Максимум Online сегодня: 737 человек.
Максимум Online за все время: 3772 человек.
(рекорд посещаемости был 06 01 2017, 22:59:15)


Всего на сайте: 24809 статей в более чем 1757 темах,
а также 139762 участников.


Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Вам не пришло письмо с кодом активации?

 

Сегодня: 21 08 2019, 09:56:41

Сайт adonay-forum.com - готовится посетителями и последователями Центра духовных практик "Адонаи.

Страниц: 1 ... 4 5 6 7 8 | Вниз

Ответ #25: 01 10 2010, 14:56:48 ( ссылка на этот ответ )

«У вас товар, у нас купец...» Когда родилась профессия свахи?

Сравнительно недавно, между прочим. Не в седой древности – всего лишь в первой половине XIX века! Определяющим фактором при заключении брака испокон века была воля родителей. В древней литературе мы имеем свидетельства того, что о браке детей родители порой договаривались либо сразу после их рождения, либо даже еще до рождения.

И в этом, наверное, был смысл. Родители дали жизнь детям, обеспечили их благополучие. Устраивая будущее деток, они должны иметь в виду экономические последствия брака. Главное ведь – чтобы, живя-поживая, супруги добра наживали!

Но во все времена существовала любовь. Вот эта самая сердечная склонность Его к Ней и обратно. Мудрые взрослые знали и знают, сколь трагичны могут быть попытки противостоять этой склонности, намерение принуждать Его и Ее к тому, к чему сердце не лежит.

Потому издавна существовали формы добрачных контактов меж полами. Различные формы в разной степени все же помогали установить, насколько желателен, насколько перспективен может быть брачный союз для той или иной пары.

Еще «Повесть временных лет» свидетельствует о древлянском обычае – «умыкаху жены себе» «у воды». У воды – у источника, у реки, у колодца. А ведь и в XIX веке, и в начале XX века хождение «по воду» было любимым занятием для девиц, под это дело и коромысло существовало. Кто видел, тот знает: девушка, несущая на коромысле ведра с водой, элегантна и грациозна! Плюс к этому еще и в нарядных одеждах, и раскрашена-нарумянена: ведь не за водой идет – за женихом!

Вятичи, северяне, радимичи – тоже все славянские племена – устраивали «игрища межю селы». В процессе «плясания» на таких игрищах парни договаривались с девушками об «умыкании». Традиция гуляний, так называемых «хороводов», в процессе которых парень и девушка могли, выбирая спутника жизни, пообщаться вплотную, существовала многие века.

Бытовала и другая форма ярмарок невест, смотрин. Под вечер девицы (чаще – при родственницах замужних, пожилых) рассаживались на скамеечках у ворот своих домов, парни ходили мимо, присматривались, разговоры заводили...

Конечно, при всех возможностях изъявления сердечной склонности общение молодых людей корректировалось родителями или прочими родственниками. Подходящая кандидатура принималась, выбор одобрялся, не подходящая – осуждалась, контактам чинились препятствия.

Приметив друг друга на гулянье, молодые люди общались на «вечорках», встречались «под окном». Последняя форма – это когда девица сидит в своем доме у открытого окна, а парень, стоя «под окном», беседует с ней. Такие контакты, явное предпочтение, которым парень выделял одну девицу среди прочих, были сигналом: пора засылать сватов.

И вот эти самые сваты (которыми могли быть какая-нибудь пожилая родственница жениха, а также его отец, дядя) отправлялись от представителя «купца», жениха, к «владельцам» «товара» – в семью невесты, прекрасно зная, каким будет итог визита. Поскольку этот визит сватов был частью ритуала, все фразы в сценарии сватовства были вытвержены, обкатаны, освящены традицией. Сватовство не являлось формой заключения договора, а лишь – частью обряда.

Я не разделяю здесь деревенский и городской обычаи подготовки брака. До определенного времени особых различий не наблюдалось. Возникли же они лишь в XIX веке – с ростом городов, с развитием промышленности и увеличением занятой на заводах, фабриках, а также в сфере обслуживания рабочей силы.

Городскому жителю при его каждодневной занятости, не зависящей от природных условий и ритма сельхозработ, недосуг было выбирать себе невесту на гуляньях, балагурить с красавицами у колодцев... Да и какая купецкая дочь, в норме – содержимая за семью запорами, отправится с коромыслом по воду!

