Название: ПУТЕВОДИТЕЛЬ АНТИПАТРА - семь чудес света Отправлено: Истинный сын своего времени от 24 09 2009, 10:11:03 ПУТЕВОДИТЕЛЬ АНТИПАТРА: семь чудес света
Еще древние греки любили познавать мир, путешествуя: они ценили необычные сооружения и произведения искусства, а памятники их тогда еще не интересовали. Во II в. до н. э. финикийский писатель Антипатр составил путеводитель, который назвал «Семь чудес света». Описывая сохранившиеся сооружения, античный автор упоминает пирамиды Гизы, сады Семирамиды в Вавилоне, Фидиеву статую Зевса в Олимпии, храм Артемиды в Эфесе, мавзолей в Галикарнассе, Колосса Родосского и Фаросский маяк в Александрии. Эти семь чудес славятся и сегодня, хотя ни одно из них, за исключением пирамид, не сохранилось. Название: Re: ПУТЕВОДИТЕЛЬ АНТИПАТРА - семь чудес света Отправлено: Истинный сын своего времени от 24 09 2009, 10:17:13 ПУТЕВОДИТЕЛЬ АНТИПАТРА: семь чудес света
Кто путешествует в поисках знания, тому Бог открывает врата рая, считали арабы, и древние греки тоже занимались чем-то вроде познавательного туризма. И, поскольку греки были народом образованным, нет ничего удивительного, что одни из них описывали свои путешествия, а другие готовились к ним, читая описания предшественников. У них были даже путеводители. Одним из самых популярных был путеводитель финикийского писателя Антипатра Сидонского. Видел ли автор своими глазами все то, что так увлекательно изложил, судить трудно. Описывать он предпочитал наивысшие достижения тогдашней архитектурно-технической мысли, расположенные вблизи больших торговых путей. Название книги оказалось настолько удачным, что имя автора отошло на второй план, а заглавие и сейчас у всех на устах: «Семь чудес света». Само понятие «чудеса света» существовало, впрочем, задолго до Антипатра, а ограничить их числом семь бывало трудно уже в те времена, с чем пришлось столкнуться и Антипатру, — его выбор античных достопримечательностей выглядит весьма произвольным. Так, живописные стены древнего Вавилона в свое время тоже считались чудом света. В 279 г. до н. э. был воздвигнут первый, и по сей день самый высокий маяк в мире — Фаросский, в Александрии. Монументальные стены были вычеркнуты из списка и заменены Фаросом. Антипатр был первым, кто письменно зафиксировал этот список. В отличие от туристов нашего времени, греки не интересовались развалинами. Поэтому Антипатр не включил в свой труд, например, Вавилонскую башню, уже разрушенную ко II в. до н. э. С другой стороны, в его труде не нашлось места для такого замечательного сооружения, как афинский Акрополь, потому что свой путеводитель Антипатр писал для афинян, а кому из них нужно было описание собственного главного храма? Конечно, число чудес света можно было бы и не ограничивать семью, однако тогда книга потеряла бы значительную часть своей мистической привлекательности. Недаром семерку с древнейших времен считали священным числом. Семерка упоминается в Ветхом Завете, где Моисей говорит, что Господь создал мир за семь дней, и до сих пор почитается иудеями и христианами как число божественное. Католические богословы и сегодня признают семь смертных грехов и семь церковных таинств. В исламе почитают семь небес. Еще до возникновения этих монотеистических религий был построен Рим на семи холмах, греческие астрономы знали звездное скопление Плеяды, состоящее из семи крупных светил, хотя вообще звезд в нем, конечно, намного больше. Даже в наших сказках, корни которых уходят в глубокую древность, семерка играет важную роль: там фигурируют семь гномов, живущие за семью горами, семимильные сапоги, семеро козлят, а в более поздние времена — семеро, которые одного не ждут, или храбрый портняжка, который «одним махом семерых побивахом» (пусть даже это мухи). Математикам эпохи Пифагора семерка представлялась «совершенным числом». Таким образом, это число служило в какой-то мере критерием, что следует считать чудом света. Первое из семи чудес Антипатра, пирамида Хеопса, описывается в его книге очень подробно. Второе чудо моложе первого почти на два тысячелетия. Современники Антипатра могли лицезреть его в Вавилоне как последний памятник Урука, — судя по всему, исторически первого из городов Средиземноморского региона, насчитывавшего ко времени описания 3 тысячи лет и уже лет 300 как разрушенного. Персы и македоняне в VII и VI вв. до н. э. несколько раз разрушали его — сравнивали с землей. От знаменитой Вавилонской башни, построенной там же, к эпохе Антипатра не осталось ничего, кроме развалин. Остались лишь висячие сады Семирамиды, второе из чудес света. Они насчитывали семь террас, сложенных из каменных плит длиной 5,45 м и шириной 1,35 м. Эти плиты располагались «балконами» над огромным нижним порталом. Каждая терраса располагалась примерно на 5 м выше нижней, а конструкция в целом напоминала лестницу. Пол каждого следующего этажа был проложен слоем тростника, проклеенного так, чтобы он не пропускал воду, а поверх был уложен двойной слой обожженных кирпичей, швы между которыми были залиты гипсом. Над кирпичами для полной водонепроницаемости располагался еще свинцовый лист, а уж на него насыпали землю слоем около 3 м, в которую сажали кусты и деревья очередного сада. Висячие сады Семирамиды Дворцовые сады тогда вообще-то не были редкостью. Лишь висячие сады Вавилона считались уникальным сооружением, прежде всего с точки зрения архитектуры. Немаловажную роль в этом сыграла хитроумная система орошения, состоявшая из множества каналов и канавок, бассейнов и фонтанов и снабжавшая все террасы столь важной в сухом и жарком климате пустыни влагой. Летом рабы день и ночь закачивали в нее воду. Впечатление того, что сады «висят», создавалось за счет хорошо продуманного сдвига всех семи этажей относительно друг друга. Казалось, что между собой их связывают лишь растения. Сады этого дворца в древнем Вавилоне заслужили восхищение современников не только как изящно построенная оранжерея. То, что в них росло, представляло собой, в сущности, первую в мире коллекцию растений. Создатель знаменитых садов, царь Навуходоносор, велел своим солдатам выкапывать и немедленно доставлять к нему во дворец все незнакомые растения, которые встречались им в походах. Торговые караваны и морские корабли вавилонян также облагались подобной данью. Известно также, что царь подарил этот первый