Город легенд, призраков и заблуждений
27 мая 1703 года считается Днем основания Петербурга - по преданию, именно в этот день первый Российский Император (а в то время царь) Петр I, осматривая Заячий остров, вырезал два пласта дерна, сложил их крестообразно и произнес: "Здесь быть городу!". В это время, как утверждают городские легенды, в воздухе появился орел и стал парить над царем.
Считается, что это произошло на том месте, где сейчас стоит Петропавловская крепость. Но, по свидетельству многочисленных исследователей, Петр даже не присутствовал при закладке. Что же касается орла, то эта птица никогда над Невой не появляется.
Еще одно распространенное заблуждение - город назван в честь своего основателя. Однако историки утверждают, что Петр I, крещенный в Петров день (12 июля 1672 года - кстати, в письме ближнего боярина Федора Головина есть четкое указание именно на Петров день как день закладки города), задолго до основания Петербурга хотел построить крепость в честь своего покровителя.
Такую крепость должны были первоначально воздвигнуть на Дону в случае успеха Азовского похода, но поход закончился неудачей.
Поэтому крепость заложили в 1703 году на Неве и назвали Санкт-Петербургом. Но уже в июле - после закладки в крепости собора Петра и Павла - она стала именоваться Петропавловской, а старое первоначальное имя Петербург распространилось позднее на город. Хотя до того, как за городом официально закрепилось это наименование, в переписке Петра несколько раз встречается греко-византийский вариант названия города - Петрополис. Первая гравюра с изображением города, которая хранится в Эрмитаже, подписана именно этим названием.
Помимо названия Петрополис, город именовали Петропол и Петрополь. В 1704 году Петр Алексеевич величал город Петербурхом. И только несколько лет спустя после основания город стал более или менее регулярно именоваться на голландский манер - Санкт-Питербурхом.
Другая легенда, укоренившаяся в сознании россиян, гласит: на месте основания Северной столицы была необжитая и пустынная местность, покрытая лесом и болотами. Укоренению этому заблужения немало поспособствовала строка из пушкинского "Медного всадника" - "На берегу пустынных волн".
На самом деле на месте исторического центра города существовало около сорока поселений, многие из которых еще до шведской оккупации принадлежали Новгороду. Некоторые историки полагают, что первые поселения в верховьях Невы появились уже в XIV веке. А первое письменное упоминание о Невском городке относится к 1521 году. В Швеции этот городок тогда называли Ниеном.
Строения будущей столицы возникали уже на обжитых местах "дикого болота" (по выражению Батюшкова): на Васильевском острове стоял охотничий домик Делагарди, на месте Адмиралтейства - шведское поселение, название которого установить не удалось; в устье Фонтанки - деревня Каллила (отсюда Калинкина деревня и Калинкин мост); на месте Инженерного замка - мыза Канау с ухоженным обширным садом (теперь там Летний сад); в районе Смольного - село Спасское. До возникновения города существовали поселения, названия которых сохранились до сих пор - Сабирино, Одинцово, Кукарево, Максимово, Волково и Купчино.
Кстати, символ города "Медный всадник" выполнен вовсе не из меди, а бронзы. Свое название он получил только после появления одноименной поэмы А. С. Пушкина.
Миф о "диком болоте" связан и с другим мрачным преданием - о городе, возведенном на костях его строителей. По версии иностранных путешественников, в первые две-три петровские "пятилетки" на стройке погибло не менее 100 тысяч, а то и все 200. У историков эта цифра, вполне сопоставимая в то время с населением Москвы, вызывает серьезные сомнения.
Они подсчитали, что в первое десятилетие ежегодно при возведении города было занято от 20 до 30 тысяч крепостных. Потери на стройке не отличались от среднестатистических жертв при большом строительстве тех лет, Поэтому речь могла идти о гибели не более 200-300 человек в год, то есть около трех тысяч за первые 10 лет.
Пять за привидение
Санкт-Петербург - не старый город, и привидения, в которых тут верят, относительно молоды. Самому "древнему" - Петра I - нет еще и трех веков. Кстати, легенда о том, что в темную и холодную ночь лучше держаться подальше от статуи "поднявшего Россию на дыбы", родилась не на пустом месте. В полицейских архивах XIX века сохранились записи о трупах с размозженными головами: их подбирали поутру неподалеку от постамента Петра I.
