Максимум Online сегодня: 598 человек.
Максимум Online за все время: 4395 человек.
(рекорд посещаемости был 29 12 2022, 01:22:53)


Всего на сайте: 24816 статей в более чем 1761 темах,
а также 311017 участников.


Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Вам не пришло письмо с кодом активации?

 

Сегодня: 30 01 2023, 17:35:04

Мы АКТИВИСТЫ И ПОСЕТИТЕЛИ ЦЕНТРА "АДОНАИ", кому помогли решить свои проблемы и кто теперь готов помочь другим, открываем этот сайт, чтобы все желающие, кто знает работу Центра "Адонаи" и его лидера Константина Адонаи, кто может отдать свой ГОЛОС В ПОДДЕРЖКУ Центра, могли здесь рассказать о том, что знают; пообщаться со всеми, кого интересуют вопросы эзотерики, духовных практик, биоэнергетики и, непосредственно "АДОНАИ" или иных центров, салонов или специалистов, практикующим по данным направлениям.

Страниц: 1 2  | Вниз

Ответ #5: 14 12 2011, 10:48:19 ( ссылка на этот ответ )

Фигура Лао Цзы является, пожалуй, самой туманной среди всех религиозных деятелей. Интересно, что об этом человеке, чья книга занимает пятое место в мире по числу продаж, в честь которого до сих пор возводят храмы, считая основателем даосизма, практически ничего не известно. Кроме одного — он был автором книги "Дао Дэ Цзин" и жил в Древнем Китае.

Кстати, название этой книги все-таки более логично перевести как "Книга о постижении основы всех вещей", хотя обычно его переводят как "Книга о Пути и Добродетели". Однако давайте обо всем по порядку.

Недавние исследования лингвистов доказали, что эту книгу все-таки писал один человек. Однако кем он был, где жил, и, самое главное, как его звали — до сих пор загадка. Потому что Лао Цзы — это не имя, а литературный псевдоним, который можно перевести либо как "Мудрый (престарелый) ребенок" или как "Наставник-дитя". В древнем Китае было принято подписывать любые литературные произведения не своим настоящим именем, а псевдонимом. А скрываться за подобным прозвищем, сами понимаете, мог кто угодно — и чиновник, и отшельник, и торговец, и образованный крестьянин и даже правитель царства. Что касается, скажем так, нестандартности псевдонима, то, следует заметить, по меркам той эпохи, он не был таким уж экзотичным — чего стоят, например, "Господин Танцующий на Меже" или "Недоумок, Собирающий Цикад"!

Есть только одна достаточно внятная биография предполагаемого Лао Цзы, которую записал известный китайский историк Сыма Цянь. Согласно ей, будущий автор "Дао Дэ Цзин" родился где-то в 604 году до нашей эры в семье землевладельца из деревни Цюйжэнь волости Ли уезда Ку царства Чу (это совсем недалеко от современного Пекина). О его родителях ничего не сообщается, однако известно, что фамилия его отца была Ли. Сначала мальчика назвали Ли Эр (то есть "первенец семьи Ли"), однако позже он изменил свое имя на Ли Бо Ян (изменение имени при достижении совершеннолетия в Китае тогда было обычным делом).

Согласно легенде, которую приводит историк, Ли Эр был необычен тем, что находился в утробе своей матери 80 лет, то есть к моменту рождения он был уже стариком. Вероятно, эта легенда возникла из-за буквального объяснения псевдонима будущего философа, поскольку, сами понимаете, подобное маловероятно. Про детство и юность Ли Эра историк ничего не упоминает, но сообщает о том, что в дальнейшем тот служил при дворе правителя царства Чжоу (в Центральном Китае, столица город Лоян) управляющим архивами (уже под именем Ли Бо Ян).

Через какие-то время служба при дворе наскучила Ли Бо Яну, и он, покинув двор, поселился в горах в районе среднего течения Хуанхэ. Именно тогда произошла его встреча с Конфуцием, которая описана в трактате Чжуан Чжоу "Чжуан Цзы". По словам автора этого произведения, великий мудрец, немного побеседовав с беспечным отшельником, удивился его мудрости и после сказал своим ученикам о том, что сегодня: "он видел Дракона, но не человека" (это следует расценивать как комплимент, поскольку дракон в Китае был символом глубочайшего постижения всей сути мироздания). Однако Сыма Цянь сомневается в том, что эта встреча случилась в действительности. Дело в том, что в трудах Конфуция и сочинениях его учеников о ней нет ни слова, а великий мудрец обычно обо всех необычных встречах упоминал на страницах своих произведений (трактат же "Чжуан Цзы" был написан только через триста лет после предполагаемого события, так что надежным источником его считать нельзя).

