ПУТЕВОДИТЕЛЬ АНТИПАТРА: семь чудес светаКто путешествует в поисках знания, тому Бог открывает врата рая, считали арабы, и древние греки тоже занимались чем-то вроде познавательного туризма. И, поскольку греки были народом образованным, нет ничего удивительного, что одни из них описывали свои путешествия, а другие готовились к ним, читая описания предшественников. У них были даже путеводители. Одним из самых популярных был путеводитель финикийского писателя Антипатра Сидонского. Видел ли автор своими глазами все то, что так увлекательно изложил, судить трудно. Описывать он предпочитал наивысшие достижения тогдашней архитектурно-технической мысли, расположенные вблизи больших торговых путей. Название книги оказалось настолько удачным, что имя автора отошло на второй план, а заглавие и сейчас у всех на устах: «Семь чудес света». Само понятие «чудеса света» существовало, впрочем, задолго до Антипатра, а ограничить их числом семь бывало трудно уже в те времена, с чем пришлось столкнуться и Антипатру, — его выбор античных достопримечательностей выглядит весьма произвольным. Так, живописные стены древнего Вавилона в свое время тоже считались чудом света. В 279 г. до н. э. был воздвигнут первый, и по сей день самый высокий маяк в мире — Фаросский, в Александрии. Монументальные стены были вычеркнуты из списка и заменены Фаросом. Антипатр был первым, кто письменно зафиксировал этот список. В отличие от туристов нашего времени, греки не интересовались развалинами. Поэтому Антипатр не включил в свой труд, например, Вавилонскую башню, уже разрушенную ко II в. до н. э. С другой стороны, в его труде не нашлось места для такого замечательного сооружения, как афинский Акрополь, потому что свой путеводитель Антипатр писал для афинян, а кому из них нужно было описание собственного главного храма?
Конечно, число чудес света можно было бы и не ограничивать семью, однако тогда книга потеряла бы значительную часть своей мистической привлекательности. Недаром семерку с древнейших времен считали священным числом. Семерка упоминается в Ветхом Завете, где Моисей говорит, что Господь создал мир за семь дней, и до сих пор почитается иудеями и христианами как число божественное. Католические богословы и сегодня признают семь смертных грехов и семь церковных таинств. В исламе почитают семь небес.
Еще до возникновения этих монотеистических религий был построен Рим на семи холмах, греческие астрономы знали звездное скопление Плеяды, состоящее из семи крупных светил, хотя вообще звезд в нем, конечно, намного больше. Даже в наших сказках, корни которых уходят в глубокую древность, семерка играет важную роль: там фигурируют семь гномов, живущие за семью горами, семимильные сапоги, семеро козлят, а в более поздние времена — семеро, которые одного не ждут, или храбрый портняжка, который «одним махом семерых побивахом» (пусть даже это мухи). Математикам эпохи Пифагора семерка представлялась «совершенным числом». Таким образом, это число служило в какой-то мере критерием, что следует считать чудом света.
Первое из семи чудес Антипатра, пирамида Хеопса, описывается в его книге очень подробно.
Второе чудо моложе первого почти на два тысячелетия. Современники Антипатра могли лицезреть его в Вавилоне как последний памятник Урука, — судя по всему, исторически первого из городов Средиземноморского региона, насчитывавшего ко времени описания 3 тысячи лет и уже лет 300 как разрушенного. Персы и македоняне в VII и VI вв. до н. э. несколько раз разрушали его — сравнивали с землей. От знаменитой Вавилонской башни, построенной там же, к эпохе Антипатра не осталось ничего, кроме развалин. Остались лишь висячие сады Семирамиды, второе из чудес света. Они насчитывали семь террас, сложенных из каменных плит длиной 5,45 м и шириной 1,35 м. Эти плиты располагались «балконами» над огромным нижним порталом. Каждая терраса располагалась примерно на 5 м выше нижней, а конструкция в целом напоминала лестницу. Пол каждого следующего этажа был проложен слоем тростника, проклеенного так, чтобы он не пропускал воду, а поверх был уложен двойной слой обожженных кирпичей, швы между которыми были залиты гипсом. Над кирпичами для полной водонепроницаемости располагался еще свинцовый лист, а уж на него насыпали землю слоем около 3 м, в которую сажали кусты и деревья очередного сада.
Висячие сады СемирамидыДворцовые сады тогда вообще-то не были редкостью. Лишь висячие сады Вавилона считались уникальным сооружением, прежде всего с точки зрения архитектуры. Немаловажную роль в этом сыграла хитроумная система орошения, состоявшая из множества каналов и канавок, бассейнов и фонтанов и снабжавшая все террасы столь важной в сухом и жарком климате пустыни влагой. Летом рабы день и ночь закачивали в нее воду. Впечатление того, что сады «висят», создавалось за счет хорошо продуманного сдвига всех семи этажей относительно друг друга. Казалось, что между собой их связывают лишь растения.
