Максимум Online сегодня: 643 человек.
Максимум Online за все время: 4395 человек.
(рекорд посещаемости был 29 12 2022, 01:22:53)


Всего на сайте: 24816 статей в более чем 1761 темах,
а также 358424 участников.


Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Вам не пришло письмо с кодом активации?

 

Сегодня: 25 04 2024, 13:09:14

Сайт adonay-forum.com - готовится посетителями и последователями Центра духовных практик "Адонаи.

Страниц: 1 2 3 4 5 | Вниз

Ответ #10: 13 09 2010, 07:59:25 ( ссылка на этот ответ )

СРЕДИЗЕМНОМОРСКИЙ БУМ

      У охотников за подводными сокровищами Средиземное море еще сравнительно недавно считалось "бедным". Ведь оно находилось в стороне от маршрутов "золотых" и "серебряных" галеонов, на которых в средние века везли из Латинской Америки в Европу драгоценные металлы, а до открытия в 1869 году Суэцкого канала - и от маршрутов на восток.

      Но в последнее время на его европейском, азиатском и африканском побережьях наблюдается настоящий бум подводного кладоискательства. С наступлением летнего сезона туда устремляется поток западногерманских, французских, бельгийских и швейцарских туристов, которые проводят отпуск, охотясь за лежащими на дне сокровищами. Они не стыдятся своего хобби и при случае любят напомнить, что Франклин Делано Рузвельт, до того как стать президентом США, тоже грезил сундуками с драгоценностями, дожидающимися своего часа у острова Кокос.

      Впрочем, на Средиземном море речь в первую очередь идет о произведениях искусства" Все началось с того, что в Адриатическом море у побережья Фано была найдена мраморная голова, приписываемая резцу древнегреческого скульптора Лисиппа, придворного художника Александра Македонского. За какую сумму она была продана в калифорнийский музей американского мультимиллионера Поля Гетти, можно только гадать, А возле Неаполя аквалангисты, исследуя поглощенный морем древний город, натолкнулись на прекрасную мраморную статую древнеримского бога Диониса.

      Затем последовала находка двух великолепных греческих бронзовых статуй на дне Тирренского моря близ селения Риачи в Калабрии. Их обнаружил в морском песке всего в 300 метрах от берега римский инженер, страстный археолог-подводник Стефано Мариоттини. Статуи отлично сохранились, несмотря на две с половиной тысячи лет, прошедших со времени их создания. Когда эту парочку впервые выставили во Флоренции, а затем перевезли в Рим для всеобщего обозрения, она произвела настоящий фурор как среди любителей древности, так и в научном мире. Эти статуи считаются самыми совершенными произведениями древнегреческих скульпторов.

      За право экспонировать "греческих воинов" разгорелись жаркие споры среди нескольких итальянских городов. Причем этот спор был вызван не научными причинами. Было ясно, что увидеть скульптуры захотят многие в самой Италии и за ее пределами. Тем самым они превращались в своего рода туристическую приманку. В конце концов было решено передать их в музей Реджоди-Калабрия. Этим как бы признавался приоритет города в их открытии: как-никак статуи нашли у побережья Калабрии. Но главный расчет был на то, что они привлекут туристов в эту экономически отсталую область. И, надо признать, "греческие воины" успешно справились с поставленной задачей.

      Австрийские же аквалангисты-любители обнаружили настоящий подводный Клондайк в Наваринской бухте у юго-западной оконечности Пелопоннесского полуострова. Там на дне лежали остовы 55 турецких кораблей, потопленных 20 октября 1827 года объединенной русско-англо-французской эскадрой.

      Турки оккупировали тогда восставшую против них Грецию и вывозили оттуда морем колоссальные ценности, награбленные на побережье и островах: золото, самоцветы, произведения искусства. Попытки поднять их предпринимались еще в XIX веке. Это старались сделать и сами турки, но, поскольку командующий турецким флотом действовал в тайне от властей, его судили и казнили. Потом туда пришли греки, а в 1927 году - англичане. Сколько и что именно удалось поднять неизвестно: официально было объявлено, что они добыли лишь пушечные ядра и "сувениры".

      Порой в роли удачливых кладоискателей оказываются и те, кто, казалось бы, не имеет никакого отношения к охоте за подводными сокровищами. Так, например, случилось с двумя итальянскими пограничниками. Им поручили проверить донесение одного из агентов о том, что между островами Вентотене и Санто Стефано неподалеку от берега контрабандисты спрятали под водой контейнер с наркотиками. Но вместо наркотического зелья они обнаружили на глубине 40 метров римское судно, затонувшее около 2000 лет назад.

      На нем находились предметы античного искусства и ремесла, представляющие, по мнению специалистов, исключительную ценность: около двухсот фрагментов скульптурных фигурок, выполненных по большей части из кости. Они, по-видимому, были деталями обстановки для дома богатого римского патриция. Возможно даже - для виллы, в которой коротала свои дни Юлия, дочь императора Августа, высланная в этот глухой уголок за слишком фривольный образ жизни.

      Кстати, как выяснилось позднее, подводные грабители уже шесть лет знали о "судне Юлии" и все это время совершали на него набеги, возвращаясь с богатой добычей из античных ваз, статуэток и других предметов искусства.

      Больше повезло, в наши дни, другому старинному судну - римской галере, которая отплыла из Испании с грузом продовольствия для Рима, где в то время, за 50 лет до нашей эры, правил император Клавдий. Она миновала Балеарские острова, проследовала между Корсикой и Сардинией и была почти у цели, когда по неизвестной причине затонула вблизи местечка Ладисполи, в двух километрах от берега, на глубине 12 метров.

      Там судно и пролежало более девятнадцати веков, пока его случайно не обнаружили любители подводного плавания. Аквалангисты сообщили о своей находке ученым, после чего миланская фирма "Аквариус" начала поисковые работы. Осмотр галеры принес сюрприз: наряду с обычными амфорами средних размеров, находившимися на корме и на носу, в трюме были 19 глиняных сосудов-великанов: одни цилиндрической формы, в рост человека, другие круглые, диаметром два метра. Причем эти гигантские кувшины, предшественники современных контейнеров, хорошо сохранились: на них были ясно различимы даже свинцовые заклепки - следы "текущего ремонта". Эта находка говорит о том, что уже в те времена Риму приходилось в большом количестве импортировать зерно, вина, масло и другое продовольствие из-за рубежа.

      Хотя подобные амфоры были известны археологам, раньше их находили только на суше, например в Помпее. Теперь же неопровержимо доказано, что еще до нашей эры существовали специальные суда - "контейнеровозы", доставлявшие такие кувшины-великаны. Правда, остается неясно, как их грузили на галеры. В наши дни операция по подъему этих амфор была разбита на несколько этапов. Сначала с помощью мощных подводных "пылесосов" их прямо на дне очистили от налета соли, образовавшегося за прошедшие века. Потом, опять-таки в затопленном виде, подвели с приливом к берегу. И лишь затем подняли подъемными кранами и осторожно погрузили на автомашины для доставки в музей города Черветери.

      В последнее время в газетах появляются заманчивые объявления примерно такого содержания: "Огромные богатства на дне Ионического моря близ берегов Греции. Глубина - 50 метров. Имеется карта с точным указанием места кораблекрушения".

      Несмотря на некоторую неправдоподобность предложения - кто же добровольно отказывается от "огромных богатств"? - это вовсе не значит, что за ним стоят мошенники, которые рассчитывают раскошелить новоявленных искателей подводных сокровищ. Просто профессиональные аквалангисты-кладоискатели теперь нередко ограничиваются разведкой затонувших судов, а затем за определенный процент от стоимости поднятых ценностей, если таковые будут, передают их координаты любителям приключений.

* СРЕДИЗЕМНОМОРСКИЙ БУМ.jpg

(247.35 Кб, 600x400 - просмотрено 2055 раз.)

* СРЕДИЗЕМНОМОРСКИЙ БУМ..jpg

(125.84 Кб, 700x524 - просмотрено 1879 раз.)

 

 

Ответ #11: 13 09 2010, 08:00:51 ( ссылка на этот ответ )

РЕЛИКВИИ АБУКИРА

      История появления большого количества золота и кораблей на дне неглубокого залива Абукир такова.

