Сакральные места
«…каждый из вас и есть – Бог…» Саи Баба
Продолжая рассказ о «горячих медитативных точках», мы снова обращаемся к Индии. В жаркой атмосфере этой страны, безусловно, разлит особый аромат, безумно притягательный для людей, ищущих Путь и алчущих Мудрости. По количеству мест обитания учителей духа и их последователей Индия занимает одно из первых мест в мире. На этот раз мы отправимся в расположенную часах в четырех езды от Бангалора небольшую деревню Путтапарти (штат Андра Прадеш). Именно там находится ашрам Сатья Саи Бабы, названный Прашанти Нилаям, или
МЕСТО НАИВЫСШЕГО ПОКОЯ
За без малого пять с половиной веков его существования в поисках пути к просветлению в ашраме побывало немало знаменитостей, начиная со Святослава Рериха и Джорджа Харрисона. Уже в наши дни гостями ашрама Саи Бабы были знаменитый российский искатель тайн Шамбалы Эрнст Мулдашев и актер Стивен Сигал. Регулярно «отмечается» там и «просветленный» российский рокер Борис Гребенщиков.
All you need is love
Сначала стоит рассказать о том, кто же, собственно, такой Сатья Саи Баба – человек, которого миллионы преданных называют Аватаром, или живым воплощением Бога.
Сатья Нараяна Раджу появился на свет 23 ноября 1926 года. Последователи Саи Бабы говорят, что на следующий день великий учитель Шри Ауробиндо собрал своих учеников и сообщил им радостную весть – на землю сошел Бог. С самого рождения мальчика сопровождали чудеса и знамения. Часто родителям приходилось недоумевать, наблюдая за сыном, а то цепенеть от ужаса – однажды они увидели, как забравшаяся в колыбельку кобра, раскачиваясь, убаюкивала младенца. С детства Раджу прославился также способностью материализовать для своих друзей сладости и игрушки.
В 14-летнем возрасте, 8 марта 1940 года, мальчика ужалил черный скорпион. Два с половиной месяца он был при смерти: не могли помочь ни врачи, ни местные знахари. 23 мая он неожиданно поднялся с постели и объявил, что отныне его зовут Саи Баба, и он – новая инкарнация великого индийского святого и подвижника Саи Бабы из Ширди, проповедовавшего объединение индуизма и ислама и умершего в 1918 году.
В октябре 1940 года Сатья Саи Баба покинул дом и отправился проповедовать, в 1950 году основал в Путтапарти ашрам «Прашанти Нилаям» и за 15 лет обзавелся многомиллионной армией последователей. Во всяком случае, центры основанной в 1965 году международной организации «Сатья Саи» есть сегодня в 155 странах мира.
Сатья Саи Баба пообещал своим преданным, что оставит тело в 2021 году, а через 8 лет после этого в городе Майсуре родится мальчик по имени Према Саи, который будет третьей инкарнацией Саи Бабы.
Саи Баба, называя себя объединителем мировых религий, выбрал своей эмблемой цветок, в каждом лепестке которого содержится символ одного из мировых вероучений. Для достижения гармонии он предлагает людям соблюдать десять простых заповедей:
1. Почитайте как священную землю, на которой вы родились, будьте патриотами своей нации, но не критикуйте и не отзывайтесь неодобрительно о других нациях. Даже в мыслях и снах вы не должны причинять зло своей стране.
2. Уважайте равно все религии.
3. Осознайте братство людей и обращайтесь со всеми как с братьями. Любите всех.
4. Содержите свое жилище в чистоте, так как это поддерживает гигиену и здоровье, помогая вам.
5. Практикуйте благотворительность, но не поощряйте нищих раздачей денег. Обеспечивайте их пищей, одеждой и кровом. Помогайте им другими путями, но не поощряйте ленность.
6. Никогда не берите и не давайте взяток. Не позволяйте торжествовать коррупции.
