Максимум Online сегодня: 643 человек.
Максимум Online за все время: 4395 человек.
(рекорд посещаемости был 29 12 2022, 01:22:53)


Всего на сайте: 24816 статей в более чем 1761 темах,
а также 358418 участников.


Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Вам не пришло письмо с кодом активации?

 

Сегодня: 25 04 2024, 11:21:24

Сайт adonay-forum.com - готовится посетителями и последователями Центра духовных практик "Адонаи.

Страниц: 1 2  | Вниз

Ответ #5: 16 07 2010, 19:50:45 ( ссылка на этот ответ )

Православие. Русские монастыри



Вознесенский монастырь   



    Вознесенский монастырь находился на территории московского Кремля, на так называемой Вознесенской площади около Спасских ворот.



     Вознесенский монастырь был основан в конце XIV века Великой княгиней Евдокией, женой Дмитрия Донского, и являлся усыпальницей Московских Великих княгинь. Монастырь был женский, и до XIX века его называли Стародевичьим (в отличии от Новодевичьего монастыря).



     В 1917 году в Вознесенском монастыре находилось три храма.



     В 1929 году Вознесенский монастырь был разрушен. Одновременно с ним был разрушен и находившийся рядом Чудов монастырь. На освободившемся месте было построено здание Школы красных командиров, в котором в дальнейшем размещался Президиум Верховного Совета СССР.



     Сейчас только старые фотографии могут напомнить о Вознесенском монастыре.



Алексеевский монастырь   



    Алексеевский монастырь основан в 1358 году митрополитом Алексеем- инициатором строительства белокаменных стен Кремля между рекой Остоженка и берегом Москва-реки. (Примерно на этом месте сейчаc находится Зачатьевский монастырь). После пожара в 1547 г. был переведен ближе к Кремлю в район современного храма Христа Спасителя.



     В конце 1837 году в связи с строительством на месте, занимаемом монастырем, храма Христа Спасителя Алексеевский монастырь был переведен в Красное Село (район современной Верхней Красносельской улицы) к церкви Воздвижения Креста Господня, построенной в 1692 году, где для него были выстроены новые помещения. Все постройки монастыря на старом месте были разобраны.



     В 1853 году в монастыре была построена церковь Алексия-Божьего человека (архитектор М.Д.Быковский), в 1879 году - церковь Архангела Михаила, а в 1891 году - церковь Всех святых (архитектор А.А.Никифоров). К началу XX века в монастыре было 4 храма, больница, женское училище. При монастыре находилось кладбище. Территория монастыря была обнесена стеной.



     После Октябрьской революции Алексеевский монастырь был упразднен. В 1930-х годах большинство построек монастыря было снесено, в храмах разместились различные учреждения. В дальнейшем церковь Архангела Михаила была снесена , здание церкви Воздвижения Креста Господня было перестроено до неузнаваемости, но церкви Алексия-Божьего человека и Всех Святых сохранились...



     В довершение всего, в середине 1980-х годов территорию бывшего монастыря рассекла пополам ставшая оживленной автомагистралью улица Гаврикова, после чего стало трудно даже представить весь бывший Алексеевский монастырь как единое целое.



    В настоящее время церковь Всех святых возвращена верующим. В находящихся рядом зданиях бывших монастырских келий открылся Новоалексеевский монастырь.



     Новоалексеевский монастырь расположен по адресу 2-ой Красносельский пер, 5-7. Церковь Алексия-Божьего человека находится по адресу Верхняя Красносельская ул., дом 15а.



     В здании бывшей церкви Воздвижения Креста Господня в настоящее время размещается ВНИИ рыбного хозяйства и океанографии. Его адрес Верхняя Красносельская ул., дом 17. Правда, теперь уже просто невозможно представить, что когда-то это здание было главным храмом Алексеевского монастыря.



Страстной монастырь   



    Страстной монастырь был основан в 1654 году. Встав у Тверских ворот Белого города, он удачно дополнил так называемую северную линию московских монастырей.



     Свое название монастырь получил в честь иконы Страстной Божьей матери. Эта икона в 1649 году была перенесена в Москву царем Алексеем Михайловичем и помещена в собор, который стал называться собором Страстной иконы Божьей матери. Именно вокруг этого собора и вырос затем Страстной монастырь.



     По названию монастыря получили названия Страстных площадь и бульвар, образовавшиеся после сноса стены Белого города.



