Максимум Online сегодня: 292 человек.
Максимум Online за все время: 3772 человек.
(рекорд посещаемости был 06 01 2017, 22:59:15)


Всего на сайте: 24816 статей в более чем 1761 темах,
а также 287335 участников.


Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Вам не пришло письмо с кодом активации?

 

Сегодня: 27 11 2022, 12:43:41

Сайт adonay-forum.com - готовится посетителями и последователями Центра духовных практик "Адонаи.

Страниц: 1 2 3 | Вниз

Опубликовано : 05 02 2009, 17:03:20 ( ссылка на этот ответ )

ОСТРОВ ПАСХИ

В Пасхальное Воскресенье 1722 года голландский адмирал Якоб Роггевен высадился на клочке суши в водах Тихого океана, на расстоянии около 2200 миль от побережья Южной Америки.

Первое, что бросилось ему в глаза, были сотни гигантских статуй, которые словно бы присели на корточки у самой воды и вглядывались в океанскую даль. Внешне они были похожи на огромные бюсты и состояли из голов, покоящихся на маленьких каменных телах. Высота некоторых из них достигала 12 метров.

Земля, открытая адмиралом, представляла собой бесплодный вулканический остров площадью около 45 квадратных миль, почти лишенный деревьев и животного мира, за исключением большого количества разнообразных насекомых. Остров назвали в честь праздника островом Пасхи. На нем обитали немногочисленные, не чуждые людоедства, племена полинезийского происхождения, поселившиеся на острове, по-видимому, за несколько столетий до появления здесь голландского корабля. В наше время на острове живут всего 270 человек, но в прежние времена число обитателей было несравненно большим.

Статуи (на местном языке "аку") вырубались из вулканической горной породы. Некоторые весили до 30 тонн. Поскольку древесины на острове практически нет, статуи, вероятно, вытаскивали из каменоломен исключительно с помощью веревок и мускульной силы. Затем их таким же образом приволакивали к берегу и устанавливали в вертикальном положении. Как аборигенам это удавалось - остается неясным до сих пор. Головы многих каменных истуканов прежде украшали "шляпы" - пукао - из горной породы красного цвета Вес некоторых пукао достигал пяти тонн. Каким способом примитивные туземцы умудрялись поднимать на вершины стоящих вертикально многометровых статуй пятитонные шляпы - это еще одна загадка.

Подобно строителям Стоунхенджа, островитяне при выполнении всех работ имели в своем распоряжении лишь самые примитивные инструменты. Месяцы, а то и годы тяжелого труда уходили на изготовление каждой статуи. А всего их на острове более шестисот. Производство статуй прекратилось внезапно, по неизвестной причине. Настолько внезапно, что скульпторы побросали свои каменные рубила прямо "на рабочих местах". Их инструменты были найдены в каменоломне поблизости от двухсот незаконченных скульптур, среди которых встречаются исполины длиной более 20 метров.
Много разных экспедиций побывало на острове Пасхи в надежде воссоздать историю строителей гигантских аку, но у нынешних коренных островитян остались в памяти лишь смутные воспоминания о своем далеком прошлом.

Во время межплеменных распрей XVIII - XIX веков многие скульптуры были повалены и сильно повреждены. Сведения о древней культуре острова и относящиеся к ней предметы затерялись в веках из за многочисленных войн, набегов работорговцев, эпидемий оспы, а впоследствии и деятельности миссионеров, ревностно выискивавших и уничтожавших все "атрибуты язычества". К последним относились и старинные деревянные дощечки, покрытые письменами неизвестного
вида. Сохранилось только несколько таких дощечек, они находятся в музеях разных стран. Ученые, считающие коренных обитателей острова Пасхи выходцами из Полинезии, упустили из вида тот факт, что мегалитические конструкции в Полинезии не известны и что полинезийцы никогда не имели собственной письменности.

До начала 90-х годов на острове Пасхи существовала американская военная база. Во время строительства на ней аэродрома командование решило поднять одну из поваленных статуй в вертикальное положение. То, что когда-то выполняли сотни туземцев практически голыми руками нашим современникам удалось сделать только с помощью мощного подъемного крана.