7. Обуздайте зависть и ревность, расширяйте свой кругозор и проницательность. Обращайтесь со всеми одинаково, независимо от социальной и расовой принадлежности и вероисповедания.
8. Делайте все сами, насколько это возможно, даже если вы богаты и имеете прислугу. Служите обществу лично.
9. Развивайте любовь к Богу, отвращайтесь от греха.
10. Никогда не идите против законов государства. Старательно следуйте их духу и букве.
Неплохо звучит, не правда ли?
Материализация предметов,
как правило, часов, драгоценностей и священного пепла вибхути - это еще одна коронная «фишка» Саи Бабы. Собственно, из-за материализаций у него и возникли нешуточные проблемы. Утверждают, что это не что иное, как обычные фокусы, и учитель всегда держит под рукой целую коллекцию часов «made in Taiwan» и колечек из самоварного золота. А священный пепел в таблетках ловко прячет в складках одежды, а затем незаметно растирает в пальцах и осыпает им восхищенных преданных.
Впрочем, сам Саи Баба говорит, что материализованные и раздаваемые паломникам на интервью предметы – это всего лишь его «визитные карточки», обереги, через которые он оказывает помощь людям, а главное чудо – в Любви.
- Если материализация предметов действительно не более чем фокус – что ж, это личный выбор Саи Бабы и его личная ответственность, – говорит киевлянин Евгений Клюев, дважды побывавший в ашраме. – Возможно, некоторым людям действительно необходимо увидеть какое-нибудь простенькое «чудо», и если после этого они задумаются о вечных ценностях, то ничего дурного в этих фокусах я не вижу. В конце концов, в ашрам едут не за этим. Это место дает каждому уникальную возможность попытаться отключить логическую часть ума и взглянуть на мир совершенно другими глазами. И тогда с человеком начинают происходить удивительные вещи. В мое первое посещение стоило только закрыть глаза – и передо мной появлялись картины увиденного в ашраме, подсвеченные необыкновенным солнечным сиянием. А когда я приехал туда во второй раз, то в какой-то момент вдруг увидел цветы, которые произрастали отовсюду – из предметов и даже из людей. Эти цветы напоминали то ли лотос, то ли кувшинку. Полагаю, что мой мозг воспринял на бессознательном уровне некую идею, которой не нашлось аналогов в памяти прошлого, поэтому и продуцировал такую удивительную картинку: произрастающие отовсюду цветы.
Но вернемся к вещам обыденным. В конце концов, даже в самое необычное место нельзя перенестись простым усилием мысли – для этого придется совершить ряд обыденных действий: купить билет на самолет, собрать вещи… Поэтому рискнем дать
Совет №1: как добраться до Путтапарти
Долетев самолетом до Дели или Бомбея, можно пересесть на самолет в Бангалор. Кроме того, из Дели в Бангалор ежедневно отправляется поезд «Карнатака-экспресс», на котором примерно за полтора дня можно доехать до станции «Шри Сатья Саи Прашанти Нилаям». Из Бангалора до Путтаппарти можно добраться на такси (примерно 1300 рупий) или за доллар (40 рупий) на местном автобусе. Языковый барьер – не помеха. Кассиру на автостанции или таксисту достаточно сказать «Саи Баба», и он прекрасно поймет, куда вам нужно ехать.
Совет № 2: одежда
Если вы надеетесь обзавестись под жарким солнцем Индии хорошим загаром, должны вас разочаровать – о коротких шортах и майке придется забыть. Носить их на территории ашрама неприлично. Мужчины там одеваются в свободные белые штаны и рубахи. В общем, как в Рио-де-Жанейро – все поголовно в белых штанах. Если вы не захватили с собой белые одежды, не отчаивайтесь – готовые костюмы продаются прямо в ашраме, в торговом центре. А в деревне есть портные, которые очень быстро и сравнительно недорого сошьют вам наряд по индивидуальным меркам.
