Максимум Online сегодня: 598 человек.
Максимум Online за все время: 4395 человек.
(рекорд посещаемости был 29 12 2022, 01:22:53)


Всего на сайте: 24816 статей в более чем 1761 темах,
а также 311014 участников.


Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Вам не пришло письмо с кодом активации?

 

Сегодня: 30 01 2023, 16:55:46

Мы АКТИВИСТЫ И ПОСЕТИТЕЛИ ЦЕНТРА "АДОНАИ", кому помогли решить свои проблемы и кто теперь готов помочь другим, открываем этот сайт, чтобы все желающие, кто знает работу Центра "Адонаи" и его лидера Константина Адонаи, кто может отдать свой ГОЛОС В ПОДДЕРЖКУ Центра, могли здесь рассказать о том, что знают; пообщаться со всеми, кого интересуют вопросы эзотерики, духовных практик, биоэнергетики и, непосредственно "АДОНАИ" или иных центров, салонов или специалистов, практикующим по данным направлениям.

Страниц: 1 2 | Вниз

Опубликовано : 03 11 2010, 23:06:02 ( ссылка на этот ответ )

Всем Привет, у меня сегодня с утра невероятно мистическое настроение, и я решила поделиться с вами потрясающей историей о древнем мистческом учении - каббале))

Я давно увлекаюсь каббалой ( я хоть и женщина, но всё ж  Богиня - мне сам Бог велел ),
божественная практика!!!

Давайте поразмышляем над некоторыми ортодоксальными вопросами традиционного взгляда на Иудаизм как одну из самых древних духовных концепций и её связь с магией.
Попробуем порефлексировать на следующую тему:


Сохранились ли в  религиозной практике иудаизма
элементы оккультных обрядов?


Kогда мировые средства массовой информации, как об экзотической диковине, сообщили о каббалистическом проклятье, наложенном неким израильским раввином на премьер-министра Израиля Шарона, в результате которого он должен был умереть в течение 30 дней, то при всём понимании политической ангажированности этого театрального действа (древние заклинания, произнесенные ночью на кладбище) возник вопрос о том, сохранились ли в иудаизме элементы магии и присутствуют ли в нашей религиозной практике элементы волшебства, ворожбы, оккультных обрядов?

Казалось бы, библейские источники здесь недвусмысленны: всякая магия сурово осуждается как противоречащая вере во всемогущество единого Бога, воля которого неподвластна человеку. Управление сверхъестественными силами, подчинение и использование их в своих интересах, что, собственно, и является содержанием магии, несовместимы с принципом иудейского монотеизма. Колдовство приравнивается к неповиновению воле Божьей, и потому Библия повелевает предать смерти ворожею, вызывающую мертвых, или колдуна, приравнивая их грех к кровосмешению или скотоложеству. В книге Исхода происходит противопоставление Моисея и Аарона мудрецам и чародеям Египта, иллюстрируется различие между, казалось бы, тождественными актами тех и других. Помните, как Аарон по велению Божьему бросил жезл свой перед фараоном и жезл тот сделался змеей? То же самое сделали волхвы египетские, но змея, в которую превратился посох Аарона, пожирает змей, созданных египетскими магами. И тем самым демонстрируется превосходство Божьего чуда над чародейством. Да и пророки неоднократно выступают по этому поводу: Исайя говорит о тщете и бесплодности волшебства, Иеремия предостерегает от следования примеру народов, боящихся знамений небесных.

Все это так, но уже само настойчивое присутствие этой темы в Библии говорит о ее актуальности, о непреодоленности магической практики, которую не удается искоренить ни царям, ни пророкам. В основе такой практики лежит представление о мире как о сфере действия неких таинственных сил, которые могут быть как враждебны, так и благосклонны к человеку. И в первобытных культурах вообще трудно провести различие между магией и религией. Естественно, что религия Израиля развивалась в культурной среде, проникнутой магическими представлениями и, несмотря на религиозные запреты и суровое осуждение духовными вождями нации, эти магические действия имели довольно широкое распространение на протяжении всей истории еврейства.

