|
О МИСТИЧЕСКОЙ СТОРОНЕ ЖИЗНИ ИТАЛЬЯНСКОГО ВРАЧА, УЧЕНОГО, АСТРОЛОГА И ОККУЛЬТИСТА ДЖЕРОЛАМО КАРДАНО (1506—1576) АСТРОЛОГКардано составлял гороскопы живых и мертвых (Христа, английского короля Эдуарда VI, Петрарки, Дюрера, Везалия, Лютера) Услугами Кардано-астролога пользовался папа МИСТИКОн верил в чудеса, предчувствия, демонов, в свои собственные сверхъестественные возможности Он подробно описывает события, убедившие его в этом (при любых столкновениях в его присутствии не проливалась кровь ни у людей, ни у животных, даже на охоте) О всех событиях, кончившихся гибелью его сына, он узнавал заранее по приметам и т.д.) Джероламо Кардано был не только математиком , физиком и врачом, но и оккультистом, который написал книгу "De Subtilitate" ПРЕДСКАЗАТЕЛЬКардано считал, что он обладал даром озарения (гарпо-кратическим чувством, как он его называл) Яснознание (гарпо-кратическое чувство) позволяло ему угадывать пораженный орган у больного, кости, которые выпадут в игре, видеть печать смерти на лице у собеседника С 19 до 26 лет он находился под покровительством особого духа, который некогда оказывал услуги его отцу. Этот Дух давал ему советы и открывал будущее, после 26 лет сверхъестественные силы не оставляли его без своей помощи. Джероламо Кардано Его автобиография и сегодня читается с живым интересом. Кардано предстает в ней как исключительный человек со сверхъестественными способностями, он на голову выше всех смертных; все события жизни в его описании необычны и сопровождаются чудесами. Кардано придает большое значение снам и другим предупредительным знакам. "Его жизнь — одна из наиболее необычных, которые мы знаем. Впадая из одной крайности в другую, из противоречия в противоречие, он соединял возвышенную мудрость и невероятную нелепость" (Н. Morley). Кардано (Cardano) Джероламо (Иеронимус) [24.9.1501 (по др. данным, 1506), Павия, — 21.9.1576, Рим], итальянский философ, врач и математик. Разработал космологическую систему («О тонкости вещей», 1550; «Об изменчивости вещей», 1557), близкую др. аналогичным построениям натурфилософии Возрождения (Б. Телезио, Дж. Бруно и др.). При заметных чертах материализма (вечная материя полагается основою вещей) в ней доминирует мистический неоплатонизм. По К., мир строится из трёх элементов — земли, воды, воздуха; у материи два свойства — теплота и влажность; огонь — только форма существования всепроницающего и вездесущего небесного тепла, т. е. материи, сближаемой, таким образом, со светом неоплатоников. Становлением вещи обязаны мировой душе. Ум, единый у всех людей, — пассивен, и лишь божественное начало, в нём заложенное, делает возможным богопознание в мистическом восхождении. От ума К. отличает интеллект, активный элемент человеческого сознания; сущность вещей человек постигает только там, где объект, как в математике, этой высшей форме познания, создаётся интеллектом и ему уподобляется. Натурфилософия К. — и основа, и окончательный синтез его разнообразнейшей учёной деятельности в области астрологии и алхимии, медицины и физики, математики, инженерии, психологии иь т.д. Работы К. сыграли большую роль в развитии алгебры; одним из первых в Европе он стал допускать отрицательные корни уравнений. С именем К. связывают формулу решения неполного кубического уравнения (Кардано формула). К. занимался также вопросами передачи движения, теорией рычагов и др. (см. Карданная передача, Карданный механизм).