Читайте также: Основатели учений в реальности: Конфуций

Вскоре после этого Ли Бо Ян решил покинуть место своего уединения и отправиться в путешествие. Когда он на своем старом буйволе подъехал к последней заставе В пограничной области Ханьгу (территория современной провинции Хэнань, северо-восток Китая), то начальник этого поста Инь Си (также известный как Гуань Инь-цзы) спросил философа, куда он едет. Ли Бо Ян ответил, что направляется прочь из страны на Запад. Тут-то страж границ признал в нем великого мудреца Поднебесной, и попросил почтенного Ли оставить Китаю хотя бы частичку своей мудрости. Философ согласился и за ночь написал текст в пять тысяч знаков (на самом деле их там 5467), подписавшись Лао Цзы. После чего распрощался с начальником заставы и уехал в неизвестном направлении. С тех пор о нем больше ничего не слышали.

Итак, вот одна из версий биографии великого Лао Цзы. Интересно, что сам Сыма Цянь считает, что, возможно, автором "Дао Дэ Цзин" мог быть и другой человек, например, современник Конфуция ученый Лао Лай Цзы или же чжоуский государственный деятель Лао Дань, о котором известно, что он посетил циньского правителя Сянь-гуна спустя 129 лет после смерти Конфуция. Про этих людей историк не сообщает вообще никаких дополнительных подробностей, однако указывает, что и тот, и другой были начальниками архивов, как и Ли Бо Ян.

Так что, как видите, с фактами во всех случаях не густо. Однако это не значит, что биографию Лао Цзы невозможно реконструировать. Я предлагаю вам заняться этим делом прямо сейчас, взяв за основу историю Ли Бо Яна, которая выглядит наиболее полной.

Царство Чу, в котором родился будущий философ, в те времена еще не заявило о себе, как о мощном политическом объединении, и представляло собой провинциальное захолустье. То, что Ли Эр покинул родину и отправился искать счастья в Лоян, говорит о его уме, образованности (неграмотному тогда в культурной столице Китая делать было нечего) и честолюбии. Этот человек явно не мог найти применения своим способностям на родине, однако провести весь век в родовом поместье ему тоже не казалось завидной судьбой. Ну, а раз он был образован, то, вероятно, его родители были богаты, ибо в те времена общедоступных школ еще не было, а индивидуальные занятия с учителем были весьма недешевы.

То, что он сделался начальником архивов, говорит о весьма успешной карьере при дворе. В те времена это была весьма важная должность — занимающий ее чиновник был не просто придворным библиотекарем, он также выполнял функцию цензора, причем не только художественных произведений, но и законов, указов правителей и исторических хроник.

Начальники архивов были в числе тех, кто мог входить к правителю без доклада. Так что, как видите, Ли Бо Ян был весьма важной персоной.

Логично предположить, что в тот период жизнь Лао Цзы была типичной для придворного чиновника, и в ней было и участие в светских приемах, и вечеринки в кругу "золотой молодежи", и поэтические и философские диспуты, и охота, и посещение "веселых домов", которые в Древнем Китае представляли собой гибрид борделя и театра. Как повествуют более поздние источники, Ли Бо Ян был женат, у него был сын по имени Цзун, который впоследствии стал знаменитым полководцем. Судя по всему, тогда философ был богат и ни в чем не нуждался.

