Максимум Online сегодня: 800 человек.
Максимум Online за все время: 4395 человек.
(рекорд посещаемости был 29 12 2022, 01:22:53)


Всего на сайте: 24816 статей в более чем 1761 темах,
а также 358500 участников.


Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Вам не пришло письмо с кодом активации?

 

Сегодня: 26 04 2024, 10:18:55

Мы АКТИВИСТЫ И ПОСЕТИТЕЛИ ЦЕНТРА "АДОНАИ", кому помогли решить свои проблемы и кто теперь готов помочь другим, открываем этот сайт, чтобы все желающие, кто знает работу Центра "Адонаи" и его лидера Константина Адонаи, кто может отдать свой ГОЛОС В ПОДДЕРЖКУ Центра, могли здесь рассказать о том, что знают; пообщаться со всеми, кого интересуют вопросы эзотерики, духовных практик, биоэнергетики и, непосредственно "АДОНАИ" или иных центров, салонов или специалистов, практикующим по данным направлениям.

Страниц: 1 ... 36 37 38 39 | Вниз

Ответ #185: 09 08 2010, 19:56:26 ( ссылка на этот ответ )

Музыка страстей (Фредерик Шопен)

Фредерик Шопен   Великий композитор позапрошлого века, который окунался в страсти с головой - была ли это страсть к музыке или к женщине. Он творил, влекомый чувством, каждую свою ноту посвящая счастливой избраннице. Даже безответные чувства выливались в волшебные мелодии...

…Выдающийся польский композитор и пианист Фредерик Шопен испытал и радость и горе, выстраивая свои отношения с женщинами.

В то же время именно они высоко ценили его творчество, преклонялись перед талантом гения.

Шопен принадлежал к разряду творческих неординарных личностей, которым на роду было написано быть женским баловнем и связанным с ними неразрывными узами.

Да, внешность и характер великого музыканта некоторым образом напоминали женские черты - он был тонким, чувственным, нежным, поэтическим.

Любовные страдания поощряли его на написание музыкальных шедевров. Мазурки, вальсы, полонезы, этюды Шопена были наполнены глубокими переживаниями и искренностью чувств.

Мягкость характера композитор унаследовал от матери-польки, а от отца-француза, наверное, - обожание представительниц прекрасного пола.

У него было три сестры, которые отличались весьма высоким умственным развитием, - старшая и средняя, например, успешно занимались литературой.

Ещё в детском возрасте женщины имели большое влияние на Фредерика. Он стал их кумиром в девятилетнем возрасте: маленький гений блистал в варшавских салонах, удивляя публику своими музыкальными способностями.

Польские аристократки наперебой выражали гениальному мальчику свой восторг, в салонах он научился изящным манерам, очаровывая ими в дальнейшем женщин.

Первая страсть: молодость и романтика

Весной 1829 года 19-летний Фредерик познакомился с юной певицей Констанцией Гладковской.

Она стала одной из ярких звёздочек в созвездии женских имён, окружавших жизненный путь композитора. Состоялась встреча на концерте воспитанников Варшавской консерватории.

Высокая, стройная и темноволосая, с бархатным голосом девушка покорила сердце Фредерика.

Вначале он держался в тени от Констанции, которая обычно вращалась в обществе поклонников, однако страстная любовь к музыке сблизила молодого музыканта и певицу.

Увлечённый ею, Фредерик безразлично воспринимал знаки внимания со стороны других очаровательных девушек, которые окружали его во множестве.

    В письме к приятелю своё поведение он объяснял так: «…потому что у меня, быть может, и на беду, уже есть свой идеал, которому я верно, молчаливо поклоняюсь почти полгода, который мне снится и в память о котором возникло адажио моего концерта…».

Под впечатлением пылкого юношеского чувства молодой композитор сочинил одну из своих лучших песен - «Желание».

Юность Шопена пришлась на романтический ХIХ век, возраст и эпоха требовали от него сильных чувств, страсти, композитор талантливо выражал их в прекрасных музыкальных творениях.

Он много писал для придуманной идеальной женщины, которую любил со всей страстью молодого воображения.

Несмотря на молодость, его чувство к молодой певице было до того сильным, что он не представлял без неё своего будущего.

Когда Фредерику пришлось уехать в Вену, он постоянно думал о Констанции, в сочельник писал своему другу, как он часто целует кольцо, подаренное девушкой при прощании, и сочиняет музыку.

Откровенничая с приятелями, Шопен, однако, скрывал от родителей и сестёр свои чувства к любимой девушке. Почему он так поступал, неизвестно - возможно, опасался, что его выбор родные не одобрят.

Непостоянство и новая любовь

Говорят, что солнце - и то медленно гаснет: в природе нет ничего вечного. Меняются и чувства, вернее, остывают.

Из Вены молодой композитор выехал в Париж в надежде заработать на женитьбу денег.

Несмотря на данные Констанции клятвы и обещания верной любви, Фредерик нарушил слово - однажды он не смог устоять перед чарами опытной и блестящей дамы Дельфины Потоцкой, менявшей любовников с лёгкостью.

После очаровательной польки случались небольшие интрижки и с другими красотками, не блиставшими целомудрием.

Вероятно, Констанции стали известны измены влюбчивого Фредерика, и она вышла замуж за Юзефа Грабовского - человека, далёкого от искусства.

Муж был противником публичных выступлений жены, и способная певица отказалась от оперной карьеры. В 30 лет она ослепла, а к концу своей долгой жизни (прожила почти 80 лет) решительно сожгла все письма от гениального тщедушного юноши, каким в пору их романа был Фредерик…

Его потрясла новость о замужестве Констанции, он мучился собственным бессилием, невозможностью изменить ситуацию. Ему казалось, будь у него много средств, сколько бы счастья ожидало их впереди!

