Максимум Online сегодня: 420 человек.
Максимум Online за все время: 4395 человек.
(рекорд посещаемости был 29 12 2022, 01:22:53)


Всего на сайте: 24816 статей в более чем 1761 темах,
а также 356484 участников.


Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Вам не пришло письмо с кодом активации?

 

Сегодня: 28 03 2024, 21:56:28

Сайт adonay-forum.com - готовится посетителями и последователями Центра духовных практик "Адонаи.

Страниц: 1 ... 10 11 12  | Вниз

Ответ #55: 06 08 2012, 01:58:36 ( ссылка на этот ответ )

Бокал вина для Адама и Евы

Священное Писание принято воспринимать как нечто неоспоримое. Однако ученые стремятся пропустить все изложенные в нем истории через призму современных научных открытий, и порой их выводы могут шокировать верующих…

Вывод 1. Адам был чернокожим

Миф об Адаме и Еве, из­гнанных из рая, известен всем. Но вот как они выгля­дели, где находился сам рай и прочие подробности этой истории до сих пор покрыты мраком.

Генетик Спенсер Уэллс утверждает, что первые люди на Земле принадлежа­ли к племени бушменов! В своей книге «Путешествие че­ловека» он пишет о том, что человеческий род восходит к единому прародителю, жив­шему в Африке 60 тысяч лет назад.

По его мнению, место, кото­рое называют раем, располагалось на восточном побере­жье Африки — климатические и природные условия здесь во многом совпадают с библей­скими описаниями.

Примерно 40 тысяч лет назад в результате изменений климата численность живот­ных, на которых охотились бушмены, резко сократилась. Племена мигрировали в раз­ные концы планеты: одна часть их переместилась на побере­жье, другая двинулась на се­вер и заняла территорию ны­нешней Средней Азии.

Имен­но там, согласно Библии, воз­никло «двенадцать колен Авраамовых». Их потомки засе­лили западные земли и ушли на восток, достигнув территорий современных Сибири и Америки. От них и произош­ли все остальные народы.

Но ближайшие потомки Адама — это африканские бушмены, проживающие в Намибии, Бот­сване и северной части ЮАР.

Теория Уэллса основывается на анализе ДНК. Гены африканцев гораздо более раз­нообразны, чем у жителей остальных частей света. Следо­вательно, все остальные люди произошли от сравнительно не­больших групп переселенцев.

Вывод 2. В раю яблони не росли

Если предположить, что рай на земле действительно существовал, то насколько вообще досто­верен миф об Адаме и Еве? Этот вопрос обсуждают ита­льянские журналисты Роберто Беретта и Элизабетта Броли в своей книге «Одиннадцать заповедей», посвященной встречающимся в Библии ошибкам и неточностям.

Ав­торы делают свои выводы на основании многочисленных свидетельств, содержащихся в древних источниках.

Скажем, полагают исследовали, Ева не могла съесть ябло­ко, ибо в тех краях, где пред­положительно располагались сады Эдема, яблоки не рос­ли. Неизвестный тол­кователь библейских текстов неправильно перевел латин­ское выражение «malus-malum», что означает одно­временно «зло» и «фрукт», как «яблоко».

В оригинале о ябло­ке речи не идет. Иудеи верят, что это был орех, инжир или плод рожкового дерева, пра­вославные христиане считают «запретный плод» апельсином, а мусульмане убеждены, что Адам и Ева отведали вина. Правда, кто открывал, кто наливал, кто подносил – тайна сия скрыта мраком…

У ученых недавно появилась гипотеза, что первая пара съела какой-то древний гриб, вещества которого могли повредить генетический аппарат. Кстати, на некоторых католических фресках «запретный плод» предстает именно в виде гриба.

Вывод 3. Ной построил подводную лодку

Исследуя миф о Всемир­ном потопе, Беретта и Броли пришли к заключению, что при­чиной катастрофы был ли­вень, который лил вовсе не сорок дней (как написано в Ветхом Завете), а целый год и десять дней.

Ной, спаситель челове­чества, и впрямь построил свой ковчег «по велению Бо­жьему», но представлял он собой скорее не корабль (как принято считать), а нечто вро­де подводной лодки.

В путе­шествие со своей семьей Ной взял не «каждой твари по паре», а семь пар «чистых» животных и одну пару «нечис­тых» (под «нечистыми», веро­ятно, подразумеваются пресмыкающиеся и некоторые виды насекомых).


Вывод 4. Заповедей было двенадцать

Христиане чтят десять за­поведей, записанных Богом на скрижалях и переданных Моисею. Однако, по мнению исследователей, заповедей было двенадцать. Они сформировались окончательно только к VIII веку до нашей эры (тогда как Исход евреев из Египта произошел около 1200 года до нашей эры, и в ту эпоху семь последних заповедей уже были известны в Египте).

Сегодня иудеи со­блюдают двенадцать боже­ственных заповедей, тогда как католическая церковь в XVI столетии утвердила всего де­сять традиционных, собранных Августином Блаженным.

Меж тем английский ученый Ричард Панхурст считает, что ковчег Завета с десятью за­поведями, данными Богом Моисею, не только существо­вал, но и сейчас хранится в Эфиопии. По словам исследо­вателя, Менелик, сын царя Соломона и царицы Савской, со­хранил его у себя в Иеруса­лиме, но около 1000 года до нашей эры ковчег был у него похищен и доставлен в Эфио­пию. Сейчас он находится в маленьком городке Аксум.

Археолог Гарри Уэй уверя­ет, что, согласно обнаружен­ным им древним записям, ков­чег следует искать в Йемене, где Менелик некогда постро­ил подземный склеп и еще при жизни поселился там, дабы защищать святыню от зло­умышленников.

Вывод 5. Христа распяли в 36-37 лет

С жизнеописанием Иисуса Христа и его родных тоже не все так просто. Начнем с того, что ни один из авторов — совре­менников Христа — ничего не упоминает ни об этом челове­ке, ни о творимых им чудесах.

Мужем матери Христа Девы Марии был, как извест­но, плотник Иосиф, позднее возведенный в ранг святого. Писание утверждает, что он женился на Марии уже ста­риком, и потому она не могла зачать от него детей; следовательно, святой Иосиф не мог быть настоящим отцом Иисуса.

Но в действительнос­ти Иосиф, как выяснилось, трудился каменщиком и женился на Марии в возрасте примерно 20 лет.

Иисус родился не 25 декабря и не в ночное время. И год его рождения — не 1-й в новой эре, а 5-й или 7-й до нашей эры. Виновник чудовищной ошибки — монах Дионисий Малый, в VI веке неправильно рассчитавший календарь.