     В конце XVIII века монастырь сгорел и был практически полностью перестроен. В 1849-55 годах под руководством архитектора М.Д.Быковского была возведена колокольня монастыря с надвратной церковью Алексия - Божьего человека.



     После Октябрьской революции Страстной монастырь был упразднен. В конце 1920-х годов в нем был устроен антирелигиозный музей. В 1937 году все постройки монастыря были снесены.



     В 1950 году в сквер, разбитый на месте бывшего монастыря, был перенесен с Тверского бульвара памятник А.С.Пушкину. В 1961 году в глубине сквера был построен кинотеатр "Россия".



     Сейчас невозможно даже представить, что когда-то здесь возвышался Страстной монастырь. Память о нем сохранилась лишь в названии Страстного бульвара. Площадь, ранее называвшаяся Страстной, еще в 1931 году была переименована в Пушкинскую.



Новодевичий монастырь   



    Новодевичий монастырь был основан в 1524 г по приказу князя Василия III в честь взятия у литовцев города Смоленска. Первоначально монастырь даже назывался Богородице- Смоленский. Основанный в излучине Москвы-реки, монастырь позволял контролировать переправы через Москву-реку и удачно дополнил уже существовавшие к тому времени монастыри-сторожи, защитив Москву с юго-запада. Окруженный мощной крепостной стеной с 12 башнями Новодевичий монастырь представлял собой грозную силу. В частности, пушки монастыря не позволили переправиться через Москву-реку орде крымского хана Казы-Гирея в 1591 году. Интересно, что монастырь при всем этом оставался женским. Конечно, защищали монастырь не женщины, а специально отряженные отряды стрельцов, для которых существовали специальные караульни.



     У Новодевичьего монастыря очень интересная история. В XVI-XVII веках в него постригались женщины из царской фамилии и знатных боярских родов. Например, жена царя Федора Иоановича - Ирина. В 1598 году в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря принял избрание на царство Борис Годунов. В Новодевичий монастырь отправил Петр I свою сестру царевну Софью после неудачного заговора против него в 1689 году. Позднее, в 1698 году, когда Софье снова удалось поднять стрельцов на бунт, Петр приказал повесить мятежников прямо перед окнами царевны, а саму Софью постричь в монахини. Здесь же в Новодевичьем монастыре провела последние годы жизни и первая жена Петра I - Екатерина Лопухина. Гробницы Софьи и Екатерины сохранились и находятся в Смоленском соборе монастыря.



     В 1812 году накануне отхода французов из Москвы, Наполеон приказал взорвать Новодевичий монастырь. Солдаты поспешно вырыли траншеи и заполнили их бочками с порохом, однако монахиням удалось в последний момент погасить фитили, подведенные к бочкам.



     После Октябрьской революции Новодевичий монастырь, как и другие монастыри, был упразднен, но уже в 1922 году монастырь был объявлен музеем, что позволило сохраниться этому уникальному архитектурному ансамблю почти не тронутым.



     Главной достопримечательностью Новодевичьего монастыря является Смоленский собор (собор Смоленской Богоматери), сооруженный в 1524-1525 годах по образцу Успенского собора в Кремле. Позднее, при Борисе Годунове стены собора были расписаны фрезками , изображавшими исторические эпизоды борьбы за создание централизованного Русского государства. В 80-х годах XVII века был создан многоярусный иконостас, украшенный позолоченный резьбой.



     Другой важной достопримечательностью монастыря является шестиярусная колокольня, возвышаются на 72 м. Колокольня была построена в 1683-1690 годах под руководством зодчего Потапова.



     Из других достопримечательностей Новодевичьего монастыря отметим две надвратные церкви - Преображенскую над северными воротами (построена в 1687-88 годах) и Покровскую над южными воротами (построена в 1683-88 годах), а также корпус монастыской трапезной с Успенской церковью, построенный в 1684-87 годах. Большинство остальных постройки также относится к концу XVII века.



     На территории Новодевичьего монастыря похоронены поэт Денис Давыдов, историк С.М. Соловьев, писатели М.Н. Загостин и И.И. Лажечников, генерал А.А. Брусилов. Похоронены здесь и многие участники Отечественной войны 1812 года.



     Непосредственно к Новодевичьему монастырю примыкает обнесенное стеной Новодевичье кладбище, где похоронены известные писатели, актеры, художники, а также военные и политические деятели. Над многими могилами установлены художественные надгробья.



