Максимум Online сегодня: 1148 человек.
Максимум Online за все время: 3772 человек.
(рекорд посещаемости был 06 01 2017, 22:59:15)


Всего на сайте: 24809 статей в более чем 1757 темах,
а также 141517 участников.


Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Вам не пришло письмо с кодом активации?

 

Сегодня: 18 09 2019, 03:49:38

Мы АКТИВИСТЫ И ПОСЕТИТЕЛИ ЦЕНТРА "АДОНАИ", кому помогли решить свои проблемы и кто теперь готов помочь другим, открываем этот сайт, чтобы все желающие, кто знает работу Центра "Адонаи" и его лидера Константина Адонаи, кто может отдать свой ГОЛОС В ПОДДЕРЖКУ Центра, могли здесь рассказать о том, что знают; пообщаться со всеми, кого интересуют вопросы эзотерики, духовных практик, биоэнергетики и, непосредственно "АДОНАИ" или иных центров, салонов или специалистов, практикующим по данным направлениям.

Страниц: 1 ... 8 9 10  | Вниз

Ответ #45: 19 02 2013, 17:43:02 ( ссылка на этот ответ )

Тайны древнего алтаря

Пророк Захария в шапке-ушанке. Кумская сивилла в кокошнике и мехах. Ева с лимоном вместо яблока... Гентский алтарь – загадка для историков и искусствоведов. Существует даже теория, что это не просто шедевр, а зашифрованное послание тамплиеров о том, где спрятан Святой Грааль – ведь якобы именно эта священная чаша изображена в самом центре. Судьба шедевра полна драм и загадок. Много веков за алтарем охотились, как за чашей Грааля, но он мистическим образом возвращался в родной собор.

А ВОТ ГНИЛЫЕ ДОСКИ НЕДОРОГО!

О необычной способности шедевра отовсюду возвращаться домой впервые заговорили после поражения Наполеона под Ватерлоо. Тогда, в 1815 году, три центральные панели алтаря вернулись по месту постоянной прописки из Франции, где томились два десятилетия после захвата армией Бонапарта.

Спустя год викарий собора Святого Бавона продал шесть створок из двенадцати. Думаете, он мечтал нажиться на продаже церковного имущества? Вовсе нет. Священником двигало единственное желание – привести в порядок запущенный собор. Вот уж действительно: хотел как лучше, а получилось как всегда! Когда с викария спросили за самоуправство, он даже не смог назвать имя покупателя – в запале не удосужился его узнать. Проданные части алтаря долго искали, да так и не нашли. Подробности сделки стали известны спустя годы. За шесть створок викарий надеялся выручить всего 600 франков. Однако нежданно-негаданно покупатель – хитрый брюссельский антиквар – пообещал денег в десять раз больше при условии, если вывезет «гнилые доски» немедленно. Викарий не раздумывал и минуты, а старьевщик тут же перепродал «барахло» за 100 000 франков британскому торговцу лесом Эдварду Солли. Последний оказался самым ушлым: практически за бесценок купил вещь, стоимость которой была больше в разы. Прусский король Фридрих Вильгельм III не думая выложил Солли за часть алтаря 400 000 франков. В 1821 году сцены райской жизни пополнили коллекцию берлинского Кайзермузеума, а немецкие правители с тех пор возжелали завладеть всем алтарем.

ВСЕНАРОДНЫЙ ПРАЗДНИК

Шанс осуществить мечту появился у немцев осенью 1914 года. Их армия так стремительно наступала, что оставшуюся часть алтаря не успели вовремя эвакуировать. Тогда настоятель собора с помощью верных прихожан спрятал алтарь в потаенное место. Ворвавшись в Гент, немцы кинулись в собор Святого Бавона. Но алтарь будто в воду канул! Немцы перевернули город вверх дном, даже не догадываясь, что драгоценность у них под носом, в доме, расположенном по соседству с комендатурой. После отступления противника из Бельгии алтарь вернули в собор под звон колоколов. На радостях в Генте устроили праздник.