Если верить Писанию, пос­ле рождения Христа трое вол­хвов явились к нему с дара­ми. Но католическая церковь почему-то празднует День Свя­тых Даров 5 января, а не на Новый год или в Рождество. К тому же, по другим источни­кам, эти люди не были волх­вами, и их было не трое.

Мла­денец не лежал в яслях, и ни­какая Вифлеемская звезда не светила на небе. Возможно, никаких даров и вовсе не было в помине. Это вопрос спорный, все источники интерпретируют его по-разному.

Скончался Иисус не в воз­расте 33 лет, как сказано в Евангелии. Свидетельство гласит, что он был распят 7 апреля 30 года нашей эры. Если учесть настоящую дату его рождения, то, следовательно, ему испол­нилось тогда 36 или 37 лет.

Вывод 6. Христос не умер после распятия

Сомнения вызывает и история воскресения Христа, изложенная в различных вариантах Евангелия. Пустой саркофаг, в котором якобы находилось после физической кончины тело Христа, согласно преданию, был найден императором Константином в руинах римского храма Афродиты-Венеры. Однако у историков есть сомнения в том, что это действительно гробница Иисуса.

В начале 2007 года археологи нашли в окрестностях Иерусалима оссуарий - большой каменный ящик, в котором покоились человеческие кости. Надпись на ящике приблизительно означала: «Мариамена, называемая Марией» и «Йешуа, сын Иосифа».

Некоторые исследователи тут же попытались объявить, что обнаружено подлинное захоронение останков Христа и его матери. Хотя доказательств – никаких.

А умирал ли Спаситель вообще? На знаменитой Туринской плащанице с отпечатком лика Христа сохранились следы впитавшейся в ткань крови. По мнению немецких исследователей, уже через час после остановки сердца кровь сворачивается, а с тех пор, как Христа сняли с распятия, до того момента, когда его завернули в плащаницу (на кресте он был распят обнаженным), прошло гораздо больше времени.

Кроме того, в складках ткани были найдены частицы порошка мирры и алоэ, которые, по сведениям Авиценны, входили в состав мази «мархан-и-Иса», специально приготовленной для Иисуса. Очевидно, он получил медицинскую помощь, ему смазали раны и перевязали. Кто? По-видимому, не обе Марии и не апостолы, так как все они считали Сына Божьего умершим…

Маленькие «погрешности»

История иудейского наро­да тоже выглядела не такой, как принято представлять по Писанию.

• Например, звуки труб никак не могли обрушить древний город Иерихон, так как к мо­менту Исхода евреев из Египта этого города уже не существовало.

• Пророк Иона не жил в чреве кита — в Биб­лии речь шла о том, что чело­век, искренне уверовавший в Господа, способен стать про­роком и преодолеть любые препятствия. Чрево кита — всего лишь метафора.

• В Библии также сказано, что Моисей проложил дорогу через Красное море и евреи пере­шли его по дну, тем самым спасшись от преследовавших их египтян. На самом деле евреи просто перешли и без того мелкий водоем во время отлива, а египетских солдат задержал начавшийся прилив.

• Само это море вовсе не назы­валось Красным. В XIII веке Джон Уиклиф верно перевел название как «Reed-Sea» («Тростниковое море»). А в XVI сто­летии Лютер истолковал его как «Red Sea» («Красное море»).

• Манна небесная вовсе не свалилась с неба. Это был один из видов смолы, которую до сих пор можно найти на деревьях в районе библейского Синая.

***

В общем, вопросы, вопросы и вопросы. Наверное, их можно назвать столь же вечными, как и породившую их Великую Книгу, одну из самых загадочных книг на свете. Ведь не только верующие, но и многие ученые считают, что Библию нельзя рассматривать лишь как собрание историй и фактов и что в ее текстах содержится некий потаенный смысл.

И все же, наверное, главное – верить… А ученые пусть разбираются, что соответствует или не соответствует истине в Великой Книге…

Мария ПОДОЛЕЦКАЯ

 

 

Ответ #56: 08 12 2012, 18:42:22 ( ссылка на этот ответ )

Флоренский - ученый, богослов, мученик

8 декабря по приговору ленинградской "Особой тройки" НКВД был расстрелян отец Павел Флоренский. Незаурядный ученый-физик и выдающийся религиозный философ и богослов, чьи труды до сих пор приводят к Богу множество колеблющихся и ищущих истину, но одновременно вызывают ожесточенные споры. И даже мученическая кончина страдальца признается не всеми.

Павел Флоренский родился 9 января 1882 года на территории современного Азербайджана, в семье русского и армянки из Нагорного Карабаха. Закончив в 17 лет Тифлисскую гимназию, юноша поступил на физико-математический факультет Московского университета, который также блестяще окончил.

В России тогда начиналось непростое время. Массы народа вместо привычного спокойно-обывательского образа существования, начинали напряженно искать истину, бороться за нее (или за то, что они под ней понимали), нередко, с оружием в руках. Для политической истории страны это закончилось революцией 1905-07 годов, периодом стабилизации, завершившимся Февралем и Октябрем 1971 года.

Но далеко не все мыслящие люди считали, что истина — лишь в изменении экономических отношений или государственного устройства. И когда немало выходцев из семей священников пробовали себя на поприще революционной борьбы, многие выходцы из интеллигенции, казалось бы, ставшей почти атеистической еще во времена увлечения масонством в XVIII веке, активно обратили свои взоры к поиску вечной истины, Христа.

Таких людей, ставших известными на весь мир мыслителями, немало. Каждый известен какими-то своими особенностями. Бердяев — неистовой защитой христианской свободы вообще и свободы творчества в частности. Ильин — упором на "государственническое" измерение православия, с апологией самых жестких мер для борьбы с разрушителями России. Розанов прославился "пансексуализмом" — воспеванием плотской любви и брака, наряду с жесткой критикой монашества, за увлечение которым она даже причислял христианство к "религиям смерти" в противовес "религиям жизни". Впрочем, незадолго до смерти он примирился с церковью — и ушел в вечность, ощутив в душе мир и благодать Божью.

Одним из этих светочей русской культуры был и Павел Флоренский, через знакомство с поэтом серебряного века Андреем Белым и его единомышленниками, как бы заново обретший веру и ставший ее апологетом на всю жизнь со всей пылкостью, на которую способен неофит. Его отличительной особенностью является максимальное погружение в православие, не только в богословском аспекте, но и во всех других — литургическом, богослужебном, иконографическом.

