Саббатай Цви (1626-1676): Миссия - 1666
Средневековый каббалист и проповедник, объявивший себя «посланцем Всевышнего»; в ортодоксальном иудаизме до сих пор считается самым опасным из лже-Мессий. Колоссальный успех мистической проповеди Цви был подготовлен, прежде всего, катастрофическими событиями еврейской истории середины XVII столетия, когда во время восстания Богдана Хмельницкого (называемого евреями не иначе как «наказание Хмельницким») на Украине и в Польше погибли сотни тысяч евреев, а еще больше остались без жилья и имущества. По странному совпадению, 1648 год, когда начались эти события, был отмечен в каббалистической книге «Зохар» как год пришествия Мессии и воскресения мертвых; поэтому резня на Украине была воспринята многими как начало «родовых мук», итогом которых должно стать явление живого Спасителя. Таковой и не замедлил обнаружиться в лице Саббатая Цви, набожного юноши из турецкого города Измир.
Несмотря на то, что он происходил из состоятельной купеческой семьи, он не выказывал ни малейшего желания пойти по стопам своих родителей, и, более того, даже демонстративно отказывался от исполнения супружеских обязанностей, хотя богатые родители сватали ему лучших невест; для еврея, даже самого благочестивого, это считалось тяжким преступлением перед Господом. Дни он проводил, затворившись в своих покоях и усиленно изучая Священное писание и Каббалу, а по ночам бродил в окрестностях города и оглашал воздух молитвенными песнопениями. Все чаще и чаще во время этих ночных бдений он входил в подлинно экстатическое состояние и изливал свои чувства перед сопровождавшими его поклонниками, вначале немногочисленными, а потом начавшими стремительно приумножаться месяц от месяца.
В первый раз харизматическая сила Цви проявилась при большом стечении народа в том же роковом 1648 г., когда он, в разгар всеобщего горя и траура по поводу событий в Восточной Европе, публично огласил в синагоге священный Тетраграмматон — табуированное четырехбуквенное имя Бога, которое только один раз в год мог произнести верховный первосвященник, да и то лишь в период существования иерусалимского храма. Раввинам, до глубины души потрясенным случившимся, Цви объяснил, что от его имени вещает сам Господь, а зримым доказательством его высоких полномочий является то, что числовая сумма его имени в точности совпадает с суммой одного из Божьих имен - Шаддай (Могучий). Этому имени (в языках древнего Ближнего Востока схожим словом — «шедду», «шедцим» назывались также демонические существа полубожественной-получеловеческой природы) в Каббале издревле приписывалась особая мистическая сила, так как считалось, что именно в нем заключена «тайна власти», делающая магическую волю совершенной. Услышав это, религиозные лидеры общины немедленно выставили Саббатая Цви не только из синагоги, но и из родного города с запретом возвращаться сюда когда-либо впредь.
Но к этому времени у Цви появились почитатели уже далеко за пределами Измира. С их помощью ему удалось обрести временное пристанище в Салониках, откуда он переселился в Стамбул. Туту него появилась мощная духовная и материальная опора и поддержка в лице местного книготорговца и тайного сторонника антиталмудического мистического течения в иудаизме по имени Авраам. Этот человек обнаружил (скорее всего, сам же и сфабриковал) старинную рукопись с пророчеством, явно ориентированным на Цви и предрекающим ему будущее, ставящее его вровень с величайшими сынами Израиля. В Стамбуле случилось и еще одно знаменательное событие - будущий Мессия подыскал, наконец, достойную себя супругу; ею оказалась девушка с Украины, которая, как передавали, чудом уцелела во время массовой резни и с тех пор жила лишь ожиданием пришествия чудесного жениха. Со своей стороны, Цви внутренне отождествлял свою полубезумную избранницу с женской ипостасью Божества — Шехиной, спустившейся с небес, чтобы поддержать его и направить на верную стезю; таким образом, брак этот был мистическим в полном смысле слова и не имел ничего общего с обычным «супружеским сожительством».
