Константин Адонаи - информационный портал

Форум За Адонаи => МИФЫ И СКАЗАНИЯ НАРОДОВ СЕВЕРА => Тема начата: Посейдон от 13 07 2010, 17:18:17



Название: РОЛЬ ОЛЕНЯ В МИФОЛОГИЧЕСКОМ УНИВЕРСУМЕ
Отправлено: Посейдон от 13 07 2010, 17:18:17
Наиболее репрезентативным памятником древнего искусства Сибири являются оленные камни, широкая распространенность которых свидетельствует о том, что олень был едва ли ни самым мифологически значимым животным. В произведениях скифского звериного стиля роль оленя также одна из центральных. Однако интерпретация конкретной символики этих изображений затруднительна.

Иначе обстоит дело с хранящимися в Эрмитаже материалами раскопок знаменитых алтайских курганов. При захоронении коня на него надевали оленью маску с огромными рогами, изображение оленей было частью погребальной сбруи животного. Это свидетельствует о том, что именно олень, а не конь мыслился перевозчиком в потусторонний мир, и для успешного “путешествия” конь должен был быть символически превращен в оленя.

Перед нами отражение общеевразийского мифа об олене как посреднике между мирами. В европейской мифологии погоня за оленем (особенно белым) либо приводит охотника в сказочный мир, либо губит его. В азиатской мифологии самый яркий пример видим в “Рамаяне”, где погоня за золотым оленем является косвенной причиной переправы всех героев в потусторонний мир. Рассматривая эту мифологему не только в пространственном, но и в сущностном аспекте, мы видим ее отражение в зафиксированной иконографически легенде о Просветлении Будды, свидетелями которого были два оленя (так на уровне легендарном; на структурном мы легко распознаем в этих оленях причину Просветления). Не случайно изображение этих оленей над входом в ламаистский храм – как символических перевозчиков из светского мира в сакральный.

Возвращаясь к алтайским курганам, отметим, что сбруя одного из коней состоит из трехмерных изображений оленя, где четыре ноги распластаны в виде свастики, а голова им перпендикулярна. Это крестообразное изображение может быть сопоставлено с различными формами передачи символики Мирового Древа и четырех сторон света.

Связь оленя с Мировым Древом ярче всего видна в скандинавской “Эдде”, где фигурируют либо четыре оленя, стоящие у Древа, либо олень Эйктюрнир (последний символизирует средний мир наряду с орлом и змеем, символизирующими соответственно верхний и нижний). Аналогичный изображения часто встречаются на свадебных халатах коренных народов Сибири, что свидетельствует о типологическом единстве.

Уподобление рогов оленя ветвям дерева также носит универсальный характер и зафиксировано не только в искусстве, но и в лингвистике.

В мифологической структуре мироздания олень может означать не только средний мир, но также верхний и нижний. Примеры последнего мы уже приводили: в большинстве случаев переправа, причиной которой является олень, – это переправа в мир смерти. Заметим, что в мифологии нивхов хозяином устья мировой реки (т.е. мира смерти) является олень. Мотив смертоносного оленя известен и в Америке: так, в эпосе индейцев народа киче “Пополь Вух” боги, требующие регулярных человеческих жертв, велят в качестве доказательства их существования предъявлять оленью шкуру.

Известно, что другим зверем-проводником в евразийской мифологии является волк, реже собака, т.е. животные хищные. Устойчивая связь оленя с переправой в мир смерти позволяет говорить о том, что с мифологической точки зрения он тоже – хищник. Здесь же мы можем рассмотреть и образ греческой Артемиды – богини охоты, зооморфная ипостась которой – лань.

Сюда же относится и образ европейского Дикого Охотника, предводителя сонма мертвецов, голову которого венчают оленьи рога (согласно поверьям, встреча с Дикой Охотой грозит гибелью). Перед нами та же мифологема оленя–проводника в мир смерти; однако облик Дикого Охотника нуждается в отдельном разборе.

