Максимум Online сегодня: 389 человек.
Максимум Online за все время: 3772 человек.
(рекорд посещаемости был 06 01 2017, 22:59:15)


Всего на сайте: 24813 статей в более чем 1760 темах,
а также 157114 участников.


Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Вам не пришло письмо с кодом активации?

 

Сегодня: 03 04 2020, 01:12:17

Мы АКТИВИСТЫ И ПОСЕТИТЕЛИ ЦЕНТРА "АДОНАИ", кому помогли решить свои проблемы и кто теперь готов помочь другим, открываем этот сайт, чтобы все желающие, кто знает работу Центра "Адонаи" и его лидера Константина Адонаи, кто может отдать свой ГОЛОС В ПОДДЕРЖКУ Центра, могли здесь рассказать о том, что знают; пообщаться со всеми, кого интересуют вопросы эзотерики, духовных практик, биоэнергетики и, непосредственно "АДОНАИ" или иных центров, салонов или специалистов, практикующим по данным направлениям.

Страниц: 1 2 3 4 ... 7 | Вниз

Ответ #5: 26 12 2009, 01:08:40 ( ссылка на этот ответ )

Рождество Христово: особенности и традиции

25 декабря

Рождество является великим праздником, установленным в воспоминание рождения Иисуса Христа в Вифлееме. Рождество Христово — один из важнейших христианских праздников и государственный праздник в более чем 100 странах мира.

25 декабря Рождество празднуют не только католики, но и православные большинства стран мира, лютеране и другие протестантские конфессии.

Первые сведения о праздновании христианами Рождества относятся к 4 веку. Вопрос о реальной дате рождения Иисуса Христа является спорным и неоднозначно решенным среди церковных авторов. Возможно, выбор 25 декабря связан с приходившимся на этот день языческим солярным праздником «Рождения Солнца Непобедимого», который с принятием в Риме христианства наполнился новым содержанием.

Согласно одной из современных гипотез, выбор даты Рождества произошел по причине одновременного празднования ранними христианами Боговоплощения (зачатия Христа) и Пасхи; соответственно, в результате прибавления к этой дате (25 марта) 9 месяцев Рождество пришлось на день зимнего солнцестояния.

Праздник Рождества Христова имеет пять дней предпразднества (с 20 по 24 декабря) и шесть дней попразднества. В канун, или в день навечерия праздника (24 декабря) соблюдается особо строгий пост, получивший название Сочельник, так как в этот день употребляется в пищу сочиво — сваренные с медом пшеничные или ячменные зерна. По традиции, пост Сочельника заканчивается с появлением на небе первой вечерней звезды. В навечерие праздника вспоминаются ветхозаветные пророчества и события, относящиеся к Рождеству Спасителя. Рождественские богослужения совершаются три раза: в полночь, на заре и днем, что символизирует Рождество Христово в лоне Бога Отца, во чреве Богоматери и в душе каждого христианина.

В XIII веке, во времена святого Франциска Ассизского, появился обычай выставлять в храмах для поклонения ясли, в которые помещается фигурка Младенца Иисуса. Со временем ясли стали ставить не только в храме, но и в домах перед Рождеством. Домашние сантоны — макеты в застекленных ящиках изображают грот, в яслях лежит младенец Иисус, рядом Богоматерь, Иосиф, ангел, пришедшие на поклонение пастухи, а также животные — бык, осел. Изображаются также целые сценки из народного быта: например, рядом со святым семейством помещают крестьян в народных костюмах.

Церковные и народные обычаи гармонично сплелись в праздновании Рождества. В католических странах хорошо известен обычай колядования — хождения по домам детей и молодежи с песнями и добрыми пожеланиями. В ответ колядующие получают подарки: колбасу, жареные каштаны, фрукты, яйца, пирожки, сладости. Скупых хозяев высмеивают и грозят им бедами. В процессиях участвуют различные маски, ряженые в шкуры животных, это действо сопровождается шумным весельем. Обычай этот неоднократно осуждался церковными властями как языческий, и постепенно с колядками стали ходить только к родственникам, соседям и близким друзьям.

О пережитках языческого культа солнца в рождественских святках свидетельствует традиция зажигания обрядового огня в домашнем очаге — «рождественского полена». Полено торжественно, соблюдая различные церемонии, вносили в дом, поджигали, одновременно творя молитву и вырезая на нем крест (попытка примирить языческий обряд с христианской религией). Полено посыпали зерном, поливали его медом, вином и маслом, клали на него кусочки еды, обращались к нему как к живому существу, поднимали в его честь бокалы вина.

В дни празднования Рождества установился обычай преломлять «рождественский хлеб» — особые пресные облатки, освящаемые в храмах во время Адвента, — и вкушать его как перед праздничной трапезой, так и во время приветствий и поздравлений друг друга с праздником.

Характерным элементом праздника Рождества является обычай устанавливать в домах наряженное дерево ели. Эта языческая традиция зародилась у германских народов, в обрядовости которых ель была символом жизни и плодородия. С распространением христианства среди народов Центральной и Северной Европы украшенная разноцветными шарами ель обретает новую символику: ее стали устанавливать в домах 24 декабря, как символ райского древа с изобильными плодами.

* 24857_3.jpg

(87.23 Кб, 611x404 - просмотрено 2105 раз.)

