Максимум Online сегодня: 608 человек.
Максимум Online за все время: 4395 человек.
(рекорд посещаемости был 29 12 2022, 01:22:53)


Всего на сайте: 24816 статей в более чем 1761 темах,
а также 312399 участников.


Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Вам не пришло письмо с кодом активации?

 

Сегодня: 02 02 2023, 23:16:41

Мы АКТИВИСТЫ И ПОСЕТИТЕЛИ ЦЕНТРА "АДОНАИ", кому помогли решить свои проблемы и кто теперь готов помочь другим, открываем этот сайт, чтобы все желающие, кто знает работу Центра "Адонаи" и его лидера Константина Адонаи, кто может отдать свой ГОЛОС В ПОДДЕРЖКУ Центра, могли здесь рассказать о том, что знают; пообщаться со всеми, кого интересуют вопросы эзотерики, духовных практик, биоэнергетики и, непосредственно "АДОНАИ" или иных центров, салонов или специалистов, практикующим по данным направлениям.

Страниц: 1 2 3 ... 10 | Вниз

Опубликовано : 25 11 2008, 03:59:20 ( ссылка на этот ответ )

ПРАЗДНИК ЦАРИЦЫ НЕБЕСНОЙ

   Русь исстари называли «домом Пресвятой Богородицы». Почитание Божией Матери - одно из самых характерных проявлений православного благочестия. Среди посвященных Ей церковных праздников много исконно русских, которых нет в календарях других церквей.

Среди Богородичных праздников один из самых любимых - Покров Пресвятой Богородицы, отмечаемый на Руси 14 октября (по новому стилю) уже более 800 лет. В честь Покрова построено огромное количество монастырей и храмов, в числе которых - всемирно знаменитые Покровский собор (храм Василия Блаженного) в Москве и храм Покрова-на-Нерли на Владимирщине. А сколько русских сел, деревень и улиц в городах именуются Покровскими! 

Видение блаженного Андрея

Пречистую Деву необычайно высоко чтили и в Византии, откуда был принесен на Русь свет Православия. К VIII-IX векам в храмах Константинополя были собраны все главные святыни, связанные с Пресвятой Богородицей: первописанные иконы, Ее пояс, риза и мафорий (омофор) - ниспадающее на плечи покрывало, которое Она носила по обычаю замужних иудейских женщин. Эти святыни, несущие на себе благодатную силу, неоднократно спасали столицу Византийской империи от нападений иноземцев.

В одном из исторических документов тех времен Константинополь именуется «градом Богородицы»: «Сей царственный и богохранимый град, украшен многими божественными храмами; выше же и более всех заметны божественные храмы Девы-Богоматери. Во множестве храмов и молитвенных домов Богородица прославляется, вдохновенно почитается и столь часто восхваляется всечестное имя Ее, что оно всеми и вполне считается стеною и забралом спасения». Там, в Константинополе, во Влахернском храме, где хранились драгоценные реликвии, связанные с Пречистой Девой, в частности, Ее мафорий, произошло в 910 году, когда на Византию напали сарацины, дивное явление, получившее впоследствии название Покрова Божией Матери. 
Во время всенощного бдения в этом храме молились блаженный Андрей, Христа ради юродивый (славянин родом), и его ученик Епифаний. В четвертом часу ночи (по современному счету времени около 11 часов) блаженный увидел Пресвятую Богородицу, появившуюся со стороны царских врат со свитой, в которой были ангелы, Иоанн Предтеча, апостол Иоанн Богослов и множество других святых. В белых одеждах шествовали они с духовными песнопениями перед Богородицей и за нею. Когда процессия приблизилась к амвону, блаженный обратился к Епифанию с вопросом: «Видишь ли ты Госпожу и Владычицу мира?». И тот ответил: «Да, отец мой духовный». 

Пока пораженные Андрей и Епифаний смотрели на чудо, Дева Мария, преклонив колени, долго и слезно молилась о спасении мира от невзгод и страданий. Окончив молитву, Она сняла мафорий, который был видом как молния, и распростерла его над всеми, кто был в храме. В течение долгого времени он был простерт над народом, излучая свет, Славу Божию и защиту. 
Жители Константинополя, узнав о знамении, ободрились и обратились к Богу и Пречистой Деве с просьбой о спасении в грозный час нашествия иноплеменников. Вскоре сарацины были изгнаны за пределы империи. Однако до нас не дошло никаких сведений о том, нашло ли отражение в византийском богослужении это чудесное явление Божией Матери блаженному Андрею.

Инициатива князя 

На Руси праздник Покрова Пресвятой Богородицы был установлен около 1164 года при содействии благоверного князя Андрея Боголюбского, сына Юрия Долгорукого. Это был князь созидающий и собирающий, проявивший себя в тяжелое время междоусобных войн, разорявших русские земли. 

