодняшнее название «Swarovski».

Но успех его предприятия был не только в доступности украшений. Оказалось, что во всём мире только он знает, как добиться сверхъестественной прозрачности хрусталя, и даже знаменитые стеклянные заводы Венеции оказались на грани разорения. В какие бы страны Даниель не отправлял образцы своих украшений, везде светские модницы приходили от них в полный восторг. Промышленной огранкой пробовали заниматься многие, но столь совершенные кристаллы никому не давались в руки. Оказалось, что загадка успеха Сваровски не в хитрых станках, а в формуле, которую он разработал для варки своего хрусталя.

В 1956 году основатель фирмы «Swarovski» Даниэль Сваровски умер, оставив своей немалочисленной семье процветающий бизнес с его кристальным секретом, и его семья достойно продолжила дело. Ровно через двадцать лет наследники открыли новую линию производства под названием «Silver Crystal». Первой была мышка, собранная из подвесок для люстры. За ней последовали ёжик, черепашка, оленёнок, носорог и лебедь. А потом целый сверкающий зоопарк отправился искать себе хозяев. Все сверкающие звери были наделены статусом коллекционных предметов, и цена на них теперь колеблется от 30 до 600 долларов, а фигурки эти так тронули сердца богачей, что очень скоро был создан целый клуб коллекционеров изделий фирмы «Swarovski», в котором сегодня состоит около полумиллиона людей со всего мира. Каждому из них раз в год дизайнеры преподносят фигурку, сделанную по специальному заказу. Настолько специальному, что все инструменты, использованные для ее производства, и сами эскизы безжалостно уничтожаются.

Сегодня секрет «Swarovski» не только в доступности по сравнению с драгоценными камнями, и даже не в идеальности кристаллов, а в том, что был создан некий культ поклонения хрусталю. Он был создан так искусно, что теперь не только средний класс стоит в очереди за сверкающими каплями, но и самые богатые люди мира. Подтверждением этому стал музей «Swarovski», открытый в 1995 году к столетию фирмы. Это не просто выставка украшений, это удивительный мир, наполненный красотой и блеском камней. Музей находится примерно в часе езды от Инсбрука, столицы Тироля. Представляет он из себя огромную подземную пещеру с лабиринтом из семи комнат, связанных между собой лестницами и узкими коридорами. Вход в эту пещеру охраняет огромный вросший в холм великан с горящими глазами, изо рта которого низвергается водопад. Свет вокруг статуи поставлен так, что падающая вниз вода как будто тоже сделана из безупречного хрусталя «Swarovski». От ворот под землю гостей уводит стеклянный тоннель, на стенах которого выгравированы строки Шекспира, Лорки и Гёте. Но выбор цитат не случаен, в каждой из них можно встретить слово «crystal», что значит хрусталь.

В первом зале можно увидеть самый большой и самый маленький хрустальный кристалл в мире. Оба они занесены в Книгу рекордов Гиннесса. Вес гиганта составляет 310000 карат, что составляет примерно 62 килограмма. Диаметр же его достигает 40 сантиметров. Эта хрустальная махина имеет ровно 100 граней, каждая из которых, в зависимости от того, с какого места смотрит на нее посетитель, отливает то гранатово-красным, то серебряным блеском. Самый же маленький кристалл можно увидеть только в микроскоп. Его диаметр всего 0,8 миллиметра. Среди экспонатов, представленных в той же комнате можно еще увидеть, например «мягкие» часы Сальвадора Дали.

В следующий же зал ведёт дорожка всего метр в ширину, десять в длину. Перемещаясь по ней, люди словно попадают в трубу детского калейдоскопа. В трёхмерном пространстве стеклянного неба то вспыхивают ночные звёзды, то бушует голубой океан, то появляются цветущие материки. Изображение то кажется отдаленным, то охватывает гостей и окружает со всех сторон, демонстрируя ярких рыб или небывалой красоты птиц.

Выходя в следующую комнату, на секунду слепнешь от света, а потом обнаруживаешь себя как бы внутри огромного кристалла. Этот эффект создается благодаря специально размещенным 590 треугольным зеркалам. Со всех сторон чудятся бесконечности из стекла, которые при всем этом еще и неустанно меняют свой цвет.