Сразу после окончания университета Флоренский по благословению епископа Антония (Флоренсова) поступает в Духовную академию. что само по себе свидетельствует о многом. Ведь обычные дети из священнических семей начинали свой путь к систематическому изучению православной веры в духовных училищах ("бурсах"), затем — в семинариях, и лишь избранные, наиболее склонные к наукам, заканчивали обучение в Духовных академиях, которых по всей необъятной империи насчитывалось всего четыре — в Москве, Киеве, Петербурге и Казани.

То есть само разрешение герою нашей статьи поступить сразу на высшую ступень богословского образования свидетельствует о том, что его базис уже тогда был на уровне выпускников семинарий. Сравнить это можно с ситуацией, если бы обычному призывнику разрешили поступить даже не в военное училище — а в Академию Генерального Штаба.

По окончанию этого духовного вуза в 1908 году Флоренский пишет труд, ставший затем его диссертацией под названием "Столп и утверждение истины". Она содержит его понимание проблемы существования добра и зла в мире ("теодицея"), а также многие другие фундаментальные вопросы православного богословия и отношения религии к жизни. Пожалуй, ни одна диссертация на степень магистра богословия не получила такой известности ни до, ни после, как это сочинение.

Многих оно привело к Богу, показав православие с неожиданной стороны. У других же, преимущественно профессиональных богословов (хоть и не всех) "Столп" вызвал резкую критику — вплоть до обвинений автора в излишней увлеченностью трудами языческих философов и даже "ереси монофизитства". Впрочем, официально о. Павел Флоренский в качестве еретика не был осужден никогда (хотя сама книга и подвергалась церковным прещениям в отдельные периоды), так что любые спекуляции на тему его "ереси" только спекуляциями и являются.

Другая важная сфера богословских интересов о. Павла — иконография. Пожалуй, никто кроме него не объяснил смысл приемов, используемых при написании православных икон (особенно — "старого письма", до середины XVII века) одновременно с точки зрения истин православия и самых современных научных теорий, оптики, "обратной перспективы". В этом смысле талант физика от Бога такого же богослова принесли церкви просто уникальные плоды.

Кстати, как раз естественнонаучный талант незаурядного батюшки сыграл противоречивую роль в его жизни. С одной стороны, большевики не могли отказаться от услуг специалиста такого уровня и привлекли его к участию как в ряде культурных проектов, так и знаменитом плане ГОЭЛРО — массовой электрификации России. Благодаря чему "спеца" в рясе (которую он категорически отказывался снимать даже в ленинских "наркоматах") до поры до времени не трогали — в то время, как многие другие верующие уже вовсю подвергались катку антицерковных репрессий.

Однако именно ощущение своей нужности и церкви, и согражданам, сыграло роковую роль в дальнейшей жизни Флоренского. Он не захотел покидать родину ни на "пароходе с философами", ни позже, пока для этого еще была возможность. А потом ее уже не стало…

С 1928 года ученого и священника начинают арестовывать, ссылать, заключать в лагеря, тюремные "шарашки". В 1937 году в самый пик "ежовщины" против него фабрикуется дело о некой "контреволюционно-монархической организации". О. Павел, прекрасно понимая истинные причины, двигающие НКВД — желание расправиться с ним, как с носителем "чуждых взглядов", не стал отвергать абсурдные обвинения. Наоборот, признал себя руководителем мифического "Союза меча и орала" (как это с юмором описано в книге Ильфа и Петрова "12 стульев"), но категорически отказался выдавать сообщников. После чего и был расстрелян 8 декабря 1937 года по приговору даже не суда, но "особой тройки", органа, находящегося вне правового поля даже очень "широко" понимавшей понятие права Страны Советов.

Увы, именно этот момент — признание в возглавлении "контрреволюционной организации", сделанное для того, чтобы попытаться собой утолить кровавые аппетиты сталинских палачей в поиске "врагов народа" "по разнарядке" стало формальной причиной того, что православный священник, замученный врагами Бога и церкви, так до сих пор и остался не канонизированным. Точнее, он был канонизирован Русской зарубежной церковью и по логике вещей после ее воссоединения с РПЦ, должен был быть включен в общецерковные святцы как новомученик. Увы, бюрократическая машина патриархии до сих пор не успела решить этот вопрос по существу.

Однако так ли уж необходимо формальное включение в церковный календарь имени человека, положившего всю жизнь на алтарь служения Христу и своим ближним? Проявившего в этом множество талантов (не зарыв при этом в землю ни одного их них) и, наконец, убитого руками гонителей церкви? В конце концов, среди сотен тысяч и миллионов мучеников и исповедников Христовых, пострадавших во время большевистских гонений, лишь неполные две тысячи прославлены поименно. Остальных же можно и нужно поминать в числе "Собора новомучеников российских" — прося их святых молитв за нас грешных. В полной мере это относится и к о. Павлу Флоренскому — талантливому ученому, незаурядному богослову, запечатлевшему свою веру своей жизнью и мученической смертью.


Юрий Носовский

 

 

Ответ #57: 27 02 2013, 21:59:23 ( ссылка на этот ответ )

Великие деяния пророка Моисея

Иудеи называют его Моше или Моше Рабейну, что означает наш Учитель. Именно ему Всевышний вручил Тору - основу иудаизма и еврейского образа жизни. В исламе он Мусса. Именно Мусса встретил на небесах пророка Мухаммеда, когда тот вознесся к трону Аллаха. В христианстве он Моисей - величайший пророк и прообраз Иисуса Христа. Как Моисей явил миру Ветхий Завет, так и Иисус Христос - Новый Завет.

Спасенный из воды

Родился он в Египте в еврейской семье. Это были трудные времена. От прошлой силы и величия сынов Израилевых не осталось даже воспоминаний, и потому все они пребывали в рабском положении. 

С раннего утра до позднего вечера под окрики злых надсмотрщиков рабы месили глину и обжигали кирпичи для строек Египта. Не было у них никаких прав. 

Даже ребенка мужского пола рожать было нельзя, ибо по указу фараона, чтобы не стало евреев больше, чем египтян, всех новорожденных мальчиков отрывали от матерей и бросали в воду. 

И вот одна супружеская пара, очарованная своим младенцем, решила спрятать его от властей. Но как утаить маленького человечка, если шпики и доносчики постоянно прислушиваются ко всякому плачу ребенка. К концу третьего месяца, едва избежав разоблачения, мать осмолила корзину, положила туда сына и опустила в реку. 

Как раз в то время дочь фараона вышла на берег. Заметив корзину, она отправила своих рабынь посмотреть, что это. Взглянув же на ребенка, сразу поняла, что это один из еврейских младенцев. Но он так ей понравился, что повелела она подыскать ему кормилицу. 