Но куда больше ликовал народ 29 сентября 1920 года, когда в 11 утра на площадь перед собором въехала машина с проданной больше ста лет назад частью алтаря, доставленной из берлинского музея. 6 ноября 1920 года алтарь вновь встал на свое место, по случаю чего в Бельгии объявили национальное торжество. Казалось, алтарь никогда больше не покинет стены родного собора, но судьба распорядилась иначе.

ДЕНЬГИ НА БОЧКУ!

11 апреля 1934 года пропала часть полиптиха под названием «Праведные судьи». Бельгийцы не сомневались: дело рук нацистов! Гитлера одолевала навязчивая идея превратить родной город Линц в культурный центр. Гентский алтарь должен был занять там одно из центральных мест.

В действительности все обстояло куда проще и загадочнее. Под покровом ночи неизвестный вор проник в собор, воспользовавшись дверной отмычкой. Пока полицейские занимались расследованием, гентский епископ получил письмо с предложением вернуть украденные картины в обмен на миллион франков. С разрешения полиции епископ вступил с преступником в переписку. Дабы убедить священника, что он владеет сокровищем, незнакомец оставил на столичном вокзале половину распиленной панели. За вторую часть он по-прежнему требовал миллион.

Меченые банкноты поместили в конверт, но в нем было только 25 тысяч. Полицейские планировали проследить за тем, кто придет за конвертом по указанному адресу, и выйти на грабителей. Но преступнику удалось уйти от слежки. По собственному почину епископ снова затеял переписку. Воры настаивали на миллионе, в противном случае обещая уничтожить шедевр. По всей Бельгии был объявлен сбор средств. Один из самых активных сборщиков пожертвований, банкир Арсен Годетьер, во время выступления перед благотворителями упал и потерял сознание. Очнувшись, он прошептал, что знает, где спрятано сокровище, но договорить не успел – умер от инфаркта. Так что тайну «Праведных судей» банкир навсегда унес с собой в могилу.

ПЕЩЕРА АЛИ-БАБЫ

Во время Второй мировой войны бельгийцы отправили алтарь во Францию, дабы он не достался Гитлеру. В условиях военной неразберихи поезд с алтарем десять дней колесил по Европе, но в итоге все равно попал в руки нацистов. Алтарь перевезли в баварский замок Нойшванштайн. Гитлер потребовал от подчиненных отыскать «Праведных судей». «Коричневые» перерыли вверх дном весь Гент, включая собор Святого Бавона, дом банкира Годетьера и даже его могилу, осталось разве что попробовать гадание на рождество... Тщетно. «Праведные судьи» будто испарились...

Когда союзники начали бомбить Баварию, гитлеровцы стали искать более безопасное место для награбленных ценностей. Выбор пал на соляную шахту в Австрии, в которой развернулось строительство подземного музея. В сентябре 1944 года алтарь был доставлен туда.

Высадившись в Австрии, американцы принялись разыскивать украденные Гитлером ценности, в том числе Гентский алтарь. Помог случай. Офицер-искусствовед Роберт Посей во время посещения дантиста узнал, что зять врача руководил сбором краденого. На, поверку им оказался помощник Геринга и Гитлера, доктор искусствоведения, а по совместительству штурмфюрер СС Герман Буньес. В обмен на помилование тот рассказал о тайнике.

3 мая 1945 года в обстановке хаоса союзники разоружили охрану и взяли все входы в музейный город под контроль. Пять дней спустя, после того как подземелье разминировали, Роберт Посей, как Али-Баба, спустился в пещеру с сокровищами.

Летом 1945 года награбленное стали возвращать владельцам. Роберт Посей лично сопровождал гентскую жемчужину во время ее транспортировки в Бельгию. Самолет попал в сильную грозу, сбился с курса и еле-еле дотянул до брошенной военной авиабазы в ста километрах от бельгийской столицы. Несмотря на преграды, шедевр снова вернулся домой. 30 октября 1945 года взволнованный Посей слушал торжественную мессу в соборе Святого Бавона и любовался творением братьев Ван Эйк. Место украденных и так и не найденных «Праведных судей» заняла копия, написанная реставратором ван дер Фекеном на дверце шкафа двухсотлетней давности. Бельгийцы верят, что когда-нибудь подлинник отыщется и вернется в свой рай на земле.