      1 августа 1798 года, после 60-дневных поисков флота Наполеона в Средиземном море, контр-адмирал Горацио Нельсон наконец обнаружил в заливе Абукир, близ берегов Египта, 13 линейных кораблей и 400 транспортов молодого генерала Бонапарта.

      Солнце клонилось к закату, и французский адмирал, командир эскадры Брюэ был уверен, что Нельсон едва ли рискнет начать сражение до рассвета в заливе, где было много подводных рифов и отмелей.

      Однако Нельсон, обратившись к своим офицерам, поправляя пустой рукав адмиральского камзола, спокойно сказал: "Начнем сражение незамедлительно. Завтра к этому времени я заслужу или лордство, или Вестминстерское аббатство (почетную могилу - Л. В.)".

      Французская эскадра стояла растянутой кильватерной колонной вдоль вектора ветра. Французы и мысли не допускали, что Нельсон попытается вклиниться между ними и берегом. Это означало наверняка прочно сесть на мель. Однако даже потрепанный бурей 74-пушечный корабль Нельсона "Вангард", с нелепо покосившейся фок-мачтой, избежав опасных подводных скал, занял выгодную позицию и стал на якорь. Одновременно остальные корабли английского адмирала согласно его приказу разместились вдоль противоположных бортов кораблей французов, готовые к бою. Только 60-метровый "Куллоден" капитана Трубриджа сел на мель.

      В общей сложности у англичан было 1012 орудий, у французов- 1183. Поэтому бой был жарким и кровопролитным. Через два часа два передовых корабля французов были выведены из строя.

      В 8 часов вечера уже в подступившей темноте Нельсон был ранен. Осколком ядра рикошетом рассекло кожу на лбу, и она широким лоскутом упала ему на глаза, заливая все лицо кровью. Нельсон упал на палубу и, посчитав, что приходит конец, громко крикнул: "Я убит, позаботьтесь о моей жене!"

      Но искусный врач пришил кожу и, крепко перебинтовав голову, заверил Нельсона, что рана не опасна. Нельсон поспешил наверх. Сражение было в самом разгаре. Французский 120-пушечный корабль "Ориен" медленно приближался. Удачно посланное канониром ядро, пробив борт "Ориена", угодило прямо в пороховой погреб. Произошел взрыв такой силы, что, по словам свидетелей, его слышали французские солдаты, находившиеся в 25 милях от берега на египетской территории. Нельсон невольно поморщился, представив, что стало с людьми на борту корабля. Однако только много позже он узнал, что на борту "Ориена" были в трюмах сундуки с золотом, драгоценностями и три миллиона золотых ливров - жалованье солдатам Наполеона в Египте.

      Корабль полыхал как факел. Пораженные невиданным взрывом, команды кораблей обеих эскадр, оцепенев, на несколько минут прекратили стрельбу. Наконец канонада возобновилась.

      На дно ушли сокровища, реквизированные французами у мальтийских рыцарей, деньги, изъятые у римского папы и в Швейцарии...

      Битва продолжалась до утра. Смертельно усталые матросы подчас падали и засыпали прямо у пушек, несмотря на оглушительный гром канонады.

      Восход солнца осветил ужасающую картину в заливе Абукир. В воде плавали обломки мачт и рангоута, , которые как мухи облепили полуобнаженные матросы и офицеры. Многие были ранены и молили о помощи. Французы потеряли более 6 тысяч убитыми, ранеными и взятыми в плен. Потери англичан были много меньше - около одной тысячи.

      Коллекции с морского дна

      Со дня морского сражения при Абукире прошло без малого 200 лет. 57-летний французский адвокат, специалист по морскому праву, Жак Дюма знал все подробности этого знаменитого сражения, вплоть до расположения боевых кораблей перед баталией, как и имена капитанов.

      Он загорелся идеей найти и поднять потопленные корабли Наполеона. Однако большой помехой для реализации его замысла оказалось международное морское право.
      Бухта Абукир оказалась целиком в территориальных водах Египта, и, согласно закону, все, что покоится на дне залива, включая французские и английские корабли того времени и содержимое их трюмов, всевозможную утварь, даже битые бутылки и тарелки, - все являлось собственностью государства Египет.

      Несмотря на то, что Дюма был профессиональным адвокатом и крупным специалистом по морскому праву, он долгое время вел многотрудные переговоры о приемлемых для французов условиях проведения подводных археологических работ в бухте Абукир. По действующим законам все поднятое со дна моря он обязан был передать в руки египетских чиновников. Это лишало проведение работ французами всякого смысла.

      Тогда адвокат Дюма поставил вопрос иначе: согласны ли египетские власти, забирая себе поднятые французами драгоценности, бриллианты, золото и серебро, при этом разрешить в качестве компенсации взять для французских музеев пушки, керамику, детали кораблей, железные и бронзовые предметы? Чиновники подумали и согласились...

      Когда официальное соглашение между министерствами культуры Франции и Египта было подписано, Жак Дюма облегченно вздохнул: "Франция заключила, на мой взгляд, прекрасную сделку! Все найденные на затонувших кораблях предметы, даже деревянные, представляют большую научную и историческую ценность, не говоря о самих парусных кораблях, которые после реставрации станут прекрасным украшением для любого музея. Миллионы туристов захотят взглянуть на них".

      И Дюма развил кипучую деятельность. Его экспедиция по проведению подводных работ в водах Абукира довольно быстро набрала полный штат специалистов различного профиля.

      В нее вошли 60 морских археологов, в том числе 10 опытных аквалангистов, подобранных друзьями Дюма, несколько историков, включая одного англичанина -эрудита по части исторических документов Наполеоновской эпохи.

      Дюма не колеблясь предложил ему хорошо оплачиваемую должность консультанта экспедиции, после того как он нашел в Англии копию карты с обозначением места гибели трехмачтового корабля Наполеона "Патриот". На вопрос Дюма: "А где же подлинная карта?" - англичанин невозмутимо отвечал: "Вероятно, в Морском архиве Франции". И действительно, очень скоро он нашел в Париже подлинник английской карты, которая, как оказалось, попала не в ту папку...

      Далее Дюма обзавелся новейшими японскими электронными приборами по обнаружению под слоем песка и ила всевозможных предметов и прекрасным глубоководным оборудованием.

      Военные моряки одолжили на время старенький минный тральщик, на котором Дюма и прибыл в залив Абукир в августе 1986 года, и аквалангисты провели первые пробные погружения.

      Деревянный корпус "Ориена" был найден там, где и должен был находиться согласно описанию сражения, написанному рукой Нельсона. И, к большой радости Дюма, рядом с ним оказались на дне еще три французских боевых 80-пушечных корабля; Дюма, как истинный француз, не удержался от комплимента консультанту англичанину: "Теперь я получил неопровержимые доказательства, что ваш одноглазый и однорукий флотоводец, столь обожаемый красивыми женщинами, умел топить корабли, и если мы поднимем со дна лишь часть их, то французские парусники заполонят все морские музеи мира".

      На дно была положена координатная пластмассовая сетка, чтобы точно фиксировать местоположение каждого найденного предмета, и французские аквалангисты принялись за дело. Скоро на борт тральщика были подняты первые археологические находки.

      Одним из первых был поднят облепленный моллюсками компас. Его осторожно очистили, и консультанты безошибочно узнали компас императора Наполеона с его вензелем, подаренный адмиралу Брюэ. Затем был поднят станок для чеканки монет и несколько бронзовых пушек. За месяц подняли со дна моря более 2 тысяч различных предметов и... ни одного золотого ливра.

      Египетский чиновник, безотлучно находившийся на палубе, потирал руки в ожидании золотых луидоров и сундуков с сокровищами Мальтийского ордена. Но дни шли за днями, недели за неделями и чиновник приуныл.

      "Где же ваше золото?" - наконец спросил он Дюма. "На дне моря, - глубокомысленно отвечал француз. - Море всегда было своенравно и нехотя расстается со своими сокровищами".