Вот так и возникла потребность в профессиональных свахах. Сваха, «сватунья» – как понятно из формы этого слова, это была женщина, желательно – пожилая, житейски опытная, бойкая на язык. Она собирала сведения о «товаре» и «купцах» – и курсировала меж домами возможных кандидатов в женихи и невесты.

В середине XIX века это явление – подготовка брака с помощью свахи-профессионала – было еще достаточно новым для общества. Сведения об этом дает архив Географического общества России, в котором сохранились для исследователей описания свадеб указанного времени.

На этот период таким манером заключалось менее четверти браков, притом и эта-то четверть приходилась на конкретные области России – Поволжье и Юг. Сообщения из других регионов – Севера, Северо-Запада – сведений о профессиональных свахах не содержали. А спустя пару десятилетий – годам к 1870-м – у свах уже существовала традиция: отправляясь «на работу», к родителям невесты, украшать себя особым знаком, яркой накидкой. То есть – появилось нечто вроде спецодежды!

Некоторое время сосуществовали два вида сватовства – новомодный и традиционный. Сваха-профессионал подыскивала пару, проводила переговоры о браке, а затем к невесте засылали уже «ритуальных» сватов из родственников жениха. Именно «ритуальные» сваты и говорили все положенные слова – о «товаре» и «купце», получали от семьи невесты «хлеб-соль» для жениха – в знак того, что предложение руки и сердца принято.

Именно эти сваты, а вовсе не та, которая реально поработала и получила за работу плату, участвовали в свадебном обряде. Профессиональная же сваха на свадьбу не приглашалась, никакую там функцию не исполняла.

Русская литература дает нам немало свидетельств о том, что все было именно так. Вспомните Гоголя, Островского, Чехова! «Женитьба» (1835-1836 гг.) Гоголя описывает нам становление института профессионального сватовства. Тогда профессиональные «Феклы Ивановны» еще только начинали свою благотворную деятельность.

Пьесы Островского, «Женитьба Бальзаминова» (1861 г.), например, и многие другие, свидетельствуют о широком развитии этого явления в купеческой среде. Кстати, там нередко фигурирует в качестве части платы свахе за труды – платок! Что, если та накидка, которую сваха надевала, идя в дом невесты, со временем просто трансформировалась в «свахин» платок как признак профессии, как «спецодежда»?

У Чехова же (1880-е гг.) есть занятная юмореска «К свадебному сезону». «Записная книжка комиссионера», фигурирующая здесь – это просто база данных клиентов, дело поставлено на поток. Сватовство – рутина, дело, организованное почти по-промышленному.

Для «чеховских времен» использовать сваху – старо, немодно. У Чехова просить руку и сердце сплошь и рядом является к родителям сам жених, притом – с непредсказуемым результатом! В общем же, ясно, куда идет прогресс в этой сфере – в сторону приоритета личности.

 

 

Ответ #26: 11 10 2010, 19:02:29 ( ссылка на этот ответ )

Необычные свадьбы у разных народов мира.

Земной шар населяют тысячи народов, и все они имеют собственный язык, культуру и, конечно же, собственные традиции проведения свадеб.

Пожалуй, самый простой способ заключить брак был в Месопотамии. Там мужчина в присутствии свидетелей закрывал лицо женщины вуалью и произносил: «Она стала моей женой». У некоторых народов девушка может выйти замуж не за человека, а за неодушевленный предмет. Такое бракосочетание отмечается как обычная свадьба и более присуща девушкам, которые не достигли половой зрелости. Бракосочетание с мертвецом кажется еще более невероятным, но такие браки до сих пор заключаются в Китае, и называются они бракосочетаниями с привидениями или «адскими свадьбами».

Брачные обряды в Руанде требуют, чтоб молодожены питали друг к другу глубокую ненависть. После завершения брачной церемонии жена идет на ночь в дом мужа. Здесь начинается настоящее побоище. Жена бьет и царапает мужа и длится это всю ночь. Весь этот ритуал проходит безмолвно до рассвета, а утром жена возвращается домой, чтоб поспать, а вечером все начинается заново. Драка может продолжатся несколько ночей подряд, а иногда даже целый месяц! Когда же ненависть проходит, жена переезжает в дом мужа. Семейная идиллия больше не нарушается никакими ссорами, торжествует взаимная любовь.