Кроме того, Ли Бо Ян, видимо, был талантливым поэтом. Об этом говорит его книга — если прочитать "Дао Дэ Цзин" на языке оригинала (а автор этих строк сделал это), то станет ясно, что она представляет собой великолепную поэму. Ее язык весьма богат и метафоричен, стихи обладают четкой ритмикой, строки зарифмованы весьма изящно — такое вряд ли по силам тому, кто вообще не обладает поэтическим дарованием. Книга также свидетельствует о том, что автор хорошо был знаком с устными народными преданиями, древними летописями и современными ему философскими трактатами, поскольку он весьма непринужденно их цитирует. То есть она является также лишним свидетельством ума и образованности Лао Цзы

Что же заставило его покинуть свой пост в возрасте, весьма далеком от преклонного? Скорее всего, дворцовые интриги и происки врагов. Однако, судя по всему, он не был отшельником, поскольку не терял связи с двором. Иначе как бы Конфуций мог отыскать Лао Цзы среди гор, ведь GPS тогда не было, да и путеводителей с адресами проживания известных философов — тоже.

Кроме того, в свое последнее путешествие философ отправился не пешком, а в повозке, которую вез буйвол. Поздние представления о том, что он ехал верхом на своем четвероногом друге, базирующиеся на нескольких миниатюрах, ошибочны — согласитесь, спина буйвола не самый удобный способ для путешествия престарелого чиновника. А ведь повозка с буйволом в те времена стоила недешево, и ее могли позволить себе лишь богатые люди.

Так куда же держал путь Лао Цзы? Некоторые современные эзотерики трактуют его слова о том, что он едет на Запад буквально, они считают, что он решил посетить Тибет, Индию и, возможно, Персию. Однако вряд ли Лао Цзы хотел этого. Скорее, он просто выразился иносказательно — на Западе, по представлениям китайцев, находится страна, куда человек попадает после смерти. Так что эту фразу, видимо, следует понимать как: "еду домой, что бы умереть". Кроме того, застава Ханьгу, как было сказано выше, находилась на северо-востоке Китая — а зачем ехать на запад через северо-восток, причем по пустынной местности. А вот в царство Чу из Чжоу через нее попасть достаточно просто.

Итак, Лао Цзы, написав свою книгу, таинственно исчез в водовороте китайской истории. А о чем же повествует его трактат, который приверженцы даосизма считают своим священным писанием? Это не так просто объяснить, поскольку "Дао Дэ Цзин" — весьма многоплановое произведения. Я могу лишь изложить свою точку зрения — основная идея этой книги состоит в том, что человек не должен подчиняться воле обстоятельств, а всегда оставаться самим собой. Только тогда он сможет обрести гармонию с миром и достичь высшего блаженства.

Вчитываясь в строки "Дао Дэ Цзин", начинаешь понимать, что эту книгу писал тот, кто не понаслышке знаком с придворной жизнью. Автору трактаты знакомы и интриги, и карьеризм и закулисная борьба — однако все это он считает лишь не заслуживающей внимания суетой. Она не нужна, потому что в самом человеке изначально есть все, что ему нужно для счастья. И если человек предпочтет "недеяние" действию, а внутреннее — внешнему, то он сможет слиться с великим Дао, "основой всех вещей", то есть увидеть свое настоящее "Я", без осознания которого счастье невозможно.

Может быть, именно поэтому "Книга о Пути и Добродетели" до сих пор пользуется большой популярностью во всем мире. Она переведена на 250 языков, уступая в этом списке только Библии. Каждый, которые заняты поиском своего "Я", обязательно хоть раз читал ее, и задумывался над теми вопросами, которые задает читателям таинственный философ-интеллектуал из Древнего Китая, загадочный Наставник-дитя.

Что касается даосизма, то как религия это философское направление оформилось лишь во II веке нашей эры, то есть через пятьсот лет после написания "Дао Дэ Цзин". Интересно, что Лао Цзы почитается даосами не только как основатель, но и как божество Лао Цзюнь, занимающий в небесной иерархии второе место после Владыки мира, Нефритового Императора. Однако это вовсе не значит, что философа со временем обожествили — культ Лао Цзюня был известен в Китае еще за триста лет до его рождения. Просто Лао Цзы считают одним из земных воплощений данного божества. И, кстати, по представлениям адептов даосизма, он обещал посетить наш мир еще раз. Но когда — неизвестно…

Антон Евсеев

 

 

Ответ #6: 14 12 2011, 14:17:23 ( ссылка на этот ответ )

Моисея называют пророком. Действительно, он, подобно другим религиозным авторитетам, является основоположником новой религии — иудаизма, а в более отдаленной перспективе даже двух мировых религий — христианства и ислама. Однако Моисей был еще и автором священной книги Торы или Пятикнижия Моисеева, вождем-освободителем рабов и полководцем армии оккупантов.

