В уединенье чуждых стран,
На лоне скучного покоя,
В тревоге пламенного боя
Храни меня, мой талисман.
А. С. Пушкин
Старая персидская легенда рассказывает, что благородные камни - творение сатаны, который, подметив, как Ева в райском саду любуется цветами, подбросил ей, придав им великолепную окраску, камешки, которые должны были возбуждать в людских сердцах алчность и соблазн.
Древние индийцы считали, что драгоценные камни - это капли крови борющихся на небе богов. Падая на песок священного Ганга, они превращались в рубины и гранаты. Видимо, поэтому в Индии всегда отдавали предпочтение камням красного цвета.
Любовь к определенным самоцветам у разных народов складывалась в соответствии с их менталитетом. Древние цивилизации Америки предпочитали зеленые камни, на Среднем Востоке ценили синие, а древних египтян привлекали оба этих цвета. Но всюду к драгоценным камням относились как к величайшей ценности, дарованной человеку Высшими силами. Трактовки были разными, но завораживающий мир камня в любом месте Земли привлекал людей во все времена.
Знания о свойствах благородных камней были достоянием "посвященных". Поэтому выбор тех из них, которые должны были стать защитниками и помощниками человека в определенных жизненных ситуациях, зависел не только от вкуса владельца. С самоцветами были связаны разнообразнейшие верования и суеверия. Они приносили счастье, охраняли от болезней, бед, врагов, умиротворяли разгулявшуюся стихию.
Камни - талисманы, амулеты, целители оказывали гипнотическое воздействие своим блеском и завораживающей окраской, возбуждали удивление и восхищение.
Каждая эпоха отличалась своими излюбленными камнями. Царицы древних времен Клеопатра, Семирамида, Нефертити любили жемчуга. В периоды ренессанса и барокко обожали цветные сверкающие камни: рубины, сапфиры, изумруды, голубые и желтые топазы. Эпоха рококо сияла бриллиантами. А время романтизма очаровывало изысканной красотой полудрагоценных камней: гранатов, опалов, хризолитов, аквамаринов.
Основываясь на древней мудрости "что наверху - то и внизу", египтяне видели тесную связь между космосом и минеральным царством Земли. Каждый камень соответствовал определенной планете. Планеты связывались со знаками зодиака и, следовательно, возникала цепочка: камень - планета - знак зодиака - человек. Если планета благоприятствовала человеку, то соответствующий ей камень должен был приносить удачу своему хозяину, если же была "злой", то связанного с ней камня следовало избегать.
Существовавшая в Египте, Индии и других странах система эзотерических знаний, доступная только жрецам, "посвященным" и магам, претерпела в последующих поколениях и в других странах невероятные трансформации. Различные толкователи и по сей день дают разные рецепты, ссылаясь на один и тот же источник.
В настоящее время, наряду с традиционным (древнеегипетским) распределением камней по знакам зодиака, существует еще и другие. Камни стали распределять по дням рождения, по профессиям, по "энергетике" и "вибрациям".
Камни - талисманы, обереги, хранители, амулеты - призваны приносить счастье и удачу, оберегать своего владельца от дурных влияний, защищать от несчастий, болезней, дурного глаза, злых чар. И успешно с этим справляются уже не одно тысячелетие.
Не всякий камень можно оправлять в серебро, золото и другие металлы. Между ними также существует симпатия или антипатия. И только знание определенных законов дает возможность создать талисман, обладающий истинно волшебной силой. Так считали наши предки.
Существуют легенды о волшебных кольцах. Пожалуй, одно из самых известных волшебных колец принадлежало скандинавскому богу Одину и носило имя Драупнир, что в переводе означает "Тот, кто капает". Название проистекает из свойств кольца: согласно легенде, при определенных условиях с него могли падать капли, превращавшиеся в новые волшебные кольца.
Скандинавские саги рассказывают о кольце Свиагрис, которое наряду с золотым шлемом было самым главным сокровищем шведского короля-чародея Атилса Черного. Он дорожил им настолько, что, желая вернуть его себе, прекратил погоню за разорившим его замок королем Хрольфом, что никак не соответствовало рыцарским понятиям того времени.
Еще один пример: магическое кольцо, принадлежавшее Овейну, представителю одного из знатнейших родов кельтской Британии, сыну Уриена Рэгедскрго, рыцарю короля Артура, "Князю Битв", "не отступавшему в бою ни перед Копьем, ни перед Стрелой". Это кольцо обладало свойством делать своего хозяина невидимым, когда он сжимал его в кулаке. Имя этому кольцу было Линэд.
В основном магические кольца изготавливались из самородных металлов: золота, серебра, меди, свинца или из их сплавов: бронзы, красного и белого золота. Металл тщательно подбирался. Нередко это были комбинации из нескольких металлов.
В нордической сакральной Традиции этим ювелирным металлам приписывались определенные магические свойства.
В средние века маленькие самородки золота, серебра, меди носили как амулеты, приносящие удачу, а меч, выкованный из метеоритного железа, считался магическим.
Основной магией железа Традиция считает его способность защищать от врагов, отпугивать и отгонять злых духов. Во многих странах Европы до настоящего времени При строительстве дома закладывается под порог какой-нибудь железный предмет - амулет. Железные гвозди вбивают для магической защиты в колыбели младенцев. До сих пор вбитые в дверные косяки и оконные рамы гвозди и иголки считают оберегами от колдовства, от проникновения в дом недоброжелателей.
При изготовлении магических талисманов, колец, оружия, а также при объединении металлов с камнями или деревом обязательно учитывалась и их планетная связь. Это сочетание считалось идеальным для магического действа, и было очень важным условием для изготовления именно магических предметов.