Но вдруг случилась другая встреча. В Париже Шопен познакомился с молодыми братьями Воджинскими (Водзиньскими), принадлежавшими к знатной семье польских магнатов.

У них была сестра Мария, к которой композитор почувствовал сильное влечение, как когда-то к Констанции. Фредерик и сам не мог поверить в то, что любовь к ученице варшавской консерватории так скоро забудется, и появится равнодушие к законченному роману.

Мария Воджинская была моложе Шопена на девять лет. В детском возрасте она увлеклась рисованием и музыкой, хорошо знала литературу, владела иностранными языками, писала стихи, недурно пела.

Юная полька не была красавицей, но отличалась своеобразным очарованием. Шопен был покорён обаянием «маленькой Марыни».

Всё семейство знало о славе, окружавшей Шопена, и поощряло флирт девушки, не связывая себя никакими обязательствами. Влюбленный композитор пылких чувств не скрывал ни от кого, в них он признался даже близким.

Какое-то время Мария отвечала взаимностью, и Фредерик был счастлив. В эти месяцы он писал замечательные поэмы, ноктюрны и мазурки, любовь и тоска подсказывали ему темы, вдохновляли.

В Дрездене в сентябре 1835 года Шопен сделал формальное предложение Марии, благосклонно принятое её матерью, которая даже называла Фредерика сыном, но попросила держать в тайне помолвку с дочерью.

Восторженный Шопен, сияя от счастья, вернулся в Париж, а несколько месяцев спустя узнал, что его невеста предпочла ему сиятельного графа, за которого и вышла замуж.

С трудом перенесённая простуда тяжело отразилась на Шопене: он плохо выглядел, постоянно кашлял, одно время появились слухи о его преждевременной смерти.

Всё это случилось с ним до счастливого момента помолвки. Возможно, Воджинские решили, что неблагоразумно Марии связывать свою судьбу с человеком, которому грозит чахотка. Подробности разрыва неизвестны.

    После смерти композитора в его личных бумагах был найден пакет с письмами Воджинских и засохшей розой, подаренной Марией. На пакете рукой композитора было написано: «Моё горе».

Впрочем, от чар умной дурнушки пострадал и другой польский гений - поэт Словацкий, ухаживания которого она также отвергла, причинив немало душевных страданий.

 

 

Ответ #186: 09 08 2010, 21:19:07 ( ссылка на этот ответ )

Музыка любовных мук (Людвиг ван Бетховен)

Бетховен   Людвиг ван Бетховен родился 16 декабря 1770 года в Бонне, близ Кельна, в нищенской комнатушке на антресолях убогого домика. Предки его – фламандцы. Отец, певец, был человек недалекий и пьяница. Мать – служанка, дочь повара, вышла первым браком за лакея, но вскоре овдовела. С самого начала жизнь для Бетховена стала жестокой и мрачной борьбой.

Отец решил извлечь выгоду из музыкальных способностей сына и показывал публике это маленькое чудо. С четырехлетнего возраста он часами держал мальчика за клавесином или запирал со скрипкой, заставляя играть до изнеможения.

Отрочество его было омрачено заботами о хлебе, необходимостью зарабатывать на пропитание, слишком многими и рано взятыми на себя обязанностями. В одиннадцать лет он уже играл в театральном оркестре, в тринадцать - стал органистом. В 1787 году от чахотки умерла мать, которую он обожал.

Семнадцати лет он уже стал главой семьи, на него легла забота о воспитании двух братьев; пришлось взять на себя унизительные хлопоты о назначении пенсии отцу – пьянице, не способному содержать семью. Пенсию выдавали на руки сыну, иначе отец пропил бы все.

В эти горестные годы Бетховен находит поддержку в одном боннском семействе, которое навсегда осталось ему близким, - это была семья Бренингов.

Милая Элеонора Бренинг была на 2 года младше его. Он учил ее музыке, а она приобщала его к поэзии. Она была спутницей его детства, а возможно, они питали друг к другу и более нежные чувства…

Впоследствии Элеонора вышла замуж за доктора Вегелера, который стал одним из лучших друзей Бетховена.

Как ни печально было детство Бетховена, он навсегда сохранил о нем и о родных местах, где оно протекало, нежное и грустное воспоминание.

14 мая 1789 года Бетховен был зачислен в Боннский университет. В это время разразилась революция. Она стремительно распространялась по всей Европе и овладела и сердцем Бетховена.

В ноябре 1792 года Людвиг уехал из Бонна в тот самый момент, когда война уже вступала в город. Он намеривался устроиться в Вене. По дороге ему пришлось пробираться сквозь расположение гессенских войск, посланных против Франции.

В эти годы в Бетховене укрепляются республиканские чувства. Он стал крайне гордым, резким в обращении и угрюмым, говорил с ярко выраженным провинциальным акцентом. Но близкие его друзья знали, сколько чудесной доброты пряталось под этой заносчиво-неуклюжей манерой.

В 1796 беда постучалась у дверей Бетховена, поселилась в его жизни и больше не покидала: глухота начала свою страшную разрушительную работу. Даже ночью в ушах у него стоял непрерывный шум; его мучили острые боли в желудке, слух постепенно ослабевал.
В течение нескольких лет он никому в этом не признавался, даже самым близким друзьям, избегал появления на людях, чтобы как-нибудь не обнаружился его недостаток. Он хранил в себе эту ужасную тайну. Но в 1801 году уже был не в силах молчать и обо всем рассказал друзьям – доктору Вегелеру и пастору Аменда.

К физическим страданиям присоединились огорчения иного характера. Бетховен всегда был очень влюбчив – он без конца влюблялся до безумия, предавался мечтам о счастье, затем очень скоро наступало разочарование, и он переживал горькие муки.

В 1801 году предметом его страсти стала Джульетта Гвиччарди, которою он обессмертил, посвятив ей свою знаменитую «Лунную» сонату. Бетховен писал Вегелеру: «… она любит меня, и я люблю ее. Первые счастливые минуты в моей жизни за последние два года».

