Максимум Online сегодня: 693 человек.
Максимум Online за все время: 4395 человек.
(рекорд посещаемости был 29 12 2022, 01:22:53)


Всего на сайте: 24816 статей в более чем 1761 темах,
а также 369598 участников.


Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Вам не пришло письмо с кодом активации?

 

Сегодня: 23 11 2024, 01:38:58

Мы АКТИВИСТЫ И ПОСЕТИТЕЛИ ЦЕНТРА "АДОНАИ", кому помогли решить свои проблемы и кто теперь готов помочь другим, открываем этот сайт, чтобы все желающие, кто знает работу Центра "Адонаи" и его лидера Константина Адонаи, кто может отдать свой ГОЛОС В ПОДДЕРЖКУ Центра, могли здесь рассказать о том, что знают; пообщаться со всеми, кого интересуют вопросы эзотерики, духовных практик, биоэнергетики и, непосредственно "АДОНАИ" или иных центров, салонов или специалистов, практикующим по данным направлениям.

Страниц: 1 ... 6 7 8 9 | Вниз

Ответ #35: 24 02 2012, 12:52:05 ( ссылка на этот ответ )

ВАМПИРЫ: МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ

Вадим ДЕРУЖИНСКИЙ
«Аналитическая газета «Секретные исследования»

Вот уже 11 лет мы публикуем исследования на тему вампиризма, которые легли в основу моей вышедшей в прошлом году в московском издательстве «Эксмо» «Книги вампиров». По просьбе многих новых читателей нашей газеты я кратко изложу основные положения вампирологии, о которых мы рассказывали много лет назад. Это важно и потому, что мы собираемся продолжить цикл статей на эту тему в будущих номерах. Итак, что же такое – вампиризм?

ПРАВДА О ВАМПИРАХ

Всем знаком по фильмам Голливуда традиционный образ вампира: он пьет кровь жертв, у него клыки, он боится солнечного света и креста. Это лишь вымысел беллетристов, но в основе его - реальные истории о вампирах, уже других и настоящих.

Три века назад Балканы и Восточную Европу поразила странная эпидемия. Хоронили человека. Его призрак являлся своим близким, просил есть, потом начинал сжимать их в объятиях (прежде всего детей) и вызывал их смерть одного за другим. Родные жаловались в местные магистраты и церковь. После долгих мытарств, когда люди были уже доведены до отчаяния, могилы возвращавшихся похороненных родственников эксгумировали, где их находили имеющими живой вид. Их казнили, после чего они больше не являлись. В ряде регионов Балкан их вообще никак не называли, кроме как «привидения». Позже оказалось, что в Турции их называют вампирами. Оттуда слово перекочевало в языки Европы. Оттуда, кстати, и пришла зараза. Медики еще той эпохи, видимо, справедливо говорили о том, что речь идет о болезни.

Лучшие умы Европы по поручению государей занимались проблемой, в эксгумациях могил вампиров принимали участие самые авторитетные персоны, посланные для проверки достоверности сообщений, приходящих к властям Австро-Венгрии отовсюду с Балкан. Появилось множество отчетов, среди них - изданная в 1749 году "Диссертация о появлениях призраков, вампиров и привидений" аббата Августина Кальме; "Медицинский доклад о вампирах", сделанный специально для австрийской императрицы Марии-Терезы архиатром Жераром Ван Свитеном (Неаполь, 1781 год); труд папы Бенуа ХIV Просперо Ламбертини "Вампиры в свете науки" (1749) и др.

Ни Церковь, ни Наука не могли объяснить явление (к тому же сопровождавшееся полтергейстом в домах жертв вампиров), поэтому официально все списали на «туземные суеверия славян и греков». Но вампиризм не исчез и продолжал существовать (уже не называемый вампиризмом) в наших деревнях даже в XX веке. Множество таких примеров я собрал в «Книге вампиров» (Эксмо, 2008), где попытался впервые за последние три века исследовать феномен научными методами.

С точки зрения современных научных представлений, вампир – это не мертвец (как полагали в эпоху Просвещения), а коматозник, похороненный по ошибке. Вторым заблуждением оказался миф о том, что вампир пьет кровь своих жертв. На самом деле, как говорилось еще в докладах той эпохи, от объятий призрака вампира на теле жертвы остаются специфические синяки – но кожа не повреждалась. Миф о крови возник из-за того, что вампира находили в гробу, наполовину заполненном кровью (с беловатыми крайне едкими, токсичными выделениями). Однако это – кровь самого вампира, а не его жертв.

Но самое удивительное мое открытие заключалось в том, что некоторые нетленные католические святые – это типичные вампиры. В книге «Не подверженные тлению» американки Джоан Кэррол Круз (1977 год) описаны 102 случая «чудесной нетленности». Один из наиболее впечатляющих случаев относится к «прекрасно сохраняющемуся и источающему кровь телу» ливанского святого Харбела Макхоуфа (РПЦ Москвы называет его святым Шарбелем и сегодня торгует в Москве его открытками, якобы излечивающими от болезней). Этот маронитский монах «умер» 24 декабря 1898 года после апоплексического удара. Во время своей жизни он соблюдал строгую телесную дисциплину: носил власяницу, спал на земле, ел раз в день (как и другие его товарищи). По традициям его монастыря в Аннае (Ливан), Харбел был похоронен в своей повседневной одежде, без гроба и, конечно, не забальзамированным.

