Максимум Online сегодня: 643 человек.
Максимум Online за все время: 4395 человек.
(рекорд посещаемости был 29 12 2022, 01:22:53)


Всего на сайте: 24816 статей в более чем 1761 темах,
а также 358410 участников.


Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Вам не пришло письмо с кодом активации?

 

Сегодня: 25 04 2024, 08:54:18

Мы АКТИВИСТЫ И ПОСЕТИТЕЛИ ЦЕНТРА "АДОНАИ", кому помогли решить свои проблемы и кто теперь готов помочь другим, открываем этот сайт, чтобы все желающие, кто знает работу Центра "Адонаи" и его лидера Константина Адонаи, кто может отдать свой ГОЛОС В ПОДДЕРЖКУ Центра, могли здесь рассказать о том, что знают; пообщаться со всеми, кого интересуют вопросы эзотерики, духовных практик, биоэнергетики и, непосредственно "АДОНАИ" или иных центров, салонов или специалистов, практикующим по данным направлениям.

Страниц: 1 ... 3 4 5 6 7 8 | Вниз

Ответ #20: 22 09 2010, 11:10:42 ( ссылка на этот ответ )

Русская свадьба

 ангелы

Как по обрядам русичей начиналась семейная жизнь молодых? Сейчас мало кто помнит, что в мифах седой старины это торжество символизировало небесный брак Месяца и Солнца. Причем Месяц выступал в роли жениха, а Солнце - невесты. С другой стороны, в обрядах свадьбы отражена мысль о плодородии природы и продолжения рода. В память о солнечных культах невесты украшали свой наряд красными лентами. Кроме того, красный цвет считался цветом очистительной магии, хранил невесту от сглаза и колдовских чар. Обычай обмениваться обручальными кольцами тоже возник задолго до христианства. Кольцо - языческий знак Солнца. Древние римляне, германцы, славяне, индусы тоже обменивались кольцами на свадебных церемониях. Свадебные кольца были сначала из железа, затем из золота. Не будем забывать, золото у всех народов - это металл нашего светила. Обручальное кольцо полагалось носить на безымянном пальце. Считалось, что именно оттуда идет живительная сила (проще - нерв) прямо к сердцу человека. Также по старинной дохристианской вере невесты у славян надевали на голову венок - символ плодородия и солнечного круга.
В свадебных торжествах всегда принимала участие вся родня, а в деревне - односельчане. Не всех, конечно, могли пригласить за стол, но по обычаю хмельным напитком одаривали любого пришедшего на свадьбу.

Свадебное застолье

Ни одна "приличная" свадьба не бывает без застолья, поздравлений родственников, обрядовых песен и всяких церемоний. И это не просто для услады и радости. Так испокон веков было положено по вере предков.
По нашим русским народным традициям свадебные торжества - это пир горой, который длится день или два, а то и неделю. За стол всех приглашает отец жениха. Он рассаживает гостей от мала до велика. Молодые занимают место лицом к двери и сидят на войлоке и подушке. Рядом с женихом сидит его крестный, он же главный сват, На свадьбе крестного величают именито - тысяцким, есть главным военным начальником, то бишь генералом. Рядом с невестой - ее сваха или крестная. Ведет свадебное застолье "дружко" жениха, поверенный от его имени во всех брачных делах. Именно он дает команду к подаче кушаний.
Молодые в знак того, что они уже одно целое, едят одной ложкой или вилкой, пьют из одного стакана или чаши. Для вина у них тоже одна рюмка на двоих. В богатых семьях после каждого кушанья, или как мы теперь говорим, перемены блюд, обязательно подавали вино и неограниченно браги и пива. Если кто переборщил и упал под свадебный стол - не беда, к утру проспится. Невеста подносила на блюдце рюмку с том каждому гостю. И каждый ее целовал и одаривал подарками или деньгами. Но все гости требовали сначала, чтобы выпили жених и невеста.
По древней традиции невеста приносила в дом жениха специально выпеченный для свадьбы хлеб или пирог-курник. Он назывался так потому, начинка в нем располагалась слоями и непременно присутствовало куриное мясо.
На верхнюю корочку курника могли прикрепить голову петуха или украсить его куриными перьями. Так отдавалась дань вере предков, что курица - священная птица плодородия и вообще начало всех начал. Ведь по представлениям индоевропейских народов вся Вселенная возникла из яйца. Жених обязательно должен был отведать это угощение невесты.
Среди обязательных кушаний на свадебном столе в скоромные дни были рыбные пироги, студень, щи, непременно три жареных блюда: из индейки или курицы, утки и баранины. Особым почетом пользовалась баранья лопатка. Не потому, что это самая вкусная часть туши, а согласно древней традиции. Именно лопатку барана жертвовали богам древние греки, но еще раньше, примерно 4 тысячи лет назад, в бронзовом веке, такой обычай существовал у некоторых народов в Европе. По вере предков, свадебный стол должен быть изобильным, и после завершения пира должно остаться много еды. Это тоже древний знак пожелания изобилия молодой семье.
В постные дни мясо заменялось судаком или иной "белой или красной" рыбой, появлялась уха, кисель. Из хмельных напитков предпочтение отдавали меду или медовухе.

