Максимум Online сегодня: 605 человек.
Максимум Online за все время: 4395 человек.
(рекорд посещаемости был 29 12 2022, 01:22:53)


Всего на сайте: 24816 статей в более чем 1761 темах,
а также 357964 участников.


Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Вам не пришло письмо с кодом активации?

 

Сегодня: 20 04 2024, 15:40:01

Сайт adonay-forum.com - готовится посетителями и последователями Центра духовных практик "Адонаи.

Страниц: 1 2 3 4 5 6 ... 8 | Вниз

Ответ #15: 10 08 2009, 12:44:49 ( ссылка на этот ответ )

Предсвадебные приметы древних славян

Обметешь кого-либо веником - навсегда холостым останется (замуж не выйдет).
Поверье связано с несколькими символами: кругом, веником, мусором. Веник символизирует крепость дома (все прутья связаны вместе), отгоняет нечистую силу. Но если им при обметании замыкается круг, то человек так и останется одиноким в этом символическом круге. Верили также, что души умерших могут найти пристанище в домашнем мусоре. Обметая человека, его оставляют с частью невыметенного мусора, кругом словно обручая с ним навечно. В этой связи вспомним, что веник часто применялся при гадании о женихе.

Подметаешь пол неровно, мусор оставляешь - замуж за рябого выйдешь.
Смысл поверья - чисто воспитательный: с помощью такой ощутимой угрозы стараются научить девушек убирать в доме чисто. В самом деле, если везде будет виден мусор, то кто же из гостей захочет взять такую девушку в жены? Разве что "рябой" - тот, за которого никто замуж не идет.

Нельзя парню на пороге сидеть - никто за него замуж не пойдет.
С мистической точки зрения это поверье объясняется так же, как и прочие, связанные с порогом (см. предыдущую главу). Порог - место сакральное, символизирующее разграничение миров. Под ним некрещеных младенцев хоронили. Он - граница между домом и внешним миром. В то же время порог - неблагоприятное для здоровья место: тут легко и простудиться. По всем этим причинам ни приветствовать друг друга через порог, ни стоять на нем нельзя (невесту через порог переносят, чтобы она на него не наступила).

Хлебные крошки со стола стряхиваешь - денег не будет и замуж выйдешь за лысого.
В этой примете проявляется отношение и к столу, как одному из главных символов дома (надо уважать его, мыть после обеда, а не вытирать), и к хлебу как обожествленному продукту (нельзя хлебные крошки выбрасывать). В детстве это запугивание действует на девочек, а потом они уж привыкают к тому, как надо убирать со стола, чтобы замуж "за лысого" не выйти.

В среду и в пятницу не сватаются.
Это связано с тем, что среда и пятница - постные дни. С одной стороны, негоже в день поста о сватовстве думать, с другой - если придут сваты, возникают проблемы с угощением, что может сказаться и на результате переговоров. (Пост же в эти дни завещан потому, что в среду Иуда предал Иисуса, а в пятницу Христа распяли.)

Сколько морщин между бровями, столько раз жениться (или замуж выходить).
Скорее всего, примета носит шутливый характер, предостерегая от мрачного нахмуривания бровей. Но физиономисты могут пояснить ее по-другому: древняя наука о лице основывается на своих наблюдениях.

На углу стола сидеть - семь лет в девках оставаться (не жениться).
Четыре угла замыкают плоскость стола, его обособленное пространство. А на углу сидеть - угла не иметь, потому что он в этом случае вне человека, направлен от него, не захватывает его в поле своего влияния. С бытовой точки зрения эта примета не позволяет хозяйке плохо, неудобно рассаживать гостей, ибо любой из них, будучи посажен "на угол", может обидеться.

Пришла сватья на рукобитье - двери на крючок.
Как только сват или сватья с родными жениха входят в дом родителей невесты, дверь тут же закрывается на крючок - чтобы случайно зашедший человек не сглазил дела.