Несмотря на столь богатый и разнообразный "послужной список", о подлинном человеке по имени Моисей известно не так уж много. Начиная уже с его имени, даты рождения и даже национальности. По одной из распространенных версий, будущий пророк родился 7 адара (февраль-март) 2368 года от Сотворения мира (1393 год до н. э.) в семье Амрама и Йохевед из колена Леви, проживавших в земле Гесем. Родители назвали мальчика Еред-Авигдор. Он родился без крайней плоти, что было расценено как знамение. Тем временем над проживающими в Египте евреями сгущались тучи.

Фараон, как сообщает мидраш, приказал бросить в воды Нила всех новорожденных мальчиков, независимо от того, родились они в египетской или еврейской семье. Чтобы никто не смог избежать подобной участи, была проведена перепись всех беременных женщин в стране и определен срок их беременности. Йохевед также числилась в списках, но родила на седьмом месяце беременности. Почти три месяца семья скрывала новорожденное дитя, пока не узнала, как можно его спасти.

Дочь фараона ежедневно купалась в Ниле, надеясь излечиться от проказы в водах священной для всех египтян реки. Мать положила чадо в корзинку из тростника, обмазала ее красной глиной и, соорудив над ней небольшой балдахин, опустила в заросли росшего на берегу камыша недалеко от места купания принцессы. Античный историк из колена иудейских жрецов-коэнов Иосиф Флавий в "Иудейских древностях" называет ее Фермуфис. Еврейские источники - Батья, что означает "дочь Бога". Именно она вытащила плачущего от голода малыша из корзинки и нарекла его Мосе, или Моше.

Исследователи, которые придерживаются версии, согласно которой будущий законодатель еврейского народа был евреем, а не египтянином, считают, что его имя происходит от еврейского глагола "лямшох" - "тянуть, вытаскивать". Тут двойная логика: и самого Моше вытащили из воды, и он вытащил еврейский народ из рабства. Но Иосиф Флавий производит имя вождя еврейского народа от египетского имени, которое означает "спасенный из воды": "мо" - на египетском языке "вода", усес - "спасенный". Библеисты в свою очередь объясняют этимологию слова простым египетским словом "мос" - "сын", которое входит в состав многих имен фараонов и их приближенных: ЯхМОС, ТутМОС, РаМСес, ПтахМОС и др. В самом Пятикнижии подчеркивается, что имя Моисей было дано дочерью фараона и оно египетского

История спасения ребенка из воды относится к числу очень распространенных мифов в истории человечества. Самая древняя из дошедших до нас - легенда о рождении аккадского царя Саргона, правившего около 2600, а может, и 2350 года до н. э. Ученые расшифровали надпись, высеченную на его статуе, из которой следует, что мать Саргона родила его от неизвестного мужчины. Положив его в осмоленную тростниковую корзинку, пустила ее в реку. Корзинку нашел Акки Ороситель, который вырастил мальчика и сделал его садовником. Затем в юношу влюбилась богиня Иштар и помогла ему стать владыкой. Похожую историю о чудесном спасении основателя Рима Ромуле и его брате-близнеце Реме рассказывает Плутарх. Персидский царь Кир Великий, согласно отцу истории Геродоту, испытал подобное приключение на заре своей жизни. Подобная легенда есть в индийском эпосе "Махабхарата". Принцесса Кунти родила сына от бога Солнца и, стыдясь своего проступка, опустила корзинку в воды реки Асва, которые вынесли корзинку в Ганг. Его спасли и вырастили супруги из племени сута.

Кем только не считали Моисея - гелиопольским жрецом Осарсифом, изгнанным вместе с остальными прокаженными, а причиной изгнания евреев было видение Исиды, явленное фараону Аменофису. Что Моисей не мог быть ни сам прокаженным, ни вождем прокаженных, опровергал еще еврейский историк Иосиф Флавий на том основании, что Моисей издал суровые законы против прокаженных.