В течение следующих нескольких лет Саббатай Цви продолжал свое триумфальное шествие по странам Ближнего Востока, посетив сначала Каир, своего рода Мекку для последователей мистических сект и учений, а затем, следуя совету тамошних каббалистов, направился в город своей мессианской мечты — Иерусалим. Народная молва связала его появление здесь с избавлением от страшной угрозы, нависшей было над местным еврейским населением со стороны свирепого турецкого паши-вымогателя. Восстановить подлинную причинно-следственную связь между этими событиями уже вряд ли возможно, но в результате популярность Цви возросла до такой степени, что палестинские иудеи, невзирая ни на какие запреты и препятствия, стекались к его жилищу, чтобы хотя бы издали удостоиться лицезрения этого нового чуда света. Сохранилось и любопытное описание, сделанное с натуры одним современником: «С трепетом взглянул я на этого рослого человека, с румяным красивым лицом, с круглой черной бородой; своим внушительным видом он напоминал ливанский кедр. Невозможно было отвести от него глаз, когда он молился у гробниц святых и праотцев...».
В Иерусалиме Саббатай Цви обрел, наконец, и достойного себя духовного наставника в лице юноши с ярко выраженными медиумическими способностями - двадцатилетнего Натана из города Газы, считавшего себя новым воплощением Илии-пророка. Дух пророка подсказал ему, что народ израильский обрел, наконец, долгожданного Мессию, и Натан и Цви стали с тех пор неразлучной парой. Неведомо каким способом Натану удалось выстроить целую стройную и в высшей степени глубокомысленую систему, воскрешающую самые радикальные и «еретические» идеи древней гностики. Теперь у Цви появилась наконец собственная «тайная доктрина», о чем он раньше мог лишь мечтать, поскольку его собственное мышление было бесконечно далеко от какой бы то ни было систематичности и находилось всецело во власти спонтанных вдохновений и озарений. Эти смутные мистические и бессознательные импульсы являлись основным источником, поддерживавшим в нем веру в собственное избранничество, но когда они пропадали, Саббатай Цви чувствовал себя обезоруженным и начинал терзаться внутренним разладом и сомнениями в правильности избранного им пути. Вообще, психопатические черты в характере «Мессии» проступают очень ярко: зачастую, находясь в таком подавленном состоянии духа, он начинал горько сожалеть и раскаиваться в словах и поступках, совершаемых им в состоянии мистической экзальтации. «Я, — говорил он, — тогда хорошо понимал причину этих поступков, но потом она скрывалась от меня». По мнению же известного специалиста по иудейскому мистицизму Г. Шолема, посвятившего деятельности «пророка» монографию объемом в тысячу с лишним страниц, обнаруживает в своем поведении несомненные признаки маниакально-депрессивного психоза; впрочем, под это определение при желании можно подверстать большинство персонажей данного словаря, поскольку мистика была во все времена чревата сильнейшим психическим травматизмом, возникающим как естественная психологическая реакция на отчетливо осознаваемую дисгармоничность, внутреннюю разорванность и разобщенность земного бытия и требующим немедленной компенсации.
Именно во время пребывания в Палестине, в апогее славы и всеобщего преклонения, с Цви начали на глазах происходить все более странные и тревожные метаморфозы, продиктованные специфическим характером понимания им своих мессианских функций. Он не гнушался устраивать в праздничные дни публичные трапезы, где ел сам и угощал присутствующих едой, категорически запрещенной к употреблению правоверными иудеями, оправдывая это тем, что он призван Всевышним дать миру новый закон, в котором понятие «грех» может иметь лишь метафизическое, а не конкретное, значение. Здесь следует сделать небольшое отступление и обратиться непосредственно к первоистокам этих представлений, каковыми следует считать учение прославленного палестинского каббалиста Исаака Лурии (1536—1572), из школы которого вышел и Натан из Газы.
