ГЕРМЕТИЧЕСКИЕ ТЕКСТЫ ПО АСТРОЛОГИИ И АСТРОМАГИИ
СВИДЕТЕЛЬСТВА ОБ АСТРОЛОГИЧЕСКОМ ГЕРМЕТИЗМЕ*
Возможно, что, прибыв из Халдеи, астрология проникла в Египет во времена, когда эта страна пребывала под персидским господством. Возможно также, и даже весьма вероятно, что поначалу в Египте это халдейское искусство предсказания практиковалось в храмах. Согласно Геродоту (II, 82), египетские жрецы умели предсказывать судьбу человека по дню его рождения. Система Тридцати шести Гороскопов или Деканов, несколько сомнительная в классической астрологии (Птолемей о ней не упоминает), несомненно, является египетской; египетский год был разделен на 36 декад, которыми управляли именно эти 36 деканов, 'управителей времени (хронократорэс)'. Также к египетской традиции восходит метод катархай, 'основанный на системе хронократии, то есть вере в господство и преобладающее влияние звезды, являющейся в данный момент управителем отрезка времени''. Зададим себе вопрос: какова же была роль Гермеса Трисмегиста в этой диффузии астрологии в Египте? Или, чтобы лучше выразиться, поскольку Гермес-Тот рассматривался как изобретатель письменности и автор первых книг, каково было содержание астрологических книг, приписываемых Гермесу, и к какому времени восходят эти произведения?
Что касается времени, то, правду говоря, античные свидетельства не очень ясны: следовало бы подождать. Но в общем Гермеса считают одним из древних авторов, одим из палаши или архайой. Часто он ставится в один ряд со жрецом Петосирисом и фараоном Нехепсо, не менее легендарными авторами астрологического сборника II века до н.э. В посвящении Пятой книги 'Апотелесматика', приписываемой Манефону, о Гермесе, изобретателе астрологии, сказано, что у него не было равных, кроме Петосириса*2. В одном месте своего 'Mathesis' Фирмик Матери (IV век н.э.) объявляет, что он перевел все, 'что Гермес и Анубис (hanubius, chnubisf) открыли Асклепию, все, что Петосирис и Нехепсо изложили в деталях, все, что произвели Авраам, Орфей и Критодем, как и другие ученые астрологи'*3. Это постояная традиция: автор краткого изложения астрологических книг, писавший после VI века, говорит, что Птолемей выше всех своих предшественников, то есть Нехепсо, Петосириса, Гермеса и всех им подобных*4.
Но часто идут еще дальше: считают Гермеса корифеем, чьей доктрине все остальные только следуют. Астролог Гефест из Феб (во времена правления Феодосия) объявляет, что.знаменитый Нехепсо (-Петосирис)' черпал в 'Сальмесхойниаках', по-видимому, более древних, чем Нехепсо- Oernqhphq*5. Ямвлих говорит, что 'Сальмесхойниака' содержат лишь малую часть доктрины трактатов Гермеса. Относительно 'темы (гороскопа) мира'*6 Фирмик Матерн сообщает нам о двойной традиции того же типа: 'Вот какова есть тема (гороскоп) мира согласно Петосирису и Нехепсо, которые наследуют Асклепию и Анубису, которым всемогущее божество Гермес открыло секреты этой науки'*7. Это опять передача двух ступеней, где Гермес стоит во главе, как показывает папирус salt 138 г. н.э*8. Этот короткий фрагмент о планетах под названием 'Семь Богов' начинается так: 'Изучив много книг в традиции, пришедшей к нам от древних мудрецов, я хочу воспользоваться здесь книгами халдеев и Петосириса, но особенно царя Нехеус (Нехепсо), ибо они основали свое учение, заимствуя его у нашего господина Гермеса и у Асклепия, который есть Имуфес, сын Гефеста (Птаха)...' Для других Гермес является просто первым, без уточнения 'отцовско-родительских отношений' систем. Манилий, спрашивая себя (1, 25- 26), кто из смертных был первый посвящен в таинства неба по милости богов, приводит Гермеса как первого и автора такого святого посвящения: 'Tu princeps auctorque sacri, Cyllenie, tanti' (1, 30). У анонимного автора, писавшего в 379 г. н.э., читаем: 'Наши египетские предки упоминали об этих вещах и написали о них: первый среди них был Гермес, и он обсуждал в своих 'Апотелесмата (влияния) космика' галактический (эпитоле) восход Пса'*9. Юлиан из Лаодикии (V век) приписывает Гермесу доктрину зодиакальных знаков и деканов, которые использовали более поздние писатели*10.