      Как бы в подтверждение его слов английские газеты сообщили сенсационную новость: английский водолаз-любитель Кеннет Кросби стал счастливым обладателем ценной реликвии. Погрузившись на дно Темзы вблизи старинного Виндзорского замка, он поднял со дна реки золотой медальон с крупным бриллиантом, в котором историки узнали медальон адмирала Нельсона, подаренный ему турецким султаном.

      Аквалангисты метр за метром исследовали дно и наконец нашли дюжину серебряных тарелок и пару пистолетов с серебряной же насечкой. Пистолеты были боевые, совершенно одинаковые, и один из них стал достоянием французов, так как согласно договоренности все найденные одинаковые предметы делятся поровну между сторонами.

      Вскоре газета "Аль-Акбар" сообщила, что ввиду большого числа найденных на дне залива Абукир предметов по решению департамента древностей АРЕ будет построен большой музей на побережье Средиземного моря, близ Александрии. Одно из центральных мест в экспозиции займет флагманский корабль наполеоновского флота "Ориен", со всеми его пушками, предварительно подвергнутый тщательной консервации.

      Экспозиция внутренних помещений корабля будет в точности воспроизводить обстановку перед боем: капитана, его помощника, рулевого на шканцах (искусно выполненные из мягкой резины манекены), канониров у пушек и, конечно, тесно уложенные опечатанные сургучной печатью холщовые мешки с золотыми луидорами и сундуки с драгоценностями Мальтийского ордена.

      "Ориен" намереваются поднять со дна залива после зимних штормов, на что только египетской стороной выделяется 8 млн. египетских фунтов. Как считают морские археологи, это поможет дать ответ на вопрос, не раскидал ли взрыв порохового погреба золото и драгоценности по всему заливу Абукир и не опередили ли Дюма аквалангисты-любители.

      В настоящее время по морскому дну не спеша передвигается "шестиногий электронный водолаз" - сконструированный японскими специалистами робот, который напоминает шестиногое насекомое. Он предназначен для подводных исследований и выполнения технологических операций. Он весит 250 кг, имеет диаметр 1,5 м, оснащен двумя прожекторами, видеокамерами и всевозможными приборами, включая и "лазерный щуп".

      Побывал на месте гибели "Ориена" и известный ученый, изобретатель акваланга, член Французской академии наук, директор Морского музея в Монако Жак-Ив Кусто. Он внимательно ознакомился с ходом работ по подъему корабля и дал некоторые рекомендации, исходя из своего богатейшего опыта. В частности, он рекомендовал неустанно снимать на кинопленку и видеокассеты весь процесс поиска и обследования кораблей, пробоины от ядер в бортах, характер других повреждений, которые могут значительно уточнить многие детали сражения. Помимо этого смонтированные и озвученные фильмы для телевидения принесут ощутимый доход и окупят значительную часть подводных археологических работ.

      Несмотря на небольшую глубину залива Абукир (12 м), подводные работы оказались довольно трудными: дно покрыто толстым слоем песка и ила, намываемого Нилом.

      Из 13 линейных французских кораблей 11 было потоплено Нельсоном. Из них, как считает Дюма, большая часть пригодна для подъема, они будут отреставрированы на верфи, вновь спущены на воду и выставлены для обозрения в своеобразном новом крупном музее - в водах залива.

      Перед отъездом Жак-Ив Кусто тепло простился с Дюма и членами его экспедиции: "Почти 200 лет назад здесь, в заливе Абукир, произошло крупное морское сражение. Нельсон показал незаурядное искусство флотоводца, чем задал много работы вам как археологам и историкам. Исследуйте - и пусть удача сопутствует вам!"

* Реликвии Абукира.jpg

(37.24 Кб, 599x382 - просмотрено 1999 раз.)

* Реликвии Абукира..jpg

(132.86 Кб, 600x450 - просмотрено 1999 раз.)

Последнее редактирование: 13 09 2010, 08:41:11 от Законопослушный гражданин

 

 

Ответ #12: 13 09 2010, 08:02:20 ( ссылка на этот ответ )

ГИБЕЛЬ "САН-ДИЕГО"

Почти 400 лет назад у берегов Филиппин в одном из морских сражений затонул испанский галеон. Недавно удалось обнаружить обломки судна и кое-что из его груза. Археологи-подводники даже не подозревали, что ценные предметы кухонной утвари времен династии Мин, множество глиняных кувшинов и треснутые шпангоуты выведут на след ужасной трагедии, унесшей в морскую пучину 350 жизней.

Обнаружить судно, затонувшее столетия назад, - такое дано не каждому исследователю. Подобная находка для археолога-подводника - истинная награда за многолетние поиски и труды. Это как сундук с сокровищами, только роль последних выполняют новые познания в области экономики, техники и культуры времен давно минувших. Для Фрэнка Годдио, подводного археолога со стажем, не первый раз имеющего дело с погибшими кораблями, галеон "Сан-Диего" - опыт совершенно особый. Его открытие "выдало на гора" не только пушки, кувшины, гвозди, - в общем, не одну лишь мертвую материю. Одновременно оно пролило свет на события, послужившие ярчайшим примером человеческой ничтожности, вполне достойным быть вписанным в энциклопедию глупости, если таковая имеется.

По свидетельству Фрэнка Годдио, его знакомство с галеоном "Сан-Диего", исчезнувшим в филиппинских водах еще 14 декабря 1600 года, началось задолго до обнаружения судна - тогда, когда он начал рыться в архивах, скрупулезно изучая пожелтевшие фолианты со свидетельствами немногих уцелевших в этой трагедии.

Поначалу история галеона не обещала ничего загадочного. До нас дошли точные сведения о дне и часе его гибели. Известны сегодня и количество экипажа, и число орудий, и тип груза - даже место катастрофы: в шести милях от острова Лусон. Так, во всяком случае, значится в объемистом протоколе, пылящемся вот уже почти 400 лет в испанских архивах; его составил свидетель катастрофы, адмирал Антонио де Морга.

А теперь лучше дать слово Фрэнку Годдио: "Чем глубже я уходил в детали, тем сильнее путался. Существовали ведь свидетельства и других выживших. А те придерживались своих версий, существенно расходившихся с показаниями де Морги. Взять хотя бы записки капитана нидерландского галеона "Маврикий", едва не затонувшего рядом с "Сан-Диего". Именно из них я узнал, что на "Сан-Диего" разыгралась подлинная драма, истоками которой послужили мелочность, некомпетентность и тщеславие, погубившие 350 человек".

Так что же случилось? Фрэнк Годдио потратил много времени на сопоставление фактов и материалов, после чего сделал собственное, обоснованное заключение. Теперь и мы имеем возможность проследить за его выводами, пережив заново события, происшедшие четыре столетия назад.

Шел к концу 1600 год. В далеком Риме был сожжен Джордано Бруно. В Нидерландах изобрели первую подзорную трубу. А в Маниле, столице Филиппин, контролируемой Мадридом с 1565 года, поднялся настоящий переполох: в прибрежных водах курсировал нидерландский капер. И это тогда, когда весь испанский флот выступил на подавление исламских мятежей на юге архипелага! Манила, где кроме 20 тысяч филиппинцев к 15 тысяч китайцев проживали всего 2 тысячи испанцев, женщины и дети в том числе, была практически беззащитна перед возможной атакой голландцев.

Полностью загруженный 270-тонный галеон "Маврикий" под командованием капитана Оливье ван Ноорта и сопроводительный шлюп "Эендрахт" водоизмещением 50 тонн - почти два года находились в пути. Два судна, жалкий остаток могущественной боевой группы, которая вместе с четырьмя другими флотилиями из протестантских Нидерландов обошла едва ли не полмира, чтобы помешать Испании, своему старому противнику, в ее прибыльной дальневосточной торговле.

Во время страшных штормов у берегов Южной Америки ван Ноорт потерял два больших корабля и 150 матросов. В его команде осталось чуть больше 90 человек. В Чили он смог загрузить в качестве провианта только птичьи яйца и засоленное мясо пингвинов, и как следствие на борту вскоре стала свирепствовать цинга.

