Максимум Online сегодня: 614 человек.
Максимум Online за все время: 4395 человек.
(рекорд посещаемости был 29 12 2022, 01:22:53)


Всего на сайте: 24816 статей в более чем 1761 темах,
а также 356548 участников.


Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Вам не пришло письмо с кодом активации?

 

Сегодня: 29 03 2024, 15:27:07

Сайт adonay-forum.com - готовится посетителями и последователями Центра духовных практик "Адонаи.

Страниц: 1 ... 37 38 39  | Вниз

Ответ #190: 30 10 2013, 18:11:45 ( ссылка на этот ответ )

НИККОЛО ПАГАНИНИ итальянский скрипач

Cтатья подготовлена Валяевым А.Л.

27.10.1782 - 27.05.1840
ПТИЦА ВЫСОКОГО ПОЛЕТА

Нужно сильно чувствовать, чтобы заставить чувствовать других!
Никколо Паганини.

«Я едва мог узнать его в коричневой монашеской рясе, которая скорее скрывала, чем одевала его. С каким-то диким выражением на лице, наполовину спрятанным под капюшоном, опоясанный веревкою, босой, одинокий и гордый, стоял Паганини на нависшей над морем скале и играл на скрипке. Происходило это, как мне казалось, в сумерки; багровые блики заката ложились на широкие морские волны, которые становились все краснее и в таинственном созвучии с мелодиями скрипки шумели все торжественнее. Но все порывистее и смелее становились звуки скрипки; в глазах страшного артиста сверкала такая вызывающая жажда разрушения, его тонкие губы шевелились с такой зловещей горячностью, что, казалось он бормочет древние нечестивые заклинания, которыми вызываются бури и освобождаются от оков злые духи, томящиеся в заключении в морских пучинах», - так писал о Никколо Паганини Генрих Гейне.

Гороскоп Никколо Паганини

г. Генуя, Италия; П/Гринвич: 0:00 44°24"00"с.ш., 8°55"00"в.д.
27.10.1782 08:31:02 Воскресенье, 11 с.д., 21 л.д.

Время рождения Н. Паганини взято на основании его биографических данных (из биографии Серии ЖЗЛ). Гороскоп ректифицирован.

Поэт, обладающий способностью при каждом звуке видеть волнующие зрительные образы, писал: «Что это был за шар? Солнце? Я не знаю. Но в чертах человека я узнал Паганини, только идеально прекрасного, с улыбкой, исполненной примирения. Его тело цвело мужественной силой; светло-голубая одежда облекала облагороженные члены; по плечам ниспадали блестящими кольцами черные волосы; и в то время как он, уверенный, незыблемый, подобно высокому образу божества, стоял здесь со своей скрипкой, казалось, будто все мироздание повинуется его звукам. Это был человек - планета, вокруг которого с размеренной торжественностью, в божественном ритме вращалась вселенная».
Это поэтическое описание как нельзя лучше соответствует загадочному образу противоречивого итальянского скрипача-виртуоза, оставившего неизгладимый след в культурной жизни Европы XIX века. Но почему человек, обладавший колоссальным талантом, невероятным трудолюбием, благородством натуры и тонкостью души, обрел славу тюремщика, убийцы и страшного колдуна, продавшего душу дьяволу? Был ли это вымысел? Нелепые легенды? Быть может это - просто черный «piar», или чья-то жестокая месть? И был ли на самом деле Никколо Паганини таким безобразным, каким изображали его на карикатурных портретах? В этом всем необходимо разобраться, и, по возможности, восстановить историческую справедливость. Забегая вперед, скажем, что врагов и завистников в жизни великого скрипача было более чем достаточно, чем и обусловлено укоренившееся в обществен¬ном сознании представление о Паганини как о слуге темных сил.

Все началось с мрачного названия места рождения величайшего скрипача всех времен и народов. В небольшом квартале Генуи, в узком переулочке под названием «Черная кошка», 27 октября 1782 года у Антонио Паганини, бывшего портового рабочего и его жены Терезы Боччардо, простой горожанки, родился сын Никколо. Антонио имел в порту небольшую лавку, страстно любил музыку и играл на мандолине и скрипке. Это были простые песенки, веселые и запоминающиеся народные мелодии, которые исполнялись Антонио с мрачным лицом. По счастью, жена его, Тереза, была женщиной мягкой, кроткой и покорной. Будучи не в силах переделать характер мужа, всегда недовольного и ворчливого, она старалась не противоречить ему. Тереза находила утешение в религии и детях. Их было у нее пятеро. Однажды матери Никколо приснился удивительный сон: явился к ней ангел и спросил, какую милость от Бога она хотела бы получить. Поскольку глубоко верующая женщина очень любила музыку, она попросила божественного посланца о том, чтобы ее сын Никколо стал великим музыкантом. Рассказ об этом чудесном сне произвел сильное впечатление на мужа Терезы, также неравнодушного к музыке. Посовещавшись, родители Никколо твердо решили обучать ребенка игре на скрипке - инструменте, ставшем благодаря стараниям Гварнери, Страдивари и Амати музыкальным символом Италии. •
Никколо было семь лет, когда отец впервые вложил в руки будущего виртуоза крошечную скрипку, которая с того дня стала его единственной игрушкой. Но очень скоро юный скрипач понял, что занятие музыкой - это не только удовольствие, но и тяжелый, кропотливый труд. Мальчик очень уставал, но отец заставлял талантливого ребенка заниматься целыми днями, не позволяя выходить на улицу для игр со сверстниками. Проявляя упорство и неудержимую волю, Никколо с каждым днем все больше и больше увлекался игрой на инструменте. Бесспорно, такие чрезмерные занятия, недостаток кислорода, движения и питания, - не могли не отразиться на его растущем организме и, конечно же, подорвали здоровье мальчика. Однажды Никколо, изможденный многочасовыми занятиями, упал бездыханным в каталептической коме. Родители сочли мальчика умершим, поскольку он не подавал никаких признаков жизни. Никколо пришел в себя лишь в гробу при душераздирающих звуках траурной музыки. Его идеальный слух не в состоянии был воспринимать фальшь даже тогда, когда Паганини находился между жизнью и смертью. Вернувшись с «того света», юный скрипач с еще большим рвением взялся за освоение сложных технических приемов игры на любимом музыкальном инструменте. Благодаря своему усердию и твердости характера за очень короткое время Никколо достиг столь больших успехов, что слава о его необычайных способностях шагнула далеко за пределы скромного переулка Черной кошки.