/Соч.: Opera omnia, v. 1—10, Lugdini, 1663; в рус. пер. — О моей жизни, М., 1938/
Джероламо Кардано (1501—1576) был истинным сыном эпохи Возрождения, воплотившим как хорошие, так и дурные стороны своего времени. С юности Джероламо обуревала жажда славы. “Цель, к которой я стремился, — писал он на склоне лет в автобиографии, — заключалась в увековечивании моего имени, поскольку я мог этого достигнуть, а вовсе не в богатстве или праздности, не в почестях, не в высоких должностях, не во власти...” Кардано получил медицинское образование и всю жизнь занимался врачебной практикой. Однако, как многие учёные эпохи Возрождения, он не ограничивал себя лишь одной областью науки: Кардано вошёл в историю как математик, философ, естествоиспытатель и изобретатель. Существует легенда, будто он составил свой гороскоп и предсказал, что умрёт 21 сентября 1576 г. Дабы поддержать собственную славу астролога, к назначенному сроку он уморил себя голодом. Даже если этот рассказ и вымышленный, суть характера Кардано передана очень верно. Самой известной книгой Кардано стал трактат по алгебре под названием “Великое искусство”, опубликованный в 1545 г. Книга содержала формулы решения кубического уравнения — секрет Даль Ферро и Тартальи.
Характер итальянского врача Джероламо Кардано и впрямь носил следы патологии. Жизнь его представляла самую причудливую смесь порока и добродетели, гордости и униженности. Та же печать неуравновешенности лежит на его трудах: в них соседствуют оригинальность и здравомыслие с грубым суеверием и детской наивностью. Но это отнюдь не помешало Кардано получить в 23 года степень доктора медицины в Павии, в Венеции — доктора философии, состоять врачом при дворе многих князей и римских пап и к 25 годам занять пост ректора Падуанского университета.
Джероламо Кардано был ученым, обладавшим обширными и разносторонними знаниями в различных областях, особенно многим ему обязаны математика, механика и, конечно же, медицина. Последнюю из наук он обогатил 222 работами. Он, как и его духовный учитель Парацельс, критиковал древних медиков, не признавал их теорий. Доктор Кардано первый установил различие между петехиальной лихорадкой и корью; разработал вопрос о переливании крови и т.п. В 1574 году Кардано рассказал об анестезии, вызванной магнитом, и этим заложил основы магнитотерапии в ее первоначальном виде.
Джероламо Кардано, как его отец и двоюродный брат, страдал психическим расстройством. Вот как Кардано себя описывает: «Заика, хилый, со слабой памятью, без всяких знаний, я с детства страдал гипно-фантастическими галлюцинациями». Ему представлялся то петух, говоривший с ним человеческим голосом, то гроб, наполненный костями. Все, что бы ни явилось в его воображении, он видел перед собой как нечто, существующее реально.
С 19 до 26 лет он находился под покровительством особого духа, который некогда оказывал услуги его отцу. Этот Дух давал ему советы и открывал будущее, после 26 лет сверхъестественные силы не оставляли его без своей помощи. Так, однажды, когда он прописал не то лекарство, какое следовало, рецепт, вопреки закону тяготения, подпрыгнул на столе и тем самым предупредил его об ошибке.