Он дорого заплатил за них. Прежде всего эта любовь заставила Бетховена еще больнее почувствовать, какое несчастье его глухота и как непрочно его положение, раз он не имеет возможности жениться на любимой девушке. Кроме того, Джульетта была кокеткой, ребячливой и себялюбивой.

Она причиняла Бетховену тяжкие страдания, а в ноябре 1803 года вышла замуж за графа Галленберга. Впоследствии она не постеснялась воспользоваться былой любовью Бетховена к выгоде своего супруга. Такие страсти опустошают душу; а когда душа уже ослаблена недугом, как это было с Бетховеном, они могут сокрушить ее в конец.
Это был период жизни композитора, когда он был чуть ли не на краю гибели. Он переживал минуты страшного отчаяния, но в то же время хотел быть счастливым. Он не соглашался признать, что несчастье его непоправимо: он жаждал исцеления, жаждал любви и был полон самых светлых надежд.

И вскоре любовь и счастье снова посетили его. В мае 1806 года он обручился с Терезой фон Брунсвик, двоюродной сестрой Джульетты. Она уже давно любила Бетховена, еще с тех пор, когда маленькой девочкой брала у него уроки игры на фортепиано, в первую пору его пребывания в Вене. Бетховен был дружен с ее братом, графом Францем. В 1806 году он гостил у них в Венгрии, и там-то они и полюбили друг друга.

Тереза фон БрунсвикНо какая-то загадочная причина помешала любви этих двух людей и вновь растоптала счастье Бетховена. Быть может, недостаток средств, различие в общественном положении, а может, Бетховен взбунтовался, уязвленный слишком длительным ожиданием, к которому его принуждали.

Как бы то ни было, союз их был разорван, но ни он, ни она не могли забыть этой любви. До конца своих дней (она скончалась в 1861 году) Тереза любила Бетховена. А Бетховен в 1816 году говорил: «Как только я вспоминаю о ней, сердце мое начинает биться с той же силой, как в тот день, когда я увидал ее впервые».

Тереза подарила Людвигу свой портрет с надписью: «Редкостному гению, великому художнику, доброму человеку. Т.Б.». В последний год жизни Бетховена один близкий друг застал его с этим портретом в руках, он плакал, целовал его и по своей привычки говорил вслух: «Ты была так прекрасна, так великодушна, словно ангел!»

Итак, любовь покинула его. В 1810 году он вновь стал одинок, но пришла слава, а вместе с ней и сознание своего могущества. Он в расцвете сил, дает волю своему неукротимому нраву, не заботясь более ни о чем, не считаясь со светом, с условностями, с мнениями других. Он снова перестает заботиться о своей внешности, его манера держать себя становится особенно дерзкой.

1814 год – вершина бетховенской славы. Во время Венского конгресса его встречают как европейскую знаменитость. Он принимал деятельное участие в празднествах. Коронованные особы почтительно восторгались им, а он гордо принимал их поклонение.

Но вслед за часом славы приходит самая печальная, самая горестная година его жизни.

Бетховен никогда не любил Вену и пользовался любым поводом, чтобы вырваться из нее.

В 1808 году он почти решил покинуть Австрию, но в 1809 трое из богатейших вельмож Вены – эрцгерцог Рудольф, ученик Бетховена, князь Лобковиц и князь Кински – обязались сообща выплачивать ему ежегодную пенсию в четыре тысячи флоринов под единственным условием, что он останется в Австрии.

К несчастью, эти обязательства остались в сущности на бумаге. Субсидии выплачивались крайне неаккуратно, а вскоре и вовсе прекратились. Кстати, характер самой Вены изменился после конгресса 1814 года. Общество отвлеклось от искусства политикой, музыкальный вкус был испорчен итальянщиной, модой повелевал Россини, и Бетховен был объявлен педантом. Друзья и покровители разъехались, а кое-кто и умер. Отныне он снова одинок.

Глухота его стала полной, и начиная с осени 1815 года он общался с людьми только при помощи письма. Отрезанный как стеной от людей, он находил утешение в природе: каждый день гулял за городом, в деревне он от зари до потемок бродил один-одинешенек без шляпы и в жару и под дождем.

Бетховена начали постоянно донимать денежные заботы – нередко он вынужден был оставаться дома из-за рваной обуви. У него были крупные долги издателям, а его произведения не приносили выгоды. Он получал самое многое 30-40 дукатов за свои изумительные сонаты, каждая из которых стоила ему трех месяцев работы.

Помимо денежных проблем на голову Бетховена свалились еще и хлопоты, связанные с опекой над племянником, сыном брата Карлом, умершего от чахотки в 1815 году. Столь горячо любимый племянник показал себя недостойным доверия своего дяди. Переписка Бетховена с ним полна горя и возмущения.

Бетховен лелеял самые разнообразные мечты о будущности своего племянника, юноши, не лишенного способностей, думал дать ему университетское образование, но пришлось примириться с тем, что молодой Карл станет коммерсантом. Он шатался по игорным притонам и делал долги. Дошло до того, что летом 1826 года он даже пытался застрелиться, но выжил.

Зато Бетховен едва не умер, он так никогда и не оправился после этого ужасного потрясения. Карл выздоровел и остался жить, продолжая терзать Бетховена, в смерти которого он в некоторой степени был повинен и даже не присутствовал при последних минутах дяди.

Музыка, написанная в эти последние года жизни, невзирая на мучительнейшие обстоятельства, в которых она создавалась, приобретает совершенно новый оттенок иронии, в ней звучит какое-то героическое и ликующее намерение.

Бетховен не верил в смерть. А она меж тем приближалась. В конце ноября 1826 года он простудился и заболел плевритом и слег, вернувшись в Вену из путешествия, предпринятого в зимнюю пору ради устройства дел племянника.