Всевозможные суеверия, магические формулы, заклинания играли немаловажную роль в жизни простого иудея. Была распространена вера в то, что можно творить чудеса неизреченным именем Бога. К числу таких чудотворцев уже в XVIII веке принадлежал и основатель хасидизма Бешт – Баал шем тов – владетель имени Бога, который практиковал как народный врач, излечивающий с помощью амулетов и других магических средств. Несмотря на категорическое запрещение Мишны лечить раны заговорами, это делалось – с некоторыми оговорками. При болезнях глаз считалось возможным исцеление с помощь заговора или плевка. Широко распространено было также лечение с помощью амулетов, которые также предохраняли от всякого зла. В древности источником тайных целебных средств считалась книга Соломона. В cредние века распространялась «Книга тайн» ангела Разиеля, содержащая наряду с антропоморфными представлениями о Боге, ряд формул колдовства и надписей для амулетов.

Элементы магических представлений сохранились и в канонических религиозных ритуалах иудаизма. К таким элементам можно отнести ритуал каппарот, выполняемый в вечер, предшествующий началу Йом-Кипур. Этот обряд состоит в том, что мужчина или женщина вращает над головой петуха или курицу, приговаривая при этом: «Это моя замена, это мое возмещение, это мое искупление. Это петух обречен на смерть, а я – на добрую, долгую жизнь и покой». Таким образом, считается, что смерть или бедствия, сужденные человеку за грехи, символически переносятся на домашнюю птицу. Некоторые духовные учителя иудаизма выступали против каппарот, усматривая в нем языческое суеверие. С другой стороны, видные каббалисты наделяли этот ритуал мистическим смыслом, в результате чего он стал настолько популярным в широких массах, что многие раввины примирились с ним и даже признали его обязательным.

Вообще, надо сказать, что в разные времена духовные лидеры нации шли на компромисс с народными настроениями и верованиями, не проявляя достаточной жесткости в борьбе с суевериями и даже подчас признавая их, включая в ритуал. Такой «популизм» проявляли даже вавилонские гаоны, являвшиеся высшими религиозными авторитетами в иудейском мире в конце первого тысячелетия.

Пожалуй, только Маймонид проявлял здесь принципиальность и бескомпромиссность. Когда на рубеже первого и второго тысячелетия начала распространяться практическая каббала, использовавшая всевозможные магические методы, он резко и недвусмысленно выступил против этого течения, обвиняя его адептов в распространении идолопоклоннических идей. Не следует думать, говорил Маймонид в трактате «Об идолопоклонстве», что в чародействе заключается какой-либо смысл и что оно запрещено только иудеям: «Все это выдумали идолопоклоннические обманщики народа для того, чтобы держать его в темноте. Иудеям как людям умным неприлично относиться серьезно к такой глупости. Если бы в этих вещах был какой-нибудь смысл, Тора не запретила бы их».

Как вам нравится это рассуждение об обманщиках, которые стремятся держать народ в темноте? Лексика советской антирелигиозной пропаганды. Если же говорить серьезно, то рационализм Маймонида (а ведь в идеологии советизма воплотился рационализм, доведенный до крайности, до абсурда), противостоящего иррациональным мистическим течениям иудейской религиозной мысли должен был подвигнуть этого великого философа именно на такое восприятие магии. И характерно, что его современник и идейный противник, другой великий религиозный авторитет – Нахманид – верил в действие колдовства. «Это вещи, которые мы видим собственными глазами и отрицать которые мы не в состоянии», – писал он.

Свое развитие и углубление магическая практика нашла в так называемой практической каббале, о чем упоминалось выше. И тут важно отдавать себе отчет в различии философского еврейского мистицизма, изучающего природу духовного мира, его отношения с миром физическим и то место, которое в обоих мирах занимает человек, от мистики практической, которая стремится овладеть энергией, вырванной у духовного мира с тем, чтобы производить чудеса в материальном мире. Если философская или, как еще называют, теоретическая, умозрительная каббала представляет собой учение о Божестве и происхождении мира из этого Божества, о взаимодействии человека и Бога, то практическая каббала представляет собой род магии, целью которой является воздействие на высшие миры с помощью сосредоточенного созерцания тайного смысла имени Бога, особых молитв, буквенных формул и амулетов.