Что касается знания того, откуда сам Гермес получил свою науку, традиция отвечает, что от Бога. Псевдо-Манефон (V (IV) v. 4) говорит только, что к нему было благосклонно особое провидение небесных звезд. Позже более открыто говорили о божественном откровении, как случилось с Петосирисом-Нехепсо. В анонимном трактате о пионе (paeonia), происходящем от герметического трактата об астрологической ботанике, мы читаем': 'Это Бог сообщил Гермесу, что это священное растение излечивает недуги и помогает смертным в жизни, и мы находим его в священных книгах египтян'. Также в греческом переводе фрагмента Апомасара*12 мы встречаем это любопытное заявление, взятое из 'Таинств' самого Апомасара': 'Мы читаем в трактате Гермеса Трисмегиста*14: 'Я говорил Зевсу, и Зевс говорил мне'. Что думать об этих словах? То, что Гермес написал это для того, чтобы, по причине удобства, он обучил и повел своих учеников с помощью примеров, чтобы они познали природу Зевса'.
Учения Гермеса, чаще всего цитируемые астрологами времен империи, касаются знаков зодиака и деканов, системы 'мест' (франц. lеих'. домов?) и 'судеб' (франц. sorts'. жребиев?!)', а также астрологической медицины (йатроматематики). Именно в связи с 'темой мира', то есть обителей, закрепленных за планетами в знаках зодиака при рождении мира, Фирмик Матерн*15 говорит о герметическом откровении, переданном Нехепсо-Петосирису Асклепием и @msahqnl. Анониму с 379 г. известна книга Гермеса, в которой деканы предстают в отношении с болезнью: 'Когда Сатурн и Марс в правом (эпифеорэсэ) аспекте к Луне, а Солнце находится в этих местах (домах?) ... те, кто рождаются в это время, неизбежно имеют болезни глаз, если ни Юпитер, ни Венера не пребывают в правом аспекте к ответственным звездам или местам (углам? Верхушкам или управителям домов?) и деканам, таким, какими мы их поместили в нашу таблицу (гороскоп?) согласно тому, что содержит в себе книга Гермеса, в которой он обширно изложил врачебную астрологию'*16. По свидетельству Юлиана из Лаодикии, 'Гермес Трисмегист и те, кто им воспользовался, научили нас знакам зодиака, природе и энергии каждого из них; кроме того, при желании получить фигуру деканов мы не допустим ошибок, обращаясь к тому же автору'*17. Павел Александрийский (во времена Гратиана и Феодосия) перечисляет, по герметической книге 'Панаретос' ('Превосходный'), семь 'судеб', соответствующих семи планетам*18, а в своем комментарии Павла Александрийского Гелиодор (около 500 г. н.э.) пишет: 'Нужно знать, что Гермес Трисмегист говорил об этих судьбах в книге под названием 'Панаретос', в которой он открывает также влияния (апотелесмата) этих судеб, благодаря которым можно, без посторонней помощи, предвидеть все будущее без необходимости прочих исследований: этот божественный человек (Гермес) учил, что существуют семь судеб согласно числу семи планет, и он назвал...'*19. В анонимном фрагменте о хлепой Гермес назван открывателем этой доктрины*20. Так же парижский конспект упоминает о герметической работе о додекатемориях*21. Наконец, средние века принесли Гермесу большое количество сочинений по астрологии и оккультным наукам*22. В большей или меньшей степени происходящие от арабов и, несомненно, в большинстве апокрифические, эти произведения должны быть тщательно изучены, и только после этого можно говорить, греческого ли они происхождения или, по крайней мере, содержат ли они что-либо традиционное. Эта интереснейшая работа выходит, разумеется, за рамки этой книги. Приведем только пример
Альберта Великого, который в своем 'Speculum astronomicum'*23 приводит определенное количество астрологических книг Гермеса: 'Liber imaginum или Praestigiorum'*24, книга 'De quibusdam medicinis in coniunctionibus planetarum' - о медицинских следствиях планетных соединений', и другая, 'De quatuor confectionibus', о поимке животных и птиц*26, наконец, книга Гермеса к Аристотелю*27. А. Фестюжьер
КНИГА ГЕРМЕСА*28
1) Альдебаран - двадцатый градус Быка [+ 20) - Альфа Быка - рубин молочай - бог или сражающийся человек.