Друзья его были далеко. Он попросил своего племянника привести доктора, но этот негодяй позабыл (!) о поручении и спохватился только через два дня. Доктор явился слишком поздно, да и лечил Бетховена плохо.

Три месяца его богатырский организм боролся с недугом. Но 3 января 1827 года он составил завещание, сделав своего возлюбленного племянника единственным наследником. За это время врачи поставили ему несколько диагнозов: цирроз печени, водянка…

Последние минуты его жизни были бы омрачены нуждой, если бы не щедрая помощь со стороны некоторых его друзей англичан.

Бетховен стал совсем кроток и терпелив. Прикованный к смертному одру, после трех операций, в ожидании четвертой, 17 февраля 1827 года он пишет с полным спокойствием духа: «Я набираюсь терпения и думаю: всякое несчастье приносит с собой и какое-то благо».

Этим благом было избавление, «конец комедии», как сказал он, умирая, а мы скажем – конец трагедии его жизни. Он умер 26 марта 1827 года во время грозы – страшной снежной бури – среди раскатов грома. Чужая рука закрыла ему глаза - никого из близких не было рядом....

 

 

Ответ #187: 14 10 2010, 17:36:27 ( ссылка на этот ответ )

Бетховен. Один против судьбы

Анна Мироненко, Елена Молоткова, Татьяна Брыксина

Людвиг Бетховен родился в 1770 году в немецком городке Бонне. В домике с тремя комнатами на чердаке. В одной из комнат с узким слуховым окном, почти не пропускавшим света, часто хлопотала его матушка, его добрая, нежная, кроткая матушка, которую он обожал. Она умерла от чахотки, когда Людвигу едва исполнилось 16, и ее смерть стала первым сильнейшим потрясением в его жизни. Но всегда, когда он вспоминал о маме, его душу наполнял нежный теплый свет, словно ее касались руки ангела. «Ты была так добра ко мне, так достойна любви, ты была моим самым лучшим другом! О! Кто был счастливее меня, когда я еще мог произнести сладостное имя — мать, и оно было услышано! Кому я могу сказать его теперь?..»

Отец Людвига, бедный придворный музыкант, играл на скрипке и клавесине и имел очень красивый голос, но страдал самомнением и, опьяненный легкими успехами, пропадал в кабаках, вел весьма скандальную жизнь. Обнаружив у сына музыкальные способности, он задался целью во что бы то ни стало сделать из него виртуоза, второго Моцарта, дабы решить материальные проблемы семьи. Он заставлял пятилетнего Людвига по пять-шесть часов в день повторять скучные упражнения и нередко, придя домой пьяным, будил его даже ночью и полусонного, плачущего усаживал за клавесин. Но вопреки всему Людвиг любил отца, любил и жалел.

Когда мальчику исполнилось двенадцать лет, в его жизни произошло очень важное событие — должно быть, сама судьба послала в Бонн Христиана Готлиба Нефе, придворного органиста, композитора, дирижера. Этот незаурядный человек, один из самых передовых и образованных людей того времени, сразу угадал в мальчике гениального музыканта и стал бесплатно учить его. Нефе познакомил Людвига с творчеством великих: Баха, Генделя, Гайдна, Моцарта. Он называл себя «врагом церемониала и этикета» и «ненавистником льстецов», эти черты потом ярко проявились и в характере Бетховена. Во время частых прогулок мальчик жадно впитывал слова учителя, который декламировал произведения Гёте и Шиллера, рассказывал о Вольтере, Руссо, Монтескьё, об идеях свободы, равенства, братства, которыми жила в то время вольнолюбивая Франция. Идеи и мысли своего учителя Бетховен пронес через всю жизнь: «Дарование — это еще не всё, оно может погибнуть, если человек не обладает дьявольским упорством. Потерпишь неудачу, начни снова. Сто раз потерпишь неудачу, сто раз начни снова. Человек может одолеть любое препятствие. Дарования и щепотки достаточно, а упорства нужен океан. А кроме дарования и упорства нужна еще уверенность в себе, но не гордыня. Храни тебя Бог от нее».

Спустя много лет Людвиг в письме поблагодарит Нефе за мудрые советы, которые помогли ему в изучении музыки, этого «божественного искусства». На что тот скромно ответит: «Учителем Людвига Бетховена был сам Людвиг Бетховен».

Людвиг мечтал поехать в Вену, чтобы познакомиться с Моцартом, чью музыку он боготворил. В 16 лет его мечта осуществилась. Однако Моцарт отнесся к юноше с недоверием, решив, что тот исполнил для него пьесу, хорошо разученную. Тогда Людвиг попросил дать ему тему для свободной фантазии. Так вдохновенно он еще никогда не импровизировал! Моцарт был поражен. Он воскликнул, повернувшись к друзьям: «Обратите внимание на этого юношу, он заставит заговорить о себе весь мир!» К сожалению, больше они не встретились. Людвиг был вынужден вернуться в Бонн, к нежно любимой больной маме, а когда позже вернулся в Вену, то Моцарта уже не было в живых.

Вскоре отец Бетховена окончательно спился, и на плечи 17-летнего юноши легла забота о двух младших братьях. К счастью, судьба протянула ему руку помощи: у него появились друзья, у которых он нашел поддержку и утешение, — Елена фон Брейнинг заменила Людвигу мать, а брат и сестра Элеонора и Стефан стали его первыми друзьями. Только в их доме он чувствовал себя спокойно. Именно здесь Людвиг научился ценить людей и уважать человеческое достоинство. Здесь он узнал и на всю жизнь полюбил эпических героев «Одиссеи» и «Илиады», героев Шекспира и Плутарха. Здесь он встретился с Вегелером, будущим мужем Элеоноры Брейнинг, который стал его лучшим другом, другом на всю жизнь.

