ВЕНЧАНИЕ - один из центральных обрядов свадьбы, оформляющих брак, (наряду с обручением, ритуальным сведением молодых, выкупом невесты, соединением рук, благословением и т.п.), переменой невесте прически и головного убора. Отсюда сакрализация Венчания, представление о его опасности и, как следствие, разнообразные обереги и запреты.
Согласно поверьям, по пути к Венчанию злые пожелания и проклятия имеют особую силу, молодые доступны влиянию злых сил и колдовства, невесту может похитить водяной, участники свадебного поезда могут быть обращены в волков, в камни. В целях оберега во время Венчания просят звонить в колокола, чтобы отогнать нечистую силу; венчаются в шапке, в одежде, имеющей красный цвет или вышитые кресты, опоясываются сетью, едут к Венчанию молча, а возвращаются другим путем.
Ритуально отмечены все пространственные границы, преодолеваемые участниками обряда: порог дома, ворота двора, граница деревни (поле невесты, поле жениха), вода (река, колодец), порог церкви, алтарь (аналой). В обряде реализуется мифологический мотив преодоления водной границы, символизирующий заключение брака: молодые должны переехать через реку по пути к Венчанию или обратно, водой "переливают" дорогу свадебному поезду. Мотивы брода, мощения мостов встречаются и в свадебных песнях о Венчании.
Венчание знаменует разрыв с прежним статусом и ритуальное обновление, поэтому в обряде так значима магия начала (Венчание в воскресенье, первый день недели, первый встречный у церкви, первое поздравление молодых, новая одежда для Венчания) и отделения (запрет останавливаться по пути к Венчанию, оглядываться назад, в прошлое, разрывание девичьей повязки, выбрасывание платка, которым невеста утирала слезы). Разрыв с прошлым меняет обычное течение времени, в которое включено Венчание: не случайно к Венчанию едут или очень медленно, или во весь опор. Обрядовое время получает космическую соотнесенность: венчаются, когда солнце идет в гору, едут к Венчанию и возвращаются по солнцу, заключают брак обходом по солнцу (ср. рус. «посолонь ходить» — венчаться). Молодые подвергаются изоляции (запрет прикасаться к ним, их молчание, бездвижность невесты по пути к Венчанию, закрывание ее покровом). Невеста приобретает сверхъестественные способности: может сглазить присутствующих в церкви при снятии с ее лица покрывала, вызвать засуху, если ее не напоить по дороге к Венчанию, предсказывает больному срок излечения. Венчальные предметы получают в результате Венчания магические свойства: продуцирующие, витальные, лечебные, привораживающие, отвращающие.
У южных славян сохранялось Венчание с обведением молодых вокруг дерева, бочонка с вином или места, где совершалось богомолье. Следы не церковного Венчания возле дерева или воды можно найти и у восточных славян: венчали вокруг дуба в случае умыкания невесты или после Венчания в церкви, обводя вокруг озера, у раскольников, "круг ракитова куста" в былине о Дунае, у вербы или на озере под пихтой в народных преданиях; ср. пословицу "Венчали вокруг ели, а черти пели" и выражение "венчать вкруг ели, вкруг куста" (шутливо о невенчанных).
Ряд действий во время Венчания имеет характер скрепления брачных уз:- молодым связывают руки вместе;
- они одновременно крестятся, задувают свечи и встают на один "подножник" перед аналоем, так, чтобы их ноги были на одной половице;
- выходя из церкви, преступают через положенный на порог замок, который замыкается и бросается в реку, и т. п.
