Максимум Online сегодня: 620 человек.
Максимум Online за все время: 4395 человек.
(рекорд посещаемости был 29 12 2022, 01:22:53)


Всего на сайте: 24816 статей в более чем 1761 темах,
а также 356556 участников.


Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Вам не пришло письмо с кодом активации?

 

Сегодня: 29 03 2024, 18:12:02

Сайт adonay-forum.com - готовится посетителями и последователями Центра духовных практик "Адонаи.

Страниц: 1 2 3 ... 7 | Вниз

Опубликовано : 31 12 2008, 17:24:58 ( ссылка на этот ответ )

СВЯТАЯ НОЧЬ РОЖДЕСТВА


Рождество Христово является одним из больших праздников христианства и относится к двенадцати великим двунадесятым праздникам. В восточной церкви праздник Рождества Христова считается вторым по значимости после Пасхи. А в западной церкви, в некоторых конфессиях, этот праздник почитается даже выше Пасхи. Это происходит потому, что Рождество Христово символизирует собой возможность спасения, открывающуюся для людей с приходом в мир Иисуса Христа. В восточных странах Пасха символизирует духовное воскресение человека, которое чтится больше, чем Рождество Христово.


Окончательно сформированы правила по празднованию Рождества Христова были в IV веке. Так, например, если навечерие праздника припадает на воскресный день, используют правило первое Феофилакта Александрийского для празднования. В навечерие праздника вместо обычных часов читаются так называемые Царские Часы, вспоминаются различные ветхозаветные пророчества и события, имеющие отношение к Рождеству Христову. После полудня происходит литургия Василия Великого, в том случае, когда навечерие происходит не в субботу или в воскресенье, когда совершается литургия Иоанна Златоуста, а в обычное время. Всенощное бдение начинается Великим повечерием, на котором выражается духовная радость по поводу Рождества Христова пророческой песней «Яко с нами Бог».

Однако красивый и торжественный праздник Рождества Христова справляется в разных странах не одинаково, а несет на себе отпечаток обычаев и традиций определенного народа. Так, например, в католицизме Рождество Христово отмечается пышно и торжественно тремя богослужениями: в полночь, на заре и днем. Такое построение праздника символизирует собой Рождение Иисуса Христа в лоне Отца, во чреве Богоматери и в душе верующего человека. Со времен Франциска Ассизского в католических храмах устанавливают ясли с фигуркой Младенца Христа, для того чтобы верующие могли совершить поклонение образу новорожденного Иисуса Христа. Сооружается вертеп (то есть пещера, где родился Иисус Христос) с фигурами Святого семейства и в православных храмах.

И в католицизме, и в православии во время рождественской проповеди особенно подчеркивается та мысль, что с рождением Иисуса Христа (что символизирует приход в мир людей Мессии) открывается возможность перед каждым верующим человеком достичь спасения души и через исполнение учения Христова получить жизнь вечную и райское блаженство. В народе праздник Рождества Христова сопровождался народным гулянием, песнями и играми, посиделками и колядованием, святочным весельем.

По уставу со 2 января (по новому стилю) не разрешается вкушать рыбу. Эти последние несколько дней перед Рождеством Христовым называются днями предпразднства. Они вводят православных верующих в атмосферу праздника, готовят их к переживанию и осмыслению содержания празднуемого события тем, что во время богослужений в дни предпразднства уже поют некоторые песнопения Рождества Христова, читают каноны, раскрывающие разные стороны грядущего праздника. 

За два дня до Рождества в храмах читают евангельские повествования о Рождестве Христовом. Этих рождественских рассказов четыре - по числу канонических Евангелий, но поскольку в Евангелии от Иоанна подробности Рождества Христова не переданы, то читаются отрывки из первых трех Евангелий - от Матфея, от Марка и от Луки. 

Наконец, день самого строгого поста - канун праздника Рождества Христова, именуемый навечерием Рождества или Рождественским сочельником. Есть обычай в знак благоговейного ожидания духовного торжества рождественской ночи не вкушать в этот день пищу до сумерек, до появления на небе первой звезды, напоминающей о звезде Вифлеемской, приведшей некогда волхвов и пастухов к колыбели Богомладенца Иисуса.