2) Альхорая ('Трактат Еноха': Глота, Плеяды или Капелла) - второй Быка - Эта Быка - хрусталь - укроп - лампа или девушка.
3) Капут Алголь (Голова Чудовища?) - 19 Быка [+
– Бета Персея (Алголь) - алмаз - морозник - мужская голова с длинной бородой и кровью на шее.
4) Альхайот - 13 Близнецов [+ 4) - Бета Ор... Следующая страница »
...иона (Ригель) - сапфир шандра - человек, готовый дать концерт на инструменте.
5) Альхабор - 4 Рака [+ 10) - Альфа Большого Пса (Сириус) - берилл казацкий можжевельник - заяц или красивая девушка.
6) Альгомейса - 15 Рака [+ 9) - Альфа Малого Пса (Процион) - агат первоцвет (примула) - петух или три девушки.
7) Кор Леонис (лат. Львиное Сердце) - 19 Льва [+11) – Альфа Льва (Регулус) - гранат - чистотел - кот, или лев, или сидящий сановник.
Ала Корви (лат. Крыло Ворона) - 3 Весов - Гамма или Дельта Ворона оникс - английский шпинат - ворон, или голубь ('Трактат Еноха': змея), или негр с черной набедренной повязкой.
9) Альхимех Алаазель - 13 Весов [+11) - Альфа Девы (Спика) - изумруд шалфей - птица или человек, несущий товар на продажу.
10) Альхимех Абрамех - 16 Весов [+ 9) - Альфа Волопаса (Арктур) - яшма - подорожник - танцующий или играющий человек, конь или человек.
11)Бененайс - 21 Весов - Эта Большой Медведицы - магний - цикорий бык, или теленок, или человек в глубоких раздумьях.
12)Альфека ('Трактат Еноха': Альфета) - 1 Скорпиона [+ 12) - Альфа Северной Короны (Гемма) - топаз - розмарин - человек в короне или курица.
13) Кор Скорпионис (лат. Сердце Скорпиона) – Альфа Скорпиона (Антарес) - сардоникс или аметист - кирказон - человек в панцире с мечом в руке.
14) Вультур Каденс ('Трактат Еноха': Ботеркадент) – 3 Скорпиона [+13) - Альфа Лиры (Вега) - хризолит – садовый чабер - ястреб, или курица, или человек, готовый отправиться в дорогу.
15) Кауда Каприкорни (лат. Хвост Козерога) - 2 Водолея [+
22) - Гамма, Дельта, Мю Козерога - халцедон - майоран - олень ('Трактат Еноха': коза), или козел, или разгневанный человек.
СВЯЩЕННАЯ КНИГА ГЕРМЕСА АСКЛЕПИЮ*29
'Гермес Асклепию: книга, называемая священной: Я представил тебе формы и фигуры тридцати шести деканов, принадлежащих знакам зодиака, и я показал, как нужно вычеканить каждый из них и использовать между гороскопом, Добрым Демоном*30 и домом. ..(?)*31 Если ты сделаешь это кольцо и будешь его носить, то ты овладеешь могущественным талисманом: ибо все воздействия, направленные на человека посредством влияния звезд, излечиваются этими деканами (тоутоис: предметами). Если ты уважишь каждого из них посредством его камня и его растения, а кроме того, и его формой, то ты овладеешь могущественным талисманом. Ибо ничего не происходит без расположения к этому деканов, ибо они охватывают Вселенную. Зодиакальный круг в своем воплощении (эдзерхетай) составлен согласно частям и членам мира: вот как он распределяется на части.