Всем известно, что до сих пор в некоторых странах допускается многоженство. А в некоторых регионах Бразилии женщина может иметь несколько мужей. И в этом случае брак устраивается не самой женщиной, а ее мужем. А происходит это так: когда муж узнает, что у его жены есть любовник, он приглашает последнего на охоту, а после охоты тот переезжает в дом супругов. Причем муж оценивает эту ситуацию не как личное оскорбление, а как ситуацию, требующую его вмешательства.

В Тихом океане существуют тысячи островов, многие из которых имеют собственные свадебные традиции, тщательно охраняемые коренными жителями. Так, костюмы молодоженов обычно делаются из плодов земли, на которой они выросли. На острове Самоа невеста надевает платье из коры и веток тутового дерева, свежих цветов, а голову украшают короной из жемчуга.

В Азии молодоженов облачают в шелк и красный цвет. В Китае золотой и красный цвет символизируют счастье и богатство, поэтому они присутствуют и на конвертах, свечах, упаковках с подарками. В Японии традиционным нарядом невесты является белое кимоно из шелка, белая парчовая накидка, украшения и специальный парик, которому придают праздничный вид шпильками и серебряными заколками. Кроме белого и красного, в наряде могут присутствовать все цвета, кроме фиолетового, так как он предвещает скорый распад брака.

Традиционным свадебным нарядом в Европе является белое платье. К тому же существует поверье, что невеста должна надеть в день свадьбы одну старую вещь, одну новую, одну – взять взаймы, и что-нибудь голубое. Тогда, по поверьям, брак будет крепким.

В Англии невеста надевает на руку подкову, украшенную кружевом. Выходить замуж в старой обуви считается символом удачи.

В Германии некогда существовал такой обычай: невеста во время свадьбы должна была иметь при себе хлеб и соль, символы изобилия. Поэтому платья там шились с карманчиками.

В южно-европейских странах платья предпочитают шить самостоятельно и хранят их как фамильную ценность. В свадебном наряде испанки должны обязательно присутствовать цветы апельсинового дерева – в букете невесты и как украшение в волосах. Связано это с тем, что апельсиновое дерево считается символом молодости.
Реальность – часть мира в воображении, которую мы знаем.

 

 

Ответ #27: 15 10 2010, 21:09:34 ( ссылка на этот ответ )

Свадьба это повод для радости и веселья, но это так же повод и для происков завистников и недоброжелателей.С давних времен свадьбы справлялись богато. Этот обычай идет еще с до христианских времен, когда богам жертвовали еду и питье. Считалось, что эта жертва поможет потом молодым в их безбедной и счастливой жизни.

Но свадьба это также и повод для зависти и обид, особенно знакомых и родственников, некоторые специально ворожат и насылают порчу на молодых.

Поэтому это событие обросло многими правилами и обычаями для сохранения мира, лада и здоровья молодым.

Свадебный каравай пекли за день до свадьбы и к выпечке не допускались вдовы или одиночки, даже замужним с несчастливой семейной жизнью могли отказать присутствовать при выпечке свадебного каравая. Поэтому подумайте, кому Вы поручаете печь каравай.

Родившимся в субботу, нельзя женится в субботу, будут проблемы связанные с рождением будущих детей.

Для предохранения от порчи клали в обувь новобрачным листья рябины, в карманы – плоды рябины.

Если в одежде жениха или невесты обнаружаться иголки, то им ни в коем случае нельзя прикасаться руками к ним. Лучше, что бы кто-то из родных или близких забрал.

На самом торжестве жениху и невесте лучше пить и есть совсем немного, есть способы, когда порчу передают через еду и питье. В старые времена, например, в России, молодым вообще не давали есть и пить на свадьбе, предохраняя их тем самым от порчи. А перед тем как молодые сядут за стол, пусть кто-то из родственников проверит, чтобы на стульях или под ними ничего не лежало. Если что-то лежит, даже с Вашей точки зрения безобидное, лучше убрать и по возможности выбросить.