И привели к ней истинную мать новорожденного. Она и вырастила ребенка, но уже не как своего сына, а как сына египетской принцессы. Назвали его Моше, что означает спасенный или извлеченный из воды. 

Схватка с надсмотрщиком

Вырос Моисей при дворе фараона, однако ощущение родовых корней не исчезло бесследно. Однажды, гуляя за пределами дворца, увидел он своих соплеменников, занятых тяжелым трудом. Они изготавливали из густой глины кирпичи. Для их обжига использовалась солома, но ее как раз и не хватало. Работа из-за этого тормозилась, но начальники не снижали норму и за ее невыполнение нещадно наказывали своих рабов.

Картина эта запечатлелась в памяти восприимчивого юноши и не давала ему покоя. А потому через некоторое время, вновь став свидетелем избиения, он заступился за раба. В схватке с надсмотрщиком Моисей, видимо, оказался более проворным. Удачным ударом он свалил противника на землю. И тут выяснилось, что тот удар был смертельным. 

Убийство же надсмотрщика-египтянина в то время наказывалось очень сурово. Вплоть до смертной казни. Испугавшись, Моисей бежал за пределы Египта и после скитаний остановился в земле Мадиамской - пустынной местности, лежащей кругом восточной ветви Чермного моря и, как полагают, населенной потомками Мадиама, четвертого сына Авраама и Хеттуры. 

Как-то раз отдыхал он возле источника и видит - подходят туда семь молодых девушек, чтобы набрать воды для своих овец. А в это же время пастухи пригнали к колодцу большое стадо и оттеснили девушек. И снова Моисей заступился за обиженных, отогнал грубых пастухов. А затем помог напоить овец и, конечно же, понравился юным мадиамитянкам. Они оказались дочерьми местного священника. Тот тоже расположился к пришельцу и вскоре отдал ему в жены свою дочь Сепфору. 

Моисею нравилось в земле Мадиамской. Он пас овец своего тестя, любил жену и детей и вряд ли готовился к великим свершениям. Но в один из дней, когда пригнал стадо к горе Харив, услышал он глас Всевышнего. Сказано ему было, чтобы он шел в Египет и вывел оттуда еврейский народ, который в египетском рабстве терпит нужду и унижения. 

Облачный столп

Прибыв в Египет, Моисей и его брат Аарон направились к фараону. Моисей подробно изложил цель своей миссии, но на его просьбу: "Отпусти народ мой" египетский царь ответил отказом. Более того, приказал ужесточить отношение к рабам - не выдавать им солому для обжига кирпичей. Пусть, мол, сами ее находят. Если же количество изготовляемых кирпичей уменьшится, заговорят плети надсмотрщиков. 

И тогда Всевышний наслал на владения фараона «десять египетских казней». И вода в реке превратилась в кровь, вымерла вся рыба, а потом река наполнилась жабами. Следом за этими бедствиями напали на Египет песьи мухи, мошкара, болезни, моровая язва, град и огонь между градом, саранча и густая тьма. 

И только когда умерли все египетские первенцы, фараон сдался и отпустил сынов Израилевых на три дня в пустыню помолиться своему Богу и принести ему жертвы. И вот после четырехсот тридцати лет, в течение которых сыны Израилевы обитали в Египте, Господь рукою крепкою вывел их из рабства и указал Моисею путь к Земле обетованной. 

В колонне уходящих из Египта было "до шестисот тысяч пеших мужчин", женщины и дети. Вели они с собой большое стадо крупного и мелкого скота, несли пожитки и продвигались по пустыне, видимо, не очень быстро. Чтобы народ не заблудился, впереди возник облачный столп. Это сам Всевышний принял такой образ и помогал исходу. Причем днем, в светлое время, столп светился белым облаком, а ночью становился огненным. 

Между тем по прошествии трех дней фараон понял, что рабы его не вернутся с молебна и, снарядив шестьсот отборных колесниц, взяв всадников и все войско, бросился в погоню. А беженцы подошли к бурному Черному морю и остановились, не зная, что делать. Тогда Моисей простер руку на море, и расступились воды. 

И пошли люди по образовавшейся суше, и было море им стеною и по правую, и по левую стороны. К тому моменту и войско фараона подошло к берегу. Только вступило оно на сушу между водами, как тяжелые колесницы завязли, и трудно было их сдвинуть с места. А как только беженцы вышли на другой берег, море сомкнулось и поглотило египетское войско. 

Манна небесная

Оказавшись в безлюдной пустыне Син, столкнулись сыны Израилевы с другой проблемой - голодом. Из Египта уходили спешно и заготовить достаточное количество еды, конечно же, не смогли. И возроптал народ. Послышались упреки в адрес Моисея. Все чаще над станом раздавалось, что лучше бы было оставаться в Египте, где сидели у котлов с мясом и ели хлеб досыта, чем в пустыне умирать с голода. 

Услышав ропот, Господь сказал Моисею: "Скажи им: вечером будете есть мясо, а поутру насытитесь хлебом". И действительно, едва наступили сумерки, прилетело множество перепелов: их было столько, что покрыли они весь стан. И ели люди нежное перепелиное мясо, и утолили свой голод. 

А поутру на поверхности пустыни возникло нечто мелкое, круповидное. Но никто не знал, что это такое. И Моисей сказал им: "Это хлеб, который Господь дал вам в пищу". Народ же нарек хлебу тому имя - манна. Она была белая, вкусом же - как лепешка с медом.

Успокоились люди, но ненадолго. После сытной еды подступила жажда, а воды уже не осталось ни капли. И снова возроптал народ. И снова укоряли Моисея. И тогда Господь повел Моисея к скале на горе Хорив и повелел ударить в скалу, и пойдет из нее вода. 
И пили сыны Израилевы воду в пустыне, и ели манну, доколе не пришли к пределам земли Ханаанской. 

Десять заповедей

В третий месяц по выходе из Египта пришел народ в пустыню Синайскую. И призвал Господь Моисея взойти на гору Синай. Были громы и молнии, густое облако и сильный трубный звук. Это сошел Господь на вершину, гора же вся дымилась и сильно колебалась. И дал Он Моисею две скрижали каменные, на которых были десять заповедей, написанных перстом Божиим. 

1. Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.

2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им.

3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно.

4. Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмой почил. 

5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.

6. Не убивай.

7. Не прелюбодействуй.

8. Не кради.

9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его - ничего, что у ближнего твоего.

