Суеверия из подземки. Легенды и мифы из жизни столичного метро
В конце ноября 1902 г. городской голова князь Голицын получил кляузу на инженеров Кнорре и Балинского, предложивших проект метро. Жалобщики отметили, что идея грозит Москве бедами: ведь из-за «бесовской затеи» пострадают храмы.
С тех пор столичной подземке приписывали множество «страшилок». Все ли из них оказались напрасными?
Московское духовенство начала ХХ века тоже не оценило полёт инженерной мысли: «Что там есть, ведает один Бог, и грешному человеку ведать не надлежит!»
Одной из самых больших потерь, случившихся из-за прокладки подземки, верующие считают уничтожение храма Сошествия Святого Духа (пл. Пречистенские Ворота, вл. 1) ➊. Его снесли в начале 1933-го, чтобы построить всем нам знакомый вестибюль станции «Кропоткинская».
Надо признать, что суеверия среди первых метростроевцев были довольно распространены. А чему тут удивляться, если чуть ли не половина рабочих были неграмотными приезжими из деревень? Но за некоторые «страшилки» надо благодарить не потусторонние силы, а бригаду некоего Романова, которая трудилась в кессоне (замкнутом помещении, заполненном сжатым воздухом) на первой ветке подземки — Сокольнической.
Кстати, женщин на прокладку метро брали неохотно — из-за горняцкого поверья, что «баба на шахте приносит несчастья». Сюрпризы, найденные рабочими, тоже не радовали (за исключением кладов). «Возле Александровского парка (сейчас — Александровский сад у Кремля) ➋ мы обнаружили подземные ходы времён Ивана Грозного, напротив гостиницы «Националь» отрыли кладбище, — сетовал М. И. Ольхович, секретарь парткома. — Там был когда-то женский монастырь. Мы взяли часть гробов, а остальные решили забетонировать».
Слухи об отрицательной энергетике, которую генерирует подземка, существуют и сегодня. По крайней мере, с одним печальным фактом не поспоришь: метро (наряду с Крымским мостом) — популярное место для суицида. За последние месяцы на путях подземки погибли 6 человек. А неудавшиеся самоубийцы — те, кого вытащили на перрон невредимыми — не раз рассказывали, что на них словно затмение нашло (им якобы слышались голоса, которые призывали несчастных броситься под поезд).
Существуют и списки «нехороших» станций, составленные парапсихологами. Есть очевидцы, которые клянутся, что на путях ст. м. «Сокол» регулярно показываются призраки солдат времён Первой мировой войны. «Кузнецкий Мост» и «Китай-город» и вовсе называют порталами в другие измерения. Среди аномальных адресов значатся также «Преображенская площадь», пересадочный узел над «Боровицкой», «Лубянка» и «Площадь Революции» ➎. На последней мистические свойства приписываются 76 бронзовым скульптурам (добрыми считаются фигуры пограничника и его пса, матроса с револьвером и девушки-студентки, а вот петух у ног птичницы имеет репутацию привлекателя бед).
А вот версия про строительство метро «по гороскопу» очень любопытна. «Посмотрите на кольцевую линию метро — на ней столько же станций, сколько знаков зодиака, — рассказал «АиФ» астролог Павел Глоба. — «Курская» — это Овен, «Таганская» — Телец, «Павелецкая» — Близнецы, и так далее до «Комсомольской» (Рыбы). Даже открытие метрополитена приходится на 15 мая — день, связанный по гороскопу с подземельями. Может, среди большевиков, отвечавших за стройку, были люди, разбиравшиеся в астрологии и следовавшие учению Якова Брюса? Тот слыл в народе колдуном, а на самом деле именно он ещё 300 лет назад составил градостроительный план Москвы, который и был претворён в жизнь».
http://www.aif.ru