Уже в восьмилетнем возрасте Никколо написал скрипичную сонату и несколько трудных вариаций. Первым серьезным педагогом Паганини стал генуэзский поэт, скрипач и композитор Франческо Ньекко. В десять с половиной лет Никколо, в течение полугода взял 30 уроков у скрипача Джакомо Коста и, в то же время, стал регулярно играть в церквах на воскресных и праздничных богослужениях. В генуэзской газете «Аввизи» от 31 мая 1794 года можно было прочитать: «В понедельник 26 мая в церкви Сан-Филиппо Нери состоялась месса. Был исполнен гармонический концерт искуснейшим молодым человеком одиннадцати лет - синьором Никколо Паганини, учеником знаменитого преподавателя музыки Джакомо Коста, который вызвал всеобщее восхищение». Нельзя не отметить еще одного учителя Никколо Паганини - виолончелиста, прекрасного полифониста Гаспаро Гаретти, привившего юноше отличную композиторскую технику. Развивая способность слышать внутренним слухом, он заставлял его сочинять без инструмента.
Что же особенного было в гороскопе Никколо Паганини, что указывало бы на проявление ранней музыкальной одаренности, а также на столь яркую артистичность, сочетавшуюся с целеустремленностью натуры юного музыканта? Прежде всего, необходимо выделить ядро планет: Венеру, Марс, Нептун и Заходящий Узел в зодиакальном знаке Весов. Планеты гармонии - Венера и Нептун в астрологическом контексте имеют непосредственное отношение к сфере искусства и, находясь в знаке Весов, даруют человеку интуитивное постижение слияния формы и содержания в музыке. Присутствие в этом ядре Марса давало возможность Никколо с раннего возраста (в 9,5 лет точка жизни, проходя по планете Хирон, управителю ядра планет в знаке Весов, «включила» эту ситуацию) сформировать в себе такие качества как целеустремленность, умение концентрироваться в нужный момент и быть упорным в достижении поставленных задач. Планеты Марс и Венера являются альмутенами (событийными управителями) пятого дома гороскопа Никколо Паганини и, оказавшись в X доме, позволили ему в полной мере раскрыть творческие способности, достичь невероятных высот профессионализма, обрести популярность и славу. Нептун, имеющий непосредственное отношение к музыке, является альмутеном IV дома гороскопа, и, находясь в X, свидетельствует о том, что выбор направления вектора судьбы Никколо Паганини был осуществлен под воздействием родителей. Указанное выше ядро планет принимает участие в конфигурации «Парус», основанием которого являются Лунные Узлы, находящиеся в непосредственной близости к линии МС и IС, что опять же указывает на огромное влияние родителей в выборе цели жизни. Экзальтированный Марс в X доме гороскопа Никколо указывает на значимость фигуры отца. Властный и деспотичный характер Антонио Паганини действительно оказал колоссальное воздействие на психику юного музыканта, но именно этот человек силою своей воли и желания привел в движение «корабль» судьбы своего сына. Энергия Паганини-старшего передалась Паганини-младшему, трансформировавшись в его музыкальном сознании в невероятную силу творческого горения. Эта энергия стала ветром, который сдвигает «корабль» с места, и, раздувая паруса, мчит его в неведомые края и далекие страны.

По мере того, как искусство владения скрипкой Никколо становится более виртуозным и отточенным, Антонио Паганини отправляется вместе с юным скрипачом в первое концертное турне по городам Италии: Милану, Болонье, Флоренции, Пизе и Ливорно. Успех сопутствует маленькому виртуозу повсюду и все больше воспламеняет душу юного дарования. Никколо интуитивно понимает, что не сможет наилучшим образом выразить себя и достичь вершин своего искусства, если не найдет применения своему страстному темпераменту в своих сочинениях. Великими были его предшественники: Корелли, Вивальди, Тартини, творчество которых глубоко изучал Паганини, но их музыка, написанная в спокойной и сдержанной манере, не отвечала бурному и несдержанному характеру Паганини. Как ни странно, но именно в юном возрасте родились многие из его прославленных каприччио, где прослеживается творческое переосмысление скрипичных технических приемов и принципов в музыке, впервые введенных итальянским композитором Локателли, которые представляли собою скорее технические упражнения. Но стоило руке гения коснуться сухих формул, и они, преобразившись, превратились в оригинальные, блестящие миниатюры, ошеломляющие своей виртуозностью. 24 каприччио Паганини до сих пор остаются одним из самых уникальных явлений музыкальной культуры скрипичного искусства, поражают неудержимой страстностью, невероятной смелостью и оригинальностью мышления. Эти небольшие произведения оказали колоссальное воздействие, как на музыкантов-современников великого итальянца, так и на композиторов будущих поколений. Вдохновившись, новыми, оригинальными идеями генуэзского виртуоза, переложив для своего инструмента «Компанеллы» и некоторые каприччио Паганини, Ференц Лист открыл новую эру в истории фортепьянного искусства.

Необходимо отметить, что исполнительское мастерство связано с планетой Меркурий, который в гороскопе Паганини находится в знаке Скорпиона в соединении с Белой Луной в XII доме вблизи Асцендента. Меркурий поддержан тригональным аспектом Прозерпины и полусекстилем от Сатурна, что давало возможность скрипачу выработать свою особенную систему занятий, отточить свое техническое мастерство и изобрести собственный секрет виртуозности, которым, как многие считали, обладал великий гений. Интересна характеристика градуса, в котором находится Селена в гороскопе Паганини: «Большой талант, одаренная природа, парадоксальное мышление...». А это значит - развивая свои способности и используя неординарные приемы в своем творческом развитии, великий скрипач получал инициацию светлых сил, и постигал таинственный смысл магического воздействия музыки. Уран, экзальтирующий в 23-ем градусе Скорпиона, где находилась Белая Луна Паганини, открывал небесные врата, и устремлял душу великого гения к высотам музыкального транса, родственного состоянию мистического экстаза. Видоизмененное состояние психики, трансформация сознания, давали возможность скрипачу изобретать новые средства выразительности в музыке и тем самым способствовали духовному перерождению самого музыканта (тригональный аспект Прозерпины из VIII дома к Меркурию с Белой Луной, а также аспект квинтиля Прозерпины к Нептуну).
Чего только не выдумывал Никколо, играя на своей скрипке! Он имитировал пение птиц, звучание флейты, трубы, рожка, мычание коровы и человеческий смех, используя контрасты тембров и регистров, применял ошеломляющее разнообразие эффектов. Однажды Паганини заменил обычный смычок длинным, что поначалу вызывало смех у слушателей, но вскоре он был награжден за эту странность горячими аплодисментами. Проявлению чудачества, стремлению к новаторству и реформации в области скрипичного искусства, способствовало положение Солнца в XI доме гороскопа. А тригональный аспект Солнца к Урану и Луне в знаке Рака давал ему возможность быть не только исполнителем, но и творцом своих произведений, в которых так прекрасно сочеталась глубинная эмоциональность с вычурностью и оригинальностью.