Есть немало других островов на Тихом океане, еще более удаленных и очень редко посещаемых "цивилизованными людьми" где ученые сталкиваются с еще более поразительными загадками. Город Металаним на юго-западном берегу острова Понапе в Микронезии лежит сейчас в руинах, но когда-то в нем могли жить до 2 000 000 человек.Кто и когда построил этот город - никому не известно. Некоторые из каменных монолитов в этих руинах весят по 15 тонн, а камень из которого был выстроен город, добывался не на этом острове. Город пересекают несколько каналов, по некоторым из них мог бы пройти современный линкор Кто строил этот гигантский мегаполис, и как древние строители транспортировали к острову через океан огромные каменные глыбы" И что произошло с двухмиллионным городским населением".

На бессчетном количестве других труднодоступных островов и островков, разбросанных по бескрайним просторам Тихого океана, сохранились загадочные руины, каналы и дороги, оставшиеся от давно канувших в вечность древних культур. И похоже, все они связаны между собой, словно были когда то частями единой великой цивилизации. Сторонники гипотезы существования в древности погибших впоследствии континентов My, Пан и Лемурии (которые могли составлять и одно целое) считают эти материальные остатки убедительным свидетельством того, что в далекие времена посреди Тихого океана лежал огромный континент, населенный высокоразвитой расой людей, тогда как их современники - египтяне, бритты и критяне - еще гордились своими искусно сделанными каменными топорами ... 

 

 

Ответ #1: 05 02 2009, 17:15:19 ( ссылка на этот ответ )

Каменные изваяния на острове Пасха

* остров Пасхи_1.jpg

(190.06 Кб, 797x600 - просмотрено 2285 раз.)

* остров Пасхи_2.jpg

(138.27 Кб, 800x600 - просмотрено 2363 раз.)

* остров Пасхи_3.jpg

(69.25 Кб, 600x420 - просмотрено 2328 раз.)

 

 

Ответ #2: 12 07 2009, 16:46:18 ( ссылка на этот ответ )

Ученые из США обнаружили, что вещество, выделенное из бактерий, которые обитают в почве на острове Пасхи, способно продлевать жизнь. В пересчете на человеческий возраст лабораторные мыши, на которых проводились экспериметы, жили свыше ста лет.

Само вещество - рапамицин - было известно ученым и раньше: оно активно используется в медицине для подавления отторжения пересаженных органов. Однако о свойстве рапамицина продлевать жизнь медики раньше не знали.

В докладе, опубликованном в научном журнале Nature, сказано, что препарат рапамицин смог продлить жизнь мышей на 38%. Эксперты считают, что в будущем рапамицин может быть использован для замедления старения организма пожилых людей, сообщает BBCRussian.

Ученые из научных центров в штатах Техас, Мичиган и Мэн вводили рапамицин мышам, возраст которых в пересчете на человеческий равнялся 60 годам. В результате средняя продолжительность жизни животных увеличилась на 28-38% процентов.

Исследователи считают, что рапамицин способен произвести настоящую революцию в здравоохранении: по их мнению, препарат может продлить среднюю продолжительность жизни даже больше, чем открытие эффективных способов лечения рака и сердечно-сосудистых заболеваний.

Мыши, которые получали рапамицин с пищей, жили дольше за счет нескольких различных эффектов. Ученые обнаружили, что животные болели все теми же болезнями, от которых страдали и сидевшие на стандартной лабораторной диете, но при этом сам процесс старения шел медленнее.

Кроме того, медленнее развивались и раковые опухоли.

То, что подобный эффект не был обнаружен раньше, исследователи связывают с механизмом действия рапамицина. Это вещество влияет сразу на несколько биохимических реакций, которые, в свою очередь, регулируют синтез разных белков, обмен веществ в клетке и многое другое. Составить полное представление о всех свойствах препарата было затруднительно и изначально способность рапамицина продлевать жизнь была вовсе не очевидна.

Пока, к сожалению, в практической жизни это свойство рапамицина оказывается бесполезным, заявляют ученые. Дело в том, что рапамицин вошел в медицинскую практику как белок, который подавляет иммунитет.