Последнее редактирование: 20 12 2011, 05:05:46 от Administrator

 

 

Ответ #6: 26 12 2009, 01:48:15 ( ссылка на этот ответ )

Рождество в обычаях и обрядах разных народов

    Обычай украшать рождественскую (новогоднюю) елку получил широкое распространение сравнительно поздно, с XVIII в. Гораздо раньше в календарной обрядности народов зарубежной Европы начали использовать так называемое рождественское полено (бадняк) как вид ритуального огня. Это толстый пень, бревно, большое полено (реже несколько поленьев), которое горело на очаге (в камине) в жилом доме, начиная с сочельника рождества, все последующие двенадцать дней и ночей (в позднейшей обрядности наблюдаются отклонения от этого правила: полено горело только вечером в сочельник и под Новый год). Рождественское полено известно почти всем народам Европы.

    Полено торжественно, соблюдая различные церемонии, вносили в дом, поджигали, зачастую добывая огонь для этого древнейшим способом - трением, одновременно творя молитву и вырезая на нем крест (т.е. привнося в древний обряд элемент христианской религии). Полено посыпали зерном, поливали его медом, вином и маслом, клали на него кусочки еды, обращались к нему как к живому существу, поднимали в его честь бокалы вина. Кое-где (например, в шотландском Хайланде) дубовый пень обтесывали, придавая ему сходство с человеческой фигурой, и именовали его "рождественская старуха".

    Головням и золе от рождественского полена приписывали различные сверхъестественные свойства: повышать плодородие полей и фруктовых деревьев, исцелять больных людей, защищать дом от удара молнии и плохой погоды, поэтому их обносили вокруг дома и усадьбы, разбрасывали по полям, использовали как целебное средство и т.д., и т.п. Ударяя по горящему полену, старались выбить побольше искр, чтобы плодился скот.

    В Италии полагали, что обрызгивание полена водой напоминает о крови Христа, а искры, высекаемые ударами каминных щипцов, должны были принести не приплод скота, а сласти детям. Во Франции под влиянием мотивов религиозной скульптуры, иконописи и "рождественских ясель" (сценок рождения Христа) сложилось поверье, что богоматерь придет посидеть у огня рождественского полена.

    (по кн. "Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Исторические корни и развитие обычаев / АН СССР, Институт этнографии им. Н.Н.Миклухо-Маклая. - М.- Наука, 1983)

    АВСТРИЙЦЫ
    Бытуют обычаи ряжения на Рождество, Богоявление, Новый год, масленицу. На рождественский ужин, когда принято не закрывать входные двери, подают суп-лапшу и карпа.

    АНГЛИЧАНЕ
    На формирование многих специфических черт характера и быта англичан, прежде всего буржуазии, большое влияние оказало распространение с конца 16 в. пуританизма, поощрявшего аскетизм, строгое соблюдение религиозных предписаний, трудолюбие. Сохраняются календарные обычаи и обряды: рождественские (украшение жилищ ветками вечнозелёных растений - плюща, падуба, омелы), масленичные, весенние майские.

    БЕЛОРУСЫ
    Большим разнообразием отличается календарный обрядовый цикл. Накануне Рождества устраивали ужин (постный), обязательное блюдо - ячменная каша. Девушки гадали о своей судьбе. Пели калядки и щедровки. Во второй день Рождества группа молодёжи, нарядившись Козой, Медведем, Конём и др., обходила дома соседей и исполняла величальные песни (калядки).

    БОЛГАРЫ
    Характерной особенностью болгарских рождественско-новогодних обрядов и весенних обрядов колядования, является присутствие в них особого персонажа - "царя". Рождественское полено - бревно, предназначенное к сожжению, обертывали белым холстом, ставили около очага, пели обрядовые песни от имени самого дерева.

    БУРЯТЫ
    Наиболее значительными праздниками были тайлаганы, включавшие молебен и жертвоприношения духам-покровителям, общую трапезу, различные игры-состязания (борьба, стрельба из лука, конные скачки). В зимнее время праздновался Белый месяц (Цагаан сар), который считался началом Нового года. У западных бурят получили распространение христианские праздники: Новый год (Рождество), Пасха, Ильин день и др. В настоящее время из традиционных праздников самыми популярными являются Цагаалган (Новый год) и Сурхарбан, устраиваемый в масштабах селений, районов, округов и республики. Возрождаются в полной мере тайлаганы.

    ИТАЛЬЯНЦЫ
    Традиционны рождественские сласти: панеттоне (типа кулича), торроне (типа нуги с изюмом и сваренными в мёде орешками) и панджалло (кекс с изюмом и цукатами). В ряде праздников (Рождество, Богоявление, Пасха, день Сан Джованни) христианские обряды переплетаются с языческими. Италия - родина карнавала, который обычно проводится в городах, сопровождаясь ряжением и бурным весельем.

    НЕМЦЫ
    Частично сохранились в виде реликтов или развлечений некоторые календарные и семейные обряды, главным образом у католиков. В 19 в. распространился обычай украшения ёлки на Новый год или Рождество. В январе-феврале устраивают карнавалы: широкой известностью пользуется Кёльнский карнавал.

    НОРВЕЖЦЫ
    Самые распространённые праздники в Норвегии - рождество, масленица, пасха и праздник св. Ханса (Иванов день). Рождеству предшествовал праздник св. Люсии (т.е. грядущего Света), на роль которой выбиралась самая красивая девушка. В сельской местности на рождество пекут праздничный хлеб, начиняют колбасы, дети выставляют на высоких шестах необмолоченные снопы (для птиц), разъезжают ряженые.