Однажды осознав достигнутый им уровень скрипичной техники, Никколо понял, что должен вырваться из семейного круга - ему необходимо было стать свободным и независимым. В сентябре 1800 года он покидает родительский кров, и в девятнадцать лет, став самостоятельным человеком, оказывается в Лукке, где ему предстоит прожить несколько лет. Здесь, он продолжает с успехом давать концерты, совершенствуя свое мастерство, и становится первой скрипкой Луккской Республики. В это время, в жизнь музыканта впервые приходит возлюбленная, образ которой окутан ореолом загадочности и неизвестности. Паганини никогда и никому не называл ее имени, и такая застенчивая сдержанность позволяет думать о глубоком чувстве к достойной и благородной женщине. Роман со знатной дамой, длился с начала 1802 года по конец 1804 года. Почти три года, Паганини с увлечением занимался игрой на гитаре и скрипке, а также сельским хозяйством, поскольку прекрасное имение его дамы сердца давало ему такую возможность. За это время Никколо пишет двенадцать сонат для гитары и скрипки, но в один прекрасный момент, словно пробудившись ото сна, вновь возвращается в Геную.
Не смотря на то, что роман длился недолго, Паганини никогда больше не испытывал такой привязанности ни к одной другой женщине. Она была его единственной возлюбленной, и о ней он всегда вспоминал с нежностью и сожалением. С тех пор чувство глубокого одиночества его никогда не покидало, не смотря на кажущуюся «веселую» жизнь и многочисленные любовные приключения бродячего музыканта. В фейерверке страстей скрипач черпал силы и вдохновение, но ни одна женщина не смогла заставить его забыть образ единственной и неповторимой первой возлюбленной.
Вскоре слава генуэзского скрипача докатилась и до Элизы Бонапарт, сестры Наполеона, подарившего ей герцогство Лукку и Пьомбино. Княгиня предложила Паганини вернуться в Лукку и поступить на службу к ее двору в качестве скрипача и дирижера оркестра. Паганини согласился и, получив титул «камерного виртуза», приступил к своим обязанностям. Однажды Никколо заключил любопытное пари. Он взялся дирижировать целой оперой, с помощью скрипки, на которой будут всего две струны - третья и четвертая. Паганини выиграл пари - ужин на 24 персоны. Пылкая игра скрипача так волновала Элизу, что нервы ее не выдерживали, и она падала в обморок. Несомненно, корсиканскую кровь могла воспламенить только такая же страстная натура итальянца. Вспыхнувшая между ними страсть разгорелась в полную силу, однако, скрывать ее нужно было самым тщательным образом.
В один прекрасный день Никколо заявил при дворе, что написал новую музыкальную пьесу под названием «Любовная сцена». Новость вызвала живейший интерес, и каково же было удивление присутствующих, когда они увидели, что на скрипке, с которой вышел Паганини всего две струны: одна должна была выразить сердце девушки, другая голос его пылкого возлюбленного. «Нежный и взволнованный разговор возлюбленных» не оставил равнодушной Элизу, но гордый нрав итальянки незамедлительно бросил вызов таланту Паганини, — теперь ему предстояло сыграть на одной струне. Эта идея понравилась Николо, и несколько недель спустя он написал сонату для четвертой струны под названием «Наполеон». 15 августа, в день рождения императора, он блестяще исполнил ее перед многочисленной аудиторией. Успех превзошел его ожидания, и с того дня он всегда отдавал предпочтение игре на 4-ой струне.

Скрипач быстро охладел к Элизе, и вскоре увлекся другой представительницей семьи Наполеона, с которой встретился в 1808 году в Турине. Это была любимая сестра императора, очаровательная Паолина Боргезе. Однако их связь длилась недолго, - страстным натурам свойственно быстро загораться и также быстро остывать. Терпкий запах дамасской розы с темно-красными лепестками лишь на мгновение опьянил скрипача во время недолгой остановки в череде бесконечных странствий. Теперь, следуя неумолимой судьбе, Никколо Паганини снова отправлялся в путь. Генуэзскому скрипачу необходимо было безоговорочно покорить широкую публику далеко за пределами своей Родины непревзойденной виртуозной техникой и стать одним из самых знаменитых скрипачей мира. Завоевав города Италии: Флоренцию, Милан, Неаполь, Рим, великий музыкант отправляется в многолетнее плавание на «паруснике» своей судьбы, влекомый необозримыми просторами и бесконечными далями. Австрия, Германия, Франция, Англия и Ирландия - эти страны стали временным пристанищем для неутомимого странника, снискавшего повсюду головокружительный успех, славу и уважение.
Безусловно, положение Юпитера в соединении с Сатурном в знаке Стрельца в I доме гороскопа Никколо Паганини, указывают на то, что этому человеку суждено было стать выдающейся личностью, не знающей себе равных. Соединение двух гигантов солнечной системы - Юпитера и Сатурна в знаке Стрельца (обители Юпитера) происходит нечасто - 4 раза в 240 лет, но последующее соединение Юпитера и Сатурна в знаке Стрельца произойдет лишь через 2618 лет, причем это соединение оказалось в доме личности Паганини. Он был единственным и неповторимым скрипачом, по следу которого не смог пройти более никто. Все головокружительные скрипичные фокусы, почти акробатические пассажи остаются пустыми и мертвыми без исполнения того, кто их создал. Волшебство растворилось вместе с волшебником. И именно в этом заключалась исключительная и высокая миссия великого скрипача.