Мужчиной с оленьими рогами представлялся кельтский Кернунн – бог преисподней, владыка несметных сокровищ. Внешне ему тождествен один из второстепенных персонажей ламаистской мистерии “цам”. Это можно было бы счесть совпадением, если бы не наличие таких изображений в палеолите (культура Ориньяк, 40 тыс. лет до н.э.). Следовательно, перед нами древнейший мифологический персонаж человечества.

Переходя от подземного оленя к небесному, мы встречаемся с образом рогатой оленихи, нередко парным. Так, на Руси созвездия Большой и Малой Медведицы именовали Лось и Лосенок. Рога небесного оленя уподобляются солнечным лучам и в убранстве дома могут занимать то же место, что и атрибуты коня-солнца. В эвенкийских сказаниях две небесные женщины-оленихи являются хозяйками солнечных лучей.

В древнем и архаичном искусстве образ рогатой богини сливается с универсальным изображением женщины с поднятыми вверх руками. Последнее связано с мифологемой Богини Матери, один из символов которой – рука. Другим вариантом этого изображения является образ богини с птицами, сидящими на поднятых руках. Плавное перетекание одного образа в другой позволяет говорить об общности их семантики: рога-руки-птицы символизируют верхний мир, свет, жизнь, благо. (Мы опять вернулись в мифологеме Мирового Древа, поскольку Богиня Мать часто уподобляется ему.)

Как видим, небесная олениха противоположна подземному оленю. Противопоставление женского и мужского как жизни и смерти встречается в мировой мифологии достаточно часто.

Итак, мы обрисовали несколько мифологем оленя, переходящих друг в друга. Это проводник в потусторонний мир, олень как ипостась Мирового Древа, бог–владыка преисподней и богиня солнечного света. Примером слияния ипостасей может служить современное изображение Нового Года, едущего на упряжке златорогих оленей (проводник, бог, солнечный свет).

Детальное изучение выделенных нами мифологем способно прояснить символику первобытных изображений оленя.


Название: Олень - зверь Родов и Велесов
Отправлено: Лужина Светлана от 29 02 2012, 11:44:20
Олень - зверь Родов и Велесов

История жизни человека и оленя неотделимы. Олень (елень) известен человеку с самых древних времен. Еще в незапамятные эпохи ледникового периода люди охотились на оленей. На территории древней стоянки Усть-Каракол (Республика Алтай) были обнаружены кости бизона и марала, живших 29 тысяч лет тому назад. 10 тысяч лет назад в период мезолита в Горном Алтае древние люди охотились в основном на таких животных, как марал, косуля, архар, як и др. 4 тысячи лет до н. э. во времена Афанасьевской культуры население древнего Алтая уже занималось скотоводством, но охота на марала, косулю, реже – лося, яка оставалась важнейшим занятием человека. Позднее, в VI-IIвеках до н. э. на марала и косулю человек охотится уже с использованием лошади и собаки.

Афанасьевской культуры население древнего Алтая уже занималось скотоводством, но охота на марала, косулю, реже – лося, яка оставалась важнейшим занятием человека. Позднее, в VI-IIвеках до н. э. на марала и косулю человек охотится уже с использованием лошади и собаки.

Сейчас основное место обитания рогатых красавцев – северные районы, но образ оленя навсегда сохранился в сказках и легендах.

В символическом плане олень – стремительно убегающая сущность, погоня за которой может привести как в высшие сферы, так и в подземный мир. Бесконечная смена времен года породила образы черного и белого оленя – зимы и лета. Златорогий олень с белой шкурой – летнее небо с сияющим на нем солнцем. Черный олень – смерть, несчастье, долгие и лютые зимние холода.


Олень связывался со священными языческими зимними праздниками – Колядами. Считалось, что олень также покровительствует семье и браку. Во многих народных сказках появление золоторогого оленя на свадьбе - к счастью и долгой жизни.