Нельзя, чтобы на место жениха и невесты кто-либо садился. Есть знающие “доброжелатели”, которые тем самым могу забрать счастье себе и оставить несчастья в любви молодым.

Никогда не дарите и не берите в подарок на свадьбу ножи. Даже если это от родственников. Моей знакомой так тетка разрушила семейную жизнь, подарив заговоренный набор очень красивых серебряных ножей.

В старые времена женщины с распущенными волосами без украшений не допускались на торжество. Считалось, что с этим войдет печаль в семейную жизнь, так как простоволосая женщина – это символ печали и траура. По возможности попросите такую женщину надеть заколки или обруч на голову.

Свадебную скатерть, со стола за которым сидели молодые никому не отдавайте, особенно, если кто-то настойчиво просит.

 

 

Ответ #28: 20 12 2010, 14:54:00 ( ссылка на этот ответ )

Свадебные обряды

ОБРЯД ВЫКУПА НЕВЕСТЫ:В старину на Руси в день венчания, утром за невестой приезжал жених с родственниками и друзьями. Прежде чем войти в дом гости должны были преодолеть ряд препятствий, выплачивая "выкуп" за невесту, одаривая братьев, сестёр и подруг невесты. Невесту надо было найти в доме, где она пряталась в укромное место. Родители невесты благословляли молодых иконой, и они отправлялись в церковь.
ОБРЯД "ХЛЕБ-СОЛЬ": Встречают хлебом-солью родители, в доме которых играется свадьба. На длинное красивое полотенце кладут круглую буханку черного хлеба или каравай с хорошо укрепленной в середине солонкой. Приветственную речь говорит теща или свекровь. “Поздравляем вас с законным браком, желаем счастья, здоровья, долгой супружеской жизни. Милости просим в наш дом - в ваш дом. Хлеб-соль отведайте, а мы посмотрим, кто в доме хозяином будет”. Молодые отщипывают или откусывают хлеб, макают его в соль и едят. Считают: кто больше откусил - тот и хозяин. Еще раз их поздравляют и целуют. Этот обряд символизирует истинное и чистосердечное согласие и является знаком того, что молодые будут с тех пор как бы крохами одного хлеба.
ОБРЯД ОСЫПАНИЯ НОВОБРАЧНЫХ: Кидают вслед новобрачным пшено, зерна, конфеты, хмель, монеты как символ зажиточной жизни.
ОБРЯД ЗАЖИГАНИЯ СЕМЕЙНОГО ОЧАГА: родители жениха и невесты подходят с зажжеными свечами к молодым и зажигают их семейный очаг, передавая своё благополучие новой семье.
ОБРЯД РАСПЛЕТАНИЯ КОСЫ НА ДВЕ: Перед самым приездом жениха, подруги невесты расплетали ей девичью косу и заплетали две "бабьи". Переплетение одной косы на две, означало расставание с девичьей жизнью. Одна коса означала, что носительница её девственна, и поэтому пригодна для замужества. После переплетения кос, волосы закрывались белой фатой, что тоже означало целомудрие девушки.
ОБРЯД ПРОЩАНИЯ С ДЕВИЧЬЕЙ ФАМИЛИЕЙ: возник сравнительно недавно. На листе бумаги (шарике, кружке, тарелке,...) пишется фамилия невесты и уничтожается разными способами (бумага сжигается или рвётся, шарик лопается или улетает, кружка и тарелка разбиваются).
ОБРЯД СРОДНЕНИЯ: жених с невестой просят родетелей называть их мамой и папой и, получив разрешение, делают им низкие поклоны.
ОБРЯД СНЯТИЯ ФАТЫ: свекровь в конце свадьбы снимает с невесты фату и одевает ей платок, - невеста становится с этого момента снохой и поступает в распоряжение хозяйки дома.
ОБРЯД ОБМЕНА ЛАСКАМИ: Новобрачным дают по яблоку с десятью спичками в нем. Поочередно жених и невеста говорят по ласковому слову друг другу и вытаскивают спичку. Выигрывает тот, кто быстрее вытащит спички. То же самое можно сделать, расставив новобрачных на расстоянии двадцати шагов. С каждым шагом они делают то же самое.
ОБРЯД РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ОБЯЗАННОСТЕЙ: Молодые тянут жребий по распределению обязанностей по дому. Их можно выразить условно - картинкой, фартучком, пеленкой, рисунками или игрушками - машина, пылесос, кастрюля, детская коляска, соска, сумка с продуктами. Это игра, шутка, поэтому допускается для смеха и нелепый выбор.
ОБРЯД ПОСВЯЩЕНИЯ В НОВЫЕ ТИТУЛЫ: родителям невесты и жениха, а также их близким родственникам даются новые титулы в игровой форме (свекровь, свекор, теща, тесть, свояк, свояченица, заловка,...)
ОБРЯД ПРАЗДНОВАНИЯ: Свадьбу праздновали 3 дня. Первый день- свадебный пир у родителей жениха с утехами для гостей (заканчивался обрядом укладыванием молодых на брачную постель), второй день - также пир у родителей жениха с испытаниями для молодой жены, с ряженными гостями (заканчивался обрядом мытья молодых в бане), третий день - катание на лошадях и пир у родителей молодой жены (заканчивался обрядом проводов молодой жены в новый дом)