в истории ботанический сад своей жене, персидской княжне, чтобы она не скучала от однообразия пустынных ландшафтов Месопотамии во время его длительных отлучек. Имени ее история не сохранила. Почему эти сады получили имя Семирамиды, до сих пор остается загадкой. Историки знают лишь одну Семирамиду, которая была ассирийской царицей, но в гораздо более раннюю эпоху, так что быть хозяйкой знаменитых садов она никак не могла. Царь-ботаник Неизвестно также, где точно находились эти сады. В 1898 г., после 18 лет раскопок, немецкий историк Роберт Кольдевей сообщил, что нашел руины городской стены древнего Вавилона, Вавилонской башни и, как он полагал, тех самых висячих садов. Кое-какие факторы действительно могут свидетельствовать в пользу его гипотезы, однако уже многие из современных ему ученых сомневались, что открытые им под метровым слоем земли остатки массивных колонн и сводов когда-то окружали изящные сады. Третье из античных чудес света было единственным, которого путешественники не могли лицезреть под открытым небом. Двенадцатиметровая статуя сидящего Зевса, царя богов, находилась в его главном храме в Олимпии. Отец богов Крон пожирал своих новорожденных детей, потому что какой-то оракул предсказал ему, что один из сыновей отнимет у него власть. Его жене Рее это очень не нравилось, и однажды ей удалось перехитрить кровожадного супруга. Вместо очередного новорожденного, которым оказался Зевс, она подсунула Крону завернутый в пеленки камень, и тот в приступе злобы проглотил его. Зевс же тем временем благополучно рос в своем укрытии, и наконец настал день, когда ему удалось подсунуть отцу рвотное средство, после чего тот изверг из своей утробы пятерых старших сестер и братьев Зевса целыми и невредимыми. Крон не простил сыну этого приступа братолюбия, и между ними завязалась битва, в которой победил Зевс. Зевс отправил отца в Тартар, то есть в древнегреческий ад, и занял первое место в божественной иерархии, как и предсказывал оракул. Это, в свою очередь, повлияло на жизнь уже созданных к тому времени людей: Зевс повелел им в честь своей победы раз в четыре года устраивать праздник и спортивные соревнования в Олимпии. Первое такое празднество было проведено в 776 г. до н. э. Грекам это нововведение настолько понравилось, что они начали с него новое летосчисление. И каждые четыре года стали проводить олимпиаду. Прошли десятилетия, затем века, и скромное местное празднество превратилось во впечатляющие панэллинские состязания, а Олимпия — в значительный архитектурный комплекс. Жемчужиной комплекса должен был стать храм Зевса, средства на строительство которого в 470 г. до н. э. собирали по всей Элладе. Четырнадцать лет спустя это сооружение было торжественно освящено. Оно имело 64 м в длину и 27 м в ширину и было самым большим храмом во всей материковой Греции того времени. В алтарной части — целле находилась изваянная знаменитым скульптором Фидием статуя Зевса, сидящего на великолепном троне с подлокотниками. Трон сделан из слоновой кости. Внутри у статуи была арматура из железа, дерева и гипса, однако внешний облик поражал зрителя своим великолепием: лицо, руки и ноги, то есть все открытые части тела статуи, вырезаны из слоновой кости. На волосы, одежду и сандалии пошло в целом 200 кг золота. В качестве глаз были использованы драгоценные камни, каждый с кулак величиной. Ноги Зевса покоились на низкой скамье, поддерживаемой двумя львами. В левой руке он держал жезл, на набалдашнике которого сидел орел, его птица-посланник. На приподнятой правой стояла крылатая богиня победы, Ника, прообраз будущих христианских ангелов. Лишь она была ростом с обыкновенного, хотя и довольно высокого человека. В 393 г. император Феодосии I запретил языческий культ Олимпии. Храм Зевса еще во II в. сильно пострадал от землетрясения. Какова судьба всемирно известной статуи, точно не известно. По одним источникам, ее уже около 350 г. разобрали на части грабители, по другим — в 475 г. перевезли в Константинополь, где она позже погибла при пожаре. Название: Re: ПУТЕВОДИТЕЛЬ АНТИПАТРА - семь чудес света Отправлено: Истинный сын своего времени от 24 09 2009, 10:22:13 ПУТЕВОДИТЕЛЬ АНТИПАТРА: семь чудес света
Храм Артемиды в Эфесе История четвертого чуда света тоже началась с пожара, уничтожившего древний храм Артемиды в прибрежном городе Эфесе в Малой Азии, напротив которого расположен остров Самос. Ионийцы, прибывшие сюда из материковой Греции, основали город в конце второго тысячелетия до н. э. Недалеко от города росло дерево, которое местные племена очень почитали. Там находилось святилище их богини плодородия. Греки, открытые всему новому, охотно включили ее в свою мифологию. Они расширили древнее святилище, со временем, правда, отождествив почтенную богиню-мать со своей Артемидой, прекрасной лунной богиней-девственницей, неутомимой охотницей, но в то же время и покровительницей зверья, женщин и целых городов. Ее считали дочерью Зевса и сестрой-близнецом Аполлона. Около 600 г. до н. э. эфесским ионийцам захотелось построить для нее новый храм, но средств на возведение столь монументального здания у них не нашлось. Однако вскоре произошло исторически необычное событие. В 560 г. до н. э. на Эфес напал лидийский царь Крез. Он захватил город... и дал его жителям денег на строительство храма Артемиды. А денег строительство наверняка потребовало немалых, ибо необычным в этом храме было все, начиная от фундамента. Поскольку в этой местности часто бывали землетрясения, то фундамент заложили в прямом смысле слова на болоте, не без оснований рассудив, что мягкая почва будет смягчать толчки. Вырыв глубокий котлован, в него плотно одну к другой забили обожженные (чтобы не гнили) дубовые сваи. Сверху уложили массивные каменные плиты, на которых и был поставлен огромный по тому времени храм — 51 м в ширину и 105 м в длину. Двускатная крыша храма, покоившаяся на 127 колоннах из белого мрамора, возвышалась еще на 18 м, что в целом дает высоту современного 6-этажного дома. Потолки и пол чердака были сделаны из ароматного кедра, а величественные двери алтаря — из дорогого, ярко расписанного, а местами и позолоченного кипариса. Статую Артемиды, высотой 2 м, изготовили из древесины старых виноградных лоз, разукрасив серебром и золотом. Защита от землетрясений На деньги этого фантастически богатого