     Расположен Новодевичий монастырь недалеко от метро "Спортивная". Адрес монастыря: Большая Пироговская улица, 2.

Покровский монастырь   

Покровский монастырь был основан в 1635 году по указу царя Михаила Фёдоровича на месте бывшей богодельни ("убогого дома") у Покровской заставы.



     Не имея никакого оборонительного значения, Покровский монастырь однако очень удачно вписался в южную дугу монастырей-сторожей, заняв место между Новоспасским и Анрониковым монастырями.



     В первой половине XIX века монастырь был почти полностью перестроен.



     После Октябрьской революции он, как и все московские монастыри, был упразднен, а в дальнейшем многие его сооружения были разрушены. На части территории бывшего монастыря был открыт районный парк культуры и отдыха, а на месте бывшего монастырского кладбища находился стадион.



     В настоящее время комплекс сооружений Покровского монастыря возвращен церкви. Здесь вновь открыт монастырь. Правда, если раньше монастырь был мужской, то теперь женский.



     В комплекс Покровского монастыря входят церковь Покрова пресвятой Богородицы (1806-1814), церковь Воскресения Словущего (Воскресенский собор) и братские кельи. Сохранилась и часть стены монастыря. Церковь Воскресения Словущего, построенная в 1792-1798 годах, была существенно перестроена в 1854-1856 годах по проекту архитектора М.Д.Быковского.



     В последние годы здания монастыря восстановлены.



     Покровский монастырь находится по адресу: Таганская улица, 58. Добраться до него легко от станций метро "Таганская","Марксистская" или "Пролетарская".



.

 

 

Ответ #6: 31 07 2010, 17:20:24 ( ссылка на этот ответ )

Легенды о храме Христа Спасителя

25 декабря 1812 года российский император Александр I издал манифест, по которому в Москве предполагалось возвести храм в честь победы России над армией Наполеона. Новый храм должен был стать олицетворением подвига русского народа и ознаменованием "благодарности к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели".

Автором первого проекта храма был архитектор Александр Витберг. Согласно его плану, местом возведения храма Христа Спасителя должны были стать Воробьевы горы, а сам собор должен был состоять из трех частей, связанных между собой и символизировавших Воплощение, Преображение и Воскресение. В нижнем храме предполагалось похоронить останки павших в боях во время Отечественной войны 1812 года. Храм был торжественно заложен в 1817 году, однако планам Витберга не суждено было воплотиться в жизнь: горы начали оседать под тяжестью возводимого сооружения, а Николай I, сменивший Александра I на российском престоле, и вовсе нашел проект Витберга неудачным и неосуществимым. Вместо него в 1832 году архитектором храма Воскресения Христова был назначен Константин Тон.

Храм решено было возвести на месте бывшего Алексеевского женского монастыря. И, хотя монахини Алексеевской обители героически вели себя во время нашествия Наполеона, это не спасло их монастыря от гибели: Николай приказал отправить обитель за пределы Москвы и снести все постройки, в том числе и прекрасный двухшатровый соборный храм 1625 года, который уцелел в пожаре Москвы. От монастыря на том месте осталось только другое название холма - Алексеевский.

С этим решением императора и связана легенда о проклятии игуменьи. Будто бы она, возмущенная переносом монастыря, в сердцах прокляла место возведения храма и предрекла, что ни одно сооружение не простоит на этом месте более 50 лет. А в первый день сноса произошло другое печальное событие: работник, снимавший крест с монастырской церкви, сорвался и разбился насмерть на глазах огромной толпы. Все это воспринималось в народе как зловещее предзнаменование и связывалось с неудавшейся попыткой построить храм на Воробьевых горах.

Как бы то ни было, место строительства было выбрано как нельзя более удачно: храм был виден с любой точки Москвы, а соседство с Кремлем подчеркивало глубокую связь нового храма Христа Спасителя с русской историей и культурой.

На строительство и внутреннюю отделку храма Христа Спасителя ушло почти 40 лет: он возводился с  1839 по 1883 год. 26 мая 1883 года храм был торжественно освящен в присутствии Александра III и императорской семьи.

Первый  просуществовал 48 лет, в связи с чем многие вспоминали о легенде про проклятие монахини. Величественный храм вызывал раздражение Советского правительства: он никак не вписывался в новую государственную идеологию и повсеместное насаждение атеизма.

