Максимум Online сегодня: 622 человек.
Максимум Online за все время: 3772 человек.
(рекорд посещаемости был 06 01 2017, 22:59:15)


Всего на сайте: 24816 статей в более чем 1761 темах,
а также 289978 участников.


Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Вам не пришло письмо с кодом активации?

 

Сегодня: 04 12 2022, 08:40:59

Сайт adonay-forum.com - готовится посетителями и последователями Центра духовных практик "Адонаи.

Страниц: 1 2  | Вниз

Ответ #5: 29 02 2012, 20:12:22 ( ссылка на этот ответ )

Олень как тотемное животное

С точки зрения первобытного человека, природа (мир) была единой, а боги, звери и люди были равными перед ней. Именно звери и люди являются древнейшими персонажами первобытной мифологии.

Ранний период жизни человека характеризуется постоянным соперничеством охотничьих качеств человека и животного. Именно эти качества – промысловые, силовые, скоростные, по которым зверь превосходил человека, выделялись и ценились человеком. Благодаря этому, оленю логично начинали приписывать «сверхъестественные» черты.

Во всем мире первобытные люди часто устанавливали магическую (энергетическую) связь не только с неживыми предметами, но и с животными. Они почитали животных за их превосходство в силе, храбрости, хитрости и приписывали им душу, способную, подобно человеческой душе, жить после смерти тела и сохранять свои прежние положительные и отрицательные черты.

Возникли представления о родстве той или иной группы людей, а также рода и племени с тем или иным видом животных. Такой мифический первопредок рода - «тотем» - соединяет в себе черты человека и соответствующего животного (тигра, оленя, лося, медведя), и может быть одновременно и тем и другим.

Один из самых распространенных сюжетов наскальных рисунков горного Алтая отражает, на первый взгляд, казалось бы, обычную сцену охоты: охотник, вооруженный луком, преследует бегущего оленя. Всё вроде бы просто, даже с позиций симпатической магии - рисунок отождествляется с живым оленем, удар стрелы… и можно спокойно выходить на охоту – олень сам встанет на «линию огня". Однако, при этом в рисунках есть одна деталь, заставляющая задуматься о более глубоком смысле алтайских петроглифов. Дело в том, что изображения оленей несут в себе также и солярную символику – круговые, дисковые, лучеобразующие формы над головами оленей, как известно, являются древнейшими архетипами нашего дневного светила.

Таким образом, и сам олень в сознании и подсознании наших далеких предков отображался в качестве солнечного божества, символа вечного возрождения из глубин первозданного «небытия».

Отождествление с солнцем естественным образом делало оленя тотемом многих первобытных народов, например, индо-ариев. Как пишет Килуновская М. Е., «в индоевропейских языках существует единый корень в слове «олень». Самоназвание среднеазиатских скифов «Saкa» соотносится в осетинском языке со словом «Sag», в иранском «Saкa», в персидском «Sax», в бурятском «Sagaa», в русском «сохатый» и буквально значит «олень – самец».

Этот же автор отмечает и сугубо сакральную семантику понятия «олень» у индоевропейцев. Олень именуется не иначе как «золотой»!

К слову сказать, почти все народы и цивилизации древности с ярко выраженным солнечным культом (инки, египтяне, майя, арии) наделяли золото атрибутами солнечного, божественного света. У осетин, например, есть такое описание: «Лучи солнца падали на восемнадцатирогового оленя… олень же был такой, шерсть его была золотая». Заметим сразу, что «18» здесь число явно не произвольное. Именно 18 месяцев было в священном солнечном (!) календаре майя!

Олень, конь и бык – символы солнца, которое не просто «движется» по небу», а двенадцать раз «вступает в контакт» с определенными созвездиями, образуя так называемый «круг животных», зодиак. Поэтому, видимо, не случайно у многих народов олени, кони и быки стали особыми «проводниками» из мира «Горнего» (звездного) в наш земной и грешный.

Таким образом, если олень (конь) – это своего рода транспортное средство для передвижения по Мировому Дереву, то должен появиться и некий субъект, культурный герой: в данном случае – это владыка Асов. В палеосибирском же варианте – шаман, избранник богов и Неба. На древних петроглифах Алтая он изображен в виде стрелка, преследующего солнечного оленя.

Интересно, что почти у всех палеосибирских народов (включая естественно и тюрков) сохранился единый в основе своей миф (различие проявляется лишь в деталях): некий охотник (на Алтае это Эрке – Когульдей, у эвенков – Мани и т. д.) начинает преследование Белого лося, оленя, или маралухи, и стреляя в него из лука, возносится на Небо, превращаясь в созвездие Ориона.

Астральная семантика данного мифа и его связь с определенными звездами созвездия Ориона (три звезды «пояса Ориона») косвенно подтверждается характерными названиями этих звезд у сибирских народов: кеты, алтайцы и другие тюркские народы Сибири называют их «Тремя Оленями», или маралухами.

В древнегреческой мифологии, как известно, созвездие Ориона также представлено образом охотника – истребителя животных, вознесшегося на Небо…

Почти полностью повторяет сюжетную канву палеосибирского мифа саамский миф о Тиермесе, боге грома, который мечет молнии из радуги и преследует убегающую Миантас – Пирре. Когда он догонит животное, - гласит миф, - и поразит его, наступит конец света.

Рассматриваемый нами миф об охотнике и олене вероятнее всего действительно отражает в образно – поэтической форме реальные события 12-13- тысячелетней давности, когда в результате резкого изменения климата на планете произошли глобальные инверсии всей экосистемы Земли.

 

 

Страниц: 1 2  | ВверхПечать