Из биографии Д. Кардано Родился в Павии, предположительно 24 сентября 1501. Сын Фацио Кардано, известного адвоката, упоминавшегося Леонардо да Винчи. В 1526 Джероламо окончил Падуанский университет и попытался стать практикующим врачом в расположенном поблизости городке. Однако он был незаконнорожденным ребенком, и это затрудняло его прием в Коллегию врачей. Кардано вернулся в Милан и стал выступать с лекциями по математике. Затем долгое время практиковал в провинции, а в 1539 его все же приняли в Коллегию, специально изменив для этого правила приема. Вскоре Кардано стал ректором Коллегии и знаменитым врачом. Свои исследования по медицине он подробно описал в автобиографии. По его утверждению, он разработал способы лечения 5000 трудноизлечимых болезней, число разрешенных им серьезных медицинских проблем доходило до 40 000, а более мелких — до 200 000. К этим цифрам не следует относиться слишком серьезно, но слава Кардано-врача была несомненной: его приглашали лечить таких знатных особ, как шотландский архиепископ Гамильтон, кардинал Марон и т.д. По-видимому, Кардано был выдающимся диагностом, но, в отличие от Везалия, не уделял большого внимания анатомии. Сам Кардано в автобиографии сравнивает себя с Гиппократом, Галеном, Авиценной. В свободное время Кардано занимался самыми разными вещами: составлял гороскопы живых и мертвых (его услугами как астролога пользовался сам папа), занимался толкованием снов, создавал различные фантастические теории. Наряду с этим его интересовали и вполне серьезные предметы. Так, его книга О тонких материях (De subtilitate rerum) служила популярным учебником по статике и гидростатике в течение всего 17 в. Указаниям Кардано на возможность использования частоты собственного пульса для измерения времени последовал Галилей. Известны рассуждения Кардано о создании вечного двигателя, о различии между электрическим и магнитным притяжением. Ученый занимался экспериментальными исследованиями и конструированием различных механизмов (всем известна такая деталь, как карданный вал). Кардано был страстным любителем азартных игр. « Побочным продуктом » его любви к игре в кости стала книга Об азартных играх (De Ludo alea, 1563), содержащая начала теории вероятности, формулировку закона больших чисел, некоторые вопросы комбинаторики. Его знаменитый труд по математике Великое искусство (Ars magna, 1545) стал краеугольным камнем современной алгебры. В нем предпринята первая попытка внести систему в изучение уравнений, проведены некоторые операции с мнимыми числами. В этой же работе был впервые опубликован способ решения уравнений третьей и четвертой степеней (решение уравнения четвертой степени было найдено учеником Кардано Луиджи Феррари). Публикация Ars magna вызвала знаменитую тяжбу Кардано относительно приоритета в решении этой задачи с Никколо Тартальей, лектором из Венеции. Способ решения кубических уравнений был найден Сципионом дель Ферро из Болоньи еще в 1515. В 1535 Тарталья независимо от него изобрел свой метод и сообщил о нем Кардано, взяв с последнего клятву сохранить открытие в тайне. Тем не менее Кардано опубликовал в своей книге все известное ему о кубических уравнениях, заявив, что знал о содержании более ранней работы Ферро и что это освобождало его от всех обязательств по отношению к Тарталье. В своей книге, вышедшей в 1546, Тарталья обвинил Кардано в вероломстве. Тяжба окончилась после публичного диспута в 1548, в котором интересы Кардано представлял Феррари. О диспуте сохранились лишь короткие записи, но, по-видимому, Тарталья потерпел сокрушительное поражение. Последние годы жизни Кардано были омрачены трагическими событиями. Его сын, тоже миланский врач, был казнен в 1560 за отравление неверной жены. В 1562 Кардано был назначен профессором в Болонью, где его в 1570 арестовала инквизиция. В чем он обвинялся, точно не известно. Приговор был относительно мягким, но ему запрещалось публиковать свои сочинения. Остаток жизни он провел в Риме, пытаясь добиться прощения. Умер Кардано в Риме 20 сентября 1576.