Молодые

Молодые за столом сидят скромно и чинно, много не пьют. Спустя примерно час после начала пиршества их ведут в спальню, дай как ранее называли - в подклеть. Сопровождают молодых самые почетные гости и непременно дружко жениха или особый "вежливец", то есть "специалист" по свадебной магии и обрядам. У русских комната для молодых специально готовилась и убиралась. Например, по всем стенам расставляли иконы и втыкали по стреле. В углы клали по шкурке соболя, куницы и по калачу. На лавки расставляли горшки с медом. На ложе молодых клали 21 сноп соломы. (Нечетное число считалось счастливым, ведь 21 - это три раза по семь.) Порой ради шутки в солому прятали скалку.
На постель вначале валились сват и сваха - проверяли, мягко ли ложе. Со смехом требовали выкупа от молодых, чтобы уступить им место на свадебной кровати.
В опочивальню несли еду и непременно рыбный пирог или курицу. Здесь молодая еще раз угощала гостей. В знак единения молодой муж и жена обязательно вместе съедали кусок рыбного пирога или курицы. Если гости просили, молодая жена начинала раздевать мужа - в знак своей покорности. Она снимала с него сначала правый сапог, где в голенище был припрятан медный пятак. Это символический подарок мужа жене - знак расположения к ней и обещание обеспечить супруге безбедную жизнь. Снять сначала сапог с левой ноги было опасно - муж имел право выхватить из-за голенища плеть и ударить жену. Плеть - непременный древний "атрибут" мужа. Ее преподносил в подарок жениху его будущий тесть - отец невесты. Верхнюю одежду муж снимал сам.
Тут уже все гости уходили. Оставались самые близкие, маг-вежливец и свахи.
Невесте помогали раздеться до рубашки. Она укладывала сначала мужа в кровать и только потом ложилась рядом. Свахи радостно приговаривали и плясали вокруг ложа. Посыпали молодых хмелем и зерном. Вежливец в последний раз обходил молодых, шепча ритуальные заклинания, которые заканчивал словами "Слово мое крепко. Дай Бог совесть и любовь, да великое счастье". Потом молодых оставляли одних до утра. В горнице же по-прежнему шло веселье и пир.
Самый ответственный момент второго дня свадьбы - "вскрытие молодых". Традиция требовала от невесты сохранения невинности. Поутру свахи и гости непременно требовали показать простыню. В других местах свахи обращали внимание на особый знак, который подавала молодая мужу. Одарит его черствым хлебом - значит она уже не невинна, если мягким - и проверять свахам нечего. Бывало, если узнавали, что невеста потеряла невинность до свадьбы, дружко преподносил ее матери вино в худом сосуде, затыкая дырку пальцем. Как только та брала кубок, вино проливалось. Порой и перед отцом невесты ставили худой горшок. Это был позор! Родители невесты, а особенно ее мать, были в ответе за ее девственность. Иногда родителей девушки на первый день свадьбы не приглашали. За ними посылали "поезд" только на второй день. Если в гриву лошади была вплетена красная лента, а на хомуте косынка - значит все в порядке. "Синяя" лента и отсутствие косынки ничего хорошего для родителей невесты не предвещали. "Вскрытие молодых" совершалось не ради любопытства родственников. Свадебная традиция хранила стародавние обряды предков, для которых первая брачная ночь молодых была символом небесной чистоты природы и готовности ее к плодородию. Земная девушка должна быть чиста, как невеста Солнце или вечно юная богиня любви Лада. Вероятно, в некие древние времена от ее чистоты зависел урожай, который соберут в этот год, и вообще семейное счастье и плодородие. Поэтому народная традиция была так строга.
На второй день свадьбы устраивали "большой стол". В середине дня возобновлялся прежний пир. За "большим столом" шел обмен подарками. Дружко проверял приданое невесты, считал подарки молодых. Нечетное число считалось счастливым.
Третий день свадьбы называли "пирожным столом". Суть его в том, что к молодым приходят все, кто хочет далее вести с ними дружбу. Молодая жена была обязана сама приготовить угощение для гостей, главным образом различные пироги. По пирогам проверяли, насколько она искусна в кулинарии. Другое испытание для молодой жены - первый раз тщательно подмести дом и избавить его от соломы. Сделать это было не так просто, потому что гости намеренно подбрасывали солому. Терпи, молодая, справляй работу, не показывай характер, как бы не было трудно! Но вот шуточное испытание позади. Новобрачные угощают гостей и свадьба- веселая, сытная, пьяная - продолжается. После "пирожного дня" начиналась уже обычная жизнь.

