Максимум Online сегодня: 614 человек.
Максимум Online за все время: 4395 человек.
(рекорд посещаемости был 29 12 2022, 01:22:53)


Всего на сайте: 24816 статей в более чем 1761 темах,
а также 356550 участников.


Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Вам не пришло письмо с кодом активации?

 

Сегодня: 29 03 2024, 16:24:07

Сайт adonay-forum.com - готовится посетителями и последователями Центра духовных практик "Адонаи.

Страниц: 1  | Вниз

Опубликовано : 17 10 2009, 02:23:43 ( ссылка на этот ответ )

Безант Анни (собств. имя  - Энн Вуд, 1.10.1847-21.09.1933): Азбука Теософии


Наиболее заметная и влиятельная представительница второго поколения теософов, преемница Е.П. Блаватской и У. Олкотта на посту председателя Всемирного теософского общества.
В противоположность большинству, Безант вошла в соприкосновение с оккультным миром и его таинствами уже в достаточно зрелом возрасте, когда успела пройти долгий и тернистый жизненный путь. Его основными вехами до поворотной встречи с Е.П. Блаватской были: нашумевший бракоразводный процесс с мужем, ирландским католическим священником Фрэнком Безантом, заподозрившим супругу в намерении дать их детям атеистическое воспитание и забравшим их у матери; активное участие в британском трейд-юнионистском движении; сотрудничество в органах печати социал-реформаторской и антиклерикальной направленности и, наконец, ставшая на том этапе главной движущей силой ее существования борьба за право женщин на свободу жизненного выбора в рамках только еще нарождавшегося феминистского движения. Вся первая половина ее жизни прошла, таким образом, под знаком непримиримой борьбы против любых религиозных, социальных и сексуальных табу и авторитетов, инициированной главным образом неудачным браком: она во всем желала быть полным антиподом своего благочестивого экс-супруга. Не в последнюю очередь именно в пику ему в 1873 г. она написала свою первую книгу — О божественности Иисуса из Назарета, оказавшуюся, вопреки названию, яростным антиортодоксальным памфлетом. Ее естественным продолжением стало Евангелие атеизма (1877), навлекшее на автора судебное преследование. Однако свойственная ей от рождения глубокая религиозность в эти годы не исчезала, а просто под воздействием нанесенной ей психической травмы приняла инвертированную форму; поэтому, чем яростнее Безант проповедовала свои радикальные и ате-истические идеи, тем глубже ощущала силь-нейший внутренний дискомфорт, который время от времени пыталась снять тайным участием в спиритических сеансах и других неформальных религиозных мероприятиях.



Очень скоро, однако, все стало на свои места. Стремительное и поразившие всех ее бывших коллег и единомышленников обращение Безант из социалистической веры в теософскую свершилось в марте 1889 г. благодаря «случайной» встрече с Е.П. Блаватской, у которой она попросила личной консультации для написания рецензии на «Тайную Доктрину». Та, со свойственным ей умением распознавать скрытые задатки человека, быстро догадалась, что Безант руководит отнюдь не праздное любопытство, и во время одной из следующих встреч обратилась к ней со словами: «Ах, милая миссис Безант, если бы вы были с нами!» Результаты превзошли все ожидания: недавняя пропагандистка «атеистического евангелия» не только осталась «с ними», но и в считанные годы достигла высших степеней теософского посвящения (четыре инициации из пяти) и взвалила на себя основную тяжесть административной работы по руководству региональными отделениями общества, поскольку умершая вскоре Блаватская и престарелый полковник Олкотт, ее преемник на председательском посту, чувствовали себя выше этой рутины и большую часть времени предпочитали уделять общению с заоблачными Махатмами. В 1893 г. Безант возглавила теософскую делегацию на знаменитом Всемирном Парламенте религий в Чикаго и тогда же впервые посетила Индию. Со смертью Олкотта (1907) Безант, как и ожидалось, заняла место на самой вершине теософской иерархии, возглавив все секции Теософского общества, за исключением американской, избравшей, собственный путь.


