Страшно, аж жуть…
По данным исследований, каждый второй ребенок в том или ином возрасте испытывает страхи. Наиболее часто этому подвержены дети от двух до девяти лет. В этом возрасте ребенок уже многое видит и многое знает, но еще не все понимает. Необузданная детская фантазия еще не сдерживается реальными представлениями о мире.
Диапазон детских страхов ограничен только фантазией наших малышей, а она границ не имеет. Каждый страх индивидуален, и психологи при работе с детскими страхами обращают внимание не столько на содержание их, сколько на причину, количество и тяжесть этих страхов.
Практически любой предмет или событие из внешнего мира могут превратиться для ребенка в нечто пугающее. Например, у одного шестилетнего мальчика в шкафу с детскими игрушками жили 18 мохнатых троллей.
Вечером они все выходили из шкафа и начинали искать еду. Если мальчик не оставлял им конфет или печенья, то они были очень злы и начинали сильно шуршать.
Очень часто дети боятся темноты. Этот страх пришел к нам от предков, когда ночью, в темноте, выходили на охоту самые опасные и неведомые звери.
В темноте же живут всевозможные духи, демоны, вампиры и прочая нечисть, о которой нам исправно рассказывают не только сказки и предания, но и многочисленные кинофильмы.
Теперь поговорим о причинах детских страхов. Причина первая и самая понятная: некий вполне конкретный случай, событие, реально произошедшее с ребенком.
Его напугала собака, он застрял в лифте, на улице к нему пристал какой-нибудь неопрятного вида бомж - жизнь вокруг разнообразна и далеко не всегда безопасна. Такие страхи легче других поддаются коррекции, и если неприятные события не повторяются, то часто проходят сами собой.
Переходим ко второй причине детских страхов - особенностям характера ребенка. Появлению и, главное, закреплению страхов способствуют такие черты, как тревожность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе, физическая и психическая незрелость, болезненность, чрезмерная зависимость от других людей: родителей, воспитателей, учителей. Все это является фоном, почвой, на которой возникшие в экстремальной ситуации страхи расцветают пышным цветом.
Откуда берутся все эти черты характера? В очень большой части - от нас, взрослых. Поэтому далее идет причина третья - запугивающее воспитание.
«Не ляжешь спать, тебя Баба-яга заберет!», «Не шуми, а то дядя-шофер тебя увезет с собой!», «Мальчиков, которые плохо едят, забирает медведь в темный лес!» Наверняка вы слышали и не раз подобные «шедевры» педагогического воздействия. Или сами прибегали к ним, не особенно задумываясь о последствиях. Если ребенок не понимает слова «нельзя», то это просчет не его, а ваш и наказывать его за это несправедливо. Тем более - наказывать страхом.
Причина четвертая - тревожные родители. Вот уж поистине нелегкое испытание для детской психики! Очень часто ваш ребенок боится чего-то не сам по себе, а потому, что этого боятся родители. Особенно часто такая ситуация случается в семьях, где мама или бабушка сами по себе обладают высоким уровнем тревожности, который увеличивается во сто крат по отношению к малышу.
Особенно если он - единственный, поздний или не слишком здоровый. Для таких родителей мир вокруг их чада наполнен опасностями: «Не гладь собаку - укусит», «Не ходи по лужам - заболеешь», «Не ходи один во двор - там хулиганы».
Если ребенок здоров и психически устойчив, то он, скорее всего, привыкнет и перестанет обращать на все это внимание, относясь к предостережениям взрослых как к привычному фону всей его жизни. Но беда в том, что наследственность и многократные повторения тоже способны сделать свое черной дело: у тревожных матерей часто растут тревожные дети.
Причина пятая - детские фантазии. У кого-то это качество развито больше, у кого-то меньше, но мир фантазий - привычная среда обитания для малышей-дошкольников (впрочем, и младших школьников тоже). Фантазия наших детей не имеет границ, границы появятся чуть позже, когда мы, взрослые, твердо «вдолбим» в их маленькие головки, что «этого не может быть, потому, что не может быть никогда...»
А пока этого не произошло, малыш населяет мир созданиями своей фантазии: таким образом он структурирует его, делает понятным для себя. И отчасти управляемым. Только отчасти, потому что порождения его фантазии имеют обыкновение выходить из-под контроля, становиться непослушными и потому – страшными.
И, наконец, причина шестая – наличие иного, более серьезного расстройства. Если наряду со страхами у ребенка появляются и другие расстройства поведения: агрессивность, нарушение сна, заторможенность, тики или заикание – возможно, у него невроз, диагностировать и лечить который необходимо у специалистов.
Если ваш ребенок испытывает страхи, то первым делом прекратите его пугать и пугаться сами. Вы должны серьезно отнестись ко всем чувствам, которые испытывает ваш ребенок. Высмеивание страхов просто недопустимо: ваш малыш замкнется и останется со своим страхом один на один.
Отнеситесь ко всему, что он вам сообщает по этому поводу, с полным доверием. Постарайтесь выяснить, чего именно (или кого) боится ваш ребенок. Как «это» выглядит (можно ли его нарисовать)? Что «это» может сделать, какие у него привычки, чего он хочет? Что можно сделать, чтобы уменьшить его силу?
Такое серьезное и конструктивное отношение с вашей стороны - мощное психотерапевтическое средство. Мама не смеется, мама не боится, мама рядом и она уверена, что с «этим» можно справиться. А мама всегда права. Кроме того, проговаривание (а еще лучше - прорисовывание) страха сильно уменьшает его силу.
Анна БОРОДАЕВА,
кандидат психологических наук