В отличие от «кармы», которая как понятие была усвоена в российской прессе уже лет десять-пятнадцать назад, понятие «эгрегора» только робко стучится в широкий (неэзотерический) социум: это слово используется некоторыми журналистами, но никто не разъясняет, что, собственно, оно значит, и некоторые люди соответствующее понятие смешивают с «архетипом», хотя это совершенно разные вещи. (Например, архетип птицы – это «птица вообще», а птичий эгрегор воплощается в конкретной птичьей стае.) Почему же столь важное понятие, которое так много может объяснить, до сих пор не получило широкого распространения? Каждый знает, что такое «эдипов комплекс», хотя фактически это явление не так уж и часто встречается (вопреки мнению Зигмунда Фрейда), а насчет «эгрегора» наша культура хранит почти гробовое молчание, хотя с эгрегорами каждый человек сталкивается по нескольку раз в день и при смене эгрегоров сильно напрягается, существенно перестраиваясь психологически.
В широком смысле эгрегор – это ангел, или дух, коллектива, то есть та сила (тонкая сущность), которая данный коллектив создает, организует, ведет по жизни и в конце концов разрушает. В наше время выражения «корпоративный дух» или «дух семьи» достаточно распространены, но этот «дух» понимается как некий пассивный аромат, присущий данному коллективу, и этот «аромат» никак не соотносится ни с понятием самодостаточной независимой воли, свойственной эгрегору, ни с реализационной властью эгрегора – его способностью существенно влиять на поток событий (например, «случайных» встреч) в данном коллективе его социальных окрестностях.
Чем жестче эгрегор, тем более ритуально оформленного поведения требует он от своих служителей– и тем его требования (и его понятия) больше отходят от непосредственной (сенсорной) жизни людей, с ним связанных. Но при этом в нашей культуре прямого обращения к эгрегору не предполагается – более того, он сам как отдельный объект, обладающий независимой волей и определенной властью над миром, в глазах (точнее, в сознании) своих рядовых служителей существовать не должен. Иное дело – высшие служители эгрегора, его доверенные лица и начальники над прочими членами эгрегориального коллектива. Они могут (полусознательно) обращаться к своему эгрегору и о чем-то его просить – и он нередко эти их просьбы исполняет, но при этом скрывается в тени, так что у них создается впечатление, что им «везет» или что они настолько могущественны, что их воля и намерения тут же воплощаются в реальность. Спору нет: существуют люди с высоким уровнем реализационной власти, который не зависит от эгрегора, которому они служат, но такие люди довольно редки, и о них – особый разговор. Нередко они становятся весьма эффективными топ-менеджерами и даже в конце своей карьеры пишут книги о том, как надо руководить предприятиями – книги, рассчитанные на читателей с выдающимся уровнем реализационной власти и бесполезные (и даже вредные, ибо вводящие в заблуждение) для остальных читателей. Но для обычного руководителя, не одаренного от природы высокой реализационной властью, отношения с эгрегором – основа его профессионализма и успеха.
Тема отношений человека с коллективом разбирается давно – вероятно, столько, сколько существует человечество и его самосознающие индивиды. Однако лишь понятие эгрегора позволяет четко разделить два аспекта этой темы: внешние отношения человека с коллективом, которые реализуются в процессе физического и социального (например, разговоры) взаимодействия данного человека с другими членами этого коллектива; и внутренние отношения человека с коллективом, которые происходят в воображении человека и состоят в его мысленном (но при этом нередко эмоционально и этически окрашенном) взаимодействии с образами отдельных членов этого коллектива, а также с образом коллектива в целом, то есть с эгрегором данного коллектива. И ситуация (порой весьма драматичных!) внутренних отношений с коллективом знакома каждому человеку, ходившему в детский сад, школу, институт, работавшему в цеху или лаборатории, в государственной конторе или на частной фирме и, наконец, жившему в семье и посещавшему другие семьи. Другое дело, что мы не приучены обращать внимание на эгрегоры, а их влияния внутри себя интерпретируем как собственные душевные движения. Упражнения, собранные ниже, придуманы мной с целью помочь желающим услышать голоса эгрегоров внутри себя и научиться отличать их друг от друга и от собственных желаний и намерений человека.