Многие признают, что о нем бы и забыли, если бы не одно необычное явление. В течение 45 ночей после его захоронения (это обычно срок, когда происходит полное разложение тела) вокруг его могилы наблюдалось яркое свечение. Официальные лица монастыря попросили разрешение от руководителей Ордена на эксгумацию тела. Эксгумацию провели три месяца спустя в присутствии толпы жителей близлежащей деревни.

Остановлюсь, чтобы заметить: не думаю, чтобы простое свечение над могилой стало причиной для эксгумации. В вампирологии неоднократно сообщается о том, что над могилами вампиров ночью можно видеть свечение - и через 40 дней после смерти - и через 4 года. И это свечение весьма характерно, его не спутаешь с обычными кладбищенскими горениями фосфора (если таковые вообще есть). Наверняка это и привлекло к себе внимание, тем более что об этом в данном регионе должны были знать - там вампиризм и сегодня достаточно распространен. И полагаю, что были видения похороненного людям - они-то, скорее всего, более остального и склонили к эксгумации. Судя по состоянию «святого», он занимался активным вампиризмом.

Поскольку накануне проходили долгие и сильные дожди, которые затопили кладбище, святой Харбел (тогда еще не святой, а просто так) был найден плавающим в могиле, полной грязной воды. После того как тело было обмыто и переодето, было замечено, что из пор тела истекает какая-то жидкость. Ее описывали как «смесь пота и крови», то есть кровь с иной составной постепенно выходила из тела по потовым каналам, еще и со специфическим резким запахом – с неким похожим на цветочный ароматом (это распад живых аминокислот, что, кстати, тоже признак живого тела). Многие верующие считали, что это именно кровь. Истечение этой жидкости продолжалось и усиливалось, и в результате этого пришлось менять одежду два раза в неделю. Части одежды, пропитанные этой жидкостью, распространялись как святые реликвии и считались целебными (!).

И это продолжалось до июля 1927 года, когда тело поместили в деревянный гроб, выложенный цинком и с цинковой крышкой, и там находились заверенные нотариусом свидетельства об этом феномене от самых высших официальных католических лиц.

В течение последующих 23 лет гроб находился в специальном склепе в стене-молебне, поднятый на камнях для того, чтобы уберечь его от влажности. Чудо святого Харбела вызвало массовое поклонение, потоки паломников стали прибывать в Аннаю, и сегодня это продолжается даже в более массовом масштабе. В феврале 1950 года паломники заметили, что жидкость протекает через стену молебны на пол. Из-за опасения, что может возникнуть ущерб могиле, она была открыта в апреле, и опять было установлено, что тело является гибким и похожим на живое, и на нем не было абсолютно никаких следов разложения. Зато цинковый гроб и одежды Харбела были изъедены токсическими выделениями в труху (в брошюрах РПЦ эти выделения Харбела-Шарбеля называют «сукровицей»).

Как сообщает Круз, «Истечение жидкости и крови продолжалось, и окружающие предметы были покрыты ими. Беловатая жидкость истекала в таком количестве, что она, высыхая, образовывала массы белого порошка, который разбирали как реликвию паломники».

После этих известий количество паломников увеличилось до 5 тысяч в день. Его тело исследовалось каждый год, и каждый раз тело плавало в гробу в смеси крови и белой жидкости в три дюйма (около 100 литров). Однако тело уже не показывают публике с 1950 года.

И тут самое время взглянуть в архивы вампирологии. Аббат Августин Кальме в своем трактате пишет:

«В государственных докладах за 1693-1694 гг. говорится об упырях, вампирах и привидениях, которые появляются в Польше [Речи Посполитой] и - о чем больше сообщений - в России.

Они появляются в любое время суток и приходят пить кровь живых людей и животных - в таком большом количестве, что иногда она вытекает у них обратно через рот, нос и, чаще всего, через уши, а труп плавает в заполненном кровью гробу (курсив мой - В.Д.). ...Этот упырь выходит из своей могилы, или выходит некий демон в его обличии, приходит по ночам обнимать и сжимать в объятиях с неистовой силой своих близких или друзей, потом пьет их кровь, пока они не ослабнут, доводит их до изнеможения, и, наконец, становится причиной их смерти.

Эти преследования не прекращаются со смертью одного из членов семьи; их можно остановить, лишь отрезав голову или вскрыв сердце привидению, труп которого находят в своем гробу гибким, податливым, полным, с красным лицом, хотя он уже долгое время мертв. Из их тел вытекает огромное количество крови, и некоторые смешивают ее с мукой для приготовления хлеба; и по обычаю этот хлеб едят для защиты от преследования духа, который действительно после этого больше не приходит».

Тело святого Харбела плавает в заполненном кровью гробу. В чем разница? Разницы не вижу.

А вот Кальме пишет и о свечении над могилой вампира, как у святого Харбела, и о непонятной «беловатой жидкости» - почти за 200 лет до эксгумации Харбела:

«Вампир был похоронен около трех лет назад; над его могилой было видно свечение, похожее на свет лампы, но менее яркое.

Могилу вскрыли и обнаружили человека неповрежденного и казавшегося столь же здоровым, как и любой из нас присутствовавших; волосы, ногти, зубы и глаза (последние были полузакрыты) также крепко держались на его теле, как они есть сейчас на нас, живых, и его сердце билось.