Сватья в доме невесты не должна садиться. Сядет - дело не пойдет.
Еще говорят, если сватья сядет, то и дети потом у молодых седунами будут, поздно на ноги встанут. Если пить согласится, то и дети пьяницами вырастут. Если уговорят ее поесть, то и дети обжорством страдать будут. Сейчас то ли сватьи менее опытны, чем раньше, то ли перестали придавать значение примете, но мне не раз доводилось на сговорках видеть сидящую и чай попивающую сватью.

Перед венчаньем жениху и невесте в одежду надо булавки воткнуть.
Это делается, чтобы колдун или просто завистник не сглазил молодых.

Свататься в апреле надо, до последнего дня.
Совет-примета основан на том, что в мае свататься или жениться - "всю жизнь маяться". Корни его уходят в те времена, когда май был прочно связан с посевной. Впрочем, и сейчас майские сватовства и свадьбы - преимущество города, но не деревни.

Крещенское рукобитье - к счастливой семье.
Считалось, что на Крещенье (6-е января по старому стилю, 19-е января по новому стилю) над Землею Небо отверзается, поэтому все добрые начинания благословляются свыше и завершаются успехом.

Чтобы парня приворожить, надо взять заслонку от печи, насыпать на нее зерен и накормить петуха.
Это связано с привлечением магических символов дома: петух символизирует плодородие (мужское его начало), отпугивает нечистую силу; печь - символ до машнего очага; зерна - символ жизни и достатка. Кормя петуха, девушка приговаривает: "Как заслонка держится своего устья, так и петух чтоб держался дома, а мой жених - меня". Подобных привораживаний, загово-ров, гаданий - превеликое множество.

Чтобы скорее замуж выйти, молились Параскеве-Пятнице: "Матушка Пятница-Прасковея, пошли жениха поскорея!"
Таково традиционное обращение к заступнице женщин. С этой же целью обращались и к Покрову: "Батюшка Покров, кроешь ты снегом землю и воду, покрой и меня, молоду!" Обращения эти связаны с временем года: основные сговоры проходили от Покрова (когда закончились полевые работы) до Кузьминок.

Сваха перед началом переговоров о свадьбе греет руки у печи - иначе толку от сговора не будет.
Примета восходит к поверью, что в печи обитают души умерших. Грея руки, сваха как бы приветствует их. Хотя, если вдуматься, пришедшему с мороза человеку (а оговорки бывали, когда на улице - поздняя осень) действительно не мешает отогреться, - тогда и дело лучше пойдет. Тем более что сваха должна была все время стоять, сидеть ей запрещалось. Сваху обычно встречали припевом "Ой, Лада, Лада!", чем призывали в помощь древнерусскую богиню Ладу - покровительницу любви и браков. С той поры и говорят: "свадьбу ладить", "в семье лад", то есть вспоминают имя Лады.

 

 

Ответ #16: 22 06 2010, 19:23:03 ( ссылка на этот ответ )

Жениться на… дереве

         





Разве можно жениться на дереве? Оказывается, в связи с определенными
обстоятельствами такой свадебный обряд уже длительное время
практикуется в Индии. Возможно, лучше жениться на дереве, чем на
какой­нибудь мегере, и мудрые индусы, как всегда, правы?..





   

Индийские «страсти»


Почему же в Индии, где вполне достаточно женщин, мужчины иногда
вынуждены жениться на деревьях? Дело в том, что в некоторых районах
Индии существует негласный закон, запрещающий жениться младшему брату,
если его старший брат еще ходит в холостяках. Однако такое положение
дел не всегда устраивает младших братьев, особенно если старшие явно не
склонны к брачным узам. Можно было бы родителям настоять и женить
старшенького против его воли, но народная мудрость нашла более щадящий
выход из этого тупикового положения. Старшего брата женят на дереве…
Обычно роль «невесты» в этом случае играет платан. Нельзя сказать, что
в этом случае дереву крупно везет, ведь его после «свадьбы» практически
сразу срубают. Таким образом, старший брат лишается своей «жены» и
становится вдовцом, он опять свободен, а его младший брат в результате
всей этой процедуры обретает возможность создать семью.