По распоряжению Сталина  был взорван 5 декабря 1931 года. Но прежде два раза прогремели мощные взрывы, а он продолжал стоять почти неповрежденным. Тогда, по легенде, московские старушки, прощавшиеся с храмом на другом берегу Москвы-реки, радостно перекрестились и предсказали, что "Бог накажет большевиков" и что ничего другого, кроме храма, не будет стоять на этом месте. Народная молва приписывала третий, последний взрыв Лазарю Кагановичу, будто бы он собственноручно повернул рычаг взрывателя со словами: "Задерем подол России-матушке!" Хотя известно, что это сделал один из инженеров, руководивших взрывными работами, по фамилии Жевалкин, после того, как перед ним два инженера отказались.

Мрамором из храма выложили станции метро "Кропоткинская" и "Охотный ряд", так гласит легенда, иногда опровергаемая.

На месте храма предполагалось построить Дворец Советов - гигантскую башню, увенчанную статуей В.И.  Ленина. Однако планы по возведению здания были нарушены Второй мировой войной. В 1958-1960-х годах котлован, вырытый под фундамент Дворца, был использован для строительства открытого плавательного бассейна "Москва".

Бассейн просуществовал 30 лет. В конце 1980-х годов появилось общественное движение за возрождение храма Христа Спасителя.

 

 

Ответ #7: 13 08 2010, 19:41:53 ( ссылка на этот ответ )

Святые отцы спустились под землю. В Пензенской области восстанавливают подземный храм – крупнейший в России.



Это место считается уникальным – уже известны случаи чудесного излечения людей от тяжелых недугов. Репортаж Натальи Гостевой.



Настоятель храма в поселке Сазань не видит свет божий. В церкви святой отец появляется только на молебен, а затем спешит под землю. Под деревенским приходом сейчас восстанавливают пещерный храм. Местные бабушки, прознав об этом, приготовили кирпичи.



Отец Андрей Афанасьев. Настоятель храма: Люди приносили по кирпичику, подписывая свои имена, и кирпичи вкладывались в строительство, в стены храма.



Вначале было слово – «Сазань». Название поселка краеведы перевели как заячья нора. Вкупе с рассказами местных жителей о неких пещерах, докопались до исторической находки: пещерного алтаря повстанцев Пугачева на глубине десяти метров под землей. После разгрома мятежников здесь искали убежище от мирских забот монахи.



Пещерный храм это молельный зал. Лабиринт, его длина сто метров – это пока то, что успели откопать. А вообще его протяженность более двух километров и кельи монахов-отшельников. Считается, что под землю монахи спускались, чтобы обрести дар предвидения и целительства.



Мощи последнего настоятеля пещерной обители священники были вынуждены даже перенести под землю. Так за сохранностью могилы уследить легче, поясняют школьникам на экскурсии.



От недугов паломники сейчас избавляются в роднике, что рядом с подземельем. Его вода, убеждают церковнослужители, тоже обладает лечебной силой. Купаются верующие здесь теперь даже в сильный мороз, без боязни простыть.



Сергей. Учитель истории поселка Сазань: Слава пошла в связи с тем, что в этом монастыре отчитывали от злых духов, изгоняли бесов, как говорится.



Говорят, к монахам наведывался Григорий Распутин. Свидетельство тому поселковый историк отыскал в архиве. Со школьниками он перелопатил всю округу в поисках подземной святыни. А теперь ходит сюда, как на службу, подземелье скрывает еще много тайн.



Сергей. Учитель истории поселка Сазань: Какие-то открытия, достаточно интересные, которые позволят пролить свет на историю этого монастыря.



Сейчас для посещений доступна только малая часть пещер. Копать приходиться вручную. Рассеять темное прошлое храма помогут студенческие отряды, их привезут в монастырь на все лето.

 

 

Ответ #8: 14 12 2011, 01:25:20 ( ссылка на этот ответ )

