Научные труды АристотеляТрадиционно весь корпус сочинений Аристотеля делится на 7 групп: * логические сочинения, которые впоследствии стали называть "Органон" ("Категории", "О выражении мыслей", "Первые аналитики", "Вторые аналитики", "Топика", "О софистических обманах");
* сочинения из области физики, т.е. науки о природе ("Физика", "О возникновении и уничтожении", "О небе", "Метерология");
* биологические сочинения ("О животных", "О частях животных", "История животных", "О растениях");
* сочинения из области психологии ("О душе");
* произведения, касающиеся так называемой первичной философии, так называемая "Метафизика" (после физики);
* сочинения по вопросам этики, политики, экономики, теории государства и права ("Никомахова этика", "Эвдемейская этика", "Политика" и "политии", т.е. очерки государственного устройства (например, "Афинская полития");
* сочинения из области риторики и поэтики ("Поэтика", "Риторика").
Цитаты * Мы лишаемся досуга, чтобы иметь досуг
* Когда люди любят друг друга, им не нужна справедливость
* Мир благоденствует, когда цари философствуют, и философы царствуют
* Остроумие — это просвещенная дерзость
* Сомнение — начало мудрости
* Природа ничего не создает напрасно
* Воспитание — лучший припас к старости
* Для того чтобы совершать благородные поступки, необязательно царить над сушей и морями
* Никто не согласился бы жить без друзей, даже если бы ему предложили взамен все прочие блага
* В бедности и других жизненных несчастьях настоящие друзья — это надежное прибежище
* Все мы испытываем блаженство вдвойне, когда можем разделить его с друзьями
* Мы восхваляем того, кто любит своих друзей
* Наслаждение общением — главный признак дружбы
* Нам следует обращаться со своими друзьями так же, как мы хотели бы, чтобы друзья обращались с нами
* О, друзья мои! Нет на свете друзей!
* Добро для человека — это активное использование способностей его души в соответствии с высоким достоинством или добродетелью
* Свойство добродетели состоит, скорее, в том, чтобы делать добро, а не принимать его, и в том, чтобы совершать прекрасные поступки, более, чем в том, чтобы не совершать постыдных
* Все, кто размышлял об искусстве управления людьми, убеждены, что судьбы империй зависят от воспитания молодежи
* Щедрый человек — это тот, кто дает подходящему человеку подходящую вещь в подходящее время
* Великодушного человека отличает то, что он не ищет выгоды для себя, но с готовностью делает добро другим
* В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро
* Жить — значит делать вещи, а не приобретать их
* Наш характер есть результат нашего поведения
* Это долг — ради спасения истины отказаться даже от дорогого и близкого
* В большом теле заключена красота, а маленькие могут быть изящными и пропорционально сложенными, но не прекрасными
* Чувство жизни относится к вещам, которые сами по себе доставляют удовольствие, потому что жизнь — благо по природе
* Скромность — середина между бесстыдством и стеснительностью
* Серьезное разрушается смехом, смех — серьезностью
* Свойство тирана — отталкивать всех, чье сердце гордо и свободно
* Талантливые врачи придают исключительную важность точному знанию анатомии человека
* Счастье — на стороне того, кто доволен
* Совесть — это правильный суд доброго человека
* Чтобы разбудить совесть негодяя, надо дать ему пощечину
* Честь — это награда, присуждаемая за добродетель
* Справедливость является величайшею из добродетелей, более удивительной и блестящей, чем вечерняя или утренняя звезда
* Справедливость не есть часть добродетели, а вся добродетель, и противоположность ее — несправедливость — не часть порочности, а порочность вообще
* Страх определяют как ожидание зла
* Пусть будет страх — некоторого рода неприятное ощущение или смущение, возникающее из представления о предстоящем зле, которое может погубить нас или причинит нам неприятность
* Человек по своей природе есть существо общественное
* Человек достигший полного совершенства, выше всех животных; но зато он ниже всех, если он живет без законов и без справедливости
* Человек вне общества — или бог, или зверь
* При каждом виде государственного устройства сущность гражданина меняется
* Хвалу и осуждение получают в зависимости от того, по принуждению или нет совершен поступок
* Принципы поступков — это то, ради чего они совершаются. Совершать проступок можно по-разному... между тем поступать правильно можно только одним единственным способом
* Преступление нуждается лишь в предлоге
* Хорошая книга — та, в которой сочинитель говорит то, что должно, не говорит того, что не должно, и говорит так, как должно
* Хвалить людей в лицо — признак лести
* Учителя, которым дети обязаны воспитанием, почтеннее, чем родители, которым дети обязаны лишь рождением: одни дарят нам только жизнь, а другие добрую жизнь
* Ученикам, чтобы преуспеть, надо догонять тех, кто впереди, и не ждать тех, кто позади
* Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле
* Привычка находить во всем только смешную сторону есть самый верный признак мелкой души, ибо смешное лежит всегда на поверхности
* Познание начинается с удивления
* Остроумен тот, кто шутит со вкусом
* Нравственные качества обнаруживаются в связи с намерением
* Нравственный человек многое делает ради своих друзей и ради отечества, даже если бы ему при этом пришлось потерять жизнь
* Начало есть более чем половина всего (хорошее начало - половина дела)
* Опьянение — добровольное сумасшествие
Трудности существуют для того, чтобы их преодолевать.
Ральф Эмерсон