Поклонение золотому тельцу

Пока Моисей был на горе Синай, народ, устав ждать его возвращения, впал в неверие. "Наверное, с ним что-нибудь случилось" - говорили некоторые. И стали требовать у Аарона, чтобы он сделал им нового бога. Аарон тоже, видимо, утратил надежду вновь увидеть Моисея и сказал людям, чтобы они вынули золотые серьги из ушей жен, дочерей и сыновей. Потом сделал из этого золота тельца. Народ же обрадовался и провозгласил того тельца богом Израиля. 

На другой день все общество принесло жертвы литому божеству и село есть, пить и веселиться. А Господь сказал Моисею, чтобы он поспешил сойти с горы, ибо народ совсем развратился. Более того, назвал сынов Израилевых - народом жестоковыйным. 

Спустившись с горы и приблизившись к стану, Моисей увидел пляски возле золотого тельца и воспламенился гневом. В руке он держал две скрижали, на которых с обеих сторон были написаны заповеди. Эти письмена были сделаны Богом. Но гнев Моисея был так велик, что бросил он их и разбил под горою. 

Затем сжег литого тельца в огне, растер в прах и развеял по воде. И вот зачинщики предательства были сурово наказаны, а Моисей просил у Господа прощения за свой народ, впавший в великий грех. С большим трудом удалось ему умилостивить Всевышнего, и наконец Он сжалился и повелел Моисею вытесать из камня новые скрижали и написал на них прежние письмена. 

Сорок лет в пустыне

Некоторые толкователи Библии, отвечая на вопрос, почему Моисей водил народ по пустыне целых сорок лет, предполагают, что по первоначальному замыслу Всевышнего сыны Израилевы должны были войти в Землю обетованную сразу же после дарования им скрижалей завета. Однако поклонение золотому тельцу обрекло скитальцев на более тяжкий путь. Все дни неверия и греха умножились и обернулись сорокалетним скитанием по пустыне. 

Не менее убедителен и другой эпизод. Когда кочующий народ остановился в пустыне Фаран, Господь повелел Моисею отправить в землю Ханаанскую двенадцать разведчиков, которые бы определили, что ждет сынов Израилевых на новом месте. Через сорок дней они вернулись и высказали противоречивые мнения. 

Одни говорили, что земля та течет молоком и медом, другие - что она поедает живущих на ней людей. Большая часть народа поверила в худшее, и опять раздались стенания, что лучше было бы не покидать Египет, где все сидели у котлов с мясом и ели хлеб досыта. Увы, следы рабства не покидают душу. И тогда Господь воскликнул: "В пустыне сей падут тела ваши... И не войдете в землю, на которой Я, подъемля руку Мою, клялся поселить вас". 

И только через сорок лет, когда ушли из жизни все, кто участвовал в плясках возле золотого тельца, кто постоянно поминал свое "счастливое рабство", сыны Израилевы подошли к Земле обетованной. 

Взошел Моисей на вершину горы Нево против Иерихона, и показал ему Всевышний всю даль необъятную и сказал: "Вот земля, о которой я клялся Аврааму, Исааку и Иакову... Я дал тебе увидеть ее глазами твоими, но в нее ты не войдешь". 

Моисею было уже сто двадцать лет. Своим наследником он назначил Иисуса Навина, которому и суждено было вести сынов Израилевых дальше. А Моисей умер на пороге Земли обетованной, так и не ступив в ее пределы. 

Похоронили его в долине на земле Моавитской. И никто не знает место погребения "даже до сегодняшнего дня". 
"И не было более у Израиля пророка такого, как Моисей, которого Господь знал лицом к лицу". 

Юрий ПОЛОГОНКИН


 

 

Ответ #58: 11 03 2013, 18:49:53 ( ссылка на этот ответ )

Великие деяния пророка Моисея

Иудеи называют его Моше или Моше Рабейну, что означает наш Учитель. Именно ему Всевышний вручил Тору - основу иудаизма и еврейского образа жизни. В исламе он Мусса. Именно Мусса встретил на небесах пророка Мухаммеда, когда тот вознесся к трону Аллаха. В христианстве он Моисей - величайший пророк и прообраз Иисуса Христа. Как Моисей явил миру Ветхий Завет, так и Иисус Христос - Новый Завет.

Спасенный из воды

Родился он в Египте в еврейской семье. Это были трудные времена. От прошлой силы и величия сынов Израилевых не осталось даже воспоминаний, и потому все они пребывали в рабском положении. 

С раннего утра до позднего вечера под окрики злых надсмотрщиков рабы месили глину и обжигали кирпичи для строек Египта. Не было у них никаких прав. 

Даже ребенка мужского пола рожать было нельзя, ибо по указу фараона, чтобы не стало евреев больше, чем египтян, всех новорожденных мальчиков отрывали от матерей и бросали в воду. 

И вот одна супружеская пара, очарованная своим младенцем, решила спрятать его от властей. Но как утаить маленького человечка, если шпики и доносчики постоянно прислушиваются ко всякому плачу ребенка. К концу третьего месяца, едва избежав разоблачения, мать осмолила корзину, положила туда сына и опустила в реку. 

Как раз в то время дочь фараона вышла на берег. Заметив корзину, она отправила своих рабынь посмотреть, что это. Взглянув же на ребенка, сразу поняла, что это один из еврейских младенцев. Но он так ей понравился, что повелела она подыскать ему кормилицу. 

И привели к ней истинную мать новорожденного. Она и вырастила ребенка, но уже не как своего сына, а как сына египетской принцессы. Назвали его Моше, что означает спасенный или извлеченный из воды. 

Схватка с надсмотрщиком

Вырос Моисей при дворе фараона, однако ощущение родовых корней не исчезло бесследно. Однажды, гуляя за пределами дворца, увидел он своих соплеменников, занятых тяжелым трудом. Они изготавливали из густой глины кирпичи. Для их обжига использовалась солома, но ее как раз и не хватало. Работа из-за этого тормозилась, но начальники не снижали норму и за ее невыполнение нещадно наказывали своих рабов.

Картина эта запечатлелась в памяти восприимчивого юноши и не давала ему покоя. А потому через некоторое время, вновь став свидетелем избиения, он заступился за раба. В схватке с надсмотрщиком Моисей, видимо, оказался более проворным. Удачным ударом он свалил противника на землю. И тут выяснилось, что тот удар был смертельным. 

Убийство же надсмотрщика-египтянина в то время наказывалось очень сурово. Вплоть до смертной казни. Испугавшись, Моисей бежал за пределы Египта и после скитаний остановился в земле Мадиамской - пустынной местности, лежащей кругом восточной ветви Чермного моря и, как полагают, населенной потомками Мадиама, четвертого сына Авраама и Хеттуры. 