В 1789 году тяга к познанию привела Бетховена в Боннский университет на философский факультет. В этот же год во Франции случилась революция, и вести о ней быстро долетели до Бонна. Людвиг вместе с друзьями слушал лекции профессора литературы Евлогия Шнейдера, который вдохновенно читал студентам свои стихи, посвященные революции: «Сокрушать глупость на троне, сражаться за права человечества… О, на это не способен ни один из лакеев монархии. Это под силу только свободным душам, которые предпочитают смерть — лести, нищету — рабству». Людвиг был в числе горячих поклонников Шнейдера. Полный светлых надежд, чувствуя в себе огромные силы, юноша вновь отправился в Вену. О, если бы друзья встретили его в то время, они не узнали бы его: Бетховен напоминал салонного льва! «Взгляд прямой и недоверчивый, словно искоса наблюдает за тем, какое впечатление он производит на окружающих. Бетховен танцует (о, грация в высшей степени скрытая), катается верхом (несчастная лошадь!), Бетховен, у которого хорошее расположение духа (смех во всю глотку)». (О, если бы старые друзья встретили его в то время, они не узнали бы его: Бетховен напоминал салонного льва! Он был весел, жизнерадостен, танцевал, катался верхом и искоса наблюдал за тем, какое впечатление производил на окружающих.) Иногда Людвиг бывал пугающе мрачен, и только близкие друзья знали, сколько доброты пряталось за внешней горделивостью. Стоило улыбке озарить его лицо, и оно освещалось такой детской чистотой, что в эти мгновения было нельзя не любить не только его, но и весь мир!

В это же время были изданы его первые фортепианные сочинения. Успех издания оказался грандиозным: на него подписались больше 100 любителей музыки. Особенно страстно ждали его фортепианных сонат молодые музыканты. Будущий известный пианист Игнац Мошелес, к примеру, тайком покупал и разбирал «Патетическую» сонату Бетховена, на которую его профессора наложили запрет. Позже Мошелес стал одним из любимых учеников маэстро. Слушатели, затаив дыхание, упивались его импровизациями на фортепиано, многих они трогали до слез: «Он вызывает духов и из глубин, и с высот». Но творил Бетховен не для денег и не для признания: «Что за бессмыслица! Я никогда не думал писать для известности или для славы. Нужно дать выход тому, что у меня накопилось на сердце, — вот почему я пишу».

Он был еще молод, и критерием собственной значимости для него являлось ощущение силы. Он не терпел слабости и невежества, относился свысока как к простому народу, так и к аристократии, даже к тем милым людям, которые любили его и им восхищались. С царской щедростью он помогал друзьям, когда они нуждались в этом, но в гневе бывал к ним безжалостным. В нем сталкивались огромная любовь и такой же силы презрение. Но вопреки всему в сердце Людвига, словно маяк, жила сильная, искренняя потребность быть нужным людям: «Никогда, с самого детства не ослабевало во мне рвение служить страдающему человечеству. Никогда я не взимал за это никакого вознаграждения. Мне не нужно ничего, кроме чувства довольства, которое всегда сопровождает доброе дело».

Юности свойственны подобные крайности, потому что она ищет выхода для своих внутренних сил. И рано или поздно человек оказывается перед выбором: куда направить эти силы, какой путь избрать? Бетховену сделать выбор помогла судьба, хотя ее способ может казаться слишком жестоким… Болезнь подступала к Людвигу постепенно, в течение шести лет, и обрушилась на него между 30 и 32 годами. Она поразила его в самое чувствительное место, в его гордость, силу — в его слух! Полная глухота отрезала Людвига ото всего, что ему было так дорого: от друзей, от общества, от любви и, самое страшное, от искусства!.. Но именно с этого момента он начал по-новому осознавать свой путь, с этого момента начал рождаться новый Бетховен.

Людвиг уехал в Гейлигенштадт, поместье близ Вены, и поселился в бедном крестьянском доме. Он оказался на грани жизни и смерти — крику отчаяния подобны слова его завещания, написанного 6 октября 1802 года: «О люди, вы, считающие меня бессердечным, упрямым, эгоистичным, — о, как вы несправедливы ко мне! Вы не знаете сокровенной причины того, что вам только кажется! С самого раннего детства мое сердце было склонно к нежному чувству любви и доброжелательству; но подумайте, что уже шесть лет я страдаю неизлечимым недугом, доведенным неумелыми врачами до ужасной степени… При моем горячем, живом темпераменте, при моей любви к общению с людьми, я должен был рано уединиться, проводить мою жизнь одиноко... Для меня не существует отдыха среди людей, ни общения с ними, ни дружеских бесед. Я должен жить как изгнанник. Если иногда, увлеченный моей врожденной общительностью, я поддавался искушению, то какое унижение испытывал я, когда кто-нибудь рядом со мною слышал издали флейту, а я не слышал!.. Такие случаи повергали меня в страшное отчаяние, и мысль покончить с собою нередко приходила в голову. Только искусство удержало меня от этого; мне казалось, что я не имею права умереть, пока не совершу всего, к чему я чувствую себя призванным... И я решил ждать, пока неумолимым паркам угодно будет порвать нить моей жизни... Я на все готов; на 28-м году я должен был сделаться философом. Это не так легко, а для художника труднее, чем для кого-нибудь. О божество, ты видишь мою душу, ты знаешь ее, знаешь, сколько в ней любви к людям и стремления делать добро. О, люди, если вы когда-нибудь это прочтете, то вспомните, что были несправедливы ко мне; и пусть всякий, кто несчастен, утешится тем, что есть ему подобный, который, вопреки всем препятствиям, сделал все, что только мог, чтобы быть принятым в число достойных художников и людей».