Киев, «мать городов русских», объединивший и просветивший Русь, стал яблоком раздора для многочисленных князей Рюриковичей. Жаждал занять киевский великокняжеский престол и Юрий Долгорукий. Добившись своей цели, он дал любимому сыну Андрею в удел Вышгород, близкий к Киеву, чтобы в случае смерти отца сын мог беспрепятственно занять его место. Но князь Андрей, отказавшись от замыслов отца, ушел из Вышгорода в родные суздальские земли. На протяжении всей жизни этого человека отличало истинное боголюбие, за что он и получил свое прозвище.

Особую любовь князь питал к Пресвятой Деве. Уходя из Вышгорода, Андрей увез с собой из тамошнего монастыря чудотворный образ Богородицы, который потом будет известен всему миру как Божия Матерь Владимирская. По преданию, эта икона была написана самим евангелистом Лукой. 

Князь решил начать строительство нового сильного государства, чтобы не погибла Русь вместе с разлагающимся Киевом. Андрей понимал, что для свершения такой великой задачи необходимо Божие благословение и святыня, которая поможет новому государству стать духовным центром Руси.

Он намеревался устроить столицу в Ростове, куда и направлялся обоз. Но кони, едва миновав Владимир, остановились как вкопанные. Князю Андрею явилась сама Пречистая Дева со свитком в руке и повелела поставить икону во Владимире, а на месте Ее явления основать храм и монастырь. 

Андрей полностью исполнил указание Божией Матери. Город Владимир стал столицей, щедро украшенной храмами в честь Пресвятой Богородицы, и это делало его похожим на «град Богородицы» Константинополь. Построенные князем храмы, включая дивный Покрова-на-Нерли, сохранились до наших дней.

Князь Андрей любил церковные службы, много молился, читал жития святых. Надо сказать, что житие блаженного Андрея, первый древнерусский перевод которого был сделан в XI веке, было чрезвычайно популярно именно благодаря описанному там чуду явления Пресвятой Богородицы. Узнав об этом событии, благочестивый князь был удивлен: «Как страшное и милосердное видение это и заступление Богородицы осталось без праздника?» Тогда-то по его инициативе и был учрежден праздник Покрова Божией Матери, который сразу приобрел общерусское значение. 

В годовом богослужебном круге дата праздника по старому стилю была приурочена к 1 октября, поскольку 2 октября празднуется память блаженного Андрея, Христа ради юродивого. Дело в том, что в соответствии с православной литургической традицией сначала следует основной праздник, а на следующий за ним день идет прославление тех, кто был непосредственным участником событий, вспоминаемых накануне. Так, на следующий день после Рождества Богородицы Церковь вспоминает Ее родителей, а после Крещения сосредотачивает наши мысли на Иоанне Крестителе. 

 

 

Ответ #1: 25 11 2008, 04:06:26 ( ссылка на этот ответ )

ПРАЗДНИК ЦАРИЦЫ НЕБЕСНОЙ

продолжение...

Торжество сострадания и любви

«Покрый нас честным Твоим покровом и избави нас от всякаго зла, моляющи Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наши», - поется в церковной службе на Покров. Ее текст был создан уже в XII веке и в полной мере отражает реальное для человека того времени осознание небесного покровительства Пречистой, а также связанные с этим восторг и умиление. 
Покров - праздник, всецело исполненный радости, праздник утешительный и обнадеживающий. Его духовный смысл - в том, что на небесах у нас есть Вселюбящая и Всепрощающая мать, которая осеняет всех православных своим благодатным покрывалом, умудряет, укрепляет в скорбях и дает каждому силы нести предназначенный ему крест. К Ней может обратиться самый безнадежный, самый ужасный грешник. В популярном на Руси апокрифе «Хождение Богородицы по мукам» Дева Мария испрашивает облегчение участи даже для окончательно осужденных грешников в аду. 

Церковь учит, что близость Богоматери к людям обусловлена ее земным происхождением. Ничто в нашей жизни не представляется Ей малозначительным, и Она глубоко сострадает людям в их земных злоключениях и испытаниях. Обиды, которые мы наносим друг другу, болью отзываются в Ее сердце. К Ней с глубочайшей древности обращались с молитвой об исцелении от болезней, избавлении от нищеты и уныния, от внезапной смерти и бесплодия, об избавлении от врагов видимых и невидимых. Но прежде всего Ее просят умолить Сына Своего простить грехи, спасти душу, избавить от вечных мук.

В самых тяжелых, самых критических обстоятельствах, когда кажется, что уже никто и ничто не может помочь, с человеком всегда остается материнская забота Царицы Небесной, «теплой заступницы мира холодного» (Михаил Лермонтов) - вот чему посвящен праздник Покрова. Что касается его мистической сущности, то ее с особенной наглядностью демонстрирует в иконопись. 