Олень олицетворяет верховные славянские божества – Рода и Рожаниц, которые изображались на вышивках в виде двух олених или лосих. В позднее славянское время место верховного бога занял Сварог, а затем и Перун. С ним также связан олень. Праздник Перуна 2 августа был последним летним днем, в который можно купаться, потому что в этот день олень мочится в воду и охлаждает ее.

Время оленя - середина зимы и конец лета. Цвета - золотой, рыжий, черный.

Пословицы и приметы:

Хотел оленя словить - да в лес убежал.

Олень (Лось) является также архаичным животным Велеса: его появление как животного, относящегося к смерти (проводника душ на тот свет), впервые установлено у скифов. Приблизительно в тот же период стали появляться изображения Сокола, когтящего Оленя - возможно, предвестник космогонического сюжета о битве Светлого Бога (Громовержца) со Змеем (хтоническим началом). По болгарским и сербским поверьям именно на Олене ездят вилы (существа с достаточно хтонической природой) и самодивы; в русских преданиях в образе Оленя может являться леший. В болгарской космогонии именно Олень держит на рогах всю землю.

Учитывая солнечные, демиургические черты Оленя, а также южнославянский мотив поглощения Змеем Оленя и его освобождение Ильёй (Перуном), можно сказать, что скифский сюжет о Соколе и Олене отображает, скорее, не борьбу, а союз двух первоначал.
Видимо, двойственное отношение к Оленю отражает борьбу патриархата с матриархатом, когда Змея и Оленя сменили Сокол и Медведь. Как и многие матриархальные черты, сохранилось и обожествление Оленя.

В колядках и свадебных песнях Олень называется “чудным”, “дивным зверем”, “туром-оленем”, с 10 или 70 рогами, причем на 10-м или 70-м построен терем, и в тереме том сидит девица-красавица.

Весьма сходные песни о золоторогом Олене записаны в России, Сербии, Болгарии. В народных песнях Олень иногда смешивается со старым вымершим животным - громадным быком туром (Bos primigenius), который жил в России до XVI в. и память о котором долго хранилась в песнях, поговорках и местных названиях.



Название: Эллинский миф: Артемида и Актеон
Отправлено: Миллер Елена от 29 02 2012, 13:45:57
Эллинский миф: Артемида и Актеон

Артемида -богиня-охотница, которой поручалось воспитание юных охотников и воинов. Богиня - владычица зверей. Артемида не только убивала кабанов, оленей, но и заботилась о них, брала на руки их детенышей, защищала от хищников. Но это было проявлением не доброты, а божественной предусмотрительности. Артемида охраняла дикую природу от бессмысленного уничтожения. Ей был мил целинный, не вытоптанный стадами луг, где только пчелы и шмели, собирая пыльцу, жужжали хвалу природе.

Она устраивалась на отдых в самых отдаленных местах гор и лесов, обычно в пещерах близ источника. Горе было тому, кто нарушит ее покой. Зная, что Артемида всевидяща и неумолима, люди, посещавшие ее заповедные места, не ломали ветвей, не разоряли птичьих гнезд и муравейников. Все они помнили о судьбе неразумного Актеона, нарушившего этот запрет.

А было это так. В жаркий полдень, покинув других охотников, Актеон, сопровождаемый охотничьими собаками, забрался в непроходимую чащу. С трудом выбравшись из нее, он увидел ручей и рядом с ним тенистый грот. Ему бы бежать без оглядки! А им овладело любопытство, не раз уже губившее смертных. Неслышными шагами он подошел к гроту и заглянул внутрь. Его взору предстали красавицы нимфы. С криком они окружили Артемиду, уже раздевшуюся для омовения. Лицо богини покрылось румянцем, глаза зажглись гневом.

С головы Актеона внезапно упал петас, хотя было безветренно. Бросив взгляд на запруду для купания, охотник с ужасом увидел, что у него выросли ветвистые рога. “О боги! Что со мною делается?”-подумал он. Лук выпал из его руки, ибо пальцы срослись, превратившись в копыта, и он уже не может держаться прямо, а стоит на четырех ногах. Пятнистая шкура покрыла тело. Уже ему не подвластен язык. Вместо мольбы из уст вырвалось мычание.