Поскольку собственно оккультные способности, в отличие от организаторских, так и остались у Безант в зачаточном состоянии, то она сочла необходимым заполучить для себя профессионального ясновидящего и остановила выбор на бывшем англиканском священнике Чарльзе Ледбиттере (1847—1935), как бы взяв отчасти таким образом реванш за события недавнего прошлого. Благодаря энергичной деятельности обоих этих превосходно дополняющих друг друга людей, Теософское общество приняло вскоре те организационные формы, в которых пребывает и до сих пор. Им же принадлежит и выработка основ теософской «догматики», изложенных в многочисленных трудах Безант и Ледбиттера, одних только переводов которых на русский насчитывается более двадцати. Ныне, правда, они могут восприниматься как «откровение» лишь теми, кто осваивает самые азы эзотерической премудрости, поскольку лишены подлинной глубины и мистической одухотворенности. (Именно такого рода сочинения вызвали в свое время раздраженную, но в целом справедливую реплику Н. Бердяева, заметившего, что теософия из-за своей духовной ретроградности становится все больше похожей на «старушку в пенсне».) Надо заметить, что сама Безант не обманывалась относительно их интеллектуальных достоинств, признавшись как-то в разговоре с Кришнамурти, что они предназначены прежде всего служить в качестве «костылей и подпорок» для тех, кто внутренне еще не дозрел до самостоятельного выбора духовного пути.

Эта ограниченность духовного кругозора Безант, кстати, не была секретом для Блаватской уже в самый первый период их совместной деятельности, когда та писала в одном частном письме: «Она [Безант] лишь несколько месяцев изучает оккультизм под моим руководством, но уже продвинулась значительно дальше других учеников. Ее психические и спиритуальные способности весьма малы — все подчинено интеллекту; однако она слышит голос Хозяина [т. е. Махатмы Мории], когда остается одна, и видит исходящий от него свет...». Но чего у Безант невозможно отнять, так это неподдельного энтузиазма, искренности и почти гипнотического обаяния, силу которого ощущали на себе все ее собеседники. Видевшим ее людям она запомнилась прежде всего «своей удивительной для ее возраста [Безант было тогда более 60 лет] наполненностью жизнью... Ее свободные белые одежды подчеркивали женственность очертаний, в то время как крупная голова с короткими седыми завитками казалась почти мужской. Она просто потрясла нас своим видом» (М. Латьенс).


В качестве основного идеологического оружия Безант и ее соратниками был избран своего рода «оккультный дарвинизм» или, правильнее сказать, эволюционизм, смещающий центр внимания с человеческого измерения бытия на космическое, внеличностное; отсюда и то ощущение схематизма и безжизненности, которое нередко возникает при чтении ее книг. Отчасти это следует отнести на счет того, что Безант видела в литературной деятельности далеко не первостепенную свою задачу, расходуя свою духовную энергию преимущественно на решение практических вопросов по расширению сферы деятельности общества, защиты его от нападок извне и расколов изнутри и преодоление прочих «трудностей роста». Эта деятельность как нельзя более соответствовала ее натуре, лишенной привычной для мистиков созерцательности и всецело распахнутой навстречу идеалам всемирного братства и единения всех религий. Страстная и увлеченная пропагандистка, она была свято убеждена, что теософия — это единственный «исток всех религий» и что человечество лишь тогда обретет утраченную гармонию с Богом и мирозданием, когда в едином порыве припадет к этому животворному источнику: «Все священные книги содержат в себе учения о Боге, человеке и Вселенной, которые тождественны по существу, хотя и разнятся по внешним формам; неизбежным выводом отсюда является происхождение всех этих учений из единого источника. Этому источнику мы даем имя Божественной Мудрости, Теософии. Как корень и основа всех религий, она не может быть враждебна ни одной из них. Она лишь очищает их и возвращает значение первоначальным смыслам... Чтобы стать теософом, вовсе не нужно отказываться от своей веры. Необходимо лишь глубже проникнуть в ее суть, тверже овладеть ее духовными истинами и с более широким кругозором подойти к ее священным установлениям» (Братство религий, гл. 1).