При пересадке органов такое свойство необходимо и может спасти жизнь пациента. Больной с пересаженной почкой будет рисковать подхватить инфекцию и получить осложнения, но зато его организм не отторгнет изначально чужой орган. Риск инфекции оправдывается сохранением органа, но просто так подавлять иммунитет у людей было бы неприемлемо.

По словам специалиста по проблемам долголетия из Оксфордского университета, Линн Кокс,  "мыши находились в лаборатории и были защищены от инфекций, но человек не может оставаться защищенным". 

Тем не менее ученые полагают, что их открытие может привести и к выявлению способа продления жизни без снижения иммунитета.

Профессор Рэнди Стронг из университета Техаса и один из авторов опубликованной в журнале Nature статьи с описанием роли рапамицина в долголетии, сообщил что ученые получили первое свидетельство того, что процесс старения может быть замедлен, а продолжительность жизни увеличена, причем за счет приема препарата уже в пожилом возрасте.

Выяснить то, можно ли устранить побочный эффект в виде снижения иммунитета – ученые планируют в ходе дальнейших экспериментов, отмечает издание

* 18.jpg

(48.81 Кб, 290x218 - просмотрено 4411 раз.)

 

 

Ответ #3: 30 07 2009, 23:44:05 ( ссылка на этот ответ )

Остров Фиджи, расположенный в южной части Тихого океана и в последнее время привлекающий все большее количество туристов, вошел в рейтинг шести самых страшных островов в мире, говорится в материале, опубликованном в журнале о роскоши Luxemag.

При этом, указывает издание, первое место в рейтинге занимает Змеиный остров (Ilha de Queimada Grande), расположенный на побережье Бразилии.

"Остров Ilha de Queimada Grande мог бы стать экзотическим убежищем для уставших от зимних холодов туристов, радующим гостей жаркой солнечной погодой и пляжами. Однако местные жители не зря назвали остров Змеиным – именно здесь водятся самые опасные виды ядовитых копьеголовых змей, например, Golden Lancehead, яд которой вызывает стремительное отмирание тканей", – отмечается в материале.

Как добавляет журнал, остров настолько опасен, что власти Бразилии полностью запретили его посещение.

"Впрочем, туристы и не рвутся нарушить запрет. Согласно статистике, количество змей на острове колеблется от одной до пяти ядовитых особей на квадратный метр, поэтому вероятность смертельного исхода весьма высока", – уточняет издание.

На втором месте, по данным журнала, расположен остров Poveglia, который находится в лагуне Венеции. История острова началась в эпоху расцвета Римской империи, когда римские правители сделали его местом ссылки больных чумой. Несколько тысяч человек, завезенных на остров, были оставлены умирать, и Poveglia превратился в огромную братскую могилу, указывается в материале.

"Несколько столетий спустя заброшенный остров вновь стал местом трагедии: в эпоху бубонной чумы, со скоростью лесного пожара распространяющейся по Европе, на Poveglia опять отправлялись больные чумой. На этот раз всех, кто обладал хотя бы малейшими признаками болезни. Если римляне оставляли своих больных медленно умирать от отсутствия лекарств, то в эпоху средневековья нравы были еще более жестокими – и живых, и мертвых сбрасывали в огромные ямы и сжигали заживо", – рассказывает издание.

По информации журнала, предположительно на острове умерли порядка 160 тысяч человек, а обуглившиеся кости до сих пор иногда обнаруживаются на побережье Poveglia.

Издание указывает, что в 1922 году на острове была построена больница для психически больных, однако в печально известную больницу попадали не только действительно психически больные, но порой и совершенно нормальные люди.

"Пациенты больницы становились объектами страшнейших экспериментов, вплоть до лоботомии, производящейся самыми примитивными инструментами. В середине 20-го столетия некоторые жители Италии попытались было переехать на остров, однако уже спустя день, напуганные его зловещей атмосферой, спешно покидали это место. По сию пору Poveglia остается незаселенным", – добавляется в материале.

