"Лютина" На кресле президента всемирно известной английской страховой компании Ллойда сделана надпись: «Это кресло изготовлено из руля корабля Его Величества «Лютины», 9 октября 1799 года потерпевшего крушение, во время которого погибли все люди, находившиеся на борту, за исключением одного человека». Почему же названный корабль удостоился такой чести? История эта - давняя. В конце позапрошлого века Европа была охвачена войной. Англия, Пруссия, Австрия, Испания воевали против революционной Франции. В это бурное время немецкий город Гамбург стал важным торговым портом. Гамбургским купцам потребовались займы. Единственной страной, которая могла бы им помочь, оказалась Англия, сильно разбогатевшая во время войны. И Лондон не отказался еще больше разбогатеть на выплате долга собрали для Гамбурга слитки золота и серебра на сумму в один миллион 175 тысяч фунтов стерлингов. В начале октября 1799 года драгоценный груз, состоявший из 1000 золотых и 500 серебряных слитков, был подготовлен к погрузке на корабль.
Сначала планировалось использовать одно из торговых судов. Однако это было не безопасно: встреча с вражескими судами не исключалась. Поэтому английское правительство для перевозки золота и серебра предоставило военный корабль «Лютину» - быстроходный трехмачтовый фрегат. Он имел тридцать пушек и команду 280 человек. Драгоценные слитки разместили в ящиках и тайно перенесли на «Лютину». Кроме того, на борт было взято 140 тысяч фунтов стерлингов - жалованье английских войск, находившихся на одном из островов у побережья Голландии.
Вечером 8 октября фрегат покинул английский порт Ярмут-Роадс. Погода стояла хорошая. Но уже несколько часов спустя в Северном море разразился сильный шторм, а на рассвете произошла трагедия Лютина наскочила на песчаную банку, опрокинулась и затонула близ голландского острова Тершеллинг. Из всей команды удалось спастись лишь одному матросу. На дно ушел и весь драгоценный груз.
Едва голландцы узнали, что в их территориальных водах затонули такие сокровища, они тотчас же объявили их конфискованными, но лишь два года спустя сделали первую попытку поднять драгоценности со дна моря. «Лютина» затонула на глубине всего полутора десятков метров. Местные рыбаки с помощью сетей и клещей для ловли устриц попытались вытащить слитки на поверхность. И кое-чего добились: были подняты монеты и даже несколько золотых слитков. Вскоре, однако, морские течения похоронили несчастный корабль под слоем песка толщиной в несколько метров.
Затем два десятилетия никто не тревожил затонувший корабль, пока в 1821 году в Голландии не было создано так называемое «Привилегированное спасательное общество», получившее от правительства разрешение на поднятие золота «Лютины». Эта весть была встречена в Англии с беспокойством. Кредиторы надеялись, что придет время, когда они сами поднимут с морского дна драгоценности. Теперь их надеждам наступил конец.
Но нет, подводный клад оказался твердым орешком. Четверть века «Привилегированное общество» вело безуспешные работы в районе катастрофы. Море цепко держало сокровища под толстым слоем песка. И вдруг в 1857 году, когда уже было принято решение прекратить работы, морское течение неожиданно смыло песчаный нанос - и «Лютина» открылась! Но даже после этого далеко не сразу удалось добраться до вожделенных слитков. Только к осени следующего, 1858 года, водолазы подняли золота на сумму около 10 тысяч фунтов стерлингов. Все были уверены: теперь-то победа не за горами, полное спасение драгоценностей - лишь вопрос времени. Кто же мог знать, что море опять выкинет фокус и вновь начнет заносить песком затонувший корабль? Все же водолазы не оставляли работы и успели поднять еще несколько слитков. В конце 1860 года слой песка опять стал таким толстым, что работу пришлось остановить.
Прошло еще шесть лет. Техника продвинулась вперед. Появились мощные землечерпалки, их-то и решили применить для раскопки могилы «Лютины». Увы, море оказалось сильнее. Оно наносило песок гораздо быстрее, чем землечерпалки удаляли его своими ковшами. Кладоискатели потеряли всякую надежду и заявили, что в успех больше не верят и оставляют «поле боя». Англичане тоже не забывали свое золото, так внезапно утраченное. Одна английская организация, занимавшаяся поднятием затонувших судов, решила попытать счастья и заключила с голландцами (уже махнувшими рукой на подводный клад) выгодный договор. Согласно ему, в случае успеха 70 процентов золота досталось бы английским кладоискателям. В 1911 году подводные работы снова возобновились.
Англичане использовали не только ковшовые землечерпалки, но и специальные насосы. И все же перебороть море им тоже не удалось: песка наносило больше, чем удавалось отсасывать. Тогда, чтобы отвести морское течение, они прорыли двухкилометровый канал. Его сооружение продолжалось до 1913 года. Казалось, это помогло. Водолазы добрались до судна и с радостью обнаружили в корпусе пробоину, через которую можно было извлечь слитки. Но опять радость была преждевременной. Таинственные силы надежно хранили золото «Лютины». Когда через несколько дней водолазы снова опустились на дно, собираясь расширить пробоину, оказалось, что корпус судна повернулся и забраться в него невозможно.
Вскоре началась Первая мировая война, стало не до затонувшего золота. Позже самые упорные делали попытки поднять клад, но и они ни к чему не привели. «Лютина» вместе со своим драгоценным грузом лежит и поныне на морском дне под многометровым слоем песка. Лишь огромный якорь да две старинные пушки, снятые водолазами с «заколдованного» корабля, напоминают о трагедии, произошедшей без малого двести лет назад. Да еще колокол «Лютины», висящий ныне в зале страховой компании Ллойда, «колокол рока». Он звонит каждый раз, когда в море гибнет корабль.