Прикосновение к святыне
Образ Спаса Нерукотворного имел особое значение в русской истории. Как духовный щит он укреплялся на крепостных вратах и как победоносная хоругвь - на воинских стягах.
Именно такой «хоругвью» должна была стать явленная в канун Русско-японской войны икона «Торжество Пресвятой Богородицы». Она предназначалась для оказания помощи защитникам крепости Порт-Артур и поэтому получила второе имя - Порт-Артурская икона Божией Матери.
История появления этой иконы-защитницы загадочна и необычна.
В декабре 1903 г. в Киево-Печерскую лавру пришел седовласый старец, матрос из Бессарабской губернии, один из последних живых участников Севастопольской обороны. Он рассказал о необычайном видении, которого удостоился.
В одну из ночей старик был разбужен необычайным шумом. Он увидел Божию Матерь, окруженную ангелами во главе с Архистратигом Михаилом и Архангелом Гавриилом. Богородица стояла на берегу морского залива спиною к воде. В руках - белый плат с голубой каймой, посреди которого был изображен Нерукотворный Лик Спасителя.
Одета она была в синий хитон, покрытый одеянием коричневого цвета. На берегу залива в тумане был виден город в огне. На этот город и был обращен взор Матери Божией, благословляющей его образом. Над головою Ее в облаках ослепительного света ангелы держали корону, увенчанную другою короной из двух перекрещивающихся радуг. Наверху короны был крест.
Выше, на престоле славы, восседал Господь, окруженный ослепительным сиянием, по которому были видны слова: «Да будет едино стадо и един Пастырь». Богородица попирала стопами обоюдоострый обнаженный меч.
Потрясенный старик испытал сильнейшее смущение. Матерь Божия, ободрив его, сказала: «России предстоит очень скоро тяжелая война на берегах далекого моря, и многие скорби ожидают ее. Изготовь образ, точно изображающий Мое явление, и отправь его в Порт-Артур. Если икона Моя утвердится в стенах города, то православие восторжествует над язычеством и русское воинство получит победу, помощь и покровительство». Ослепительный свет озарил комнату, и видение исчезло.
В лавре богомольцы слышали достаточно разных историй о «чудесах», и рассказ севастопольца вызвал настороженное отношение. Но прошло чуть более месяца, и о явлении Божией Матери заговорили по всей России. В ночь на 26 января 1904 г. с нападения японских миноносцев на русские корабли в Порт-Артуре началась Русско-японская война.
Вспомнив о повелении Божией Матери, в Киеве начали сбор средств. Уже в первый день число жертвователей достигло нескольких сотен и было решено, дабы соблюсти между жертвователями равенство, в дальнейшем принимать от каждого лица ровно по пять копеек. Когда количество жертвенных пятаков достигло 10 000, сбор был прекращен.
Написание образа доверили известному киевскому живописцу П.Ф.Штронде. Работа продолжалась около четырех недель, и почти все время возле художника пребывал ветеран-севастополец. Ночное видение он помнил на удивление точно и такой же точности требовал от иконописца. Порою, не в силах объясниться, забирал у художника карандаш, и тот с изумлением видел, как натруженные, скрюченные пальцы матроса обретали легкость, нанося без видимых усилий тончайшие штриховые контуры.
На Страстной седмице при громадном стечении народа образ был освящен и отправлен из Киева в Санкт-Петербург, на попечение адмирала Верховского с надеждой, что «Его Превосходительство употребит все возможности для скорейшего и безопасного доставления иконы в крепость Порт-Артур». Однако вместо этого адмирал решил устроить в своём столичном особняке что-то вроде художественного салона, дабы поразить светскую публику имеющейся у него иконой.
Между тем в среду, 31 марта 1904 года, броненосец «Петропавловск» подорвался на мине, унеся в морскую пучину вместе с экипажем командующего Тихоокеанским флотом адмирала С.О.Макарова и художника-баталиста В.В.Верещагина. Верующие увидели в их гибели грозный знак предостережения ввиду неисполнения повеления Богородицы о доставке иконы в Порт-Артур.
На место погибшего Макарова заступал адмирал Николай Илларионович Скрыдлов, отозванный с поста командующего Черноморским флотом. Но и он промедлил с отправкой иконы-защитницы. Приказ о назначении был отдан 1 апреля; 6-го Скрыдлов прибыл в столицу.
Однако почти через неделю различных согласований и аудиенций образ был доставлен в салон-вагон адмирала, обещавшего, что лично внесет его в Порт-Артурский собор. Адмиральский поезд отбыл 12-го числа. Но, к удивлению многих... снова в Севастополь! Там Скрыдлов потратил несколько дней на передачу дел своему преемнику и лишь 20-го тронулся в путь.
К этому времени Порт-Артур уже был отрезан японцами от основных коммуникаций русских войск. В итоге икону решили привезти во Владивосток, чтобы потом попытаться переправить ее в осажденный Порт-Артур. Невероятно, но факт: с прибытием иконы на Дальний Восток японцы стали нести страшные, малообъяснимые на первый взгляд потери как на суше, так и на море. Почти сразу же они потеряли несколько боевых кораблей.