Об автобиографии Кардано
Несчастливое детство и суровая юность, борьба с бедностью, унылая жизнь сельского врача, поступление в университет, слава, открытия в области математики, известность, казнь сына, осужденного за убийство, старость в Риме, папская пенсия и многое другое описаны Кардано в "Книге о своей жизни " (1575). Она заслуженно находится в одном ряду с такими выдающимися документами, как, например, автобиография Бенветто Челлини (D. Guthrie). Вот фрагменты из этой знаменитой книги. "В течение многих лет я отдавал всего себя двум играм: более сорока лет — шахматам и около двадцати пяти — игре в кости, и в течение этих лет, я не стесняюсь сказать об этом, я играл каждый день". Он добавляет, что посвятил специальную книгу шахматам, в которой, по его словам, "раскрыл много значительных проблем". Будучи по сути мизантропом, он признается: "Если заглянуть в душу, какое животное является более коварным, лживым, опасным, нежели человек?" После казни сына Кардано не находит себе покоя, повсюду видит врагов и заговоры, лишается сна: "В 1560 г., в мае, страдая из-за смерти моего сына, я постепенно потерял сон. <...> Тогда я стал молить Бога сжалиться надо мной: из-за постоянной бессонницы я едва не умер иди не сошел с ума. <...> Я молил Его послать мне смерть — то, что позволено всем людям, и лег в постель". Заснув, Кардано слышит голос, который велит ему поднести ко рту изумруд, который он носил на шее. Он проделал, что ему было ведено, и сразу прошли скорбь и болезненное воспоминание. И так было каждый раз, как только он подносил ко рту изумруд; но, рассказывает он, "когда я ел или занимался делами и не мог прибегнуть к помощи изумруда, я мучился от испытываемой скорби до смертного пота". Кардано рассказывает также, как он изучил, чудесным образом, латинский, греческий, французский и испанский языки; он говорит, что какой-то шум в ушах предупреждал его, если кто-то начинал затевать против него козни; он пишет также: "Среди природных явлении, которым я был свидетелем, первым и наиболее выдающимся явилось то, что я родился в эпоху, когда впервые познан весь мир". Прославившись как врач, Кардано в 1552 г. был приглашен в Шотландию, для врачебных консультаций и лечения архиепископа Гамильтона, астму которого он лечил "исключительно современными методами и достиг блестящих результатов, так что несчастный епископ после этого прожил еще двадцать лет, пока не был приговорен к смерти за предательство". Во время своей поездки в Шотландию Кардано познакомился в Париже с врачом Жаном Фернслем (который за свою теорию духов организма будет подвергнут критике Гарвеем) и анатомом Сильвиусом; с натуралистом Конрадом Гензером он познакомился в Цюрихе; в Лондоне был представлен королю Эдуарду VI. Кардано автор книжки наставлений, написанной им для своих сыновей. Так, например, в ней приведены следующие советы:
"Не говорите с другими людьми о вас самих, о ваших детях, о вашей жене" "Не выбирайте себе в попутчики незнакомых людей" "Если вы разговариваете с нечестным человеком, смотрите ему не в лицо, а на руки"
Против такого идеала знания (знания новообращенных, полного разных чудес) и самого ученого выступит Бэкон, который назовет Кардано пауком, Парацельса — чудовищем, коллекционирующим призраков, а Агриппу — тривиальным шутом.
Предсказания Д. Кардано о своей смерти Если бы Джероламо Кардано спросили, чем, по его мнению, он обессмертит свое имя, то он не колеблясь ответил бы: астрологией. В XVI веке она по-прежнему считалась серьезной фундаментальной наукой, и именно ей отдавал он всего себя, именно в ней у него были самые революционные идеи. Совершенство, которого достиг Джероламо в астрологии, позволило ему, например, предсказать, что сам он умрет в возрасте сорока пяти лет. Впрочем, когда срок прошел, а автор предсказания оставался живехонек, его осенило, что он неправильно произвел вычисления и в действительности смерть предначертана ему в семьдесят пять лет.
Если не астрология, то уж тогда - медицина. Будучи незаконнорожденным, Кардано встретился с гигантскими трудностями при получении медицинского образования и - особенно - когда пытался попасть во врачебную корпорацию; однако попав в нее (в возрасте 38 лет), он достиг невероятной славы. А когда Джероламо вылечил английского епископа, на него посыпались лестные предложения со всей Европы. Но он отверг даже приглашение датского короля, он вообще бросил медицинскую практику ради другой страсти своей жизни - математики.
Да, математику наверняка назвал бы Джероламо Кардано среди тех сфер, где его имя может снискать бессмертие. Он занимал кафедры в нескольких итальянских университетах, выпустил энциклопедию научных знаний "Об изменчивости вещей" (в ней, среди прочего, описаны первые головоломки на распутывание предметов). Занимался Джероламо и натурфилософией, и алгеброй. В 1545 году он ввел в научный оборот формулу для решения неполного уравнения третьей степени, получившую его имя. Выяснилось, впрочем, что формула была придумана другим математиком, Тартальей, который обвинил Кардано в плагиате. В результате скандала Джероламо был с позором изгнан отовсюду, разорен исками и в семидесятилетнем возрасте угодил в долговую тюрьму.