«Сфера деятельности практической каббалы, – пишет исследователь еврейской мистики Гершом Шолем,– это прежде всего «белая магия», или магия с чистыми намерениями, особенно если практика совершается с использованием священных эзотерических имен Бога или ангелов, манипуляции с которыми могут повлиять на физический мир не в меньшей степени, нежели на духовный. Такие магические операции не считались в каббале невозможными и не подвергались полному и категорическому запрещению… В любом случае их позволено совершать лишь наиболее искусным в этой области людям, да и то не ради собственной выгоды, но лишь в момент опасности или ради нужд общины. Если же кто-либо всё же пытался совершать такие действия самовольно, он подвергал свое тело и душу серьезному риску».

Но, пишет далее Шолем, формальные критерии, выработанные каббалистами для определения границ допустимого применения магии, часто нарушались и вообще были весьма зыбкими, что привело в практической каббале к достаточно благосклонному отношению к «черной» магии – то есть магии, целью которой было причинение вреда другому человеку или использование «нечестивых имен» различных темных демонических сил.

Черная магия охватывала широкую область демонологии и разнообразных видов колдовства, направленных на разрушение естественного миропорядка. Деятельность такого рода рассматривалась как восстание человека против Бога и дерзкую попытку поставить себя на его место.

Тем не менее противодействие сторонников умозрительной каббалы не могло воспрепятствовать появлению массы практических предписаний в каббалистической литературе. В ней можно обнаружить описания всевозможных амулетов, заклинаний для призывания демонов и всевозможных формул, используемых для разных целей – сокращения времени в пути, отыскания сокрытых сокровищ, неуязвимости перед лицом врагов. В сборниках такого рода нередко используются и нееврейские элементы, взятые из арабской демонологии, германского и славянского колдовства.

Всё это способствовало распространению в средние века представления об иудее, как о могущественном колдуне. Естественно, различие между дозволенными и недозволенными приемами магической практики в каббале никого не интересовали. Отголоски подобных представлений проскальзывают и в позднейшей художественной литературе. Помните, в «Еврее Зюссе» Фейхтвангера образ рабби Габриэля – таинственного каббалиста и предсказателя будущего? Между тем среди великих учителей практической каббалы были такие значительные фигуры еврейской духовной жизни как Иегуда Хасид, Иосиф Гикатила, Бешт.

Существует ли практическая каббала в наше время? Судя по отдельным отголоскам в разной литературе, существует. Но, скорее всего, в виде эзотерического течения духовной жизни иудеев. Иногда узнаешь, что раввинов, использующих практическую каббалу, почти не осталось. И вместе с тем вам советуют, если вы посетите такого рава, попросить у него благословения. Ведь благословение, которое дано с надлежащими мыслями о Божественных именах – огромная сила. Просить ли у него амулет – магический текст, написанный на бумаге, пергаменте или на металле, который предохранит вас от болезни или дурного глаза? Отношение великих раввинов к амулетам всегда было неоднозначным. Главная помощь проистекает из молитвы Всевышнему, считали они. И вообще, каббала, в том числе и практическая, обращается непосредственно к Богу, а не ангелам или к каким-либо другим силам. Этим-то она отличается от колдовства.


Последнее редактирование: 12 12 2011, 23:15:45 от Administrator

 

 

Ответ #1: 07 02 2012, 14:26:51 ( ссылка на этот ответ )

Книга Зоар - книга Сияния

Книга Зоар – это основная книга в каббалистической литературе. В переводе с иврита Зоар означает “Сияние, Высший Свет, исходящий от Творца”. Это тот Свет, который Творец посылает каждому из нас и тот Свет, без которого существование всего живого не представляется возможным. Посылая нам свет, Творец направляет нас и помогает нам в духовных исканиях, а наша задача и наш труд – пропустить этот свет через себя, открыться ему, не концентрируясь на своих внутренних эгоистических желаниях и пытаясь исправить свою жизнь не ради приобретения земных благ, а ради самого Творца. Именно этот, Высший Свет и дает нам наибольшее духовное наслаждение, которое мы можем испытать в этой жизни.
Насколько мне дано понять, речь здесь идет о положительных зарядах энергии, посылаемых человеку из Космоса. Так как наука уже давно доказала существование таких потоков энергии, отнести книгу Зоар к разряду экзотерической литературы вряд ли возможно.

Книгу Зоар также нельзя отнести к религиозной иудейской литературе. Собственно говоря, это и философское и научное произведение, рассматривающее глобальные мировые проблемы и повествующее о глобальных человеческих ценностях.