Затем его вынули из могилы; его тело не было по-настоящему гибким, но оно было целым и абсолютно неповрежденным; потом чем-то вроде металлической пики, круглой и острой, ему пронзили сердце: оттуда потекла беловатая жидкость с кровью (курсив мой - В.Д.), но кровь доминировала в ней, все это не имело никакого дурного (трупного - В.Д.) запаха; после этого ему отрубили голову топором, похожим на те, которыми пользуются на казни в Англии. Из тела потекла та же жидкость с кровью, но более обильно, чем из сердца. В конце концов, его бросили снова в могилу и засыпали негашеной известью, чтобы завершить дело наверняка. С тех пор его племянница, у которой он два раза пил кровь, стала чувствовать себя лучше.

В месте, где вампиры высасывают кровь, образуется ярко-синее пятно; но определенного места нет: иногда они пьют кровь из одного места, а иногда из другого».

Итак, вот и свечение над могилой, вот и странная беловатая жидкость. Опять-таки, в чем разница? В одном: одного коматозника зверски убили и засыпали известью, другого сделали святым. Оба - вампиры.

И в других случаях, когда речь идет несомненно о вампиризме, современные исследователи никогда не используют этот термин. Например, в знаменитом полтергейсте в селе Аскиз Республики Хакасия в 1994-95 гг., когда от него погибло несколько людей, никто не распознал типичных черт вампиризма. Исследовала явление группа ученых из Саянского филиала Сибирского научно-исследовательского центра по изучению аномальных явлений при Томском политехническом университете. Руководил группой Ю.И. Якличкин, с которым мне еще в 2002 году довелось познакомиться и обсудить именно вампирический характер этого феномена.

Вампиризм практически всегда сопровождается полтергейстом (в том числе люди постоянно видят одежду и вещи вампира, которые «движутся сами по себе»). Призрак вампира видят только те, на кого направлен «фокус его внимания». От могилы к дому вампир перемещается в виде так называемого «огненного змея» - похожего на шаровую молнию образования, которое сегодня многие путают с НЛО. Чем питается у своих жертв вампир – для поддержания сил в своем коматозном состоянии – неясно; вероятно, это какая-то гипотетическая «жизненная сила», до сих пор не открытая наукой. В среднем вампирическая кома длится несколько лет, но иногда (как у Харбела Макхоуфа и др.) – десятилетия, после чего коматозник умирает (а останки его, пропитанные токсическими выделениями, не разлагаются, а лишь усыхают). Интересно, что у животных вампиризм никогда никем не был отмечен – видимо, его природа связана только с сознанием человека (как равно полтергейст и НЛО).

Конечно, все в этом феномене остается пока странным и загадочным. Пожалуй, это вообще самое загадочное явление из всех самых загадочных. Но, как ни странно, оно – самое наиболее задокументированное аномальное явление. Мало кому известны слова Жан-Жака Руссо: "Если и была в мире история истинная и доказанная, так это история вампиров. Ничто не упущено: официальные отчеты, свидетельства титулованных лиц, хирургов, священников, судей: очевидность полная".

Очевидность – но одновременно и необъяснимость. Феномен описывается в Европе уже 900 лет: о древней эпидемии типичного вампиризма в Англии в 1190-х годах подробно говорится в хронике Вильяма Ньюбургского «История Англии» (HISTORIA RERUM ANGLICARUM), в главах 22, 23 и 24 книги V. Как кажется, за 900 лет можно было бы если не изучить, то хотя бы признать существование этого явления. Однако не только ученые, но и многие исследователи непознанного считают этот феномен «слишком сказочным» из-за своей странности и непостижимости. Вот ведь парадокс...

ОГНЕННЫЙ ЗМЕЙ И ВАМПИРИЗМ

Чуть вечернею росою осыпается трава, Чешет косу, моет шею чернобровая вдова. И не сводит у окошка с неба темного очей, И летит, свиваясь в кольца, в ярких искрах длинных змей. И шумит, все ближе, ближе, и над вдовьиным двором, Над соломенною крышею рассыпается огнем. И окно тотчас затворит чернобровая вдова; Только слышатся в светлице поцелуи да слова... А. А. Фет, 1847 г.

В этих стихах Фета - вся структура этого странного явления, «Огненного Змея» или «Летуна», как его называют в народе. Он – фаза вампиризма, которую вампир преодолевает «по пути от могилы к дому».

Любопытно, что этот Огненный Змей стал появляться в деревнях России, Беларуси и Украины только в период распространения эпидемии вампиризма - а именно примерно в середине XVII века. К этому времени можно отнести и знаменитый муромский «Сказ о Петре и Февронии», который начинается с описания типичного Летуна. К жене некоего князя стал наведываться Огненный Змей, который, пролетев в дом через печную трубу, оборачивался мужчиной и занимался с княжной блудом.

Явление протекает так. Умирает человек (на самом деле впадает в вампирическую кому). Его хоронят. Над могилой в скором времени отмечается странное сияние. Очевидцы видят, как со стороны кладбища в сторону деревни пролетает огненный шар размером, как правило, с футбольный мяч, оставляющий за собой многометровый странный извивающийся хвост из чего-то, напоминающего пламя. Полет бесшумный, иногда шар разбрасывает икры. Обычно шар летит с небольшой скоростью на высоте от человеческого роста и выше, до трех метров над землей. Шар залетает в печную трубу того дома, где жил похороненный человек, и там оборачивается в его призрак (в глазах только жертвы). Часто бывает, что у крыши этого дома очевидцы видят свет (подобный свету над могилой), этот свет как бы висит у края крыши или возле трубы - иногда продолжительное время. Призрак «покойника» иногда занимается любовью с вдовой (или вдовцом), а чаще сжимает родных (в первую очередь детей) в своих объятиях, а те начинают чахнуть и вскоре умирают. Все это обычно сопровождается и полтергейстом. Этого Огненного Змея в народе прозвали Летуном.