Проклятый и осмеянный, Кардано остался верен главному своему делу - астрологии. Если его расчеты верны, то он должен умереть в семидесятипятилетнем возрасте и тем доказать, что по крайней мере в этой сфере он остается непререкаемым авторитетом. И когда назначенный, семьдесят пятый, год начал клониться к завершению, Джероламо Кардано отказался от приема пищи. 21 сентября 1576 года он умер от голода во имя доказательства своей правоты.
Д. Кардано – астролог, врач, ученый, мистик, эзотерик
Кардано составлял гороскопы живых и мертвых (Христа, английского короля Эдуарда VI, Петрарки, Дюрера, Везалия, Лютера)
Услугами Кардано-астролога пользовался папа
Он верил в чудеса, предчувствия, демонов, в свои собственные сверхъестественные возможности
Он подробно описывает события, убедившие его в этом (при любых столкновениях в его присутствии не проливалась кровь ни у людей, ни у животных, даже на охоте)
О всех событиях, кончившихся гибелью его сына, он узнавал заранее по приметам и т.д.)
Кардано считал, что он обладал даром озарения (гарпо-кратическим чувством, как он его называл)
Яснознание (гарпо-кратическое чувство) позволяло ему угадывать пораженный орган у больного, кости, которые выпадут в игре, видеть печать смерти на лице у собеседника
Отец Джероламо Кардано - Фацио Кардано, образованный юрист с широкими интересами, упоминается у Леонардо да Винчи. Он был первым учителем сына. Окончив университет в Падуе, Джероламо решает посвятить себя медицине. Он был незаконнорожденным ребенком, и это закрыло ему доступ в коллегию врачей Милана. Кардано долго практиковал в провинции, пока в августе 1539 г. его все же не приняли в коллегию, специально изменив для этого правила. Кардано был одним из самых знаменитых врачей своего времени, вероятно, вторым после Андрея Везалия, его друга. На склоне лет Кардано написал автобиографию («О моей жизни»). В ней считанные упоминания о занятиях математикой, зато подробно описываются исследования по медицине. Он утверждал, что описал приемы излечения до пяти тысяч трудноизлечимых болезней, что число разрешенных им проблем и вопросов доходит до сорока тысяч, а более мелких указаний—до двухсот тысяч. Конечно, к этим цифрам следует относиться с должной долей скептицизма. Все же слава Кардано-врача была несомненной. Он описывает случаи из своей медицинской практики, делая нажим на лечение знатных особ (шотландского архиепископа Гамильтона, кардинала Марона и т.д.), утверждая, что его постигли лишь три неудачи. По-видимому, если прибегнуть к современной терминологии, он был выдающимся диагностом, но не обращал большого внимания на анатомические сведения, как это делали Леонардо да Винчи и Везалий. В автобиографии Кардано сопоставляет себя с Гиппократом, Галеном, Авиценной (мысли последнего были ему особенно близки). Однако занятия медициной не поглощали Кардано полностью. В свободное время он занимался всем на свете. Например, составлял гороскопы живых и мертвых (Христа, английского короля Эдуарда VI, Петрарки, Дюрера, Везалия, Лютера). Услугами Кардано-астролога пользовался папа. В своей научной деятельности Кардано был энциклопедистом, однако энциклопедистом-одиночкой, что характерно для эпохи Возрождения. Лишь через полтора века появились первые академии, в которых ученые специализировались в более или менее узких областях. Только в таких коллективах можно было создавать подлинные энциклопедии. Энциклопедист-одиночка не в состоянии в достаточной степени проконтролировать все сообщаемые им сведения. В случае Кардано большую роль играли особенности его личности, его психического склада. Он верил в чудеса, предчувствия, демонов, в свои собственные сверхъестественные возможности. Он подробно описывает события, убедившие его в этом (при любых столкновениях в его присутствии не проливалась кровь ни у людей, ни у животных, даже на охоте; о всех событиях, кончившихся гибелью его сына, он узнавал заранее по приметам и т.