Городские легенды: проклятие Большого театра
Большой театр - одно из самых приметных зданий Москвы. Как и всякое здание с богатой историей, он окружен множеством легенд. Но самая мистическая из них связана с так называемым "огненным роком". Театр на протяжении многих лет преследовали пожары… И причиной тому были, возможно, очень давние события, приключившиеся еще в XVII столетии.
История Большого театра началась 28 марта 1776 года, когда губернский прокурор князь Петр Васильевич Урусов получил от императрицы Екатерины II высочайшее соизволение содержать "театральные всякого рода представления, а также концерты, воксалы и маскарады".
Первоначально театральные действа устраивались в частном доме Воронцова на Знаменке. В то же время Урусов начал строить здание для нового театра на Петровке, на правом берегу реки Неглинки. Потому и театр получил название Петровского.
Однако еще до открытия здание сгорело в первый раз. После этого князь перестал интересоваться проектом, передав дела своему компаньону, англичанину Майклу Медоксу.
Именно Медоксу обязано своим строительством первое здание театра — трехэтажное, из кирпича, под тесовой крышей. Четверть века в Большом Петровском театре шли представления, но 8 октября 1805 года он вновь сгорел.
Очередное театральное здание было воздвигнуто на Арбатской площади Карлом Росси. Но и оно сгорело в 1812 году, во время наполеоновского нашествия.
В 1821 году Большой театр начали отстраивать в очередной раз, на изначальном месте. Но 11 марта 1853 года последовал новый пожар. Началось возгорание со столярной мастерской, впоследствии было установлено, что произошло оно по вине ламповщиков. Пламя не могли потушить несколько суток, жар был настолько сильным, что расплавились чугунные колонны, а на Театральной площади растаял весь снег…
Все внутренние помещения были уничтожены огнем. Не обошлось и без человеческих жертв: погибло множество находившихся в здании людей… В итоге от здания театра остались лишь внешние стены да колоннада у главного входа.
Со временем люди обратили внимание на одну общую закономерность: все пожары начинались в подвальных помещениях театра. И тут всплыла одна старинная легенда.
В 1603 году Москву охватила эпидемия чумы. Опасаясь заразы, некий Никита Владимирович Двинятин запер двери своего дома и никого не пускал на порог. Но однажды в дверь постучался человек в черном плаще с низко надвинутым капюшоном, объявивший себя лекарем. Он заявил, что принес с собой чудодейственное средство от чумы, и предложил семье Двинятиных бесплатно попробовать его, так сказать, в "рекламных целях". Домочадцы, как под гипнозом, выпили зелье, предложенное "лекарем". Почти сразу же все они скончались в страшных муках: снадобье оказалось ядом. В живых остался только младший сын, которого, как и отца, звали Никитой: он, чего-то испугавшись, украдкой пролил "лекарство" на пол и спрятался на печи…
Думая, что он один в доме, "лекарь" принялся собирать хозяйское добро. Он не заметил, как мальчик выскользнул из дому. Отправившись к соседям, Никита-младший поведал им о страшной судьбе своих родных. Соседям удалось настичь злодея, когда тот попытался с вещами покинуть дом Двинятиных. Они заставили его выпить остатки "чудодейственного зелья", а когда наступила смерть, бросили тело в болото. Именно на месте того болота и расположена Театральная площадь. Душа "лекаря", как и души многих черных людей, никак не может успокоиться и пытается мстить, отсюда и пожары, уверяли "знающие" люди.
И впрямь, есть свидетельства, что перед всеми пожарами в театральных подвалах видели силуэт человека, одетого в черный плащ с капюшоном… Неужто призрак того самого "лекаря"-злодея?
К 1856 году театр был вновь восстановлен благодаря архитектору А. К. Кавосу. Вид здания претерпел сильные изменения. Так, алебастровую скульптуру бога Аполлона над входным портиком заменила четверка бронзовых коней, запряженных в Аполлонову колесницу, изготовленная скульптором П. К. Клодтом. На фронтоне был установлен государственный герб Российской империи — двуглавый гипсовый орел. Третий этаж здания был надстроен и пристроен к театру с боков галереи на чугунных столбах. А на плафоне зрительного зала появились девять муз во главе с Аполлоном. Интерьеры же обновленного здания напоминали по степени великолепия императорский дворец.
Во второй половине XIX столетия Большой переживал эпоху расцвета: на его сцене ставились произведения русской оперы и балета, на спектакли съезжалась вся московская аристократия…
В последний раз Большой театр пострадал в 1941 году, когда в здание угодила бомба. Правда, труппа в это время находилась в эвакуации в городе Куйбышеве. Тем не менее, уже в 1943 году в театре вновь начались представления.
В сентябре 2011 года в Большом завершилась реставрация, и он в очередной раз распахнул свои двери для зрителей. Вот уже более 70 лет огненный рок не тревожит самый знаменитый театр России. Неужели злые иррациональные силы наконец успокоились?
Ирина Шлионская