В этом учении, долгое время державшимся последователями Ари («Лев» — мистическое имя Исаака Лурии) в строжайшем секрете, основной идейный и смысловой акцент был сделан на тех аспектах вероучения, которые в ортодоксальном иудаизме отодвигались на второй план, если не игнорировались вовсе — природе зла, духовно-телесном дуализме, ангело-логии и демонологии и пр. Центральное место в системе лурианской каббалы отводилось учению о швират га-келим — «ломке сосудов», то есть световых лучей-каналов, через посредство которых осуществлялась связь Божественного Абсолюта (Эн-соф) с эманировавшими из него духовными сущностями. Часть «сосудов» оказалась не в состоянии выдержать интенсивность световых лучей, исходящих от мистического центра мироздания, и лопнула, положив тем самым начало бесконтрольному рассеиванию светоносной Божественной субстанции по всем мирам Творения и хаотическому смешению света и тьмы, являющемуся началом всяческого зла. Остатки лопнувшей внешней оболочки «сосудов» — так называемые скорлупы (клипот) также перешли после катастрофы к автономному существованию и сделались самым опасным бичом мироздания, препятствуя естественному органическому развитию всех жизненных процессов. Именно воздействием клипот следует объяснять то, что люди постоянно попадают в заблуждение, принимая видимость за сущность, отдавая предпочтение форме перед содержанием и отвергая духовные ценности в пользу материальных благ; они — вечные пленники клипот, «Мировой иллюзии», наглухо изолировавшей их от духовного измерения бытия.
Истинный праведник, согласно учению Ари — это тот, благодаря духовной активности которого осуществляется максимально интенсивное разделение элементов света и элементов тьмы, что в свою очередь приближает момент восстановления первоначального состояния идеального баланса и равновесия. Ведя праведную жизнь, Божий Избранник в то же время не должен отворачиваться от мирового зла, и, более того, обязан научиться «принимать» его в себя, ибо без этого невозможно оказывать сколько-нибудь эффективное воздействие на силы тьмы и греха и осуществлять процесс сепарации. «Необходимо сойти в царство зла, чтобы одолеть его изнутри» — таков был любимый лозунг сторонников Ари и Саббатая Цви. Сам Избранник мыслится при этом как бы стоящим «по ту сторону добра и зла», и ничто дурное не в состоянии причинить ему ущерба: он свят уже по самой своей природе, «свят от чрева матери», а зло и грех вообще лишены самостоятельной онтологической основы — это, как уже говорилось, не более чем отбросы миротворения. Точно так же и тело является лишь «скорлупой», внешней оболочкой для «внутреннего», «духовного» человека, и телесное осквернение в какой бы то ни было форме опять же может пойти лишь на пользу носителю истинной благодати — ведь чем сильнее расшатывается эта ненавистная оболочка, тем более активно и нестесненно может реализовать себя «внутренний» человек. В этом и заключается суть пресловутой теории «восстановления» или «исправления» (тиккун), снискавшей лурианству самую дурную славу среди ортодоксов, а последователями Ари считавшейся «ключом ко вратам спасения». «Ключ» этот в описании Г. Шолема выглядит так: «Праведность сама по себе не всегда достаточно привлекательна, чтобы высвободить искры из темниц или оболочек (клипот). Имеются стадии великого процесса тиккун: точнее, последние и наиболее трудные стадии его, когда для освобождения из плена сокрытых искр или ... для того, чтобы распахнуть ворота темницы изнутри, сам Мессия должен спуститься в царство зла. Как Шехина должна сойти в Египет — символ всего темного и сатанинского — дабы собрать упавшие искры, так и Мессия должен в конце времен отправиться в свой страстной путь з царство» тьмы, дабы завершить свою миссию. Пока он не достигнет конца своего странствия, зяо не исчезнет, падший мир не будет искуплен» (Основные течения..., с. 132—133).
По поводу способов практического применения теории «восстановления» противники Цви впоследствии распространяли слухи один ужаснее другого; так, его даже будто бы видели предающимся в полном священническом облачении содомскому греху № приговаривающим при этом: «Вот воистину подлинное мистическое восстановление». Это, конечно, несомненная гипербола, однако теория в принципе позволяла и подобный своеобразный путь служения Господу, к которому саббатианцы обращались с такой, больше похожей на кощунство, молитвой: «Хвала Тебе, Господи, Который позволил нам запретное»,..