Все иконы, изображающие чудо Покрова Божией Матери, - русского происхождения. Уже ко второй половине ХIV века сформировалось несколько типов изображений праздника. Среди них выделяются два основных - среднерусский (суздальский) и новгородский. Особенность среднерусских икон заключается в том, что Богородица на них сама держит покров, как это и описано в видении блаженного Андрея. На новгородских иконах Богоматерь изображена в виде Оранты (греч. «молящаяся») - с руками, поднятыми на уровень головы и разведенными в стороны (с древних времен этот жест означает молитвенное обращение к Богу), а покров простирают над Нею ангелы. 

На иконах Покрова мы видим Богородицу в центре, царящей на облаках на фоне храма. По обе стороны от Нее святые, апостолы, внизу - блаженный Андрей с учеником в окружении людей. 

К Пресвятой Деве, как к недвижному центру Вселенной, симметрично направляются с обеих сторон взмахи ангельских крыльев. К Ней же симметрично устремлены со всех сторон взоры святых и осененных Ее покровом людей. Это скрещение взглядов и направления полета ангелов в одной точке производит впечатление неудержимого, всеобщего духовного движения к грядущей радости. 

Пресвятая Дева на подобных изображениях как бы собирает вокруг своего любящего материнского сердца всю вселенную. Согласно учению Церкви, в Богоматери снимается проклятие, постигшее за вину человека мир природы («землю», Быт. 3, 17-18), через Нее в сферу христианской святости вовлекаются все космические циклы и природные начала.

Поэтому православные песнопения называют Деву Марию «всех стихий земных и небесных освящением», «всех времен года благословением». Покров простерт не только над людьми - в атмосферу божественной любви через Царицу Небесную включается весь сотворенный мир.

Покрывало, снег и фата

В день Покрова землю часто покрывает, хоть и ненадолго, первый чистый снежок. Наши предки воспринимали это как добрый знак, как свидетельство Божией милости. В народном сознании переплетались нетленная пелена благодати (мафорий Богородицы), снежный покров земли и брачное покрывало невесты. Фата, которую и поныне надевают во время венчания невесты, - отголосок этого переплетения божественного, природного и человеческого. Так что становится понятным, почему 

Покров считался прекрасным временем для свадеб, тем более, что к этому времени кончалась тяжелая деревенская страда, завершался сбор урожая плодов, и народ мог свободно вздохнуть. «Бел снег землю прикрывает, не меня ль, молоду, замуж снаряжает?» - приговаривали невесты. 

Существовало поверье: кто раньше на Покров в церкви поставит свечку, тот раньше и замуж выйдет. Засидевшиеся в девках просили Богородицу: «Мать-Покров, покрой землю снежком, а меня женишком». Замечено, что пары, которые лучше всего складываются на Покров, - это вдовцы, не слишком красивые и поэтому привыкшие «стоять в сторонке» девушки, разведенные и те, кто пережил разочарование в любви. Знакомство или сговор, которые состоялись на Покров, особенно если земля хоть чуть-чуть припорошена снежком, как бы отметает все предыдущие неудачи в личной жизни. 

По народному календарю Покров - граница между осенью и зимой, с ним увязывалось множество примет. Например, ветер с севера или востока в этот день предвещает холодную зиму, с юга - теплую зиму, с запада - снежную зиму. Если же ветер налетает порывами, тучи то совсем небо закроют, то в просветах солнце проглянет, значит, зима будет переменчивой, с частыми чередованиями морозов и оттепелей.


Юлия Романова

 

 

Ответ #2: 27 11 2008, 03:22:17 ( ссылка на этот ответ )

Святые чудеса Георгия Победоносца
 

Георгий Победоносец - один из наиболее прославленных и популярных в земле Русской святых. Он покровитель православного воинства, изображение которого широко распространено на иконах и хоругвях, орденах и медалях, памятных знаках и другой воинской символике. Он и всадник с герба столицы нашего отечества Москвы.

Святой великомученик Георгий Победоносец родился в Каппадокии (Малая Азия) в христианской семье. Его отец принял мученическую кончину за Христа, когда Георгий был еще ребенком. Мать, владевшая имениями в Палестине, переселилась с сыном на свою родину и воспитала его в строгом благочестии. Поступив на службу в римское войско, святой Георгий, красивый, мужественный и храбрый в сражениях, был замечен императором Диоклетианом (284-305) и принят в его стражу со званием комита - одного из старших военачальников.

Через некоторое время он стал советником императора по военным вопросам. В последние годы своего царствования Диоклетиан предпринял жестокие гонения на христиан по всей империи. На совете сената в Никомедии (ныне Измит в Турции, на побережье Мраморного моря) он обязал своих наместников в разных землях всеми способами искоренять христианские общины. Будучи с детства христианином, святой Георгий до времени хранил свою веру в тайне. Узнав о решении императора, он понял, что настало время открыто заявить о своей вере и обличить языческого царя. С этой целью святой Георгий раздал нищим свое имущество, отпустил на волю рабов и явился в сенат, где открыто выступил против императорского приказа, признал, что является христианином и произнес такую речь:

- До каких пор ты, государь, и вы, князья и советники, поставленные блюсти законы и вершить праведные суды, будете направлять ярость вашу на христиан? Вы хотите мучениями и преследованиями заставить согласиться с вашим безумием тех людей, которые просвещены познанием истинного Бога и научились быть благочестивыми. Не обольщайтесь ложью и обманом! Идолы ваши не боги! Иисус Христос есть истинный Бог во славу Бога Отца. Им все сотворено, и Духом Его Святым все содержится. Итак, или сами вы познайте истину и научитесь благочестию, или же, по крайней мере, оставьте в покое тех, кто верует в истинного Бога и служит ему.