И все же голландцы, практически неспособные сражаться, достигли Филиппин и пошли на хитрость, выдав себя за французов. Один из голландских "еретиков" даже оделся в костюм католического священника. Хитроумным чужакам удалось водить за нос испанцев почти 10 дней, что позволило морякам немного отдохнуть. Позже, однако, надувательство раскрылось и ван Ноорту в самый последний момент едва удалось ускользнуть. Теперь провианта и питьевой воды на судне хватало, но силы у всех были на исходе. Самое большее, на что могли бы решиться голландцы, - атаковать пару джонок с китайским фарфором, следующих в Манилу. Было самое время возвращаться домой.

Жителям Манилы до голландцев дела не было - лишь бы не трогали! Но кое-кто мыслил по-иному. Для председателя высшего совета Филиппин, влиятельнейшего лица всей колонии, столь неожиданно явившийся противник оказался весьма кстати. Уже два года Антонио де Морга состоял на службе у короля Филиппа. Удар по пиратам-протестантам окончательно открыл бы для него - и он на это очень надеялся - дорогу в Америку, о которой мечтал давным-давно.

Итак, де Морга приказал снарядить два торговых корабля - 300-тонный галеон "Сан-Диего" и маленькое судно "Сан-Бартоломе", - переоснастив их в крейсеры и объявив себя адмиралом флотилии. Из "Сан-Диего" он сделал флагманский корабль, снабдив 14 пушками, снятыми с крепостной стены Манилы, и загрузив трюмы судна 127 бочками пороха, большим запасом пушечных ядер и мушкетных пуль. На случай преследования он взял на борт достаточно провианта и питья.

Некоторая заминка произошла у адмирала с набором экипажа. В своей хронике "События на Филиппинах" он позже писал, что поначалу предприятие, "обещавшее много риска и мало выгоды, ни у кого не вызывало большого восхищения", но все изменилось, "когда граждане увидели, что корабли стоят под командой доктора Антонио де Морги".

Новая роль де Морги совершенно не была ясна горожанам - юрист и специалист по управлению, он не обладал ни морскими, ни военными знаниями. Чтобы успокоить судовых офицеров, вице-адмиралом и комендантом "Сан-Бартоломе" был назначен опытный капитан Хуан де Алькега.

С де Алькегой вышло в море всего сто солдат и матросов. А на борту 35-метрового "Сан-Диего" теснились более 450 человек: филиппинцы, африканские моряки, японские наемники, слуги и 150 испанских нотаблей, жаждущих снискать славу в этой сомнительной экспедиции.

С самого начала дул крепкий норд-ост, едва не срывая паруса. Уже на первых милях, в бухте Манилы, всем стало ясно, что судно безнадежно перегружено. Всем кроме командующего. Матрос Бенито дель Уэрто, которому чудом удалось спастись вместе с двадцатью другими моряками, свидетельствовал: "Вода за бортом достигала портов орудий - корабль так оказался забит, что даже к пушкам подойти было нельзя".

Чтобы хоть как-то выровнять крен, почти весь экипаж собрался с наветренной стороны, но тщетно. Судовладелец Луис де Бельвер сильно опасался за свой галеон и умолял хотя бы часть груза выбросить за борт. Но именно де Морга приказал "весь хлам убрать с палубы вниз, так что там, среди всей этой рухляди, не осталось даже места, чтобы при необходимости позаботиться о раненых или погасить случайную искру, - чудо, что весь корабль не взлетел на воздух!"

Четырнадцатого декабря ван Ноорт заметил на горизонте чужие паруса. Он немедленно дал "Эендрахту" команду возвращаться на родину с дубликатами всех его многочисленных экспедиционных отчетов. На "Маврикии" стали готовиться к бою.

Испанцы начали атаку сразу, но первый выстрел прозвучал с "Маврикия" - прямое попадание. Грот "Сан-Диего" разорвало в клочья, один из насосов - вдребезги. Де Морга в ярости приказал открыть ответный огонь, но шеф канониров рапортовал, что орудия зарядить невозможно. Тогда де Морга решился брать "Маврикий" на абордаж, - но, к несчастью, забыл приказать убрать паруса. "Сан-Диего" на полном ходу врезался в противника, получив при этом пробоину ниже ватерлинии. У "Маврикия" в тот момент серьезных повреждений не оказалось.

Тем временем тридцать испанцев уже спрыгнули на палубу "Маврикия" и с криками "Amaina, perros! - Сдавайтесь, псы!" принялись резать снасти и срывать с мачт паруса, готовясь поднять испанские флаги. Ван Ноорт и 58 человек экипажа забаррикадировались в трюмах. Перевес был явно не на их стороне, и голландец предложил начать переговоры о сдаче.

В этот момент подплыл "Сан-Бартоломе" - и сразу открыл огонь по "Маврикию", невзирая на то, что голландский корабль был уже почти занят испанцами. Лишь в последний момент вице-адмирал де Алькега наконец понял, что же произошло. На "Сан-Бартоломе" он бросился в погоню за "Эендрахтом", остановив его через несколько часов.

А что же происходило на "Сан-Диего"? Да ничего! Адмирал молчал, будто бы его не существовало. Матрос Бенито дель Уэрто нашел своего командующего бледным и безразличным, лежащим на матраце у якорной лебедки, на самом носу судна. Дель Уэрто махал перед его глазами захваченным вражеским флагом, заклиная де Моргу отдать наконец приказ о полном захвате "Маврикия", ибо экипаж последнего фактически уже сдался. В ответ он услышал лишь лепет заикающегося командующего: "Делай что можешь..." Ничего конкретного он так и не приказал. Все это никак не вяжется с героическими мемуарами самого де Морги, у которого едва ли не каждая страница полна описаниями ожесточенных схваток, но нигде нет ни слова о томительном ожидании так и не поступившего распоряжения.

Из неразберихи на "Сан-Диего" голландец ван Ноорт извлек свою выгоду. Он приказал снова открыть огонь из орудий второй палубы, одновременно пойдя на чисто военную хитрость: его люди взорвали дымовые шашки, и из люков стал медленно выползать густой дым, разъедая глаза нападавшим.

Опасаясь, что и "Сан-Диего" будет охвачен пламенем с "Маврикия", де Морга отдал наконец свой первый приказ (после шестичасового молчания!), оказавшийся самым фатальным в его короткой карьере командующего. Вместо того чтобы эвакуировать команду с поврежденного "Сан-Диего" на "Маврикий", он отозвал своих с борта голландского судна и приказал рубить абордажные канаты.

В течение нескольких минут неспособный к маневру "Сан-Диего" затонул в Южно-Китайском море, унеся с собой в пучину 350 жизней. Полные отчаяния солдаты пытались расстегнуть тяжелые нагрудные панцири и латы, но не успевали этого сделать. Кое-кому все же удалось вплавь достигнуть суши. Между тем нидерландцы собрались на палубе и преспокойно открыли пальбу по потерпевшим кораблекрушение.

Де Морга оставил свое судно одним из первых (снова полное расхождение с его мемуарами) и поплыл на плоту, припрятав на себе два захваченных неприятельских флага. Плот с горе-командующим толкал перед собой его секретарь - до самого острова Фортуна.

Предыстория захватывающая, но противоречивая. И вот теперь, 400 лет спустя, перед археологом Фрэнком Годдио стояла задача: на основе изученных документов попытаться обнаружить обломки "Сан-Диего" и найти вещественные доказательства всего описанного. Де Морга указывал место кораблекрушения - в шести милях от побережья острова Фортуна. Но Годдио теперь имел достаточно оснований, чтобы не доверять запискам тщеславного командующего, адмирала по собственной милости. По другим источникам, берег находился в досягаемости пушечного выстрела, поэтому Годдио сразу ограничил поиски сравнительно небольшим участком (4,6 х 2,8 км) у юго-восточного побережья острова.

Глубина там составляла 70 метров, а морское дно было покрыто корраловыми пластами примерно на высоту остова "Сан-Диего". В такой ситуации помочь мог только магнитометр - ведь все металлические части "Сан-Диего" после стольких лет коррозии наверняка потяжелели на сотни килограммов. Итак, настроили детекторы, после чего исследовательский катамаран Фрэнка Годдио, руководителя экспедиции, прошел контрольное поле метр за метром. На это потратили несколько недель - результата никакого. Годдио даже стал склоняться к мысли, что де Морга мог написать правду.