Артемида со смехом вышла из пещеры. Ей нечего было скрываться. Перед нею уже не человек, а дрожащий от ужаса олень. Хотя он сохранил человеческий разум, ему не рассказать, как выглядит Артемида. Но люди узнают, как она наказывает за дерзость!

Вдоволь насмеявшись, богиня подняла с земли тугой лук и оттянула тетиву. Напуганный Актеон бросился бежать. Лучше бы он остался на месте и принял смерть от руки той, что бессердечно изменила его облик.

Бежит прекрасный олень по ущельям Киферона, и за ним несется неудержимая свора псов. Все ближе и ближе их лай. Актеон понимает, что ему не уйти. Остановившись, он обращается к каждой из собак:

- Не прыгай так, Ниса! Вспомни, как я поднял тебя на ноги, когда тебя поразил кабан. Ларк! Как ты смеешь бросаться на своего хозяина? Ведь я всегда отличал тебя в своре.

Но не различают собаки в мычании человеческого голоса. Не могут они учуять нюхом, что перед ними в шкуре оленя их хозяин, их бог. Ниса впилась в горло. Ларк вцепился в бедро. Актеон упал на колени. В его огромных выпуклых глазах застыло такое горе, что если бы сама Артемида оказалась на этой поляне, растаяло бы ее каменное сердце!

Подоспевшие охотники, отогнав собак, с удивлением разглядывали прекрасного оленя.

- Ну и добычу послала псам Актеона милостивая Артемида! - воскликнул старший охотник.

- За это она получит заднюю ногу, - отозвался другой, доставая нож.

- Куда это запропастился сам Актеон? - проговорил третий охотник. - Вот он обрадуется, когда узнает, какого оленя загнала его свора!

Миф индейцев саук «Как Висакт отучил оленей охотиться на людей»

В далекие времена многие лесные звери охотились на людей.

Как-то раз Висакт отправился путешествовать и повстречал Оленя.

- Куда ты, брат мой? - остановил его Висакт.

- Лучше не спрашивай, - вздохнул Олень, - охочусь на людей. Ты, кстати, не видел поблизости человека?

- Видел, - ответил Висакт, - в одной миле отсюда.

Олень побежал искать, а Висакт набрал мешок диких яблок, вымазался в глине, чтоб не быть узнанным, взвалил мешок на спину и отправился дальше. Вскоре он снова повстречал Оленя.

Не признав Висакта, Олень в два прыжка настиг его и ухватился… за мешок с яблоками. Решил, что это спина, а не мешок!

Дикие яблоки оказались до того кислыми, что Олень тут же выпустил добычу и еще долго тряс головой и отплевывался, пытаясь прийти в себя.

С той поры все олени, помня вкус диких яблок, держатся подальше от человека



Название: Мифы народов мира об олене
Отправлено: Марина Зубова от 29 02 2012, 15:18:38
Мифы народов мира об олене

В сказаниях, легендах и мифах народов мира олень ассоциируется с Востоком, восходом, светом, чистотой, обновлением, созиданием и духовностью.

Наиболее характерные признаки оленя – стремительность, грация и красота. По этой причине, возможно, оленя связывают с поэзией и музыкой. Олень также связан с мужеством и страстностью.

Взрослый олень-самец – это солнечная эмблема изобилия, его ветвистые рога символизируют у американских индейцев и некоторых других народов Древо Жизни, солнечные лучи, долговечность и возрождение, поскольку смена рогов происходит периодически.

Ещё олени предстают также как чудесные вестники и проповедники, указывающие героям путь к их цели, и посредники между богами и людьми. Волшебный олень – помощник заблудившегося в лесу героя. Олень укрывает его в лесной чаще от врага, помогает найти выход из трудной ситуации, одаривает магическими предметами и дает советы.

В корейской сказке «Легенда о трех неравных сыновьях» олень указывает дорогу к богатству, а в «Сказке о благородном олене» - приводит странника к целительному женьшеню. По легенде, именно олень привел гуннов-охотников в богатую Скифскую землю.