Все были глубоко поражены этой неожиданной речью святого Георгия и с трепетом смотрели на Диоклетиана. Слова ближайшего советника привели правителя Римской империи в состояние оцепенения. Придя в себя, Диоклетиан, который любил и возвышал Георгия, попытался уговорить его «не губить» своей молодости и карьеры, а принести, по обычаю римлян, жертву римским богам.

На это Георгий ответил:

- О, если бы ты сам, царь, познал истинного Бога и принес Ему жертвы хвалы!.. Ничто в этой непостоянной жизни не ослабит моего стремления служить Христу.

Тогда по приказу разгневанного императора солдаты стали копьями выталкивать святого Георгия из зала собрания, чтобы увести в темницу. Но смертоносная сталь становилась мягкой и гнулась, как только копья касались тела святого. Отбросив бесполезное оружие, солдаты схватили Георгия и поволокли в темницу, где забили его ноги в колодки и придавили грудь тяжелым камнем. На другой день на допросе, обессиленный, но твердый духом, святой Георгий вновь отвечал императору:

- Скорее ты изнеможешь, мучая меня, нежели я, мучимый тобою.

Тогда Диоклетиан повелел подвергнуть Георгия самым изощренным пыткам. Великомученика привязали к колесу, под которым были устроены доски с железными остриями. При вращении колеса острые лезвия резали обнаженное тело святого. Сначала страдалец громко призывал Господа, но вскоре затих, не испуская ни единого стона. Диоклетиан решил, что истязаемый умер, и, распорядившись снять истерзанное тело с колеса, отправился в храм вознести благодарственную жертву. В этот момент в темнице воссиял дивный свет, а у колеса пыток появился ангел Господень и молвил:

- Не бойся, Георгий, Я с тобою.

Едва небесный вестник возложил руку на мученика, сказав ему: «Радуйся!» - как святой Георгий восстал исцеленным. Когда воины отвели его в римский храм, где был император, последний не верил глазам своим. В недоумении и ужасе всматривались римляне в святого Георгия и убеждались в том, что действительно произошло чудо. Многие тогда уверовали в Бога христиан. Два знатных сановника, святые Анатолий и Протолеон, тайные христиане, тотчас открыто заявили о своей истинной вере. Их тут же казнили по приказу Диоклетиана. Его супруга Александра тоже порывалась прославить Христа, но ее удержал один из слуг императора и увел во дворец. Император еще более ожесточился. Не теряя надежды сломить святого Георгия, он предавал его на новые страшные пытки. Сбросив в глубокий ров, святого мученика засыпали негашеной известью. Через три дня его откопали, но нашли целым и невредимым.

Святого обули в железные сапоги с раскаленными гвоздями и с побоями погнали до темницы. Утром же, когда его привели на допрос, бодрого, со здоровыми ногами, он сказал императору, что ему понравились сапоги. Его били воловьими жилами так, что тело и кровь смешались с землей, но мужественный страдалец, подкрепляемый силой Божией, оставался непреклонным.

Решив, что святому помогает какое-то колдовство, император призвал волхва Афанасия, чтобы тот лишил святого чудодейственной силы или отравил. Волхв заставил Георгия выпить две чаши с ядовитыми снадобьями, одно из которых должно было сделать его покорным, а другое - умертвить. Но и зелья не подействовали - святой по-прежнему обличал языческие суеверия и славил Истинного Бога. На вопрос императора, какая же сила помогает мученику, святой Георгий отвечал:

- Не думай, что не вредят мне муки, на которые ты обрекаешь меня. Но я постоянно взываю к Христу, и он силою своей спасает меня.

- Я же видел, как ты умер на колесе, иссеченный острыми лезвиями. А в храм тебя привели совершенно целым. Даже шрамов не осталось на теле. Что же, твой Христос воскресил тебя из мертвых?

- Воистину так!

Зная, что еще никогда маги и волхвы не могли воскресить мертвого, император, чтобы посрамить упование святого, велел ему воскресить умершего. На это святой сказал:

- Ты искушаешь меня, но ради спасения народа, который увидит дело Христово, Бог мой сотворит это.