    ПАМПАНГАН
    Популярны фиесты в дни церковных праздников и святых-покровителей с театрализованными представлениями (рождественский праздник фонарей в Сан-Фернандо) и танцами.

    ПИПИЛИ
    Сохраняются дохристианские верования, фольклор, обряды (поклонение богам гор, дождя, подземного огня, Солнца, Кресту перед севом, духу - покровителю плантаций какао, освящение початков на Рождество), колдовство, знахарство, дохристианские танцы и староиспанские костюмированные драмы (например, Мавры и Христиане и др.).

    ПОЛЯКИ
    Из календарных зимних праздников особенно почитаемы рождественские - "Годы"; в их обрядности прослеживаются элементы аграрной и скотоводческой магии, культа предков. Канун Рождества - сочельник и первый его день считаются семейными праздниками. Принято в сочельник собираться в доме родителей или в кругу своей семьи. К этому дню наряжают елку. На ужин обязательно готовят рыбные блюда, вся остальная пища тоже постная. Перед едой сотрапезники разламывают облатни, одаривают ими друг друга, желая счастливого нового года, здоровья, удачи. Пища в первый день Рождества должна быть обильной и состоять преимущественно из мясных блюд. На Рождество дети получают подарки, якобы от св. Миколая. В прошлом в рождественские праздники и на Новый год колядовали. Сейчас колядуют не повсеместно, колядниками бывают мальчики, а сам обряд превратился в игру, увеселенье. В том же значении бытуют святочные и новогодние гадания, выступления ряженых.

    РУМЫНЫ
    На Рождество, Новый год и свадьбу выпекают плетёный калач (колак), который употребляют и в других обрядах символ земледельческой культуры. Готовят голубцы в капустных или виноградных листьях, жаркое (токанэ), дроб - блюдо из потрохов ягнёнка.
    Календарные праздники сопровождаются аграрными обрядами. Новогодний цикл начинался с рождественских обрядов - крэчин (день св. Игната). В сочельник ходили по домам, распевая колядки. Заканчивался праздник хождением с ряжеными "козой", "оленем" или "медведем". Под Новый год парни ходили по деревне с моделью плуга, исполняя колядку - плугушор, в которой повествовалось о предстоящих сельскохозяйственных работах. В канун Нового года выступают народные театры, в т.ч. кукольный (пэпушэрие).

    РУССКИЕ
    Общественная жизнь, связанная с народной календарной обрядностью, проявлялась главным образом в совместных гуляниях и праздничных развлечениях. Рождественско-новогодний цикл обрядов, связанных с зимним солнцеворотом, назывался святками. Молодые люди весёлой гурьбой обходили дома с пожеланиями хозяевам всяческого благополучия и получали за это вознаграждение, более всего съестными припасами.

    СЛОВАКИ
    Одним из самых больших календарных праздников остаётся Рождество. Его отмечают в семейном кругу, наряжают рождественское дерево (ранее это мог быть и сноп), дарят подарки. Распространены новогодние обходы "полазников" с пожеланиями счастья и добра, имевшие когда-то магическую функцию.

    ТАТАРЫ
    С 1992 два религиозных праздника - Курбан байрам (мусульманский) и Рождество (христианский) включены в официальный праздничный календарь Татарстана.

    УДМУРТЫ
    С переходом в православие древние аграрно-магические обряды испытали его заметное влияние. В конце 19 века их проведение чаще приурочивалось к дням церковных праздников, например к Рождеству, Крещению, Пасхе, Троице и др. Постепенно и названия традиционных удмуртских праздников были заменены церковными или использовались наравне с ними. При этом в содержании они сохранили существенную часть дохристианской народной обрядности.

    УЭЛЬСЦЫ
    У северных уэльсцев важнейший цикл календарных праздников - рождественский: дома украшаются ветвями падуба, перед каждым домом молодые люди пели поздравительные гимны. В день Рождества устраивали спортивные игры (обычно футбол). На юге более популярен Новый год: в новогоднюю ночь устраиваются шествия шахтёров с зажжёнными лампочками, с пением гимнов. Уэльсцы славятся хоровым пением. Ежегодно уэльсцы устраивают фольклорные фестивали - эйстеддфоды; проводятся по ритуалу, имитирующему обряды друидов (главная церемония - присуждение звания барда автору лучшей поэмы).

    ФИННЫ
    У финнов Рождество не мыслилось без застланного соломой пола. Прежде чем расстилать солому, ее бросали горстями вверх, в потолок, гадая о будущем урожае. Солому расстилали под скатертью рождественского стола, ритуальные блюда праздничной трапезы ставили на пол, застеленный соломой, на соломе в рождественскую ночь спали.

    ФРАНЦУЗЫ
    Главный праздник - Рождество (25 декабря) - отмечают в семейном кругу. В деревнях к Рождеству откармливают гусей и индеек, заготавливают свинину, кровяные колбасы. Изобилие блюд на рождественском столе считается залогом благополучия. Обычай украшать ёлку распространился в городах в 19 в., но почти не проник во французскую деревню. Рождество, Новый год и День королей (6 января) составляют зимний цикл праздников ("двенадцать дней").

    ФРИЗЫ
    Календарные праздники (Рождество, Масленица, Пасха, Троица, дни местных святых патронов и др.) сопровождаются традиционными ритуальными огнями, ярмарками, состязаниями в беге, стрельбе из лука, играми в мяч, зимой - конькобежным марафоном.

