Максимум Online сегодня: 617 человек.
Максимум Online за все время: 4395 человек.
(рекорд посещаемости был 29 12 2022, 01:22:53)


Всего на сайте: 24816 статей в более чем 1761 темах,
а также 367275 участников.


Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Вам не пришло письмо с кодом активации?

 

Сегодня: 14 10 2024, 08:06:27

Сайт adonay-forum.com - готовится посетителями и последователями Центра духовных практик "Адонаи.

Страниц: 1  | Вниз

Опубликовано : 17 12 2011, 19:44:35 ( ссылка на этот ответ )

Представитель золотой молодежи своего времени Джон Донн сумел так повернуть свою жизнь, что из ничтожного вертопраха превратился в значительную личность. Отчасти благодаря Хэмингуэю навеки остались бессмертные слова Донна: "Смерть каждого человека умаляет и меня, ибо я един со всем человечеством. А потому никогда не посылай узнать, по ком звонит колокол: он звонит и по тебе".

Английский писатель и поэт, священник Джон Донн (John Donne) родился в 1572 году в Лондоне в католической семье. В то время эта религия в Англии была запрещена и ее приверженцы испытывали давление со стороны властей. Точная дата его рождения неизвестна, может быть 21 января или между 24 января и 19 июня 1572 года.

Джон Донн был третьим сыном из шестерых детей. По отцовской линии его предками были состоятельные купцы. Его отец, которого тоже звали Джон Донн, был преуспевающим негоциантом, торговцем скобяными товарами. Когда в 1576 году он скончался, мать будущего поэта, которая была дочерью драматурга Джона Хейвуда и внучатой племянницей автора "Утопии" Томаса Мора, вышла замуж за богатого вдовца с тремя детьми.

Первоначальное образование мальчик получил дома. Документальных доказательств, которые бы подтверждали популярную версию, что он учился у иезуитов, не существует. В 12-летнем возрасте Джон Донн поступил в Харт-Холл (Hart Hall), ныне Харфорд-Колледж (Hertford College) Оксфордского университета, а тремя годами позже уехал учиться в Кембридж.

Ни в одном из этих университетов Донн не получил ученой степени. Видимо, раннее поступление в университет и отказ от формального образования объясняются его нежеланием присягать Англиканской церкви, что требовалось от соискателя ученой степени, но было немыслимо для правоверного католика.

В 1591 году Донн поступил в юридическую корпорацию "Тейвис инн" (Thavies Inn), которую в то время часто называли третьим университетом. Годом позже он перешел в "Линкольнз инн" (Lincoln's Inn) и оставался там около трех лет.

В 1596-1597 годах Джон Донн в качестве "джентльмена-добровольца" отправился за популярным в народе графом Эссексом (Earl of Essex) в плавание вместе с пиратами. В этом воинственном путешествии состоялось выступление флибустьеров против испанского порта Кадис, а затем злополучный "Островной поход" на Азорские острова, затеянный ради перехвата возвращавшихся из Америки испанских кораблей с сокровищами. Его путевой дневник не сохранился и точно неизвестно, где он побывал. Но считается, что молодой человек воевал против испанцев вместе с самим сэром Уолтером Рэйли (Walter Raleigh).

По возвращению Джон Донн сделал успешную карьеру в Лондоне и в 1601 году даже был выбран депутатом Палаты общин. Не напечатав ни единой строки, он прослыл поэтом. Восхищение у публики вызывали его прозаические "Парадоксы и проблемы" (Paradoxes and Problems) и попытки возродить такие классические формы, как эпиграмма, любовная элегия, сатира и стихотворное послание.

Донн хорошо подготовился к дипломатической службе, которую, казалось, искал. Он сделался секретарем лорда-хранителя Королевской печати сэра Томаса Эджертона, 1-го виконта Брэкли (Thomas Egerton, 1st Viscount Brackley).

В канун Рождества 1601 года Донн тайно женился на 17-летней Энн Мор (Anne More), племяннице лорда Эджертона и дочери сэра Джорджа Мора. Отец Энн постарался, чтобы новоиспеченный зять оказался в тюрьме и лишился места на службе у лорда-хранителя печати.

Выйдя из печально знаменитой лондонской Флитской тюрьмы (Fleet Prison), где он пробыл недолгое время, Донн остался не у дел. Из заключения Джона выпустили после того, как суд подтвердил законность его брака. В 1609 году Донн примирился с тестем и даже получил за Анной приданое.