Когда агитация саббатианцев в Палестине достигла высшей точки, лидеры* местной еврейской общины, опасаясь за свой авторитет, начали натравливать на пророка административные власти, вследствие чего он принял решение вернуться в родные края и там либо погибнуть, либо исполнить до конца свою миссию и въехать в Иерусалим уже в.качестве царя восстановленного Израильского царства. В это время вся Малая Азия и сопредельные страны были уже охвачены: мессианским энтузиазмом такой силы, что даже заклятые враги Цви пришли к выводу, что бороться с «целым народом» невозможно и неразумно, и затаились в ожидании дальнейших событий. Десятки тысяч людей, к которым присоединилось и немалое число западноевропейских евреев, раздавали все нажитое ценой огромных трудов и унижений имущество и вливались в ряды саббатианцев, ибо реальный мир со всеми его жестокостями, корыстями и религиозной нетерпимостью уже как бы перестал для них существовать, и они словно переместились в иное измерение, где «новое небо и земля новая». Малоазийские центры еврейской диаспоры представляли в это время собой воистину феерическое зрелище, ибо жизнь в них обрела отчетливые черты не прекращающегося ни днем, ни ночью карнавального действа. Волна религиозного энтузиазма докатилась и до христиан; в Лондоне благочестивые пуритане заключали между собою пари, станет ли Иерусалим к следующему году еврейским или нет, а среди поляков и украинцев столь многие «впали в смущение» и начали всячески задабривать евреев ввиду скорого пришествия «еврейского царя», что это не на шутку всполошило церковь. И все приняли как само собой разумеющееся, когда в той же самой измирской синагоге, откуда пошла по миру его слава, Саббатай Цви торжественно объявил себя Мессией, оповестив народ, что «чаша страданий переполнилась и настал день великого искупления»; произошло это в самом начале 1666 года, а почему была избрана именно такая дата - можно лишь догадываться. Вслед за тем он, в сопровождении некоторого числа особо преданных ему единомышленников, сел на корабль и отбыл в Стамбул.
Неизвестно, чем бы все на самом деле закончилось, ибо султан Мехмет IV пребывал в немалом затруднении и не знал, на что ему решиться, если бы не тайная дипломатия давних недругов Цви из числа кагальных заправил; они-то и оповестили султана, что по всей стране зреет небывалый мятеж и растревоженное простонародье только ждет сигнала, чтобы подняться и выступить походом на завоевание Иерусалима. Этот сколь продуманный, столь и необычайный по своей циничности шаг положил конец колебаниям султана. По его распоряжению Цви был арестован в стамбульской гавани и заключен в цитадели города Абидос, где с ним, впрочем, обращались весьма почтительно. Он жил в условиях, мало чем отличающихся от царских, свободно рассылал по еврейскому миру свои послания и принимал депутации верующих. В составе одной из них оказался провокатор — некий раввин из Польши, руками которого предполагалось нанести Цви последний роковой удар. Однако его навет султанским слугам привел к неожиданному результату — поняв, что его главными гонителями являются, увы, собратья по вере, Цви согласился на переход в ислам, к чему его уже давно склоняли некоторые тайные и явные единомышленники, поскольку все другие пути для продолжения проповеднической деятельности были отрезаны. Отныне он стал называться Мехмедом Азизом, а его жена Сарра — Фатимой. К этому времени Цви уже перестал признавать Талмуд в качестве священной книги и опирался лишь на Библию и Каббалу, против которых и мусульмане ничего в принципе не имели.
Когда окончательное решение было принято, для внешнего мира была пущена в ход версия, будто это был единственный способ избежать мучительной смерти на колу за подстрекательство к мятежу. Хотя вследствие этого шага Цви, безусловно, лишился поддержки в народных массах, однако у него все еще оставалось множество сторонников, как последовавших его примеру, так и продолжавших внешне придерживаться иудаизма. Больше Цви никогда уже не привелось быть в центре внимания: окруженный верными почитателями, он скончался спустя десять лет, тихо и незаметно, в захолустном албанском городке Дулциньо, определенном ему в качестве места почетной ссылки.