царя — недаром мультимиллионеров и сегодня называют крезами — был построен один из удивительнейших памятников архитектуры, пользовавшийся заслуженной славой во всем античном мире. В то же самое время в Греции в полной безвестности пребывал некто Герострат, которому тем не менее до смерти хотелось стать знаменитым. А поскольку ни по своим духовным, ни даже по физическим способностям он не мог претендовать на это, он решил поджечь «самый прекрасный, самый величественный и божественный из всех храмов обитаемого мира», как описывал храм Артемиды греческий историк Ампелий, — и поджег его в 356 г. до н. э., опять же не без оснований рассудив, что после этого его имя окажется у всех на устах, и он таки войдет в историю. Разумеется, Герострата потом схватили и казнили, однако ему было на руку и это. Просчитался он только в одном: судьи лишили его имени, чтобы потомкам некого было вспоминать. Впрочем, похоже, что именно это в конце концов и сделало его имя бессмертным. Герострату удалось разрушить храм практически до основания. Все дерево выгорело, колонны треснули от жара. Невредимой осталась лишь статуя Артемиды. Увидев это, греки уверовали в чудо и решили, что рано или поздно храм будет восстановлен. Средства на восстановление храма собирала вся Греция. Вскоре под руководством архитектора Хиро-страта был построен новый Артемизий, размерами 65 х 125 м, то есть еще больше старого, хотя в остальном он повторял его во всех деталях. Правда, крышу и чердак теперь сделали не из дерева, а из камня, чтобы уберечь от новых пожаров. Этот-то новый храм и описывается Антипатром как одно из чудес света. Строили его, что называется, на века. В 133 г. до н. э. Эфес был завоеван римлянами, сделавшими его столицей своей новой провинции Азии. Храм они тоже признали, поскольку видели в Артемиде собственную богиню охоты Диану. Лишь в 262 г. Эфес, к тому времени уже утративший былое политическое значение, был захвачен и разграблен ордами готов, которые частично разрушили и храм. В 380 г. христианский император Феодосии I окончательно запретил всякие языческие церемонии, и Артемизий опустел. Позже христиане, сельджуки и арабы постепенно разобрали его мрамор для своих построек. Ныне место, где когда-то находился знаменитый храм, покрыто болотистым озерцом. Его местонахождение известно благодаря британскому археологу Джону Тортлу Буду, который в свое время не поленился вычерпать шестиметровый слой ила, под которым и нашел фундамент храма Артемиды. В 1903 г. его соотечественник Дэвид Хогарт нашел там целое сокровище: 3000 жемчужин, драгоценные серьги, заколки для волос, брошки, а также много мелких монет из сплава золота с серебром, который в древности называли электроном. А вот как выглядела статуя Артемиды, археологи узнали лишь в 1956 г., когда недалеко от фундамента храма раскопали мастерскую скульптора Фидия, где нашлось три копии знаменитой статуи. Памятник Мавзолу Пятое из чудес света располагалось всего в ПО км к югу от Эфеса, на юго-западном побережье Малой Азии. Этот район, стратегически важный для мореходства в восточном Средиземноморье, часто становился театром военных действий. В 256 г. до н. э. он был завоеван персидским царем Киром II, получившим выход к Средиземному морю для своей огромной державы. И поскольку такой державой, простиравшейся на востоке до самого Инда, на севере — до скал черноморского побережья, а на юге — до Индийского океана, при тогдашнем уровне развития транспорта и связи невозможно было управлять централизованно, персидские цари назначали в ее провинции наместников — сатрапов. Юго-западной провинцией этой державы, Карией, с 377 г. до н. э. правил сатрап Мавзол. При его отце Гекатомне расцвел и прославился порт Галикарнасс. Мавзол еще расширил столицу своей провинции. Ему хотелось при жизни оставить по себе памятник в городе, где правили он и его отец. И, любя эллинскую культуру, он вызвал для этого двух зодчих из Греции, Сатира и Фитея. То, что их проект значительно отступал от традиций греческого храмостроения, вероятно, стало одной из причин их победы в объявленном Мавзолом конкурсе архитекторов. Этот столь же необычный, сколь и впечатляющий проект выгодно отличался от прочих уже тем, что вместо привычной для Греции плоской крыши зодчие задумали нечто вроде пирамиды. Сам Мавзол, впрочем, не успел порадоваться своему «мавзолею». Он умер в 353 г. до н. э. Его вдова Артемизия, которая к тому же была его сестрой, хотела довести строительство до конца, вероятно, не без тайной надежды тоже быть в нем похороненной, так как украшавшей памятник могучей каменной квадригой управлял не один возничий, а супружеская пара. Однако ей не удалось дожить до окончания строительства. Она умерла через два года после мужа и брата. Но зодчим было уплачено сполна, и они на свой страх и риск довели дело до конца, воздвигнув тем самым памятник и себе самим, позже объявленный очередным чудом света. На основании размером 33 х 39 м, имевшем пять ступеней, стоял кубической формы постамент шириной 27 м, длиной 33 м и высотой 22 м. На нем располагался собственно погребальный храм, поддерживаемый 39 одиннацатиметровыми колоннами — единственный чисто греческий элемент всего сооружения. И, наконец, венчала всю конструкцию вместо плоской крыши пирамида с 24 крутыми ступенями, на плоской вершине которой помещалась квадрига. Достигая, таким образом, 49 м в высоту, мавзолей вполне выдерживал бы сравнение с каким-нибудь шестнадцатиэтажным офисным зданием нашего времени. Погребальное здание с квадригой И этот знаменитый памятник древности, которому все погребальные здания последующих веков обязаны своим именем, пал, но не от человеческой руки. Завоеватели, например, Александр Македонский, явившийся в 334 г. до н. э. в Галикарнасс, относились к нему с почтением и не трогали. Мавзолей простоял невредимым до XII в., когда был разрушен землетрясением, и лишь потом крестоносцы разобрали его на части для строительства своих крепостей. Шестое чудо света имеет не просто эпическую, а даже мифологическую предысторию. В 305 г. до н. э. Деметрий, царь Фригии и Ликии, прозванный Полиоркетом, то есть «Осаждателем городов», потребовал от жителей острова Родос, чтобы они выступили вместе с ним в поход против могущественной Александрии. Для родосцев же Александрия была важнейшим торговым партнером, и они