К югу от Летнего сада высится одно из самых загадочных и мрачных сооружений города - Михайловский замок. Его история полна мистики, как, впрочем, и жизнь и смерть его владельца - русского императора Павла I, трагически погибшего в стенах дворца.
В самом конце XVIII века в Петербурге из уст в уста передавали предсказание юродивой, предрекшей императору Павлу Петровичу скорую смерть, добавляя при этом, что жить ему столько лет, сколько букв в изречении над главными воротами Михайловского замка. Надпись та гласила: "Дому твоему подобаетъ святыня Господня въ долготу дней". Когда пересчитали буквы, то число их совпало с количеством лет, которые прожил несчастный император.
Считается, что до сих пор ночами по дворцу прогуливается тень убитого императора с горящей свечой в руках, а в гулких помещениях и переходах таинственно поскрипывает паркет, неожиданно и необъяснимо хлопают двери и при полном отсутствии ветра распахиваются форточки. Следуя негласному правилу, современные обитатели замка, сотрудники Русского музея, поворачиваются в ту сторону, откуда доносятся звуки, и тихо произносят: "Доброй ночи, Ваше Величество".
В Эрмитаже сегодня обитает другое знаменитое привидение - призрак Николая I. Полуночники узнают его по прямой осанке, густым эполетам и холодному взору... Говорят, он никогда никому не пытался представиться, но все сразу понимают, что перед ними царственная особа.
Одним из самым жутких питерских призраков считают Софью Перовскую. Раз в год, в марте, на крутом мостике Екатерининского канала появляется молодая женщина с посиневшим от удушья лицом, багровым следом от веревки на шее и белым платочком в руке, которым она подавала сигналы бомбометателям.
Студенты Петербургского государственного Университета рассказывают всем желающим про "свое" привидение. Оно вполне безобидно и является в ясные лунные ночи. Довольно часто его можно встретить за старым сараем, возле филфака, напротив здания Двенадцати коллегий. Поговаривают, что это либо душа Блока, так как рядом находится дом, где родился поэт, либо тень замученного экзаменатором студента.
Другая мистическая история Санкт-Петербурга рассказывает, как однажды архитектор Кокоринов принимал в только что законченном здании Академии художеств императрицу Екатерину Великую, где ее величество испачкала платье о свежеокрашенную стену. Екатерина, конечно, выразила неудовольствие, а незадачливый архитектор в ту же ночь повесился от стыда на чердаке. С тех пор его тень, вооруженная чертежными инструментами, является студентам. И всегда, как утверждают, к несчастью - к несданному экзамену.
По происхождению
Легенд, мифов и заблуждений, связанных с Санкт-Петербургом, предостаточно. Они начали появляться со дня основания города и продолжают рождаться до сих пор.
Одно из культовых места города на Неве - Поцелуев мост - известно как место свиданий влюбленных. Считается, что так повелось с давних пор. Отсюда и название, тем более символично, что этот мост не разводится. Но на самом деле своим названием Поцелуев мост обязан не целующимся влюбленным, а трактиру с названием "Поцелуй", располагавшемуся на левом берегу Мойки на углу Никольской улицы в собственном доме купца Поцелуева.
А улица Бармалеева на Петроградской стороне вовсе не названа именем разбойника-людоеда из сказки Корнея Чуковского "Айболит". Наоборот, Чуковский бродил по городу в начале 20-х годов с художником Добужинским, и они натолкнулись на улицу со столь странным названием. Оба начали фантазировать - так и родился африканский разбойник Бармалей. Добужинский тут же нарисовал его портрет, а Чуковский позже придумал стихи.
В русском языке есть слово "бармолить" - говорить невнятно. Возможно, слово "бармалей" было прозвищем человека, а потом его фамилией. Отсюда и название улицы, где он, скорее всего, был землевладельцем.
Сам Корней Иванович предполагал, что это мог быть англичанин или шотландец по фамилии Бромлей.