Но однажды детектор все-таки среагировал, показав, что прямо под археологами находятся 250 кг железа. Для "Сан-Диего" это было, конечно, мало. И все же после долгого погружения один из аквалангистов всплыл на поверхность с радостной улыбкой: в 52 метрах под исследовательским судном действительно находятся обломки какой-то посудины, всего в полукилометре от берега.

В скудном свете подводного мира корпус затонувшего корабля едва ли отличался от коралловых пластов, но сотни выпавших больших кувшинов образовали нечто вроде бруствера, вокруг которого сновали пестрые косяки рыб. То тут, то там под отложениями можно было угадать контуры якорей и пушечных лафетов.

Над местом находки поставили на якорь рабочую аварийно-спасательную платформу, рассчитанную на команду в 52 человека, среди которых были 18 аквалангистов. В первый же день исследователи натолкнулись на реликты редкой красоты: тысяча неповрежденных предметов из небесно-голубого китайского фарфора времен династии Мин - первоклассный экспортный товар, удивительно хорошо сохранившийся за столько лет пребывания в морской воде. Возможно, эти столовые приборы предназначались для бывших на борту испанских нотаблей.

Был найден и единственный в своем роде изящный сосуд для воды в форме баклажана, служивший, скорее всего, для увлажнения чернильного камня, который аквалангисты тоже подняли на поверхность. Что это - чья-то собственность? Если да, то владелец расстался с жизнью так же, как и японцы-легионеры, присутствие которых доказывали найденные 24 бронзовые рукояти от самурайских мечей. Не меньшее культурно-историческое значение имеют 570 огромных глиняных кувшинов, служивших для хранения запасов мяса, овощей, приправ, масел, вин и, естественно, воды. Кроме того, аквалангисты извлекли действующую астролябию и корабельный компас - во всем мире едва ли можно найти подобные и так же великолепно сохранившиеся.

"После того как был убран балласт судна - 150 тонн камней, - рассказывает Фрэнк Годдио, - "Сан-Диего" поразил нас другой, не менее радостной неожиданностью: части его корпуса удивительно хорошо сохранились. Прежде всего киль, многочисленные шпангоуты, даже руль! В общем, материала предостаточно, чтобы составить довольно точное представление о судостроении того времени".

От многочисленных утопленников не осталось практически ничего. Были найдены только двенадцать фрагментов черепов и несколько частей скелетов. Похоже, несчастные находились на нижней палубе, когда судно провалилось в пучину волн, а при ударе о морское дно были расплющены пушками, разлетевшимися в стороны от мощного толчка, - все обнаруженные останки лежали среди орудий.

При проверке останков археологи были удивлены: одна из жертв, несомненно, была женщиной. Переодетая в мужское платье авантюристка? Или провезенная контрабандой проститутка?

Пройдет еще немало времени, пока все находки будут каталогизированы, отреставрированы и тщательно исследованы. Фрэнк Годдио очень надеется, что все они расширят наши знания о прошлом, а может, и о самой драме, происшедшей у острова Фортуна.

Дальнейшая судьба тех, о ком шел рассказ, хорошо известна. В августе 1601 года, спустя полгода после филиппинской авантюры, Оливье ван Ноорт на своем "Маврикии" снова появился в гавани Роттердама - его земляки продолжали высылать свои флотилии в далекие восточноазиатские воды. Но только спустя 40 лет Нидерланды завладели довольно большой частью Индонезии, взяв под контроль торговлю специями, что впоследствии сделало эту страну одной из состоятельных наций мира.

Спасенный адмирал де Морга первым делом приказал арестовать Хуана де Алькегу, своего вице-адмирала и капитана "Сан-Бартоломе" ("только из-за его самовольного преследования "Эендрахта" и произошло несчастье"). И прежде чем иные сведения об этих событиях достигли берегов Испании, при мадридском дворе все зачитывались искусно выдуманными сочинениями де Морги. В июле 1603 года "морской волк" получил-таки столь желанный пост в Мексике, в вице-королевстве Новая Испания.

Через 13 лет Антонио де Морга стал президентом королевского совета в Куито. Там он спокойно умер в 1636 году, в возрасте 77 лет. Незадолго до смерти ему еще раз пришлось столкнуться с правосудием, но по другому поводу: его оштрафовали на две тысячи золотых дукатов за "совершенно открытые и неподобающие отношения со многими женщинами".

* ГИБЕЛЬ САН-ДИЕГО.jpg

(45.05 Кб, 280x420 - просмотрено 1874 раз.)

* Гибель Сан-Диего..jpg

(47.63 Кб, 520x400 - просмотрено 1902 раз.)

Последнее редактирование: 13 09 2010, 08:43:42 от Законопослушный гражданин

 

 

Ответ #13: 13 09 2010, 08:03:30 ( ссылка на этот ответ )

ЗОЛОТО МАНИЛЬСКОГО ГАЛЕОНА

      К концу XVI века испанские капитаны открыли и обозначили на картах Филиппинские, Марианские, Каролинские и Маркизские острова, остров Новая Гвинея, острова Санта-Крус и Соломоновы, Гавайи, острова Уэйк и Гуам, Иво-Шима, Новые Гебриды и остров Гуадалканал, острова Гилберта и Маршалловы, Галапагосские, Хуан-Фернандес, Флорес и Бикини, Торресов пролив и, наконец, Австралию.

      В XVII веке могущество Испании стало угасать, но она продолжала торговую и научно-исследовательскую деятельность в тихоокеанском регионе. Корабли испанцев появились у берегов Британской Колумбии и Аляски, Алеутских островов и вблизи Берингова пролива. Изучались побережья, флора и фауна и населявшие их племена. Колониальной деятельности Испании в Тихом океане не могли помешать отдельные экспедиции английских и голландских моряков, главной целью которых было нападать на испанские галеоны с богатыми грузами и докладывать своим монархам о действиях испанской короны. Несмотря на такие пиратские набеги, Тихий океан оставался акваторией, на которой доминировали испанцы.

      Испанская эпоха на Тихом океане не преувеличение, она длилась целых 250 лет и ознаменовалась, помимо прочего, созданием первого в истории регулярного морского сообщения, соединившего запад и восток величайшего океана, которое обеспечивалось знаменитыми "манильскими галеонами".

      Между 1565 и 1569 годами испанский первопроходец Мигель де Легаспи завоевал новые тихоокеанские острова, назвав их Филиппинами - в честь монарха Филиппа II. Острова стали главным владением Испании в Тихом океане и ее основной морской торговой и военной базой в этом регионе.

      Этот большой архипелаг в Азии долгое время был переходящим по наследству владением испанской короны. Более трех столетий, до 1898 года, он принадлежал Испании. Главный город Филиппин Манила был портом приписки испанских галеонов, курсировавших через Тихий океан в Мексиканский порт Акапулько.

      Через Тихий океан

      Первый рейс в Мексику был совершен в 1573 году, последний - в 1811-м. Галеоны, водоизмещение которых иногда достигало двух тысяч тонн, проектировались в Испании, а строились на Кавитских верфях к юго-западу от Манилы из твердых тропических пород древесины, способной выдержать тяжелые условия перехода через океан.

      Маршрут из Акапулько в Манилу, который проходил по курсу движения пассатов, занимал два месяца. Обратный путь из Манилы в Акапулько, однако, был дольше и опаснее. Для того чтобы совершить этот переход, необходимо было идти на север почти до широты Японии, чтобы поймать западные ветры, а затем повернуть в направлении Мексики и идти через океан, с его штормами и тайфунами. Путь в оба конца был равен 18 тысячам морских миль. Почти два с половиной столетия галеоны курсировали в обоих направлениях с завидной регулярностью. И все это в эпоху парусников с примитивным навигационным оснащением, когда успех плавания зависел от пассатов и японского течения Куросио, а также тайфунов, цинги, жары, болезни бери-бери и набегов пиратов.

      Манильские галеоны обеспечивали регулярное сообщение не только с Азией и Латинской Америкой, но и с Европой, так как их движение было скоординировано с движением кораблей испанского флота в Атлантическом океане, курсировавших между Испанией и Центральной Америкой. Сотни кораблей, бороздивших воды трех океанов, создали уникальную транспортную сеть, которая связывала три континента.