В каждом фрагменте этого музея балом правит иллюзия, причем настолько искусная, что грань между ней и реальностью стирается. Можно сказать, что это и есть отражение главного замысла Даниеля, его основного секрета. Этот человек смог соединить воедино прекрасную материю, искусство, науку, мастерство и неустанное стремление к гармонии и совершенству. Именно за это уже более ста лет люди преклоняются перед кристаллами «Swarovski». Его бижутерия стала элементом вечерних нарядов Марлен Дитрих, сценических костюмов Майкла Джексона, Брайана Ферри и Тины Тёрнер. Шанель, Кристиан Диор и Ив Сен-Лоран не перестают обшивать его хрусталём свои платья. И даже у нас, у каждой женщины на слуху его имя, имя Даниеля Сваровски, великого ювелира-иллюзиониста.   

 

 

Ответ #22: 17 09 2010, 04:09:09 ( ссылка на этот ответ )

Глиптика – рукопись истории

Люди смертны, и рано или поздно все мы станем лишь пылью на ветру времени, а сиюминутные наши радости и горести, обычаи и занятия исчезнут бесследно, превратятся в забаву для археологов неведомого будущего. И несмотря на то, что любого человека, когда-либо  жившего на Земле, ждет неизбежное забвение, мы по-прежнему, как и в незапамятно древние времена, мечтаем оставить свой след в истории, нетленную память, что-то, что расскажет потомкам о том, какой была та или иная эпоха, какие великие дела вершили ее сыны, о каких ошибках жалели, что любили и что ненавидели. Какой же материал достоин послужить этой цели? Еще шесть тысяч лет назад обитатели Месопотамии нашли ответ на этот вопрос: конечно, камень, не поддающийся ни воде, ни огню, ни неизбежному для созданий Природы старению, и обладающий при этом немеркнущей красотой…

Таковы, наверное, и были мотивы жителей Древнего Шумера, когда они создавали искусство резьбы на самоцветах, что сегодня зовется глиптикой, которое появилось гораздо раньше, нежели все прочие способы огранки. Первые произведения глиптики – геммы – были совсем просты: врезанные в камень углубленные линии, которые складывались  в слова, магические знаки или изображения священных животных. Использовали инталии – этим термином впоследствии стали обозначать подобные геммы – прежде всего в качестве фамильных печатей; ими скрепляли важные документы, подписывались, носили их в кольцах и подвесках на груди, чтоб обозначить свое высокое положение и всегда иметь «под рукой» свой родовой гербовый знак. Постепенно глиптика распространялась все шире – пришла она и в Вавилон, и в Ассирию, и в Египет, где, помимо печаток, особенно популярны стали амулеты-скарабеи, фактически представлявшие собой кабошон с нанесением затейливой резьбы, что превращала овальный камень в «настоящего» жука, и делавшиеся часто на куске бирюзы…

Однако подлинного расцвета искусство резьбы на цветных минералах достигает в эпоху античности в Греции и Риме. В IV в. до н.э. мастера изобретают камеи – новую форму гемм, где кристалл обрабатывается таким образом, что на плоской каменной пластинке «вырастает» рельефное изображение. Камеи уже не имели прикладного значения, как интальи-печати – они стали эстетическим наслаждением для глаз, предметом гордости,  который коллекционировали, дарили знатным гостям, носили как украшение в перстнях. Создатели камей не являлись ремесленниками, бездушно повторяющими один и тот же сюжет – то были настоящие художники, чьи имена известны до сих пор: в Греции работали Пирготель и Диодор, делавшие камеи для самого Александра Македонского, к слову, бывшего большим почитателем гемм; в Риме трудился Диоскорид.