* Русская свадьба.jpg

(13.27 Кб, 250x203 - просмотрено 5669 раз.)

 

 

Ответ #21: 27 09 2010, 17:12:20 ( ссылка на этот ответ )

Свадьба – начало семейной жизни, первый ее день. Но уже по итогам этого дня благодаря приметам, которые сложились в результате многолетнего опыта русского народа, можно определить, какой же будет совместная жизнь молодых.

Например, говорят, что нельзя жениться в мае, потому что всю семейную жизнь влюбленные маяться будут. Но этой примете я не верю, в первую очередь потому, что про людей, родившихся в мае, тоже говорят, что всю жизнь маяться будут... Я – майская, но далеко не несчастная. Если любовь настоящая, то любой месяц, на мой взгляд, для свадьбы хорош.

Есть еще много примет, связанных с выбором времени свадьбы. На Руси считалось хорошей приметой выйти замуж на праздник Покрова Пресвятой Богородицы (14 октября). Если в этот день еще и снег выпадет, то быть молодым счастливыми. Свадьба, состоявшаяся на Масленицу, означает, что жизнь молодых пойдет, как по маслу. Жениться на день Ивана Купалы – купаться всю жизнь, но только не в воде, а в роскоши. Если говорить о времени года, то считается, что весенняя свадьба – к неувядающей любви и веселой жизни, летний брак принесет в семью тепло и радость, а осенний брак считается самым прочным.

Что же касается погоды, то если в день свадьбы на улице сильный ветер, то жизнь супругов «ветреной» будет, а это не есть хорошо, но и не смертельно в принципе. Если выпал снег, то быть молодым счастливыми. Дождь в день свадьбы, вестник будущего богатства новоиспеченных супругов. Хорошей приметой считается приехать в ЗАГС раньше времени – семейная жизнь долгой будет.

Выходя из ЗАГСа, обычно пара держится за руки: чья рука сверху, тому и быть главой семьи. Только вот насколько я знаю, эта примета несколько неактуальна, потому что последнее время новоиспеченный супруг даму своего сердца на руках из дворца бракосочетания выносит. Существует еще много свадебных примет, которые позволяют определить, кто будет главой семьи. Самой знаменитой из них является такая примета: кто больший кусок от хлеба-соли (который преподносят традиционно теща и свекровь) откусит, тому и быть хозяином в доме. Эта примета – скорее свадебная шутка, чем предмет истины.