Как-то раз отдыхал он возле источника и видит - подходят туда семь молодых девушек, чтобы набрать воды для своих овец. А в это же время пастухи пригнали к колодцу большое стадо и оттеснили девушек. И снова Моисей заступился за обиженных, отогнал грубых пастухов. А затем помог напоить овец и, конечно же, понравился юным мадиамитянкам. Они оказались дочерьми местного священника. Тот тоже расположился к пришельцу и вскоре отдал ему в жены свою дочь Сепфору. 

Моисею нравилось в земле Мадиамской. Он пас овец своего тестя, любил жену и детей и вряд ли готовился к великим свершениям. Но в один из дней, когда пригнал стадо к горе Харив, услышал он глас Всевышнего. Сказано ему было, чтобы он шел в Египет и вывел оттуда еврейский народ, который в египетском рабстве терпит нужду и унижения. 

Облачный столп

Прибыв в Египет, Моисей и его брат Аарон направились к фараону. Моисей подробно изложил цель своей миссии, но на его просьбу: "Отпусти народ мой" египетский царь ответил отказом. Более того, приказал ужесточить отношение к рабам - не выдавать им солому для обжига кирпичей. Пусть, мол, сами ее находят. Если же количество изготовляемых кирпичей уменьшится, заговорят плети надсмотрщиков. 

И тогда Всевышний наслал на владения фараона «десять египетских казней». И вода в реке превратилась в кровь, вымерла вся рыба, а потом река наполнилась жабами. Следом за этими бедствиями напали на Египет песьи мухи, мошкара, болезни, моровая язва, град и огонь между градом, саранча и густая тьма. 

И только когда умерли все египетские первенцы, фараон сдался и отпустил сынов Израилевых на три дня в пустыню помолиться своему Богу и принести ему жертвы. И вот после четырехсот тридцати лет, в течение которых сыны Израилевы обитали в Египте, Господь рукою крепкою вывел их из рабства и указал Моисею путь к Земле обетованной. 

В колонне уходящих из Египта было "до шестисот тысяч пеших мужчин", женщины и дети. Вели они с собой большое стадо крупного и мелкого скота, несли пожитки и продвигались по пустыне, видимо, не очень быстро. Чтобы народ не заблудился, впереди возник облачный столп. Это сам Всевышний принял такой образ и помогал исходу. Причем днем, в светлое время, столп светился белым облаком, а ночью становился огненным. 

Между тем по прошествии трех дней фараон понял, что рабы его не вернутся с молебна и, снарядив шестьсот отборных колесниц, взяв всадников и все войско, бросился в погоню. А беженцы подошли к бурному Черному морю и остановились, не зная, что делать. Тогда Моисей простер руку на море, и расступились воды. 

И пошли люди по образовавшейся суше, и было море им стеною и по правую, и по левую стороны. К тому моменту и войско фараона подошло к берегу. Только вступило оно на сушу между водами, как тяжелые колесницы завязли, и трудно было их сдвинуть с места. А как только беженцы вышли на другой берег, море сомкнулось и поглотило египетское войско. 

Манна небесная

Оказавшись в безлюдной пустыне Син, столкнулись сыны Израилевы с другой проблемой - голодом. Из Египта уходили спешно и заготовить достаточное количество еды, конечно же, не смогли. И возроптал народ. Послышались упреки в адрес Моисея. Все чаще над станом раздавалось, что лучше бы было оставаться в Египте, где сидели у котлов с мясом и ели хлеб досыта, чем в пустыне умирать с голода. 

Услышав ропот, Господь сказал Моисею: "Скажи им: вечером будете есть мясо, а поутру насытитесь хлебом". И действительно, едва наступили сумерки, прилетело множество перепелов: их было столько, что покрыли они весь стан. И ели люди нежное перепелиное мясо, и утолили свой голод. 

А поутру на поверхности пустыни возникло нечто мелкое, круповидное. Но никто не знал, что это такое. И Моисей сказал им: "Это хлеб, который Господь дал вам в пищу". Народ же нарек хлебу тому имя - манна. Она была белая, вкусом же - как лепешка с медом.

Успокоились люди, но ненадолго. После сытной еды подступила жажда, а воды уже не осталось ни капли. И снова возроптал народ. И снова укоряли Моисея. И тогда Господь повел Моисея к скале на горе Хорив и повелел ударить в скалу, и пойдет из нее вода. 
И пили сыны Израилевы воду в пустыне, и ели манну, доколе не пришли к пределам земли Ханаанской. 

Десять заповедей

В третий месяц по выходе из Египта пришел народ в пустыню Синайскую. И призвал Господь Моисея взойти на гору Синай. Были громы и молнии, густое облако и сильный трубный звук. Это сошел Господь на вершину, гора же вся дымилась и сильно колебалась. И дал Он Моисею две скрижали каменные, на которых были десять заповедей, написанных перстом Божиим. 

1. Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.

2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им.

3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно.

4. Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмой почил. 

5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.

6. Не убивай.

7. Не прелюбодействуй.

8. Не кради.

9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его - ничего, что у ближнего твоего.

Поклонение золотому тельцу

Пока Моисей был на горе Синай, народ, устав ждать его возвращения, впал в неверие. "Наверное, с ним что-нибудь случилось" - говорили некоторые. И стали требовать у Аарона, чтобы он сделал им нового бога. Аарон тоже, видимо, утратил надежду вновь увидеть Моисея и сказал людям, чтобы они вынули золотые серьги из ушей жен, дочерей и сыновей. Потом сделал из этого золота тельца. Народ же обрадовался и провозгласил того тельца богом Израиля. 

На другой день все общество принесло жертвы литому божеству и село есть, пить и веселиться. А Господь сказал Моисею, чтобы он поспешил сойти с горы, ибо народ совсем развратился. Более того, назвал сынов Израилевых - народом жестоковыйным. 

Спустившись с горы и приблизившись к стану, Моисей увидел пляски возле золотого тельца и воспламенился гневом. В руке он держал две скрижали, на которых с обеих сторон были написаны заповеди. Эти письмена были сделаны Богом. Но гнев Моисея был так велик, что бросил он их и разбил под горою. 

Затем сжег литого тельца в огне, растер в прах и развеял по воде. И вот зачинщики предательства были сурово наказаны, а Моисей просил у Господа прощения за свой народ, впавший в великий грех. С большим трудом удалось ему умилостивить Всевышнего, и наконец Он сжалился и повелел Моисею вытесать из камня новые скрижали и написал на них прежние письмена. 