д.). Кардано считал, что он обладал даром озарения (гарпо-кратическим чувством, как он его называл), который позволял ему угадывать пораженный орган у больного, кости, которые выпадут в игре, видеть печать смерти на лице у собеседника. Большую роль в жизни Кардано играли сновидения, которые он запоминал с мельчайшими деталями и подробно описывал. По этим описаниям современные психиатры пытались определить болезнь Кардано. Кардано пишет, что постоянно повторяющиеся сновидения вместе с желанием увековечить свое имя служили основными поводами для написания книг. В энциклопедиях Кардано «О тонких материях», «О разнообразии вещей» описанию снов автора и его отца уделено много места. Но в этих книгах содержится и много собственных наблюдений и тщательно продуманных сообщений других. Готовность обсуждать фантастические теории, своеобразная доверчивость играют не только отрицательную роль; благодаря им он обсуждает вещи, о которых его более осторожные коллеги решились говорить на много лет позже (см. ниже о комплексных числах). Не всегда удается проследить авторство. Неясно (это относится и к другим итальянским авторам XVI века), в какой мере Кардано был знаком с трудами Леонардо да Винчи (широкой публике они стали известны лишь в самом конце XVIII века). Книга «О тонких материях», переведенная во Франции, служила популярным учебником по статике и гидростатике в течение всего XVII века. Галилей пользовался указанием Кардано об использовании собственного пульса для измерения времени (в частности, при наблюдении над качанием люстры в соборе). Кардано утверждал, что невозможен вечный двигатель, некоторые его замечания можно интерпретировать как принцип возможных перемещений (так считает известный историк физики Дюэм), он рассматривал расширение водяного пара. Кардано разделял созданную еще в III веке до н. э. теорию, объяснявшую приливы и отливы действием Луны и Солнца. Он впервые четко провел различие между притяжениями магнитным и электрическим (разумеется, имеются в виду явления типа наблюдавшегося еще Фалесом притяжения соломинок натертым янтарем). Кардано был не чужд и экспериментальным исследованиям и конструированию практических механизмов. На склоне лет он при помощи опыта установил, что отношение плотности воздуха к плотности воды равно 1/50. Когда в 1541 г. испанский король Карл V триумфально вошел в завоеванный Милан, ректор коллегии врачей Кардано шел рядом с балдахином. В ответ на оказанную честь он предложил снабдить королевский экипаж подвеской из двух валов, качение которых не выведет карету из горизонтального положения (в империи Карла V дороги были дальние и плохие). Ныне такая система подвески называется карданом (карданный подвес, карданный вал, карданное сочленение) и применяется в автомобилях. Справедливость требует отметить, что идея такой системы восходит к античности и что, по крайней мере, в «Атлантическом кодексе» Леонардо да Винчи имеется рисунок судового компаса с карданным подвесом. Такие компасы получили распространение в первой половине XVI века, по-видимому, без влияния Кардано. Кардано писал огромное число книг, часть из которых была напечатана, часть осталась в рукописи, а часть была уничтожена им в Риме в ожидании ареста. Только описание книг составило объемистую книгу «О собственных сочинениях». Многие годы были популярны книги Кардано по философии и этике. Книга «Об утешении» была переведена на английский язык и оказала влияние на Шекспира. Некоторые шекспироведы утверждают даже, что Гамлет произносит монолог «Быть или не быть», держа эту книгу в руках. Можно много говорить о личности Кардано. Он был страстен, вспыльчив, много играл в азартные игры. Сорок лет играл Кардано в шахматы («я никогда не мог выразить в кратких словах, сколько ущерба, без всякого за