Древние поверья о Летунах существуют в российских селах с XVII века и по наши дни. Крестьяне полагали, что Огненные Змеи - это "дьяволы, которые летают и искушают женщин". В деревнях был широко распространен такой мотив рассказов: Огненный Змей (именуемый на Ярославщине огненным ужом) прилетает к девушкам и женщинам: "Рассыпается искрам над трубой, он (через трубу) появляется в избе в облике красивого парня или умершего мужа хозяйки дома". (М.Д. Чулков, 1786)

В.И. Даль в книге "О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа" указывает, что единого имени у этого существа нет. На Смоленщине и Рязанщине такой змей именовался - Любак, на Орловщине - Волокита, в Тамбовской губернии - Любостай. По поверьям Ярославщины и Владимирщины существует Налет, нечистая сила в виде огненной метлы "аршинов в шесть". Он часто посещает людей, тоскующих по покойнику.

Огненный змей фигурирует в фольклоре только тех регионов, где происходила эпидемия вампиризма 300-250 лет назад. В том числе, на территории Сербии и других соседних с ней стран; об этом, например, рассказывает сербский эпос о Вуке Огненном Змее. Кстати, наш постоянный персонаж народных сказок - Змей Горыныч (то есть Горящий) - это и есть Огненный Змей, Летун. Сегодня его художники и мультипликаторы рисуют именно как змея, а под именем «Горыныч» понимают его якобы способность изрыгать пламя. На самом деле это вовсе не натуральный змей, а свое прозвище он получил от многометрового огненного хвоста, который при полете извивается (вот откуда взялось прозвище «змей»), а огнедыханием сия «рептилия» не обладала, так как в буквальном смысле была летающим шаром огня, весьма похожим на шаровую молнию. Наконец, и еще деталь: в сказках потому сей змей так и норовит в комнату красавицы залезть, что в реальности посещал вдов. То есть, сказки стали отражением реальной истории Огненного Змея, Летуна, который с изображаемым сегодня Змеем Горынычем ничего общего не имеет, а был отражением запущенного вампиризма в наших краях.

А ведь сей «Змей Горыныч» действительно крайне досаждал жителям деревень и влек смерть своих родных. Былинные мультфильмы показывают правдивую картину того, как появление «Змея Горыныча» вызывало панику у крестьян, уже знавших, что Змей влечет смерть. Да вот главного мультфильмы не показывают, что, наверно, от детей и надо прятать: что сии «Змеи Горынычи» прилетают с кладбища.

Самарский исследователь современной мифологии И. Павлович в своей работе «Огненные змеи - кто они?» пишет, что «подобные верованья сохранились и в наши дни. Так исследователи на Ярославщине за последние двенадцать лет записали 166 рассказов, затрагивающих образ Огненного Змея. Летают эти существа не быстро, извиваясь, иногда с шумом кружатся и кувыркаются. Многочисленные сообщения о встречах с этими существами приходятся на 1910-1919, 1930-1939, 1940-1949 годы».

Очевидно, что это и есть годы активности вампиризма.

«Устойчивым компонентом текстов этого типа», то есть историй про «змеев» или любвеобильных покойников, «...является мотив о том, что от такой любви женщина худеет, бледнеет, чахнет, болеет, теряет жизненные силы, становится замкнутой, молчаливой и умирает или находит способ избавиться от вредоносного любовника, - пишет этнограф Л.Н. Виноградова, первой заметившая связь между вампиризмом и «змеями». - В южнославянской традиции мотив о сексуальных связях демонических существ... соотносится прежде всего с мифическим огненным змеем и, кроме того, с вампиром - умершим мужем. По единичным свидетельствам, летающий змей мог проявлять и признаки, сближающие его с вампирами. Так, в некоторых быличках губительные для женщин последствия любовной связи объяснялись тем, что он высасывает из нее кровь, поэтому женщина бледнеет, чахнет и умирает...»

«Всего у меня таких свидетельств около сотни, - утверждает уфолог Д.Н. Казаков из Лебяжского района Кировской области. - С 1998 года я изучаю это странное явление. Вот некоторые его закономерности:

1. Появляется всегда после заката или до восхода солнца, откуда-то со стороны (не с неба);

2. Всегда одинаковые параметры;

3. За редким исключением появляется всегда над населенными пунктами. Особо тяготеют к домам вдовых, где рассыпаются искрами или ныряют в трубу. В этом случае в избе появляется умерший (много очевидцев);

4. Очень были распространены до 1960-х годов. Сейчас наблюдаются очень редко...»

Вот типичный случай из этой сотни. Летом 1945 г. женщина, отказавшаяся назвать себя, шла из с. Мелянды в дер. Чупраки:

"Видим с подружкой - летит огненный "омолоток" (т.е. сноп). Размером с метр, похож на ржаной сноп, только горящий. Летел плавно, чуть выше домов. Не быстро и прямо. Потом развернулся к какому-то дому. Там стояла полузасохшая высокая ель. "Сноп" задел ее и рассыпался. А ель эта потом совсем засохла. А после одна женщина (вдова) нам рассказала, что "прилетал" ее погибший муж Степан. "Иду я через двор, а он стоит, во всем белом. Тут я заухала, он и вылетел".