Был ли еврейский лидер косноязычен? Известно, что его посредником и переводчиком при общении с народом был Аарон. Мидраш рассказывает, что когда Моисей в два или три года играл с фараоном и тот надел на его головку царскую диадему, то малыш скинул ее на пол. Приближенные истолковали это как недобрый знак. Судьбу мальчика решило испытание. Перед ребенком поставили два глиняных горшка - один со сладостями (или с драгоценностями), а другой - с раскаленными углями. Моисей потянулся к сладостям, но посланный Богом архангел Гавриил отвел его руку и заставил взять уголек. Ожог оставил шрамы на языке и небе пророка, и поэтому произнесение слов давалось ему с трудом.

Наконец, о национальности Моше тоже ведутся споры, и не только между историками. Будучи сам по происхождению семитом, основатель психоанализа Зигмунд Фрейд считал Моисея египтянином. Венский доктор утверждал, что Моисей был убит во время одного из бунтов евреев и чувство вины за это убийство нашло прибежище в подсознании еврейского народа. Профессор медицины Леннарт Мёллер (Lennart Möller) обнаружил свыше 30параллелей между жизнеописанием приемного сына дочери Аменхотепа I Нефруры по имени Сененмут и Моисея. В результате Моше "получает" не только другое имя, но и биографию.
По некоторым данным, Моисей был высокого роста и отличался недюжинной физической силой. С 17-летнего возраста он уже важный вельможа при дворе фараона. Он возглавляет армию, которая отбивает нашествие на Египет африканских племен и проявляет при этом воинский талант. После убийства царского надсмотрщика фараон издал указ об аресте Моисея, но тот бежал на колеснице в страну Куш, которую многие современные историки отождествляют с Эфиопией.

Беглец помог вернуть трон царю этой страны Кукиносу, вновь продемонстрировав свои полководческие таланты. В благодарность царь выдал за него свою дочь-негритянку Фарбис, к которой будущий пророк не испытывал никаких чувств. Моисей оставил свою безутешную невесту спать одну сразу же после свадьбы. После смерти Кукиноса 27-летний Моисей на долгих 40 лет стал царем Куша, проявив себя как мудрый и справедливый царь. Однако терпение его жены лопнуло, и она перед лицом представителей всех сословий объявила, что муж не спит с ней и не считает нужным исполнение священной обязанности царя - родить наследника. Народное собрание приговорило его к изгнанию. В возрасте 67 лет Моисей вновь стал скитальцем.

Моисей направился в Мадиам. Здесь он пас стада у Иофора, которого мидраш называет одним из величайших мудрецов и мистиков своего времени, посвященным в мистерии самых различных языческих культов. Египетский жрец Иофор был ближайшим советником фараона, но тоже вынужден был скрываться и стал первосвященником в главном храме Мадиама. Разуверившись в идолах, он пришел к мысли о существовании одного Бога - Творца, у которого нет зримого образа. Иофор выдал за престарелого изгнанника свою дочь Сепфору, которая родила Моше двоих сыновей.

"Судя по всему, в сексуальной жизни Моисей был крайне умерен. Если следовать еврейской традиции, в годы царствования в Куше он отказывался от близости с женой; затем за годы жизни с Сепфорой прижил с ней двоих сыновей, а после явления ему Бога в Неопалимой купине, то есть когда ему было 79 лет, прекратил интимные отношения с женой и воздерживался от них до конца жизни, - заключает автор биографии Моисея израильский писатель и журналист Петр Ефимович Люкимсон. - Такое поведение, особенно с учетом еврейского сексуального темперамента, было для окружающих по меньшей мере странным". Похоже, наш бывший соотечественник, написавший в соавторстве книгу "Евреи и секс", вполне владеет темой.

Смерть Моисея, которая наступила на 121-м году жизни, тоже окутана тайной, как и вся его легендарная жизнь. Наступила она в последний зимний месяц 7 адара 2488 года (23 февраля 1273 года до н. э.). Благословив колена израильские, назначив своим преемником Иисуса Навина, Моисей сказал, что срок его земной жизни истек, и поднялся на гору Нево. Известно местонахождение этой горы, а вот гробницы или захоронения законодателя и пророка не существует.