Цви, по-видимому, стал первым адептом мистического Гнозиса, который сознательно предпочел ислам всем другим религиям; не будет серьезным преувеличением сказать, что именно он проторил тот путь, которым уже в наше время двинулись такие гностически ориентированные интеллектуалы, как Р. Генон и близкие ему по духу люди. Впрочем, Цви, в отличие от них, был не кабинетным теоретиком, а человеком действия, стремившимся любыми имевшимися в его распоряжении средствами выполнить поставленную перед ним, как он считал, самим Провидением сверхзадачу: внушить измученному и потрясенному народу, что Господь не забывает о нем и может хотя бы на какое-то время вывести за рамки жестокой и постылой реальности. Однако поскольку главными разрушителями этой утопии выступили не иноплеменники, а его же единоверцы, то у отчаявшегося пророка были все основания отплатить им той же монетой. К тому же пресловутая теория «спасения через грех», или, в саббатианской версии, тиккун, толкала к умозаключению, что абсолютное и совершенное спасение можно снискать именно через тот абсолютный в представлении любого ортодокса грех, каковым является вероотступничество. «Отступничество — трагедия, делающая высший смысл жизни Мессии непостижимым для других. Чтобы выполнить до конца свое посланничество, Мессия должен навлечь на себя всеобщее осуждение своими идущими вразрез со всеми общепринятыми нормами действиями» (Г. Шолем; как нетрудно заметить, за скобками здесь значится имя Иисуса). Поэтому обращение Саббатая Цви в ислам было не жизненной катастрофой, как это могло показаться внешнему наблюдателю, а, напротив, апогеем его мессианской деятельности.
Секта, почитавшая Саббатая Цви в качестве единственного истинного Мессии, просуществовала в греческих Салониках вплоть до середины XX столетия; ее члены назывались денме, что означает по-турецки «возвращение» или «изменение». Как полагают некоторые исследователи, данное название, скорее всего, связано с учением о переселении душ (саббатианцы, подобно другим мистикам, были сторонниками теории метемпсихоза и даже высчитали, что дух Сабботая Цви воплощался со времен Адама восемнадцать раз). Денме вели крайне замкнутый образ жизни и ни под каким видом не допускали в свою среду чужаков — и не удивительно, если учесть, что под внешним покровом мусульманских обычаев они продолжали вести чисто еврейский образ жизни. Не только религия, но и имена у них были двойные: «турецкие - для общества, а еврейские — для рая». Несмотря на это, толерантные турки их не трогали, а организованные гонения на денме начались лишь тогда, когда после Первой мировой войны Салоники перешли под власть Греции. Отчасти это спасло им жизнь, так как большинство денме (к этому времени их насчитывалось около 10 тыс.) перебрались в Турцию и тем самым сумели избежать нацистского геноцида.
Сколь ни мало известно об этой секте, с ней связаны по крайней мере два любопытных события, имеющие отношение к «оккультной политике» и заслуживащие быть упомянутыми на этих страницах. Во-первых, это основание тесно связанными с денме выходцами из Салоник братьями Бенддарид масонской ложи Мемфис-Мицраим, — самой радикальной и засекреченной среди подобного рода организаций, оказавшей впоследствии большое влияние на новоевропейский оккультизм через свою дочернюю организацию — Орден Золотой Зари. Во-вторых, уже в начале нашего столетия в клубе денме находилась штаб-квартира младотурок, свергнувших в 1908 г. султана Абдул-Гамида; это породило впоследствии легенду о том, будто едва ли не все турецкие революционеры состояли в этой секте и являлись ее тайными орудиями. Вследствие этого турки неожиданно заинтересовались деятельностью своих странных соотечественников, и в прессе стали появляться сенсационные и интригующие материалы об их жизни и обычаях. В частности, один бывший сектант, не поладивший с собратьями по вере, выступил с громкими разоблачениями, касающимися якобы систематически практикуемых денме ритуальных оргий. Оргии эти приурочивались к празднованию в дни, близкие к весеннему равноденствию (22 нисана по еврейскому календарю), праздника «вкушения агнца», символизирующего разлитый во Вселенной божественный свет: вслед за коллективной трапезой в помещении тушились огни и наступала «священная ночь», когда все принадлежали всем. Считалось, что дети, зачатые этой ночью, тоже являются «священными», поскольку концетрация божественного света в них существенно выше, нежели в обычных. Трудно судить, в какой мере этот рассказ соответствует действительности; обращает, однако, на себя внимание присутствующая в этом описании несомненная инверсия некоторых легко узнаваемых евангельских мотивов.
Литература:
ШОЛЕМ Г. Основные течения в еврейской мистике, т. 2. Иерусалим, 1989; SCHOLEM G. Sabbatai, с. 432-446. Sevi: the Mystical Messiah. Princeton, 1975; о денме - ГОРДЛЕВСКИЙ В. Избранные сочинения, т. 3. М., 1962