САКРАЛИЗОВАННОЕ ВОСПРИЯТИЕ «НЕЗНАЕМЫХ ЗЕМЕЛЬ»
Сознание разделяет мир на «своих» к «чужих», и эти категории являются одними из основных в человеческом мировосприятии. Если пространство «своих» формируется вокруг условного «центра мира», то за границей этого мира проживают «чужие», находятся неизведанные области. В исследовательской литературе часто употребляются также категории «Космос » и «Хаос»: Космосом называют обжитое пространство, а Хаосом — то, что находится за пределами этого пространства.
Территория «иного», наряду с сакрализованной зоной «обжитого пространства», является обязательной частью мифологизированной картины мира. «Свое» и «иное» как бы оттеняют, уравновешивают друг друга, являются составляющими единого целого.
С «незнаемыми землями» часто оказываются связаны фантастические образы. Там живут удивительные народы и чудовища, происходящее там не укладывается в рамки обыденного. Так, благодаря Геродоту, можно судить о том, как в V веке до н. э. жители Северного Причерноморья представляли себе народы, проживающие на территории Восточно-Европейской равнины. Среди них «аримаспы — одноглазые люди», «невры, ежегодно на несколько дней обращающиеся в волков», и «стерегущие золото грифы». Иногда подобные мифологические образы являются исключительно продуктом выдумки, иногда в них угадываются некие реальные факты, преломленные в фантастическом ключе.
В качестве примера мифологи-заторства далеких земель можно привести средневековые русские легенды о «Золотой бабе» — некой колоссальной, отлитой из золота фигуре женщины с ребенком. Считалось, что данная фигура служит идолом одного из народов, живущих в лесах к востоку от Руси. Информация о «Золотой бабе» проникла и в Европу — этот загадочный сакральный объект стал географической реалией того времени, фигуру женщины с ребенком изображали на картах к востоку от Руси. Однако чем дальше территория расселения русских расширялась на восток, тем дальше оказывалось предполагаемое местоположение «Золотой бабы» — сначала ее помещали в район Перми и Вятки, затем, на Урал, при слиянии Оби и Иртыша, в устье Оби. Кроме туманных сообщений, полученных этнографами от жителей Сибири, никаких сведений о золотом идоле обнаружить не удалось. Священная «Золотая баба» (что бы ни послужило толчком для возникновения легенд о ней) может быть отнесена к числу фантомов, которыми человеческий разум склонен населять «незнаемые» земли.
Мифологические и полумифологические объекты, помещающиеся на далеких, неизведанных территориях, могут диаметрально отличаться друг от друга в качественном смысле. Это могут быть:
— священные объекты — рай, места обитания богов, героев и предков, обители просветленных, сокровищницы, средоточия благ и знаний;
— антисвященные объекты — ад, места обитания демонов, чудовищ и злобных чужеземцев.
У многих народов существовали легенды о неком государстве, городе или монастыре, имеющем божественный статус или же населенном праведниками. Подобные легенды включают в себя множество исторических напластований — в них присутствуют: фрагменты мифов о месте, где обитают боги, или о загробном царстве, в котором живут предки; отголоски исторических событий; мотивы социальных утопий и т. д.
В Древней Индии священными объектами, помещавшимися далеко за пределами обжитого пространства, являлись золотая гора Меру, на которой живут боги, и Белый остров (Швета-Двипа). В Древней Греции местом жительства богов считался Олимп — гора в Фессалии. Для приверженцев религии Бон священным объектом является «тайная долина» Олмо Лунгринг, располагающаяся где-то в Гималаях, для кельтов — таковым был остров Аваллон. В средневековой Европе бытовали легенды о «царстве пресвитера Иоанна», располагающемся далеко на Востоке; сам пресвитер Иоанн при этом имел черты идеального правителя. Утопические легенды были широко распространены среди русских старообрядцев: помимо знаменитого Китежа, в качестве места пребывания праведников назывались Беловодье, «Город Игната», Опоньское царство. Возможно, к этому же ряду стоит отнести и могущественное государство атлантов, описанное Платоном.
При описании недостижимых «идеальных» краев часто подчеркивается наличие там образцового общественного уклада, сокрытость от недостаточно просветленных, которые не могут достичь священных мест. Иногда говорится о том, что обитатели сокрытых областей хранят святость для Конца Света, во время которого они должны появиться в «реальном» мире.