При таинственных обстоятельствах исчезли греческие герои Геракл и Тесей, неизвестно, где находится могила Чингисхана и Александра Македонского, пророка Мухаммада и т. д. В чем-то соглашаясь с точкой зрения Фрейда, некоторые исследователи высказывали мысль, что во время бунта израильских идолопоклонников на стоянке в Моаве Моисея убили и похоронили в общей могиле. Если нет материальных доказательств существования Моисея, то в дар потомкам он оставил заветы, переданные ему Господом.

 

 

Ответ #7: 14 12 2011, 18:19:05 ( ссылка на этот ответ )

Первого из великих христианских философов Августина Аврелия католическая церковь называет Святым, а православная - Блаженным, но обе равно чтут память о нем: католики - 28 августа, а православные - 15 июня по юлианскому летосчислению. Епископ Гиппонский - один из Отцов церкви и автор гениальной "Исповеди" оказал влияние на направление западной философии.

Римский гражданин Аврелий Августин (Aurelius Augustinus) родился на территории современного Алжира. В день когда это произошло, 13 ноября 354 г., родной город будущего философа Тагаста располагался в Нумидии (историческая область в Северной Африке). Во времена Августина, в 4 веке, Африка была измученной налогами отсталой колонией. Свое родовое имя Аврелий семья Августина получила после того, как в 212 г. император Каракалла дал его предкам римское гражданство. Его отец, Патриций, принадлежал к классу свободных мелких землевладельцев средней руки. Он занимал должность decurio - чиновника местного муниципалитета и был язычником, а мать Моника - христианкой.

Родители Моники тоже были христианами. В 22 года она родила Августина, у которого были брат и сестра. О сестре ничего не известно, а брат Навигий позже появился в кругу последователей Августина в Кассициаке и Остии. Мать играла в семье главную роль и занималась религиозным воспитанием детей. В своей знаменитой "Исповеди" (Confessiones) Августин назовет влияние матери инструментом милости Божией в своей жизни. Однако в детстве он не был крещен, только оглашен, - в те времена в Африке опасались рано крестить детей, чтобы у них потом было меньше причин отпасть от веры. Многие принимали крещение лишь на смертном одре. Скорее всего Моника назвала сына Августином, что означает "маленький император".
О жизни Августина мы знаем благодаря его "Исповеди", которую он написал, когда ему было 43 года. Эта первая в истории автобиография охватывает первые 33 года жизни Августина.

Моника спокойно переносила измены Патриция и, как пишет Августин, "никогда по этому поводу не было у нее с мужем ссор". Рачительный хозяин Патриций, о котором сын мало рассказал, был озабочен тем, чтобы дать детям хорошее образование. Только образованный мужчина мог обеспечить своих родителей в старости.
Августин ненавидел школьное обучение из-за дисциплины и зубрежки. Именно по этой причине он невзлюбил греческий язык, который на школьной скамье ему буквально вколачивали. В Римской империи того времени господствовали два языка: греческий и латынь. Любой желающий участвовать в интеллектуальной жизни или сделать карьеру в императорской администрации должен был знать греческий язык. Закончив обучение, Августин по доброй воле никогда не читал греческих книг.

"Неприятие Августином греческого языка, - утверждает Тронд Берг Эриксен, - предупреждает о той пропасти, которая со временем разделила культурные традиции Восточной и Западной Римской империи и из-за которой они стали еще более разными. Августин - первый великий теолог Запада. До него большая часть христианских богословских трудов была написана по-гречески".

В период поздней античности сочинения Августина "сыграли такую же важную роль при переложении греческих философов на латынь, как сочинения Цицерона при переводе понятий греческих философов в период поздней республики. Это не означает, что Августин был переводчиком, нет, он создал столь богатый богословский язык, что на долгое время сделал на Западе ненужным изучение греческих богословов", - полагает Тронд Берг Эриксен.

В 11 лет Августина отправили в школу в Мадавру, который был родным городом Апулея - одного из самых популярных писателей поздней античности. Там Августин прочитал "Энеиду" Вергилия, на которую потом часто ссылался не только потому, что эта поэма была многим хорошо знакома, но и потому что она считалась авторитетным изложением римской государственной идеологии и ранней истории Рима. Осенью 369 г. Августин вернулся из Мадавры под отчий кров.