Многие действия и гадания имеют целью повлиять на будущие роды. Чтобы обеспечить рождение детей, на пороге церкви разбивают яйцо, невеста грызет церковный замок или ключ, приговаривая: "Мне брюхатеть, а тебе [мужу] прихоти носить", к ней подводят или сажают на колени мальчика и т.д. Для достижения власти в семье каждый из новобрачных старается выше поднять свою свечу, ступить в след или наступить на ногу другому, обежать его, заставить оглянуться, первым выйти из церкви и дольше сохранить молчание после Венчания. Для скорейшего замужества подруг, невеста вспоминает перед аналоем одну из подруг, а отходя от него, тянет за собой "подножник", дает своей дружке, держащей венец, встать на него носками, выбрасывает его ногой за порог церкви, толкает аналой ногой, снимает с одной из подруг венок после Венчания, а подруги стараются заполучить ее венок. Во время Венчания невеста имеет при себе различные предметы: от порчи - иглы в одежде, воск, елей, в башмаке льняное семя, просо, пшено, за пазухой луковицу, чеснок, мак, гвозди и т.п., для богатства и благополучия в хозяйстве - деньги, хлеб и соль, хмель, жито, лен, шерсть, чтобы велись овцы; для счастливого брака и любви — наговоренный пирог, хлебец «доля» из остатков теста, хлеб, которым благословляли молодых, сладкие пряники и др.
Во время Венчания запрещается проходить между молодыми, иначе они разлучатся, молодым нельзя иметь на себе бус, иначе жизнь их будет полна страданий и слез, и ничего завязанного во избежание трудных родов. Присутствовать на Венчании не разрешается родителям новобрачных и девушкам.
С Венчанием связано множество примет: встреча с похоронной процессией грозит новобрачным смертью, бодрое поведение коней считается, наоборот, счастливым знаком; яркий огонь свечей в церкви предвещает хорошую жизнь, тусклый - мрачную и невеселую, ровный - ровную, мигающий - бедную, трескучий - ссоры и разлад; у кого из новобрачных больше или раньше сгорит свеча, тот раньше умрет. Если невеста под венцом уронит платок, ей придется вдовствовать, если упадет венец, один из новобрачных вскоре умрет. Если в момент отъезда из церкви зазвонят к вечерне, жизнь их будет недолгой. Дождь во время Венчания знаменует богатство или счастливую жизнь молодых, но иногда и слезы, солнце чаще предвещает светлую, веселую жизнь, но иногда и бедность, гром - несчастье или смерть.
Наряду с обычным, известно и Венчание символическое. Так, у сербов засвидетельствовано повторное "венчание" для избавления от бездетности: супруги идут "развенчаться" и вновь "обвенчаться" в церковь, где священник читает им молитву "за неимушчих чадов". Пародийное Венчание устраивается иногда в завершение самой свадьбы: ряженые "поп" и "дьяк" "венчают молодых" - гостей, переодетых в одежду противоположного пола. "Молодыми" могут быть и родители новобрачных: "поп" "венчает" их старым веником на мусорной куче или вокруг ступы.
Когда родители жениха женят своего последнего сына, то на его свадьбе они бывают "молодыми" и их возят вокруг дома под конец свадьбы. Святочные ряженые разыгрывают свадьбу с пародийным Венчанием - обведением "молодых" вокруг корзины или стула. Известно и "венчание" коров на Троицу: пастух плетет один венок на рога корове, а другой для ее хозяйки. Мотив Венчания представлен в некоторых поверьях: о вихре - "черт с ведьмою венчается", об "игре солнца" - "солнце до венца идет".
Мотив Венчания как связывающий, скрепляющий, а также противоположные ему мотивы "развенчания" и "невенчанности" отражены в различных отвращающих или скрепляющих магических действиях. Так, для отгона градовой тучи сербы перекрещивают ее подвенечным платьем или машут на нее венчальным венком, чтобы она "развенчалась" и ушла. У южных славян засвидетельствовано и "венчание болезни": для избавления от лихорадки вещи больного относят на вербу. У болгар тех, кто вступает в супружеские отношения невенчанными, считают виновниками засухи, а во время града таких невенчанных супругов выгоняют из дома. С неокончательной оформленностью брачных отношений может связываться происхождение русалок: по полесским представлениям, русалкой становится обрученная невеста, умершая до Венчания, по болгарским - обвенчанная, но оставшаяся девственной. В связи с этим в Полесье отец обрученной девушки, умершей до Венчания, совершает символическое Венчание ее с деревом, чтобы она не стала русалкой.
Источник: Сумцов Н.Ф. О свадебных обрядах преимущественно русских. Харьков, 1881
img.jpg
(221.57 Кб, 572x414 - просмотрено 3022 раз.)