отказались. Это заставило мастера осады прежде Александрии напасть на Родос. Однако высаженный десант не сумел покорить город на острове, и тогда Деметрий велел построить величайшую в мире осадную башню, Гелеполиду, то есть «Разрушительницу городов». Это тридцатиметровое чудовище, сколоченное из дуба, двигалось на колесах. Позже инженеры вычислили, что для передвижения башни требовалось не менее 3400 сильных мужчин. С верхней площадки башни бросали зажигательные снаряды и метали камни из катапульты. Со средней — всего в башне было девять этажей — можно было опустить мост на вершину городской стены, а внизу, так сказать в бельэтаже, имелся таран, который при первой же атаке пробил в городской стене большую брешь. Ошеломленные родосцы взмолились о помощи к покровителю острова, солнечному богу Гелиосу. В случае, если он выручит их, они пообещали воздвигнуть ему статую, выше и краше которой еще не было на свете. Название: Re: ПУТЕВОДИТЕЛЬ АНТИПАТРА - семь чудес света Отправлено: Истинный сын своего времени от 24 09 2009, 10:24:00 ПУТЕВОДИТЕЛЬ АНТИПАТРА: семь чудес света
Дубовая осадная башня Но, как говорится, помоги себе сам, тогда и боги тебе помогут. Что действительно спасло город, так это глубокий ров перед его стенами, спешно вырытый за ночь, в который наутро и провалились передние колеса Гелеполиды. Деревянный колосс застрял, закрыв проделанную ранее брешь собственным корпусом. Деметрию пришлось отступить. Родосцы сдержали обещание и скоро нашли, кому поручить возведение статуи бога. То, что хитроумно составленная смета в конце концов привела зодчего Хареса из Линда к полному разорению и он покончил с собой, видимо, нисколько не умалило в их глазах святости всего дела. Начатое в 302 г. до н. э. строительство завершилось в 290 г. до н. э. созданием Колосса высотой 32 м. Этим словом называли тогда любую вертикальную статую. Основу его составлял железный каркас, обмазанный глиной. Когда глина просохла, ее покрыли бронзой. Правда, теперь уже невозможно установить, была ли это листовая бронза или литье. В древних источниках говорится, что бронзы было израсходовано немногим более 12 т, что дает среднюю толщину покрытия султан мамлюков Каит-бей возвел свою крепость. Описывая свои семь чудес света, Антипатр создал не столько путеводитель, сколько книгу путешествий. И, поскольку такие книги не имеют права быть скучными, греческий автор разнообразил выбор достопримечательностей, включив в него таинственные пирамиды Гизы, возраст которых насчитывал к тому времени уже две с лишним тысячи лет, цветущие сады, олимпийскую статую, храм богини, необычный могильный памятник и весьма своеобразного колосса. Седьмое чудо вписывается в эту пеструю череду ничуть не хуже прочих. Это — маяк, причем первый в истории. Он был так высок, что его свет, по словам современников, достигал самого края мира. Даже если не считать его чудом, придется признать неоспоримый факт: маяка такой высоты никому не удалось построить и до сих пор! Маяк в Александрии Этот путеводный знак для мореходов был построен в том самом городе, который в 305 г. до н. э. хотел захватить Деметрий с помощью родосцев, — в Александрии. Когда он строил свои воинственные планы, маяк находился еще в проекте. Завершилось строительство только в 279 г. до н. э. Желание Деметрия овладеть этим североафриканским портом было не просто блажью, ибо Александрия в то время была одним из важнейших портов мира. В Александрии имелись внутренняя гавань, служившая специально для перегрузки овощей и фруктов из плодородной долины Нила, и обширный морской порт, служивший воротами в Грецию, Левант и западное Средиземноморье. Наряду с товарами — древесиной из Ливана, вином из Греции, пряностями и благовониями из Аравии и металлами из Испании, — в Александрию прибывали и многочисленные путешественники: купцы, ученые, дипломаты. Корабли прибывали и отплывали так часто, что пришлось разрешить им двигаться и ночью, что в ту эпоху вообще было не принято. Огромный маяк и тут должен был сослужить добрую службу. Приказ строить его отдал еще сам Александр Македонский. Правда, в 323 г. до н. э. он умер в Вавилоне от малярии, в возрасте 33 лет, и первый камень в фундамент маяка был заложен лишь через 23 г. после его смерти. Размеры фундамента составляли 30 х 30 м. В его центре строители воздвигли сначала изящную башню квадратного сечения высотой 71 м, слегка сужавшуюся кверху. Ее надстроили восьмиугольной 34-метровой частью, на которой и поместили небольшую круглую колонну с площадкой для разведения огня. На площадке установили беседку из пяти колонн с конусообразной крышей, которую венчала статуя Зевса. Весь маяк был облицован белым мрамором. Внутри была оставлена сквозная шахта с канатным подъемником, чтобы доставлять наверх горючее — смолу и масло. Особый рефлектор фокусировал свет и направлял его в открытое море. Венец конструкции — статуя Зевса По преданию, строительство маяка обошлось в 800 талантов, что соответствовало 20 800 кг серебра. Рассчитан и построен он был, очевидно, технически грамотно, так как простоял Фарос, как его стали называть по имени александрийского порта, без малого целую тысячу лет. Разрушен он был лишь землетрясением 796 г. Остался лишь фундамент, на котором султан мамлюков Каит-бей в 1477 г. воздвиг крепость, носящую его имя и сегодня. На века сохранилось лишь имя, ставшее нарицательным для всех маяков мира: римляне называли свои маяки pharus, итальянцы и испанцы переделали его в faro, у португальцев это farol, у французов — phare. А откуда, вы думаете, взялось наше слово «фара»? Название: Re: ПУТЕВОДИТЕЛЬ АНТИПАТРА - семь чудес света Отправлено: Воин Лемурии от 25 08 2010, 14:10:14 Вавилонская башня. Вавилонская башня не входит в «официальный» список чудес света. Однако она — одно из самых выдающихся сооружений Древнего Вавилона, а ее название и поныне является символом сумятицы и беспорядка. При раскопках в Вавилоне немецкому ученому Роберту Кольдевею удалось обнаружить фундамент и руины башни. Та башня, о которой говорится в Библии, была, вероятно, разрушена еще до эпохи Хаммурапи. На смену ей была выстроена другая, которую воздвигли в память о первой. Согласно Кольдевею, она имела квадратное основание, каждая сторона которого равнялась 90 метрам. Высота башни тоже была 90 метров, первый ярус имел высоту 33 метра, второй — 18, третий и пятый — по 6 метров, седьмой — святилище бога Мардука — был высотой в 15 метров. Башня стояла на равнине Сахн (буквальный перевод этого названия — «сковорода») на левом берегу Евфрата. Она была окружена домами жрецов, храмовыми сооружениями и домами для паломников, которые стекались сюда со всей Вавилонии. Самый верхний ярус башни был облицован синими плитками и покрыт золотом. Описание Вавилонской башни оставил Геродот, который основательно осмотрел ее и, может быть, даже побывал на ее вершине. Это единственное документальное описание свидетеля-очевидца из Европы. «В середине каждой части города воздвигнуто здание. В одной части — царский дворец, окруженный огромной и крепкой стеной; в другой — святилище Зевса-Бэла с медными вратами, сохранившимися еще до наших дней. Храмовый священный участок — четырехугольный, каждая его сторона длиной в два стадия. В середине этого храмового священного участка воздвигнута громадная башня, длиной и шириной в один стадий. На этой башне стоит вторая, а на ней — еще башня; в общем, восемь башен — одна на другой. Наружная лестница ведет наверх вокруг всех этих башен. На середине лестницы находятся скамьи — должно быть, для отдыха. На последней башне воздвигнут большой храм. В этом храме стоит большое, роскошно убранное ложе и рядом с ним золотой стол. Никакого изображения божества там, однако, нет. Да и ни один человек не проводит здесь ночь, за исключением одной женщины, которую, по словам халдеев, жрецов этого бога, бог выбирает себе из всех местных женщин. Есть в священном храмовом участке в Вавилоне внизу еще и другое святилище, где находится огромная золотая статуя Зевса. Рядом же стоят большой золотой стол, скамейка для ног и трон — также золотые. По словам халдеев, на изготовление [всех этих вещей] пошло 800 талантов золота. Перед этим храмом воздвигнут золотой алтарь. Есть там и еще один огромный алтарь — на нем приносят в жертву взрослых животных; на золотом же алтаре можно приносить в жертву только сосунков. На большом алтаре халдеи ежегодно сжигают 1000 талантов ладана на празднике в честь этого бога. Была еще в священном участке в то время, о котором идет речь, золотая статуя бога, целиком из золота, 12 локтей высоты. Мне самому не довелось ее видеть, но я передаю лишь то, что рассказывали халдеи. Эту-то статую страстно желал Дарий, сын Гистапа, но не дерзнул захватить ее…«. Согласно Геродоту, Вавилонская башня имела восемь ярусов, ширина самого нижнего равнялась 180 метрам. По описаниям Кольдевея, башня была на ярус ниже, а нижний ярус был шириной в 90 метров, то есть вполовину меньше. Трудно не верить Кольдевею, человеку ученому и добросовестному, но, возможно, во времена Геродота башня стояла на какой-нибудь террасе, хотя и невысокой, которая за тысячелетия сровнялась с землей, и при раскопках Кольдевей не нашел от нее никакого следа. Каждый большой вавилонский город имел свой зиккурат, но ни один из них не мог сравниться с Вавилонской башней, которая колоссальной пирамидой возвышалась над всей округой. На ее строительство ушло 85 миллионов кирпичей, и строили Вавилонскую башню целые поколения правителей. Вавилонский зиккурат неоднократно разрушался, но каждый раз его восстанавливали и украшали заново. Зиккурат был святыней, принадлежавшей всему народу, он был местом, куда стекались тысячи людей для поклонения верховному божеству Мардуку. Тукульти-Нинурта, Саргон, Синаххериб и Ашшурбанипал штурмом овладевали Вавилоном и разрушали Вавилонскую башню — святилище Мардука. Набополасар и Навуходоносор отстроили ее заново. Кир, завладевший Вавилоном после смерти Навуходоносора, был первым завоевателем, оставившим город неразрушенным. Его поразили масштабы Э-темен-анки, и он не только запретил что-либо разрушать, но приказал соорудить на своей могиле памятник в виде миниатюрного зиккурата, маленькой Вавилонской башни. И все-таки башня была вновь разрушена. Персидский царь Ксеркс оставил от нее только развалины, которые увидел на своем пути в Индию Александр Македонский. Его тоже поразили гигантские руины — он тоже стоял перед ними как завороженный. Александр Македонский намеревался построить ее снова. «Но, — как пишет Страбон, — этот труд требовал много времени и сил, ибо руины пришлось бы убирать десяти тысячам людей два месяца, и он не осуществил свой замысел, так как вскоре заболел и умер». Название: Колосс Родосский Отправлено: Тевальто от 10 03 2012, 15:44:40 Колосс Родосский Вход в гавань на острове Родос в Греции.Колосс Родосский - младший современник мавзолея и храма Артемиды. Идея создать его родилась весной 304 года до нашей эры, когда жители небольшого острова, лежащего у самого берега Малой Азии, стоя на истерзанных долгой осадой стенах, смотрели, как скрываются в море корабли одного из наследников державы Александра Македонского - сына правителя Передней Азии и Сирии Деметрия Полиоркета. Чтобы покорить родосцев, Полиоркет привёз к городу осадные машины - последнее слово весьма развитой для того времени военной техники. Гордость осаждавшей армии была гелеополида - осадная башня с таранами и перекидным мостом, катапультами, площадками для десанта. Гелеополиду, обитую железом, приводили в движение три тысячи четыреста воинов. Покидая после неудачной осады остров, Полиоркет бросил на берегу огромную гелеополиду - это в некотором роде чудо света, - не выполнившую своего предназначения. Она-то и принесла городу не только выгоду, но и славу. Купцы, собравшиеся в городе после победы, предложили купить гелеополиду "на металлолом", предлагая за железо триста талантов - сказочную по тем временам сумму. В знак избавления города и на деньги от продажи башни решено было возвести статую Гелиоса - покровителя Родоса. Родосцы верили, что остров поднят со дна моря по просьбе этого бога. Статую решили поручить изваять скульптору Харесу, ученику Лисиппа. Харес предложил сделать Гелиоса стоящим. В левой руке он держал ниспадающее до земли покрывало, правую приложил ко лбу, вглядываясь в даль. Правда, такая поза не соответствовала канонам, но Харес понимал, что колосс не удержится, если бог протянет руку вперёд. На искусственном холме Харес установил три каменных столба - на двух из них крепились бронзовые детали, изображавшие ноги и торс гиганта, на третьем - детали плаща. "Сборка” статуи велась снизу вверх - сначала формировались ступни, затем икры и т.