Самый древний идол
Уникальный экспонат — деревянный истукан, на несколько тысячелетий старше египетских пирамид и даже библейской Вавилонской башни — хранится в особом зале Свердловского областного краеведческого музея.
К западу от уральского города Невьянска, былой вотчины купцов Демидовых, тянется обширный Шигирский торфяник — болотистая луговина, в центре которой находится Шигирское озеро, постепенно зарастающее осокой. Со стародавних времён лежала эта местность нетронутой, пока в XIX веке на Урале не были открыты золотые россыпи.
В здешних краях началась «золотая лихорадка». Появились старатели и на Шигирском торфянике. Драгоценный металл находили тут под толщей торфа на глубинах до 8 м, поэтому выработки вели в открытых разрезах. Почти сразу же золотодобытчики начали находить в торфе хорошо сохранившиеся предметы из дерева, камня, глины, рогов и костей животных. Это были различные фигурки, предметы утвари, кинжалы, наконечники стрел, рыболовная снасть и т. д. На некоторых из них был нанесён сложный орнамент. Находки подобного рода исчислялись тысячами.
Уже тогда археологи заговорили о том, что в далёкой древности на месте Шигирского торфяника тянулась цепочка озёр, на берегах которых жили люди, создавшие уникальную культуру. Находки, между тем, продолжались, и самая удивительная из них была сделана 24 января 1890 года на 2-м Курьинском прииске. С 4-метровой глубины рабочие извлекли на поверхность части фигуры, высеченной когда-то из цельной лиственницы. Когда дерево очистили специальными скребками от вековой грязи, то взорам учёных предстали человеческие лица, или личины, в обрамлении затейливого орнамента. Находку назвали Большим Шигирским идолом.
РЕКОНСТРУКЦИЯ ТОЛМАЧЁВА
Предпринималось несколько попыток сложить фрагменты истукана в единое целое, восстановить его первоначальный облик. Наиболее удачной и самой известной считают реконструкцию, выполненную уральским археологом В. Я. Толмачёвым в 1914 году. Сложив разрозненные части деревянной скульптуры по своей схеме, учёный определил её общую высоту — 5,3 м.
У идола имелись объёмная голова с двухсторонним изображением и длинное туловище, или тулово, в виде доски. На широких плоскостях этой доски древними мастерами были вырезаны лики, расположенные по вертикали.
Толмачёв описал пять плоских ликов — три с лицевой стороны доски и два с обратной. Каждая личина вместе с орнаментом образовывала отдельную фигуру, и все они отличались индивидуальностью. Часть изображений была выполнена в так называемом «скелетном» стиле. Внутри очертаний различались два коротких отрезка — «пятна», характерных для древних уральских изображений. Такие «пятна» могут символизировать душу либо, учитывая их левостороннее расположение, сердце. Кроме того, доску со всех четырёх сторон, в том числе, и с боков, покрывали резные орнаменты и знаки-символы.
Нижний конец скульптуры представлял собой затёсанное на конус бревно с выемкой в основании, что, скорее всего, подразумевало ноги. По всем признакам, идол не был вкопан в землю, а стоял на виду целиком, прикреплённый, видимо, к некоему ритуальному столбу.
Заслуга Толмачёва ещё и в том, что он сделал подробные зарисовки Большого идола. Это действительно огромная удача, ибо позднее одна из вставок бесценной реликвии длиной 1,93 м бесследно исчезла. До сих пор неизвестно в точности, когда именно случилась утрата. По одной версии, ещё в годы Гражданской войны, по другой, — в период Великой Отечественной, когда музею пришлось сильно потесниться, чтобы принять на временное хранение сокровища Эрмитажа.
Так или иначе, но к настоящему времени сохранилась лишь верхняя половина тулова с головой, а также нижняя часть, затёсанная на конус. Их общая высота составляет около 3,5 м.
Единственным же источником, позволяющим судить, как о пропавшей части, так и о скульптуре в её первозданном виде, является рисунок Толмачёва. Надо отметить, что талантливый уральский археолог собирался более детально изучить загадочную реликвию, но осуществить задуманное ему не довелось.
В годы Гражданской войны Толмачёв, имея статус офицера царской армии, вынужденно оказался в восточных регионах страны, откуда эмигрировал сначала в Харбин, затем в Шанхай. В Китае, несмотря на трудности быта, ему удалось продолжить занятия археологией и даже участвовать в раскопках. В 1942 году учёный вместе с женой добился советского гражданства, но умер по дороге на родину, в Китае.