Интересно, однако, что при всем значении и исключительности праздника Рождества Христова отмечать его христианская церковь начала не сразу. Само событие Рождества Христова - Боговоплощение - почиталось всеми христианами всегда, но чин праздника, как и его дата, вырабатывались постепенно.
Много споров по сей день ведется о дате рождения Сына Человеческого. Вот что пишет православный богослов диакон Андрей Кураев: «Нынешняя, западная хронология, принятая в России в ходе Петровских реформ, отстает от традиционного православного календаря на 8 лет. К сожалению, сама дата Рождества была неверно вычислена в VI веке западным монахом Дионисием Малым. Его вычисления и легли в основу западных календарей».

В допетровской России, однако, была своя система летосчисления. Она велась «от сотворения мира». Не знаю, как время сотворения мира, но вот дату Рождества Христова она помнила точнее. Рождество она относила на 7 лет раньше, чем это сделал Дионисий. При этом Рождение Христа приходилось на 5500 год «от сотворения мира».

Чтобы не запутать читателя сложными расчетами, скажем, что родился Иисус Христос в Вифлееме Иудейском на 7 лет раньше, чем это следует из привычного нам всем календаря, и 25 декабря по юлианскому календарю произошло это событие или нет, ответить сейчас затруднительно. Достаточно того, что 7 января по новому стилю православные христиане, празднующие Рождество по юлианскому календарю, единомысленно собираются в храмах, чтобы воспеть рождающемуся Богомладенцу Христу праздничную песнь: «Христос рождается - славите, Христос с небес - срящите (то есть встречайте); Христос на земли - возноситеся (то есть возноситесь мыслью и молитвой ко Христу), пойте Господеви вся земля, и веселием воспойте людие, яко прославися». Так поют в православных храмах в рождественскую ночь.
Кто знает, куда смотреть, рано или поздно увидит то, что хочет увидеть.

 

 

Ответ #1: 31 12 2008, 17:29:46 ( ссылка на этот ответ )

СВЯТАЯ НОЧЬ РОЖДЕСТВА

Рождественские вечера 

Двенадцать дней после праздника Рождества Христова называют Святками, то есть святыми днями, так как эти двенадцать дней освящены великими событиями Рождества Христова. Начинавшиеся в Рождественский сочельник и продолжавшиеся до Крещения Святки всегда являлись основным зимним праздником на Руси. Особенно любимым их делал повсеместный запрет работать (тем более работать после темноты). Возможно, именно от этого запрета берет свое начало название праздников - «святые вечера». 

В первые три века христианства, когда гонения мешали свободе христианского богослужения, в некоторых восточных церквах праздник Рождества Христова соединялся с праздником Крещения под общим названием Богоявления. Памятником древнего соединения Рождества Христова и Святого Богоявления является совершенное сходство в отправлении этих праздников, дошедшее и до наших времен.

Когда же эти праздники были разделены, то празднование распространилось на все дни, промежуточные от 25 декабря до 6 января, и эти дни как бы составили один день праздника. В народе эти дни называют святыми вечерами, потому что по древнему обычаю православные христиане прекращают свои дневные дела вечером в воспоминание событий Рождества и Крещения Спасителя, бывших в ночное или вечернее время.

«Святить» двенадцать дней после праздника Рождества Христова церковь начала с древних времен. Уже в церковном уставе преподобного Саввы Освященного, в который вошли еще более древние чиноположения, пишется, что в дни Святок «никакоже пост, ниже коленопреклонения бывают, ниже в церкви, ниже в келий», и возбранено совершать священнодействие брака.

Вторым Туринским Собором в 567 году все дни от Рождества Христова до Богоявления названы праздничными.

Между тем святость этих дней и вечеров подчас нарушается призывами к обычаям языческих празднеств, внушениями, что на Руси в дни Святок были приняты гадания, игрища с переодеванием, народные гуляния. Церковь всегда запрещала эти суеверия. 

Но что могут сделать любые законы с имеющим две недели разгульного веселья народом? А потому магические обряды, гадания, приметы, обычаи резко выделяли Святки из привычного течения жизни. 

Праздник жизни шумный!

На Руси Рождество начали отмечать в Х веке. Издавна это был тихий и спокойный праздник. Канун Рождества - сочельник - справляли скромно и во дворцах императоров российских, и в избах крестьян. Зато на следующий день начинались веселье и разгул - Святки.