 

 

Ответ #29: 27 12 2010, 18:42:42 ( ссылка на этот ответ )

Славянский свадебный обряд

По славянскому обычаю жених похищал невесту на игрищах предварительно договорившись с нею о похищении:

"Схожахуся на игрища... и ту умыкаху жены собе, с нею же кто съвещашеся: имяху же по две и по три жены".

Затем отцу невесты жених давал вено - выкуп за невесту. За день до свадьбы будущая тёща печёт курник, посылая его в дом жениха. Жених же посылает в дом невесты живого петуха. В предсвадебный день никаких увеселений не происходит. Все тщательно готовятся к веселью. Утром свадебного дня жених извещает невесту, чтобы она готовилась к венцу.

Родители невесты расстилают на скамье шубу, сажают на неё свою дочь и начинают одевать в свадебный наряд. Как только оденут, то посылают гонца к жениху. Вскоре свадебный поезд подъезжает к воротам. Дружка жениха стучит в ворота, вызывает хозяина и говорит, что, мол, охотимся на зайцев, да один заяц махнул к тебе за ворота, надобно-де отыскать. Жених усердно ищет спрятанного "зайца" (невесту), а, отыскав, и испросив благословения у родителей, сажает в свадебный поезд и едет на венчание.

Долгое время "венчание" в греко-кафолической церкви с обязательной проповедью про "семейное счастье" какой-то там израильской семьи, не считалось настоящим венчанием, ибо люди долго ещё с почтением относились к обычаям СВОИХ предков.

Степан Разин, например, отменил церковное "венчание", повелев венчаться вокруг дуба. Венчание происходило после полудня, ближе к вечеру. В это время мать жениха готовила в клети брачное ложе: вначале настилала снопы (числом 21), поверх перину и одеяло, сверху бросала кунью шубу или шкуру куницы (либо ласки). Возле ложа ставились кадки с мёдом, ячменём, пшеницей, рожью. Всё подготовив, будущая свекровь обходила ложе с рябиновой веткой в руке. 21 сноп означает "огненную страсть" (утроенная семёрка, число Огня), кунья шуба должна была волшебным образом разжечь страсть у невесты, точно так же, как и шкурка куницы или ласки.

Обратите внимание на названия зверьков, чьи шкурки использовались в волшебных целях, по-видимому, ещё с общеиндоеропейских времён, если не раньше. Куна (куница) - того же корня, что и латинское cunnus, норка - то же, самое, только иносказтелъно, и, наконец, ласка собственно и означает ласку. Ветвь рябины служит, во-первых, своего рода, очистительным средством, а, во-вторых знаком плодородия. Само слово венчание означает покрытие головы, венком (венцом). Перед венчанием место жениха занимал младший брат или подросток, родственник невесты, у которого жениху необходимо было выкупить место рядом с невестой. Обряд называется "продажа сестриной косы". Около невесты садятся также "глазки" - две родственницы невесты, чаще всего сестры или сеструхи (т.е. двоюродные сестры). Они во время всей свадьбы помогают невесте. Каждая из "глазок" держит в руках по блюду, завязанному платками концами в низ. В одном блюде лежит платок, повойник, гребень и зеркало, а в другом две ложки и краюха хлеба.