В башкирской мифологии олень выступает в роли священного животного, спустившегося с неба и связанного с культом солнца. Мотивы «олень-небо» и «олень-солнце» широко представлены в мифологии индоевропейских, кавказских, урало-алтайских народов, китайцев, японцев, ирокезов Северной Америки и др.

Олень – один из главнейших персонажей индоиранских и тюрко-монгольских мифологий – часто воплощен в петроглифах (наскальных изображениях) Алтая в виде солнечного фантастического животного. Его космическая сущность легко определяется тем, что на рогах отдельных оленей изображен древнейший солярный символ – диск с лучами. На территории Горного Алтая на памятниках наскального искусства практически повсеместно встречаются изображения оленя.

В Китае олень связан с богатством и удачей, счастьем и изобилием: само слово «олень» там – омоним «изобилия».

Кроме того, в китайской мифологии боги ездили верхом на разных животных, а бога долговечности всегда сопровождал пятнистый олень, символизирующий роль талисмана.

Сохранилась легенда, что под землей, в рудниках, живут небесные олени, которые больше всего желают выбраться на свет. Хотя небесных оленей никто не видел (когда одному из них удается выбраться на воздух, он превращается в зловонную жидкость, влекущую за собой мор), считается, что они умеют говорить и умоляют рудокопов помочь им выбраться на поверхность. Вначале небесный олень пытается подкупить рабочих, обещая показать серебряные и золотые жилы. Когда же эта попытка терпит неудачу, животное бросается на людей. Рудокопам, чтобы одолеть оленя, приходится замуровывать его в штольне. Ходят слухи, что, когда оленей много, они забивают людей до смерти.

Он также ассоциируется с сыновней почтительностью: старинная китайская притча повествует о молодом человеке, переодевшемся оленем, чтобы достать лекарство своим родителям. Прекрасный белый олень – символ китайского бога бессмертия и долголетия Шоу-Синь.


В результате наблюдений за его повадками как в европейской, так и в японской традиции возник связанный с оленем символ одиночества.

Вообще, в Японии стадо оленей пасется у каждого храма.

ОЛЕНЬ — еще одно животное, чей культ широко распространен в древней Европе и своеобразно трансформировался в кельтской мифологии. Подобно иным священным животным кельтов, олень поначалу был животным, сопровождающим определенных богов и часто отождествляющимся с ними. Позже центр тяжести, когда боги становились все более антропоморфными, сместился в сторону культового почитания этого животного, а далее олень стал все чаще фигурировать в качестве персонажа мифов. Олень почитался как символ плодородия и жизненных сил, достоинства, быстроты и агрессивности. Ассоциировался он и с другими качествами. Рога оленя считались символическим отображением ветвей дерева, а деревья у кельтов почитались священными. Ответвления рогов, как и сучья и листья на ветвях, считались символами возрождения и размножения. Олень и лань играют важную роль в мифологии кельтов.

Белый олень был для кельтов мистическим животным, явившимся на землю из Потустороннего мира и обладающим сверхъестественными способностями. Белый олень фигурирует в нескольких кельтских легендах.

Олень часто был одной из ипостасей героев мифов, проходивших через последовательные стадии перевоплощений, или животным, в которое превращали человека его недоброжелатели, владевшие искусством магии. Донн приводит из Сида сотню девушек, но ревнивая супруга превращает их в стадо оленей, а Донн пасет их. Позже, когда сам герой ссорится с могущественной королевой, она превращает в оленя и его.

Одна из подруг Финна была превращена друидом в оленя, но дала жизнь существу, лишь наполовину являющемуся оленем — Ойсину, позже восстановившему полностью человеческий облик и продолжившему дело своего отца.

Популярный мотив ирландской мифологии — преследование священного оленя охотниками и следующее за этим возмездие (часто справедливое, поскольку олени священные, как правило, трехроги).

Следующая ирландская сага рассказывает о важности оленя в процессе основания новой династии королей.