На третьем месте в рейтинге, по информации журнала, расположен остров Рамри, который находится неподалеку от побережья Бирмы. В 1945 году остров стал местом трагедии – союзные войска, высадившись на небольшом острове, оттеснили порядка тысячи японских пехотинцев в болота.

"Предпочтя блуждание по болотам неизбежной смерти, японцы попытались скрыться. Большинству из них так и не удалось вернуться из смертельно опасных болот. Причиной стали не москиты, переносящие малярию, не ядовитые скорпионы или мухи, а крокодилы, заживо пожиравшие японских солдат", – отмечает издание.

Как указывается в материале, массовая гибель солдат в болотах Рамри была столь ужасающей, что впоследствии даже вошла в Книгу рекордов Гиннеса.

Далее в рейтинге располагается цепочка небольших островов Изу в Японии, где из-за вулканической активности опасен даже воздух, насыщенный серой. Концентрация серного газа в воздухе островов Изу достигает высочайшего уровня на всей планете.

"Местные жители вынуждены днем и ночью носить специальные защитные маски, а посреди ночи завывание сирен оповещает их о том, что уровень серного газа становится смертельно опасным", – говорится в материале.

Впрочем, отмечает издание, местные жители остаются на Изу по собственной воле – из-за весьма небольшой суммы денег, которую выплачивают им ученые.

"Существование на Изу наука превратила в своего рода эксперимент, призванный выяснить последствия существования в защитной маске в ядовитом воздухе в течение продолжительного времени", – констатирует журнал.

Как продолжает издание, на предпоследнем месте рейтинга находится большое тихоокеанское мусорное пятно, которое представляет собой абсолютно уникальное явление.

"Это невообразимых размеров гора мусора, скопившаяся за столетие в водах Тихого океана. В течение множества лет океанские течения приносили сбрасываемый в воду мусор в один и тот же район, и сегодня скопление мусора представляет собой почти остров размером со штат Техас", – указывается в материале.

При этом, обращает внимание журнал, существование такого мусорного "острова" – еще не самое страшное. Пластик, как известно, не поддается разложению, однако с течением времени распадается на мелкие кусочки размером с планктон.

"В верхних слоях океанской воды в шесть раз больше пластика, чем планктона. Легкий пластик не тонет и плавает всего в нескольких десятках сантиметров от поверхности воды, тем самым привлекая рыб. Останки пластика становятся едой для океанской рыбы, которая, в свою очередь, затем попадает на стол", – соообщает издание.

Как добавляет журнал, ступить на остров, конечно же, невозможно. Любой рискнувший высадиться на поверхность Большого тихоокеанского мусорного пятна был бы мгновенно погребен под горой мусора, проваливающегося под ногами и засыпающего жертву сверху.

На последнем шестом месте в рейтинге самых страшных островом мира находится остров Фиджи, который некогда был куда менее безобидным местом, чем является сегодня.

"Фиджи обладает страшнейшей историей каннибализма, детоубийства, извращенных пыток. Миссионер, оказавшийся на Фиджи в сороковых годах 19 века, позднее так описывал свой опыт: "31 октября 1839 года, четверг. Этим утром мы наблюдали шокирующее представление. 20 мертвых тел мужчин, женщин и детей были доставлены в Реву в качестве подарка от Таноа. Их надлежало приготовить и съесть. Дети развлекались, издеваясь над трупом маленькой девочки. Толпа мужчин и женщин разделывала трупы седоволосого старика и молодой женщины. Человеческие остатки проплывали вниз по течению реки", – отмечает журнал.

При этом, добавляет издание, наряду с каннибализмом миссионер описывает и жесточайшие случаи детоубийства.

 

 

Ответ #4: 07 10 2009, 10:32:20 ( ссылка на этот ответ )

ЗАГАДКИ ОСТРОВА ПАСХИ

Об острове Пасхи мы знаем много и в то же время почти ничего: его загадочные каменные статуи остаются немыми свидетелями неизвестной культуры. Кто вырубил из скал эти монументальные фигуры? Предполагают, что это были полинезийцы, поселившиеся на вулканическом острове в период между IV и XII в. Когда в 1774 г. сюда прибыл английский мореплаватель Джеймс Кук, большинство статуй уже были сброшены с пьедесталов. Ожесточенная междоусобная война уничтожила древнюю культуру. Рассказать об архаичных культах и о значении каменных колоссов наверное могли бы уникальные иероглифические письмена острова Пасхи, однако они до сих пор расшифрованы лишь частично.