      Испанский порт Манила стал одним из центров мировой торговли. Через него проходили грузы, идущие транзитом либо в Китай, либо через Китай из Японии, с островов Борнео и Ява, с Молуккских островов, из Индии, Цейлона, Сиама, Камбоджи и Малайзии. Галеоны приходили в Манилу, чтобы заполнить трюмы товарами, приводившими в восхищение европейцев: золотом, жемчугом, сапфирами из Сиама, слоновой костью, лаковой посудой, китайским шелком и фарфором, янтарем, сандаловым деревом, камфарой и нефритом, мускусом, корицей, гвоздикой, перцем и карри.

      Вместе с этими дорогостоящими грузами они увозили передовые идеи в области техники и культурной жизни, вкусы и традиции азиатского Востока. Именно благодаря испанской торговле у народов Европы возник огромный интерес к странам Азии и было создано несколько Ост-Индских торговых компаний.

      Путешествия галеонов не обходились без жертв. И ключи к многим загадкам колониального прошлого Филиппин и причинам упадка морской державы хранятся на дне вблизи тихоокеанских островов. Ни один из погибших галеонов не был еще поднят со дна для изучения и восстановления в первоначальном виде. По мнению сотрудников Национального музея страны, много галеонов нашли конец в коварных проливах Центральных Филиппин и более сорока - на пути следования, у других островов. Например, галеон "Пилар", пошел ко дну близ берегов Филиппин в 1750 году с двумя миллионами песо в звонкой монете. В 1802 году погиб галеон "Ферролена" с грузом золота и серебра.

      Недавние находки остатков манильских галеонов и их грузов, одного в бухте Кармен, что на севере филиппинского острова Таблас, другого у острова Бин-тан, в шестидесяти милях от Сингапура, доказывают: то, что сейчас лежит под водой в этих местах, не утеряно для истории.

      Трагедия у острова Сайпан

      Первой поисково-исследовательской группой, приступившей к поиску мест гибели галеонов, стала компания "Тихоокеанские морские ресурсы". Началу работ в море предшествовала двухгодичная предварительная работа в архивах Севильи, Рима, Гуама, Мехико, США и Манилы. Архивистами были просмотрены тысячи страниц донесений, отчетов, записок и воспоминаний, судовых деклараций и т. п. Старинные документы позволили обратить внимание поисковиков на гибель галеона "Нуэстра сеньора де ля Консепсьон", в то время самого большого испанского корабля, с грузом на четыре миллиона песо (десятки миллионов долларов на сегодняшний день). Галеон "Нуэстра сеньора" потерпел крушение 20 сентября 1638 года, направляясь из Манилы в Акапулько с грузом восточных шелков, фарфора, изделий из слоновой кости и драгоценностями, среди которых были блюдо и набор кувшинов из чистого золота, подаренные испанским королем японскому императору.

      Трагедия произошла у южного берега острова Сайпан, второго по величине среди Марианских островов, через месяц после отплытия из Манилы. Поскольку благосостояние всей колонии часто зависело от успешного плавания корабля, снаряжаемого всего лишь раз в году, то соблазн перегрузить его был непреодолим. Взяточничество и погрузка контрабандного груза существовали бок о бок с ужесточавшимися правилами перевозок. Товары были искусно спрессованы и упакованы китайцами, а затем втиснуты на предназначенные места. Даже многотонные пушки убирались в трюмы, чтобы освободить больше места для товаров на палубах, делая тем самым корабль беззащитным при нападении. Сотни кувшинов с пресной водой хранились под палубой, а также висели над головами моряков и пассажиров, плотно привязанные к такелажу, сделанному из манильской пеньки.

      Галеон "Нуэстра сеньора" не являлся исключением и был наполнен грузами до краев. Путешествие и гибель галеона стали известны из судебного дела между торговцами Манилы, включая коррумпированного губернатора Коркуэра, и представителями мексиканской таможни. В 1636 году только что назначенный таможенный агент, по имени Кирога, с особой тщательностью проверял манильские галеоны с целью выяснить, перевозят ли торговцы Манилы какие-либо грузы помимо зарегистрированных. Недовольные торговцы, нарушавшие правила, отплатили тем, что отказались предоставлять декларации о перевозимых грузах. Документы подтверждают наличие на корабле тайного груза. По данным хроникера Казимира Диаса, жадность губернатора Коркуэра была безгранична. Среди 59 обвинений, выдвинутых против него во время официального расследования в 1644 году, было и такое, что губернатор обычно отправлял на галеонах, в том числе и на "Консепсьон", изделия из золота и драгоценных камней, полученные в качестве взяток за особое покровительство и назначения на должности.

      Коркуэра также обвинялся в назначении своего племянника, Дона Хуана Франсиско, капитаном корабля, чтобы он и присматривал за награбленным добром губернатора. По словам обвинителя, именно это привело к потере корабля. Через несколько дней ком... корабля потеряла к нему всякое уважение и перестала ему подчиняться. На галеоне поднялся мятеж, во время которого многие были убиты и ранены. В то время как поднялся шторм, управление кораблем было заброшено. Поскольку паруса не были убраны, сильный ветер сломал мачты и вместе со спутанным такелажем выбросил за борт. Ветер и течение сбили корабль с курса и вынесли его на рифы Сайпана. Из сорока человек, находившихся на борту галеона, спаслось всего лишь несколько десятков. Некоторая часть груза была спасена и извлечена из прибрежных вод островитянами. В 1684 году поисковая экспедиция испанцев обнаружила и подняла 35 из 36 пушек и 7 якорей из восьми. Оставшиеся грузы галеона разбросало по подножиям рифов или вынесло на большие глубины.

      Поисковый корабль "Тенгар" подошел к Сайпану в марте 1987 года и бросил якорь в ста метрах от его юго-западного берега.

      В течение двух лет велись работы на месте гибели галеона, во время которых было обследовано все южное и юго-западное прибрежное дно острова Сайпан на глубинах до ста двадцати метров.

      Глубины открывают свои тайны

      Первые три недели погружений принесли исследователям лишь керамические Черепки и

      разбросанные в разных местах на большом расстоянии друг от друга скопления балластных камней, да и те в небольшом количестве. Около 350 лет тайфуны разрушали остатки затонувшего корабля, но аквалангисты, набравшись терпения, почти шестым чувством угадывали, где покоились перевозимые галеоном предметы. Угроза тайфунов препятствовала проведению работ с июля по декабрь, но уже в течение первых шести месяцев было обнаружено практически все, что осталось от галеона.

      Ком... исследователей была специально подобрана и состояла из тридцати человек - китайцев, малайзийцев, сингапурцев, филиппинцев, австрийцев, англичан и американцев. За время поисков ком... совершила более 10 тысяч погружений - при этом без единой серьезной неудачи.

      Первые золотые находки стали попадаться ныряльщикам в начале второго сезона работ. Сперва нашли фрагмент золотого блюда ручной работы. На нем была изображена женщина в струящемся платье, с вазой с цветами. В левой руке она держала букет роз. Маленькая собачка прыгала у ее ног. Цветочный орнамент украшал фрагмент по краям. Впоследствии было найдено большинство из осколков блюда. Согласно документам Севильского архива по делам Индии, галеон перевозил на своем борту блюдо из чистого золота и набор с кувшинами, считающиеся подарком короля Испании японскому императору. Во время официального расследования гибели галеона испанские власти обвинили губернатора Манилы Коркуэра в незаконном присвоении этих предметов на Филиппинах и их возвращении в Испанию в качестве личного груза губернатора. Золотое блюдо с женщиной являлось важной находкой, но были и другие, которые впечатляли гораздо сильнее. Так, ныряльщик Энт Навин, сварщик с Борнео, нашел маленькую золотую туфельку, инкрустированную алмазами и бриллиантами. В туфельке могли храниться духи или другая парфюмерия. Повезло и Майклу Флэкеру, инженеру и подводному оператору из Австралии, который поднял 32 золотые цепи, каждая по полтора метра длиной. Все цепи лежали вместе, скрученные золотой проволокой. Они были погребены под двумя метрами осадков под узким выступом, так что руки с трудом смогли до них дотянуться. Аквалангисты подняли более чем 1300 единиц золотых ювелирных изделий: цепи, кресты, четки, пряжки, филигранные пуговицы, кольца и броши с драгоценными камнями. Некоторые из менее ценных находок с галеона также были очень интересны. Например, 156 кувшинов для хранения пищевых продуктов, найденные на глубинах от 45 до 60 метров. Заполненные осадками, а некоторые и их содержимым, они весили более сорока килограммов каждый.