    ЧЕХИ
    отмечают многие календарные праздники. Рождество празднуется с ближайшими родственниками, под украшенное рождественское дерево прячут подарки. Множество сдобных булочек, калачей, пышек, печенья, пряников готовят по праздникам, на Рождество - особый сдобный хлеб.

    ШВЕДЫ
    Главный праздник - Рождество (Юль), подготовку к которому начинают за 2-3 недели: варят пиво, пекут хлеб, обрядовое печенье (в форме свиньи, козла или звезды). Сохраняется поверье о целебных свойствах рождественского хлеба и пива. Рождественские танцевальные вечера сопровождаются ряжением (рядятся обычно в козла). В музее-заповеднике Скансен (в Стокгольме), куда собираются из разных областей страны, устраиваются рождественские ярмарки, гуляния на Новый год и Иванов день.

    ШВЕЙЦАРЦЫ
    Праздники - Рождество, Масленица, Пасха, годовщины исторических событий и др. - сопровождаются процессиями, ряжением, спортивными состязаниями - стрелковыми, горнолыжными и др. Развито народное музыкальное искусство. Старейшие песни - праздничные (рождественские, новогодние, масленичные), профессиональные (пастушеские, охотничьи). Для германошвейцарцев характерно многоголосое пение, для горцев - горловое пение (йодль).

    ШОТЛАНДЦЫ
    Из традиционных праздников особенно популярен день св. Андрея (30 ноября) - патрона шотландцев. Рождество праздновалось мало, под влиянием кальвинизма.

 

 

Ответ #7: 27 12 2009, 05:11:40 ( ссылка на этот ответ )

Приметы и обычаи на Рождество и Святки
   
В РОЖДЕСТВО нельзя девушкам гадать;

И молод, и стар ступай на базар, покупай веселей, рублей не жалей;

К РОЖДЕСТВУ в горнице стелят праздничные половинки: на белом поле - голубые цветы;

Метель в канун РОЖДЕСТВА - будет раняя листва;

В РОЖДЕСТВО нельзя заниматься хозяйственными делами;

Если в первые дни рождественских праздников иней на деревьях - будет хороший урожай хлеба;

Если РОЖДЕСТВО теплое - весна холодная;

Во время обеда на РОЖДЕСТВО нельзя воду пить, кто не пьет, тому не захочется воды, когда ее негде взять;

С Рождественского сочельника солнце идет на лето, а зима — на мороз;

На СВЯТКИ много звезд на небе или часто идет снег и на деревьях много инея, - год будет урожайным;

Снег 7 января - к хорошему году;

День теплый - хлеб будет темный, густой;

Метель - пчелы хорошо роиться будут;

Небо звездисто - урожай на горох;

С РОЖДЕСТВА до КРЕЩЕНИЯ грех охотиться в лесу - с охотником может несчастье случиться;

Весь день 7 января принято ходить в гости и принимать гостей;

В РОЖДЕСТВО нельзя шить, иначе в семье кто-нибудь ослепнет.


В рождественский сочельник (6 января) - канун великого праздника Рождества - весь день постятся («до первой звезды») и готовят праздничную одежду. Считалось, что нельзя встречать Рождество в черном («приходить на пир в печальной одежде»).

В канун Рождества на Руси соблюдали обычай колядования. Парни и девушки собирались и ходили по домам, распевая песни-коляды и выпрашивая у хозяев угощение и деньги. Существовал даже специальный обряд, который соблюдался на «святой вечер» - сочельник. До появления первой звезды накрывают стол и начинается ужин - «вечеря». Обычно в этот день принято собираться всей семьей в родительском доме и встречать праздник Рождества.

Со «святого вечера» до 14 января хозяйки не выметают сор из избы, чтобы потом весь мусор, собранный в кучу, сжечь во дворе. В ночь на Рождество, по народному поверью, творятся всякие чудеса. Считается, что в эту ночь «отверзаются» небеса, все земные воды, источники, родники и колодцы наделяются волшебной целительной силой, а если в эту ночь кто-то загадает желание, оно должно обязательно сбыться. Существует обычай выходить в рождественскую полночь в поле и смотреть в небо: взорам людей, живущих праведной жизнью, открываются небесные высоты немыслимой красоты.

В рождественский сочельник во многих домах зажигают очаги, камины, а в огонь кладут деревянную колоду, предварительно обмазанную медом и посыпанную хлебными зернами. Огонь в очаге стараются поддерживать все Святки вплоть до старого Нового года. Вся семья собирается за столом, а если приглашают гостей, то загадывают об удачах и бедах на весь год, встречая первого гостя. Именно с ним связывают после все события, случающиеся в новом году. Поэтому на Рождество всегда старались приглашать только самых близких людей, которые могут принести счастье. К рождественскому столу пекут пирог с вложенной в него монеткой (или изюминкой, горошиной перца, орешком и т. д.). Хозяин дома делит пирог, и счастливым будет тот, кому достанется кусок с сюрпризом.

Святки на Руси всегда считались одним из самых веселых праздников. Всю неделю Святок люди старались прожить как-то особенно, отмечая каждый день своеобразными приметами и гаданиями. Особенно внимательно относились к снам, видениям и знамениям, которые приобретали на Святки особое значение. Считалось, что в сочельник, с 6 на 7 января, обычно снятся вещие сны, особенно при растущей луне, поэтому, для того чтобы запомнить сон, в изголовье кровати ставили свечу и клали сонник, чтобы утром немедленно заглянуть в него и разгадать приснившийся сон.