Любопытно, что бракосочетание с деревом используется и наиболее
любвеобильными индусами Пенджаба, чтобы завести себе очередную жену,
миновав существующий запрет на третью жену. Странно, хотя третий брак с
женщиной запрещен, четвертый раз жениться можно вполне свободно.
Поэтому дерево и становится третьей «женой», после этого можно снова
жениться, но третья на самом деле супруга теперь будет считаться
четвертой, а это уже разрешено.

Дерево в качестве своеобразного
мужа в Индии могут использовать и женщины. Если какой­то из них не
везет и по каким­то причинам она никак не может выйти замуж, то на
помощь приходит бракосочетание с деревом. Женщина таким образом
обретает «мужа» и должна на всем протяжении своей жизни заботиться о
нем.

Дубинка для… невесты

Среди свадебных
обрядов в мире встречаются и еще более необычные. Так, еще сравнительно
недавно австралийские аборигены женились весьма своеобразным способом.
Они похищали себе женщину из какого­нибудь соседнего племени. Для этого
они долго сидели в засаде и выслеживали свою «суженую». Стоило ей
появиться поблизости, как мужчина выскакивал из засады и сильно ударял
женщину по голове дубинкой. После этого несчастную даму, потерявшую
сознание, он затаскивал в кусты и приводил в чувство, чтобы она могла
самостоятельно передвигаться. Затем мужчина конвоировал «невесту» на
свою территорию, где и насиловал ее на глазах у всего своего племени.
После этого она становилась его женой. Таким образом, вместо свадебного
подарка девушка получала в данном случае дубинкой по голове…


Весьма серьезно к проблеме бракосочетания относятся в народности тару в
Непале. Здесь о свадьбе договариваются две семьи, в которых есть
беременные женщины, когда будущие муж и жена еще находятся в состоянии
эмбрионов… Конечно, в данном случае предполагается, что новорожденные у
договаривающихся сторон будут разнополыми. Такой необычный обычай
называют «бракосочетанием эмбрионов». Конечно, сразу возникает вопрос:
а что будет, если родятся дети одного пола? Да ничего страшного не
происходит, договоренность в таком случае просто теряет свою силу.


В Сомали еще в начале XX века особой проблемой во время бракосочетания
считались злые духи, которые могли навредить молодым. Чтобы обмануть
злых духов, супружескую пару прятали, а вместо нее в церемонии
участвовала «ложная» супружеская пара. Ее участие довольно щедро
оплачивалось, ведь обман духов — дело весьма опасное…

Сказал комплимент — женись!


В Того к бракосочетанию до сих пор может привести слишком длинный
мужской язык. Если мужчина начнет расхваливать глазки незамужней
женщины или говорить ей какие­нибудь другие комплименты, то по
существующему обычаю он должен на ней жениться. Поэтому тоголезцы
крайне скупы на комплименты и расточают их только своим будущим женам.


Пожалуй, тяжелее всего на пути к семейному счастью приходится женихам в
нигерийском племени ибо. Если молодому человеку приглянулась девушка и
он хочет на ней жениться, ему предстоит перенести довольно серьезное
испытание. Родственники девушки выстраиваются и вооружаются палками, а
претендент на руку девушки должен пройти сквозь их строй, выдерживая
при этом весьма сильные удары палками. Таким образом проверяется
способность жениха стойко переносить превратности судьбы, что
несомненно поможет ему в будущей семейной жизни.

В мире
существует множество самых разнообразных брачных испытаний и обычаев.
Хотя многие из них довольно сложны и необычны, будущие супруги, иногда
даже рискуя жизнью, стремятся преодолеть любые препятствия на пути к
обычному семейному счастью.