Новодевичий женский монастырь был основан в XVI веке на Девичьем поле (иначе именовавшемся Самсоновым лугом). В 1523 году было выдано из великокняжеской казны 230 килограммов серебра на устройство нового монастыря, построить который ещё за 9 лет до того дал обет московский князь Василий III, если удастся взять Смоленск, отвоёванный у Московского княжества литовцами. Смоленск действительно был взят, а место для монастыря было выбрано не простое — с этого поля икона Божией Матери Одигитрии Смоленской была отправлена из Москвы обратно в Смоленск. Название Девичьего поле получило оттого, что, по преданию, во времена татаро-монгольских нашествий баскаки отбирали здесь русских девушек, которым предстояло отправиться в Орду.
    Склон, на котором был поставлен монастырь, вёл вниз от города к Лужникам. Изначально стены и башни монастыря были деревянными, но высокими и очень красивыми. Ворота были только южные, северные ворота были построены позже.
    Самое примечательное здание в ансамбле Новодевичьего монастыря — Смоленский собор, или собор иконы Смоленской Богоматери, построенный одновременно с основанием монастыря. Это монументальный пятиглавый храм с росписями XVI и XVII веков, с пятиярусным резным иконостасом и редкими иконами XVII века. Трапезная с церковью Успения, колокольни, надвратные церкви монастыря, примыкающие к ним Мариинские и Лопухинские палаты — великолепные образцы московского барокко.
    В XVI–XVII веках Новодевичий монастырь стал местом пострижения женщин из царской семьи. В стенах монастыря жила вдова старшего сына Ивана Грозного, царевича Ивана. Сюда же после смерти царя Фёдора Ивановича удалилась его вдова Ирина Годунова со своим братом Борисом Годуновым, будущим царём Борисом. В Новодевичьем монастыре окончила свои дни сестра Петра I, царевна Софья, насильственно принявшая постриг. Первая жена императора Евдокия Лопухина также была заточена в монастырь.
    Новодевичий монастырь неизменно пользовался покровительством русских самодержцев, владел обширными земельными угодьями. Монахини монастыря были, как правило, из высших слоёв знати. В 1724 году здесь были устроены больница для солдат и офицеров русской армии и приют для подкидышей-девочек. Во время Отечественной войны 1812 года в Новодевичьем монастыре стояли французские войска. При отступлении французов монастырь был подготовлен к взрыву. Только находчивость монахинь, которые подоспели вовремя и затушили фитили, спасла монастырские здания от разрушения.
    С конца XVIII века и до 1868 года Новодевичий монастырь использовался церковной властью в качестве исправительного учреждения для женщин Москвы и Московской губернии, осуждённых Земским судом за неверие.
    Судьба Новодевичьего монастыря сильно изменилась в начале XX века. В 1922 году монастырь закрыли, устроив здесь музей, который позже стал филиалом Государственного Исторического музея. Тем не менее с 1980 года в Новодевичьем монастыре размещается резиденция митрополита Крутицкого и Коломенского.
    С 1939 по 1984 год в монастыре жил и работал знаменитый историк-реставратор П. Д. Барановский. В 1992 году здесь была установлена мемориальная доска с его именем. В 1994 году монастырь снова стал действующим. Монастырской общине были переданы не все здания — часть их осталась в ведении музея, в том числе древний Смоленский собор, ровесник монастыря.
    А в 1994 году здесь снова был учреждён женский монастырь. С 1995 года в Смоленском соборе проводятся службы по престольным праздникам.
    Ещё в XVI веке на территории Новодевичьего монастыря было устроено кладбище, на котором хоронили представителей церковной и светской знати. В XIX веке на территории монастыря были похоронены герои Отечественной войны 1812 года, среди которых был гусар и поэт Денис Давыдов, декабристы С. Трубецкой и М. Муравьёв-Апостол, а также известные деятели культуры, в том числе историк С. Соловьёв и философ В. Соловьёв. Сегодня на Новодевичьем кладбище захоронены видные деятели Советского государства и России и члены их семей, военачальники, артисты, учёные, лётчики…
    Новодевичий монастырь, включённый ЮНЕСКО в список всемирного культурного наследия, считается одним из старейших и красивейших монастырей России.
    10 августа 2004 года Новодевичьему монастырю исполнилось 480 лет.

 

 

Ответ #9: 15 12 2011, 20:25:49 ( ссылка на этот ответ )

Легенды и были Новодевичьего монастыря

С историей Новодевичьего монастыря связаны многие трагические судьбы. Здесь принимали постриг и томились в неволе царские жены, сестры и дочери, здесь проливалась кровь… Не счесть мифов и преданий об этом месте, что теперь находится уже, по сути, в центре Москвы. Среди этих легенд есть как наводящие ужас, так и касающиеся счастливых примет.

Монастырь был построен по обету великого князя Московского Василия III, в 1514 году отбившего у литовцев город Смоленск. Строительство началось в 1523 году, на Девичьем поле, откуда была отправлена из Москвы обратно в родной город икона Божией Матери Одигитрии Смоленской.