него возмещения, причинили они моим домашним делам»), двадцать пять лет играл он в кости («но еще более шахмат повредили мне кости»). Ради игры он временами бросал все занятия, попадал в неприятные ситуации. Побочным продуктом этой страсти Кардано была «Книга об игре в кости», написанная в 1526 г., но напечатанная лишь в 1663 г. Эта книга содержит начала теории вероятностей, включая предварительную формулировку закона больших чисел, некоторые вопросы комбинаторики, наблюдения над психологией игроков. Несколько слов о характере Кардано. Он сам пишет: «... среди моих пороков исключительным и крупным является тот, который заставляет меня не говорить ни о чем с таким удовольствием, как о том, что, как я знаю, окажется неприятным моим слушателям. И я сознательно и упорно коснею в этом... Я допустил много ошибок, на которые подбивала меня моя наклонность всюду кстати и некстати сообщать обо всем мне известном... К этому меня побуждало не только опрометчивое легкомыслие и незнакомство с делами, но и пренебрежительное отношение к тем приличиям, которые в большинстве случаев соблюдаются между людьми благовоспитанными и которые я усвоил только впоследствии». Для друзей и учеников он умел быть и другим. Бомбелли писал, что Кардано имел «скорее божественный, чем человеческий облик».
Необычная история из отцовского архива, описанная Дж.Кардано
В 1493 году Фаций Кардано написал о визите к нему семерых странных гостей, похожих на создания, которые, должно быть, весьма интересовали знаменитого философа. Этот случай стал известен благодаря записям его сына, Джероламо Кардано (1501-1576).
Джероламо Кардано жил в Милане и был не только математиком и физиком, но и оккультистом. В своей книге "De Subtilitate" он поясняет, что часто слышал, как отец рассказывал необычную историю, и в конце концов он нашел в отцовском архиве описание этого значительного события.
«13 августа 1491 года. Как только я закончил свой ежедневный ритуал, а это было примерно в восьмом часу вечера, передо мной предстали семеро мужчин в шелковых одеждах, похожих на греческие тоги, обутые в блестящие башмаки. Одежда, выглядывавшая из-под красного сверкавшего пластрона, казалась вытканной из пурпура и отличалась необыкновенной красотой. Но так были одеты только двое, занимавшие, вероятно, более высокое положение, чем другие. Самого высокого из них, краснолицего, сопровождали двое спутников, а второго, с более бледным лицом и ниже ростом, - трое. Таким образом, всего их было семеро". Отец не написал, были ли покрыты их головы. "Им, наверное, было около сорока, но выглядели они не более чем на тридцать. На вопрос, кто они такие, последовал ответ, что они воздушные существа, но, подобно людям, рождаются и умирают. Их жизнь длиннее нашей и может достигать трехсот лет. А на вопрос о бессмертии человеческой души они заявили: ничто, характерное для любого индивида в отдельности, не сохраняется после его смерти..." Когда мой отец спросил их, почему они не открыли людям местонахождение сокровищ, если звали, где те находятся, гости ответили, что это запрещено особым законом, который грозит тяжелейшим наказанием любому, кто передаст это знание людям. Они пробыли с моим отцом более трех часов. Самый примечательный эпизод беседы посвящен космологии. Когда же он спросил у них о первопричине бытия, их мнения разошлись. Самый высокий гость отказался признать вечное творение мира Богом, другой же, напротив, пояснил, что Бог творит его от одного момента до другого и стоит ему остановиться хотя бы на мгновение, как мир погибнет... Быль это или сказка, но так гласит запись».
Гороскоп Дж. Кардано Кардано Джероламо / Girolamo Cardano
24.09.1501 17:51 LMT 24.09.1501 17:51 GMT Павия, Италия 45oN10'' 9oE10'' 17 сол. 13 лун. пятница Рим, Италия 20.09.1576 74 – 11 - 26 Белый Ворон Белый Петух
браков: 1 детей: 3 Данные из автобиографии
|