А вот свидетельство возвращения змея на кладбище:

«В.Ф. Коновалов жил в совхозе «Гигант» под Ковровым. Поздней осенью 1953 г., когда ему было 8 лет, он направлялся в школу. Путь шел мимо деревенского кладбища. Внезапно над лесом появился розовый, неяркий шар, который благодаря имевшемуся у него хвосту был похож на «летучего змея». Шар летел медленно, и очевидец смог хорошо его рассмотреть. По размерам он был с футбольный мяч, даже немного меньше. Описав медленно дугу, шар ударился о бетонную плиту одной из могил. Произошел бесшумный взрыв с языками пламени во все стороны. Мальчик что есть духу бросился бежать к школе...» (Архив Комиссии по АЯ).

А этот рассказ о вятских "огненных змеях" записан Г.И. Поповым в деревне Муша в 1926 году; обращаю внимание читателя, что и тут (как и везде!) не используется термин «вампир»:

"В нашей деревне было. Ходил "огненный" к солдатке, а мужика-то забрали в солдаты в германскую кампанию. Она затужила, стала плакаться об нем. Стали вдруг соседи-то замечать, что она-де разговаривает по ночам незнамо с кем. Спрашивают: "Што, к тебе Коля ходит?". А она молчит, так как он не велел ей ничего говорить. Слыхали ночью-то, как она хохочет. То было с ней целых три года. Потом-то стала она немного рассказывать про Колю-то. Что он ходит ночью. Что обнимать себя разрешает небольно-то, спины у него совсем нет, есть только грудь, а там идет яма. После он ее удавил. Позвали знахарку, та и говорит, что огненный ее удавил, почто не позвали ее раньше-то. Она-де, может, и выправила бы ее, хоть и оченно трудно, дак хоть попробовала бы в бане-то выправить".

Подобных свидетельств – тысячи. Знакомство с ними заставляет уже иначе взглянуть на сказочного Змея Горыныча – сказочным он уже не кажется...

* Вампиры.jpg

(133.5 Кб, 650x658 - просмотрено 1924 раз.)

Последнее редактирование: 17 03 2012, 17:04:55 от Administrator

 

 

Ответ #36: 06 03 2012, 01:55:55 ( ссылка на этот ответ )

Древние рукописи доказывают: Русь — родина вампиров. Сначала мы им поклонялись, а потом просто стали их уважать

После того как в 1992 году на экраны вышел фильм Фрэнсиса Форда Копполы «Дракула» по роману Брэма Стокера, в обществе проснулся какой-то нездоровый интерес к вампирам. О них стали писать книги, издавать энциклопедии, снимать все новые и новые фильмы. Ажиотаж не утихает по сей день. Чего стоит одна только сага «Сумерки» о любви земной девушки и вампира. А домохозяйки рыдают над сериалом «Дневники вампира», рассказывающим о любви двух братьев-вурдалаков к простой школьнице. Вампиры стали подлинными героями нашего времени, а вот из какого времени они родом, доподлинно неизвестно. К неожиданным выводам пришел доктор филологических наук, профессор Российского государственного гуманитарного университета Михаил Одесский, когда решил докопаться до корней самого понятия «вампир». Первые упоминания об этих полумифических существах, как доказывает ученый, встречаются именно в славянской культуре. Значит ли это, что у вампиров русские корни?

От упыря до вампира

Пожалуй, самое первое упоминание в мировой культуре о некоем вампироподобном существе встречается в памятнике древнерусской письменности — «Послесловии» к «Толкованию на книги пророческие». Сохранилось оно в рукописях XV века, но, как следует из самого текста, оригинал был написан в XI веке. Как отмечает изучивший текст профессор Михаил Одесский, любопытно прежде всего само имя переписчика — «Азъ попъ Оупирь Лихыи». Переводя на современный русский язык — Упырь Лихой. Имя явно загадочное и далеко не подобающее служителям церкви, которые в те времена и являлись переписчиками. Конечно, трудно предположить, что монах Упырь Лихой был кровопийцей. Но откуда пошло такое странное имя? «Имя для монаха вполне нормальное, к тому же в древности широко пользовались прозвищами, — поясняет Михаил Одесский. — Они обычно происходили не от хороших свойств человека, а от негативных или смешных. И потому вполне могло быть, что монаху дали имя Упыря Лихого, характеризуя его как человека неробкого десятка». Правда, слово «лихыи» в те времена обозначало еще и разные формы зла, вплоть до того, что таким эпитетом награждали самого сатану.

А шведский славист Андерс Шеберг и вовсе предложил отбросить бесовщину и утверждал, что Упырь Лихой был на самом деле шведским рунорезцем по имени Upir Ofeg, который вполне мог оказаться в свите Ингегерд — дочери шведского короля, ставшей женой Ярослава Мудрого. И тогда получается, что в транслитерации Упырь — это имя рунорезца Эпира, а Лихой — перевод его прозвища...

Есть версия, что слово «упырь» носило бранный оттенок. Сохранилось «Послание в Кирилло-Белозерский монастырь» Ивана Грозного. Известный своим «тонким» чувством юмора и любивший ерничать над подданными государь на этот раз сетовал на испорченность нравов бояр, которые приняли постриг и побывали в монастыре: «А сей и платья не знает, не токмо жительства. Или бесова для сына Иоанна Шереметева? Или дурака для и упиря Хабарова?» Здесь интересен инфернальный контекст. «Упирь» фигурирует рядом с «бесовым сыном».