Географы древности и Средневековья предполагали, что в обширном тихоокеанском районе к югу от экватора должен находиться огромный и загадочный «Южный континент», населенный многими миллионами жителей, создавших высокую культуру и величественные города. Вера в эту южную страну чудес не угасала и в новейшие времена. Когда голландский адмирал Якоб Роггевен с тремя военными кораблями, принадлежавшими голландской Вест-Индской компании, в 1722 г. обогнул южноамериканский мыс Горн, идя с востока на запад, им двигало вполне осознанное намерение достичь берегов этого предполагаемого континента. Его заказчик, крупнейшая и богатейшая торговая компания того времени, искала новые источники сырья и новые рынки. Выйдя в открытое море к западу от берегов Чили, маленькая флотилия Роггевена двинулась к северу, и 6 апреля его ком... неожиданно обнаружила землю, затерянную в просторах Тихого океана. Они решили, что открыли наконец искомый континент. Но радоваться было рано. Земля оказалась всего лишь островом. Ее открытие пришлось на праздник Пасхи, и Роггевен нарек ее Paasch-Eyland — остров Пасхи.

Голландские корабли трое суток подряд курсировали вдоль его северного побережья, потому что сильный прибой не позволял высадиться на берег. Только 10 апреля адмиралу удалось спустить шлюпки, и 134 человека во главе с ним ступили на землю зеленого острова. Среди спутников адмирала находился немец Карл-Фридрих Беренс, сержант-ополченец из Мекленбурга, отличавшийся наблюдательностью. Свои впечатления от экспедиции на остров Пасхи он впоследствии описал в книге под необычным названием «Искушенный южанин, или Подробное описание Путешествия вокруг света», вышедшей в Лейпциге в 1738 г. Беренс не подозревал, что описывает носителей древней культуры, от которой через 40 лет почти ничего не останется. Это, кстати, служит одним из доказательств, что эта культура погибла в период между 1771 и 1773 гг. Появление на острове Роггевена людей обернулось конфликтом. «Мы сошли на берег во имя Божие с отрядом до 150 человек, — пишет Беренс. — Местные жители обступили нас так тесно, что мы не могли ступить ни шагу и были вынуждены прокладывать себе путь силою; а поскольку многие из них возжелали взять себе наше оружие, нам пришлось открыть огонь, отчего оные жители испугались и отступили прочь, но не более, чем на десять шагов, полагая, что дальше наши пули не достанут, и опять собрались толпой. И нам пришлось снова стрелять в них... Потом они подходили забирать мертвецов, и подходили к нам с дарами, фруктами и всяческими растениями, дабы мы их оставили в покое...»

Ваяние во имя богов

Дальше Беренс описывает роскошную растительность острова Пасхи и большие урожаи фруктов и овощей, которые там собирали. О местных жителях он пишет: «Неизменно бодрые, телосложения ладного, с сильными конечностями, но без худобизны, весьма проворные в ногах, дружелюбные и податливые на ласку, однако же изрядно пугливые: почти все из них, принося свои дары, будь то куры или фрукты, бросали их на землю и немедленно убегали со всей быстротой, как только могли. Кожа у них загорелая, наподобие гишпанцев, однако среди них есть и чернокожие, и некоторые совсем белые; и еще есть среди них краснокожие, как будто обгорели на солнце. Уши же у них длинные, нередко доходящие до плеч; и у многих в разрезах ушных мочек вставлены белые деревяшки как особые украшения.

Тело у них разрисовано (татуировано) изображениями птиц и разных чудных зверей, одно краше другого. У женщин обычно на лицо нанесена красная краска... и носят они красные и белые одеяния, и небольшие шапки на голове, сплетенные из тростника или соломы; они собирались вокруг нас и садились, и смеялись, и были весьма дружелюбны, иные же звали к нам людей из своих домов и махали им руками».