      Реставраторы тщательно проанализировали содержимое кувшинов. В двух из них была застывшая восточная ароматическая смола, в других хранили мелкие кости, до сих пор сохранившие следы ножа бакалейщика. На кувшинах были выгравированы имена владельцев или испанские и китайские символы, указывающие на их содержимое: соль, уксус, селитра и вино. Но большинство кувшинов содержало питьевую воду, так как манильские галеоны на торговом пути не делали остановок по пять-восемь месяцев.

      Для обследования дна на глубинах, недоступных аквалангистам, "Тенгар" имел двухместный водолазный колокол. Также использовался робот с видеокамерой, управляемой с поискового корабля. А там, куда не могли спустить колокол, применяли обитаемый подводный аппарат, вмещавший двух пилотов и наблюдателя. Данные глубоководных исследований удостоверили, что обломки крушения сбросило с рифа до глубины 80 метров.

      Работа по консервации находок велась круглые сутки. После очистки каждый предмет был измерен, сфотографирован, зарисован на бумаге, а его образ занесен на лазерный диск компьютера. Все детали, включая точное местонахождение предмета, были включены в компьютеризированную базу данных для итогового отчета.

      Многие предметы были повреждены тайфунами и обросли кораллами. Так, например, один кусок коралла в действительности содержал 564 отдельных изделия - стеклянные бусины китайского происхождения, керамические черепки, разукрашенные медные кнопки, остатки листового золота, две серебряные рукоятки от шпаг и бронзовые китайские весы, использовавшиеся, вероятно, для взвешивания драгоценных камней. Некоторые предметы были сугубо личными. Так, на поверхности маленького золотого гребня можно разобрать надпись: "Год 1618", нанесенную золотыми точками. Также было видно и имя - "Донья Каталина де Гусман". Дальнейшие поиски выявили, что она была вдовой и в 1634 году жила в Маниле. Находилась ли она на борту затонувшего корабля? Никто не знает. Чаще всего гребни делались не из золота, а из других материалов, в основном из слоновой кости или панциря черепахи. В 1767 году на галеоне "Сан-Карлос" перевозился груз из 80 тысяч гребней.

      Находки, нанесенные на археологические карты-планы, привели к следующим выводам: галеон несколько раз ударился о риф и, распоров днище, потерял балласт, а затем постепенно распадался на части и терял свое содержимое вдоль всего рифа, что отчетливо прослеживается на составленных планах. Кормовую надстройку корабля вынесло на мелководье, а центральный корпус с ахтердеком подхватило течением и отнесло на глубоководье, где они, заливаемые водой, опустились на дно. Потеря галеона "Нуэстра сеньора де ля Консепсьон" стала трагедией для Филиппин, а его судьба - аллегория человеческой жадности.

* ЗОЛОТО МАНИЛЬСКОГО ГАЛЕОНА.jpg

(13.39 Кб, 280x280 - просмотрено 5708 раз.)

* ЗОЛОТО МАНИЛЬСКОГО ГАЛЕОНА..jpg

(27.34 Кб, 485x274 - просмотрено 2022 раз.)

Последнее редактирование: 13 09 2010, 08:45:55 от Законопослушный гражданин

 

 

Ответ #14: 13 09 2010, 08:05:05 ( ссылка на этот ответ )

ЧЕРЕДА НЕУДАЧ

      После того как в Мадриде королем Испании был провозглашен Филипп V, его дед, французский король Людовик XIV, объявил Австрии войну за испанское наследство, длившуюся целых двенадцать лет. Для ее ведения французскому монарху, естественно, требовалось немало денег. Самой богатой страной в то время была Испания, имевшая золотые и серебряные рудники в колониях - Перу, Мексике, Чили.

      Опасаясь за судьбу награбленных за годы войны сокровищ, испанцы после долгих колебаний наконец решили перевезти их из Америки в Европу. Летом 1702 года на девятнадцать галеонов было погружено большое количество золота, драгоценных камней, серебра, жемчуга, амбры, индиго, ванилина, какао, имбиря. Всего - на сумму тринадцать миллионов золотых дукатов. Одиннадцатого июня караван судов под командованием Мануэля де Веласко вышел из Веркаруса. В море он встретился с французской эскадрой из двадцати трех кораблей, которой была поручена охрана испанских галеонов. Поскольку угроза нападения англо-голландского флота была реальной, командование эскадрой возложили на знаменитого тогда адмирала Шато-Рено, который за долгие годы службы не раз одерживал победы и над англичанами, и над голландцами.

      Объединенная франко-испанская флотилия должна была идти в Кадис. Но поскольку разведка донесла, что этот порт блокирован английским флотом, Шато-Рено направился на северо-запад Испании, в бухту Виго.

      После прибытия туда испанский флотоводец имел полную возможность выгрузить сокровища на берег, под охрану французских войск, которых в это время в Испании было предостаточно. Однако вместо этого нерешительный Мануэль де Веласко стал дожидаться указаний из Мадрида, куда следовать дальше. Дело в том, что, хотя ценности принадлежали Испании, предназначались они прежде всего для оплаты военных расходов Франции.

      Весть о том, что в бухте Вито стоят галеоны, на борту которых находится неслыханное богатство, облетела все побережье Испании и дошла до англичан. Через месяц пришло распоряжение из Мадрида. Но в тот момент, когда Мануэль де Веласко распечатывал секретный пакет в своей каюте (кстати, гонец доставил его еще ночью 21 октября, но никто не решился разбудить вельможу), в бухту Виго ворвалась англо-голландская эскадра под командованием адмирала Джорджа Рука. Тридцать часов не прекращались жестокие абордажные бои. Испанцы успели поджечь часть своих судов, чтобы они не достались неприятелю. Англичане потеряли флагманский корабль и шестьсот человек, но зато вместе с голландцами захватили и потопили несколько французских военных кораблей. Самому Шато-Рено удалось прорвать блокаду и уйти в море. Тогда как в бухте, ставшей ареной грандиозного сражения, затонуло двадцать четыре судна.

      Какова судьба сокровищ, которые во время баталии находились в трюмах галеонов? Почти триста лет этот вопрос остается без ответа.

      По одним источникам, англичанам удалось захватить драгоценностей на сумму пять миллионов фунтов стерлингов, - хотя даже это составляет лишь часть сокровищ. Другие источники утверждают, что весь ценный груз пошел на дно бухты вместе с галеонами. Французы предполагают, и не без основания, что Шато-Рено по приходу эскадры в Виго все-таки выгрузил ценности на берег и под охраной французских войск тайно отправил своему правительству. Иначе за что же Людовик XIV после морского сражения, которое нельзя назвать победой для адмирала, произвел его в маршалы да еще щедро наградил?

      Правда, скептики полагают, что факт выгрузки такого огромного количества ценностей скрыть было невозможно.

      Действительно, июле 1738 года в бухту Виго прибыла французская судоподъемная экспедиция, возглавляемая Александром Губертом. После тщательных промеров были определены места, где лежали шесть затонувших кораблей. Выбор пал на галеон, находившийся на глубине всего шести метров при малой воде. Судно поднимали с помощью строп, деревянных понтонов, шпилей и двадцати двух толстых пеньковых канатов. Наконец, после двухлетних трудов в феврале 1742 года его так близко подвели к берегу, что при отливе трюм оказался сухим. Это был испанский галеон "Тохо" водоизмещением около 1200 тонн. Но, кроме 600 тонн каменного балласта, двенадцати чугунных пушек, нескольких сот ядер и десятка мешков ржавых гвоздей, на нем ничего не нашли. В итоге, потратив на экспедицию более двух миллионов франков, французы ни с чем покинули бухту Виго.