С песнями ходили по домам, устраивали хороводы и пляски, рядились медведями, свиньями и разной нечистью, пугали детей и девушек, гадали. Для пущей убедительности делали из различных материалов страшные маски. Кстати, с XVI века святочные маски стали официально называться харями и рожами.
Простой люд веселился на площадях, где устанавливали балаганчики, карусели, рынки, чайные и водочные палатки. Люди побогаче засиживались допоздна в ресторанах и кабаках. Купцы катались на тройках. Знатные вельможи устраивали балы. В деревнях Святки отмечали всем миром, переходя из хаты в хату.

Шумно праздновали Рождество и российские государи. Петр Первый имел обыкновение потешаться святочными игрищами. В царских теремах все рядились, пели песни, гадали. Сам государь с многочисленной свитой объезжал дома знатных вельмож и бояр. При этом все должны были рьяно веселиться - кто имел «кислую мину», был бит батогами. 

Елизавета Петровна Святки справляла по старинным русским обычаям. Придворные должны были являться ко двору костюмированными, но без масок. Императрица и сама рядилась, а еще государыня очень любила петь с девушками святочные песни.

Екатерина Великая уважала народные потехи и развлечения и частенько принимала в них участие. В Эрмитаже играли в жмурки, фанты, кошки-мышки, пели песни, а императрица лихо отплясывала с мужиками.

Кто знает, куда смотреть, рано или поздно увидит то, что хочет увидеть.

 

 

Ответ #2: 08 01 2009, 17:47:51 ( ссылка на этот ответ )


ПРАЗДНИК РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА

Никто не сможет назвать точную дату рождения Христа; если это знание и существовало, оно уже утеряно, однако были многочисленные попытки это выяснить. Дело в том, что дата 25 декабря, день Рождества, была формально установлена на Эфесском (Третьем Вселенском) церковном соборе в 431 году. Точное число уже тогда не было известно. Но уже в III веке многие христианские церкви праздновали Рождество 6 января, в день Богоявления. Считалось, что Иисус – второй Адам, а Бог создал человека на шестой день. Поэтому шестой день года связывался с появлением Спасителя. Дата эта не была одинаковой у всех, разные общины выбирали свою, на их взгляд, более подходящую дату. Постепенно под влиянием христиан-греков появилась дата 25 декабря. Это было время римских праздников, посвященных рождению бога-солнца Митры, божества индо-иранского мифологического цикла, заимствованного римлянами. С этого времени ночи становятся короче, дни длиннее, все ближе весна, и тепло побеждает холод и зиму. Христиане понимали, что этот грандиозный праздник и всеобщее веселье им вряд ли удастся искоренить, но можно отвлечь – так и появилась дата 25 декабря, позднее официально закрепленная отцами Церкви.

Позднейшие попытки выяснить точную дату рождения Иисуса Христа, в том числе и современные, основывались на упоминаниях в четырех Евангелиях и других религиозных текстах разных дат: времени правлений императоров и наместников, исторических событий; упоминаниях о Христе у древних историков и философов, а также на астрономических сведениях. По итогам этих расследований можно сказать, что исторический Христос родился между XII веком до н.э. и VII веком н.э. В XII веке до н.э., например, над Землей проходила комета Галлея, которую можно было принять за яркую звезду (Вифлеемская звезда, по которой волхвы нашли место рождения мессии), к тому же она, как говорится в источнике, шла перед волхвами, указывая путь, а затем остановилась над нужным местом. А в VII веке проводилась единственная известная нам перепись населения, ради которой Иосиф и Мария отправились в Вифлеем, т.к. нужно было записываться в городе, где родился. Однако известно, что Иисус жил во времена Ирода Великого, а тот умер в IV году до н.э. Споры по этому поводу вряд ли когда-нибудь окончатся.

После раскола христианской Церкви празднование Рождества у католиков и православных стало заметно отличаться. Прежде всего, это общий характер пышного, торжественного праздника у католиков и умиротворенное, светлое настроение праздника у православных, которые, к тому же, в этот день заканчивали сорокадневный пост. В Рождественский Сочельник, 6 января по новому стилю, полагалось есть особое блюдо – сочиво. Это размоченные в воде зерна пшеницы, позже блюдо стало называться кутьей и представляло собой отварную пшеницу, пшено или перловую крупу, смешанные с орехами, изюмом, с добавлением меда или сахара. Рисовая кутья, в отличие от рождественской, - традиционно поминальное блюдо.