ANNA

 

 

Ответ #46: 03 06 2013, 14:56:26 ( ссылка на этот ответ )

Соловецкие чудотворцы

Исстари земля наша была богата святыми людьми и Божьими чудотворцами. Именно они стояли у истоков того, что принято называть русской духовностью. Возложенная свыше миссия выполнялась ими по-разному. Поэтому одних славили всенародно, другие же оставались безвестными. Но это не умаляет значение их подвижничества.

В ХIV и ХV веках обители возникали по всей Руси, передавая в грядущие поколения память о святости и подвигах своих основателей. 

Но ни одна из обителей того времени не имела такого большого значения для русского народа, как Соловецкий монастырь, который появился на диком острове Белого моря при входе в Онежскую губу благодаря трем старцам-отшельникам - Герману, Савватию и Зосиму. Причем о двух последних в летописях говорится как о чудотворцах. 

В частности, приводится такой случай. Однажды рыбак с женой и сыном-подростком промышлял в море недалеко от Соловецкого острова. Погода была тихая. Вдруг налетел сильный ветер, поднялись большие волны, захлестывавшие лодку. 

Рыбак принялся изо всех сил грести к острову. Хотя жена и сын отчаянно вычерпывали воду и до острова оставалось уже совсем немного, было ясно, что утлое суденышко потонет раньше, чем достигнет его. 

В это время на берег вышел старец Савватий. Увидев надвигавшуюся неминуемую беду, он начертил в воздухе крестное знамение, и волны тотчас улеглись. 

Но прежде чем излагать историю чудотворца Савватия, надо вкратце рассказать об отшельниках. В старину они были не только первопроходцами, которые способствовали заселению новых земель, благодаря им были основаны многие монастыри, особенно на Севере. 

Долгое время немногочисленные деревни находились на большом расстоянии друг от друга, к тому же церквей в большинстве из них не было. Деревеньки же нередко появлялись неподалеку от того места, где проживал в уединении какой-нибудь благочестивый старец-отшельник, внушавший к себе уважение своей святостью. А поскольку это место считалось осененным Божьей благодатью, возле него строили деревянные часовни с образами, где молились все окрестные жители. 

У одной из таких часовен при устье реки Выга, в месте, называемом Сороки, жил старец по имени Герман, который прежде бывал на Белом море и знал Соловецкий остров, или Соловки. К этому старцу после многих лет его уединенной жизни пришел другой старец. 

Назвался Савватием, сказал, что хотел бы служить Господу вместе с Германом. О себе лишь рассказал, что давно уже принял постриг в Кирилло-Белозерском монастыре. Но остался недоволен житием тамошних монахов.

Покинув монастырь, Савватий ушел на каменистый остров Ладожского озера. Там уже существовала Валаамская обитель, в которой иноки отличались чрезвычайным терпением в лишениях. Монах пожил там некоторое время и задумал, по примеру многих подвижников, уйти в полное отшельничество и вести "безмолвное" житие. 

Свои стопы он направил еще дальше к северу: Господь привел его в Сороки. Да только и здесь не обрел он желанного уединения от мира, поскольку в часовню часто приезжали окрестные богомольцы. 

Узнав от Германа о необитаемом Соловецком острове, где никто не живет, Савватий подал ему мысль идти вдвоем на отшельнический подвиг. Старцы отправились туда на лодке и, «хотя в тот день ветер гнал волны превеликие, – повествует летопись, – с Божьей помощью они одолели ярившееся море. Это было настоящим чудом, поскольку ни один рыбак не справился бы с такими волнами. Достигши Соловецкого острова, старцы построили себе келью за версту от моря, близ озера, богатого рыбой, и стали жить там среди лесов и болот в совершенном уединении».

До тех пор на Соловки рыбаки наезжали только временно. Теперь же, узнав, что на острове поселились постоянные обитатели, два семейства с поморья близ Кеми задумали обосноваться рядом с отшельниками. Это было не по душе старцам, но и прогнать поселенцев они не могли. За них это сделал Господь милостивый.

Впоследствии о том, как это случилось, рассказывали так. Еще в 1429 году благочестивые старцы поставили крест на берегу озера неподалеку от своей кельи. Однажды в воскресенье Савватий вместе с Германом отправлял всенощную и вышел покадить крест. Вдруг он услышал женский плач и сказал об этом Герману. 