Прибытие иконы во Владивосток от народа тщательно скрывалось, а ответственные за ее доставку в Порт-Артур не сделали ничего, чтобы святыня оказалась в крепости, хотя до августа связь с Порт-Артуром существовала. То есть икону совершенно спокойно можно было доставить туда, куда наказывала Матерь Божия. Но лишь в начале августа 1904 года, когда по городу уже широко гуляли слухи о сокрытии властями чудотворной иконы, она наконец-то была выставлена в Успенском кафедральном соборе.
Едва ли когда соборные стены слышали столько искренних молений, сколько возносилось их перед образом «Торжества Богородицы» в те дни. «Перед иконою, - писал очевидец, - склонив колена, с глубокой верою, со слезами на глазах молились люди…
Часто можно было слышать с укоризною произносимый вопрос: почему же до сих пор не отправили икону-защитницу в Порт-Артур?.. Почему не нашелся до сих пор человек, готовый из-за любви к Родине и ее защитникам-героям взять на себя опасную, но вместе с тем высокую задачу - провезти в Порт-Артур икону Богоматери?..»
Такой человек нашелся. Им был Николай Николаевич Федоров, участник Русско-турецкой войны 1877-78 гг., отставной ротмистр лейб-гвардии уланского полка. Возраст его был за пятьдесят, он страдал ревматизмом, ни о каких подвигах не мыслил, живя себе тихо в Гатчине, пока не прочел в газете, что икона «Торжество Богородицы» вот уже почти полгода пребывает во Владивостоке и никто не может доставить ее по назначению.
Федоров сел на поезд и 7 ноября прибыл во Владивосток. О доставке иконы по суше через Маньчжурию нечего было и думать. Николай Николаевич решил добраться на каком-нибудь судне в Шанхай и далее действовать по обстоятельствам. Нашлось и подходящее судно - норвежский пароход «Эрик».
Ком... - малайцы, капитан - британский подданный, груз имел адресацию в Шанхай, а время выхода в рейс было назначено на 22 ноября. «…Время до 22 числа, - писали «Епархиальные ведомости», - г. Федоров употребил на приготовление себя к великому и опасному предприятию: он говел, исповедовался и причастился Св. Тайн Христовых...»
Пароход вышел в море с иконой-защитницей на борту. Наконец 21 декабря 1904 года пришла долгожданная весточка от Федорова. «8 декабря приехал в Чифу, - писал он. - Нашлись китайцы, взявшиеся доставить меня на джонке в Порт-Артур. 20-го утром в Чифу пришли 4 миноносца… Какова же была моя скорбь, когда я узнал, что они в Порт-Артур не возвратятся, потому что крепость сдается... Неисповедимы пути Божии».
Узнав о падении крепости, Федоров, рассудив, что икона должна быть среди сражающихся войск, перебрался с ней в Маньчжурскую армию. До конца войны Порт-Артурская икона находилась в походной церкви главнокомандующего, а в мае 1905 г. волею Божией и трудами многих людей, счастливо избегнув военных случайностей, вернулась во Владивосток.
После 1917 года Владивостокский собор был закрыт, а позже взорван. Долгое время о судьбе «Божией Матери Порт-Артурской» ничего не было известно. Была ли она уничтожена? Или в ходе кампании «по изъятию церковных ценностей» обращена в иностранную валюту? Или, подобно «Курской-Коренной», ушла за кордон с частями Белой армии? Догадки длились бы очень долго, если бы, как считают верующие, Господу не угодно было явить новое чудо.
В феврале 1998 года небольшая группа приморских паломников в последний день пребывания в Иерусалиме случайно зашла в антикварный магазин. Архимандрит Иннокентий из Уссурийского монастыря и отец Сергий, настоятель одного из приморских храмов, были поражены: с витрины на них смотрела Порт-Артурская икона Божией Матери, чье описание они знали наизусть.
Хозяином магазина, арабом, она была представлена как образ Святой Вероники. Насколько удалось узнать паломникам, российская святыня попала в Израиль из Гонконга и была выставлена на витрине уже более четырех лет. Хозяин запросил 2 тысячи долларов - сумму, которой у паломников с собой не было.
Не выдав своего волнения насторожившемуся продавцу, паломники упросили его никому не продавать икону, а сами стали собирать средства для выкупа святого образа Царицы Небесной. Первую экспертизу иконы провела инокиня Горнинского женского монастыря в Иерусалиме Наталия, бывший сотрудник Третьяковской галереи.
Она подтвердила, что икона - не современная подделка, а подлинная. С помощью российских православных монастырей в Израиле удалось собрать требуемую сумму в 2 тысячи долларов, а российские дипломаты помогли оформить все документы на вывоз святыни.
Наконец 6 мая 1998 года, в день Св. Георгия Победоносца, небесного покровителя Владивостока, икона «Торжество Пресвятой Богородицы» возвратилась в свой город.
9 мая владивостокцы, пришедшие помолиться в Свято-Никольский храм, впервые увидели Божию Матерь, стоящую Своими стопами на берегу залива на двух поверженных и обломанных мечах, какой она явилась некогда старику-севастопольцу… Стала она с тех пор и своеобразным символом Дня защитника Отечества, который мы будем отмечать в феврале.
Сергей АРЕФИН