Вплоть до 1997 года Большой идол хранился в запасниках музея, вызывая интерес, главным образом, учёных мужей, которые спорили о его загадках, в том числе, о возможной датировке. А затем возраст истукана решили определить с помощью метода радиоуглеродного анализа, весьма и весьма точного. Эксперимент проводили сотрудники Геологического института Российской Академии наук в Москве, а также Института истории материальной культуры РАН в Санкт-Петербурге. Результат принёс мировую сенсацию!
Возраст Большого Шигирского идола составил 8680 лет (погрешность — 140 лет)! Деревянная скульптура оказалась древнее египетских пирамид, каменных построек майя и ацтеков!
СЕДЬМАЯ ЛИЧИНА
Каким же образом дерево, пускай и очень прочное, пережило тысячелетия? Секрет в торфе, который является идеальным консервантом. Нечего и говорить, как резко возрос после этого интерес к древнему артефакту со стороны научного сообщества!
А в своём музее Большой идол тут же стал экспонатом номер один. Для его хранения на оборонном заводе заказали особый стеклянный саркофаг. После размещения идола в витрине из неё выкачали воздух и заполнили её инертным газом. Саркофаг со специальной подсветкой установили в отдельном зале, разместив здесь же ещё около 600 экспонатов, составивших экспозицию «Шигирская кладовая».
В этот же период, в августе 2003 года, учёные обнаружили среди орнаментов идола ещё одну личину, которая отсутствовала на рисунках Толмачёва. Она находилась на оборотной стороне сохранившейся части доски и была едва намечена. При этом вместо носа у неё был сучок, что придавало ей сходство со зверем. Сучок-то Толмачёв прорисовал, а вот самой личины не заметил. Таким образом, первоначально идол имел изображения семи личин: объёмная голова, венчавшая его, и шесть плоских персонажей, по три с каждой стороны доски. Цифра же семь имела у древних сакральное значение, считалась одной из самых таинственных.
Уже в те времена люди знали, что каждая из четырёх фаз Луны делится на семь дней. Логично предположить, говорят некоторые исследователи, что Шигирское божество, с его семью личинами, олицетворяет Луну, и что орнамент, покрывающий тулово, является ни чем иным, как древнейшим лунным календарём.
ЗАГАДКИ ОРНАМЕНТА
По другой версии, в элементах геометрического орнамента идола закодировано мировоззрение наших далёких предков. Древние уральцы верили, что боги живут в волокнах лиственницы и являются хранителями человеческих душ. Лики на разных сторонах доски олицетворяют духов, принадлежавших к разным мирам: к Верхнему и Нижнему миру, к миру живых и к миру мёртвых, к мужскому и женскому началу. При этом «поэтажная» постановка фигур подчёркивает иерархию представленных образов.
Глубокий смысл заложен в каждой детали орнамента. Так, прямая линия могла означать землю, горизонт, границу между землёй и небом, между водой и небом, вообще границу между различными мирами. Волнистая линия или зигзаг символизировали водную стихию, змею, ящерицу. Кроме того, зигзаг являлся сигналом опасности. Квадрат, круг, крест, ромб изображали огонь или солнце.
Оригинальную гипотезу предложил доктор философских наук профессор В. Чудинов. Он провёл эксперимент, увеличив на компьютере изображение идола, зарисованное Толмачёвым. При этом внутри орнаментов проступили буквы и целые надписи!
Анализируя их, Чудинов пришёл к выводу, что идол изображал Мару — богиню болезней и смерти, покровительницу «загробного народа», которую чтили древние уральцы. Чудинов предположил, что в седые времена истукан стоял на болоте, которое воспринималось как царство мёртвых, где безраздельной владычицей была богиня Мара. Со всей округи сюда приходили к ней на поклонение, принося дары в память об усопших, — кто фигурку, кто украшение, кто наконечник стрелы...
Именно поэтому на Шигирском торфянике было найдено так много предметов древней культуры. Паломничество специалистов со всего мира к Большому Шигирскому идолу продолжается. Несмотря на утрату важного фрагмента он всё равно остаётся крупнейшей из когда-либо найденных деревянных скульптур древности. Его загадки ещё не разгаданы до конца, и нельзя исключить, что нас ждут новые открытия и новые сенсации.