 

 

Ответ #17: 12 09 2010, 05:28:32 ( ссылка на этот ответ )

Обручальное кольцо. Традиции и поверия

Обручальное кольцо - не просто символ брака. С ним связано много поверий и традиций.

• Традиция носить обручальное кольцо на безымянном пальце пришла с берегов Нила. Древние египтяне считали, что четвертый палец особым нервом или кровеносным сосудом соединен с сердцем. Христианство не стало опровергать это языческое верование,узаконило его церковным ритуалом и божественным благословением - выгравированным на кольце текстом.

• В Европе обручальное кольцо переходит по наследству из поколения в поколение - от матери к старшей дочери. Узкое обручальное кольцо с бриллиантом принято преподносить в день помолвки, а кольцо, надеваемое при регистрации брака, должно все же быть в виде непрерывного круга (зачем искушать злого духа, стремящегося внести раздор между супругами?).

• Отмечая серебряную свадьбу - спустя 25 лет, супругам полагается рядом с золотым обручальным кольцом надеть серебряное.

• Одно из новшеств - кольцо как знак развода на безымянном пальце или мизинце левой руки. Довольно безобидный обычай, если только не соберется слишком большая коллекция таких украшений, тогда пальчику придется тяжеловато.

Обручальное кольцо.
А ведь обручальные кольца тоже бывают разными. То, какое предпочли вы, показывает ваше отношение к браку и партнеру.

Тонкое «классическое» кольцо (шириной 2-5 мм)
- удовлетворенность партнером. Владелец не склонен искать сексуальных связей на стороне, брак может быть долгим. Но в будущем отношения могут стать рутинными.

Толстое утяжеленное кольцо (более 5 мм)
- неуверенность в прочности отношений, надежности партнера, интуитивное желание предотвратить будущий разрыв.

Обручальное кольцо с «изысками» (рисунками, насечками, мелкими бриллиантами)
- владелец подсознательно стремится к более ярким, пылким отношениям, чем имеет сейчас в союзе с партнером. Или опасается, что «огнедышащей лавы страстей» хватит ненадолго и в скором будущем все подернется пеленой скуки.

Кольцо отсутствует вообще .
Лишь малый процент таких людей - тайные эротоманы, не желающие показывать, что состоят в браке. Большинство из тех, кто не носит обручальное кольцо, подсознательно противятся «семейному гнету», хотя живут в общем-то нормальной супружеской жизнью.

* Невеста.jpg

(29.3 Кб, 390x520 - просмотрено 1548 раз.)

* Венчальные кольца.jpg

(100.95 Кб, 800x450 - просмотрено 1716 раз.)

 

 

Ответ #18: 17 09 2010, 05:29:26 ( ссылка на этот ответ )

Обручальное кольцо - символ любви и верности

С давних времен обручальные кольца были символом любви и верности. Впервые кольцо и любовные чувства связали вместе в Древней Греции. Так кольцо на безымянном пальце левой руки свидетельствовало о том, что у его обладателя уже есть возлюбленная. Кольцо на мизинце показывало, что его хозяин пока не готов к союзу, на указательном - что ищет себе жену, на среднем - что он не новичок в амурных делах. Такой "язык колец" существовал вплоть до XIX века. Пользовались им в светском обществе.

В настоящее время во многих странах мира обручальные кольца носят на левой руке. У нас же кольцо принято носить на безымянном пальце правой руки, и этот порядок был заведен православной церковью.

* Обручальное кольцо - символ любви и верности.jpg

(70.83 Кб, 485x320 - просмотрено 1511 раз.)