И когда Георгия подвели к гробнице, он воззвал: «Господи! Покажи предстоящим, что Ты Бог Единый по всей земле, да познают Тебя, Всесильного Господа». И сотряслась земля, гробница отверзлась, мертвец ожил и вышел из нее. Воочию увидев явление всемогущей силы Христовой, народ рыдал и прославлял Истинного Бога. Волхв Афанасий, припав к ногам святого Георгия, просил прощения за грехи, совершенные в неведении. Он тут же был схвачен и по приказу Диоклетиана обезглавлен вместе с воскрешенным человеком. А Георгия вновь заточили в темницу. Люди, обремененные недугами, стали проникать к нему и получали от святого Георгия исцеление. Подвиги и чудеса великомученика Георгия умножали число христиан, поэтому Диоклетиан решил сделать последнюю попытку заставить святого принести жертвы римским богам.

Начали готовить судилище при храме Аполлона. В последнюю ночь перед казнью святой Георгий усердно молился, а когда задремал, увидел самого Господа, который поднял его своей рукой, обнял и поцеловал. Спаситель возложил на главу великомученика венец и сказал: «Не бойся, но дерзай, и сподобишься царствовать со Мною». Наутро в судилище император предложил святому Георгию новое испытание - стать своим соправителем. Святой мученик с готовностью ответил, что императору с самого начала следовало не мучить его, а оказать подобную милость, и при этом выразил желание немедленно идти в храм Аполлона.

Диоклетиан решил, что мученик принимает его предложение, и последовал с ним в сопровождении свиты и народа. Все ждали, что святой Георгий принесет жертву языческим кумирам. Он же, подойдя к статуе Аполлона, сотворил крестное знамение и обратился к нему, как к живому:

- Ты ли хочешь принять от меня жертву, как Бог?

И тут случилось невероятное: послышался шум и плач, Аполлон и другие статуи начали падать со своих пьедесталов... На шум и крики поспешила святая царица Александра. Пробираясь через толпу, она кричала: «Бог Георгиев, помоги мне, так как Ты Един Всесилен». У ног великомученика святая царица славила Христа. Диоклетиан в исступлении немедленно вынес смертный приговор Георгию и царице. По дороге она изнемогла и пала бездыханной у стены, к которой прислонилась.

Святой Георгий возблагодарил Бога и молился, чтобы и его путь окончился достойно. Спокойно и мужественно святой великомученик Георгий преклонил свою главу под меч. Он сподобился мученического венца от Господа 23 апреля (6 мая по новому стилю) 303 года.

Дело святого мученика было перевезено его верным слугой в Палестину и там в городе Лидде предано погребению. В кровавой агонии и бессмысленных метаниях кончалась эра язычества. Пройдет всего десять лет, и император-христианин Константин прикажет начертать на знаменах крест и завет, запечатленный кровью великомученика и Победоносца Георгия и тысяч неведомых мучеников: «Сим победиши».

Из множества посмертных чудес, совершенных святым великомучеником Георгием, наиболее известно в иконографии под именем «Чудо Георгия о змие». В городе Бейруте было много идолопоклонников. Около города, близ Ливанских гор, находилось большое озеро, в котором жил громадный змей. Выходя из озера, он пожирал людей, и жители ничего не могли поделать, так как от одного его дыхания заражался воздух. По наущению бесов, живших в идолах, правитель принял такое решение: каждый день жители должны были по жребию отдавать змею своих детей, и, когда очередь дойдет до него, он обещал отдать свою единственную дочь. Это время настало. Горько плакала девушка, ожидая смертного часа. Неожиданно к ней подъехал на коне великомученик Георгий с копьем в руке. Девушка упрашивала его не оставаться с ней, чтобы не погибнуть. Но святой, увидев змея, осенил себя крестным знамением и со словами «во Имя Отца и Сына и Святого Духа» устремился на него. Великомученик Георгий пронзил гортань змея копьем и попрал его конем. Затем он велел девушке связать змея своим поясом и, как пса, вести в город. Жители в страхе разбегались, но святой остановил их словами: «Не бойтесь, но уповайте на Господа Иисуса Христа и веруйте в Него, ибо это Он послал меня к вам, чтобы спасти вас». Затем святой убил змея мечом, а жители сожгли его за городом.

Двадцать пять тысяч человек, не считая женщин и детей, крестились тогда, и была построена церковь во имя Пресвятой Богородицы и великомученика Георгия.

Святой Георгий Победоносец стал небесным покровителем и нескольких великих строителей державы Российской. Сын святого князя Владимира, крестившего Русь, Ярослав Мудрый, много способствовал почитанию святого в Русской церкви. Он построил город Юрьев, основал Юрьевский монастырь в Новгороде, воздвиг храм святого Георгия Победоносца в Киеве. День освящения киевского Георгиевского храма, совершенного 26 ноября 1051 года святителем Иларионом, митрополитом Киевским и всея Руси, навсегда вошел в литургическую сокровищницу как особый церковный праздник - Юрьев день, любимый русским народом «осенний Георгий». Имя святого Георгия носил основатель Москвы Юрий Долгорукий, создатель многих Георгиевских храмов, строитель города Юрьева-Польского.