Больше всего мекленбуржского сержанта-ополченца поразили огромные статуи богов или идолов, «которых на всем берегу имеется изрядное количество; они (островитяне) падают перед ними ниц и совершают моления. Все сии идолы вырублены из камня в виде людей с длинными ушами, увенчанных короной, вырублено же все это с таким искусством, что нам оставалось лишь изумляться. Рядом с этими языческими идолами или в некотором отдалении от них уложены большие белые камни длиной от 20 до 30 шагов. Часть поклоняющихся очевидно служили жрецами этих идолов, ибо они молились дольше и искреннее других. От других этих жрецов можно отличить также по тому, что не только в ушах у них висят большие белые деревяшки, но и головы обриты наголо, то есть совсем лишены волос... Они носят шапки из белых и черных перьев, напоминающие оперение аиста».

Народ, вымерший за полвека

Это было в 1722 г. Когда около полувека спустя остров Пасхи посетили англичанин Джеймс Кук и француз Лаперуз, картина разительно изменилась. Большинство полей было заброшено. Островитяне, когда-то упитанные, жили в нищете. Величественные статуи почти все были опрокинуты и лежали на земле. Древний культ был забыт. От знаменитых «длинноухих» осталось лишь несколько человек. Раса «короткоухих», очевидно, вырезала соперников под корень, уничтожив и их культуру. Так на острове Пасхи пришла к концу целая эпоха, продолжавшаяся много столетий, а может быть, и тысячелетий. Что это была за эпоха, так и осталось загадкой для западных путешественников. Роггевен и его ком... не узнали о ней почти ничего. Капитан Кук, Лаперуз и испанцы, открывшие для себя этот остров в конце XVIII в., древностями не интересовались. Они искали лишь новые территории, которые можно было завоевать и использовать в качестве колоний. Позже, когда у европейских этнологов пробудился интерес к культурам других народов, на острове Пасхи оставались лишь немые свидетели его великого прошлого — каменные великаны, сброшенные со своих постаментов, заброшенное капище на краю кратера невысокого вулкана, да несколько деревянных табличек с загадочными письменами.

Численность островитян сокращали не только междоусобные войны. В 1862 г. на остров вторглись перуанские работорговцы, которые взяли в плен и увезли 900 человек, в том числе последнего «арики» (короля). Пленников отправили добывать гуано в пустыне Атакама. Позже еще 300 жителей острова были взяты в плен и отправлены на Таити для работы на плантациях. Когда же, наконец, некий Дютру-Борнье по заказу одной французской вербовочной фирмы устроил на острове целую «показательную войну», с острова бежали и многие островитяне, и жившие там миссионеры: они перебрались на архипелаг Гамбье, лежащий дальше к западу. Таким образом, население острова за период между 1862 и 1877 гг. сократилось с 2500 до 111 человек! Те немногие, кто остался, уже не помнили ничего о традициях своих предков.

Удар, разрушивший культуру

Археологи и этнологи затратили много сил, по кусочкам реконструируя культуру жителей Пасхи. Но картина получилась неполной. Ученым удалось выяснить, что на этом небольшом (площадью всего 118 км2) острове существовало два центра культуры: каменоломни Рано Рараку и капище Оронго на краю кратера вулкана Рано Као. Рано Рараку — тоже вулканический кратер, на южном склоне которого сохранились древние каменоломни. Именно в них из пористой выветренной породы высекались огромные священные статуи.

Эта гора и сегодня хранит следы страшной братоубийственной войны. Множество статуй остались недоделанными, на разных стадиях готовности. У одних намечены лишь контуры, другим же не хватает лишь нескольких ударов зубила, чтобы их можно было отделить от скалы и отправить в путь. Третьи стоят или лежат, уже готовые к отправке. Самое крупное из готовых изваяний Рано Рараку имеет в высоту 22 м! У подножия вулкана расположена огромная терраса из базальтовых блоков; другая такая же терраса находится еще ниже, прямо на берегу моря. Ее длина — 50 м. На этой нижней террасе когда-то возвышалось целых 15 статуй. Сегодня все они, кроме одной, лежат на земле. «Короткоухие», наголову разбившие «длинноухих», носителей этой культуры, сваливали их статуи, попросту выламывая камни из фундамента.