      После них там появились англичане. Одному из них, Уильяму Эвансу, посчастливилось поднять серебряные слитки, оцененные в несколько сот фунтов стерлингов. Сумма, конечно, была незначительной. Главное же заключалось в том, что его находки вселяли надежду. Возможно, ему удалось бы обнаружить и другие ценности, но Испания неожиданно запретила искать сокровища в своих территориальных водах представителям нации, потопившей испанские галеоны.

      В 1748 году испанцы сами попытались найти драгоценный груз, но безуспешно. Далее почти восемьдесят лет никаких водолазных работ в бухте не велось, хотя местные жители время от времени совершали туда скоротечные вылазки - ныряли к остовам затопленных судов, пытаясь что-нибудь рассмотреть в мутной воде.

      В 1825 году в бухту вошел бриг "Энтерпрайз". На его борту находился водолазный колокол новой конструкции, не только позволявший дольше оставаться под водой, но и, что очень важно, дававший акванавту хороший обзор дна. Капитану брига Диксону пришлось работать в нем в то время, как на палубе вооруженные испанцы с нетерпением ждали своей доли добычи. Через несколько дней бриг исчез из бухты так же внезапно, как и появился. Пошли слухи, что с помощью колокола англичане смогли поднять значительное количество золота, после чего, напоив охрану, подняли паруса и сбежали.

      В конце 50-х годов прошлого века правительство Испании продало право на поиски сокровищ французскому дельцу Давиду Лэнгленду, который уступил его, конечно не без выгоды для себя, парижскому банкиру Сикарду. Поскольку денег на экспедицию у парижанина не хватало, он в свою очередь обратился за помощью к преуспевающему банкиру Ипполиту Магену. Тот тщательно проверил рассказанное Сикардом по данным старых испанских архивов, а также провел дополнительное расследование в Париже. Очевидно, результаты были положительными, потому что он согласился финансировать экспедицию. Однако при ее организации возникло неожиданное препятствие в лице известного в то время в Англии специалиста по водолазным работам капитана Гоуэна. Оказалось, что оборотистый Лзнгленд ухитрился продать право на подъем ценностей еще и ему. Причем Гоуэн уже успел распродать в Лондоне много акций своего предприятия.

      Пока улаживалось возникшее недоразумение, шло время. Наконец после весьма продолжительной подготовки Магеп приступил к обследованию затонувших галеонов. Старый испанский рыбак, который принимал участие в работе экспедиции капитана Диксона, за приличное вознаграждение показал, где на дне лежат пять судов. Чтобы получить более точные сведения и вместе с тем сохранить тайну, Маген приказал завинчивать смотровое стекло шлема готовившегося к спуску водолаза раньше, чем будет снят шлем его товарища, поднявшегося на палубу. Таким образом, ни один из них не мог услышать, что рассказывали после погружения другие водолазы. Неизвестно, сыграло ли это какую-то роль, но за двенадцать дней было обнаружено десять кораблей.

      Вскоре из Франции начало прибывать водолазное оборудование. В него входили подводный электрический фонарь, весивший чуть ли не полтонны, и подводная наблюдательная камера, вмещавшая двух человек. Первой находкой стала старинная пушка с забитым пробкой дулом, в котором еще сохранился воздух. Затем водолазы извлекли двести ядер, медный сосуд, топор для абордажного боя, рукоятку от кортика, серебряный бокал, футляр от трубки и мешочек бразильских орехов. Все это лежало среди остатков галеона, который местные жители почему-то называли "Мадерой".

      Начавшиеся осенние штормы заставили водолазов прекратить работы на этом судне и перейти на галеон "Ла Лигура", который затонул в глубине бухты. Здесь они смогли добраться до судового лазарета, где обнаружили несколько медных тазов и стеклянных сосудов. Когда корпус галеона взорвали, к числу находок прибавились компас и железная чаша. А вот золота и серебра, увы, не было. Средства у Магена кончались, и всему предприятию грозил крах. Было решено попытать счастья на галеоне "Тампор". Приходилось спешить, поэтому работы велись даже в ночное время, благо электрический фонарь давал под водой достаточно яркий свет.

      И вот тут-то неожиданно был найден первый серебряный слиток. А вскоре уже набралось 130 фунтов. В приподнятом настроении Маген выехал в Париж. Ему удалось распродать дополнительные акции и собрать приличную сумму денег. Кстати, из бухты Виго он захватил с собой тяжелый темный брусок, чтобы отдать его на исследование. Водолазы обычно не поднимали их со дна, а в тех редких случаях, когда они случайно попадали на палубу водолазного борта, выбрасывали за борт. К величайшему изумлению и не меньшей радости Магена, этот невзрачный на вид кусок металла оказался чистым серебром!

      Тем временем в Европе назревала франко-прусская война. Париж, где находился руководитель экспедиции, был окружен немцами. В последнем полученном из Испании письме сообщалось, что почти все водолазы больны, парализованы, спуски может продолжать только один. Дело в том, что ни о какой декомпрессии в те дни никто и не думал. Поэтому, несмотря на сравнительно небольшую глубину, кессонная болезнь свалила водолазов. Да и сам Маген оказался прикован к постели.

      Водолазные работы возобновились лишь через два года. Французы обнаружили еще пять затонувших судов, Но золота по-прежнему не было и в помине. Да и бруски из серебра удалось собрать далеко не все. В ноябре 1872 года поиски сокровищ прекратились. У экспедиции не осталось денег даже для того, чтобы вывезти из бухты Виго водолазное оборудование.

      Позднее незадачливый руководитель французской спасательной экспедиции Ипполит Маген издал в Париже книгу "Галеоны Виго", в которой в увлекательной форме рассказал историю испанских сокровищ и привел свои соображения по поводу их подъема. Его книга вызвала такой большой интерес у искателей подводных кладов" что испанцы на всякий случай засекретили все исторические материалы, относящиеся к этой бухте.

      В конце XIX века было организовано еще несколько экспедиций. Наиболее серьезно взялась за дело американская "Компания для поиска сокровищ бухты Виго", которая просуществовала почти пятьдесят лет - рекордный срок для подобных предприятий. Вот только каких-либо ценностей, поднятых там, по крайней мере официально, на ее счету не числится. Правда, однажды американцам удалось подвести тали под хорошо сохранившийся галеон, но при переноске его краном на берег судно переломилось и обе половины опять затонули.

      В 1904 году по следам американцев пошли испанцы Иберти и Пино, которые на одном из двух затонувших кораблей нашли несколько золотых статуэток и серебряных слитков по восемьдесят фунтов каждый. В конце концов спустя тридцать лет была создана акционерная компания, взявшая концессию на ведение подводных работ в течение восьми лет. Увы, они тоже не принесли ничего, кроме разочарований.

      Казалось бы, эта череда неудач навсегда отобьет у искателей подводных кладов охоту тратить время и деньги на, возможно, даже и не существовавшие сокровища на дне бухты Виго. Ведь там побывали двенадцать солидных водолазных экспедиций! Среди затонувших в 1702 году судов, пожалуй, невозможно найти такое, которое бы не осматривали водолазы или даже не пытались поднять. За почти три века поисков бухта Виго стала синонимом несбывшихся надежд.

      И все же, как это ни странно, в ноябре 1955 года английская компания "Венчур" купила у испанского правительства право на ведение водолазных работ в Виго. Внимание англичан привлек галеон "Сан-Педро", в который еще никто не смог проникнуть. По некоторым историческим документам можно было предположить, что на этом судне в самом начале сражения испанцы пытались перевезти сокровища на берег. Галеон был расстрелян английскими кораблями и затонул на сравнительно мелком месте, а местные рыбаки, чтобы золото не досталось врагу, завалили галеон каменными глыбами. От времени камни срослись между собой, образовав прочный панцирь, который не пускал кладоискателей.

      К сожалению, "Венчур", как и ее предшественники, вытянула пустышку. Это была последняя попытка найти один из самых знаменитых и сомнительных подводных кладов.

* ЧЕРЕДА НЕУДАЧ.jpg

(28.08 Кб, 631x379 - просмотрено 2062 раз.)

 

 

Страниц: 1 2 3 4 5 | ВверхПечать