 

 

Ответ #19: 22 09 2010, 10:59:16 ( ссылка на этот ответ )

Русские обряды. От сватовства до свадьбы

Женились на Руси очень рано – в 12-13 лет, и такого понятия, как "старый холостяк" вообще не существовало. Препятствием к браку могли стать только тяжелая болезнь или обет уйти в монастырь, а вот брак по любви был крайне редким явлением. Можно, правда, было украсть невесту, но это происходило лишь в исключительных случаях. Самостоятельный выбор своей половины был возможен только для людей зрелого возраста, как правило, вступавших в повторный брак. Традиционно подбор пары для сына или дочери осуществляли родители, исходя из сословных или имущественных интересов, о чувствах жениха и невесты речи даже не шло. И как ни странно, брак по принципу "стерпится – слюбится" чаще всего оказывался удачным. Совершались браки и по воле высочайших особ, например, царей и цариц (вспомним "Арапа Петра Великого" Пушкина).

Знакомство

Где могли познакомиться молодые люди? На больших церковных праздниках, специально устраиваемых домашних вечерах и на "ярмарках невест" – балах. Знакомство происходило обязательно в присутствии старших родственников, трепетно следивших за соблюдением всех норм приличия. Если молодые люди выказывали интерес друг к другу и он совпадал с мнением родителей, то в дело вступала тяжелая артиллерия – сваха.

Сватовство

"Выбирай не невесту, а  сваху" – гласит народная мудрость. Вообще, свахи были двух категорий: одни – страстные любители свадеб и устраивания чужих судеб, другие – профессиональные. Свахи первой категории действовали абсолютно бескорыстно и исключительно добросовестно, не щадя сил и времени. "Люди женятся, а у нас глаза светятся" было их девизом, поэтому основная цель – соединить влюбленных. Профессиональные же свахи подыскивали женихов и невест по заданным параметрам, иногда подходя к делу чисто формально. У них имелся целый ритуал с соблюдением многих примет, чтобы сватовство было удачным. Свахи знали, за кем какое приданое дадут и имели подробный его реестр, который в дворянских и богатых купеческих семьях составлялся сразу при рождении дочери. Знали о внешности и нраве, а также о тщательно скрываемых недостатках женихов и невест. Для того чтобы добыть нужные сведения, свахи не ленились походить по соседям будущих новобрачных, потолкаться в лавках, где их родственники были покупателями. Если сватовство проходило удачно, и обе стороны были удовлетворены, то через неделю после сватовства назначались смотрины.
Смотрины проходили в доме невесты, реже на гулянье или в театре. Ехали жених с родителями и свахой к невесте кружным путем, по обычаю запутывая дело. Смотрины могли: тянуться не одну неделю. В дворянских семьях устраивался званый обед. Обычным ритуалом при смотринах во всех сословиях был совместный молебен двух семей и обход их вокруг стола. Для бесприданниц смотрины и помолвка были совмещены. После удачных смотрин следовал сговор – помолвка. По важности всего происходившего перед сговором отступало даже само торжество венчания. Отказаться от брака после помолвки считалось попросту немыслимым. Происходило же все следующим образом. Жених, родители, близкие родственники приезжали в дом невесты. Составляли рядную запись, в которой оговаривались обязанности, имена, приданое, неустойки, попятное. Иногда в качестве особого условия добавлялось, что муж не должен бить жену, в случае нарушения с обидчика взыскивался штраф. Помолвка сопровождалась празднеством, богатые семьи с этой целью иногда снимали целые особняки. У всех без исключения сословий, жених обязательно дарил невесте кольцо с камнем. Он же заказывал обручальные кольца с гравировкой – на внутренней стороне кольца невесты инициалы жениха и дата обручения, на кольце жениха – инициалы невесты и тоже дата обручения.
Завершался обряд вручения невесте икон, которые вместе с приданым ввозились в дом жениха. Жених привозил гостинцы и подарки для невесты, ее подруг и домочадцев. Затем приданое перевозили в дом жениха до окончания венчания. Встречала приданое мать жениха или старшая замужняя сестра. После этого устраивались девичник и мальчишник. Девичник имел место в среде более близкой к крестьянским традициям, мальчишник – во всех сословиях. Затем было церковное оглашение.

