Буддизм открывает способы избавления от страдания и пути просветления.
Буддизм (переводится с санскрита как «Учение Просветлённого») — древнейшая из мировых религий, основанная в VI веке духовным учителем Сиддхартхой Гаутамой.
Истоки буддизма
Согласно религиозным текстам и древним жизнеописаниям Будды, Сиддхартха Гаутама был очень богатым и влиятельным принцем в индийской провинции. В 29 лет отрекся от своего имущества и титула и отправился искать высшую истину. Главной целью Сиддхартхи было найти избавление от страданий, которые всегда преследуют человека, — смерть, старение, болезни. Когда после долгих лет странствий и медитаций Сиддхартха наконец достиг просветления, он получил имя «Будда», что означает «пробужденный».
Распространенность буддизма
По самым минимальным подсчетам в мире проживает более миллиарда буддистов. Буддийское учение распространено по всей Земле, однако наибольшее число буддистов насчитывается в странах Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии.
В западных странах буддизм популярнее всего во Франции — там его исповедует более 600 000 людей.
Школы буддизма
За время существования буддизма возникало множество различных течений, по-своему трактующих учения Будды. Значительную часть школ можно поделить на три группы.
Первая, самая древняя школа — тхеравада. Ее последователи исповедуют более рационалистический подход к буддизму и ищут состояния ума, полностью свободного от всех загрязнений и заблуждений.
Вторая — Махаяна, или Великая Колесница. Она призывает к Пробуждению во благо всех живых существ и поиску внеличностной мудрости. На сегодняшней день она является самой распространенной школой буддизма. По всему миру насчитывается около 600 миллионов ее последователей.
Наконец, третья школа — Ваджраяна, или Алмазная колесница. Это наиболее оккультная ветвь буддизма, придающая большое значение гуру, ритуалам и специальным мантрам.
Основные доктрины буддизма
Несмотря на значительные расхождения, все школы буддизма признают определенный набор воззрений, изложенных в священных буддийских текстах. Наиболее важной доктриной буддизма считаются Четыре Благородные Истины, которые Будда открыл в своей первой проповеди, «Сутре запуска Колеса Дхармы» («дхарма» - это моральный долг человека).
Религиовед Роберт Лестер предлагает такую трактовку Сутры: существует страдание; существует причина страдания — желание; существует прекращение страдания — нирвана; существует путь, ведущий к прекращению страдания, — восьмеричный путь.
Восьмеричный (или Срединный) путь — вторая основополагающая доктрина буддизма, принимаемая всеми школами. Это свод правил и рекомендаций, которые позволяют достичь избавления от страданий в повседневной жизни. Восьмеричный путь состоит из правильного взгляда, правильного настроя, правильной речи, правильных действий, правильной жизни, правильных усилий, правильного сосредоточения внимания и правильного просветления.
Буддизм и медитация
Общей практикой для всех школ буддизма является медитация. Сам Будда достиг просветления не благодаря каким-то внешним факторам, а после длительных и усердных медитаций, созерцания собственного духа и всех вещей.
Разновидностей медитации так же много, как и различных школ буддизма, и отличаются они друг от друга как внешне (например, положением, которое нужно принимать), так и внутренне (существуют разные мнения о том, к какому состояния ума должен стремиться медитирующий).
Буддизм и другие религии
Буддизм значительно отличается от других мировых религий, в особенности от христианства и мусульманства, тем, что не признает единого бога как творца мироздания. В сущности, в буддийском каноне вообще не идет речь ни о каком боге. Нет в буддизме и учения о вечной душе. Вместо этого, буддисты признают, что в основе мироздания лежит вечный круг перемен, и никакая сущность в нем не может оставаться неизменной.
Нет в Буддизме и четко определенного набора священных текстов или единого их источника. Так, школа Тхеравада признает «Палийский канон», сборник древнейших буддийских текстов на языке пали, а школа Ваджраяна считает главным Тибетский канон, в котором есть значительные отличия.
Это связано с тем, что в буддизме в принципе куда меньше догматизма, чем, например, в христианстве. Многим буддийским школам (в особенности дзен-буддизму) свойственно пренебрежительное отношение к ритуалу, гуру и проповедям.
Буддизм призывает человека опираться на свой личный опыт, слушать свой внутренний голос, а не наставления проповедника. Будда говорил об этом так: «Теперь не верьте моим словам только потому, что это сказал Вам Будда, но хорошо исследуйте их. Будьте светом сами себе».
Автор: Алексей Музычук