Женщины здесь одеваются более вычурно. Посетительнице ашрама ничто не помешает приобрести себе настоящее индийское сари. Но правильно завернуться в сари – наука непростая. Для неумех, которые все же хотят надеть что-нибудь экзотическое, существует пенджаби – костюм, состоящий из длинных свободных шальвар и платья-туники (камиз) длиной ниже колена. В комплекте с пенджаби идет широкий длинный (метра два) шарф, которым положено прикрывать плечи и грудь, а сидя на даршане – и ноги (будете смеяться, но всю эту экзотику можно найти в Киеве - в любом секонд-хенде. Во всяком случае, возле метро «Шулявская» на огромном «блошином рынке» обязательно найдется несколько точек, где продают шальвары, камизы и сари умопомрачительных расцветок, правда, изрядно затасканные. Стоит, по крайней мере, посмотреть, как это все выглядит). Самая короткая допустимая длина рукавов – до локтя. И обязательно шаль или шарф. Не надо пытаться дополнить сию красоту традиционными индийскими украшениями – правила их ношения строго регламентированы, ожерелья и браслеты уместны в Индии только на почтенной замужней женщине.
Многие приезжие обзаводятся еще и косынками или ленточками с названием своей страны или ее флагом – по этим опознавательным знакам легко вычислить земляков.
Пионерлагерь + сумасшедший дом
Ашрам Саи Бабы сегодня может вместить около 7 тысяч паломников. Отличительной его особенностью является то, что все необходимые для жизни службы расположены внутри, поэтому там можно жить, годами не выходя за территорию. Впрочем, согласно правилам, срок пребывания в «Прашанти Нилаям» ограничивается одним месяцем.
Приехавшие регистрируются в специальной службе и получают разрешение на проживание. На территории ашрама можно жить в двухместных комнатах (100 рупий в сутки) или в шеде (15 рупий). (Можно долго спорить, кто же на самом деле Саи Баба – бог или человек. Но цены в его ашраме, скажу вам, вполне божеские).
- Я решил остановиться в шеде, -- продолжает свой рассказ Евгений Клюев. – Это такие большие спальные корпуса человек на 100 - 150. Шеды на территории ашрама бывают двух типов. Первый – для индусов (там спят на полу). Второй – для европейцев (с металлическими кроватями). В деревне можно купить постельное белье и противомоскитную сетку. Кстати, в шеде жить не только дешевле, но и гораздо интереснее. Там попадаются просто удивительные личности – вплоть до университетских профессоров. Многие полностью ушли в себя. Один мой сосед, например, обставил свою кровать портретами Саи Бабы и сутками курил палочки и жег свечи. Второй поставил возле кровати керогаз, чтобы не прерывать медитации ради походов в столовую. Он и ел так- медитативно…
-- Борис Гребенщиков, рассказывая об ашраме Саи Бабы, говорил (в самом положительном смысле!), что ему лично это место напоминает помесь пионерлагеря и сумасшедшего дома…
- В этом что-то есть. Мне, правда, порядки в ашраме слегка напомнили детский сад. Севадалы – волонтеры, следящие за порядком (их можно отличить по голубым косынкам на шее) – обращаются с паломниками так заботливо и предупредительно, как добрые воспитатели с малышами. Кстати, Баба и не советует оставаться в ашраме дольше месяца – слишком сильные впечатления…
Вас здесь не стояло!
Безусловно, главная цель паломников в Прашанти Нилаям – встреча с Саи Бабой. Дважды в день (в семь утра и в три часа дня) он проводит даршаны (встречи) с преданными, во время которых принимает письма и материализует священный пепел вибхути. Даршаны длятся около часа и проходят в мандире – огромном крытом помещении с мраморным полом, размеченным линиями, вдоль которых рассаживаются паломники. Во время даршана отдельные счастливчики получают приглашения на интервью – личную встречу с Саи Бабой. Если человек приехал не один, а с группой, то на интервью идет вся группа.