Один из богатейших жителей Тагасты снабдил Августина деньгами, чтобы тот продолжил свое образование в Карфагене. Впервые оказавшись в мегаполисе античного мира, юный провинциал с головой окунулся не столько в изучение наук, сколько предался всем видам искушения большого города. В этом крупнейшем культурном центре Африки Августин, по его признанию, хотел любить и быть любимым. Посещая театральные представления и церкви, он знакомился с девушками. Когда он завязал знакомство со своей сожительницей, Августин не упоминает. Нигде он не обмолвится как звали его конкубину. Эта девушка из бедной семьи родила ему сына Адеодата (A Deo Datus - Богом данный).

Читая Цицерона, 17-летний Августин обнаружил призвание к философии и попал к гностикам-манихеям, людям, по его выражению, "слишком преданным плоти и болтливым". В ту эпоху философия еще не стала "служанкой богословия", и была также близка к религии, как и наука. Августин пытался читать и Библию, но ему претила жестокость Ветхого Завета и его грубый тон. Такое же отношение испытывал к Святому Писанию и молодой Иероним, будущий переводчик Библии на латынь. Августин искал эстетически ценного совета как спастись и не хотел "наклонять голову".

После дискуссии в 383 г. Августин вышел из общины манихеев. Он понял, истину,которую не мог постичь разум манихеев, ему может предложить только христианская вера. Верить, скажет он позднее, это "мыслить с убеждением" - cum assensione cogitare. В вере нет ничего неразумного. Все знания состоят из того, до чего мы дошли сами или слышали от других. Более всего Августин стремился избежать противоречия между верой и знанием. Поэтому долгое время он считал, что посвящение в манихейство приведет его к новым и более глубоким знаниям. Однако человека, смыслом жизни которого было саморазвитие и рост личности, не удовлетворило то, что манихейство считало себя универсальным решением. Августин обратился к неоплатоникам и Плотину.

Во время своего пребывания в Карфагене Августин в течение десяти лет преподавал студентам риторику. Он увлекался астрологией, полагая, что она располагает знаниями о будущем. В зрелом возрасте он с жаром будет клеймить астрологов, которых тогда называли "математиками" - mathematici. В Карфагене будущий Отец Церкви познакомился с сыном и зятем богатого поэта Авзония и, вероятно, с будущим префектом Рима Симмахом, который выступил против закрытия алтаря богини Виктории в здании римского сената. То были последние выступления в защиту старой религии.

Через 13 лет совместной жизни Августин понял, что сожительница мешает его дальнейшей карьере и расстался с матерью своего сына. Осенью 384 г. Августин приехал в Милан - политическую столицу Западной империи. Здесь, изучая Плотина и его толкователей, Августин возвращается к вере своего детства. Именно в этом городе Августин и его 15-летний сын Адеодат на Пасху 387 г. принимают крещение от епископа Амвросия. Для Августина Амвросий навсегда стал великим учителем никейской ортодоксальности, а для епископа великий Августин оставался одним из многих оглашенных. Он ни разу не упомянул его имя в своих сочинениях. Осенью 387 г., перед самым отплытием в Африку, после девяти дней болезни умерла Моника.

56-летняя мать Августина скончалась в приморском городе Остия и Августин весь 388 г. провел в Риме. Консул Аниций Басс в 410 г. вскоре после падения Рима и еще при жизни Августина поставил над ее могилой плиту, к которой в средневековье тянулись паломники. Позже о ней забыли и вновь обнаружили в 1945 г. возле церкви Сан-Ауреа, где дорога из Остии-Антики сворачивает на Рим. За год проведенный в Вечном городе августин написал две первые книги трактата "О свободном решении" - сочинение о свободе воли. Он своими глазами увидел как пал Капитолий, когда народ устремился к могилам христианских великомучеников. Здесь Августин изучал монастырскую жизнь, обнаружив в ней необходимый "мир и покой" для упражнения мысли и духовного созревания - exercitatio animi.

На оставшиеся от отца деньги, в своем родовом имении в Тагасте, Августин создает домашний монастырь, где жил с немногими близкими друзьями, проводя время в постах, молитвах и занимаясь благотворительностью. Жить по-христиански он понимал как держаться от мира на дистанции. Он сам написал устав братства, насчитывавшего шестерых братьев. В 391 г. умер единственный сын Августина. Теперь у него не было никаких семейных обязательств. Почти против своей воли он был посвящен в пресвитеры епископом Валерием Гиппонским. Валерий был стариком, не знавшим пунического языка (семитский язык, похожий на иврит) и плохо говорившем на латыни. Августин, напротив, был великолепный оратор, владеющий обеими языками, и способный формулировать свои мысли как адвокат экстра-класса.