При всей справедливости этих слов, приходится, однако, констатировать, что на практике теософы мало продвинулись дальше словесных деклараций. Их самым роковым заблуждением было то, что они не ощущали или не хотели ощущать сформированных всем ходом исторического развития глубочайших органических различий в религиозной ментальности человека Востока и человека Запада и признавали это чем-то, что должно исчезнуть само собой по мере усвоения человечеством «высших истин» теософского учения. Так, Безант механически и произвольно проецировала христианские представления и стереотипы, в частности, касательно идеи Богочеловека, на восточные мистические учения, «скрещивая» Христа с Майтрейей и торжественно оповещая мир о том, что «Божественный дух ныне вновь спустился на человека — Кришнамурти, заслужившего это своей праведной жизнью». К чему это в итоге привело, хорошо известно...
Помимо потрясений, связанных с несостоявшимся пришествием Мессии, период председательства Безант ознаменовался и куда более позитивными событиями, в частности, успешным вовлечением Теософского общества в политическую борьбу на стороне борющегося за независимость от Англии Индийского Национального Конгресса (ИНК). В 1913 г. она выступила с серией лекций под лозунгом: «Пробудись, Индия!» и тогда же начала активно сотрудничать с индийскими органами печати соответствующей политической ориентации. Влиятельные индийские лидеры, в первую очередь Махатма (на этот раз абсо-лютно реальный) Ганди и его окружение, так же начали высказывать сочувствие к теософ-ским идеям, принимая во внимание прежде всего, конечно, то, что могло бы способство-вать росту национального самосознания ин-дийцев. Пламенные проповеди Безант, безоговорочно верившей, подобно Блаватской, в рели-гиозно-нравственное превосходство Востока над Западом, были для этих людей важным фактором самоутверждения, что нашло отра-жение в мемуарах того же Ганди. Из-за своей деятельности Безант в 1917 г. была даже временно интернирована английскими властями, а после ее триумфального освобождения состоялось событие, в анналах новейшего мистицизма и вовсе не имеющее прецендентов: она оказалась избрана сопредседателем ИНК и использовала его трибуну для широкой пропаганды своих религиозно-политических идеалов. (Довольно символично, что произошло это как раз в год октябрьского переворота, диаметрально противоположного по своим целям и средствам принципам «ненасильственного сопротивле-ния» (ахимса), возобладавшим в Индии при активной поддержке Безант) Но это одновременно стало и высшим пиком ее карьеры; в дальнейшем она все дальше отходит и от политики, и от деятельности Теософского общества, отчасти под воздействием прогрессирующей болезни, отчасти из-за разочарования в Кришнамурти, Ледбиттере, Алисе Бейли, Штейнере и других сотрудниках, по идейным или корыстным мотивам инициировавшим расколы в его рядах.
 

* besant_a.jpg

(16.4 Кб, 200x280 - просмотрено 2517 раз.)

Последнее редактирование: 12 12 2011, 02:13:01 от Administrator

 

 

Ответ #1: 08 01 2010, 14:54:20 ( ссылка на этот ответ )

Сила мысли, ее контроль и культура (гл.9 Как укрепить силу мысли)

 ангелы

Теперь мы можем приступить к изучению практического применения силы мысли, т.к. изучение, не ведущее за собой практического применения — бесплодно. До сих пор верно древнее изречение: "Цель философии — положить конец страданию". Мы должны заниматься развитием, а затем применением уже развитой силы мысли на пользу всех окружающих нас, как живых, так и тех, кого мы называем мёртвыми, дабы ускорить, таким образом, человеческую эволюцию и продвинуть также и нашу собственную. Сила мысли может быть увеличена только постоянным и настойчивым упражнением; мускульное развитие зависит от упражнения тех мускулов, которыми мы уже обладаем, так точно и ментальное развитие зависит от упражнения ума, которым мы уже владеем.

Таков закон жизни, что рост является результатом упражнения. Жизнь — наше Высшее Я — постоянно стремится проявиться всё полнее и полнее во внешнем мире чрез посредство той формы, в которую оно заключено. Его давление на форму, происходящее от упражнения, заставляет последнюю расширяться и новый материал вносится в форму, придавая, таким образом, устойчивость расширенной части. Когда мускул напряжён, его жизненность увеличивается, клетки умножаются и мускул, таким образом, увеличивается. Когда ментальное тело вибрирует под действием мысли, новый материал проникает в него из ментальной атмосферы и оно, таким образом, увеличивается в размере и становится более сложным в своём составе. При постоянном упражнении ментальное тело растет независимо от того, хорошие ли или дурные мысли вводятся в него. Количество мыслей определяет рост тела, качество их — род того вещества, которое вводится при этом росте.