Пост заканчивался с первой звездой, всходящей на небо. После этого дня в народе начиналось святочное веселье. Некоторые языческие обычаи, связанные с праздником нарождающегося солнца в России, так и вошли в круг рождественских традиций, например, святочные обряды. Сам период Святок, длящийся с 7 по 19 января (Крещение Господне) и включающий в себя Старый Новый год (русская православная церковь живет по юлианскому календарю, а официальный Новый год 31 декабря приходится на последнюю неделю рождественского поста), насквозь пропитан языческим духом, хоть и называется Святыми вечерами. Считается, что в это время души умерших ходят по земле и всякая нечисть просыпается. Христиане говорили, что это Бог радуется рождению сына и отпускает души умерших погулять, и даже нечистой силе позволено пользоваться свободой. Однако это более древнее поверье, связанное с воспоминаниями о душах предков, которых в эти дни «кормили» - оставляли понемногу от каждого блюда или приглашали за праздничный ужин.  Колядования, гадания, ряжение, игрища и костры соседствуют с христианским обрядом купания в иордани – проруби в виде креста, который олицетворяет крещение Иисуса, а в духовном плане – очищение от грехов.

 

* 1.jpg

(11.75 Кб, 170x128 - просмотрено 68088 раз.)

 

 

Ответ #3: 08 01 2009, 17:56:53 ( ссылка на этот ответ )

ПРАЗДНИК РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА


продолжение...

Магические ритуалы, которыми насыщен этот период, имели целью обеспечить благополучие хозяев на год: здоровье, замужество девушек, приплод скота, хороший урожай и т.д. Существовали обряды и для благополучия в доме: избавление от нечистой силы, защита от нее на год. Особо выделялись приметы, по которым угадывали погоду. Считалось, что с Рождественского Сочельника солнце идет на лето, а зима — на мороз; что на Новый Год день прибывает «на куриный шаг»; что день Нового года — это «году начало, зиме — серёдка»; что если на святки много звезд на небе или часто идет снег и на деревьях много инея, то год будет урожайным, и т.п. Рождество персонифицировалось в виде Коляды, воплощения повторяющегося годового цикла. С приходом Коляды начинались гуляния, игрища, посиделки, колядование. Колядующие, обрядившись в страшные и забавные костюмы с масками, ходили по дворам, требуя угощения, за которое желали всяческого благополучия, хвалили хозяев, их детей, желали приплода скота и урожая. Скупых хозяев высмеивали и желали разных бед и несчастий. Колядовали обычно в Сочельник, под Новый год и в крещенский вечер. Гуляния не обходились без хоровода – магического круга, сжигания Коляды и рождественской восьмилучевой звезды. Ее делали из обода от сита, внутрь круга прилаживали свечу на палочке, закрывали промасленной бумагой. На этом «экране» рисовали сюжет на тему Рождества, по кругу приделывали восемь конусов – лучи звезды, к которым прикреплялись бумажную бахрому. Звезда украшалась слюдой, цветной бумагой, фантиками от конфет и т.д. и прикреплялась к палке. Звезду делали как дети, подростки, молодые и женатые парни, так и церковный причт.

Языческое колядование иногда заменялось на обряд «славления Христа»: молодежь так же ходила по домам утром в Рождество, славила Христа и получала за это подарки. Славильщиков одаривали пирогами, шаньгами, калачами, витушками (архаичное обрядовое печенье в виде спирали) и пряниками, баранками, а также мукой и деньгами. Денег давали по одной-две копейки, а кто богаче - и по пятаку.
Все собранное называлось «христославным»; некоторые собирали значительные суммы, не считая продуктов. Христославное делили: кто делал звезду, пел лучше всех и носил мешок, получали большую долю, чем остальные. Славление было хорошим способом заработать деньги, на которые гуляли все праздники; на выславленные деньги принято было снимать избу для святочных игрищ. Славлением назывался также праздничный обход церковного причта по домам. Церковнослужители ходили с рождественским фонарем, который использовали и во время крестного хода в ночь на Рождество Христово. Так же, как и звезда мирян, рождественский фонарь символизировал собой вифлеемскую звезду. Причт тоже читал в каждом доме молитвы и песнопения; хозяева угощали церковнослужителей за столом и дарили продукты.