Считается, что если мужчина первым ступит на ковер в ЗАГСе, то он и будет главой семьи, если женщина, то ей и быть хозяйкой семейной жизни. Точно так же и с домом, где будут жить супруги: кто первым на порог ступит, тому и главенствовать.

Возвращаясь к ЗАГСу, расскажу еще о такой примете: если уронить кольцо во время бракосочетания, то считается, что семейная жизнь молодых недолгой будет. Надевать кольца друг другу нужно до самого основания пальца – любовь будет крепче.

Во время празднества сидеть молодые должны на одной скамейке, а не на разных стульях, иначе семья будет некрепкой и недружной. Свадебный торт по традиции разрезают молодые, важно, чтобы делали они это вместе – раздора в семье не будет. Совместная фотография жениха и невесты во время свадьбы делается не только для того, чтобы запечатлеть на долгую память молодых в этот важный день, а еще и для того, чтобы жизнь их была без ссор и раздоров.

В бокалы молодых во время празднества нужно опустить монетки, которые в дальнейшем супруги не выбрасывают, а забирают с собой и хранят в течение всей семейной жизни в доме под скатертью. Делается это для будущего семейного достатка. Монетки в обуви молодых на протяжении всего свадебного дня принесут счастье.

Сломанный каблук на туфельке невесты к «хромой» семейной жизни, порванное платье – к злой свекрови. Для будущих добрых отношений с тещей новоиспеченному супругу на свадьбе обязательно нужно выпить со второй матерью по бокалу крепкого напитка. Столкнуться новоиспеченной супруге со свекровью означает, что жить им всю оставшуюся жизнь в мире и согласии.

 

 

Ответ #22: 30 09 2010, 23:14:16 ( ссылка на этот ответ )

Свадьба – всегда яркое и запоминающееся событие в жизни человека. На Руси в разных регионах сложились различные традиции проведения свадебных церемоний, зависевшие от обычаев, бытовых норм, уклада жизни. Но было у них и много общего. В различных слоях русского общества свадьбы проходили по похожим в принципе сценариям, различаясь размахом, затратами, количеством гостей и задействованных свадебных чинов.

На великокняжеских и царских свадьбах церемонии проводились по специально составляемому «свадебному чину», в котором не только подробно расписывался весь ход ритуала, но и назначались конкретные лица на почетные свадебные должности (чины). Получить назначение на свадебный чин считалось большой удачей для бояр и окольничих, так как после окончания свадебного пира все они получали богатые подарки, а многие и более высокие придворные должности.

Естественно, что на крестьянских свадьбах «свадебный чин» не составлялся. Порядок проведения свадебных ритуалов сложился веками, к тому же, везде были люди, считавшиеся знатоками подобных торжеств, помогавшие организовать и провести их в соответствии с традициями. Это касалось и свадебных чинов, которые в различных регионах немного отличались по названиям и обязанностям в ходе свадебных церемоний. Отметим, что свадьбы небогатых городских жителей проводились практически по тем же ритуалам, что и сельские.

Любопытно, что на крестьянских свадьбах специальных чинов было даже больше, чем на великокняжеских и боярских, где ряд функций выполняли официальные придворные или слуги, а из гостей ритуальные чины получали только самые почетные. На крестьянской свадьбе практически все участники получали специальные свадебные чины, которые для большинства просто подтверждали расположение к ним молодоженов и их родителей, не предполагая конкретных ритуальных действий.

Традиционно на свадьбах жениха и невесту именовали князем и княгиней, подчеркивая, что в этот день именно они главные на торжестве, а все остальные оказывают им почет и уважение.

Во многих местностях гостей именовали боярами, причем, близких родственников и почетных гостей – большими боярами. Этим пытались хотя бы на время условно повысить их социальный статус и сделать обращение к ним более весомым. Но для свободолюбивого северо-запада страны это было не характерно. В этих регионах гостей именовали свадебниками, сваробьянами, сваребниками. Похоже, что эти названия произошли от различных вариантов произношения слова «свадьба». Большинство бояр (свадебников) просто были гостями на свадебном застолье, но некоторые еще и сопровождали свадебный поезд, присутствовали в церкви на обручении и венчании.