Тот пошел на голос. На берегу он увидел плачущую женщину. Это была жена одного из поселившихся на острове рыбаков. "Мне, – рассказала она, – встретились двое светлых юношей и сказали: «Уйдите с этого места. Бог устроил его для иноческого жития, для прославления имени Божьего. Бегите отсюда, а не то смерть вас постигнет". 

После этого рыбаки удалились с острова, и больше никто не осмеливался заводить поселения на Соловках. Однако через некоторое время старцы сами покинули остров. Сначала ушел Герман на реку Онегу, а затем и Савватий отправился к часовне в устье Выга. Видимо, он знал, что скоро Господь призовет его к себе. 

Дело в том, что как раз в это время к часовне прибыл один игумен, ездивший со святыми дарами по деревням. Савватий причастился Святых Тайн и на другой день скончался. Причастивший его игумен и какой-то новгородец Иван, ездивший по торговым делам и случайно попавший сюда, похоронили его. 

Между тем Герман после долгих странствий поселился возле устья реки Сумы. Вскоре к нему пришел новый подвижник. Это был Зосима, сын богатых крестьян Гаврилы и Марии из селения Толвуй на берегу Онежского озера. Еще в юности он лишился родителей, умерших в одночасье от какой-то болезни, раздал нищим все свое имущество, а себя обрек на пустынное житье. Скитаясь по северным краям, он услышал о благочестивом старце-отшельнике Германе и пришел к нему, чтобы услышать Божественные откровения.

Старец поведал ему, как они с Савватием спасались на Соловецком острове. Зосиме было видение, будто это благословенное Богом 
место, и он уговорил Германа опять идти с ним туда. Когда они обходили остров, Зосиме пришла мысль основать тут со временем монастырь. Пока же отшельники построили себе для жительства келью на том же месте близ озера, где спасались Герман с Савватием. Ловили рыбу и молились Богу. 

Мало-помалу к ним начали приходить странники-богомольцы, строили кельи. Наконец, когда их число увеличилось, они построили деревянную церковь во имя Преображения Господня и отправили ходока в Новгород к архиепископу Ионе просить у него церковную утварь для новой церкви, а главное прислать им игумена для обители. Зосима же тем временем принял монашество и стал совершать богослужения.

Не сразу, но архиепископ Иона все же выполнил просьбу соловецкой братии. Но оба игумена, присланные один за другим из Новгорода, не прижились на пустынном острове. Трудности бытия на нем показались им слишком большими. Тогда братия стала просить Зосима принять игуменство. Он долго отказывался и все же в конце концов отправился в Новгород и был рукоположен в настоятели обители. 

Тогда многие из новгородских бояр пожертвовали в новый монастырь серебряные сосуды, богатые церковные ризы и съестные припасы. 
Вскоре Соловецкий монастырь начал приобретать славу за пределами северного края. Сюда стали стекаться богомольцы, делать щедрые вклады. Через несколько времени была построена новая церковь Преображения, а потом другая – Успения. 

Когда ее открывали, вспомнили старца Савватия, проторившего путь на Соловки. Зосиме о нем поведал Герман, но никто не знал, где он похоронен. Неожиданно об этом известил кирилло-белозерский игумен, узнавший о кончине Савватия от новгородца Ивана, которому случилось хоронить преподобного. Сам Зосима отрыл тело Савватия и перевез в Соловки. Говорили, что мощи святого не только оказались нетленными, но источали из себя благовонное мирро. 

А через некоторое время у игумена Зосимы начались неприятности. Дело в том, что монастырь считал Соловецкий остров, на котором находился, своим владением, а жители поморья, привыкшие приезжать туда для рыбной ловли, не признавали этого. В числе тех, кто оспаривал монастырское право на собственность, были люди знаменитой новгородской посадницы Марфы Борецкой. Несмотря на просьбы и уговоры игумена, они пытались самоуправствовать на острове.

Тогда Зосима сам отправился в Новгород хлопотать о грамоте на неприкосновенность монастырских владений. Посетил по этому делу владыку и разных важных лиц. Когда он пришел к боярине Марфе жаловаться на ее людей, она не приняла его и велела прогнать со двора. 