Книга Зоар написана на арамейском языке. Арамейский язык относится к северо-западной группе семитских языков. В целом, он близок к ивриту, хотя и на лексическом, и на фонетическом уровне есть достаточно много различий. Поэтому, даже если вы неплохо знаете современный иврит, прочитать Книгу Зоар в оригинале у вас вряд ли получится. Самое большее, на что можно рассчитывать человеку, только начинающему изучать Каббалу – это чтение книги в хорошем переводе на родной язык. К счастью, такой перевод на русский язык существует. Его сделали Ярослав Ратушной и Петр (не уверена, что точно не помню имя) Шаповал. Честь им и хвала! А блестящие комментарии к книге Зоар написал и ныне здравствующий Михаель Лайтман. Кстати, в Интернете есть его русскоязычный сайт, где он проводит интереснейшие и бесплатные семинары, посвященные изучению книги Зоар. Честь и хвала ему тоже!

У книги Зоар очень сложная структура. Она состоит из 27 частей, каждая из которых рассматривает определенный круг вопросов. Очень интересна, на мой взгляд часть Идра Раба (Большое заседание). Она построена в форме диалога между мудрецом Рашби и его учениками. Ученики задают вопросы, а учитель отвечает на них. Если вы хотите поразмышлять об устройстве и структуре мира, о божественном начале в каждом из нас, о поисках, в которых постоянно пребывает наша душа, попробуйте почитать эту часть. Только не надо в конце умирать от восторга, как это случилось с некоторыми из учеников Рашби.

Я, конечно, шучу. Вообще, желательно начинать изучение книги Зоар с первой, основной части. А еще лучше – с комментариев М. Лайтмана. Дело в том, что язык книги Зоар, как и язык Каббалы, метафоричен и витиеват. Его еще называют “язык ветвей”, так как наши познания и наша духовная сущность постоянно стремятся ввысь, словно ветви дерева. Чем выше мы поднимаемся в своих исканиях, тем глубже мы понимаем суть вещей. И слова, как и вещи начинаю приобретать для нас совершенно другое, отличное от первоначального значение. Поэтому, не зная основных терминов Каббалы, не понимая, в каком значении используется то или иное слово, практически невозможно понять и суть учения, изложенного в книге Зоар. Исходя из вышесказанного, первое, что я советую вам сделать, - это изучить основные понятия, используемые в книге Зоар и значения слов, которые встречаются там наиболее часто и, конечно, постараться понять, что такое Высший Свет и какое влияние он оказывает на нашу жизнь.

 

 

Ответ #2: 07 02 2012, 16:25:59 ( ссылка на этот ответ )

Каббала, Единое Знание и Пирамиды

На мой взгляд, каждая из основополагающих мировых религий (индуизм, иудаизм, христианство и ислам) – это части Единого Знания, которое изначально Творец предполагал дать человеку.

Что-то случилось, и эта цельная система знаний о Вселенной распалась (или была искусственно разделена) на несколько частей (религий), которые, несмотря на схожие системы моральных норм и духовных ценностей, начали исступленно враждовать между собой.

Вообще, свидетельств того, что древние люди обладали Единым Абсолютным Знанием достаточно много. Лично для меня – одно из самых ярких доказательств существования Вечного Единого Знания являются пирамиды. Не только египетские, все хорошо известные, такие, как пирамида Хеопса, но и кристаллические пирамиды, покоящиеся на дне Бермудского треугольника, странные сооружения, обладающие очень сильной энергетикой, и пирамиды Майя в Северной Америке, и, в конце концов, древние пирамиды в Крыму. Возникает естественный вопрос: как люди, живущие в разных частях света, не имеющие никаких средств связи, никакой специальной техники ( насколько нам это известно) смогли относительно в один и тот же период времени, не договариваясь, возвести такие огромные и величественные сооружения? Более того, по форме похожие друг на друга, как сиамские близнецы. Был бы еще это квадрат или прямоугольник, простая геометрическая форма, но пирамида, которой практически все религии, мистические и эзотерические учения приписывают поистине магические свойства!

А как объяснить то, что все пирамиды построены исходя из принципа «золотого сечения»? Откуда это знали древние люди? И не просто построены, а, насколько определили ученые, возводились по направлению от вершины к основанию, сверху вниз! Представляете, как это вообще технически можно было осуществить? Я лично – нет. Не обладая Абсолютным Знанием – это сделать нереально.