День свадьбы

В день свадьбы до венчания жених не должен был видеть невесту, но посылал ей шкатулку, в которой были фата, восковые цветы, венчальные свечи, обручальные кольца, если ими не обменялись при помолвке. Далее – духи, булавки и прочие мелочи. Шкатулки были разные, в зависимости от благосостояния жениха, от простых из папье-маше до серебряных от Фаберже. После получения шкатулки невесту: начинали одевать к венцу. Обычно это делала ее тетка. Платье, как правило, было из белого шелка, но допускались и другие цвета, кроме черного. Фата – длинная, широкая, – и венок из цветов померанца и миртовых веток. Обувал невесту "свадебный отрок" – как правило, младший брат невесты. Он же подавал на подносе фату, перчатки, нес шлейф платья. В дворянской среде дарили невесте семейный талисман – украшение или ладанку. Жених надевал костюм или парадный мундир.
Венчались обычно в храме прихода жениха или невесты, но не обязательно. У каждого сословия были свои любимые церкви. У московской интеллигенции – Симеона Столпника на Поварской и Вознесения Господня в Сторожах. Жених и невеста в церковь приезжали порознь, причем жених раньше. Он с шаферами ждал приезда невесты у входа. Шаферы, обычно холостые мужчины, держали венцы над четой, управляли ритуалом, рассаживали гостей по экипажам, вели свадебное застолье, заботились о цветах. Получив известие о прибытии жениха в церковь, невеста усаживалась в экипаж со свахой, девушками-провожатками, мальчиком-светчим, который будет нести свечу, когда им трижды предстоит обойти аналой. В церкви невеста вставала, по левую руку от жениха, освобождала правую руку от перчатки. Священник отводил их на венчальное место. Родственники и знакомые со стороны жениха вставали справа, невесты – слева. Сам обряд состоял из обручения и непосредственно самого венчания. Во время обручения священник при совершении установленных молитвословий спрашивал брачующихся об их добровольном согласии вступить в брак и, если получал его, надевал им священные кольца. Во время венчания читались отрывки из Деяния Апостолов и Евангелия от Иоанна, а также звучали песнопения хора. Священник сначала благословлял общую чашу, из которой затем молодые троекратно вкушали. Далее священник возлагал покров и венцы на головы новобрачных и трижды обводил их вокруг аналоя, и только затем молодые обменивались кольцами. Раньше традиция запрещала родителям жениха и невесты присутствовать при венчании, теперь она отменена. Что особо интересно – при венчании двух вдовцов венцы не возлагали, а держали на плечах. Третий же брак церковью не одобрялся. Путь молодоженов из храма до свадебного поезда устилался полевыми цветами. Сам свадебный поезд украшался колокольчиками лентами, цветами, причем, по поверью, лошади должны быть только чужими, а количество экипажей – нечетное. Сначала новобрачные проезжали по центральным улицам, затем объезжали весь город по кругу, а потом ехали домой, где был назначен бал и праздничное застолье. Возвратившихся из церкви встречали родители жениха. Отец держал образ, мать – каравай: хлеба и серебряную солонку. Молодые кланялись, принимали благословение и три раза целовали родителей. По окончанию церемонии гости дарили молодоженам подарки, а уже после начиналось застолье, которое открывал вальсом "свадебный генерал" – самый уважаемый гость. На второй день собирались только близкие родственники и делали новой родне подарки. После свадьбы – визитная неделя, молодые посещали родственников с той и другой стороны.
Затем родня обменивалась друг с другом мнениями о молодых.
Таковы были старинные свадебные традиции на Руси. Многие из них, с необходимыми поправками на современность, дошли и до наших дней. Правда, обретя новое звучание, они не потеряли былого блеска и размаха.

* Русские обряды..jpg

(26.93 Кб, 500x424 - просмотрено 1548 раз.)

 

 

Страниц: 1 2 3 4 5 6 ... 8 | ВверхПечать