Рассматривая календарные циклы в судьбе Никколо Паганини, следует сказать, что рожденный в Год Аиста, гениальный музыкант в своем характере и судьбе проявил черты небесного тотема. Став странником, завоевателем необъятных просторов, он совершил «блестящий триумфальный полет» над всей Европой. Интересно, что 11-ый градус Рака, в котором находится Луна - управительница года Аиста, имеет следующую характеристику: «Музыкальность, совмещение театральной деятельности с путешествиями и поездками». В его гороскопе Луна находится в соединении с Ураном (вторым управителем года Аиста и повелителем воздушной стихии) в знаке Рака на вершине тауквадрата, в котором принимают участие Лунные Узлы и указанное выше ядро планет в X доме. В астрологической традиции знак Рака и IV дом гороскопа олицетворяют связь человека с национальными традициями, родом и семьей, что соотносится со смысловой характеристикой года Аиста. В гороскопе Никколо на эту взаимосвязь указывает положение восходящего Узла в IV доме в знаке Овна, и, соответственно заходящего Узла в X доме в знаке Весов. Космическая программа призывала Паганини к необходимости изучения и использования в своем творчестве итальянских музыкальных традиций и переосмысления их в духе новаторства, сопряженного с поиском неординарных приемов скрипичной игры. Разумеется, тауквадрат, на вершине которого находился Уран в соединении с Луной, не способствовал гармоничному проявлению музыкального таланта. Типичный Скорпион, в натальной карте которого эволюционная планета Уран находилась в экзальтированном положении в восьмом доме, не мог творить в спокойной комфортной обстановке. Основополагающая конфигурация аспектов в его гороскопе (тауквадрат с Луной и Ураном на вершине) вносила в жизнь великого скрипача постоянную неудовлетворенность, а отсюда - стремление к свободе и независимости, выражающееся в оригинальном проявлении чувств. Биографы отмечают, что великий скрипач проявлял все свое мастерство виртуоза-импровизатора в наиболее неординарных и экстремальных условиях.

Луна (повелительница эмоциональной сферы), находящаяся в знаке своей обители, но в месте своего падения в VIII доме гороскопа, указывает на очень сильную привязанность и болезненную любовь Паганини к своей матери. В его письмах чувствуется постоянная и неизменная забота о ее здоровье, счастье и благосостоянии. В то же время он почти никогда не упоминает об отце, скончавшемся в 1817 году. Очевидно, скрипач не испытывал к нему
особенно трепетных чувств, памятуя о жестоком к себе отношении и тяжелой отцовской руке. Находясь, в Венеции в 1816 году Никколо пишет: «Дорогая синьора мама... я всегда готов исполнить ваши желания и не только в том, что касается оставшейся суммы, о которой вы пишете. Больше того, я хочу назначить вам ежемесячную пенсию, чтобы у вас было достаточно продуктов для себя и всей семьи. Очень хочу видеть вас и сестер счастливыми». Надо сказать, что людям, рожденным в год Аиста, свойственна забота о своих родных и близких и без них они не представляют своей жизни. Никколо очень тяжело переживал смерть своей матери, сильно заболел сам и долго не мог оправиться от невосполнимой утраты. Генуэзский скрипач горячо любил свою Родину, и сколько бы не приходилось ему «летать по белу свету», он, подобно Аисту, всегда возвращался в родные пенаты.

Не смотря на то, что Аист - белая птица, дарующая людям свет, радость и гармонию, она все же имеет черную отметину на своих крыльях. Эта черно-белая символика образа тотема не могла не отразиться на судьбе Паганини. Трудно еще найти в истории человечества такую личность, вокруг которой родилось бы столь невероятное количество слухов, забавных историй и фантастических легенд. Вот что рассказывает Генрих Гейне о Паганини во «Флорентийских ночах» устами глухого художника, который в порыве вдохновения несколькими взмахами карандаша точно уловил черты таинственного образа скрипача: «Поистине, сам дьявол водил моей рукой, когда мы стояли вместе с ним перед Альстерским павильоном в Гамбурге, где Паганини должен был дать свой первый концерт. - Да, мой друг, продолжал он, - справедливо то, что все про него говорят, - что, когда Паганини был капельмейстером в Лукке, он влюбился в одну театральную примадонну, приревновал ее к какому-то ничтожному аббату, быть может, стал рогоносцем, а затем, по доброму итальянскому обычаю, заколол свою неверную возлюбленную, попал в Генуе на каторгу и продал себя, наконец, черту, для того, чтобы стать лучшим в мире скрипачом».

Надо сказать, что в то время, в Германии была создана благодатная почва для всего необычного, страшного и загадочного Воображение Гофмана, Жанна Поля и Гёте вернули в моду образ мессера Дьявола, и не было никакого основания сомневаться в том, что Паганини, как доктор Фауст, подписал с ним контракт. В Вене один господин уверял, будто отчетливо видел, что за спиной музыканта стоял дьявол в красном, с рогами на голове и хвостом между ног и водил его рукой, держащей смычок, и что между ними было поразительное сходство. По всей Европе музыкальные критики сообщали в своих газетах об этом вполне серьезно. Может быть, поначалу Паганини и не возражал против таких слухов, потому как они возбуждали любопытство, подогревали к нему интерес и умножали его известность. Но по мере того, как, слухи, разрастаясь, достигли невероятных размеров и распространились так широко, что стали доставлять ему немало неприятностей, - Паганини брался за перо и принимался опровергать вымыслы клеветников и завистников.