Клеточки серого вещества физического мозга умножаются вследствие упражнения мозга в мышлении. Посмертные вскрытия показали, что мозг мыслителя не только больше и тяжелее мозга пахаря, но и представляет более значительное количество извилин. А эти извилины увеличивают значительно поверхность серого нервного вещества, представляющего из себя непосредственное физическое орудие мысли.

Итак, ментальное тело, как и физический мозг, увеличиваются путём упражнения, и желающие их улучшить и развить должны практиковать правильную ежедневную медитацию с сознательной целью усовершенствовать свои ментальные способности. Излишне прибавлять, что силы, присущие Познавателю, благодаря этим упражнениям, тоже развиваются быстрее и всё интенсивнее действуют на проводники. Чтобы упражнение могло привести к полному успеху, необходимо, чтобы оно исполнялось регулярно. Надо выбрать интересную книгу, написанную вполне компетентным автором и содержащую новые и сильные мысли. Следуя медленно прочесть одно или несколько предложений, а затем напряженно и тщательно продумать прочитанное.

Хорошее правило — употреблять на обдумывание вдвое более времени, чем на чтение, т.к. цель чтения составляет не приобретение только новых идей, но укрепление мыслительных способностей. Следует назначить для этого полчаса, а для начала достаточно и четверти часа, т.к. неослабное внимание сначала окажется немного утомительным. Каждый, кто примется за подобное упражнение и будет исполнять его регулярно в течение нескольких месяцев, к концу этого времени ощутит явственное увеличение ментальной силы и способен будет разрешать обыкновенные жизненные задачи с гораздо большим успехом, чем раньше. Природа — справедливый плательщик: она каждому платит по заслугам, но ни полушки больше. Кто желает получить награду от увеличивающейся способности мыслить, должен заслужить её напряжённой работой.

Задача эта — двойная, как мы уже говорили. С одной стороны — извлекаются силы Сознания, с другой — развиваются те формы, посредством которых проявляется Сознание; и первый из этих пунктов никогда не должен забываться. Многие люди признают ценность точного мышления, поскольку оно воздействует на мозг, но надо помнить, что источником каждой мысли является несотворенное и бессмертное Высшее Я, и что поэтому они только извлекают то, чем уже обладают. В них живёт всякая сила и они должны только научиться пользоваться ею, ввиду того, что божественное Я — корень жизни, а познание — аспект этого Я — живет в каждом из нас, постоянно ища случая для своего более полного проявления. Сила — несотворенная, вечная — живет внутри каждого человека; форма созидается и изменяется, но жизнь — это Высшее Я человека, и способности его безграничны. Эта сила внутри нас есть та самая сила, которая создала вселенную; это — сила божественная, а не человеческая, она — часть жизни Логоса и неотделима от Него.

Если бы люди всегда это осознавали и помнили, что затруднения происходят не от недостаточности способностей, но от несовершенства орудия, то они стали бы работать с большей смелостью и надеждой, а потому и с б'ольшим успехом. Надо всегда сознавать, что сущность нашей природы — познание, и что в нашей власти дать ему (более или менее совершенное) выражение в этом его воплощении. Выражение это будет без сомнения ограничено мыслями наших прошлых существований, но может быть теперь же усовершенствовано и усилено — той же самою силою, которая в этом прошлом созидала настоящее. Формы пластичны и — хотя и медленно — могут быть переделаны вибрациями жизни.

Но больше всего надо помнить, что для непрерывного роста обязательна регулярность упражнений. Если будет пропущен один день, то потребуется 3 или 4 дня для уравновешения этого шага назад, особенно в ранние периоды роста. Когда привычка к точной и устойчивой мысли уже приобретена, то правильность упражнений не имеет такого значения. Но пока эта привычка не будет окончательно установлена, регулярность крайне важна, т.к. прежняя привычка — предоставление мысли свободного течения — самопроизвольно восстановляется и вещество ментального тела принимает свои прежние формы, которые, при возобновлении прерванных упражнений, нужно будет вновь разрушать. Лучше упражняться ежедневно пять минут, чем по получасу в некоторые дни и вовсе не упражняться в другие.
… мы все до комизма предобрые люди…
Федор Михайлович Достоевский. Идиот

 

 

Страниц: 1  | ВверхПечать