д. По мере закрепления деталей их засыпали землей, создавая таким образом площадку для работы на более высоком уровне. Лишь когда статуя была полностью готова, холм был скрыт. База была сделана из белого мрамора, сперва были установлены ноги статуи, а затем и сама статуя. Бронзовая форма божества была укреплена железными и каменными конструкциями. Его голову украшал венец в форме расходящихся лучей солнца; левой рукой он поддерживал ниспадающий плащ, а ладонью правой, согнутой в локте, прикрывал глаза, всматриваясь в морские дали. Прежде фигура Гелиоса обычно изображалась с рукой, вытянутой вперед. На этот раз скульптор придал ей иное положение: расчеты показали, что иначе рука обломилась бы под тяжестью собственного веса. По свидетельству римского ученого и писателя Плиния Старшего, изучавшего части разрушенной скульптуры, не каждому удавалось обхватить большой палец на руке гиганта. Основой тридцатишестиметровой статуи послужили три массивных каменных столба, скреплённые железными балками на уровне плеч. Основания столбов были в ногах статуи и в покрывале. На высоте плеч и на поясе столбы соединялись поперечными балками. На столбы и балки крепился железный каркас, который покрыли чеканными листами бронзы. Колосс рос на берегу гавани на облицованном белым мрамором искусственном холме. Двенадцать лет никто не видел статуи, потому что, как только на каркас прикреплялся очередной пояс бронзовых листов, подсыпали окружавшую колосс насыпь, чтобы мастерам удобнее было подниматься наверх. И только когда насыпь была убрана, родосцы увидели своего бога-покровителя, голову которого украшал лучистый венец. Колосс Родосский - статуя бога солнца - Гелиоса. Основа была сделана из белого мрамора. Сама статуя была изготовлена из бронзовых частей. Высота составляла около 33 метров. Строительство длилось 12 лет и завершилось в 282 году до нашей эры. Статуя достояла до 226 года до нашей эры и была разрушена землетресением. Сломалась в самом слабом месте - в колене. Сверкающий бог был виден за много километров от Родоса, и вскоре молва о нём распространилась по всему античному миру. Но уже через полвека сильное землетрясение, разрушившее Родос, повалило колосса на землю, самым уязвимым местом статуи оказались колени. Отсюда и пошло выражение "колосс на глиняных ногах". Родосцы пытались поднять колосса. Известны благородные попытки соседей помочь им в этом деле. Египетский царь прислал несколько сот талантов меди и мастеров. Но ничего не вышло. Так и лежал на берегу бухты колосс - главная туристская достопримечательность острова. Поверженного гиганта видел Плиний Старший, приезжавший туда в первом веке нашей эры. Плиния больше всего поразило то, что лишь немногие люди могли обхватить руками большой палец статуи. Лежавший на земле колосс обрастал паутиной и легендами. В рассказах очевидцев он казался куда больше, чем был на самом деле. В римской литературе появились легенды о том, что он первоначально возвышался над входом в гавань и был так велик, что между его ног проходили к городу корабли. Тысячу лет лежал расколотый колосс у Родоса, пока в 977 году нуждавшийся в деньгах арабский наместник не продал его одному купцу. Купец, чтобы отвезти колосса на переплавку, разрезал его на части и нагрузил бронзой 900 верблюдов.Казалось, она навсегда исчезла в плавильных печах. Однако недавно археологи обнаружили на дне древней гавани кисть правой руки бога Солнца. Это все, что сохранилось от последнего из семи чудес света, созданных в античный период. Название: Александрийский (Фаросский) маяк Отправлено: Степанов Павел от 10 03 2012, 17:20:55 Александрийский (Фаросский) маяк Древний остров Фарос. Сегодня это мыс в пределах города Александрия в Египете.Только одно из Семи Чудес Древнего мира нёсло в себе не только архитектурную элегантность, но и практическую функцию: Александрийский Маяк. Он гарантировал для моряков безопасный возврат в Большую Гавань. Кроме того, он был самым высоким сооружением на Земле. Это последнее из классических чудес, так или иначе связанных с именем Александра Македонского Александрийский маяк. Согласитесь, плавать по Средиземному морю на утлых триремах - занятие небезопасное. Ночной шторм практически всегда означал верную гибель для суденышка, не имеющего навигационных приборов. И тогда как спаситель выступал маяк - путеводная звезда в ночной тьме. Александрийский маяк - один из самых древнейших и известнейших на Земле. Он освещал путь кораблям уже около 20 столетий назад. Система мощных зеркал обеспечивала невиданную дотоле яркость и дальность освещения. Имеющий довольно большую высоту, маяк был виден на расстоянии десятков километров. Сотни судов провожал он своим бессонным оком Александрия, основанная в 332 году до нашей эры, раскинулась в дельте Нила, на месте Египетского городка Ракотиса. Это был один из первых городов эпохи эллинизма, сооружённых по единому плану. В Александрии стоял саркофаг Александра Великого, здесь же находился мусейон - обиталище муз, центр искусств и науки. Так вот и прокладывается этимологическая ниточка от муз к современному слову "музей". Мусейон - сразу и академия наук, и общежитие для учёных, и технический центр, и школа, и величайшая в мире библиотека, в которой было до полумиллиона свитков. Страстный книжник и тщеславный человек, царь Птоломей II страдал оттого, что в библиотеке не было некоторых уникальных рукописей греческих драматургов. Он направил посольство в Афины, чтобы афиняне одолжили свитки на время, скопировать. Спесивые Афины потребовали баснословный залог - 15 талантов, почти полтонны серебра. Птоломей принял вызов. Серебро было доставлено в Афины, и пришлось скрепя сердце выполнять договор. Но Птоломей не простил такого недоверия его библиофильским наклонностям и его честному слову. Он оставил залог афинянам, а рукописи - себе. Гавань Александрии, пожалуй самая деловитая и оживлённая во всём мире, была неудобной. Нил несёт массу ила, на мелководье среди камней и мелей требуются умелые лоцманы. Чтобы обезопасить мореплавание, решено было построить маяк на острове Фарос, на подходе к Александрии. В 285 году до нашей эры остров соединили с материком дамбой, и архитектор Сострат Книдский приступил к работам. Строительство заняло всего пять лет: Александрия