«Крест» происходит от древнего славянского слова «крес», что значит «огонь».
Крестины были связаны с двумя обрядами:
- крещение водой и девочки, и мальчика, при рождении в родовой купели и
- крещение огнем мальчика.
Огонь и его символ красный цвет традиционно считались мужскими. Вода и голубой цвет в традиции славян считались женскими.
Появление ребенка на свет происходило у славян в домашней купели, в воде, т.е. с самого первого своего появления на свет славянский малыш сразу же получал как бы крещение водой, причем в своем Родовом круге – купели, которая имела вид большой и широкой бочки.
Крещение огнем проходили только мальчики, и то не все, а только те, кто обучался воинскому мастерству. На обряде мальчик, вместе с волхвом, входил в символический зажженный круг, и родовой Волхов, прикладывая к плечу отрока воинский меч, называл его новое имя. На обряде присутствовали - кум мальчика – уважаемый представитель рода, а также отец мальчика.
Появление маленького славянина или славянки на свет сопровождалось рядом магических действий, которые должны были обеспечить ему долгую жизнь и крепкое здоровье. Сразу после рождения ведунья-повитуха брала младенца на руки и обходила купель, где обычно происходили роды. Одновременно она произносила заговор:
Макошь и Лада
На престоле стояли,
Коляду-маляду повивали,
Мудрый Велес мне сказал
Роженице помогать,
Дитяти повивать.
(мальчику)
Чтобы воин велик рос,
Чтоб здоров был,
Дедов почитал,
Дом защищал,
Да Род наш славил.
(девочке)
Чтобы красна девица
Хороша, да пригожа была,
Чтобы мати и отца чтила,
Детишек рожала,
Да род продолжала.
Чтобы боги любили.
В высокий терем, водили,
За дубовый стол садили,
Сурьей поили,
Дарами дарили.
У славян если ребенок рождался "в рубашке" (плодной оболочке) - это не считалось хорошей приметой, ибо так он мог просто задохнуться. Выражение же «родился в рубашке» означало – родился в плодной оболочке, но остался жив, т.е. ему повезло. Вот поэтому роды проходили под присмотром опытных женщин Рода – повитух. «Повить», «по вите» значит встречать жизнь – «вите».
В отдельных районах России был распространен обычай печь ржаные хлебы с оттиском ступни и ручки новорожденного и рассылать родственникам, живущим в других деревнях.
При наречении имени ребенок становился членом Рода и получал родовую защиту от любых возможных врагов и злых сил.
У многих народов, в том числе у языческих славян, бытовал обычай хранить в тайне присвоенное младенцу имя. Ведь оно было своеобразным "ключом" к здоровью и благополучию человека, служил охранительным талисманом.
Предполагалось, что враги, выведав имя, могли нанести человеку непоправимый вред. Чтобы этого не произошло, использовали "заменители" настоящего имени (особенно в детстве).
Прозвища часто были уменьшительным ласкательным названием тотемного животного славян, например – Лебедушка (красиво танцующая девушка), Соловей (красиво поющий юноша), либо отражали характерное качество славянки - Ладушка (мастерица или приветливая). Сильного мальчика могли звать «Медведь», ловкого - «Волк» или «Соболь». Уже в христианское время, которое всячески принижало славянские обряды, появились и обидные холопские прозвища.
Если ребенок болел, плохо рос, ему могли произвести ритуальную смену имени, надеясь, что со старым именем уйдут и преследующие малыша беды. Меняли имя и в течение жизни: когда проводился обряд инициации (посвящения во взрослую жизнь), когда девушка выходила замуж, воину на грани жизни и смерти и т.п.
Следы этих верований можно обнаружить и в смене женщиной при замужестве фамилий.
Когда ребенок немного подрастал, устраивали крестинный обед или "каши". Обычно на него приглашали всех родственников. Главным лицом на обеде была крестные (кума или кум). В кумы звали наиболее уважаемых людей Рода, которые являлись образцами для подражания маленькому родянину.
На младенческих крестинах пелись особые песни, которые содержали благопожелания ребенку:
А у кого виноград на дворе?