А теперь посмотрите, что происходит. По Каббале дорога к Творцу состоит из 125 ступеней. На низшей ступени находятся все, рожденные на Земле. Это – основа духовной пирамиды. Ее четыре грани, мне кажется, они соответствуют 4 сторонам света (разные нации, религии, народы, соответственно). Постепенно люди, духовно совершенствуясь, с разных сторон поднимаются по ступеням одной и той же невидимой лестницы вверх – пирамида сужается, так как часть людей, которая не в состоянии преодолеть сложностей восхождения, остается на определенном уровне, формируя тело пирамиды. Избранные же продолжают дорогу вверх, постепенно приближаясь к Единому Знанию и пониманию Тайн Мироздания. Как известно, верхние уровни недоступны практически никому из смертных (так же, кстати, и как Высшие Миры по индуизму). На вершине – Творец, который и взирает на восхождение к нему людей, постоянно оберегая и направляя их на правильный путь. Если принять на веру то, что Пирамиды строили сверху вниз, все становится на свои места – конечно же, этот мир создал Творец, посылая сверху мощные потоки энергии абсолютного знания.

Таким образом, для меня пирамида – это физическое, материальное воплощение и проекция Единого Знания и подтверждение того, что оно действительно существует. Еще одним подтверждением этому, на мой взгляд, является и теория интеррелигии, единой религии, которую великолепно изложил Даниил Андреев в своем труде «Роза мира». Это, как я думаю, самая фундаментальная попытка собрать все религии воедино и вернуться к Единому Абсолютному Знанию, которое и лежит в основе всего сущего.
Помоги хоть сто раз – всё равно забудут…. Откажи хоть раз – запомнят навсегда!!!

 

 

Ответ #3: 07 02 2012, 17:27:05 ( ссылка на этот ответ )

Почему каббалисты носят красную нить на левом запястье?

Честно говоря, отличить человека, который занимается Каббалой внешне практически невозможно. Ведь Каббала – это не религиозное течение, это, наука, философия и психология, органично соединенные друг с другом. Но, все же, есть один признак, который указывает на то, что перед вами не обычный человек, а каббалист – это красная нить, которую каббалисты носят на левом запястье.

Что же это за нить и для чего ее одевают? По Каббале, нас окружают потоки не только положительной, но и отрицательной энергии. Собственно говоря, красная нить защищает нас от дурного глаза и порчи, которую на нас могут навести не очень хорошие и добрые люди.

А откуда пошла традиция носить именно красную нить?
В древние времена красной нитью оборачивали гробницу Рахили, захороненной в земле Израиля. У еврейского народа Рахиль считается женщиной –Матриархом, одной из прародительниц иудейского рода. Каббалисты считают, что Рахиль представляет физический мир, и ее главная цель – защитить своих детей (нас с вами от зла и ненависти). Поэтому, чтобы получить наиболее мощную защиту, длинную нить, которой была обернута гробница, было принято разрезать на мелкие кусочки и надевать на левое запястье. Почему именно на левое? Потому что, левая рука по Каббале отражает получающую сторону души и тела. Именно через левую руку мы получаем мощные потоки энергии (Высший Свет), который и защищает нас от дурного влияния и сглаза.

Но красную нить надо еще уметь носить. Пусть ее завяжет у вас на руке кто-то, кто вас любит, и кого вы любите. Завязывать нить надо семью узлами, не плотно, нить не должна сжимать вашу руку. А после того, как нить завязана, пусть тот, кто ее завязал, прочитает молитву «Бен Порат», которая усилит магическое действие нити.

А где взять такую нить?
Конечно, нельзя взять обычный шнурок красного цвета и повязать его себе на запястье. Это ничего не даст. Лучше всего, чтобы такую нить изготовил каббалист. Очень мощной энергетической силой обладают нити, которые изготовлены в Иерусалиме, а самые энергетически сильные нити можно найти в маленьком израильском южном городке Нетивот. Дело в том, что изготовленные там нити освещают на могиле чудотворца, раввина и каббалиста 19 века Баба Сали. Нити, освященные на его могиле действительно обладают очень мощной целительной и магической силой. Только не забывайте, что надев такую нить, вы даете Творцу обязательство жить по законам духовного мира, очиститься от грязных и злых мыслей и позитивно воспринимать и себя, и окружающих вам людей.