И все же главным обрядом, выполнявшимся на Святки, были знаменитые святочные гадания. В Болгарии существовал обычай святочных гаданий с колодцем. В полночь девушки собирались и в полном молчании зачерпывали из колодца ведро «немой» воды, обладавшей магической силой. Каждая девушка бросала в ведро горсть хлебных зерен, колечко или букетик со своей отметкой, а также другие предметы. Их вынимала маленькая девочка (незаинтересованная сторона) под пение обрядовых песен, содержание которых соотносилось с вытащенным предметом. Эти предметы после клали под подушку, чтобы увидеть во сне суженого.

Многие девушки на Святки выполняли нехитрый обряд привлечения жениха. Для этого нужно было взять печную заслонку, насыпать на нее хлебных зерен и накормить петуха. В этом обряде главное - привлечь петуха, символизировавшего мужское начало и, кроме ,того, олицетворявшего наступление солнечного дня (недаром считалось, что петушиный крик отпугивает нечистую силу). Зерна, которыми кормили петуха, являлись символом плодородия и достатка в доме.

Существовал также обычай святочного гадания с петухом. Для этого на полу рассыпались предварительно подсчитанные зерна, ровно в полночь приносили петуха (желательно черного) и отпускали его в комнату. По поведению петуха предсказывали будущее. Если он склевал все зерно, год будет удачным, а девушка, рассыпавшая зерно, выйдет замуж. Если петух склевал только несколько зерен, количество подсчитывали и выясняли, в какой день произойдет загаданное событие. Если петух вообще отказывался клевать, это предвещало неудачу. Вокруг петуха расставляли и другие предметы. Если петух во время гадания посмотрится в зеркало, жених будет красавцем и щеголем.

 

 

Ответ #8: 27 12 2009, 05:16:19 ( ссылка на этот ответ )

Рождественские обычаи и традиции Великобритании

На Рождество все окна сельских домов освещены в Великобритании свечами, поэтому среди местных жителей ночь под Рождество называется "ночь свечей". В Англии в наши дни в сочельник вместо традиционного Рождественского бревна зажигают толстую Рождественскую свечу. В Уэльсе зажженные свечи в Рождественский праздник украшали не только частные дома в сельских местностях, но и сельские церкви и часовни. Свечи для украшения церкви изготовляли и дарили священнику жители прихода.

Во многих деревнях незадолго до праздника женщины устраивали соревнования на лучшее украшение Рождественских свечей. Эти украшения делались из полосок цветной бумаги, фольги, золотых и серебряных нитей, ярких лент и пр. В некоторых областях Уэльса с такими же украшенными и зажженными свечами в руках жители прихода шли на утреннюю обедню, начинавшуюся прежде в 2-3 часа ночи. Много подобных свечей зажигали в эту ночь и в частных домах

Еще со времени средневековья старые обряды ряжения стала использовать церковь для того, чтобы дать народу более живые впечатления о библейских историях. Таким образом возникли "мистерии" - драматические представления таких религиозных сцен, как благовещение, посещение младенца Христа тремя мудрецами Востока и пр. Участники драматических версий библейских историй были обычно в масках или с закрытым платком лицом, как и исполнители древних языческих обрядов. Из представлений подобного рода у англичан была особенно распространена драматическая игра-пантомима о св. Георгии и драконе, широко известная и во многих других странах.

О маскарадах и пантомимах на Рождество имеются сведения уже от XIV- XV вв. Так, в одном из источников сообщается, что в 1377 г. была устроена Рождественская пантомима при шотландском королевском дворе для увеселения маленького принца Ричарда. В казначейских реестрах Шотландии XV в. часто перечисляются средства, затраченные на устройство придворных маскарадов на Рождество .

С устройством маскарадов был связан и еще один интересный обычай в Британии: на 12 дней святок в каждом дворце или замке выбирался распорядитель всего празднества, называемый в Англии "Лорд беспорядка" (Lord Misrule), а в Шотландии - "мнимый аббат" (Abbot of Mock). Лордом беспорядка выбирался тот, кто мог хорошо шутить, устраивать различные развлечения, карнавалы. Он сам подбирал себе свиту, члены которой были разодеты в яркое платье, украшенное лентами и колокольчиками.

В Шотландии в свите "мнимого аббата" участвовали такие характерные для народных процессий ряженых персонажи, как Хобби-хорс - "Hobbie-horse" - парень, изображавший лошадь. Такой шумной компании и особенно ее руководителю разрешалось делать все, что они захотят - врываться в любые дома, чтобы сыграть какую-либо шутку над их обитателями, устраивать игры, танцы и прочие развлечения. Этот обычай был запрещен Генрихом VIII.

Во многих селениях Шотландии мужчины и юноши в день Рождества, под предводительством волынщиков и в сопровождении множества народа выходили за пределы села и на какой-либо лужайке играли в футбол, шары, устраивали различные спортивные соревнования: бег, упражнения в метании молота и пр. Победитель всех игр получал берет, украшенный перьями и лентами; после соревнования молодежь пела и танцевала, а вечером с победителем во главе возвращалась в деревню. Вечером победитель соревнования председательствовал на балу.