По преданию, именно Диодор сделал камею для легендарного перстня тирана Поликрата – однажды Поликрат, желая умилостивить богов, что разгневались на него за все его многочисленные преступления и жестокость, бросил любое кольцо в море. Однако вскоре ко двору императора привезли свежую рыбу, и в желудке одной из них повар нашел то самое украшение. Увидев злосчастную камею, Поликрат понял, что возмездия ему не избежать, ибо боги отвергли его жертву…

Кстати, источники расходятся во мнениях по поводу того, из чего была сделана гемма Поликрата: кто говорит, что камнем был изумруд, кто настаивает на пятислойном сардониксе. Определить истину невозможно, так как для камей использовали и тот, и другой камень наравне со многими другими. Однако в основном камнерезы брали минералы  неоднородной окраски – оникс, агаты, сердолик, гелиотроп, яшмы; с их помощью можно было отобразить цвет волос, кожи, одежды резных фигур, придать картине глубину и завершенность, родня ее с живописью. Впрочем, прозрачные камни – изумруд, аквамарин, аметист, гранат, рубин, сапфир, топаз – также не были забыты. Главным условием была исключительная твердость того или иного самоцвета – это позволило античным камеям сохраниться до нашего времени в практически неизмененном виде, донеся до нас уникальные сцены, порой становящиеся единственным источником информации по какому-либо вопросу.

А ведь если прицельно изучать камеи, то вся жизнь древнего мира проходит перед глазами – пиры и суды, бои и увеселения, портреты реально существовавших именитых граждан, их жен и детей, изображения императоров вырезаны на разноцветных минералах. Есть здесь и сцены из литературных произведений, «копии» утраченных произведений живописи и скульптуры, небесные тела, театральные представления… Немало  мифических сюжетов, показывающих верования римлян и эллинов – причем для каждого бога предназначался свой камень: для хозяйки царства мертвых Прозерпины – черный гематит, для покровителя виноделия Бахуса – защищающий от пьянства аметист, для бога морей Нептуна – аквамарин… В зависимости от того, в трауре ли находился человек или ждал прибавления в семействе, готовился к свадьбе или битве, ему дарили «тематическую» камею с изображением поучительной сценки из комедии или трагедии, легенды или религиозной истории.

С началом христианской эры Византия унаследовала от Рима многие искусства, в том числе и глиптику – но теперь она получила сугубо мистическое воплощение. На твердых самоцветах – в основном лазурите, яшмах и гелиотропе – вырезали теперь только иконы и фигурки святых, библейские мотивы. Встречались и изумрудные или сапфировые  панагии в золотых оправах. Подобные образки распространились по всему православному миру, очень полюбили их и на Руси, где издавна существовала традиция использовать драгоценные камни при создании религиозных изображений. Камеи-иконы вставляли в митры и панагии, сделали частью архиерейских облачений, а богатые купцы и цари ставили такие образки в красном углу дома, носили с собой.

Следующий виток глиптики оказался, напротив, «светским» – в эпоху Возрождения интерес к античной культуре вновь всколыхнул тягу к камеям. «Простые» сардоникс, халцедон, яшму стали носить наравне с рубинами и сапфирами, из камей делали ожерелья, серьги, браслеты. Вставляли в украшения и найденные в раскопках древних поселений античные камеи, и «новодел», созданный руками придворных мастеров. Особенной популярностью пользовались геммы в XVIII-XIX вв., во времена классицизма, ампира и романтизма. Многие правители, по примеру римских императоров, стали собирать огромные коллекции камей. В числе почитателей этого искусства был Наполеон Бонапарт, владевший «Великой камеей Франции» из оникса – самой большой в мире (26х31 см), вмещающей в себя десятки фигурок императоров, их свиты и пленников. «Камейной болезнью» называла свое увлечение античными артефактами Екатерина II, оставившая после себя много тысяч экземпляров, и в наши дни доступных посетителям Эрмитажа в Санкт-Петербурге.

Сегодня глиптика, бывшая в течение XX века незаслуженно забыта, возвращается к жизни. Поиск новых форм и способов обработки минералов, желание отойти от прискучивших бриллиантов и «стандартной» огранки привел ведущих ювелиров к хорошо забытому старому – камеям из полудрагоценных камней. Овальные геммы, как и в старину, режутся на  цветных самоцветах, преимущественно светлой окраски. Изысканно смотрится камея в подвеске, серьгах или кольце; такая вещица одинаково подойдет и к офисному костюму, и к вечернему платью. Прозрачные минералы – аквамарины, изумруды, рубины, турмалины, сапфиры – отделывают глубокой гравировкой, как интальи, и постепенно начинают вырезать в «предметном» виде: кристаллы обрабатываются как цветы, листья, женские головки, объемные со всех сторон. Такая «модифицированная» глиптика пока свойственна лишь наиболее дорогостоящим украшениям, например, от Bouсheron.