После выкупа жених и невеста, держа в руках по зажжённой свече, шли к храму или свещенному дубу. Впереди них шли плясуньи, за ними несли коровай, на котором лежали сребреники. Позади молодых осыпало нёс чашу с хмелем, зерном и серебром. Сваха осыпала невесту и жениха из чаши. Гости желали невесте столько детей, сколько шерстинок в тулупе. После таких пожеланий сваха милостиво осыпала ещё и гостей. Раньше венчал жрец, брал невесту за руку, поручал её жениху и приказывал им поцеловаться. Муж покрывал жену полой своего платья или плаща в знак покровительства и защиты, после чего жрец давал им чашу с мёдом. Стоя перед жертвенником, муж и жена трижды поочередно пили из чаши. Остатки мёда жених плескал в жертвенник и бросал чашу под ноги, приговаривая: -"Пусть так под ногами будут потоптаны те, кто будет сеять меж нами раздоры".

Кто первый ступал ногой на чашу, тот, по поверью, становился главой в семье. На почётном месте за свадебным столом всегда сидел деревенский знахарь или колдун. Однако, он занимал почётное место не из-за того, что мог, разозлившись от недостаточного к нему почтения, "превратить в волков свадебный поезд" (зачем колдуну поезда с волками?), а оттого, что как раз зачастую являлся потомком тех самых волхвов, на протяжении сотен лет венчавших наших прапрадедушек с прапрабабушками.

По дороге домой молодые шли, крепко прижимаясь друг к другу, а гости попеременно дёргали их за рукава, пытаясь разлучить. После такого нехитрого испытания все усаживались за стол и начинали пировать. Все, кроме молодых, перед которыми хотя и стояла жареная курица, но съедали они её лишь по окончании пира. Ни пить, ни есть молодым во время свадебного застолья не разрешалось.

Когда на стол подавали курник, то это означало, что настала пора - "Тетера на стол прилетела - молода спать захотела". В разгар веселья молодые уходили в клеть, где заранее было подготовлено брачное ложе. Под напутствие молодожёны, захватив закутанный в рушник обрядовый коровай и курицу, закрывались в клети. У дверей с обнаженным мечом ходил дружка жениха, охраняя покой новобрачных.

Кунью шубу топтать!
Друг дружку толкать!
Здоровенько спать!
Весёленько встать!

После таких, достаточно откровенных пожеланий, гости удалялись в дом, но через некоторое время посылали узнать о "здоровье". Если жених отвечал, что он в "добром здоровье", значит "доброе" свершилось.

"Весёленько встав", молодые приступали к еде. Взявши курицу, новобрачный должен был отломить ножку и крыло, после чего бросить их назад через плечо. Отведав курицы и коровая, молодые присоединялись к гостям, и веселье продолжалось. Дружка жениха читал благословения, например, такие: К гостям:

Еста, добрые люди!
Гости полюбовные,
Званые и незваные,
Усатые и бородатые,
Холостые неженатые.
У ворот приворотнички,
У дверей притворнички.
По полу ходючи,
По середе стоючи.
Из кута по лавке
По кривой, по скамейке!
Благословляйте!

К молодицам:
Молоды, молодки!
Хорошие походки,
Куньи шубы,
Соболиные пухи,
С поволоками глаза,
С помали голова,
Золоты кокошки,
Серебрены сережки,
Дочери отецки,
Жёны молодецки!
Благословляйте!

К девицам:
Красные девицы
Пирожные мастерицы,
Чёсаные головы,
Обутые голени,
Криночные блудницы
Сметанку снимали,
Кокурки месили
Под застрех хоронили
Пастушков дарили.
Благословляйте!

К ребятам:
Еста! Малые ребята
Свиные херята!
Кривые желудки,
Жимолостные ноги,
Брюховичные рожи,
На жопу похожи.
Благословляйте!

После подобных благословений пир разгорался с новой силой. Застолье заканчивалось игрищами, после которых те, кто ещё мог ходить, расходились по домам.

liveinternet.ru

 

 

Страниц: 1 ... 4 5 6 7 8 | ВверхПечать