Однако Бетховен не сдался! И не успел он дописать завещание, как в его душе, словно небесное напутствие, словно благословение судьбы, родилась Третья симфония — симфония, не похожая ни на одну из существовавших раньше. Именно ее он любил больше других своих творений. Людвиг посвятил эту симфонию Бонапарту, которого сравнивал с римским консулом и считал одним из величайших людей нового времени. Но, впоследствии узнав о его коронации, пришел в ярость и разорвал посвящение. С тех пор 3-я симфония носит название «Героическая».

После всего произошедшего с ним Бетховен понял, осознал самое главное — свою миссию: «Все, что есть жизнь, да будет посвящено великому и пусть будет святилищем искусства! Это твоя обязанность перед людьми и перед Ним, Всемогущим. Только так ты еще раз можешь явить то, что скрыто в тебе». Звездным дождем пролились на него идеи новых произведений — в это время родились соната для фортепиано «Аппассионата», отрывки из оперы «Фиделио», фрагменты Симфонии № 5, наброски многочисленных вариаций, багателей, маршей, месс, «Крейцеровой сонаты». Окончательно выбрав свой жизненный путь, маэстро словно получил новые силы. Так, с 1802 по 1805 годы на свет появились произведения, посвященные светлой радости: «Пасторальная симфония», фортепианная соната «Аврора», «Веселая симфония»…

Часто, сам этого не осознавая, Бетховен становился чистым родником, в котором люди черпали силу и утешение. Вот что вспоминает ученица Бетховена, баронесса Эртман: «Когда у меня умер последний ребенок, Бетховен долгое время не мог решиться прийти к нам. Наконец, однажды он позвал меня к себе, и, когда я вошла, он сел за фортепиано и сказал только: „Мы будем говорить с вами музыкой“, после чего стал играть. Он все мне сказал, и я ушла от него облегченная». В другой раз Бетховен сделал все, чтобы помочь дочери великого Баха, после смерти отца оказавшейся на грани нищеты. Он часто любил повторять: «Я не знаю иных признаков превосходства, кроме доброты».

Теперь внутренний бог был единственным постоянным собеседником Бетховена. Никогда еще Людвиг не ощущал такую близость к Нему: «…ты уже не можешь жить для себя, ты должен жить только для других, нет больше счастья для тебя нигде, кроме как в искусстве твоем. О, Господи, помоги мне одолеть самого себя!» В его душе постоянно звучали два голоса, иногда они спорили и враждовали, но один из них всегда был голосом Владыки. Эти два голоса явственно слышны, например, в первой части «Патетической сонаты», в «Аппассионате», в симфонии № 5, во второй части Четвертого фортепианного концерта.

Когда идея внезапно озаряла Людвига во время прогулки или разговора, с ним случался, как он говорил, «восторженный столбняк». В этот миг он забывал самого себя и принадлежал только музыкальной идее, и он не отпускал ее до тех пор, пока целиком не овладевал ею. Так рождалось новое дерзкое, бунтарское искусство, не признававшее правила, «которого нельзя было бы нарушить ради более прекрасного». Бетховен отказывался верить канонам, провозглашенным учебниками гармонии, он верил только тому, что сам попробовал и испытал. Но им руководило не пустое тщеславие — он был вестником нового времени и нового искусства, и самым новым в этом искусстве был человек! Человек, отважившийся бросить вызов не только общепринятым стереотипам, но в первую очередь собственным ограничениям.

Людвиг отнюдь не гордился собой, он постоянно искал, неустанно изучал шедевры прошлого: творения Баха, Генделя, Глюка, Моцарта. Их портреты висели в его комнате, и он часто говорил, что они помогают ему преодолевать страдания. Бетховен зачитывался произведениями Софокла и Еврипида, своих современников Шиллера и Гетё. Одному Богу известно, сколько дней и бессонных ночей провел он, постигая великие истины. И даже незадолго до смерти он говорил: «Я начинаю познавать».

Но как же новую музыку принимала публика? Исполненная в первый раз перед избранными слушателями «Героическая симфония» была осуждена за «божественные длинноты». На открытом исполнении кто-то из зала произнес приговор: «Дам крейцер, чтобы кончили все это!» Журналисты и музыкальные критики не уставали наставлять Бетховена: «Произведение удручает, оно бесконечно и расшито». И маэстро, доведенный до отчаяния, обещал написать для них симфонию, которая будет длиться больше часа, чтобы они нашли короткой его «Героическую». И он напишет ее спустя 20 лет, а сейчас Людвиг взялся за сочинение оперы «Леонора», которую позже переименовал в «Фиделио». Среди всех его творений она занимает исключительное место: «Из всех моих детей она стоила мне наибольших мук при рождении, она же доставила мне наибольшие огорчения, — потому-то она мне дороже других». Он трижды переписал оперу заново, снабдил четырьмя увертюрами, каждая из которых была по-своему шедевром, написал пятую, но все не был доволен. Это был неимоверный труд: кусочек арии или начало какой-нибудь сцены Бетховен переписывал 18 раз и все 18 по-разному. Для 22 строчек вокальной музыки — 16 пробных страниц! Едва «Фиделио» появилась на свет, как ее показали публике, но в зрительном зале температура была «ниже нуля», опера выдержала только три представления… Почему же Бетховен так отчаянно сражался за жизнь этого творения? В основу сюжета оперы легла история, произошедшая во время Французской революции, ее главными героями стали любовь и супружеская верность — те идеалы, которыми всегда жило сердце Людвига. Как и любой человек, он мечтал о семейном счастье, о домашнем уюте. Он, который постоянно преодолевал болезни и недуги, как никто другой, нуждался в заботе любящего сердца. Друзья не помнили Бетховена иначе, как страстно влюбленным, но его увлечения всегда отличались необыкновенной чистотой. Он не мог творить, не испытывая любви, любовь была его святыней.