«На дворе Святки – гадай без оглядки» - так говорили. Традиционно гадали по расплавленному воску, пели подблюдные песни («Кому вынется – не минуется»), спрашивали у первого встречного на дороге имя, чтобы узнать имя будущего мужа; на самое страшное гаданье – с двумя зеркалами и свечами – отваживались не все.

В Рождественские праздники в католических странах тоже колядуют: дети и молодежь ходят по домам с песнями и добрыми пожеланиями. В Испании до сих пор сжигают соломенные чучела старика и старухи как символы старого года.


Обряд зажигания костров, который существовал у православных, назывался «греть покойников»; католики зажигают огонь в домашнем очаге - "рождественское полено", которое горело весь цикл праздников, т.к. представляло собой специально заготовленное дерево. Полено заготавливалось с лета и у русских. Угли таких поленьев считались способными излечивать болезни, защищать от грозы, дарить плодородие. В Германии для этого использовалась ель. Во Франции полено кропили святой водой, вырезали на нем крест, ставили пустой стул, чтобы Мадонна могла придти и перепеленать младенца Иисуса. Считалось, что горящее полено символизирует очищение от первоначального греха. Обычай же украшения ёлки получил распространение только к концу XVIII века, в России – с середины XIX века.

* 2.jpg

(8.08 Кб, 170x128 - просмотрено 68015 раз.)

Последнее редактирование: 08 01 2009, 17:58:26 от Екатерина Васильевна

 

 

Ответ #4: 08 01 2009, 18:23:46 ( ссылка на этот ответ )

ПРАЗДНИК РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА

окончание...

Католический святочный рождественский период длится с 25 декабря по 6 января и называется «священным двенадцатидневьем» или «Рождественским временем». Некоторые дни посвящены отдельным событиям: 28 декабря – «день невинных младенцев» - день воспоминания уничтожения по приказу царя Ирода всех младенцев, которые по возрасту могли быть Христом; 31 декабря - день св. Сильвестра, 1 января - день Нового года. Интересно, что в середине XVII века английские пуритане осудили празднование Рождества, и оно даже было запрещено.

Распространенная традиция у католиков - рождественские песнопения. Старейший из дошедших до нас гимнов называется «Иисус озарил всех» («Jesus refulsit omnium»); написал его Иларий Пиктавийский (ум. в 368 г. н.э.). Поначалу рождественские песнопения были строго религиозными, затем в Италии появились более легкие, живые, неформальные гимны. Самый популярный из них – «Придите, верные» (Adeste fideles). Небезызвестная рождественская песенка «Тихая ночь, дивная ночь» («Stille Nacht, heilige Nacht», «Silent night») была написана в 1818 году Й. Мором, приходским священником из Оберндорфа в Тирольских Альпах.

Именно католики первыми начали украшать рождественское дерево и зажигать на нем свечи, а также украшать дома вечнозелеными растениями: омелой, остролистом, миртом, лавром и пр. Этот обычай также имеет языческие корни. Во время празднования сатурналий (рождение бога-солнца Митры) в Риме ветви вечнозеленых растений использовались в торжественных процессиях и для украшения домов. В странах Северной Европы вечнозеленые растения воспринимались как символ вечной жизни и средоточие жизненных сил. Омела считалась священной у друидов Британии, которые использовали ее в магических ритуалах, а для римлян она была символом мира: встретившись под ее сенью, враги заключали перемирие (отсюда обычай целоваться под омелой). Другое популярное рождественское украшение - остролист, которому также приписывались чудесные свойства. Колючий остролист символизирует терновый венок, возложенный на голову Христа во время казни.

В католических странах важнейшим атрибутом Рождества и символом праздника являются рождественские ясли. Они представляют собой уменьшенную копию вертепа (пещеры), в котором родился Христос, с фигурками Марии, Иосифа, пастухов, волхвов и животных, окружающих ясли с младенцем Иисусом. Автором этого обычая считается св. Франциск Ассизский: в рождественский Сочельник 1223 года он устроил ясли с настоящими людьми и животными в роли евангельских персонажей. В католических костелах с XIII века в небольших нишах изображались сцены из библейских рассказов о рождении Христа с помощью фигурок из дерева, фарфора и глины.

* 3.jpg

(10.9 Кб, 170x128 - просмотрено 67854 раз.)

Последнее редактирование: 08 01 2009, 18:29:04 от Екатерина Васильевна

 

 

Страниц: 1 2 3 ... 7 | ВверхПечать