Важное место в организации свадьбы отводилось дружке, который собственно и был организатором и распорядителем всей церемонии. В современных условиях часть обязанностей дружки отошла к тамаде. Дружка должен был быть женат, иметь веселый нрав и острый язык. Обычно он вступал в свои обязанности с момента приезда жениха в дом невесты. На него возлагалось не только ведение всего торжества в соответствии со сложившимися традициями, но и ритуальное оберегание молодых от сглаза и порчи, для чего он в ряде случаев применял кнут, которым отгонял нечисть, и специальные заговоры-приговоры. Могло быть два дружки – со стороны и жениха, и невесты. Дружке полагался помощник – полудружье.

На свадьбе обязанности родителей новобрачных выполняли посаженный отец и посаженная мать, часто ими становились крестный отец жениха и крестная мать жениха или невесты. Они сопровождали молодых в церковь на обручение и венчание, сидели рядом с ними на свадебном застолье. В ряде мест эти чины имели другие названия. Со стороны жениха – тысяцкий, воевода, дядька, сват, а со стороны невесты – божатка князева, сваха, сватья, свашница. Иногда на свадьбе назначались и посаженная мать, и свашницы. В этом случае последним отводились функции помощниц невесты. Они её одевали к венцу, переодевали, переплетали ей после венчания девичью косу в косы, надевали женский головной убор и т. п. Иногда для помощи невесте назначались подсвашницы.

Особая роль отводилась подневестнице и подженишнику, которые назначались из друзей жениха и подруг невесты. Они в ходе венчания держали над молодыми венцы, а затем выполняли функции, сходные с теми, что в наши дни отводятся свидетелю и свидетельнице. В ряде мест на подневестницу возлагались и функции помощницы невесты (подсвашницы).

Обязанности помощниц и оберегательниц невесты могли распределяться на нескольких женщин. В этом случае повивальня причесывала и повивала в женский головной убор голову невесты, снарядиха одевала её к венцу, переодевала и помогала готовиться к брачной ночи, подколпашница или постельница оформляла и оберегала свадебное ложе.

Почетным считался чин стряпухи, готовившей обрядовое свадебное угощение. У неё были помощницы – подстряпушницы, которые могли отвечать за приготовление отдельных ритуальных блюд. Иногда назначался пивник или винник, ведавший всеми хмельными напитками.

Для пересчета и доставки в дом жениха приданого могли назначаться числяне или приданики. Им в помощь назначались приданицы, которые должны были умело продемонстрировать основное богатство невесты гостям и родителям жениха.

В ряде мест на свадьбах были специальные песельницы, вопленницы или вытницы, сопровождавшие все свадебные действия ритуальными песнями, причитаниями, стенаниями.

В отдельных регионах назначалась кропильница, которая должна была после брачной ночи окропить «согрешивших» молодоженов святой водой, ведь им предстояло сидеть за свадебным столом под образами. Выполнять эту почетную обязанность могли попросить жену дьячка или пономаря, но кропильницей могла быть и родственница молодоженов.

Свадебные чины сохранялись на все время проведения празднества, длившегося не менее двух дней. Тем, кто выполнял конкретные функции в соответствии со свадебными чинами, по окончании торжеств полагались подарки от молодоженов и их родителей. Большое количество свадебных чинов не делало свадьбу заорганизованной. Все свадебные чины знали, что и в какой последовательности им предстоит совершать, чтобы и ритуал соблюсти, и веселье не нарушить.

* В.М. Максимов. Приход колдуна на крестьянскую свадьбу.jpg

(194.53 Кб, 600x360 - просмотрено 1584 раз.)

* Свадьба.jpg

(54.04 Кб, 886x700 - просмотрено 1429 раз.)

 

 

Ответ #23: 30 09 2010, 23:27:40 ( ссылка на этот ответ )

Какие ритуалы и обряды проводились на Руси в период подготовки к свадьбе?