 

 

Ответ #4: 18 04 2012, 09:19:15 ( ссылка на этот ответ )

Еврейская и западная каббала

Вначале Каббала была сугубо иудейской системой и развивалась как эзотерическое толкование Торы.

Тора, или Пятикнижие, -- это первые пять книг Библии: Бытие, Исход, Числа, Левит и Второзаконие*. Их авторство приписывается Моисею, и в виде отдельных рукописных свитков они хранятся в синагогах по всему миру, а в напечатанном варианте содержатся в каждой Библии на любом языке.

Естественно, что в иудаизме, как и в других религиях, имеется своя мистическая традиция. Такой традицией для евреев является Каббала, которая на протяжении почти всей своей истории, по мере смены поколений, была именно устным преданием -- из рук в руки, от учителя к ученику. Само слово Каббала означает "предание", и этим подчеркивается ее специфика: получить запечатленные в Каббале знания можно лишь непосредственно от учителя-посвященного -- того, кто ими обладает.
Истоки Каббалы

Ранняя история Каббалы окутана тайной. Согласно одной из легенд, после грехопадения и изгнания из Эдема Каббалу преподал Адаму архангел Рафаил. По другой легенде первым каббалистом, а также автором книги "Сефер Йецира" -- одного из классических текстов Каббалы -- был Авраам. В еще одной легенде говорится, что, когда Моисей спускался с горы Синай со скрижалями, запечатлевшими полученное им от Бога откровение, на них была именно Каббала. Увидев, что за время его отсутствия евреи начали поклоняться Золотому Тельцу, Моисей в гневе разбил скрижали и вновь поднялся на вершину Синая, откуда вернулся уже с Десятью Заповедями -- сводом законов для заблудших и неблагодарных "детей Израиля", позабывших о том, что Моисей вывел их из плена египетского, где они были рабами фараона. Десять основополагающих принципов Каббалы в их подлинном виде были изустно переданы Моисеем Аарону, его брату и верховному жрецу. Впоследствии Каббала, тщательно оберегаемая от профанов, была достоянием только жреческого сословия, и изучать ее могли только жрецы: непосвященный, чтобы получить к ней доступ, вначале должен быть тверд в Законе.

В еврейской Каббале, помимо того, что она и так отнюдь не легка в усвоении, существует множество различных направлений и школ. Нельзя говорить о Каббале как о единой системе: есть только комплекс знаний, состоящий из различных традиций толкования, которые возникли вокруг нее на протяжении пяти тысячелетий.
Древо Жизни

В течение почти всей своей истории Каббала была тайным достоянием исключительно иудеев. Только в двенадцатом веке в Испании с нее был снят покров тайны. Именно там появилась схема, известная как Древо Жизни и связывающая ортодоксально-иудейскую традицию Каббалы с традицией западной. На схеме Древа Жизни построена почти вся западная каббалистика, в то время как в еврейской каббалистике ей отводится гораздо более скромное место.

Впервые эта схема появилась в книге "Portae Lucis", изданной в 1516 году. Книга представляет собою латинский перевод каббалистического труда "Шаарей Ора"("Врата Света"), написанного примерно в 1290 году рабби Иосифом Гикатиллой (1248--1323). XIII век был отмечен особым всплеском мессианских чаяний среди иудеев; пророчествами близкого пришествия Мессии было полно учение Авраама Абулафии, в ту пору одного из виднейших авторитетов по Каббале. До 1516 года сам оригинал "Врат Света" был известен лишь немногим и только в виде рукописи. Именно латинское издание "Portae Lucis" отмечено выразительной деталью: на титульном листе изображен человек, в руках которого -- дерево с десятью сефирот.

Публикация этой книги и отмечает рождение новой Каббалы. К изданию 1516 года вполне применим термин "христианская Каббала". Знаменательно, что в версии оригинала, т. е. на иврите, сочинение Гикатиллы было издано только в 1559 году -- через год после первой публикации книги "Зогар"("Сияние", или "Блеск"), которая вместе с книгой "Сефер Йецира" составляет классику иудейской Каббалы. Колоссальный по объему (около двух тысяч страниц) "Зогар" вызвал революционные перемены в иудейской Каббале, но его влияние едва коснулось Каббалы западной. А вот малоизвестная ныне книга "Portae Lucis" оказала значительное влияние на духовную жизнь Запада, - влияние, имевшее два аспекта.

