В древнегреческой мифологии богиня, покровительница земледелия и плодородия.
Имя Деметры можно буквально перевести как "земля" или "мать-земля". Богиня была дочерью Кроноса и Реи и, следовательно, сестрой Зевса. Кроме того, она была супругой Зевса, от которого у Деметры родилась дочь Персефона, ставшая впоследствии супругой Аида.
У Деметры были и другие имена: Хлоя, что означает "зелень", "посев"; Фесмофора - "законодательница", "устроительница"; Сито - "хлеб", "мука". Древние греки считали, что именно благодаря ей амбары простых людей наполнялись пшеницей. Деметру молили о ниспослании удачного посева и хорошего урожая.
С именем Деметры связана смена времен года. После похищения дочери мрачным Аидом Деметра стала безутешна, на земле наступил голод. Зевс приказал Аиду вернуть Персефону матери. Но владыка подземного мира дал вкусить супруге гранатового зернышка, чтобы она не забыла царства смерти. После этого две трети года Персефона стала проводить наверху, с матерью. В этот период природа расцветала. В остальное время она находилась в мрачном царстве мертвых, со своим супругом Аидом.
Деметру прославляли на празднике фесмофорий как покровительницу разумных земледельческих порядков. Она относилась к числу женских богинь, которые давали плодоносную силу не только земле и животным, но также и людям. Главным местом почитания Деметры был город Элевсин в Аттике, где в течение девяти дней каждого месяца проходили знаменитые элевсинские мистерии, которые символически представляли и горе богини, и ее странствия по земле в поисках дочери. И Деметра, и Персефона почитались обычно совместно.
Богатые афинские семьи, как правило, обладали правом участия в этих празднествах, и это право обычно передавалось по наследству. Традиции ритуальных обрядов держались в секрете, а человек, который разглашал эти сведения, навечно изгонялся из родного города, как это, по преданию, случилось с Эсхилом.