Эгрегор как домашнее животное
Сознание эгрегора похоже на сознание домашнего животного, и это сходство наблюдается во многих отношениях. Например, «воспитанный» эгрегор может приносить мало неприятностей и хлопот, но много радостей своим служителям – аналогично тому, как воспитанное домашнее животное радует своих владельцев. «Невоспитанный», «одичавший» эгрегор ведет себя безобразно, садится на шею своему коллективу, ставит ему палки в колеса, откровенно вредит, ни в грош не ставит своих служителей – тоже весьма знакомая, увы, ситуация. С чего же начинается воспитание домашнего животного? С того, что ему дают кличку и учат на нее откликаться – сначала в ситуациях, когда с ним здороваются, его кормят и с ним прощаются. Вот с этого мы и начнем.
Некоторые эгрегоры уже имеют свое естественное название – например: «Класс 6б», «Семья Колокольчиковых» (или просто «Колокольчиковы»), «НПО Энергия». Но это не относится к парным эгрегорам, а также эгрегорам дружеских и многих других коллективов; кроме того, стандартное название может быть для вас по каким-то причинам неудобным. Поэтому вы можете дать эгрегору, с которым регулярно сталкиваетесь и хотите выстраивать отношения, особое, известное лишь вам, «внутреннее» имя, которое вы будете использовать в своих переговорах с ним – а можете использовать и его стандартное, общепринятое имя. Важно лишь, чтобы вы его не меняли от случая к случаю, и чтобы у эгрегора, как у собаки, выработался рефлекс на ваше окликание.
Уровни эгрегориального ответа
Эгрегоры обычно как-то реагируют на прямое обращение к ним, но их ответ (реакция) может прозвучать на разных уровнях, и вы должны быть к этому готовы. Ниже перечислены пять различных уровней ответа. В принципе ответ эгрегора воспринимается в виде мысли, промелькнувшей в голове человека, или пришедшей «ниоткуда» эмоции, или телесного ощущения – или всего этого вместе. Основные варианты описаны ниже.
► Позиционный ответ
Это ответ, в котором эгрегор выражает свою позицию по отношению к вам или предлагает вам определенную позицию или статус, в которых вам желательно находиться по отношению к нему. Это очень важный тип ответа, который, если вы его услышите и учтете, сильно поможет вам в ваших взаимодействиях в рамках соответствующего коллектива: эгрегор, увидев, что вы уважаете его «табель о рангах», будет вам тихонько подсказывать, как надо вести себя в той или иной ситуации и даже, возможно, настроит позитивно по отношению к вам своих служителей. Наоборот, если вы проигнорируете ту позицию, в которую он вас поставил, и попытаетесь встать в иную, или присвоите себе иной статус, то можете встретить ожесточенное сопротивление эгрегора, которое выразится и внутренне (вам внутри станет нехорошо), и внешне – в немотивированной недоброжелательности и даже агрессии со стороны служителей эгрегора: от низших (охранники, уборщицы) до высших (начальники).
Позиционный ответ эгрегора, если его перевести в слова, может прозвучать, например, так:
Ты – проситель, и будь терпелив и скромен.
Я пока что тебя не знаю. Не жди моей благосклонности, пока не обретешь положительный статус.
Я тебя не знаю и знать не хочу. Не одетые по дресс-коду посетители для меня не существуют.
Ты – «свой», но мелкая сошка. Не важничай, и свое получишь.
О, ты для меня – фигура. Я постараюсь тебе помочь.
Не суетись и слушай, что тебе говорят старшие. Они лучше знают.
► Казуальный ответ
Каузальная энергия – это (психическая) энергия действия или поступка человека; нередко она переживается человеком как отчетливое конкретное намерение или волевой импульс. Вы идете в данный коллектив, имея в виду определенные свои действия (поступки) или участие в событиях. Каузальный ответ эгрегора как-то видоизменяет ваше исходное намерение (волевой импульс): его усиливает, или ослабляет, или модифицирует – например, ваши планы вдруг меняются или ваши твердые намерения куда-то испаряются. Последнее означает предупреждение эгрегора, которое, будучи переведено в слова, может прозвучать так: «Мне не нравится твой план. Лучше не пытайся его реализовать». Впрочем, иногда эгрегор дает определенное указание (повеление), не связанное напрямую с вашим собственным, но это эгрегориальное указание лучше исполнить, если вы хотите стать у эгрегора «своим» и иметь его фоновую поддержку и подсказки, а также каузальную удачу – например, «случайные» (читай – подстроенные эгрегором) полезные встречи, получение к ответственному моменту необходимой информации и т. п.