была передовым техническим центром и самым богатым города тогдашнего мира, к услугам строителей были громадный флот, каменоломни и достижения мусейонских академиков. Маяк получился в виде трёхэтажной башни высотой 120 метров (первый и самый опасный "соперник" египетским пирамидам). В основании он был квадратом со стороной тридцать метров, первый шестидесятиметровый этаж башни был сложен из каменных плит и поддерживал сорокаметровую восьмигранную башню, облицованную белым мрамором. На третьем этаже, в круглой, обнесённой колоннами башне, вечно горел громадный костёр, отражавшийся сложной системой зеркал. Дрова для костра доставлялись наверх по спиральной лестнице, такой пологой и широкой, что по ней на стометровую высоту въезжали повозки, запряжённые ослами. Всех, видевших маяк, приводили в восторг сделанные из позолоченной бронзы высокие стройные женские фигуры. Время от времени эти неподвижные фигуры вдруг оживали. Это были не просто статуи, а хитроумные автоматы. Одни показывали силу ветра и морских волн, передвигая большие золотые стрелки на огромных синих циферблатах. Другие, поворачиваясь, указывали направление ветра или следовали руками за движением солнца и луны. Женщины-автоматы стояли и возле больших Водяных часов - клепсидр. Они били в коки. А в туман и непогоду трубила в изогнутый золотой рог еще одна прекрасная женщина, предупреждая мореходов об опасной близости отмелей и подводных скал. История сохранила имя создателя Фаросского маяка: на одной из плит ученые обнаружили надпись "Сострат, сын Декстифона, посвятил богам-спасителям ради морей”. Надпись сохранилась благодаря находчивости архитектора - он закрыл ее слоем штукатурки, на которой написал имя правителя Египта. Маяк был и крепостью - форпостом Александрии и наблюдательным постом: с его вершины можно было разглядеть вражеский флот задолго до того, как тот приближался к городу. На башне находилось множество остроумных технических приспособлений: флюгера, астрономические приборы, часы. Александрийский (Фаросский) маяк. Располагается на мысе (в древности остров Фарос) в городе Александрия (Египет). Построен в 322 году. Начинали строить в 285 году до нашей эры. 1 этаж - 60 метров, 2 этаж - 40 метров, 3 этаж - 20 метров. Строил Сострат сын Декстифона из Книда. Использовался кроме маяка как музей и библиотека. Разрушен землетресением. Маяк был настолько великолепен, что Сострат Книдский, страшась забвения, пошёл на рискованное нарушение указов Птоломеев. В основании маяка он высек надпись: "Сострат, сын Декстифона из Книда, посвятил богам-спасителям ради мореплавателей". Надпись он прикрыл слоем штукатурки, на которой было вырезано имя Птоломея Сотера. Сострат не надеялся дожить до того времени, когда осыплется штукатурка, да и не в его интересах было узнать реакцию правителя на этот поступок. Но в будущем... Надпись Сострата видели римские путешественники. В то время маяк ещё функционировал. С падением римской империи он перестал светить, обвалилась обветшавшая за столетия верхняя башня, но долго ещё стояли стены нижнего этажа, которые разрушились от землетрясения в XIV веке. Руины древнего маяка были встроены в турецкую крепость и в ней существуют поныне. В средние века остатки подиума Александрийского маяка были встроены в турецкую крепость Кайт Бей. Сейчас она превращена в египетский военный форт. Поэтому добраться до остатков маяка невозможно даже ученым-археологам. Реконструкции Александрийского маяка немного похожи на нью-йоркский небоскрёб Эмапайр Стейтс Билдинг. Название: Статуя Зевса Олимпийского Отправлено: Трускавец Андрей от 10 03 2012, 18:13:41 Статуя Зевса Олимпийского Древний город Олимпия на западном побережье современной Греции, около 150 км. к западу от Афин. Статуя Зевса Олимпийского - единственное чудо света, оказавшееся на Европейском материке. В северо-западной части Эллады был расположен город Олимпия, слава о котором распространялась далеко за пределы страны. По преданиям, именно здесь Зевс вступил в борьбу со своим отцом, кровожадным и вероломным Кроном, который пожирал своих детей, так как оракул предсказал ему гибель от руки сына. Спасенный матерью, возмужавший Зевс одержал победу и заставил Крона отрыгнуть своих братьев и сестер. В честь этой победы были учреждены олимпийские игры, впервые состоявшиеся в 776 г. до н. э. Прошло более двух столетий, и в 456 г. до н. э. в Олимпии архитектором Либоном был построен посвященный Зевсу храм, ставший главной святыней города. Ни один из храмов Эллады не показался грекам достойным звания чуда. И, выбрав в качестве чуда Олимпию, они запомнили не храм, не святилище, а только статую, стоявшую внутри. Зевс имел к Олимпии самое прямое отношение. Каждый житель тех мест отлично помнил, что именно здесь Зевс победил кровожадного Крона, родного своего отца, который в страхе, что сыновья отнимут у него власть, принялся их пожирать. Зевс спасся также, как спасались сказочные герои всех народов: всегда найдётся добрая душа, которая пожалеет младенца. Вот и жена Крона, Рея, подсунула мужу вместо Зевса крупный камень, который тот и проглотил. Очевидно, Крон своих детей заглатывал целиком. Когда Зевс подрос и победил отца, он вызволил на волю всех своих братьев и сестёр. Аида, Афину, Посейдона... Олимпийские игры, в частности, были учреждены в честь этого события и начинались жертвоприношениями Зевсу. Главной святыней Олимпии был храм Зевса с его статуей работы великого Фидия. Фидий был знаменит не только статуей Зевса Олимпийского, но и статуей Афины в Парфеноне и рельефами на его стенах. Вместе с Периклом Фидий разработал план перестройки и украшения Афин, что, правда, дорого обошлось Фидию: враги его могущественного друга и покровителя стали врагами скульптора. Месть их была банальной и грязной, но обыватели жаждали скандала: Фидий был обвинён в том, что утаивал золото и слоновую кость при сооружении статуи Афины в Парфеноне. Слава скульптора оказалась сильнее злопыхателей. Жители Элиды внесли залог за заключённого, и афиняне сочли этот предлог достаточным, чтобы отпустить Фидия работать в Олимпию. Несколько лет Фидий оставался в Олимпии, сооружая статую - синкретическую по материалу и известную нам по описаниям и изображениям на монетах. Статуя Зевса находилась в храме, длина которого достигала 64 метров, ширина - 28, а высота