Дойр получил пророчество, что один из его сыновей, тот, что будет носить имя Лугейд, станет королем, и поэтому отец дал на всякий случай всем своим пяти сыновьям одно и то же имя." Однажды братья собрались на охоту на оленя с золотыми рогами, поскольку в пророчестве друида говорилось: “... молодой олень с золотым сиянием над ним войдет в вид их, и тот из сыновей, кто изловит этого оленя, есть тот, кто станет владеть королевством”. Охота, которую вели братья, была невидима другим ирландцам, так как охотники были скрыты от мира магическим туманом. Наконец, олень был загнан, убит и съеден. Но тут разыгралась снежная буря. Заблудившиеся братья попали в некий загадочный дом, где страшная дикая свинья предложила им совокупиться с ней. Братья, за исключением одного, отказываются, когда он соглашается, отвратительная свинья тут же превращается в “прекраснейшую из женщин”. Полагают, что это была персонифицированная Ирландия, традиционно изображающаяся в образе прекрасной богини.

Это благородное животное считалось спутником богов. Например, кельты верили, что олени – основное животное в волшебных стадах богов.

В мифологии кельтов в тесном соединении с Великой Матерью находится ее сын Луг, считавшийся ее эманацией, или раздвоением; то было божество, пользовавшееся самым широким почитанием у кельтов. Луг также назывался Кернуннус (бог с оленьими рогами). В этой ипостаси он — божество рая, блаженного загробного мира, то есть, тот, кто руководит небесами. Олень позволяет следовать за собою до зачарованной горы, которая внезапно открывается, и он отправляется в путь, откуда нет возвращения. Отмирающие и вновь вырастающие рога — это символ смерти и воскресения. Рога оленя позволяют также сидеть на оленьем седле, в положении соединения с небом, чтобы читать грядущее.

Кельты приделывали оленьи рога к жреческим маскам и даже к лошадям.


Название: Лань – символ нежной богини Лели
Отправлено: Лужина Светлана от 29 02 2012, 15:28:16
Лань – символ нежной богини Лели:

Во многих мифах образ Лани представляет собой женскую животную природу потенциально демонического характера (само собой, не обошлось без влияния патриархального переворота), хотя нам она представляется существом изящным.

В родовом древе Чингисхана праматерью является мать - олениха, праотцом - волк. Лани могли выступать в доисторических обрядах инициаций символическими животными женской части участников обрядов. Но в Зенд-Авесте изедом, покровителем этого знака, является Арта, Правда. Тотем Лани связан с поисками высшего смысла, с гармонией, красотой, с проявлением материнского начала.

На территории нынешнего Азербайджана в VII веке до н. э. скифами было основано Скифское Царство, но основная масса представителей этого народа в течение многих веков обитала на обширных пространствах от Алтая до Дуная. Себя они называли «саками» (от «сака» - олень).




Название: Олень как тотемное животное
Отправлено: Лужина Светлана от 29 02 2012, 20:12:22
Олень как тотемное животное

С точки зрения первобытного человека, природа (мир) была единой, а боги, звери и люди были равными перед ней. Именно звери и люди являются древнейшими персонажами первобытной мифологии.

Ранний период жизни человека характеризуется постоянным соперничеством охотничьих качеств человека и животного. Именно эти качества – промысловые, силовые, скоростные, по которым зверь превосходил человека, выделялись и ценились человеком. Благодаря этому, оленю логично начинали приписывать «сверхъестественные» черты.

Во всем мире первобытные люди часто устанавливали магическую (энергетическую) связь не только с неживыми предметами, но и с животными. Они почитали животных за их превосходство в силе, храбрости, хитрости и приписывали им душу, способную, подобно человеческой душе, жить после смерти тела и сохранять свои прежние положительные и отрицательные черты.

Возникли представления о родстве той или иной группы людей, а также рода и племени с тем или иным видом животных. Такой мифический первопредок рода - «тотем» - соединяет в себе черты человека и соответствующего животного (тигра, оленя, лося, медведя), и может быть одновременно и тем и другим.