На Руси обряды проведения свадеб сложились в древности. Со временем в них вносились различные изменения, но остатки языческих ритуалов сохранились и благополучно дожили до наших дней. В крестьянских свадьбах, в зависимости от региона, где они проводились, существовало больше особенностей и разнообразия ритуальных действий. В княжеских, боярских и купеческих свадьбах было больше единообразия, так как с XVI века они проводились в соответствии с «Домостроем», подробно регламентировавшем весь ход свадебного обряда, которому был посвящен специальный раздел «Свадебный чин». Подобным образом проводились и царские свадьбы, главным отличием было то, что предварительно проводился выбор невесты и она заранее переезжала во дворец, где ей отводились специальные покои и штат обслуживающего персонала.

Традиционно обрядовые действия по созданию новой семьи начинались со сватовства или свадебного сговора. Они проводились по отдельности, но могли и объединяться, тогда элементы сватовства включались в проведение свадебного сговора. Как правило, свадебный сговор с элементами сватовства был характерен для богатых свадеб, когда предварительная договоренность уже имелась и её только следовало ритуально оформить.

Порядок проведения свадебного сговора был подробно изложен в «Домострое»: «Когда происходит сговор, жених в нарядной одежде приедет со своими родственниками к тестю во двор, а с ним должен быть отец или старший брат, и этот первым входит – один, а все остальные – после. Встреча же происходит у коня или на крыльце или в сенях, и встречает тесть, а затем садятся по чинам за стол: кто приехал с женихом – на лавке, а все здешние – на скамье. И когда тесть поднесет лучшие вина в кубках, станет говорить тот, кто приехал с женихом, отец или старший брат, тестя назвав по обычаю полным, именем: «Время нам начать говорить дело, зачем съехались». И тесть велит священнику «Достойно» говорить, и тот вспоминает праотцев Авраама и Сарру, Иоакима и Анну, и царя Константина и Елену. После благословения крестом станут и говорить и писать договорные записи и рядную грамоту, уславливаясь, и сколько за договор и чего приданого, а как подпишут и закончат записи, скажет священник: «О тебе радуется...». И, закрепив всё подписью, все берут по чаше меду, друг друга поздравляют и грамотами меняются».

Присутствие священника на сговоре было желательно, чтобы подтвердить, что со стороны церкви препятствий к обручению и венчанию нет. Когда основные «формальности» соблюдены, следовал обмен небольшими подарками и представление жениха матери невесты. Любопытно, что эту часть ритуала «Домострой» по различному трактует для богатых и простых семей. При знакомстве жениха с будущей тещей в княжеской или боярской семье «невесты тут не должно быть; у простых же людей в обычае – и невеста тут; стоят они подле матерей, но не целуются и быстро удаляются». По традиции сговор завершает застолье, «пируют все с удовольствием, но большого стола – не бывает».

На следующий день к будущим родственникам приезжает мать жениха и «смотрит невесту». Если изъянов не обнаружено, семьи начинают готовиться к свадьбе, которая будет проводиться в доме родителей жениха.

Долгое время венчанию и свадьбе предшествовало обручение, проводившееся за несколько дней и даже недель до основного обряда. После него составлялся специальный договор – «заряд», предусматривающий выплату неустойки, если одна из сторон обручение расторгнет. Ко времени составления «Домостроя» сложился порядок, когда обручение чаще всего стали проводить в день венчания в доме у невесты. В этом случае «заряд» не составлялся, окончательно же он был отменен Петром I. Во второй четверти XVIII века Святейший Синод принял решения об одновременном проведении обручения и венчания в церкви. Кстати, этот порядок действует и в наши дни.

Перед свадьбой обе стороны составляли и согласовывали подробную роспись всех свадебных чинов и приглашенных со своей стороны. На крестьянских свадьбах это делалось устно. Обязательно согласовывался и порядок проведения свадебного обряда. Если дружка, на которого возлагалось ведение свадьбы, назначался только от одной из сторон (как правило, от семьи жениха), то от другой стороны ему в помощь назначали полудружье.

До свадьбы могли проводиться мальчишники и девичники, символизировавшие прощание с холостой жизнью. Они не считались обязательной частью свадебного ритуала, поэтому порядок их проведения было менее регламентирован и больше опирался на местные традиции.