Ниже приведены примеры каузальных ответов эгрегора, переведенные в слова; в квадратных скобках указаны его действия над вашей психикой.
Притормози! [Ваше намерение бледнеет и худеет на глазах.]
Стоп! Оденься по дресс-коду. [Вы чувствуете себя как будто голым и очень хочется одеться как здесь принято.]
Сначала купи что-нибудь в буфете. [Ваши ноги сами туда направляются.]
Уходи сразу – ты мне не понравился. [У вас про-падает всякое намерение быть в данном коллективе; все его сотрудники кажутся враждебными.]
О, заходи, дорогой! Тебе здесь рады! Сейчас тебе станет хорошо! [Вы чувствуете прилив сил и уверенности в себе.]
► Ментальный ответ
Этот ответ не содержит ни прямых волевых импульсов со стороны эгрегора, ни эмоций – одну «голую» информацию, которую эгрегор дает «к сведению» человека, и лучше эту информацию не пропустить мимо своих внутренних ушей. Нередко эта информация дается в символическом виде – эгрегоры любят говорить каждый на своем языке, своего рода жаргоне, знакомом иногда только его служителям.
Примеры ментальных ответов эгрегора:
Если тебе что-то нужно, можно обратиться к секретарю.
Здесь любят улыбки и подарки.
Тот, кто здесь принимает отказ как окончательный, может ошибаться. То же относится и к согласию.
► Эмоциональный ответ
Это существенные изменения в вашем эмоциональном состоянии, которые вызывает эгрегор: он может усилить или ослабить ваши текущие эмоции или их стереть и вызвать свои – те, которые сочтет в вашем случае уместными. Осязаемых внешних причин для скачков вашего настроения при этом нет – их вызывает именно эгрегор, непостижимым образом встраиваясь в ваше подсознание.
Это выглядит так, как будто эгрегор дает вам команду по изменению эмоционального состояния – и сам же ее выполняет на материале вашей психики. Эти команды могли бы, будучи выражены в словах, прозвучать так:
Перестань улыбаться! Серьезнее! [На ваше лицо само собой опускается серьезное, ответственное выражение и одновременно вы действительно становитесь серьезнее, хотя в ваших планах ничего такого не было.]
Улыбнись, развеселись и расслабься! [Вы улыбаетесь и расслабляетесь, вам делается легко и весело.]
Спокойнее и трезвее, пожалуйста. [Вы успокаиваетесь и делаетесь уравновешенно-рассудительным.]
► Кинестетический ответ
Это ответ, который регистрируется вашими телесными ощущениями: скованностью или расслаблением тела, хорошим или плохим физическим самочувствием и т. п.
Примеры таких ощущений (не мотивированных внешними событиями):
вас тошнит;
вы чувствуете необыкновенную легкость в теле и подвижность в ногах;
ваше лицо словно каменеет;
вы чувствуете острую необходимость зайти в туалет, хотя вроде бы причин к этому нет;
вы чувствуете тепло внизу живота и легкую эрекцию (увлажнение в вульве);
ваши ноги делаются как ватные и никуда не хотят идти;
вы чувствуете, словно на ваши ноги надели тугую резину, так что их трудно передвигать.
Территория эгрегора – это место, где работает или живет (встречается) его коллектив, или же место, с которым эгрегор символически ассоциирует себя. Например, это квартира семьи в случае семейного эгрегора; здание, в котором расположена фирма, в случае фирменного (корпоративного) эгрегора; Красная площадь в Москве для эгрегора российского государства; любой пункт паспортного контроля на границе страны, куда вы въезжаете.
Проблема дается нам не для жалоб, а для решения.