Один из самых распространенных сюжетов наскальных рисунков горного Алтая отражает, на первый взгляд, казалось бы, обычную сцену охоты: охотник, вооруженный луком, преследует бегущего оленя. Всё вроде бы просто, даже с позиций симпатической магии - рисунок отождествляется с живым оленем, удар стрелы… и можно спокойно выходить на охоту – олень сам встанет на «линию огня". Однако, при этом в рисунках есть одна деталь, заставляющая задуматься о более глубоком смысле алтайских петроглифов. Дело в том, что изображения оленей несут в себе также и солярную символику – круговые, дисковые, лучеобразующие формы над головами оленей, как известно, являются древнейшими архетипами нашего дневного светила.

Таким образом, и сам олень в сознании и подсознании наших далеких предков отображался в качестве солнечного божества, символа вечного возрождения из глубин первозданного «небытия».

Отождествление с солнцем естественным образом делало оленя тотемом многих первобытных народов, например, индо-ариев. Как пишет Килуновская М. Е., «в индоевропейских языках существует единый корень в слове «олень». Самоназвание среднеазиатских скифов «Saкa» соотносится в осетинском языке со словом «Sag», в иранском «Saкa», в персидском «Sax», в бурятском «Sagaa», в русском «сохатый» и буквально значит «олень – самец».

Этот же автор отмечает и сугубо сакральную семантику понятия «олень» у индоевропейцев. Олень именуется не иначе как «золотой»!

К слову сказать, почти все народы и цивилизации древности с ярко выраженным солнечным культом (инки, египтяне, майя, арии) наделяли золото атрибутами солнечного, божественного света. У осетин, например, есть такое описание: «Лучи солнца падали на восемнадцатирогового оленя… олень же был такой, шерсть его была золотая». Заметим сразу, что «18» здесь число явно не произвольное. Именно 18 месяцев было в священном солнечном (!) календаре майя!

Олень, конь и бык – символы солнца, которое не просто «движется» по небу», а двенадцать раз «вступает в контакт» с определенными созвездиями, образуя так называемый «круг животных», зодиак. Поэтому, видимо, не случайно у многих народов олени, кони и быки стали особыми «проводниками» из мира «Горнего» (звездного) в наш земной и грешный.

Таким образом, если олень (конь) – это своего рода транспортное средство для передвижения по Мировому Дереву, то должен появиться и некий субъект, культурный герой: в данном случае – это владыка Асов. В палеосибирском же варианте – шаман, избранник богов и Неба. На древних петроглифах Алтая он изображен в виде стрелка, преследующего солнечного оленя.

Интересно, что почти у всех палеосибирских народов (включая естественно и тюрков) сохранился единый в основе своей миф (различие проявляется лишь в деталях): некий охотник (на Алтае это Эрке – Когульдей, у эвенков – Мани и т. д.) начинает преследование Белого лося, оленя, или маралухи, и стреляя в него из лука, возносится на Небо, превращаясь в созвездие Ориона.

Астральная семантика данного мифа и его связь с определенными звездами созвездия Ориона (три звезды «пояса Ориона») косвенно подтверждается характерными названиями этих звезд у сибирских народов: кеты, алтайцы и другие тюркские народы Сибири называют их «Тремя Оленями», или маралухами.

В древнегреческой мифологии, как известно, созвездие Ориона также представлено образом охотника – истребителя животных, вознесшегося на Небо…

Почти полностью повторяет сюжетную канву палеосибирского мифа саамский миф о Тиермесе, боге грома, который мечет молнии из радуги и преследует убегающую Миантас – Пирре. Когда он догонит животное, - гласит миф, - и поразит его, наступит конец света.

Рассматриваемый нами миф об охотнике и олене вероятнее всего действительно отражает в образно – поэтической форме реальные события 12-13- тысячелетней давности, когда в результате резкого изменения климата на планете произошли глобальные инверсии всей экосистемы Земли.