Что же в гороскопе музыканта способствовало появлению столь неправдоподобных слухов, сплетен и вызывало такой огромный интерес общественности к его личности? - Не что иное, как положение Черной Луны в знаке Близнецов – знаке контактов, молвы и слухов, в VII доме гороскопа, указывающем как на общественное признание, так и на осуждение. Черная Луна (воплощение лжи и обмана в судьбе человека), находясь в выше указанном положении, привела в действие механизм вмешательства темных сил в судьбу Никколо Паганини, окрасив образ гениального скрипача в мрачные тона. И, следует сказать, что, это негативное воздействие в жизни великого музыканта было не случайным, а скорее законо¬мерным и предопределенным. Черная Луна, принимая участие в одной из самых важнейших конфигураций гороскопа - «Парус», о которой говорилось выше, добавила «ложку дегтя в бочку с медом», и обрекла ее обладателя на медленное и мучительное испытание предательством, лицемерием, обманом и клеветой.
Черная Луна в натальной карте виртуоза находится в градусе падения Хирона, который является управителем самой Черной Луны, что явно указывает на дурную молву, сопровождавшую скрипача повсюду. Даже если бы такой человек вел праведный образ жизни, стараясь сохранить свое доброе имя, - его все равно облили бы грязью, и обвинили во всех смертных грехах. Конечно же, великий скрипач вовсе не был безгрешен, и нелегкое испытание дурной славой, выпавшее на его долю, стало естественной реакцией общества на независимое поведение талантливого и эксцентричного музыканта. Было чрезвычайно трудно не озлобиться на весь мир и смиренно пройти сей тернистый путь. Надо сказать, что это стоило Паганини немалых душевных и физических сил, и далеко не всегда ранимая личность экзальтированного музыканта могла сдержать негодование.
Находясь в Праге в 1829 году, Паганини в своем письме другу Джерми жаловался: «Если бы ты знал, сколько врагов тут у меня, ты бы просто не поверил. Я не делаю никому зла, но те, кто меня не знает, расписывают меня как самого последнего негодяя - жадного, скупого, мелочного и т.д. И я, чтобы отомстить за все это, официально заявляю, что еще больше повышу цены входных билетов на академии, которые дам во всех других странах Европы».
И хотя Паганини часто выступал с благотворительными концертами, всегда раздавал бесплатные билеты артистам и студентам-музыкантам, щедро одаривал родственников и благотворительные общества, - дурную молву ничем нельзя было заглушить. А ведь этот человек обладал поистине добрым сердцем, иначе, чем можно было бы объяснить благородный поступок по отношению к тем, кто считался его врагом. Согласно посмертному завещанию непревзойденный виртуоз безвозмездно дарил все свои драгоценные скрипки не только друзьям-музыкантам, но и недругам, талант которых он был способен оценить! Нельзя умолчать о той помощи, которую оказал Паганини своему коллеге - композитору Берлиозу, еще никому не известному на тот момент времени, и находящемуся в крайне затруднительном материальном положении. Тем самым маэстро обеспечил талантливому начинающему композитору безбедное существование на пять лет вперед. Однако в мелочах Паганини действительно проявлял скупость, и это объясняется, видимо, привычкой экономить, сохранившейся с детства, когда он жил в бедности. Так, например, он не любил тратить деньги на одежду и часто покупал ее у старьевщиков, упрямо с ними торгуясь.
В последние годы жизни скрипач тяжело болел и очень беспокоился о будущем своего сына Акилле, о близких и родных, которым он все еще пытался помочь. Это обстоятельство побуждало его влезать в финансовые авантюры, в которых он ровным счетом ничего не смыслил, и в конечном итоге все это оборачивалось для скрипача огромными материальными потерями и бесконечными судебными разбирательствами. (Плутон из II дома гороскопа делает тригональный аспект к Черной Луне, которая находится в VII доме гороскопа, связанным с судебными процессами). Паганини оказался жертвой хитрости и сутяжничества недоброжелателей, которые постарались сделать так, чтобы дурная слава маэстро затмила его несравненную одаренность и светлые стороны натуры великого музыканта. Итак, как мы видим, мифологема белой птицы с черной отметиной нашла отражение в судьбе великого скрипача, считавшегося современниками честолюбивым скрягой, за деньги и популярность продавшего душу дьяволу.

Исследуя далее календарные циклы Никколо Паганини, надо отметить тот факт, что священным тотемом месяца рождения генуэзского скрипача также является птица. Месяцем Апам-Напата, соответствующего знаку Скорпиона, управляет Ворон, способный проникать в самую суть явлений, познавать их тайные механизмы, парить над суетностью бренного мира и с высоты своего полета созерцать красоту мирозданья. В зороастрийской мифологии Ворон - Хранитель Небесных вод, окунувшись в которые простой смертный черпал вдохновение и обретал магическую силу. Но далеко не каждый человек открывал в себе такие способности, а лишь тот, кто научился управлять бессознательными инстинктами и приручил своего Ворона. Именно такому человеку позволялось испить глоток «Небесной воды» и постичь одновременно все радости и страдания этого мира. Но с того самого момента он становился посредником между двумя мирами, а печать скорби уже никогда не сходила с его лица. Не потому ли образ Паганини запечатлен его современниками в мрачных тонах и зловещих описаниях?
В гороскопе скрипача Солнце, находящееся в знаке Скорпиона, попадает в соединение со звездой Кхамбалья, одной из самых мистических звезд неба, дарующих ее обладателю невероятные магические способности, духовное преображение. Но эта звезда предупреждает о том, что в жизни такого человека не будет ничего устойчивого. Собственно говоря, такой и была судьба Никколо Паганини. Все, что представляло ценность в его жизни - горячо любимая мать, единственный сын Акилле, драгоценные скрипки и написанные им произведения - были теми немногими святынями, которые он бережно хранил на протяжении всей своей жизни. Управительница звезды - Прозерпина, находясь в восьмом доме гороскопа, в творческом аспекте к Нептуну 1 (второму эпигону звезды Кхамбалья, находящемуся в Зените гороскопа), давала Паганини возможность подниматься до невероятных высот полета души, погружаться в мистический транс, и, используя магическую силу звезды, оказывать колоссальное воздействие на публику, просто сводя ее с ума.
Гениальный музыкант мог одерживать победу в любых состязаниях со своими коллегами и импровизировать в любой экстремальной обстановке. Мария Тибальди Кьеза, излагая биографию великого маэстро в своей книге «Паганини», рассказывает о состязании скрипача Лафона и Паганини: «Лафон принялся тщательно настраивать свой инструмент, затем, обратившись к Паганини, хотел было дать ему «ля», но тот пренебрежительно пожал плечом и тут же заиграл. Поначалу, пока звучали обе скрипки, генуэзец точно придерживался своей партии. Но в сольных местах он давал волю своей итальянской фантазии и свободно импровизировал, создавая совсем новую музыку на фоне оркестрового сопровождения, что вызывало необычайный восторг публики, но было не очень по душе его «милому противнику». Ясно, что творческий пыл Паганини, причудливое разнообразие звуков и эффектов при мастерском исполнении «Ведьм» совершенно затмили Лафона. Это была неоспоримая победа своеобразия, поэзии и романтизма над чистотой и сдержанностью классики и традиционности». Немец - Людвиг Шпор, считавшийся в то время лучшим скрипачом Германии, приехал специально в Италию, чтобы услышать Паганини. Он пишет в «Автобиографии»: «Когда же спрашиваешь, чем объясняется такой огромный успех, люди, несведущие в музыке говорят, что он маг и волшебник и извлекает из своей скрипки звуки, которых никто никогда раньше не слышал на этом инструменте. Это искусственные флажолеты, пиццикато только левой рукой и без смычка, вариации на одной струне после того, как сняты три другие и многие другие фокусы, и звуки несвойственные скрипке, например звук фагота или старушечий голос».
Восторг, вызванный Паганини в Европе был неописуем: за аплодисментами, восторженными криками, овациями публики, доходившими до настоящего безумия, следовали статьи в газетах и журналах и невероятное множество хвалебных стихов.