Несмотря на нежелание быть пресвитером, на стремление к медитации в узком кругу единомышленников, в возрасте 42-х лет Августин вынужден был принять сан и возглавить общину христиан. Ее члены гордились своим учителем, потому что тот побеждал во всех спорах. Им было не важно, что именно он утверждал. У них была ком...-победительница. В монастырь Августина при епископской усадьбе подавали только вегетарианскую пищу и наложено вето на посещение женщин. Строго запрещалось сплетничать об отсутствующих. В Гиппоне Регии Августин питался вегетарианской пищей, но в поездках охотно ел мясо и с пониманием относился к любителям выпить вино. Августин был нетерпим только к тем, кто забирал у ближнего последнее и занимался ростовщичеством.

Многие исследователи жизни и творчества Августина видят в его отношении к женщинам привычку, которую тот унаследовал от манихеев. Эта секта считала зачатие детей службой силам Зла. Манихеи отрицали как брак, так и сожительство. Но у неоплатоников и апостола Павла тоже можно найти немало нелицеприятных высказываний в отношении противоположного пола. Достаточно открыть любой первоисточник или ознакомиться с произведениями Василия Розанова.

Кроме того, в Римской империи браки - в основном - заключались между равными по социальному положению людьми. Мать Августина опасалась, что какая-нибудь простая женщина окажется колодками на ногах ее сына, стремящегося сделать карьеру. В том числе и по этой причине, 18-летний Августин не связал себя браком, а прожил в конкубинате (сожительстве) с матерью своего сына. Половая жизнь и брак в те времена имели меньше общего, нежели сейчас и им не придавалось такого значения. Целомудренный образ жизни означал отказ от чувственных наслаждений и дружба с единомышленниками стала в определенное время для Августина важнее секса с женщинами.

Вдобавок неоплатоники активно использовали сексуальные метафоры для описания своих переживаний, так что метафизические объятия и соития с Богом внушали отвращения к физическим радостям. Августин понимает: нельзя предаваться чувственному, будучи верным сверхчувственному. Отцы Церкви считали половую распущенность следствием грехопадения Адама и Евы. Жизнь отшельников становится подобием высшей формы человеческой жизни.

И только став епископом в Гиппоне, Августин отказался от самых крайних проявлений аскетизма. Адам и Ева, по замыслу Бога, должны были положить начало размножению рода человеческого, писал в главном труде своей жизни De civitate Dei ("О граде Божьем") Августин. Господь дал им половое влечение, дабы укрепить дружбу между ними. В книге "О супружеском благе" (De bono conjugali) Августин говорит о браке как о священном институте и поэтому считает развод возможным лишь в исключительных случаях. Иосиф и Мария, по его мнению, были супругами, хотя и не имели половых отношений. Смысл половой жизни Августин видел только в дружбе и продолжении рода. Все варианты соития, которые исключали возможность произвести на свет потомство, объявлялись противоестественными.

Император Валентиан III послал за Августином, чтобы тот возглавил вселенский собор в Эфесе, намеченный на 431 год. Когда посланец императора прибыл в Гиппон Регий, Августина уже не было в живых. В 430 г. его родной город осадили вторгшиеся из Испании вандалы. Во время осады Августин заболел и на десятый день болезни мирно скончался 28 августа. Странствия Августина продолжались и после его смерти.

Он завещал похоронить его в церкви Святого Стефана, где покоились останки некоторых первых христианских мучеников. Когда вандалы захватили Северную Африку, несколько африканских епископов вывезли его останки в церковь Святого Сатурнина в Кальяри на Сардинии. В 723 г. король лангобаров Лиутпранд выкупил мощи Августина у мусульман Сардинии и перевез их в Павию в базилику Святого Петра (Basilica di San Pietro in Ciel d"Oro), где в 1362 г. поставили роскошное надгробие Arca di S. Agostino.

 

 

Страниц: 1 2  | ВверхПечать