В 1238 году героическую борьбу русского народа с монгольскими ордами возглавил великий князь Владимирский Юрий (Георгий) Всеволодович, сложивший голову в битве на Сити. Память о нем, как о Егории Храбром, защитнике родной земли, отразилась в русских духовных стихах и былинах.

Первым великим князем Московским в период, когда Москва становилась центром собирания земли Русской, был Юрий Данилович - сын святого Даниила Московского, внук святого Александра Невского. С того времени святой Георгий Победоносец - всадник, поражающий змия, - стал гербом Москвы и эмблемой Русского государства. Особым почитанием пользуется святой Георгий в единоверной Грузии, само название которой - Георгия, то есть страна святого Георгия. (По преданию Грузинской православной церкви, святой Георгий был двоюродным братом святой равноапостольной Нины Каппадокийской, просветительницы Грузии.)
 


Денис Балмашов

 

 

Ответ #3: 27 11 2008, 03:32:52 ( ссылка на этот ответ )

Георгий Победоносец - один из наиболее прославленных и популярных в земле Русской святых.

* Георгий Победоносец_1.jpg

(53.57 Кб, 709x886 - просмотрено 1918 раз.)

* Храм Георгия Победоносца в Коптево (Москва).jpg

(255.16 Кб, 800x631 - просмотрено 1861 раз.)

 

 

Ответ #4: 21 12 2008, 11:44:08 ( ссылка на этот ответ )


СВЯТЫЕ БРАТЬЯ БОРИС И ГЛЕБ

Во времена удельных междоусобиц, начиная с XI века, русская церковь противостояла ожесточению князей и их самоуправству терпением и миротворческими усилиями. Авторитет ее был велик. Свое отношение к усобицам и самоволию светских правителей церковь выражает прославлением первых святых - князей Бориса и Глеба. Прославляет их церковь за любовь, верность, мужество, а главное - за нежелание участвовать в братоубийственных войнах.


Борис и Глеб были сыновьями великого киевского князя Владимира Святославича, Крестителя Руси. Известно, что у Владимира имелось много сыновей от разных жен. Сыновья жили недружно и часто враждовали между собой. Но Борис (старший) и Глеб - сыновья не только одного отца, но и одной матери (некой болгарыни), любили друг друга. Глеб неотступно находился подле брата, потому что был еще мал. Князь Владимир любил Бориса более других своих сыновей и во всем доверялся ему, ибо описывают его как отрока во всех отношениях достойного, храброго, умного и красивого.

Когда сыновья подросли, Владимир направил их княжить по разным городам: Борису достался Ростов, а Глебу - Муром. Глебу пришлось несладко, так как муромские язычники не пускали его в свой город, и князю пришлось жить в пригороде, за стенами.

В 1014 году Владимир Киевский тяжело заболел и немедленно призвал к себе Бориса. Историки считают, чтобы передать ему киевский престол и власть над всей державой. Дело в том, что в этот момент Владимир был в ссоре со старшими сыновьями - Святополком (пасынком) и Ярославом (впоследствии ставшим киевским князем и прозванным Мудрым). Но планы Владимира расстроили печенеги, вторгшиеся на Русь. Киевское войско он послал в поход под предводительством Бориса. Узнав, что на них идет могучая дружина Владимира, печенеги повернули назад.

Вскоре после отъезда Бориса, 15 июля 1015-го, Владимир отдал богу душу. Власть в Киеве захватил Святополк, которого люди впоследствии прозвали Окаянным. Чтобы выиграть время и укрепиться в столице, Святополк решил скрыть смерть Владимира. Ночью в княжеском тереме разобрали помост, и тело Владимира, завернутое в ковер, спустили на веревках на землю, а затем отвезли в киевскую церковь Пресвятой Богородицы, где и похоронили тайно. Святополк постарался заручиться поддержкой киевлян и начал щедро одаривать нужных людей должностями, деньгами, хоромами и мехами. «Но люди сердцами были не с ним, но с братом его Борисом, с которым ушли в поход братья их, киевское войско», - свидетельствует летописец.

О том, что случилось дальше, мы знаем в основном по рассказам трех источников - летописной повести об убиении Бориса и Глеба, «Сказания о святых» неизвестного автора и «Чтения о святых мучениках Борисе и Глебе», принадлежащего перу знаменитого Нестора.

«Борис, не найдя печенегов, повернул обратно к Киеву, - пишут А.Карпов и А.Юрьев в книге «Святые и чудотворцы России». - На берегу небольшой речки Альта (к юго-востоку от Киева) и застала его весть о смерти отца и вокняжении в Киеве Святополка. Борис прослезился, оплакивая родителя своего; дружина же обратилась к нему с такими словами: «Вот, дружина у тебя отчая. Пойди, сядь на отцовском престоле!» В распоряжении Бориса имелось до 8 тысяч отлично вооруженных и подготовленных к военным действиям воинов, и князь, несомненно, мог захватить Киев и изгнать оттуда Святополка. Однако Борис отказался от борьбы за власть: «Не подниму руку против брата моего старшего. Хоть и умер отец мой, Святополк будет мне вместо отца». Услыхав это, дружина ушла от него. Так Борис остался лишь с немногими своими слугами».