Зосима покачал головою и сказал сопровождавшим его инокам: «Наступят дни, когда на этом дворе исчезнет след жителей его, затворятся двери дома сего и уже никогда не отворятся, и будет двор этот пуст». 

Тем временем архиепископ Иона выхлопотал ему грамоту на владение островом. А бояре щедро одарили соловецкого игумена. Тогда 
раскаялась и Марфа: "Я напрасно на него гневалась, – сказала она, – мне наговорили, что он мою вотчину отнимает". Она послала просить прощения у Зосима и умоляла прибыть к ней в дом на обед. Преподобный согласился. 

Марфа по этому поводу устроила пир и назвала гостей. А Зосима посадила на самое почетное место. Вдруг посреди пиршества он взглянул на шестерых бояр, сидевших за столом, затрепетал, заплакал и больше не принимал пищи. По окончании застолья Марфа еще раз испросила у него прощения, просила молить Бога за нее и за детей, поднесла ему богатые дары. 

Зосима простил Марфу, поблагодарил ее, но был очень грустен. По выходе из дома Марфы один его ученик, инок по имени Даниил, спросил его: "Отче! Что значит, что ты, взглянувши на бояр, ужасался, плакал и не вкушал пищи?" 

"Я видел страшное видение, – ответил тот. – Шестеро этих бояр сидели за трапезой, а голов на них не было. И в другой раз я взглянул на них, и то же увидел, и третий раз взглянул – и все то же. С ними сбудется все это в свое время, ты сам еще увидишь, но никому не разглашай неизреченных судеб Божьих!" 

Через некоторое время в уединенную обитель Зосимы дошли страшные вести. Новгородцы, защищавшие свою свободу, потерпели поражение от царских воевод на реке Шелони. Бояре, сидевшие с ним за столом у Марфы, были обезглавлены. 

Прошло еще несколько лет. Зосима, чуждый всего земного, ослабевал и уже заблаговременно сделал себе гроб. И тут новая, еще более страшная весть нарушила его покой: Великий Новгород лишился своей самостоятельности, его богатства разграбили, владыка Феофил был низложен; множество бояр и богатых жителей, лишившихся своего состояния, взяли в неволю и отправили на чужбину. 

В их числе увезли из Новгорода в оковах боярыню Марфу с детьми. Пророчество Зосимы сбылось: ее двор опустел, пропал след его обитателей. 

Ненамного пережил Зосима горе, постигшее Новгород в начале 1478 года. В тот же год 17 апреля он скончался, завещав братии мир и неотступное соблюдение монастырского устава. Игуменом же после себя оставил одного из иноков по имени Арсений. После смерти его основателя Соловецкий монастырь не захирел, а со временем стал богатеть и приобретать все большую известность. 

В первой половине XVI века игумен Филипп Колычев построил здесь каменные здания и своими стараниями привел хозяйство острова в процветающее состояние. Монастырь отличался гостеприимством к многочисленным богомольцам, стекавшимся в него ежегодно со всех концов России. А имена Савватия и Зосимы сделались одними из особенно известных и уважаемых всем русским народом. 

Сергей МИТИН

 

 

Ответ #47: 03 12 2013, 15:53:47 ( ссылка на этот ответ )

Карающий гром Ильи-пророка

Пророк Илия, по-русски Илья, или Элийяху - под этим именем он появляется в Ветхом Завете - считается одним из самых почитаемых древних святых. В том числе и на Руси.

История его жизни и деятельности излагается в Третьей и Четвертой Книгах Царств (3 Цар. 17—20 и 4 Цар. 1—3).  Илия был грозным обличителем идолопоклонства и нечестия. Появляется имя его не только в иудаизме, но в христианстве и исламе.

Он родился в Фесвии Галаадской в колене Левиином за 900 лет до Рождества Христова. Согласно преданию, когда родился Илия, отцу его было таинственное видение: мужи благообразные приветствовали младенца, пеленали его огнем и питали пламенем огненным.

Ревнитель веры и благочестия, он с малых лет посвятил себя Единому Богу, проводя время в посте и молитве. Пророческое служение Илии пришлось на царствование самого нечестивого израильского царя - Ахава.