Композиторы давали волю фантазиям в разного рода вариациях на тему Паганини: Штраус написал Вальс а-ля Паганини, Ф.Грубер - танцы а-ля Паганини, К.Черни - рондо с колокольчиками, словом перечислять можно до бесконечности. В витринах магазинов появлялись портреты и литографии Паганини, карикатуры на него. Кондитеры создавали пирожные и бисквиты а-ля Паганини, делали бюсты из марципанов или леденцов. В ресторанах и кафе стелили скатерти и изображением скрипача, а посетителям предлагали жаркое а-ля Паганини. Говоря о магическом воздействии итальянского скрипача на слушателей, нельзя не отметить высказывание великого композитора, впоследствии ставшего другом Паганини - Россини, который мог осмеять что угодно: «Я плакал только три раза в своей жизни. Первый раз, когда провалилась моя первая опера, второй раз, когда во время прогулки на лодке упал в воду фаршированный трюфелями индюк, и третий раз, когда услышал игру Паганини».

Вернувшись к теме календарных циклов, следует сказать, что управитель месяца Апам-Напата Нептун, считается также эпигоном звезды Кхамбалья, и находится в составе ядра планет в верхней кульминации, являясь одной из самых значимых планет гороскопа. Следовательно, взаимосвязь календарных и гороскопических циклов указывает на проявление тотема Ворона в мистической судьбе гениального генуэзского скрипача.
И, наконец, рассматривая солнечный день рождения Никколо Паганини, мы обнаруживаем, что и здесь священным тотемом 11-го дня, посвященного Изэду Хваршат, является птица - Стриж. Имя этого зороастрийского Изэда происходит от персидского корня «хвар», означающего «блеск», «сияние». Веселый нрав этой птицы откладывает отпечаток на характер человека, рожденного в этот день. Такие люди дурачатся и много смеются, обладают актерскими способностями, щедры и открыты, не могут сидеть на одном месте, нуждаются в постоянных переменах, испытывают тягу к путешествиям, но порой беззащитны перед бытовыми трудностями. Они влюбчивы, ради любви готовы поставить на карту все, обожают детей, отдают им много времени. «Стрижи» работают на износ, находятся в постоянном творческом горении и напряжении.
Характеристика этого солнечного дня, казалось бы, не имеет никакого отношения к мрачному образу зловещего скрипача. Но, исследуя его биографию, нельзя не отметить тот факт, что со своими друзьями Паганини никогда не был ни мрачным, ни замкнутым, ни сдержанным. Напротив, он пребывал в хорошем настроении и любил подшутить над своими собеседниками. Паганини проявлял остроумие, охотно рассказывал забавные истории и приключения из своей жизни, и сам же больше всех смеялся при этом. В небольшом кругу друзей, которые его искренне любили, он словно оживал, забыв о своих бедах, страданиях и болезнях, и хоть на короткое время был весел и доволен. По отношению к своему единственному ребенку, матерью которого была Антонио Бьянки, Паганини проявлял трогательное терпение и безграничную любовь. Однажды во время пребывания скрипача во Флоренции с маленьким Акилле случилась беда, - малыш сломал ножку. И это было бы не так страшно, если бы ребенок был бы постарше. Но удержать двухлетнего непоседу в полном покое, пока не срастется кость, представлялось невозможным. Чтобы малыш поправился - необходимо было привязать ножку к деревянной дощечке и не давать ему двигаться хотя бы несколько дней. Паганини не задумываясь, сел в кресло, взял сына к себе на колени и не вставал с места целых восемь дней. Маленький мальчик, познавший отцовскую любовь, не останется неблагодарным: едва научившись ходить, он всегда будет следовать за своим отцом и никогда не покинет его. С трех до пятнадцати лет Акилле будет всеми силами помогать отцу, ухаживать за ним, утешать и восполнять отсутствие матери, которая жила вдали от Паганини. В четыре года мальчик уже будет свободно говорить по-немецки, а позднее выучит английский, и будет служить отцу переводчиком.

Печально, что человек с таким добрым сердцем не нашел ни в одной из женщин истинного соответствия своей душе, не смотря на то, что романтических приключений в судьбе этого неутомимого героя-любовника было немало. Паганини не способен был любить холодно и расчетливо, как не способен был бесстрастно играть на скрипке. В те моменты, когда он был охвачен неудержимой страстью, он проявлял абсолютную искренность и пылкость взволнованной души.
Будучи в Неаполе в августе 1820 года, Паганини пишет своему другу Джерми: «Позавчера я увидел в церкви одну благоразумную девушку и несколько увлекся ею; пошел следом, чтобы узнать, где она живет. Это дочь одного нотариуса. Что бы ты мне посоветовал? Жениться на ней или оставаться холостым? Я весьма и весьма склонен к браку...» Уже через год в марте 1821 года, вернувшись из Рима в Неаполь, он шлет Джерми письмо, в котором изложен целый роман: «Мой дорогой друг, наконец-то я решил последовать законам моего сердца, а также моего положения и жениться. Милая девушка, дочь в высшей степени порядочных родителей, которая сочетает красоту с самым строгим воспитанием, действительно глубоко затронула мое сердце; и хотя у нее нет приданного, я все же охотно избираю ее и буду счастлив с нею. Да, так угодно небу, и я не мог бы желать большей радости.
Мои годы потекут счастливо, и я увижу себя в своих детях. Пока же мне необходимо свидетельство о том, что я не состою в браке. Я не могу найти лучшего друга, чем ты, чтобы обратиться с просьбой, получить его как можно скорее. Ты знаешь мою натуру и хорошо можешь представить себе, в каком напряжении сейчас весь мой организм, возбужденный чувствительными нервами и воспламененный воображением. Поэтому если ты не хочешь, чтобы я погиб от любви, сделай все самым поспешным образом и помоги свершению моих желаний и сладкой судьбы, которая мне готовится».