Самые крупные истуканы весят до 50 т. Для их изготовления использовались каменные кувалды, каменные топоры и каменные же зубила, ибо жители древнего Рапануи не знали орудий из металла. Удивительнее всего то, каким образом этих каменных исполинов доставляли от вулкана к террасам-аху, расположенным у его подножия, а тем более вдали от него. Ведь остров Пасхи — не Египет, здесь просто негде было набрать столько народу для принудительных работ. Приходится предполагать, что статуи перевозились сравнительно небольшими отрядами людей при помощи крепких канатов из тростниковых или иных растительных волокон, деревянных катков и рычагов, а потом устанавливались вертикально путем постепенного подвода под них каменной насыпи. Но это еще не все.

Конечно, эти статуи были не только надгробными памятниками. Свидетельства их культового предназначения обнаружены, например, на скалистом плато Оронго, расположенном у подножия Рано Као в юго-западном «углу» острова Пасхи, по форме напоминающего треугольник. Там, возле кратера вулкана, теснятся странные «дома» без окон, сложенные из массивных каменных блоков. На скалах вокруг них выбито немало загадочных рисунков. Легенды рассказывают, что в старину жрецы раз в год вопрошали богов и по их совету избирали очередного птицечеловека. Тот должен был собрать группу юношей и отправиться вместе с ними в каменные «дома» и пещеры Рано Као. Там они дожидались (иногда в течение нескольких месяцев), пока чайки на голой скале в нескольких сотнях футов от берега не отложат яйца. Тогда юноши отправлялись вплавь на Мотунуи, как называли эту скалу; приплывший первым должен был найти яйцо, обмыть его и доставить на остров. Там он гордо вручал яйцо своему вождю, который с этого момента официально обретал ранг птицечеловека. Держа яйцо в руке, вождь вприпляску обходил все южное побережье острова, пока не достигал Рано Рараку, где и должен был жить потом целый год в обществе каменных обитателей этой крупнейшей аху на Рапануи.

Птицечеловек и его ученики

Жил он там в полном одиночестве, проводя время в молитвах и медитациях; для всех прочих пасхальцев это место было табу, ибо там находилась резиденция их высочайшего владыки.

Главным божеством этой удивительной природной религии был Маке-Маке, совершенно не похожий ни на нашего Бога-Творца, ни на благостного Отца Вселенной: и он, и его товарищ — Бог — повелитель чаек и три божества — покровителя яиц и потомства — требовали человеческих жертвоприношений. Не исключено, что когда-то на острове практиковалось и людоедство. Может быть, именно поэтому пасхальцы так радушно приняли адмирала Роггевена, расстреливавшего их в упор?

Взаимосвязь между культом птицечеловека и огромными каменными статуями подтверждают рисунки, выбитые на спинах у многих статуй. На этих рисунках изображаются скелеты, привидения, боги, но чаще всего — птицечеловек Маке-Маке. В 1722 г. культ птицечеловека и каменных статуй был еще в полном разгаре, однако вскоре после этой даты на Рапануи высадились «короткоухие». В легендах говорится о двух «больших лодках», на которых прибыли три сотни мужчин и, видимо, столько же женщин. Предполагают, что они бежали с островов Рапаити или Манга-рева (архипелаг Гамбье) в результате опустошительной междоусобной войны или засухи.

Вел «короткоухих» вождь Хоту Матуа. Вначале они мирно уживались с «длинноухими», отчасти перенимая их традиции. Когда же Хоту Матуа умер, дожив до весьма преклонных лет, вождем стал его сын Тума Хеке. Его помощницей и союзницей стала энергичная Види-и-Види. Время их правления было настоящей эпохой «иконоборчества»: именно Види-и-Види велела убрать статуи, что в конце концов и привело к войне 1771-1773 гг., в которой погибло большинство «длинноухих».