Его жена Иезавель, финикийская язычница, убедила мужа принять привычные ей культы Ваала и Астарты - с жертвоприношениями. Народ отошел от истинной веры предков в Единого Бога, а пророков израильских преследовали и убивали. 

Для вразумления царя и развращенного им израильского народа пророк Илия поразил землю трехлетней засухой, «молитвою небеса заключив». Эта «воспитательная» мера сопровождалась множеством смертей среди людей, страдавших от нестерпимого зноя и голода. 

Ветхий Завет рассказывает о том, что Господь по Своему милосердию, видя муки человеческие, готов был пощадить страждущих и послать дождь на землю, но не хотел нарушить слова пророка Илии, для которого было важным обратить сердца израильтян к покаянию и возвратить их к истинному Богопочитанию.

По слову Божию, он отправился в Сарепту Сидонскую к бедной вдове. За то, что она не пожалела последней горсти муки и масла, по молитве пророка Илии эти ценнейшие продукты с тех пор не истощались в ее доме.

Здесь же пророк Илия совершает еще одно чудо: он, сострадая горю вдовы, оживил внезапно заболевшего и умершего ее сына. На третий год засухи пророк Илия вернулся к царю Ахаву и пообещал силой своей веры дать заблудшим долгожданный дождь, а с ним и благоденствие.

Взамен он потребовал проведения состязания между жрецами Ваала и им самим, чтобы выяснить, чей бог истинный. Царица Иезавель выставила против пророка около пятисот жрецов языческого бога в богатых одеждах. По сравнению с ними Илия в рубище, с суковатым посохом, босой и со спутанными волосами, выглядел обреченным на поражение. 

Состязание проводилось на горе Кармил (Кармель - ивр.). Пророк Илия предложил соорудить два жертвенника: один - от жрецов Ваала, другой - от него. «На который из них упадет огонь с неба, тот будет указанием, чей Бог истинен, - сказал Илия, - и все должны будут поклониться Ему, а не признающие Его будут преданы смерти».

Жрецы Ваала плясали, молились и кололи себя ножами весь день, но ничего не случилось. К вечеру святой пророк воздвиг свой жертвенник из 12 камней, по числу колен Израилевых, возложил жертву на дрова, приказал выкопать вокруг ров и повелел поливать водой. Когда ров наполнился, пророк обратился к Богу с горячей молитвой и прошением, чтобы Господь ниспослал с неба огонь для вразумления заблуждающихся и ожесточившихся израильских людей и обратил сердца их к Себе.

Огонь пал с неба и возжег жертву пророка Илии. Народ закричал: «Воистину Господь есть Бог Един и нет другого Бога, кроме Него!» Тогда для совершения правосудия, как его понимал пророк, он казнил всех потерпевших поражение жрецов. Затем по его молитве Господь послал на землю обильный дождь, засуха прекратилась.

Вознесение на небо

Ахаву оставалось только смириться с произошедшим, но царица не простила казни языческих жрецов и хотела убить Илию. Однако благодаря провидению, дарованному Господом пророку, он так и не стал жертвой ее козней. Однако снова начинались преследования и гонения его сторонников.

И тогда Илия решил уйти в пустыню. По указанию Божьему он скрылся в пещере у потока Хораф, куда вороны каждое утро и вечер приносили ему хлеб и мясо.Этот суровый и непреклонный ревнитель истинной веры впервые впал в отчаяние: ему казалось, что лишь он один верен истинному Богу, что не осталось на земле никого, кому он мог бы передать, чтобы сохранить веру отцов.

Не находя в себе более сил на пророческое служение, в отчаянии взывает он ко Всевышнему: «Довольно уже, Господи; возьми душу мою». Но свыше пришло утешение: на горе Харив этот великий пророк удостоился созерцания Бога. Господь сказал, что остались еще люди на земле, никогда не поклонявшиеся идолам, и указал Илие на Елисея, которого Он выбрал пророком после Илии.