Во-первых, вскоре после выхода в свет латинского издания "Врат Света" несколько фанатиков-доминиканцев обратились к Папе Льву X, настаивая на необходимости конфисковать и предать огню вообще все еврейские книги как источник всяческих ересей и соблазнов. Но уже в 1517 году христианский мистик Иоганн Рейхлин (1455--1522) в своем классическом труде "De Arte Cabalistica"("Об искусстве Каббалы") использовал цитаты из книги Гикатиллы, чтобы убедить Папу, которому посвящалась работа, в ценности иудейского учения, -- и книги евреев были спасены.

Рейхлин был убежден, что Каббала -- учение вполне христианское. Он утверждал, что в эпоху патриархов, еще до Моисея, Имя Бога можно было записать тремя буквами (Йод-Хе-Вау), составлявшими так называемый Триграмматон. Позже Моисею было впервые открыто Имя Бога уже из четырех букв, или Тетраграмматон -- (Йод-Хе-Вау-Хе), -- о чем упоминается в самой Библии (Исх. 3: 15). Наконец, с пришествием Христа Тетраграмматон преобразился в Пентаграмматон (Йод-Хе-Шин-Вау-Хе), когда к нему прибавилась буква (Шин). Пентаграмматон, кстати, -- это еврейское имя "Иисус"(Иешуа). На этом имени и была основана христианская Каббала.

Кроме того, Рейхлин показал, что в религиозной практике каббалистов было больше любви к Богу, чем традиционного для евреев "страха Божьего". В этом смысле, считал Рейхлин, каббалисты неотличимы от христиан. Рейхлин старался убедить Папу в том, что под упоминаемым в Каббале Мессией подразумевался Иисус. На самом же деле каббалисты не верили, что Мессия уже появился, -- в отличие от христиан, признавших Мессией Иисуса.

Во-вторых, книга "Portae Lucis" оказала мощное влияние на самые различные оккультные группы по всей Европе. И это влияние не ослабевает по сегодняшний день.
Современная еврейская Каббала

Как уже было сказано, изложенные в "Шаарей Ора" идеи нельзя считать основополагающими для современных каббалистов-иудеев: в настоящее время они по традиции следуют учению книги "Зогар" в толковании великого рабби Исаака Лурии (1524--1572), известного также как Ари. Лурианская Каббала очень сложна. Однако, если добраться до сути, можно увидеть, что основные ее положения во многом перекликаются с тем описанием творения вселенной и ее эволюции, которое дает современная физика.

Именно в лурианской Каббале основное внимание уделяется Нижнему миру -- царству тьмы и обиталищу демонов, куда были изгнаны искры божественного света. В этот мир клипот -- мир духовных "скорлуп" -- последователь Лурии

совершает, с помощью особой техники медитации, некое путешествие -- с тем чтобы освободить эти искры Божества и

привести их в Верхний мир. Такой процесс был назван Единением, поскольку в данном случае усилия каббалиста направлены на то, чтобы способствовать возвращению божественного света из мрачной темницы клипот и его слиянию с источником.

Лурианская Каббала практически неизвестна последователям западной каббалистической традиции. Западных каббалистов интересовали главным образом Древо Жизни и сефирот, которые представляют собой далеко не всю еврейскую Каббалу. Кроме того, с западной каббалистикой и Древом Жизни тесно связана система Таро, к которой каббалисты-иудеи питают такую антипатию, что вообще не желают о ней говорить.

Таково в общих чертах состояние Каббалы на сегодняшний день. Можно сказать, что западные и иудейские каббалисты просто не знают друг о друге.

Еврейская и западная Каббала -- две очень разные традиции. То, что принято называть западной Каббалой -- это результат заимствования элементов еврейской Каббалы западным миром и смешения их с элементами других традиций. Эти заимствование и смешение начались, вероятно, еще в XII веке, когда начал приоткрываться облекавший еврейскую Каббалу покров тайны. Каббала становилась все более доступной для европейских евреев, которые передавали знания своим соседям-христианам.
Западная Каббала

По общему мнению, западная Каббала начала формироваться в эпоху Возрождения, вобрав в себя, помимо своего первоисточника, Еврейской Каббалы, также учение розенкрейцеров, астрологию, суфийский мистицизм, во время крестовых походов открытый на Востоке европейцами, магию, алхимию, герметизм, вообще все тайные науки того времени, не говоря о мистицизме собственно христианском.