Однако кое-что остается неизменным: создание гемм всегда было долгим и кропотливым занятием. Ведь твердость камня была так велика, что обычный металл не мог с ним справиться, и даже после изобретения алмазных инструментов резьба могла занять несколько месяцев; и в наш век высоких технологий камеи все равно делаются вручную, поэтому каждая из них абсолютно уникальна. Разрушительное время словно  боится прикасаться к камее, и она проходит сквозь века овеществленным кусочком живой истории, опровергая истину, что твердят мудрецы на всех языках мира: материя тленна, и лишь дух пребудет всегда. Хотя, возможно, бессмертной гемму действительно делает кое-что другое: ведь крепость камня соединяется в ней с одухотворенностью человеческого гения, оставляя немеркнущий след на теле Вечности.

* Глиптика – рукопись истории.jpg

(8.03 Кб, 170x128 - просмотрено 9025 раз.)

* Глиптика – рукопись истории...jpg

(5.43 Кб, 170x128 - просмотрено 9268 раз.)

 

 

Ответ #23: 06 12 2010, 15:20:58 ( ссылка на этот ответ )

Язык украшений

Долговечность ювелирных изделий поражает воображение. Время меняет многое, но кольца, браслеты, запонки, кулоны, серьги и бусы, диадемы и колье кажется будут присутствовать в жизни человека всегда.

Примечательно, что украшения - это самый важный источник информации о предшествовавших веках для историков. Древние перстни и браслеты могут говорить, и язык их прекрасен.

Вернемся мысленно в XII век. К этому времени русские мастера уже научились изготовлять золотые подвески с перегородчатой эмалью, а в технике чернения серебра им не было равных. Во введении к «Трактату о разных ремеслах» монах Теофил пишет «Если ты внимательно изучишь, то найдешь тогда…, что открыла Россия в тщательности эмалей и разнообразии черни». Именно благодаря ювелирам Руси эта техника стала известна в Европе. Так какие же украшения носили модницы тех времен? Отвечая на этот вопрос прежде всего стоит рассказать о височных кольцах как наиболее характерных украшениях русского народа. Этот предмет женского туалета был весьма распространен среди восточных славян. Как и следует из названия бронзовые, серебряные и золотые кольца крепились к головному убору или вплетались в волосы у висков. Существовало несколько различных типов колец. По тому, какой формы данное украшение можно было судить о принадлежности женщины к тому или иному племени. Например, северяне носили спиральные кольца, словене – ромбощитковые, радимичи – семилучевые и так далее. Причем следует отметить, что форма сама по себе также имела значение. Спираль – символ мудрости. Ромб – знак благоденствия, плодородия земли. Петушиный гребешок с семью выступами – знак Огня, силы небесной и земной. В зависимости от достатка в семье женщины носили от одного до нескольких колец.

Символы веры пронизывали весь быт человека и находили самое прекрасное выражение в ювелирных изделиях. Украшения представляли собой своеобразный язык знаков. По внешнему виду женщины можно было сказать откуда она родом, какой веры и насколько богата. Время шло, украшения менялись в зависимости от новых веяний моды и технологий изготовления. Однако тот древний язык присутствует в ювелирных изделиях и поныне, нужно только найти подходящий словарь.

 

 

Ответ #24: 06 12 2010, 16:24:36 ( ссылка на этот ответ )

Говоря об ювелирных украшениях, обычно обращаются к женской аудитории. Однако ювелирные изделия для мужчин появились гораздо раньше и во все времена пользовались огромным спросом. И в наше время мужчины понимают, что украшения могут быть стильными и мужественными, с их помощью можно подчеркнуть социальный статус, положение в обществе и хорошо продуманный образ.

У королей и фараонов драгоценные украшения символизировали могущество и власть. Украшения являлись показателем принадлежности мужчины к определенному сословию, народу. Кроме того, мужские украшения могли показывать достижения владельца.  В Древнем Египте пользовались популярностью мужские кольца и браслеты из золота, которые символизировали власть и знатное происхождение его обладателей. В Древнем Риме были распространены цепи для мужчин. А в аристократических домах средневековой Европы существовала мода на мужские серьги и серебряные браслеты.  В двадцатом веке начался настоящий бум на мужские ювелирные украшения. Немало поспособствовали этому голливудские актеры, которые, заключая мультимиллионные контракты с известнейшими ювелирными домами, демонстрировали всему миру ювелирные изделия для мужчин популярных брэндов. Да и яркие представители рэп-культуры не остались в стороне, возведя мужские цепочки и мужские браслеты в разряд культа.