Самые нетерпеливые собираются у мандира в четыре утра, располагаясь рядами друг за другом. Первые сидящие в каждом ряду тянут жребий – тот ряд, представителю которого удалось вытянуть первый номер, первым заходит в мандир и занимает, так сказать, лучшие места. Таким образом, вблизи Саи Бабы оказываются те, кто занял первые три-четыре ряда. С собой можно взять коврик (вернее, нужно – пол все-таки мраморный), блокнот и ручку. Женщины сидят отдельно от мужчин (этот принцип, кстати, соблюдается в ашраме везде: в столовых для разделения граждан по половому признаку установлена специальная перегородка, магазины работают для разных полов в разное время).
В семь утра наступает кульминационный момент – звучит музыка, и выходит сам Саи Баба. Проходя по ковровой дорожке, он берет у паломников письма, иногда останавливаясь, чтобы пригласить счастливчика на интервью или материализовать горсть священного пепла. Письма учителю можно писать на любом языке, утверждают знающие люди. Но не стоит ждать от него ответа по почте – его можно получить другими путями: во сне, через книгу, ситуацию или через совсем незнакомого человека, который подойдет к вам и ответит на ваш вопрос.
Второй даршан проходит в три часа дня. Многие из тех, кто лично встречался с Саи Бабой, говорят, что именно там им удалось пережить ни с чем не сравнимые мгновения Истинной Любви. Впрочем, отдаться этому чувству прямо там не удастся - севадалы внимательно следят за тем, чтобы впавшие в экстаз паломники не нарушили приличий. Кстати о приличиях:
Совет №3: правила хорошего тона
В чужой монастырь, простите, ашрам, со своим уставом не ходят. Поэтому стоит запомнить несколько простых правил поведения. Не соблюдать их в Индии – все равно, что публично сморкаться на пол в европейской гостиной: сами выглядите по-дурацки и другим смотреть противно. Во-первых, обниматься и целоваться на людях – непристойно. Во-вторых, при входе в храм обувь снимать обязательно, а в столовой или в магазине – желательно (чтобы при выходе быстро отыскать свои сандалеты в горе обуви, привяжите к ним какие-нибудь приметные бантики). На даршане можно сидеть в носках – они не считаются обувью. В-третьих, если вам вздумается есть руками (как это делают индусы), запомните: пищу берут только правой рукой! Ею же касаются прасада и священного пепла. Левая рука – для вещей грязных, но необходимых (в носу, например, поковыряться или еще что).
Сидеть, вытянув ноги в сторону алтаря, духовного лица или просто старшего по возрасту, – оскорбительно. Некрасиво класть на пол книги (особенно рядом с ногами). Предметы духовной практики (четки, к примеру) не выставляются на всеобщее обозрение – так не принято. А еще у индийских женщин считается неприличным носить длинные волосы распущенными.
Универсальное приветствие на территории ашрама – «Саи Рам!», заключающее в себе следующий смысл: «да будет сияющее присутствие Божественного Гуру Саи Рамы основой наших взаимоотношений со всеми живущими во всех временах и во всех мирах»
Но вот переполненные впечатлениями паломники расходятся с даршана. Чем же они могут заняться в свободное от медитаций и духовных переживаний время? В ашраме есть лекционный зал, музей мировых религий, библиотека духовной литературы, дерево для медитаций и масса других достопримечательностей. Словом, каждый волен предаться чему угодно, а работать вовсе не обязательно. Но…
- Когда я впервые приехал в ашрам, то через три-четыре дня посещения лекций решил: нужно что-то делать, -- вспоминает Евгений Клюев. – В то время в ашраме жил один пожилой индус, бывший железнодорожный служащий, который захотел подарить Саи Бабе прекрасный сад. Он вскапывал склон холма и сажал там деревья и цветы, вот я и помогал ему. Саи Баба ведь сам говорил: «Это прекрасное место создано вашими руками. Потому что каждый из вас и есть – Бог…»
Алия Бабаева