Сколько имен, сколько женщин проходит через письма Паганини в его жизни. И по поводу каждой он воспламеняется, и для каждой находит самые искренние слова, самые восторженные эпитеты. Бурный темперамент скрипача, наталкиваясь на какие-либо препятствия, мешающие ему соединиться с возлюбленной, толкал его на самый край пропасти - к браку. Но всякий раз он, не смотря ни на что, остается свободным и тут же влюбляется вновь.
Такая пылкость и страстность Паганини была отмечена в его гороскопе не только знаком Скорпиона, в котором находились Солнце и Меркурий, но и планетарным ядром: соединением Венеры, Марса и Нептуна в знаке Весов, который символически связан с поиском гармонии и обретением партнера. Поскольку весь этот стеллиум находится в динамичном воздушном знаке, то, стало быть, воспламенение и угасание эмоций синьора Паганини происходило весьма бурно, но, к сожалению, не затрагивало его глубинных чувств. Как правило, дело до брака так и не доходило - стеллиум в воздушном знаке подразумевает легкость и подвижность - качества, присущие ветреным натурам. Паганини порхал от одной женщины к другой, заряжаясь сексуальной энергией и, всякий раз испытывая прилив новых волнующих ощущений.
В характере и судьбе великого скрипача определенно читаются черты календарных тотемов: Аиста, Ворона и Стрижа. А как же внешний облик? Не напоминает ли он какую-нибудь птицу? Высокий лоб, орлиный нос, изогнутые в ехидной усмешке губы, длинные черные волосы, контрастирующие своей чернотой с бледностью лица. Франческо Беннати - мануанский врач, лечивший Паганини в Вене и Париже, писал о нем: «По своему уму Паганини мог бы быть выдающимся композитором, достойнейшим музыкантом, но без своего утонченного слуха, и без особого строения тела, без своих плеч, рук и кистей он не мог бы стать бесподобным виртуозом, которым мы восхищаемся. Необычайно, надо сказать растяжение связок его плеч, расслабленность связок, соединяющих кисть с предплечьем, запястья с кистью и фаланги друг с другом... Пальцы без малейшего смещения кисти передвигаются в сторону, противоположную их естественному сгибу, причем делает это легко, изумительно и быстро».
Интересно, что анатомической особенностью великого скрипача явились именно руки, которые можно уподобить крыльям птицы, без которых полет был бы невозможным. Людвиг Берне, слушая концерт в «Гранд-опера» 9 марта 1831 года делился своим впечатлением: «Это было божественно, это было дьявольское вдохновение! Публика обезумела, да он и впрямь сводит с ума... И тут посмотрели бы вы на смущенную фигуру этого кровного врага балетного искусства. Он качался во все стороны, словно пьяный. Он подталкивал одну ногу другой и выставлял ее вперед. Руки он то вскидывал к небу, то опускал к земле, протягивал их к кулисам, взывая к небесам, земле и людям о помощи в его великой скорби».

Совокупность вышеперечисленных характеристик внешнего облика скрипача можно считать типологическим проявлением тотемных качеств в антропологии Паганини. Согласно
анимистическим представлениям древних, слияние души человека и тотемного животного, либо птицы, откладывает заметный отпечаток на внешнем облике индивидуума. В астрологической традиции каждому из 360-ти зодиакальных градусов соответствует определенное животное или птица, особенности внешнего вида и характера которых проявляются в человеческой природе. В момент рождения Паганини восходил третий градус Стрельца, тотемом которого является еще одна птица - Альбатрос (подсемейство океанических птиц отряда буревестников). Еще Гейне называл Паганини буревестником. Отличительными особенностями этой птицы являются: огромные крылья, в размахе достигающие 4,25 метра и вытянутый клюв с крючком на конце. Интересно, что на многих литографиях и карикатурах Паганини был изображен с невероятно длинными руками и крючковатым носом. Дело в том, что длина рук Паганини действительно превышала величину, согласующуюся с пропорциями человеческого туловища. Альбатросы - птицы открытых морей, прекрасно летают, пользуясь при парении воздушными завихрениями над волнами. Рассматривая биографию Никколо Паганини, мы невольно отмечаем сходство его характера с поведением буревестника. Жизнь частенько бросала гения в водоворот бурных событий, в котором скрипач уподоблялся буревестнику, ныряющему в воздушные потоки. При такой геометрии крыла альбатросу просто необходимы сильные порывы ветра, также как для ураганного темперамента Паганини необходимы были душевные потрясения, без которых он просто не мог «летать» - творить. В отсутствии мощнейших восходящих воздушных потоков альбатросу просто не удержаться на своих длинных, но тонких крыльях, как композитору не жить без вдохновения. Каким упорством, твердостью характера и выносливостью нужно было обладать, чтобы, выдерживая удары судьбы, неутомимо идти к единственной цели - стать еще совершеннее в игре на скрипке. Если мы вспомним одну из самых ключевых конфигураций гороскопа Никколо Паганини - «Парус», о которой говорилось выше, то поймем насколько мистериальной была судьба генуэзского скрипача. Вся его жизнь - это вызов судьбе, это гордый полет Буревестника, который наслаждается парением в воздухе, не смотря на бушующие вокруг него вихри. Все, что необходимо ему для продолжения своего пути - это попутный ветер. Когда-то отправленный в «открытое море» своим отцом, Никколо сам научился управлять «Парусом».

Вдоль северного побережья Италии недалеко от острова Сент-Онора, есть красная, ощетинившаяся как дикобраз, скала - она называется Сен-Ферреоль. Небольшое количество земли, неизвестно откуда взявшейся, накопилось в трещинах и щелях скалы, и там выросла особая порода лилий, а также прелестные синие ирисы, семена которых словно упали с небес. На этом причудливом рифе в отрытом море было погребено и скрыто в течение пяти лет тело Паганини. Легенда это или реальность, никто теперь об этом не узнает. Но интересен тот факт, что буревестники находят свой приют и успокоение именно в скалах.
Великий скрипач умер 27 мая 1849 года, прожив 57 лет и семь месяцев. Все эти годы были прожиты им без отдыха и покоя. Но судьбе было этого мало: прошло еще почти столько же времени - пятьдесят шесть лет, прежде чем прах скрипача обрел, наконец, покой. Посмертное завещание Никколо Паганини заканчивалось так: «Запрещаю какие бы то ни было пышные похороны. Не желаю, чтобы артисты исполняли реквием по мне. Пусть будет исполнено сто месс. Дарю мою скрипку Генуе, чтобы она вечно хранилась там. Отдаю мою душу великой милости моего творца».