Зато перевоз приданого и постели от невесты в дом жениха всегда был элементом свадебного ритуала. Существовало два варианта передачи приданого. В первом случае числяне (приданики) со стороны жениха принимали приданое (в богатых семьях по описи) в доме невесты и в сопровождении свахи или приданиц везли его в дом жениха. Утром перед свадьбой приданое вывешивалось и выкладывалось в помещении, где будет проводиться основное застолье или в специальной комнате. До того, как оно не будет официально продемонстрировано родителям жениха и гостям, при нем оставались представители обеих сторон, обычно, приданики и приданицы. В ряде случаев приданое везли только представители невесты, передававшие его приданикам уже в доме жениха.

С большей торжественностью обставлялся перевоз в дом жениха постельных принадлежностей и оборудование свадебного ложа. Постель из дома невесты мог сопровождать дружка, отвечавший кроме всего и за береженее молодых от порчи. Со стороны невесты за постель отвечала одна или несколько специально назначенных женщин – постельниц. Свадебное ложе по традиции оборудовали в нежилом помещении, это могли быть клеть, подклеть, летник и даже примыкающий к дому амбар. В крестьянских семьях брачное ложе всегда устраивалось в доме жениха. «Домострой» же рекомендовал проводить первую брачную ночь в доме невесты, так как именно тесть отвечает за непорочность дочери. Но эти рекомендации соблюдали не часто.

В доме жениха постель встречали с иконой, кропили святой водой и торжественно несли в отведенное помещение. Порядок устройства свадебного ложа был различным, но оно должно было подчеркнуть будущее богатство и плодовитость. В богатых семьях его могли оборудовать непосредственно на снопах (их брали три по девять) или мешках с пшеницей, покрытых одним или несколькими коврами. Обязательно в каком-то виде использовались шкурки пушных зверей. Количество перин не регламентировалось, их могло быть две-три, как и одеял. Под перины мог укладываться матрац, набитый ароматными, но не очень пахучими, травами. Подушек обычно было две, но они могли быть по размеру больше обычных.

В «Домострое» подробно описывалось не только оформление брачного ложа, но и всей комнаты. «В головах же поставят образ, а по четырем углам на прутьях по паре соболей да по калачику крупичатому, да поставец, а на нем двенадцать кружек с разным питьем, с медом и с квасом, да ковш один, да чарку одну же, чтобы была она гладкая и без выступов, или братину круглую без носка. Да тут же накрыть и стол, застелив фатою, там, где быть в головах свечам и караваям, да маленький столик повыше него, на два блюда под крест, что будет на женихе, да под монисто, что будет на невесте, да две миски, одна для колпака или шапки, а другая для кики. А в ногах постели накрыть стол, на котором платью лежать да в одном углу закрыть занавеской, а за ней пуховик на ковре да изголовье, большой кумган кипяченой воды, два таза, большая лохань да две простыни. Тут же приготовить и два халата, мужской и женский, рукомойник, лохань, полотенце, две шубы нагольные. И все то так приготовя, дружки и свахи сначала всех отошлют, затем и сами выйдут, а сенцы запрут и запечатают оба дружки двери своими печатями. И оставят тут перед сенцами постельничих».

В крестьянских семьях оборудование комнаты для первой брачной ночи было значительно скромнее, но снопы или мешки с зерном должны были быть в ней обязательно. Продукты и питье, как правило, приносились перед приходом молодых непосредственно со свадебного стола, но могли быть специально приготовленными.

Обычно, сразу после привоза брачной постели, жених во главе поезда из родственников, друзей и почетных гостей отправлялся за невестой. С этого начинались основные ритуалы свадебного торжества, о них в следующей статье.

* В.В. Пукирев. Прием приданого по росписи.jpg

(38.27 Кб, 617x650 - просмотрено 1617 раз.)

* В.Е. Маковский. Выбор приданого.jpg

(67.31 Кб, 600x451 - просмотрено 1485 раз.)

* В.М. Максимов. Шитье приданого.jpg

(93.68 Кб, 600x499 - просмотрено 1575 раз.)

 

 

Ответ #24: 01 10 2010, 14:53:23 ( ссылка на этот ответ )

    
Что наши предки говорили и примечали на свадьбе?