В определенном контексте древние литературные памятники действительно могут свидетельствовать об инфернальном, потустороннем значении слова «упырь». Отсюда возникает предположение, что упырям поклонялись, как божествам. И тогда прозвище переписчика Упыря Лихого — это лишь указание на его избранность, приближенность к высшим силам. Вот, например, в «Слове святого Григория» (список второй половины XV — начала XVI веков) есть вставки об истории славянского язычества. В частности, говорится следующее: «Преже Перуна бога ихъ, а преже того клали требу упирем и берегинямъ». Снова эти «упири» — упыри, которым, судя по древнему тексту, приносили жертвы во время языческих богослужений. О том, кто такие упыри и берегини, напрямую в тексте не говорится, так же как и о том, что за жертвы им приносились. Предполагается, что берегинями могли быть положительные, добрые божества или существа, ведь слова «берег», «беречь», «оберегать» вызывали и раньше, и сегодня исключительно положительные ассоциации. Можно предположить, что в противовес им упыри были существами злыми. А жертвы им приносились по одной простой причине — таким образом люди пытались их умилостивить. Впрочем, есть еще одна версия — упыри могли быть духами предков, то есть не олицетворять собой ни зло, ни добро.

«Логика такая: упырь — это мертвец, мертвец — это предок, то есть речь, по всей вероятности, идет о поклонении умершим предкам», — поясняет Михаил Одесский. Еще в XIX веке знаменитый филолог-славист Измаил Срезневский рассматривал вопрос об изначальном в язычестве «догмате о едином, верховном Боге, родоначальнике всех других божеств». Исследователь говорил о трех периодах русского язычества: период обожания Перуна был последним, период поклонения «роду и рожаницам» ему предшествующим, а древнейшим — период поклонения упырям и берегиням. «Срезневский приводит немало случаев упоминания упырей в народных преданиях славян, — рассказывает Михаил Одесский. — Слово это встречается в разных формах: в мужском роде (упир, упюр, впир, вампир), в женском (упирина, вампера) и почти везде в двух значениях: либо летучей мыши, либо привидения, оборотня, злого духа, высасывающего кровь у людей». Именно в этом втором смысле вампиры и стали известны всему миру. А приложили к этому руку опять же наши люди.

Перегнул палку

Примерно в то самое время, когда в древних рукописях впервые встречается слово «упырь», то есть в списке XV века, в Румынии правит небезызвестный ныне Влад III Цепеш (Дракула), который впоследствии и стал прототипом самого известного литературного и киновампира. Он оставил после себя богатое эпистолярное наследие. В то время не было письменного румынского языка и Дракула писал по-латыни и на церковнославянском. Но, пожалуй, один из самых надежных, интересных и информативных текстов о Цепеше — «Сказание о Дракуле воеводе» — написал, как предполагают ученые, московский посольский дьяк Федор Курицын, который служил при дворе венгерского короля. Долгое время он пробыл на Балканах, а вернувшись на родину, прославился как еретик. Необходимо отметить, что очень быстро в России понятие о вампире стало ассоциироваться с ведьмой или колдуном, которые в свою очередь были связаны с понятием о ереси. Она определялась как отступление от догм, считавшихся важными для церкви. В вере русского народа закрепилось представление о том, что человек не найдет покоя после смерти, если она произошла в тот момент, когда тот отлучен от церкви. Его могли отлучить из-за аморального поведения или ереси. Таким образом, еретик мог стать после смерти вампиром. Этот факт делает легендарной личность Федора Курицына и заставляет по-особому взглянуть на его «Сказание о Дракуле воеводе», написанное явно под воздействием еретических взглядов, замешанных на народных славянских преданиях . Интересно, что он ни разу не называет Влада Цепеша его настоящим именем. Сказание начинается следующими словами: «Был в Мунтьянской земле воевода, христианин греческой веры, имя его по-валашски Дракула, а по-нашему Дьявол». Прозвище Дракула (сам господарь писал Dragkulya) переводится не совсем так, как написал дьяк Курицын. По-румынски «дьявол» — это «дракул» (dracul), а «дракула» (draculea) — «сын дьявола». Однако прозвище это отец Влада воевода Влад II получил вовсе не из-за связи с нечистой силой. Еще не заняв престол, он вступил при дворе Сигизмунда I Люксембурга в элитарный рыцарский Орден дракона, основанный венгерским королем для борьбы с неверными, в основном с турками. Став господарем, он велел изобразить дракона на монетах. «Дракула» обозначает прежде всего «дракон». Но автор сказания переиначил все на иной лад. В любом случае именно его рукопись положила начало восприятию Дракулы как человека невиданной жестокости, олицетворению зла. Именно так он и представлен в современной литературе.

Исследователи практически не сомневаются, что именно в славянских корнях кроется одна из главных причин современного культа вампира. «Что самое страшное в вампире того же Брэма Стокера? — задается вопросом Михаил Одесский. — По-настоящему страшен он не в своем замке в Трансильвании, а когда вторгается в Лондон. Конец XIX века, расцвет цивилизации, и вдруг появляется что-то жуткое и темное из Восточной Европы. Это ужас перед неизвестным существом, перед другой культурой и другим обществом — далеким и непонятным».

Но в чем же феномен упыря-вампира? Почему из всех мифических существ, которыми изобиловали славянские предания, до наших дней дошли только они? Почему никто как-то особо не вспоминает ни Перуна, ни берегинь? Возможно, разгадка кроется в том, что в какой-то момент истории упыри-вампиры «спустились с небес на землю». И люди уже не поклонялись им, а пытались с ними мирно ужиться.

itogi.ru

 

 

Ответ #37: 01 07 2012, 18:19:28 ( ссылка на этот ответ )

Тайна 13 вампиров.