Овен есть голова мира, Бык - шея, Близнецы - плечи, Рак - грудь, Лев лопатки, сердце и бока, Дева - живот, Весы - ягодицы, Скорпион лобок, Стрелец - бедра, Козерог - колени, Водолей - голени, Рыбы стопы. Таким образом, каждый знак зодиака имеет власть над своей частью и осуществляет на эту часть определенное влияние, и если ты хочешь избежать страдания, вызванного деканом, то вычекань на камнях формы и фигуры самих деканов и, поместив затем сверху (этого камня) растение каждого декана и его форму и сделав из этого талисман, носи его как могущественную и счастливую помощь для твоего тела.
Овен.
Первый декан. Он носит имя хенлахори и имеет представленную*32 форму: у него лицо маленького ребенка, его руки подняты вверх, над своей головой он держит жезл, его ноги закутаны в коленях. Он господствует над воздействиями на голову. Вычекань его на пористом вавилонском камне, помести сверху растение isophrin, установи это в железном кольце и носи. Остерегайся употреблять в пищу голову хряка. Так ты приобретешь благосклонность каждого декана, вычеканив его на его камне и с его именем.'
Второй декан. Виски, ноздри (и все их недуги) – мясо журавля.
Третий декан. Уши, язычок и зубы - внутренности барана.
Бык.
Первый декан. Затылок - морской угорь.
Второй декан. Миндалины и горло - угорь.
Третий декан. Рот и гортань - угорь.
Близнецы.
Первый декан. Концы плеч – электрический скат.
Второй декан. Руки (от плеч до кистей) - скар (рыба попугай).
Третий декан. Кисти - мясо вепря.
Рак.
Первый декан. Бока - желудок белой свиньи.
Второй декан. Легкие - вся пища, тронутая собакой.
Третий декан. Селезенка - (блюдо отсутствует, но текст добавляет: 'счастливое содействие'). Лев.
Первый декан. Сердце - воробьиные яйца.
Второй декан. Лопатки - бобы.
Третий декан. Печень - тунец. Дева. Первый декан. Живот -
печень белой свиньи.
Второй декан. Кишечник - мясо журавля.
Третий декан. Пупок - внутренности жеребенка и мясо медведя.
Весы.
Первый декан. Заднепроходное отверстие - селезень и горький миндаль.
Второй декан. Мочеиспускательный канал, мочевые сосуды и
пути тутовые ягоды.
Третий декан. Анус (геморроиды, затвердения, трещины) - свиной окорок и сельдерей. Скорпион.
Первый декан. Отверстие мужского члена (боли, сибиреязвенные язвы и bnqo`kemh - (отсутствие блюда).
Второй декан. Гениталии (карбункул и телесные наросты) - (отсутствие блюда).
Третий декан. Яички (флегмоны в одном или обоих яичках) - яички.
Стрелец.
Первый декан. Бедра (опухоли, называемые бубонами) - водные курицы с красными клювами и голенями.
Второй декан. Кость (переломы) - морские горлицы.
Третий декан. Бедра (боли и язвы) - куриный мозг.
Козерог.
Первый декан. Колени - угорь.
Второй декан. Суставы - мурена.
Третий декан. Те же органы и болезни, что и во втором декане - раки.
Водолей.
Первый декан. Большие берцовые кости (нарывы и язвы) - хлеб из проса, который ели мухи.
Второй декан. Колени и жир бедер - свиной окорок.
Третий декан. Те же органы и болезни - ослиное мясо.
Рыбы.
Первый декан. Стопы (нарывы) - мясо львицы.
Второй декан. (Отсутствие органа) - печень барана.
Третий декан. (Отсутствие органа) - голова козы (в манускрипте vindobon: не садиться на землю).