Название же Девичье, по преданию, получило поле из-за того, что татаро-монголы некогда свозили сюда русских девушек, которых отправляли в полон, в Орду. Так и монастырь стал называться Новодевичьим.

Обитель поставили на склоне, спускавшемся к Лужникам. Стены и башни изначально возвели из дерева. Главный собор освятили в 1525 году в честь Смоленской иконы Божией Матери. По одной из версий, возводил его итальянский зодчий Алевиз Новый, по другой – наш соотечественник Нестор, который погиб во время строительства.

Первой настоятельницей монастыря стала уроженка Суздаля боярыня Елена Девочкина, впоследствии причисленная к лику святых.

Принимали в обитель только представительниц знати и монарших родов. Среди них были вдова царя Феодора Иоанновича - царица Ирина Годунова, дочь царя Михаила Федоровича Романова - царевна Татьяна, сестры Петра I Екатерина и Евдокия и его первая жена Евдокия Лопухина… Некоторые из них были пострижены в монахини против своей воли.

Темница для царевны

Очень много сделала для монастыря еще одна сестра Петра – царевна Софья. На ее средства были отстроены колокольня, надвратные церкви на северных и южных воротах, трапезная палата и Успенский храм.

По иронии судьбы, именно Новодевичья обитель стала для Софьи темницей: в 1689 году по приказу брата ее заточили сюда и насильно заставили принять постриг под именем инокини Сусанны. При этом прямо под окнами Софьиной кельи Петр приказал вешать стрельцов, принявших в споре брата и сестры за власть ее сторону.

Есть предание о том, что на льду Новодевичьего пруда царь самолично вместе с верными боярами рубил стрельцам-бунтарям головы. А так как отсечь главу с первого раза не всегда удавалось, то казнимые нередко испытывали страшные муки.

И по сей день, гласит молва, возле сего пруда бродят души убиенных стрельцов. Тщетно ищут они своих палачей, чтобы поквитаться с ними.

Кроме того, говорят, что видели в окрестностях Новодевичьего монастыря и фантомы несчастных его узниц. Но ничего устрашающего в них нет – напротив, они нередко помогают приходящим сюда представительницам женского пола.

Напрудная башня на территории Новодевичьего монастыря зовется Софьиной. По поверью, если прикоснуться к ее подножию и загадать желание, особенно романтического свойства, то оно непременно сбудется. Однако действует примета только в отношении женщин.

Ошибка Наполеона

Окунемся вновь в историю обители. В 1724 году по указу Петра при ней был открыт приют для девочек-подкидышей. Специально выписанные царем из Голландии мастерицы обучали воспитанниц плетению знаменитых брабантских кружев. В то время кружевницы работали в основном при монастырях.

В сентябре 1812 года в Новодевичьем разместились французские солдаты. Вскоре сюда прибыл и сам Наполеон. Недолго думая, он приказал поджечь святую обитель.

В ночь с 8 на 9 октября, когда армия Бонапарта отступала из Москвы, незваные постояльцы перед уходом зажгли множество свечей и прилепили к деревянным иконостасам, а также покидали их в разбросанную повсюду солому. В подклети же Смоленского собора они оставили открытые бочонки с порохом, положив на них сверху зажженные фитили. К счастью, монахини успели во-время их обнаружить и потушить начинавшийся пожар.

Между тем, как гласит легенда, Наполеон долго стоял на Воробьевых горах, ожидая, когда вспыхнет зарево над Новодевичьим. Он считал для себя делом чести уничтожить этот красивый старинный монастырь, бывший национальным достоянием. Потому дал распоряжение своим солдатам вернуться и повторить поджог, если дело не сладится.

И тогда, узнав об этом варварском замысле, один из москвичей, чей дом стоял рядом с обителью, поджег свое жилище. Огонь заполыхал. Завидев пламя на другом берегу Москвы-реки, французский император решил, что горит именно Новодевичий, и преспокойно отбыл восвояси.

Свечение над могилами

После революции, в 1922 году, большевики закрыли обитель, устроив в ней… «Музей раскрепощения женщины», позднее, в 1926 году, преобразованный в историко-бытовой, а затем художественный музей. Часть зданий и помещений выделили под детские ясли, общежитие, прачечные. Трапезную отдали под гимнастический зал.