Святополк, послав Борису лживое письмо с предложением дружбы, на самом деле готовил план его убийства. Тайно, ночью отправился он в город Вышгород, находившийся неподалеку от Киева, к вышгородским боярам. Дело в том, что при жизни своего отца (брата Владимира Ярополка) Святополк жил некоторое время в Вышгороде и успел заручиться поддержкой тамошней знати. «Преданы ли мне всем сердцем?» - спрашивал он вышгородских бояр. «Можем головы свои положить за тебя», - отвечали ему те.

Летопись и житие князей-мучеников называют имена этих бояр, будущих злодеев и убийц: Путша, Талец, Еловит (или Елович), Ляшко. И сказал им Святополк: «Никому не говоря, идите и убейте брата моего Бориса». Они же обещали ему вскоре все исполнить.

Когда дружина ушла от Бориса, он уже знал о готовящемся на него покушении от гонца из Киева. Была суббота, и с тяжкими мыслями после молитвы князь лег спать. В воскресенье, проснувшись рано, велел он священнику начинать заутреню. Убийцы Святополка, окружившие лагерь Бориса еще ночью, услышали молитву князя и не решились напасть на него сразу. И тогда сам Борис услыхал зловещий шепот вокруг шатра своего и понял, что идут убивать его. Как только он замолчал, в шатер ворвались посланцы Святополка и пронзили князя мечами, а затем стали уничтожать всех свидетелей злодейства, грабить. Но оказалось, что ранили Бориса не насмерть, и он, слыша отчаянные крики казнимых отроков из его свиты, нашел в себе силы и, шатаясь, вышел из шатра.

«Что стоите и смотрите? Завершим повеленное нам!» - воскликнул кто-то из убийц, более хладнокровный, чем остальные, завороженно смотревшие на внезапно ожившего князя. «Братия моя, милая и любимая! - взмолился к ним будто бы Борис. - Погодите немного, да помолюсь Богу моему!» И вновь он обращается с мольбой к Господу: «Господи Боже мой, многомилостивый и премилостивый!.. Слава Тебе, прещедрый Живодавче (податель жизни. - Авт.), яко сподобил мя труда святых мученик! Слава Тебе, Владыка Человеколюбец, сподобивший мя исполнить хотение сердца моего!.. Знаешь ведь, Господи мой, яко не противлюсь, не перечу, но, имев под рукой воинов отца моего и всех, любимых отцом моим, не умыслил ничто против брата своего. Но ты, Господи, будь свидетель и сверши суд между мною и братом моим. И не вмени им, Господи, грех сей, но прими с миром душу мою». «И, воззрев на них умильными глазами, с лицом опавшим, и слезами весь обливаясь, рек: «Братия, заканчивайте порученное вам. И да будет мир брату моему и вам, братия!» И когда он говорил так, один из убийц, подойдя, ударил его в самое сердце.

Было воскресенье, 6 августа 1015 года. Тело Бориса завернули в шатер, положили на телегу и повезли тайно в Вышгород, где и похоронили в церкви Святого Василия.

Святополк мыслил, видимо, стандартно для многих тиранов: нет человека - нет проблемы. Поэтому, чтобы удержать власть, он задумал покончить и с Глебом, уверенный, что тот, узнав о злодейской расправе с любимым братом, наверняка постарается отомстить. Чтобы заманить Глеба в Киев, Святополк отправил ему лживое послание, в котором говорилось, что-де отец тяжко болен и зовет его. Глеб, ничего не знавший о смерти отца, как послушный сын, быстро вскочил на коня и с небольшой дружиной отправился в путь. К тому времени князь Ярослав Владимирович, сидевший в Новгороде, узнал о смерти отца и о судьбе Бориса. Немедля он послал Глебу весть: «Не езжай в Киев: отец твой умер, а брат твой Борис убит Святополком!»

Гонцы Ярослава встретили Глеба уже на Днепре, близ Смоленска, говорится в книге Г.Федотова « Святые Древней Руси». Здесь и остановился Глеб, пораженный зловещим известием, горько заплакал об отце, а еще сильнее - о брате, а затем стал молиться. Тут-то на его корабль и напали внезапно посланные Святополком убийцы. Воины Глеба не смогли оказать им сопротивления и были частью перебиты, частью сдались на милость врага. И когда понял Глеб, что и его хотят лишить жизни, хлынули слезы из глаз его, и взмолился он со слезами к убийцам своим.