Однако их культура не умерла вместе с ними. Наряду с культом птицечеловека и каменных статуй «длинноухие» владели еще и письмом. «Короткоухим» удалось перенять его. В начале XIX в. островом правил последний из грамотных арики, Нгаара, белокожий человек небольшого роста. Он собрал целую библиотеку культовых табличек с надписями и вел школу по изучению письменности ронго-ронго — так называлось это священное письмо. Обучали ему лишь немногих избранных. Для прочих жителей острова это было табу. Они не имели права даже дотрагиваться до этих табличек. Тех, кого допускали к изучению азбуки ронго-ронго, состоявшей из нескольких сотен символов, ожидало еще одно испытание: они должны были сначала научиться вязать веревочные узлы и фигуры, соответствовавшие этим символам. О подобных веревочных фигурах рассказывается в главе «Ведьмины узелки и вера в духов».

Види-и-Види, победительница «длинноухих»

Каждой веревочной фигуре соответствовала своя песня, которую выучивали наизусть, а также свой символ-картинка. Эти символы не были буквами или слоговыми знаками, а выражали целые понятия или идеи. Их выбивали зубилом на плитках из вулканического стекла-обсидиана или вырезали акульим зубом на деревянных табличках, строчка за строчкой, снизу вверх. При этом первую, самую нижнюю строчку писали слева направо, следующую — справа налево и т.д. Кроме этого, в каждой четной строке знаки писались «вниз головой». Этот необычный способ письма и чтения ученые называют «бустрофедоном», от греческого выражения «ход быка» (ведущего борозды по полю). В мировых системах письменности он встречается очень редко.

Это идеографическое письмо хранилось в строжайшей тайне, поэтому европейцы долгое время о нем ничего не знали. Первые сообщения о нем появились лишь в 1817 г., когда им вплотную занялся епископ Тепано Хаусен. Он был очень удивлен, обнаружив, что немногие грамотные туземцы не читают свои таблички, а пересказывают их содержание своими словами, пользуясь символами только как подсказкой. Тексты же, относящиеся к той или иной подсказке, они просто помнили наизусть. Однако запомнил их каждый по-своему...

Символы-подсказки

Отсюда ясно, почему ученым до сих пор не удалось расшифровать эти записи, в гораздо большей мере символические, чем алфавитные, к тому же сохранившиеся далеко не полностью. Эти давно забытые символы описывают практические детали и мистическую подоплеку еще более древнего забытого культа. На сегодняшний день известно около 20 таких сохранившихся записей. Они хранятся в музеях Берлина, Брен-ле-Конт (Бельгия), Консепсьон и Сантьяго (Чили), Гонолулу, Санкт-Петербурга, Лондона, Вашингтона и Вены.

Если не считать «словаря» Хаусена, в котором приводится толкование около 500 символов, смысл знаков ронго-ронго до сих пор остается тайной. Хотя они наводят на интересные размышления. Похожая письменность имелась, например, у жителей северо-западной Индии в IV тысячелетии до н. э., культура которых потом также ушла в небытие. Некоторые из историков предполагают, что отдельные элементы этой культуры, в том числе письмо, не позже II тысячелетия до н. э. проникли в Полинезию. Потом полинезийские «длинноухие» принесли их в восточную часть Тихого океана, на остров Рапануи, где они и сохранялись в течение столетий, а то и тысячелетий, пока гибель жрецов и вообще грамотных людей не превратила древние письмена в неразрешимую загадку для современных ученых.

* 006-1.jpg

(71.76 Кб, 442x639 - просмотрено 2112 раз.)

* 006-3.jpg

(143.92 Кб, 580x666 - просмотрено 2109 раз.)

* 006-4.jpg

(111.47 Кб, 436x558 - просмотрено 2178 раз.)

* 006-12.jpg

(62.63 Кб, 533x360 - просмотрено 2309 раз.)

Последнее редактирование: 07 10 2009, 10:34:42 от Колибри

 

 

Страниц: 1 2 3 | ВверхПечать