Несколько лет Людвиг был очень дружен с семьей Брунсвик. Сестры Жозефина и Тереза очень тепло относились к нему и заботились о нем, но кто из них стала той, которую он в своем письме назвал своим «всё», своим «ангелом»? Пусть это останется тайной Бетховена. Плодом же его небесной любви стали Четвертая симфония, Четвертый фортепианный концерт, квартеты, посвященные русскому князю Разумовскому, цикл песен «К далекой возлюбленной». До конца своих дней Бетховен нежно и трепетно хранил в своем сердце образ «бессмертной возлюбленной».

1822–1824 годы стали особенно трудными для маэстро. Он неустанно работал над Девятой симфонией, но нищета и голод заставляли его писать издателям унизительные записки. Он собственноручно рассылал письма «главным европейским дворам», тем, кто когда-то оказывал ему внимание. Но почти все его письма остались без ответа. Даже несмотря на феерический успех Девятой симфонии, сборы от нее оказались очень маленькими. И всю свою надежду композитор возложил на «великодушных англичан», не раз выказывавших ему свои восторги. Он написал письмо в Лондон и вскоре получил от «Филармонического общества» 100 фунтов стерлингов в счет устраивавшейся в его пользу академии. «Это было душераздирающее зрелище, — вспоминал один из его друзей, — когда он, получив письмо, сжал руки и зарыдал от радости и благодарности… Он хотел еще раз продиктовать благодарственное письмо, он обещал посвятить им одно из своих произведений — Десятую симфонию или увертюру, одним словом, что они только пожелают». Несмотря на такое положение, Бетховен продолжал сочинять. Последними его произведениями стали струнные квартеты, опус 132, третий из них с его божественным адажио он озаглавил «Благодарственная песнь Божеству от выздоравливающего».

Людвиг словно предчувствовал близкую смерть — он переписал изречение из храма египетской богини Нейт: «Я — то, что есть. Я — всё, что было, что есть и что будет. Ни один смертный не поднимал моего покрова. — Он один происходит от самого себя, и этому единственному обязано бытием все существующее» — и любил перечитывать его.

В декабре 1826 года Бетховен поехал по делам своего племянника Карла к брату Иоганну. Эта поездка оказалась для него роковой: давнишнее заболевание печени осложнилось водянкой. Три месяца болезнь тяжко мучила его, а он говорил о новых произведениях: «Я хочу еще много написать, я хотел бы сочинить Десятую симфонию… музыку к „Фаусту“… Да, и школу фортепианной игры. Я мыслю ее себе совсем по-иному, чем это теперь принято…» Он до последней минуты не терял чувства юмора и сочинил канон «Доктор, закройте ворота, чтобы не пришла смерть». Преодолевая неимоверную боль, нашел в себе силы утешить старого друга, композитора Гуммеля, который разрыдался, видя его страдания. Когда Бетховена оперировали в четвертый раз и при прокалывании из его живота хлынула вода, он воскликнул со смехом, что доктор представляется ему Моисеем, ударившим жезлом в скалу, и тут же, в утешение себе, прибавил: «Лучше вода из живота, чем из-под пера».

26 марта 1827 года часы в виде пирамиды, стоявшие на рабочем столе Бетховена, внезапно остановились, это всегда предвещало грозу. В пять часов дня разразилась настоящая буря с ливнем и градом. Яркая молния осветила комнату, раздался страшный удар грома — и всё было кончено… Весенним утром 29 марта проводить маэстро пришли 20 000 человек. Как жаль, что люди часто забывают о тех, кто рядом, пока они живы, и вспоминают и восхищаются ими только после их смерти.

Все проходит. Солнца тоже умирают. Но тысячелетиями продолжают нести свой свет среди мрака. И тысячелетиями мы получаем свет этих угасших солнц. Спасибо вам, великий маэстро, за пример достойных побед, за того, что показали, как можно учиться слышать голос сердца и следовать за ним. Каждый человек стремится найти счастье, каждый преодолевает трудности и жаждет понять смысл своих усилий и побед. И может быть, ваша жизнь, то, как вы искали и преодолевали, поможет обрести надежду ищущим и страдающим. И в их сердце загорится огонек веры в то, что они не одиноки, что все беды можно преодолеть, если ты не отчаиваешься и отдаешь все самое лучшее, что в тебе есть. Может, подобно вам, кто-то выберет служение и помощь другим. И, подобно вам, обретет в этом счастье, даже если путь к нему будет вести через страдания и слезы.

 

 

Ответ #189: 22 02 2012, 12:18:40 ( ссылка на этот ответ )

Фантазёр, победивший реальность

У подавляющего большинства людей имя великого немецкого писателя-романтика Эрнста Теодора Амадея Гофмана вызывает прочную ассоциацию: Гофман – «Щелкунчик». А ведь из-под его пера вышло немало других изумительных произведений, более того, он был потрясающе талантлив: писатель, музыкант, композитор, дирижер, художник, наконец, блистательный юрист.

Эрнст Теодор Вильгельм (впоследствии он сменил свое третье имя на Амадей — в честь обожаемого им Моцарта) родился 24 января 1776 года в семье адвоката Верховного суда города Кенигсберга Кристофа Людвига Гофмана и его супруги Луизы Альбертины, урожденной Дерфер, кстати, дочери королевского адвоката. Брак этот не был счастливым, и, несмотря на наличие троих деток — Эрнст Теодор Вильгельм был самым младшим, — супруги расстались, когда Эрнсту едва исполнилось три года. При разъезде папа и мама Гофманы поделили детей, младшенький достался матери. Луиза Альбертина вернулась в отчий дом, и ее холостяк брат Отто Вильгельм Дерфер, по семейной традиции — юрист, решил, что племянник, лишенный отцовского внимания, нуждается в его руководстве. На счастье Эрнста Теодора, дядюшка даром что был законником, но и не без творческой жилки — музыкант-любитель, увлекался мистикой. С одной стороны, Отто Вильгельм сызмальства внушал Эрнсту, что мужчины их рода обязаны подвизаться на юридическом поприще, однако с другой — увлечения дядюшки оказали заметное влияние на формирование пристрастий Эрнста. В результате умненький и необыкновенно восприимчивый мальчуган, наделенный к тому же живым воображением, не только блестяще учился в школе, но к 12 годам свободно играл на органе, скрипке, арфе и гитаре и великолепно рисовал. Однако в семье считали, что подобные таланты годны лишь для приятного времяпровождения, а на жизнь надобно зарабатывать настоящим делом: в их случае — юриспруденцией. И юный Гофман, в душе которого бушевали бурные эмоции: кто же он все-таки больше — музыкант или художник, какому занятию отдать предпочтение? — был избавлен от выбора, по настоянию родных поступив на юридический курс в Кенигсбергский университет.