На все эти старые традиционные обычаи с большой силой обрушилась новая протестантская церковь в XVII в. Особенным гонениям подвергался праздник Рождества в пуританской Шотландии. Каждый языческий обряд и обычай, даже самый невинный, был безжалостно проклят церковью. Так, по записям церковной сессии в 1574 г., было обвинено несколько человек за игры, танцы и пение Рождественских песен в этот праздник.

Даже выпечку Рождественского хлеба духовенство протестантской церкви считало преступлением. В декабре 1583 г. от глазговских булочников потребовали назвать имена тех, для кого они выпекали Рождественский хлеб. В 1605 г. пять человек были вызваны в суд в Абердине за то, что на Рождество они шли по городу в масках и с танцами. Наконец, в 1644 г. празднование Рождества было запрещено по всей Англии специальным парламентским актом.

После таких гонений в Шотландии празднование Рождества никогда уже не достигало прежней популярности, сохранились лишь некоторые обряды, большинство их стало приурочиваться к Новому году. И в настоящее время 24-25 декабря там - рабочие дни, а праздником считается Новый год - 1-2 января.

В Англии же уже в конце XVII в. Рождество вновь стали праздновать, но на протяжении XIX столетия сопровождавшие его обряды изменились, и к началу XX в. из большого социального события всей общины Рождество стало чисто семейным праздником, лишь некоторые из его старых обычаев дожили до наших дней. Повсеместно, например, соблюдается среди англичан обычай обмениваться подарками в день Рождества. С введением христианства этот обычай ассоциировался с принесением даров младенцу Иисусу тремя магами Востока. В память этого подарки дарят прежде всего детям.

Подарки детям разносит добрый старый джентльмен Санта Клаус, краснощекий, с длинной белой бородой, одетый в красную шубу и высокую красную же шапку. Некоторые отождествляют Санта Клауса с существами подземного мира - гномами, что, по их мнению, подтверждает его внешний вид. Обычно на Рождество подарки получают не только дети, но и взрослые, перед обедом их вручает всем самый младший член семьи.

С XIX в. вошло в обычай обмениваться поздравительными открытками - вместо Первая Рождественская открытка обязательных когда-то личных поздравлений с праздником. В 1843 г. была напечатана в типографии первая Рождественская открытка, а вскоре их изготовление стало особой отраслью полиграфического производства. В оформлении открыток часто встречаются мотивы старых традиционных Рождественских обычаев: малиновка, которая с XVIII в. часто заменяет крапивника в обрядах, ветки вечной зелени - падуба, плюща, омелы, а на шотландских открытках изображение веточки вереска, перевитой тартановыми лентами, - национальный символ Шотландии. Такие открытки в большом количестве рассылаются к Рождеству во все части мира шотландским эмигрантам как напоминание о покинутой ими Родине.

Рождественский обед и в наши дни включает такие традиционные блюда, как фаршированная индейка (у англичан) или жареный гусь (в Уэльсе, Ирландии) и непременный плум-пуддинг. Сохраняется еще старый обычай украшения дома к Рождеству ветками вечной зелени - плющом, остролистом и др. Как и прежде, укрепляют веточку омелы белой над дверью. По обычаю раз в году, в канун Рождества, у мужчин есть право поцеловать любую девушку, остановившуюся под украшением из этого растения. Случается это не часто, и чтобы не терять времени зря, один человек решил украсить ветками амелы зеркало, чтобы можно было целовать всех девушек, остановившихся полюбоваться на себя.

По-видимому, поздней трансформацией обычая украшать дома вечной зеленью явилось Рождественское дерево-елка, как символ неумирающей природы. Обычай украшать ель появился в Англии сравнительно недавно, в середине XIX в., и был завезен сюда из Германии. Королева Виктория и принц Альберт впервые устроили елку для своих детей в Виндзоре, и эта мода быстро распространилась. Сейчас почти в каждом английском доме к Рождеству украшают разноцветными блестящими игрушками и сладостями елку, на верхушке ее обычно укрепляют Рождественскую фею или большую серебряную звезду. В период второй мировой войны в Англию, где в то время находились норвежский король и правительство, была впервые доставлена контрабандой из оккупированной Норвегии огромная ель, которую установили на Трафальгар-сквере. С этих пор такую ель ежегодно дарит город Осло британской столице, и она устанавливается на той же площади. Ее украшают елочными игрушками, разноцветными электрическими лампочками.

Наконец, от распространенных некогда процессий ряженых и драматических представлений ведут свое начало устраиваемые во всех театрах, концертных залах в дни святок Рождественские пантомимы, балы-маскарады. Второй день Рождества в церковном календаре посвящен святому Стефану. В Англии этот день называется боксйнг дей (Boxing day). Это название произошло от обычая устанавливать в церквах перед Рождеством особые ящики-копилки, куда опускали приношения для бедняков.

В день св. Стефана пастор распределял собранные деньги среди своих прихожан. Позднее ящики в церкви перестали устанавливать, но бедняки прихода собирались группами и в день св. Стефана с ящиком-копилкой обходили дома, получая мелкие монеты. Такие группы состояли из подмастерьев, учеников, рассыльных и пр. И сейчас еще сохранилась традиция одаривать в этот день небольшими суммами денег письмоносцев, посыльных и слуг.

В Англии и Шотландии существенную часть Рождественского праздника составляет обрядовая еда - ужин в сочельник и обед на первый день Рождества. У англичан и у шотландской знати, ведущей свое происхождение от скандинавов или норманнов, на протяжении всего средневековья традиционным Рождественским блюдом была кабанья голова.