Было погожее майское утро. Пан Франтишек Змек решил поработать на своем огороде, чтобы выкопать канаву для канализации. Углубляясь в землю, он скоро наткнулся на какие-то кости. Копнул дальше -еще и еще. «Совсем как в скотомогильнике, - подумал пан Змек. Неужели кости забитых свиней и телят закапывали здесь, а не на свалке? Странные люди...» Он рассуждал так, потому что купил дом и участок совсем недавно и не любил беспорядка. Но в следующую секунду пан Змек окаменел из кома земли, который только что был выброшен им наверх, на него таращился человеческий череп. Присмотревшись, пожилой человек обнаружил, что кости здесь тоже человеческие. Откуда они здесь? Кладбище расположено недалеко от городка, на холме, там покоятся ушедшие в мир иной жители. Возможно, — это следы преступления? Но нацисты никаких операций в этих местах не проводили, сражений во время войны здесь тоже не было. Тогда откуда?

Пан Змек бросился в полицейский участок. А далее все происходило словно в кошмарном сне. Полицейские быстро выяснили, что могилы - многовековой давности, и призвали на помощь ученых. Те не заставили себя ждать, нагрянула целая экспедиция. Полицейский наряд, оттеснив толпу любопытных, взял под охрану усадьбу. Ученые начали копать пробные . шурфы на огороде и в цветнике. От протестов пана Змека отмахивались: «Все восстановим, за все заплатим». Участок напоминал поле сражения - ямы, кучи земли... Скелеты находились всего в полуметре от поверхности. Ученые определили примерный срок захоронения: конец X - начало XI века. У пана Франтишека отлегло от сердца: если это так, то хоть предыдущие владельцы участка не причастны к злодейству. Судя по оживленным разговорам ученых, захоронение оказа-лось совершенно необычным.

Тихий городок наполнили репортеры и просто любопытные. Участок по-прежнему охранялся, а пан Змек — стал центром внимания. Оказывается, он обнаружил первое в мире — кладбище вампиров!Переведем на минуту дух и заглянем в средневековый «Индекс дьявольских сил» (XIII век). Там мы — прочитаем: «Вампиры - это человеческие трупы, оживленные дьяволом, выползающие из могил, исчезающие в кладбищенских зарослях, ноябрьских туманах, ползущие в сторону жилищ человеческих. Ночью глубокой проникают к спящим, садятся на грудь, душат, пьют кровь. Жертвы их тоже становятся вампирами...»Самым знаменитым вампиром был трансильванский Дракула. Он стал героем книг, комиксов, фильмов. Но он был один, а здесь - целое кладбище. Причем славянских вампиров. славянские вампиры, хотя и кровожадные, все-таки не имели устрашающих черт немецких или исландских.
        
Осиновый кол, вбитый в сердце покойника, подозреваемого в вампиризме, позволял предотвратить его дальнейшие кровавые эскапады. Иные средства предосторожности были не нужны. Челяковицкое погребение - совсем иное. Археологи установили, что в одиннадцати ямах похоронены 13 мужчин в возрасте от 30 до 40 лет. Видимо, при жизни они вызывали такой страх, что их боялись и после смерти. Руки у трупов были связаны, дабы не могли они протянуть их к солнцу, способному на восходе восстановить силы вампиров, помочь выбраться из могил. Ноги тоже были связаны - сохранились следы кожаных ремней. Но этого, видимо, оказалось недостаточно. Судя по всему, вампиры выходили из-под земли в поисках новых жертв. Археологи установили: некоторые могилы были раскопаны, отрублены головы, ноги. На скелетах были ясно видны следы этих посмертных операций,

совершенных впавшими в полное отчаяние жителями селения. Сколько же человек жило в Четковицах? Сто? Двести? Едва ли больше. На такое количество людей ТРИНАДЦАТЬ ВАМПИРОВ если верить во все это, постоян-ю жаждущих крови, - неимоверно много «Все показывает, - писала чешкая пресса, - что в начале нашего тысячелетия Челяковицы подверглись вторжению вампиров, в начале, вероятно, здесь не обра-али внимания на неожиданные мерти, а потом пришлось воспользоваться жестокими, но вынуждеными средствами для спасения оставшихся в живых». Вначале археологи предположили, что на кладбище похоронены исключительно пришельцы из вне из иного племени, чужой веры и снабженные адской силой отнюдь не местным дьяволом. Однако эту версию пришлось отбросить. Останки, обнаруженные паном Змеком, принадлежали местным жителям.Затем появилась версия, будто бы найдено кладбище одной семьи, которая применяла необычный способ захоронения. Но и она «прожила» недолго, ибо, как уже было сказано, скелеты принадлежали исключительно мужчинам одного возраста. Быть может, язычники убили христиан или христиане - язычников? Тоже никак не получается. Ведь вероотступников в смерти должны были сопровождать их жены и дети - они становились жертвами религиозной нетерпимости. Говорили даже о действиях группы маньяков из числа племенных или религиозных ортодоксов, маскировавшихся под вампиров. А может, это было неизвестное заболевание? Скоротечный туберкулез, например. Иная инфекция? Все могло быть. В преданиях, в хрониках, в протоколах инквизиции в одном месте и в одно время встречаются по два-три, крайне редко - по четыре вампира. Но чтобы больше, как в Челяковицах? Почему, откуда? Этого мы, вероятно, никогда не узнаем. «Луч»

 

 

Ответ #38: 01 10 2012, 23:42:16 ( ссылка на этот ответ )