В 1930-х годах территорию Новодевичьего «реконструировали», разбив сквер с газонами и аллеями. При этом потревожили захоронения, находившиеся в монастырской ограде. Спустя какое-то время грунт в некоторых местах стал оседать, образуя в земле воронки, а в стенах новых построек начали появляться трещины.

После того как одна из сотрудниц музея провалилась в подземный склеп с пятью гробами, была вызвана геофизическая комиссия, обследовавшая территорию монастыря и составившая карту опасных секторов…

К сожалению, план старого некрополя в Новодевичьем оказался безвозвратно утерян. Никому не пришло в голову, что он может понадобиться. Сохранилось лишь несколько могильных надгробий.

В наше время старое кладбище близ Новодевичьего попытались восстановить, но найденные памятники расставили не там, где они должны были стоять изначально – ведь точное местонахождение могил никому не было известно. На сегодняшний день в неприкосновенности остались могилы поэта-гусара Дениса Давыдова, декабристов Сергея Трубецкого, А.Н.Муравьева и М.И. Муравьева-Апостола, поэта А.Н.Плещеева, генерала А.А.Брусилова…

Между тем ходит предание, что ночью места заброшенных захоронений слабо светятся – так их, дескать, и можно обнаружить…

Кто похитил череп Гоголя?

При советской власти с южной стороны монастырской стены образовалось современное Новодевичье кладбище, предназначенное для захоронений представителей элиты. В 1930-е годы сюда из закрытого Даниловского монастыря перенесли прах Николая Васильевича Гоголя.

С этим перезахоронением связана скандальная история об исчезновении черепа великого писателя, по слухам, украденного директором Театрального музея Алексеем Александровичем Бахрушиным…

В Замоскворечье есть улица Бахрушина, на которой расположен одноименный музей. Основатель его принадлежал к старинному московскому роду купцов-меценатов.

Бахрушины вели свой род от татар из города Касимова. До 1821 года они проживали в Зарайске, потом глава семьи Александр Федорович Бахрушин решил переехать в Москву. Здесь семья открыла суконные и кожевенные фабрики, но куда большую известность Бахрушины приобрели как меценаты. Десятую часть от своих доходов они в конце каждого года отдавали на благотворительность.

Один из наиболее прославленных представителей рода – основатель Театрального музея в Москве Алексей Александрович Бахрушин. В музее можно увидеть редкие издания пьес; сочинения по истории театра; театральные журналы и альманахи; записки и дневники выдающихся деятелей российской культуры, например, Н.В. Гоголя, А.С.Грибоедова, М.С.Щепкина; коллекцию балетных туфелек; подарки и подношения, полученные актерами…

С музеем связана совершенно невероятная история. Известно, что, когда в 1931 году проводилось перезахоронение останков Николая Васильевича Гоголя с кладбища Свято-Данилова монастыря на Новодевичье, обнаружилось, что у скелета недостает… головы! Были допрошены монахи Свято-Данилова монастыря, которые поведали, что череп якобы взял Бахрушин, участвовавший в реставрации могилы писателя накануне столетия со дня его рождения, в 1909 году.

Пошли слухи, что гоголевский череп видели в Бахрушинском музее, где он лежал, увенчанный серебряным венком, в палисандровом ларце со стеклянным оконцем. Эту версию подтверждал и советский писатель Владимир Лидин, который в своих воспоминаниях сообщал, что в музее Бахрушина хранятся три черепа - актера Михаила Щепкина, Николая Гоголя и неизвестно чей.

Впрочем, легенду о похищенном гоголевском черепе принять за истину весьма сложно. Ведь все представители рода Бахрушиных были глубоко интеллигентными людьми, и Алексей Бахрушин, основатель Театрального музея, не являлся исключением из правил. Вряд ли он был способен тайком присвоить мощи усопшего литератора, тем более выставить их напоказ в своем музее! Скорее всего, это такое же историческое заблуждение, как и многие другие…

***

Мы не перечислили и малой толики тех легенд и чудес, которые связаны с Новодевичьим монастырем.

Среди москвичей, которые постоянно ходят гулять в прилегающий к нему сквер, бытует мнение, что если встретить там появление полной луны, то кто-то из твоих ближайших родственников непременно «пойдет в гору» и «достигнет степеней известных».

А листья, сорванные по весне с любимым в этом же сквере и засушенные, якобы могут надолго сохранить его верность.

Откуда взялись эти поверья, остается только гадать…

Ирина ШЛИОНСКАЯ

 

 

Страниц: 1 2  | ВверхПечать