Сады этого дворца в древнем Вавилоне заслужили восхищение современников не только как изящно построенная оранжерея. То, что в них росло, представляло собой, в сущности, первую в мире коллекцию растений. Создатель знаменитых садов, царь Навуходоносор, велел своим солдатам выкапывать и немедленно доставлять к нему во дворец все незнакомые растения, которые встречались им в походах. Торговые караваны и морские корабли вавилонян также облагались подобной данью.
Известно также, что царь подарил этот первый в истории ботанический сад своей жене, персидской княжне, чтобы она не скучала от однообразия пустынных ландшафтов Месопотамии во время его длительных отлучек. Имени ее история не сохранила. Почему эти сады получили имя Семирамиды, до сих пор остается загадкой. Историки знают лишь одну Семирамиду, которая была ассирийской царицей, но в гораздо более раннюю эпоху, так что быть хозяйкой знаменитых садов она никак не могла.
Царь-ботаникНеизвестно также, где точно находились эти сады. В 1898 г., после 18 лет раскопок, немецкий историк Роберт Кольдевей сообщил, что нашел руины городской стены древнего Вавилона, Вавилонской башни и, как он полагал, тех самых висячих садов. Кое-какие факторы действительно могут свидетельствовать в пользу его гипотезы, однако уже многие из современных ему ученых сомневались, что открытые им под метровым слоем земли остатки массивных колонн и сводов когда-то окружали изящные сады.
Третье из античных чудес света было единственным, которого путешественники не могли лицезреть под открытым небом. Двенадцатиметровая статуя сидящего Зевса, царя богов, находилась в его главном храме в Олимпии.
Отец богов Крон пожирал своих новорожденных детей, потому что какой-то оракул предсказал ему, что один из сыновей отнимет у него власть. Его жене Рее это очень не нравилось, и однажды ей удалось перехитрить кровожадного супруга. Вместо очередного новорожденного, которым оказался Зевс, она подсунула Крону завернутый в пеленки камень, и тот в приступе злобы проглотил его. Зевс же тем временем благополучно рос в своем укрытии, и наконец настал день, когда ему удалось подсунуть отцу рвотное средство, после чего тот изверг из своей утробы пятерых старших сестер и братьев Зевса целыми и невредимыми. Крон не простил сыну этого приступа братолюбия, и между ними завязалась битва, в которой победил Зевс. Зевс отправил отца в Тартар, то есть в древнегреческий ад, и занял первое место в божественной иерархии, как и предсказывал оракул. Это, в свою очередь, повлияло на жизнь уже созданных к тому времени людей: Зевс повелел им в честь своей победы раз в четыре года устраивать праздник и спортивные соревнования в Олимпии. Первое такое празднество было проведено в 776 г. до н. э. Грекам это нововведение настолько понравилось, что они начали с него новое летосчисление. И каждые четыре года стали проводить олимпиаду.
Прошли десятилетия, затем века, и скромное местное празднество превратилось во впечатляющие панэллинские состязания, а Олимпия — в значительный архитектурный комплекс. Жемчужиной комплекса должен был стать храм Зевса, средства на строительство которого в 470 г. до н. э. собирали по всей Элладе. Четырнадцать лет спустя это сооружение было торжественно освящено. Оно имело 64 м в длину и 27 м в ширину и было самым большим храмом во всей материковой Греции того времени. В алтарной части — целле находилась изваянная знаменитым скульптором Фидием статуя Зевса, сидящего на великолепном троне с подлокотниками. Трон сделан из слоновой кости. Внутри у статуи была арматура из железа, дерева и гипса, однако внешний облик поражал зрителя своим великолепием: лицо, руки и ноги, то есть все открытые части тела статуи, вырезаны из слоновой кости. На волосы, одежду и сандалии пошло в целом 200 кг золота. В качестве глаз были использованы драгоценные камни, каждый с кулак величиной. Ноги Зевса покоились на низкой скамье, поддерживаемой двумя львами. В левой руке он держал жезл, на набалдашнике которого сидел орел, его птица-посланник. На приподнятой правой стояла крылатая богиня победы, Ника, прообраз будущих христианских ангелов. Лишь она была ростом с обыкновенного, хотя и довольно высокого человека. В 393 г. император Феодосии I запретил языческий культ Олимпии. Храм Зевса еще во II в. сильно пострадал от землетрясения. Какова судьба всемирно известной статуи, точно не известно. По одним источникам, ее уже около 350 г. разобрали на части грабители, по другим — в 475 г. перевезли в Константинополь, где она позже погибла при пожаре.
003-7.jpg
(35.71 Кб, 273x350 - просмотрено 2663 раз.)
003-8.jpg
(30.45 Кб, 350x230 - просмотрено 2924 раз.)
003-10.jpg
(41.41 Кб, 299x350 - просмотрено 2941 раз.)
003-11.jpg
(49.89 Кб, 293x350 - просмотрено 2751 раз.)