В начале 19-го века в России произошёл один из наиболее страшных случаёв вампиризма, какие когда-либо отмечались. Губернатором в области Ч. состоял человек лет шестидесяти, злобный, жестокий и ревнивый тиран. Облечённый деспотической властью, он пользовался ею без удержу как подсказывали ему его звериные инстинкты. И он влюбился в хорошенькую дочь подчинённого ему чиновника. Хотя девушка была помолвлена с молодым человеком, которого она любила, тиран принудил её отца дать согласие на брак, и бедная жертва, не смотря на своё отчаяние, стала его женой, тут проявился вовсю его ревнивый характер, он бил её, держал её неделями запертой в её комнате и запрещал ей видеться с кем-либо не иначе, как в его присутствии. Наконец он заболел и умер. Но когда он почувствовал, что его конец приближается, он заставил её поклясться, что она больше замуж не выйдет; и со страшными клятвами он пригрозил ей, что если она выйдет замуж, нарушив клятву, то он вернётся к ней из могилы и убьёт её. Его похоронили на кладбище за рекою, и молодая вдова никаких дальнейших неприятностей не испытывала до тех пор, пока природа не превозмогла её страхи и она, вняв мольбам своего прежнего любимого, возобновила с ним помолвку. Ночью после обычного отпразднования помолвки, когда все уже легли спать, старая помещичья усадьба была разбужена отчаянными криками, доносившимися из её комнаты. Вломились в дверь и нашли несчастную женщину лежащей в крови в глубоком обмороке. В это же самое время было слышно, как карета с грохотом выезжала со двора. На теле женщины были обнаружены чёрные и синие кровоподтёки, как бы от щипков, из небольшого прокола на шее сочились капли крови. Когда сознание к ней вернулось, она сообщила, что её покойный муж друг вошёл в комнату точно с такой внешностью, как при жизни, за исключения того, что был страшно бледен; что он упрекал её за непостоянство, а затем избил её и исщипал жесточайшем образом. Её рассказу не поверили; но на следующее утро стража, поставленная на конце моста, соединяющего оба берега реки, донесла, что как раз перед наступлением полночи чёрная карета с шестёркою лошадей бешено пронеслась мимо них по направлению к городу, не ответив на окрик стражи. Новый губернатор, который не поверил этому рассказу о призраке, тем не менее принял меры предосторожности, удвоив стражу в конце моста. Однако, ночь за ночью повторялось то де самое, причём, солдаты, несущие стражу, заявляли, что шлагбаум на их заставе у моста сам поднимается, не смотря на их усилия остановить. В то же самое время каждую ночь карета с грохотом въезжала во двор старого дома; сторожа, включая семью вдовы и слуг, впадали в глубокий сон; и каждое утро молодую жертву находили в ссадинах, источающих кровь и в обмороке, как и прежде. Весь город пришёл в оцепенение. Врачи не могли дать никаких объяснений, священники приходили, чтобы проводить ночи в молитве, но как только приближалась полночь, всех охватывала ужасная летаргия. Наконец, приехал сам областной архиепископ и совершил обряд изгнания, но на следующее утро состояние вдовы оказалось хуже, чем когда-либо. Она уже была на пороге смерти. Губернатор, наконец, был вынужден прибегнуть к строжайшим мерам, чтобы прекратить всё увеличивающеюся панику в городе. Он поставил на мосту пол сотни казаков с приказом остановить призрачную карету во что бы то ни стало. В точности в обычный час и услышали и увидели, как карета со стороны кладбища приближается к городу. Офицер стражи и священник, несущий крест, встали перед шлагбаумом и вместе закричали: "Именем бога и царя - кто идёт?”. В окно кареты просунулась хорошо запомнившаяся голова и знакомый голос ответил: "Государственный тайный советник и губернатор К.!” В тот же самый момент офицер, священник и казаки были отброшены в сторону как бы электрическим током, и призрачная карета проскочила мимо них прежде чем они успели дыхнуть. Тогда архиепископ решил прибегнуть к освященному веками средству - выкопать труп пригвоздить его к земле дубовым колом через сердце. Это было проделано с большой религиозной церемонией в присутствии всего населения.

 

 

Ответ #39: 01 12 2012, 16:55:21 ( ссылка на этот ответ )

Вампир Сава Саванович

В западной Сербии население сметает с прилавков чеснок: местные власти сообщили о пробудившемся вурдалаке.

Поводом для тревоги стало малозначительное событие: обрушилась давно заброшенная мельница на речке Рогачица, близ дер. Зарожье под городком Байина-Башта.

Дело в том, что легенда гласит, что эта мельница некогда принадлежала известному в этих краях вампиру по имени Сава Саванович, жертвами которого и становились желающие смолоть свое зерно.

Семья Ягодичей, купившая мельницу, побоялась использовать ее по назначению, но неплохо зарабатывала на туристах, желающих посетить зловещее место.

При этом самоё постройку Ягодичи не трогали, опасаясь, что ремонт или перестройка могут разбудить вурдалака. В конце концов мельница обветшала и рухнула.

По округе поползли слухи, что вампир снова вышел на охоту. Местный староста Миодраг Вуетич признал: «Народ напуган: легенду об этом вампире все знают. Мысль, что теперь он остался без крова и ищет новый приют и, вероятно, новых жертв, приводит людей в ужас. Мы все боимся».

Он добавил, что легко смеяться, если здесь не живешь, но из местных никто не сомневается в существовании вампиров. Староста также подтвердил, что местный совет посоветовал всем повесить на дверь чеснок, запаха которого вампиры не выносят, и проследить, чтобы распятия были в каждой комнате.

 

 

Страниц: 1 ... 6 7 8 9 | ВверхПечать