Автор «Сказания о святых мучениках Борисе и Глебе» вкладывает в уста святого князя слова, исполненные щемящей жалости к его молодости и беззащитности. Эта мольба Глеба, обращенная к его убийцам, - едва ли не самое проникновенное место во всей древнерусской литературе: «Не трогайте меня, братия мои милые! Не трогайте меня, ибо не сделал я никакого зла вам. Пощадите меня, братия, пощадите! Какую обиду причинил брату моему и вам, братия мои и господа? Если есть какая обида, ведите меня к князю вашему, а моему брату и господину. Сжальтесь над юностью моею, сжальтесь, господа мои!.. Не срезайте колоса, еще не поспевшего, не губите лозы, еще не возросшей! Не убийство это будет, но сырорезание!..»

Видя же немилосердие их, преклонил колена и, помолившись, сказал: «Раз уж начали, приступайте и исполните все, что велено вам».

Когда один из посланных, окаянный Горясер, повелел тотчас убить Глеба. И взял нож повар Глебов по имени Торчин и зарезал князя, словно ягненка невинного. Случилось же это злодейское убийство 18 сентября 1015 года. Тело князя было брошено на берегу и так лежало в безвестности между двумя колодами в течение длительного времени. И ни зверь, ни птица не тронули его. Лишь через много лет по повелению князя Ярослава тело святого Глеба было перенесено в Вышгород и погребено рядом с телом любимого брата Бориса.

«Спустя некоторое время, - рассказывают Карпов и Юрьев, - Святополк убил еще одного своего брата - Святослава. «И начал помышлять убить и других своих братьев и одному владеть всею землею Русской», - свидетельствует летописец. Однако княжение его оказалось непродолжительным. Ярослав, собрав войско из новгородцев и наемников-варягов, двинулся на Киев и изгнал Святополка из пределов Руси. Война между ними продолжалась четыре года. Решающее сражение между Святополком, приведшим огромную печенежскую рать, и Ярославом состоялось в 1019 году на реке Альте - на том самом месте, где был убит святой князь Борис. По рассказу летописца, перед началом битвы Ярослав воздел руки к небу и воскликнул, обращаясь к Господу: «Кровь брата моего вопиет к тебе, Владыко! Отмети за кровь праведного сего, как отметил Ты за кровь Авелеву». Ярослав обращается с молитвой и к святым братьям: «Братья мои! Хоть и отошли вы телом отсюда, но молитвою помогите мне против врага сего - убийцы и гордеца». Целый день продолжалась кровопролитная битва, трижды полки сходились друг с другом, и лишь к вечеру одолел Ярослав».

Святополк же бежал с поля брани. И, как рассказывают летописец и автор сказания о святых братьях, когда бежал он, напала на него болезнь, так что ослабел он всем телом и не мог даже на коня сесть, и несли его на носилках. Святополк же подгонял слуг: «Скорее! Скорее! За нами погоня! Вон они, вон, уже близко!» И каждый раз, когда оглядывались его слуги назад, то никого не видели. Невидимые призраки преследовали Святополка, и были они, судя по всему, столь ужасны, что не мог Святополк оставаться подолгу на одном месте. Так, гонимого Божьим гневом, пронесли его через всю землю Польскую, и где-то дальше, в пустынных местах, окончил он свою неправедную жизнь. Как говорит летописец, есть там его могила, и исходит от нее смрадное зловоние. «Все это устроил Бог в поучение князьям русским, - завершает свой рассказ летописец. - Если снова совершат они такое же злодеяние, то и наказание такое же примут, и даже большее».

Прославление князей-мучеников началось уже при князе Ярославе Мудром, когда у гроба братьев стали совершаться чудеса: слепые прозревали, хромые начинали ходить. 15 мая 1071 года при киевском князе Изяславе Ярославиче мощи обоих братьев были перенесены в новую церковь. Вероятно, именно с этого времени устанавливается общецерковное празднование святым.

По мнению исследователей, приняли смерть святые братья в знак беспредельной любви ко Христу, в подражание его крестной муке. В сознании русских людей своей мученической кончиной они как бы искупали грехи всей Русской земли, еще недавно прозябавшей в язычестве. Через их жития, писал выдающийся русский писатель и историк Г. П. Федотов, «образ кроткого и страдающего Спасителя вошел в сердце русского народа навеки как самая заветная его святыня».

По этой причине и стали братья едва ли не самыми почитаемыми святыми на Руси. Их образ незримо вставал перед князьями, когда те совершали какие-то недобрые дела: именем святых Бориса и Глеба освобождались от уз невинные, а иногда и прекращались кровавые междоусобицы. Спустя много лет и даже веков, когда на Русь нападали враги, образ святых князей, способных добровольно принять смерть, помогал народу выстоять. В видениях и вещих снах они представали перед защитниками Отечества, готовые помочь своим «сродникам» - русским князьям. Так было накануне сражения на Неве в 1240 году и накануне великой Куликовской битвы в 1380 году. Память святых Бориса и Глеба празднуется 15 мая и 6 августа.

 

Денис БАЛМАШОВ

* Святые Борис и Глеб. Икона, конец XIII века.jpg

(43.77 Кб, 250x387 - просмотрено 2043 раз.)

 

 

Страниц: 1 2 3 ... 10 | ВверхПечать