В ПЛЕНУ ПРОТИВОРЕЧИЙ

Грызя гранит юридических наук, молодой Гофман параллельно живет довольно насыщенной духовной жизнью: рисует, сочиняет музыку, много читает — Стерна, Руссо, Шекспира, сам пробует писать. Кроме того, он влюбляется — в очаровательную Дору Хатт, но это чувство лишь усиливает его душевные метания: Дора на девять лет старше Гофмана и она замужем. Этот тайный, а со временем становящийся все более и более явным роман продолжался пять лет, пока наконец родственники не отослали окончившего курс Гофмана из Кенигсберга в Глогау, к еще одному дядюшке-юристу для сдачи второго государственного экзамена. У дядюшки была дочь на выданье, все надеялись, что он склонит юношу на помолвку с кузиной. Гофман обручился, с блеском выдержал экзамен и получил назначение в Берлин, где с головой погрузился в вихрь столичной жизни и сочинительство. Через два года он сдает третий (и последний) экзамен и получает новое назначение в Познань, где знакомится с полячкой Михаэлиной Тшциньской. Юный Гофман разрывает помолвку с кузиной и женится на Михаэлине. Именно она 20 лет будет верной спутницей его жизни, прощая гениальному супругу все — постоянное безденежье, перепады настроения, странности, чрезмерное пристрастие к алкоголю, любовь к другой женщине...

После целой череды злоключений, лишившись должности, а с ней — источника доходов, впав в крайнюю нищету, пережив смерть двухлетней дочки Цицилии, Гофман оказывается в Бамберге, где ему предложено место капельмейстера в местном театре. Наконец-то он может отдаться музыке! Пребывание в Бамберге — один из самых значительных периодов в беспокойной жизни Гофмана. Он не только пишет музыку для театра, но и дает частные уроки, а также впервые публикуется — в 1809 году во «Всеобщей музыкальной газете» печатается его рассказ «Кавалер Глюк». В том же году он начинает давать уроки музыки бюргерской дочке Юлии Марк. Гофман вступил в возраст Христа, ему 33, Юлии — 13, она прехорошенькая, и у нее чудесный голос. Постепенно Гофман осознает, что восхищение ученицей переросло во влюбленность. Это чувство длится около четырех лет — практически весь бамбергский период: Гофман страдает, топит возбуждение в вине, записывает в отчаянии в дневнике: «О, дьявол, дьявол — я думаю, что в этом демоне скрывается нечто в высшей степени поэтическое, и нужно видеть в Юлии только маску — сбросьте маску, мой маленький господин!» Он даже помышляет о самоубийстве. Все заканчивается, когда Юлию выдают замуж за богатого торговца.
ОТСЮДА – В ВЕЧНОСТЬ

Гофман порывает с семейством Марк, а вскоре и с Бамбергом. Всей жизни ему осталось менее десяти лет, но сколько же он успел за эти годы! Покинув Бамберг, он создает все самые значительные свои произведения: оперу «Ундина», фантастические повести «Золотой горшок» и «Крошка Цахес», сборники рассказов «Фантазии в манере Калло», «Ночные этюды», «Серапионовы братья», сказку «Щелкунчик», романы «Эликсир сатаны», «Житейские воззрения кота Мурра», «Повелитель блох». В начале 1822 года тяжелобольной Гофман подвергается судебному преследованию со стороны прусского правительства, усмотревшего в его «Повелителе блох» насмешку над чиновниками и разглашение служебных тайн. Рукопись конфискуют. Но благодаря известности Гофмана и усилиям его друзей и почитателей дело прекращено — с условием, что из «Повелителя блох» будут изъяты все сомнительные куски. В марте 1822 года Гофмана разбивает паралич, 25 июня он умирает. Ему было всего 46 лет...

Любопытно, что Гофмана в полной мере оценили лишь в XX веке. Хотя и до этого у его удивительных произведений было множество поклонников. Его высоко ценили Диккенс, Бальзак, Белинский, Достоевский. Хотя среди собратьев по перу находились и те, кому его причудливые фантазии казались чересчур странными. «...Гофман... был, видимо, человеком недюжинного таланта, вдумчивым наблюдателем окружающего, и, если бы болезненный и путаный ход мыслей не заставил его свести чудесное к абсурдному, он прославился бы как тончайший живописец души человеческой», — сокрушался Вальтер Скотт. А Стефан Цвейг писал: «Кто выдержал испытание столетием, тот выдержал его навсегда, и потому Э. Т. А. Гофман принадлежит — о чем этот несчастный страдалец, распятый на кресте земной прозаичности и пошлости, даже не подозревал — к вечной плеяде поэтов и мечтателей, мстящих жизни, которая их терзает, самой красивой местью, а именно: предоставляя ей в качестве образцов более колоритные и многообразные формы, нежели те, что являет действительность». Лучшей эпитафии Гофману трудно придумать.

 

 

Страниц: 1 ... 36 37 38 39 | ВверхПечать