внутреннего помещения была около 20 метров. Сидящий в конце зала на троне Зевс подпирал головой потолок. Обнажённый до пояса Зевс был изготовлен из дерева. Тело его покрывали пластины розоватой, тёплой слоновой кости, одежду - золотые листы, в одной руке он держал золотую статую Ники - богини победы, другой опирался на высокий жезл. Зевс был столь величествен, что, когда Фидий завершил свой труд, он подошёл к статуе, как бы плывущей над чёрным мраморным полом храма, и спросил: "Ты доволен, Зевс?" В ответ раздался удар грома, и пол у ног статуи треснул. Зевс был доволен. Перед пьедесталом, с изображением сцены рождения Афродиты, был устроен небольшой бассейн, выложенный голубым элевксинским камнем и белым мрамором. Он служил, по словам древнегреческого писателя Павсания (2 в. н. э.), для стока остатков оливкового масла, которым регулярно смазывали статую. Проникавший в двери темного храма свет, отражаясь от гладкой поверхности жидкости в бассейне, падал на золотые одежды Зевса и освещал его главу; вошедшим казалось, что сияние исходит от самого лика божества. Перед постаментом статуи пол был выстлан темно-синим элевсинским камнем, высеченный в нем бассейн для оливкового масла должен был сберегать слоновую кость от рассыхания. Остались описания кресла Зевса, которое было украшено барельефами из слоновой кости и золотыми статуями богов. Боковые стенки трона были расписаны художником Панэном, родственником и помощником Фидия. Впоследствии византийские императоры перевезли со всеми предосторожностями статую в Константинополь. Хотя они и были христианами, рука на Зевса ни у кого не поднялась. Даже христианские фанатики, враги языческой красоты, не посмели разрушить статую. Византийские императоры на первых порах дозволяли себе ценить высокое искусство. Но, к глубокому удовлетворению христианских проповедников, бог покарал своего языческого соперника, наказав тем самым сошедших с праведного пути императоров. В V веке нашей эры дворец императора Феодосия II сгорел. Деревянный колосс стал добычей огня: лишь несколько обугленных костяных пластинок да блестки расплавленного золота остались от творения Фидия. Так погибло и седьмое чудо света... Статуя Зевса Олимпийского работа Фидия. Изготовлена из дерева. Покрыта слоновью костью и золотом. Храм Зевса разрабатывался архитектором Либоном. Храм построен был в простом стиле и для украшения была созданна величественная статуя Зевса. Основание статуи имеет 6.5 метра в ширину и 1 метр в высоту. Высота статуи 13 метров. Когда от памятника не остаётся и следа, появляется соблазн (часто мотивированный) приписать его существование человеческому воображению. Подобная участь не миновала и статую Зевса, тем более что от неё не сохранилось копий. Для того чтобы убедиться, что статуя существовала и была именно такой, как описывали современники, следовало отыскать хотя бы косвенные свидетельства её создания. Уже в наше время была сделана попытка найти мастерскую Фидия. Сооружение такой статуи требовало многих лет работы, и поэтому Фидию и его многочисленным помощникам необходимо было солидное помещение. Статуя Зевса - не мраморная глыба, которую можно оставить на зиму под открытым небом. Внимание немецких археологов, проводивших раскопки в Олимпии, привлекли остатки античного здания, перестроенного в византийскую христианскую церковь. Обследовав здание, они убедились в том, что именно здесь располагалась мастерская - каменное сооружение, немногим уступавшее по размерам самому храму. В нём, в частности, нашли орудия труда скульпторов и ювелиров и остатки литейного "цеха". Но самые интересные находки сделаны по соседству с мастерской - в яме, куда в течение многих сотен лет мастера сбрасывали отходы и отбракованные детали статуй. Там удалось отыскать отлитые формы тоги Зевса, множество пластин слоновой кости, сколы полудрагоценных камней, бронзовые и железные гвозди - в общем, полное и бесспорное подтверждение тому, что именно в этой мастерской Фидий изготовил статую Зевса, причём именно такую, как рассказывали древние. И в довершение всех доказательств в груде отбросов археологи нашли и донышко кувшина, на котором были выцарапаны слова: "Принадлежу Фидию". Можно подумать, что рок был особенно немилостив именно к чудесам света, судьба которых сложилась столь трагически. Это не так. Груды мусора, высоченные холмы, поднимающиеся на Ближнем Востоке, в Средней Азии, в Индии, Китае, - следы существовавших там некогда и полностью исчезнувших с лица земли городов, от которых не осталось ни одного дома или храма, а зачастую и названия. Каждый год приносит известия о новых замечательных открытиях археологов, как правило несущих в себе и нотку печали. Настенные росписи в Пенджикенте рассказали о дворце в этом городе, которого никто никогда не увидит; статуя лежащего Будды, открытая в Средней Азии, поведала о многих буддийских храмах, от которых не осталось и следа; львиные капители колонн и остатки массивных алтарей в городе-храме, найденном в Колхиде, повествуют о зданиях и скульптурах, погибших безвозвратно... В первом столетии римский император Калигула попытался переместить статую в Рим. Тем не менее, его попытка потерпела неудачу. После того, как Олимпийские Игры были запрещены в 391 году императором Феодосием, храм был закрыт. Олимпию и далее подстерегали неудачи - землетрясения, обвалы, пожары и наводнения, вследствии этого храм был значительно поврежден. Раньше этого статуя была перемещена богатыми греками в дворец Константинополя. Там она сохранялась, пока не была уничтожена серьезным пожаром в 462 году. Сегодня от статуи осталась только пыль... Были сделаны копии статуи, включая большой прототип в Курене (Ливия). Ни одна из них, тем не менее, не сохранилась до сегодняшнего дня. Ранние реконструкции как например, Эрлаха , как теперь полагают, являются неточными. Если свести воедино все выдающиеся памятники древности, окажется, что вряд ли один из ста дожил до наших дней. К счастью, это никогда не удерживало людей от новых попыток построить, вылепить, вытесать, нарисовать - выразить себя и своё время в высоком искусстве. И то немногое, что сохранилось до наших дней, даёт возможность представить себе искусство Востока, даёт нам право гордиться великими мастерами прошлого, где бы они не творили - в Индии, Сирии, Японии, Бирме, Эфиопии... |