Первоначально Каббалу восприняли духовенство и аристократия. Каббалистика представлялась вполне достойным ученым занятием и служила прикрытием для тех христиан, которые хотели заниматься оккультизмом, не боясь быть обвиненными в колдовстве или ереси.

К середине XIX века в западной каббалистике утвердился еще один важнейший раздел -- Таро, которое первоначально было просто системой гадания. Таро состоит из семидесяти восьми карт. Пятьдесят шесть из них аналогичны современной колоде игральных карт, но в каждой масти имеются четыре фигуры -- Король, Дама, Рыцарь и Валет -- вместо обычных трех (Король, Дама и Валет). Кроме того, есть еще двадцать две карты с картинками, которые называются Большими Арканами. Каббалисты усматривали в них связь с двадцатью двумя буквами еврейского алфавита. Происхождение двадцати двух карт Больших Арканов неизвестно. Несомненно, когда-то существовали тайные оккультные школы, обладавшие знанием о связи между двадцатью двумя картами и двадцатью двумя буквами иврита. **

Впервые фрагменты этого знания были обнародованы во Франции в 1850-е годы, в двухтомном сочинении известного оккультиста Элифаса Леви "Учение и Ритуал Высшей Магии". В представлении Леви магия как трансцендентальная система расширения сознания опирается на Таро, а в основании Таро лежат принципы Каббалы. Нет нужды говорить, что эта книга вызвала настоящую бурю.

Иудейские каббалисты никогда не соглашались с тем, что Таро имеет хоть какое-то отношение к Каббале. Очевидно, это связано с запретом на изображения, сформулированным в Десяти Заповедях, а также с косностью мышления. Хотя еврейская Каббала построена на нумерологической системе, в которой идеи, слова и фразы с одинаковым числовым содержанием рассматривались как имеющие внутреннюю связь (каждая буква в иврите означает какое-либо число), они не увидели никакой связи между двадцатью двумя картами и двадцатью двумя еврейскими буквами. Возможно, это главный камень преткновения между еврейскими и западными каббалистами. Я не буду вдаваться во все "за" и "против" каждой стороны. Еврейский каббалист, когда он говорит, что Таро не входит в Каббалу, прав точно так же, как и западный каббалист, который говорит, что входит. Каждый из них говорят о своей собственной системе Каббалы.

Западная Каббала снискала известность в конце XIX и в XX веке в Англии благодаря оккультным группам вроде "Золотой Зари". Большая часть современной западной каббалистики основывается на трудах этих английских исследователей, которые завершили оформление системы, привнеся в нее египетскую атрибутику. Алистер Кроули, выпускник "Золотой Зари", блестяще показал универсальность Каббалы и ее связь с другими мистическими и религиозными системами. Это, несомненно, является главной заслугой Кроули, отчасти искупающей его скандальную репутацию. В то время как еврейский каббализм доступен лишь узким кругам благочестивых иудеев, а даосская йога пропитана китайской символикой, западная Каббала универсальна в своей способности охватывать все системы. Возможно к ней больше подходит название "западная Традиция", чем "западная Каббала".

Западная Традиция по сравнению со своими даосской и еврейской сестрами еще молода. Ей еще расти и расти.

В свою очередь, еврейская Каббала только начинает выходить из долгого периода спячки. Современные ученые, такие как Гершон Шолем, снова вернули ей законный статус. Блестящие писатели вроде Арье Каплана после более чем ста лет забвения возродили интерес к изучению и практике Каббалы у ортодоксальных иудеев и хасидов. В университетах Израиля появились кафедры Каббалы. Последователи рабби Филиппа Берга проповедуют ее на улицах Нью-Йорка. Каббала начала возвращаться к жизни, когда евреи обратились к изучению своего мистического наследия. Возможно, это реакция на их разочарование в "рациональном" мире после Холокоста. Возможно, это начало совершенно новой эпохи. Время покажет.

 

 

Страниц: 1 2 | ВверхПечать