У (имя) виноград на дворе.
Собрал, принес людям и себе,
Посадил кумусю на куте:
"Гуляй, кумуся, у меня.
Чтоб мое дитятко росло,
Чтоб оно счастливо было,
Чтоб Боги ему долюшку дали,
А недолюшку Кощею послали".
Крестинный обед завершался Особым ритуалом - повитуха выносила к столу горшок с кашей. Каша, гречневая или пшенная, варилась круто, так, чтобы в ней стояла ложка. Иногда в нее клали мед, орехи, изюм и яблоки. На стол выкладывали круглый хлеб и втыкали в него ложки, собранные у всех сидящих за столом. Повитуха обращалась к гостям с просьбой выкупить ложки. Кум, Кума и остальные родственники передавали ей заранее приготовленные подарки и разбирали ложки. Кашу начинали есть с приговором:
Дайте Боги кашу на ложки,
а младенцу на ножки.
Это означало, «чтобы жизнь была с достатком». Отдельную, подсоленную ложку каши, давали отцу младенца. Она называлась – «пересол». Далее кашей оделялись все присутствующие, в доме дети, а также раздавали каждому гостю. Считалось, что с кашей едок наделяется богами благополучием. Поэтому гости в свою очередь старались принести с крестинного обеда домой немножко каши, чтобы дать ее собственным детям и таким образом передать им часть благорасположения богов.
Завершалось веселье приговором:
Запрягите-ка кумы двенадцать волов,
Запрягите-ка двенадцать волов,
Да везите, бубенцами звените,
Всему Роду возвестите
О нашем (о нашей) (называется имя).
Есть еще одна версия по поводу славянских имен...
«Древние люди считали имя важной частью человеческой личности и предпочитали хранить его в тайне, чтобы злой колдун не сумел «взять» имя и использовать для наведения порчи (подобно тому, как использовали для этого остриженные волосы, клочки одежды, выкопанные куски земли со следами на ней, и даже сор, выметенный из избы).
Поэтому в древности настоящее имя человека обычно было известно только родителям и нескольким самым близким людям. Все остальные звали его по имени рода или по прозвищу, как правило, носившему охранительный характер: Некрас, Неждан, Нежелан. Подобные имена-прозвища должны были «разочаровать» болезни и смерть, заставить их искать «более достойную» поживу в других местах. Так поступали не только славяне. Например, красивое турецкое имя Йылмаз означает " то что не нужно даже и собаке"
Язычник, ни под каким видом, не должен был говорить «Я — такой-то», ведь он не мог быть до конца твердо уверен, что его новый знакомый заслужил знание полного доверия, что он вообще человек, а не мой дух. На первых порах он отвечал уклончиво:
«МЕНЯ называют...» А ещё лучше» если даже и это произносил не он сам, а кто-то другой. Всем известно, что по правилам хорошего тона до сих пор считается предпочтительным, чтобы двоих незнакомых людей представлял друг другу кто-нибудь третий. Вот из какой дали времён пришёл этот обычай. Кому-то, возможно, попадалась книга Урсулы Ле Гуин «Волшебник Земноморья». Там в насыщенном магией мире, тоже существует нечто подобное: назвать кому-либо своё имя — значит проявить максимальное доверие, буквально отдать ему в руки свою душу и жизнь. И это не плод богатого воображения автора!
Для тех, кому подобный пример покажется неубедительным, приведём ещё один, на сей раз из скандинавской саги, рассказывающей о реальных исторических событиях. Викинги попадают в плен к норвежскому правителю Эйрику. Их собираются казнить, пощады ждать не приходится. Однако внимание Эйрика привлекает один из пленников — очень красивый парень, к тому же проявивший невероятное мужество. Правитель спрашивает пленника, кто он такой, и викинг отвечает: «Они называют меня Сигурдом. И мне сказали, что я — сын Буи...»
Вот так: не «я—Сигурд, сын Буи», а «они называют меня» и «мне сказали». Человек нипочём не желал говорить о себе прямо. А ведь дело происходит во вполне исторические времена — в XI веке!»
Проблема дается нам не для жалоб, а для решения.