Так Елисей стал учеником пророка, который оставался с ним до своего вознесения в небо на огненной колеснице. Однажды Илия шел со своим учеником по дороге и рассуждал о пользу единобожия и вреде языческого многобожия. Ученик внимательно слушал, внимая каждому слову. Внезапно пророк остановился и сказал Елисею, что пришло его время и что Господь возьмет его на небо в награду за веру и многотрудное Божье служение. 

В этот момент над ними вдруг появилось сверкающее облако, которое превратилось в нечто вроде огненной колесницы. Пророк Илия отдал ученику свою накидку - и тут же огненная колесница унесла его в небеса. А Елисей взял накидку, ударил ею по воде, и вода расступилась, и Елисей понял, что духовное наследие пророка Илии перешло к нему.

Как в иудаизме, так и в христианстве считается, что Илия был взят на Небо живым: «вдруг явилась колесница огненная и кони огненные… и понесся Илия в вихре на Небо» (4 Цар. 2:11). Впрочем, в православном богословии есть мнение, что Илия был вознесен не на небо, но в некое сокровенное место, в котором и ожидает дня Апокалипсиса. 

Пророк Илия вновь появляется в Новом Завете: во время Преображения Господня он вместе с Моисеем явился на горе Фавор, чтобы беседовать с Иисусом. Считается, что громовержец явится на Земле снова, когда настанет час небесного суда: он будет предтечею второго пришествия Христа. 

Почитание на Руси

Святой пророк Илия, проповедовавший в древние времена в далекой Палестине, всегда воспринимался православным русским народом как один из ближайших нашему отечеству святых. В славянской народной традиции он - повелитель грома, небесного огня, дождя, покровитель урожая и плодородия. Святой ездит по небу на огненной (каменной) колеснице, карая порою людей за грехи тяжкие.

По украинским поверьям, солнце — колесо от колесницы Ильи-пророка, Млечный путь — дорога, по которой ездит пророк на колеснице, запряженной огненными (белыми, крылатыми) конями, отчего и происходит гром. Зимой Илья ездит на санях, поэтому грозы и грома не бывает. 

Илья был одним из первых угодников Божьих, которых стали почитать. Во имя его еще при князе Аскольде, в начале IX века, был воздвигнут соборный храм в Киеве. И святая равноапостольная княгиня Ольга поставила церковь во имя пророка Божия Илии на севере Руси, в селе Выбуты.

В «Ильинских» церквях совершались и совершаются крестные ходы, особенно в засуху. Ильин день, который отмечается 2 августа, считался границей сезонов, при этом у южных славян он назывался серединой лета, а в России - поворотом на зиму. После него ожидали дождей, и было запрещено купаться, чтобы не утонуть или не заболеть.

В этот день можно было начинать пользоваться плодами нового урожая, молились также о богатом урожае на следующий год, а девушки - о том, чтобы выйти замуж. Жизнь пророка Илии учит тому, какими были истинные верующие, призванные на особое служение, на особую миссию - возвещать людям о Боге.

Пророки были гонимы, и сегодня в евангельском чтении слышатся слова Христа: «Пророк не имеет чести в своем отечестве», т.е. там, где проповедует святой, он часто не бывает понят. В разные периоды человеческой истории Бог посылал пророков, чтобы от них люди услышали слово истины, чтобы они чудесами засвидетельствовали присутствие Божие и силу Божию.

И Господь таинственным образом подкреплял их благодатью Святого Духа. Потому, вспоминая ветхозаветных пророков, верующие вспоминают не каких-то конкретных людей, которые жили в древности и прославились своими великими делами, но святых, духовное наследие которых продолжает в наши дни жить в церкви.

Вспоминая их и молясь им, верующие надеются хотя бы в малой степени проникнуться тем духом, которым жили святые, и получить хотя бы частицу той благодати Божией, которая была дана им не ради них самих, но дабы помочь им нести нелегкую миссию свидетельства о Боге перед людьми.

Тот крест, под тяжестью которого человек порой сгибается, не находя в себе сил, чтобы его понести. Иногда он говорит: Господи, это невозможно, этот крест слишком тяжел для меня. И тогда приходит благодать Божия в «веянии тихого ветра», и ее освежающее и укрепляющее дуновение дает новые силы.

Вадим МЕРКУЛОВ

 

 

Страниц: 1 ... 8 9 10  | ВверхПечать