Свадьба – это такое яркое и счастливое событие, с которым ничто не может сравниться. У предков наших были особые слова и особые приметы на сей случай. Например, считалось, что вихрь с пылью навстречу свадебному поезду, равно как и метель – не к добру (весь достаток из семьи выдует), а вот тихий снежок или дождичек – к богатству. Забавно отзывались о жениховом поезде: «Как в лесу тетери все чухари, так наши поезжане все дураки».

Молодым до венца не полагалось есть: «До венца тощи, после солощи». Жениха перед венчанием опоясывали вязаным кушаком, чтобы узлы охраняли его от порчи, обоим новобрачным втыкали булавки против сердца, а кое-где еще и за пазуху клали ртуть – с той же целью убережения от порчи. На Смоленщине невесте нужно было перед входом в храм погрызть церковный замок и сказать: «Мне беременеть, тебе прихоти носить». Дурной приметой считалось уронить обручальное кольцо под венцом.

Существовало поверье, что ежели с кого из молодых венец спадет, тому потом придется вдовствовать. А чтобы жить вместе и умереть вместе, полагалось свечи венчальные разом задувать (и хранить потом, возжигая снова при первых родах). Кроме того, сидя за столом, новобрачным нельзя было прислоняться к стене, чтобы лукавый не расстроил брак.

В псковской земле жениха не впускали в дом невесты, пока не отгадает всех загадок, которые зададут ему ее подружки, а потому советовали, чтоб выбирал такого дружку, что ловок в этом деле. Про кражу невесты и выкуп ее, конечно же, всем известно, но сейчас уже мало кто помнит, что при этом приговаривали: «Куницу, лисицу, золотую гривну да стакан вина». Подружки невесты за ее похищение пели: «На дружке шапчонка после дядюшки Парфенка; на дружке штанишки после дяди Микишки, на дружке кафтанишка с банного помелишка».

Однако, был и другой обычай: выкупать постель. Одна из родственниц невесты должна была обогреть брачное ложе, а новоявленный супруг обязан был за это заплатить. А сваха, привозя приданое невесты, требовала: «Купите четыре угла, дайте четыре рубля, пятый на середку».

За стол звали гостей, кланяясь: «Милости просим, люд честной, к нашим молодым на сыр-каравай». Молодоженам на свадьбе испокон века желали любви да совета, а невесте еще вдобавок говорили: «Дай бог под злат венец стать, дом нажить, детей водить». Тосты в честь новобрачной были весьма оригинальными. Например, о ней высказывались так: «Со вечера бел заюшка по приволью скачет, со полуночи на блюде лежит». О женихе тоже отзывались выразительно: «Конь под ним полтораста рублев, убор на коне в пятьсот рублев, молодец-то сидит, и цены ему нет». При свадебном потчевании полагалось говорить: «Ноги с подходом, руки с подносом, сердце с покором, голова с поклоном».

Родители невесты обращались к дружке свадебному: «С добрыми речьми милости просим». Он же им ответствовал: «Сад загорожен, и зверь сбережен». Это означало, что жених чист перед избранницей, а под зверем подразумевалось его, женихово, интимное место.

Молодых же дружка чествовал следующими словами: «Золото с золотом свивалось, жемчужина с другою скаталась». А жениху заповедывал: «Как голубь без голубки гнезда не вьет, так новобрачный князь без княгини на место не садится».

Свекр со свекровью невесте приговаривали: «Мети, мети, а сор на улицу не выкидывай», а обоих молодоженов благословляли словами: «Мохнатый (Косматый) зверь на богатый двор; молодым князьям да богато жить». Именно для этого новобрачных усаживали на медвежью шубу.

Кстати, существовала традиция «поучить» молодую подметать пол: ей вручался веник, а гости кидали сор на пол, что было связано с испытанием ее кротости. Отец невесты обращался к родителям жениха: «Просим поберечь детище наше, а чего не знает, поучить». А к жениху так говорил: «У меня была умна, а ты, как хочешь, для себя учи».

 

 

Страниц: 1 ... 3 4 5 6 7 8 | ВверхПечать