Сорок лет в пустыне

Некоторые толкователи Библии, отвечая на вопрос, почему Моисей водил народ по пустыне целых сорок лет, предполагают, что по первоначальному замыслу Всевышнего сыны Израилевы должны были войти в Землю обетованную сразу же после дарования им скрижалей завета. Однако поклонение золотому тельцу обрекло скитальцев на более тяжкий путь. Все дни неверия и греха умножились и обернулись сорокалетним скитанием по пустыне. 

Не менее убедителен и другой эпизод. Когда кочующий народ остановился в пустыне Фаран, Господь повелел Моисею отправить в землю Ханаанскую двенадцать разведчиков, которые бы определили, что ждет сынов Израилевых на новом месте. Через сорок дней они вернулись и высказали противоречивые мнения. 

Одни говорили, что земля та течет молоком и медом, другие - что она поедает живущих на ней людей. Большая часть народа поверила в худшее, и опять раздались стенания, что лучше было бы не покидать Египет, где все сидели у котлов с мясом и ели хлеб досыта. Увы, следы рабства не покидают душу. И тогда Господь воскликнул: "В пустыне сей падут тела ваши... И не войдете в землю, на которой Я, подъемля руку Мою, клялся поселить вас". 

И только через сорок лет, когда ушли из жизни все, кто участвовал в плясках возле золотого тельца, кто постоянно поминал свое "счастливое рабство", сыны Израилевы подошли к Земле обетованной. 

Взошел Моисей на вершину горы Нево против Иерихона, и показал ему Всевышний всю даль необъятную и сказал: "Вот земля, о которой я клялся Аврааму, Исааку и Иакову... Я дал тебе увидеть ее глазами твоими, но в нее ты не войдешь". 

Моисею было уже сто двадцать лет. Своим наследником он назначил Иисуса Навина, которому и суждено было вести сынов Израилевых дальше. А Моисей умер на пороге Земли обетованной, так и не ступив в ее пределы. 

Похоронили его в долине на земле Моавитской. И никто не знает место погребения "даже до сегодняшнего дня". 
"И не было более у Израиля пророка такого, как Моисей, которого Господь знал лицом к лицу". 

Юрий ПОЛОГОНКИН

 

 

Ответ #59: 15 03 2013, 21:40:18 ( ссылка на этот ответ )

Святой старец из Оптиной пустыни

В июне 1988 года Поместным собором Русской православной церкви старец Амвросий первым из старцев Оптиной пустыни был причислен к лику святых. А пять месяцев спустя, в годовщину возрождения обители, произошло чудо: ночью после службы во Введенском соборе пустыни замироточили Казанская икона Божьей Матери, мощи и икона преподобного Амвросия. 

Он был самым известным и прославленным из всех оптинских старцев, духовным наставником православной России. К его словам со вниманием прислушивались Владимир Соловьев и Федор Достоевский, а обстоятельно поговорить со старцем очень хотел мучавшийся сомнениями Лев Толстой.

Родился мальчик в селе Большая Липовица Тамбовской губернии 21 ноября 1812 года в благочестивой семье Гренковых, тесно связанной с церковью: дед был священник, отец, Михаил Федорович, - пономарь. 

Александр был шестым из восьмерых детей в семье. Рос он живым, смышленым, бойким, поэтому в строгой семье ему иногда даже доставалось за детские шалости. 

В 12 лет поступил в Тамбовское духовное училище, которое блестяще окончил первым из 148 человек и был принят на казенный счет в Тамбовскую духовную семинарию, где учился с 1830 по 1836 год. 

Обладая живым и веселым характером, добротою и остроумием, Александр был очень любим своими товарищами. Перед ним, сильным, талантливым, энергичным, лежал блестящий жизненный путь, полный земных радостей и материального благополучия. Но пути Господни неисповедимы... 

В 1835 году незадолго до окончания семинарии юноша опасно заболел. Эта болезнь была первой из многочисленных недугов, которые мучили старца всю жизнь. Болезнь оказалась настолько тяжелой, что врачи никак не могли справиться с ней. 

И тогда молодой семинарист дал обет в случае выздоровления стать монахом. Однако он долго не мог решиться исполнить этот обет. Некоторое время был домашним учителем в одной помещичьей семье, а затем преподавателем Липецкого духовного училища. 

Решающей для него стала поездка в Троице-Сергиеву лавру, молитвы у мощей преподобного Сергия Радонежского. Известный затворник Иларион, которого встретил там молодой человек, пророчески наставил его: «Иди в Оптину пустынь, ты там нужен». 
Именно здесь Александр стал учеником великих старцев - Льва и Макария. 

Через два года принял монашеский постриг с именем Амвросия. В 1843 году стал иеродьякон, в 1845-м - иеромонахом. За этими краткими строками – пять лет трудов, аскетической жизни, тяжелой физической работы. 

Встав на заре, молодой монах работал в пекарне, месил тесто, пек хлеб, варил хмелины (дрожжи), помогал повару. С его блестящими способностями, знанием пяти языков ему, конечно, нелегко было быть просто помощником повара. Но эти послушания воспитывали в нем смирение, терпение, умение отсекать свою волю.

Прозорливо угадав в юноше дары будущего старца, преподобные Лев и Макарий заботились о его духовном возрастании. Некоторое время он был келейником старца Льва, его чтецом, регулярно приходил по службе к старцу Макарию и мог задать ему любые вопросы о духовной жизни. 

Преподобный Лев особенно любил молодого послушника, ласково называя его Сашей. Но в воспитательных целях испытывал при людях его смирение. Часто делал вид, будто гневается на него. Но другим говорил про Амвросия: «Великий будет человек». После смерти старца Льва юноша стал келейником старца Макария.

Во время поездки в Калугу для рукоположения в иеромонахи отец Амвросий, изнуренный постом, сильно простудился и тяжело заболел. С тех пор он уже никогда не мог полностью поправиться. Всю оставшуюся жизнь еле передвигался, страдал от испарины, так что переодевался по несколько раз в сутки, не выносил холода и сквозняков, пищу употреблял только жидкую - в количестве, которого едва бы хватило трехлетнему ребенку.

Несколько раз он бывал при смерти, но чудесным образом, при помощи благодати Божией, возвращался к жизни. С сентября 1846 г. по лето 1848 г. состояние здоровья отца Амвросия было настолько угрожающим, что он в келье был пострижен в схиму с сохранением прежнего имени. 

Однако совершенно неожиданно для многих больной начал поправляться. В 1869 году состояние его здоровья опять было настолько плохим, что стали терять надежду на поправку. Была привезена Калужская чудотворная икона Божьей Матери. После молебна и келейного бдения, а затем соборования здоровье старца поддалось лечению.