Подобные сакральные объекты занимают вполне определенное место в мифологизированной картине мира — они представляют собой воплощение мечты, некий идеал, к которому должно стремиться. Поэтому данные объекты принципиально недостижимы; когда территория, на которой они предположительно должны бы находиться, оказывается освоенной, общественное сознание склонно перемещать их дальше, туда, где еще сохранилась «незнаемая земля» (как это было в рассмотренных выше легендах о «Золотой бабе»). В этом отношении показательна современная трансформация легенд о Шамбале — волшебной стране в Гималаях. Космическая техника позволяет до мельчайших подробностей исследовать любую складку земной поверхности, и в таких условиях становится очевидным, что Шамбалы, запрятанной в горах, не существует. Однако загадочное государство остается священным символом для определенного круга мистически настроенных людей, и поэтому общественное сознание склонно отодвигать предполагаемое местоположение Шамбалы за грань познанного —в современных эзотерических кругах появляется концепция о том, что Шамбала находится «в ином измерении», куда могут проникнуть только просветленные.
В качестве «антисвященных» мифологических образов, которыми коллективный человеческий разум заселяет «незнаемые земли», можно указать злобные демонические народы, несущие опасность своим вторжением. В этом отношении интересно проследить, как в разные исторические периоды в христианском мире видоизменялись представления о народах, которые должны появиться перед Концом Света. В Библии говорилось о народах Гог и Магог, чей приход должен предварять наступление «последних времен». У восточных славян в разные века эти народы ассоциировались с совершенно разными захватчиками и социальными группами, несшими с собой беспорядок и разрушение; в круг этих легенд были поочередно втянуты половцы, народы севера, татары, польско-литовские интервенты, солдаты царя-реформатора Петра I, повстанцы Емельяна Пугачева, французы, немирные кавказские горцы, большевики, немецко-фашистские оккупанты, китайцы, американцы, масоны, реформаторы времен перестройки, чеченцы и др. В Европе такие же легенды складывались о других народах, в частности, в Византийской империи как народы Гог и Магог воспринимались дружины русов, совершавшие разрушительные набеги на византийскую территорию.
«Незнаемая земля» может быть представлена не только как далекая, неисследованная и недостижимая территория — это могут быть и такие недостижимые зоны, как подземелье и подводный мир. Как под землей, так и под водой часто помещаются легендарные сакральные объекты, такие, например, как Китеж, погрузившийся на дно озера Светлояр. Примером сюжета об «идеальном» мире, находящемся под землей, может быть следующий фольклорный текст, записанный в 1920-х годах: «Дивьи люди живут в Уральских горах. Выходы в мир имеют через пещеры. В заводе Каслях по Луньевской железнодорожной ветке они выходят из гор и ходят между людьми, но люди их не видят. Культура у них величайшая, и свет у них в горах не хуже солнца. Дивьи люди небольшого роста, очень красивы и с приятным голосом, но слышать их могут только избранные. Они предвещают людям разные события, рассказывают, что в селах Белослудском, Зайковском и Строгановке в полночь слышится звон. Слышали его только люди хорошей жизни, с чистой совестью. Такие люди слышат звон и идут на площадь к церкви. Приходит старик из дивьих людей и рассказывает о событиях и предсказывает, что будет. Если приходит на площадь недостойный человек, он ничего не видит и не слышит. Мужики в тех местах знают все, что скрывается большевиками».
Однако чаще подводный и подземный мир расценивается как «антисвященная» зона и населяется демоническими существами. В различных мифологических системах именно в подземно-подводном мире помещаются персонажи, связанные со смертью и разрушением.
Психологическая потребность в создании «антисвященного» пространства, населенного «чужими», проявляется, помимо прочего, и в поверьях о нечисти, обитающей в лесах (леших), водоемах (водяных), болотах и т. д. В качестве примеров подобной мифотворческой практики можно указать демонизацию моря на Бали, а также дожившие до нынешнего времени западносибирские поверья о русалках. В качестве «неведомой» территории на Бали представляется море, а в западносибирских поверьях — небольшие озера, встречающиеся в данном регионе повсеместно.
Terra Incognita — «Неизвестная территория» — по мере освоения земного пространства отступала все далее от центров цивилизаций. На настоящий момент в общественном сознании место «незнаемойземли» занимают Антарктида , дно океана, недра земли, космические пространства, «иные измерения» — то есть зоны, по своим физическим свойствам малопригодные для человеческой жизни и связанные с угрозой для человечества (наводнениями, землетрясениями, космическими катаклизмами и т. д.).