Написавший эти строки, разумеется, не был еретиком, и уж тем более, неверующим человеком. И все же монсиньор Доменико Гальвано епископ Ниццы, сразу после смерти Паганини обрушил на него обвинение в ереси, и на этом основании запретил церковное захоронение его останков.
Легендарная личность Паганини еще при жизни породила ряд полуфантастических историй. Но самой невероятной кажется легенда о нетленном теле великого маэстро, которого, прежде чем захоронить спустя 56 лет после кончины, освидетельствовали несколько авторитетных лиц. Они утверждали, что Паганини лежал в деревянном ящике без всяких признаков разложения, а это явный признак как минимум исключительности, а быть может, и высшей духовности.

 

 

Ответ #191: 13 05 2014, 12:47:31 ( ссылка на этот ответ )

Знаменитых композиторов сгубил черный рок

Искусство — вообще сфера таинственная. Речь идет, конечно, и о музыке. Недаром в старину многие верили, что это дьявольское занятие… Рассказывают немало мистических историй о музыкальных произведениях, сгубивших своих творцов и якобы ставших причиной различных бедствий и гибели других людей… Конечно, это, скорее всего, легенды, но все же…

Кому не известна история о том, как таинственный незнакомец в сером заказал Моцарту похоронную музыку? Заказчиком оказался граф фон Вальзегг-Штупах, который собирался ежегодно исполнять это сочинение в память о покойной жене. Человек, одетый в серое, был его управляющим…

В процессе работы над "Реквиемом" здоровье Моцарта стало стремительно ухудшаться. Заказ он получил в июле 1791 года, а 5 декабря того же года композитор скончался. Как мы знаем, его смерть стала предметом многочисленных слухов и предположений, в числе которых было отравление, подстроенное коллегой Моцарта Сальери, якобы ему завидовавшим. Хотя впоследствии эта версия потерпела полный крах…

Так или иначе, при жизни Моцарт не успел завершить работу над "Реквиемом", а впервые эта вещь прозвучала на его похоронах…

Роковая "похоронная" симфония, оказывается, существовала и в творчестве других композиторов. Например, для Бетховена последней стала его Девятая симфония, написанная в 1823 году. Десятую он дописать уже не успел…

Для Шуберта предсмертной стала Большая симфония, которая также оказалась для него девятой по счету.

Не смог преодолеть рубеж Девятой симфонии и Густав Малер. Правда, он закончил свою Девятую, по роковому стечению обстоятельств, в 1909 году. Однако Десятая симфония так и осталась незавершенной — в 1911-м Малер скончался.

В 1998 году умер знаменитый Альфред Шнитке. За несколько месяцев до его кончины в Москве, в Большом

зале консерватории, прозвучала его Девятая симфония.

Кстати, все вышеуказанные композиторы также были и авторами реквиемов. Совпадение?

Еще одна музыкальная "страшилка" связана с оперой французского композитора немецкого происхождения Жака Оффенбаха "Сказки Гофмана".

Как известно, сказки, которые писал Гофман, вовсе не были веселыми. В них нередко присутствовали смерть, черная магия и различная чертовщина… Вначале Оффенбах хотел посвятить свое новое творение другу и помощнику, театральному деятелю Вильмессану. Но тот неожиданно умер. Правда, он был уже стар и дряхл… Тогда композитор написал посвящение своему сыну Огюсту. И тот оказался не жильцом. Но и это никого не удивило: Огюст часто болел…

Во время работы над оперой здоровье у Оффенбаха тоже начало сдавать, будто "Сказки" высасывали у него все силы… В октябре 1880 года композитор скончался.

Премьера "Сказок" состоялась в Париже 10 февраля 1881 года и имела большой успех. Однако сразу же после этого тех, кто имел отношение к созданию оперы, стал преследовать какой-то рок. Друг и коллега Оффенбаха Эрнест Гиро, которому пришлось заканчивать партитуру и заниматься ее оркестровкой, сломал ногу, драматурги Мельяк и Галеви, писавшие текст к опере, серьезно заболели, а Карвальо, директор театра "Опера комик", впервые поставившего "Сказки", вывихнул руку, неудачно взявшись за перила театральной лестницы…

В конце 1881 года "Сказки" играли в венском Рингтеатре. Они также произвели фурор у публики, но на втором представлении в здании театра приключился пожар, в результате которого несколько человек погибло и еще сотни пострадали во время давки. Сам Рингтеатр сгорел дотла. Тут же вспомнили про постановку оперы самого Гофмана "Ундина" (знаменитый писатель был по совместительству еще музыкантом и композитором), во время которой сгорел Берлинский королевский театр… Прошло время, и в 1887 году загорелось здание "Опера комик", впервые поставившее "Сказки"…

Отныне "Сказки Гофмана" обрели дурную славу. Их стали называть "дьявольской оперой", перестали ставить в театрах, веря, что произведение приносит несчастье… Лишь в 1905 году оно вновь попало на сцену. Но оказалось, что оригинальная партитура, сочиненная Оффенбахом, куда-то исчезла. Решили, что она тоже сгорела при пожаре в "Опера комик".

Однако мистика продолжалась. В 70-х годах на Неделе немецкого кино демонстрировали экранизацию "Сказок". Но пленка неожиданно порвалась, и восстановить ее так и не удалось… Не сразу удалась и телевизионная постановка оперы, где партию Гофмана исполняет Пласидо Доминго.

А летом 2004 года вдруг нашлась партитура "Сказок Гофмана", считавшаяся давно утраченной. Она преспокойно ждала своего часа в библиотеке Парижской оперы. С тех пор постановки "дьявольской оперы" обходятся без каких-либо эксцессов. Видимо, загадочное проклятие перестало действовать…

Маргарита Троицына

 

 

Страниц: 1 ... 37 38 39  | ВверхПечать