Особенно важным для духовного развития преподобного Амвросия в эти годы было общение со старцем Макарием. По его благословению он занимался переводом религиозных книг, в частности, им был подготовлен к печати большой труд преподобного Иоанна, игумена Синайского. 

Благодаря руководству старца отец Амвросий смог обучиться искусству умной молитвы. Так его наставник готовил себе достойного преемника. Когда же Макарий преставился в 1860 году, то отец Амвросий был поставлен на его место.

В то время построенный в бору Оптинский скит был одним очень большим садом с множеством яблонь. Посреди стояла деревянная церковь, а между деревьями были разбросаны простенькие домики, в одном из которых жил Амвросий. Летом вся территория пустыни благоухала большими клумбами с красивыми цветами.

Ежедневно старец принимал у себя в келье толпы людей: народ стекался к нему со всех концов России. Вставал Амвросий в четыре-пять утра, звал к себе келейников, проводил вместе с ними утреннюю службу. После этого старец молился один. С девяти часов начинался прием: сперва монашествующих, затем мирян. 

Часа в два ему приносили скудную еду, после которой он час-полтора оставался один. Затем читалась вечерня, и до ночи возобновлялся прием. Часов в 11 совершалась длинная вечерняя служба, и не раньше полуночи он оставался, наконец, один. Сколько времени уходило на сон, неизвестно, но можно предположить, что, будучи истинным аскетом, из своих четырех полных ночных часов старец большую часть отводил на молитву. 

Иногда в дневные часы минут на 10 выходил из своей кельи и, согнувшись, опираясь на палочку, ходил по дорожкам. Большую же часть дня проводил полулежа на своей постели. Так в течение более тридцати лет, изо дня в день, старец Амвросий совершал свой подвиг. 

До отца Амвросия никто из старцев не открывал двери своей кельи женщине. Он же не только принимал множество женщин и был их духовным отцом, но и основал недалеко от Оптиной пустыни женский монастырь - Казанскую Шамординскую пустынь, в которую, в отличие от других женских монастырей того времени, принимали больше неимущих и больных женщин. К 90-м годам ХIХ века число инокинь в ней достигло 500 человек.

Со временем у старца проявился исключительный дар. Наши современники сказали бы, что он был и телепатом, и ясновидящим, и провидцем, и биоэнерготерапевтом. Для него не существовало тайн; он видел все. Незнакомый человек мог прийти к нему и молчать, а он знал его жизнь и ее обстоятельства, душевное состояние страдальца и зачем тот сюда пришел. 

Например, когда возле его кельи собиралось много людей, ожидавших приема, на крыльцо мог выйти келейник Амвросия и громко позвать: «Где тут Тимофей из Воронежа с неотложным делом? Проходи без очереди». Иногда старец сам обходил ожидавших его благословения людей, внимательно вглядываясь в каждого, осеняя крестным знамением, иным говоря несколько слов. 

Однажды к нему обратился молодой человек из мещан с рукой на перевязи и стал жаловаться, что никак не может ее вылечить. Не успел тот договорить: «Все болит, шибко болит», как старец его перебил: «И будет болеть, зачем мать обидел?» Молодой человек смутился, а Амвросий продолжил: «Веди себя хорошо, будь любящим сыном, тогда и хворь отступит».

Примером провидческого дара старца Амвросия может служить такой случай. Приезжают к нему в Оптину пустынь две сестры. Младшая - невеста, влюбленная, счастливая; старшая - тихая, задумчивая, богомольная. Первая просит благословить ее выбор, вторая просит пострижения. Старец подает невесте четки, а старшей говорит: «Какой монастырь! Ты замуж выйдешь, но не дома». И назвал губернию, куда сестры никогда не ездили.

Обе возвращаются в Петербург. Невеста узнает, что любимый человек ей изменил. Это произвело в ней страшную перемену, ее мысли обратились к Богу, и вскоре одной инокинею стало больше. Между тем старшая сестра получила письмо из дальней губернии, от забытой тетки, набожной женщины, жившей по соседству с каким-то монастырем. 

Она звала ее к себе присмотреться к жизни монахинь. Но вышло иначе. У этой тетки она познакомилась с человеком, уже не молодым, но очень подходившим ей по характеру, и вышла за него замуж.

Что касается исцелений, то им не было числа. Причем старец Амвросий всячески старался, чтобы их не приписывали его чудесному дару. Например, иногда он как бы в шутку стукнет рукой по голове, и болезнь проходит. Однажды чтец, читавший молитвы, страдал сильной зубной болью. Вдруг старец ударил его. 

Присутствующие усмехнулись, думая, что чтец, верно, сделал ошибку в чтении. На деле же у него прекратилась зубная боль. Узнав о таком необычном способе исцеления, люди обращались к старцу-целителю: «Батюшка Абросим! Побей меня, у меня голова (грудь, живот) болит». Причем после такой «врачебной процедуры» больные выздоравливали.

Целительный дар старца иногда проявлялся в совершенно необычных случаях, похожих на чудо. Однажды Амвросий, согбенный, опираясь на палочку, откуда-то шел по дороге в скит. Вдруг перед ним предстала такая картина: стоит нагруженный воз, рядом лежит мертвая лошадь, а над ней плачет крестьянин. 

Потеря лошади-кормилицы - в крестьянском быту сущая беда! Приблизившись к павшей лошади, старец стал медленно ее обходить. Потом, взяв хворостину, стегнул лошадь, прикрикнув на нее: «Вставай, лентяйка!» И лошадь послушно поднялась на ноги.

Многим людям старец Амвросий являлся на расстоянии, подобно святителю Николаю Чудотворцу: или с целью исцеления, или для избавления от бедствий. Причем божий дар совмещался в нем с удивительной, чисто материнской нежностью сердца, благодаря которой он умел облегчить самое тяжелое горе и утешить самую скорбную душу. Любовь и мудрость - именно эти качества притягивали к старцу людей. 

Час своей кончины старцу Амвросию суждено было встретить в Шамордино. 2 июня 1890 года он по обыкновению выехал туда на лето. В конце лета три раза пытался вернуться в Оптину, но не смог по причине нездоровья. Через год болезнь усилилась. Его соборовали и неоднократно причащали. 

10 октября 1891 года старец, три раза вздохнув и с трудом перекрестившись, скончался. Гроб с телом чудотворца под моросившим осенним дождем был перенесен для погребения в Оптину пустынь, и ни одна из свеч, окружавших его, не погасла. А проводить подвижника съехалось больше восьми тысяч человек… 

Вадим МЕРКУЛОВ
Валентина

 

 

Страниц: 1 ... 10 11 12  | ВверхПечать