В настоящее время самым распространенным мужским украшением является обручальное кольцо. Кроме обычных гладких колец, в последнее время широко распространены свадебные кольца, украшенные бриллиантом. Кольцо мужа часто тоньше, чем у жены и менее украшено драгоценными камнями. Как правило, мужчины предпочитают обручальные кольца классической формы, без лишних деталей. Мужчины могут носить не только обручальные кольца. Традиционным украшением для сильной половины человечества являются перстни и печатки. Правильно подобранные под личный стиль кольца для мужчин подчеркивают яркую индивидуальность и хороший вкус владельца. Для мужских колец ювелиры используют золото различных оттенков, серебро и платину, белые и черные бриллианты, цветную эмаль и драгоценные камни. Особой популярностью пользуется черный оникс, как один из камней, подчеркивающих стиль и мужественность представителей сильного пола.

Мужчинам, предпочитающим деловой стиль одежды, не обойтись без запонок. Запонки — застёжки, вдеваемые в петли манжет (рукавов) и воротника мужской рубашки. Запонки появились в Европе в начале XVII века. Изначально рукава подвязывались шнурками или лентами. Во времена правления французского короля Людовика XIV в моду входит использование пары одинаковых стеклянных пуговиц, соединенных между собой короткой цепочкой. К 1715 году это простое украшение сменяется на более изысканное, украшенное драгоценными камнями с золотой цепочкой. В то время запонки, весьма дорогие в производстве, являлись аксессуаром элитного класса и не были широко распространены среди масс. В 1924 году был изобретен новый механизм застежки. Компания Boyer начала использовать штырек, свободно вращающийся по всей длине внутри ножки. Эта система стала настолько популярной, что используется и по сей день в большинстве запонок. Запонки очень важный аксессуар, который подчеркивает завершенность образа делового мужчины.

Современная модная индустрия предлагает большой выбор мужских браслетов: из золота, серебра, со вставками из кожи и драгоценных камней. Браслеты появились в древности как украшение войнов, царей и жрецов. Древние мужи носили браслеты и на руках и на ногах, потому что браслеты являлись не только символом царской власти, но и магическими амулетами, защищавшими их владельца от злых духов и демонов. В настоящее время мужской браслет – необходимый аксессуар для создания современного модного имиджа. Мужские браслеты, как правило, выдержанны в строгом, лаконичном стиле. Правильно подобранные мужские браслеты свидетельствуют об отменном вкусе их обладателей.

Большой популярностью в современном мире пользуются мужские цепочки. На выбор покупателей представлен широкий ассортимент цепей с различным дизайном, плетением и размерами. Мужские цепочки из золота, как правило, символизируют статус владельца, тягу к роскоши и благополучию. Серебряные цепочки для мужчин демонстрируют силу, уверенность и безупречное чувство стиля.При этом серебряные мужские цепочки прекрасно подходят для всех возрастов. Мужские цепочки являются самодостаточным украшением, однако могут быть также украшены подвесками. Мужские кулоны и подвески бывают не менее интересными, чем женские. Кроме того, они могут многое рассказать о своем владельце, его интересах и увлечениях.

В ювелирных магазинах можно найти много других модных аксессуаров для мужчин: зажимы и заколки для галстуков, серьги, брелки, зажимы для денег, визитницы. Мужские ювелирные украшения позволяют представителям сильного пола выглядеть стильно и элегантно. Наличие аксессуаров свидетельствует о вкусе мужчины и его умение продумать свой образ до конца. При покупке ювелирного изделия для мужчины постарайтесь ознакомиться с как можно более широким ассортиментом украшений. Поход по магазинам за такого рода вещами может приносить удовольствие. Ювелирное украшение способно не только изменить имидж своего владельца, но и может стать семейной реликвией.

www.goldhit.ru

 

 

Страниц: 1 ... 3 4 5 6 | ВверхПечать