Однако у кельтских народов это блюдо никогда не появлялось на праздничных столах. Может быть, причиной этому являлся бытовавший в древности у кельтов запрет употреблять в пищу свинину. Такой запрет сохранялся долго в некоторых глухих уголках Хайланда.

В Шотландии, Ирландии и Уэльсе к Рождественскому обеду обычно готовили кусок жареной говядины или козлятины - Рождественский бык (Yule bull) или Рождественская коза (Yule goat). Но постепенно традиционным мясным блюдом на Рождество стал жареный (в Ирландии, Уэльсе) или копченый (в Шотландии) гусь. Он остался главным Рождественским блюдом и в наши дни в Уэльсе и Шотландии (Хайланд). В Англии же с XVIII в. его место заняла жареная или фаршированная индейка.

Ритуальное значение имели напитки и кушанья, приготовленные из хлебных злаков. В Абердиншире и на северо-востоке Шотландии было в обычае ставить на стол в сочельник большой кубок специального Рождественского напитка, называемого соуенс (sowans). Его приготовляли из заквашенного и подвергшегося брожению ячменного зерна, с добавлением меда и сливок. Напиток разливали в небольшие деревянные чашки, на дно которых клали какой-нибудь предмет: если выпивший видел на дне кольцо - это к свадьбе, монету - к богатству, пуговицу- к безбрачию и т. д.

На протяжении многих веков у всех жителей Британских островов распространенным кушаньем на Рождество была особая овсяная каша плум-порридж (plum-porridge), сваренная на мясном бульоне, в нее добавляли также хлебные крошки, изюм, миндаль, чернослив и мед и подавали на стол очень горячей. В течение XVIII в. плум-порридж постепенно заменяется плум-пуд-дингом (plum-pudding), и к середине XIX в. последний становится самым главным блюдом Рождественского стола. Плум-пудинг приготовляют из хлебных крошек с добавлением разных специй, фруктов, перед подачей на стол его обливают ромом и зажигают. Осталось еще в обычае прятать в Рождественском пудинге мелкие серебряные монеты и украшения - "на счастье".

В прошлом у шотландцев, ирландцев и уэльсцев было в обычае печь к Рождеству специальный хлеб. Испечь его должны были только в сочельник, между заходом и восходом солнца. Рождественский хлеб представлял собой большую круглую лепешку, на которой перед выпечкой ножом вырезался крест. Пекли также Рождественские овсяные лепешки - круглые, с зазубренными краями и с отверстием посередине; судя по форме, они должны были символизировать собой солнце. В Хайланде было в обычае на Рождество приглашать в дом каждого прохожего. Гостю предлагали кусок такой лепешки с сыром и глоток спиртного.

Во всех зажиточных домах проводилась выпечка и варилось пиво не только себе, но и для раздачи беднякам, сторожам, работникам, пастухам. Накануне сочельника, в так называемый "малый сочельник" (шведск. - lille ju-lafton, норвежек. - julaften, датск. - ju-leaften), раздавались богатые милостыни, особенно в домах священников, каждому дому, входящему в приход. Подарки состояли из хлеба, мяса, каши, пива, свечей.

В сочельник перед заходом солнца все жители деревни собирались в церкви. По возвращении домой все садились за праздничное угощение. С Рождеством наступает всеобщее празднование; нет ни одного даже бедного дома, где бы не отмечалось это событие. Самую маленькую хлебную лепешку всегда держат в тайнике от одного Рождества до другого или даже более длительное время. Нередко были случаи, что 80-90-летняя женщина хранила хлебную лепешку, испеченную в ее молодости.

И сейчас в Великобритании еще готовят на Новый год особые традиционные блюда. На завтрак обычно подают овсяные лепешки, пудинг, особый сорт сыра - кеббен (Kebben), на обед - жареного гуся или бифштекс, пирог, яблоки, запеченные в тесте. Новогодние овсяные лепешки у кельтских народов имели особую форму - круглые с отверстием посередине. Старались при выпечке их не сломать, так как это было бы дурным предзнаменованием.

Украшением стола является рожденственский пирог. По старинному рецепту он должен быть начинен следующими предметами, которые якобы предсказывают судьбу на ближайший год: кольцо - к свадьбе, монетка - к богатству, маленькая подковка - к удаче.

В настоящее время в Шотландии выпекают для новогоднего стола большой круглый песочный торт, с защипами по краям, украшенный сваренными в сахаре миндалем, орехами, конфетами, сахарными и марципановыми фигурками. Каждый год огромное количество таких тортов рассылается во все уголки земного шара шотландцам, находящимся в эмиграции. Их обычно украшают национальные эмблемы - вереск, шотландский крест, руки, скрещенные над морем, горы и пр.

В Великобритании вас встретят Рождественскими гимнами, церковной мессой и типичными для английской кухни пудингом и индейкой. В канун Рождества толпы народа собираются на Трафальгарской площади, у главной елки Англии, где благотворительные организации устраивают представления для взрослых и детей с пением гимнов. Примерно то же происходит на площади Лестер, где проходит веселая ярмарка. Жители и туристы могут повеселиться на карнавалах и гуляниях в Coven Garden, размяться на традиционных Рождественских соревнованиях по плаванию на приз Питера Пена, а потом отдохнуть в Гайд-Парке и на пруду Серпантин.

В Эдинбурге в ночь под Новый год особенно много народа бывает на улице Принцев. В церквах идет новогодняя служба. Фруктовые и кондитерские магазины работают всю ночь. Наступление Нового года возвещают звон колоколов, гудки и сирены заводов. После 12 часов все поздравляют друг друга и расходятся по домам, к праздничным столам.

* cand2.jpg

(4.3 Кб, 160x240 - просмотрено 15877 раз.)

* tree.JPG

(16.58 Кб, 202x246 - просмотрено 16056 раз.)

 

 

Ответ #9: 27 12 2009, 05:30:05 ( ссылка на этот ответ )

Нюрнберг - столица Рождества

В Европе есть столица Рождества. Это старинный немецкий город Нюрнберг. Каждый год 1 декабря в Нюрнберге торжественно открывается Рождественский базар, который длится до 12 часов дня 24 декабря.

Христос-Младенец всех зовет на свой Рождественский базар

"Христос-Младенец всех зовет на свой Рождественский базар, спешите все на встречу с ним, добро пожаловать и млад, и стар!" По традиции эти слова торжественно произносит Младенец-Христос, открывая посвященный его рождению праздник. Чтобы услышать эти слова, проникнуться атмосферой праздника, насладиться сказочной феерией, каждый год в Нюрнберг приезжают более 2 миллионов туристов во всего мира. На улицах играют шарманки, тоннами жарятся каштаны и знаменитые баварские сосиски. И, конечно же, на каждом углу можно купить чашечку горячего глинтвейна - традиционного рождественского напитка.

Кстати, керамические кружки для глинтвейна стали у многочисленных туристов объектом для коллекционирования. Каждый год Нюрнберг выпускает кружки с новым праздничным мотивом, и почти 80% всех кружек увозят туристы в качестве сувениров во все уголки планеты.

Рождественский базар в Нюрнберге один из самых старых в Германии. И с полным правом можно сказать, что он самый популярный и наиболее посещаемый как немецкими, так и иностранными туристами.

В непосредственоой близости от самого базара в Ратуше Нюрнберга проходит выставка истории нюрнбергского рождественского базара. Каждый год на выставке наряду с постоянной экспозицией появляется новая рождественская тема: или же это рождественские календари различных эпох, или старинные елочные шары с рождественскими мотивами, или даже почтовые кареты.

Кто же хочет прокатиться вокруг настоящего рожественского базара на настоящей старинной почтовой карете, может сделать это как раз в Нюрнберге. Уже 50 лет каждый год Музей почты и связи организует веселые поездки на двуконной курьерской карете по историческому центру города. Карета, изготовленная в 1938 году в стиле Бидермайер, кучер, одетый в том же стиле, вызывают восторг у взрослых и детей.

С 1952 года каждый год более 2000 школьников Нюрнберга организовывают праздничное шествие через вечерний город с самодельными фонариками. Это прекрасное зрелище могут увидеть все гости Нюрнберга вечером по второй четверг декабря.

А для самых маленьких рядом со „взрослым" рождественским базаром в Нюрнберге на площади Ханс-Закс-Платц сооружен специальный рождественский рай для детей. В добротных домиках дети могут сами смастерить новогодний подарок родителям, изготовить свечи или что-нибудь испечь. Святой Николаус принимает в своем маленьком домике рождественские пожелания, фотографируется со своими маленькими посетителями, а по "детской" почте малыши могут послать письмо Младенцу Христу, который также "посещает" детишек каждый вторник в 14.30, а на "взрослый" базар он заходит каждый вторник и четверг в 15.00

Нюрнбергскому рождественскому базару уже более 350 лет, и тем не менее он сохранил исконные традиции. Здесь нет места дешевой мишуре и украшениям из пластика. Как и сотни лет назад, в многочисленных павильонах базара предлагаются рождественские украшения и сувениры ручной работы из дерева и стекла, свечи и елочные украшения на любой вкус, знаменитых нюрнбергских человечков из сухих слив и орехов (съедобными их можно, увы, назвать только условно), необыкновенные пряники, и, конечно, всемирно-знаменитые нюрнбергские сосиски. А после первого же бокала обжигающего глинтвейна у всех, даже самых замученных стрессом гостей, становится тепло и уютно на душе.

В 1975 году городские власти решили придать этому празднику международный статус, пригласив на него и русского Деда Мороза со Снегурочкой, и американского Санта Клауса, и Святых Николаусов, и прочих рождественских символов из разных стран и континентов. Так состоялся I Международный фестиваль новогодних персонажей. Но потом политики вовлекли всех сказочных и христианских героев в свою "холодную"войну. И только сейчас, спустя почти четверть века, здесь вновь состоялся Международный фестиваль, второй по счету.

Приглашение получили и наши Дед Мороз со Снегурочкой. Но вот беда - им не на что было купить билеты. И тогда авиакомпания Люфтганза любезно подставила им крыло своего самолета. Теперь тысячи туристов и миллион зрителей (шоу демонстрировалось по телевидению) знают о самом старом русском Деде и его доброй внучке.

Всего на праздник приехали персонажи из девяти стран. Главными из них были, конечно же, Николасы. Они приехали из Бельгии, Голландии, Америки (там его именуют Санта Клаусом), родной Баварии и, конечно же, со своей исторической Родины - Анталии.

* 015wam.jpg

(24.27 Кб, 250x371 - просмотрено 2252 раз.)

* 007_gross.jpg

(19.25 Кб, 200x176 - просмотрено 15813 раз.)

 

 

Страниц: 1 2 3 4 ... 7 | ВверхПечать