За 16 лет совместной жизни Анна родила дюжину детей, восемь из них пережили свою мать, которая умерла в 1617 году. Первые несколько лет семья жила в графстве Суррей у родственников Энн, а в 1605 году перебралась в Митчем, недалеко от Лондона.

В 1607 году Джон Донн пережил внутренний кризис и написал "Биатанатос" — трактат о том, дозволено ли христианину самоубийство. В этот период он отходит от католицизма. И уже на следующий год публикует антикатолический памфлет "Мнимый мученик" (Pseudo-Martyr).

За этот опус Донн получает степень магистра искусств от Оксфордского университета. В свою очередь монарх открыто заявил, что Донн может рассчитывать на повышение по службе, если изберет церковное поприще.

22 ноября 1621 года король Яков I назначил доктора Донна настоятелем столичного собора Святого Павла. В апреле 1622 года Донн получил должность мирового судьи в Кенте и Бедфордшире. А уже в июне он был избран почетным членом и членом совета Виргинской компании, а также назначен судьей в Королевскую комиссию по церковным делам.

В 1624 году Джон Донн опубликовал полные напряжения, психологически проницательные "Обращения к Господу в час нужды и бедствий" — Devotions Upon Emergent Occasions - отчет о едва не ставшем роковым недуге, перенесенном им в конце 1623 года. Болезнь послужила автору зеркалом духовного состояния человека и его зависимости от милости Божией. После смерти короля Якова I, Джон Донн читает свою проповедь королю Карлу I. Умер Джон Донн в Лондоне 31 марта 1631 года.

* Джон Донн.jpg

(13.04 Кб, 323x420 - просмотрено 2817 раз.)

 

 

Ответ #1: 20 01 2012, 09:12:55 ( ссылка на этот ответ )

Джон ДОНН: поэзия

КРЕСТ
Сам созданный по образу Христа —
Я ль отрекусь от Божьего Креста?
Мне ль устремиться к выгоде, презря
Величье Жертвы сей и Алтаря?
На нем грехи искуплены: кому
Простится грех презрения к нему?
И тот, кто отвратится от Распятья,
Как избежит страданья и проклятья?
Нет — пусть грозят, пусть выгоды сулят, —
Навек прикован ко Кресту мой взгляд!
Жизнь без креста тебе не даст поблажки:
Она сама есть крест, и очень тяжкий.
И кто живет, отвергнуть крест отважась,
Тот непосильную подъемлет тяжесть.
О, как бы я презреть орудье мог,
Которым искупил меня мой Бог?
Вот я объятья ближним раскрываю —
И сам, словно распятье, застываю.
И взмах пловца — подобие Креста,
И мачта с реей — будто в Крест слита.
Вновь и опять напомнить крест стремится,
И в поле дерево, и в небе птица.
И, чтоб сама Земля на свет явилась,
С меридианом параллель скрестилась.
Нас крестоцветом лекари целят,
Но Крест Христов — целительней стократ:
Из крестоцвета делают настой,
И мы травою лечимся простой,
Но в тех, кто Крестной Жертвою очищен,
Мы никаких недугов не отыщем:
Ведь, Крест почтив безропотным принятьем,
Ты сам живым становишься Распятьем.
Распятий резчик! Тайну ты постиг:
Ты нам явил сокрытый в древе Лик.
Так и в тебе — Христос, и ты, томим
Крестом страданий, станешь Им Самим.
Алхимик! Плавя золото, пойми:
Пред Богом ты смирен, иль пред людьми?
Порой пиры чреваты несвареньем:
Есть гордость, порожденная смиреньем,—
Позорней ничего на свете нет.
Распни же спесь — итог своих побед —
И страсть распни. Иначе суждено
Погибнуть ей, с тобою заодно:
Кто в наслаждениях живёт — тому
Не видно, как вползает Змей к нему.
Возьми же горечь — всё, что не сродни
Твоим страстям, — и свой уют распни!
Несытый глаз, не ведая смиренья,
Рождает жадность. — Так распни же зренье!
К земле влечётся сердце, тянет вниз, —
Но ты Христу и сердцем сораспнись:
Распни унынье тягостных падений,
А с ним — гордыню мнимых восхождений.
Твой мозг запрятан в крепкий костный дом,
В котором стены сходятся крестом, —
Как раз поэтому ты будешь прав,
Тщеславье своего ума распяв.
Нет — ближних ты на крест не возводи,
И лишь себя распни и пригвозди.
Ведь Крест Христов приносит вечный плод
Лишь в той душе, где свет любовь живёт.
И, чтоб душа твоя была чиста,
Неси свой крест — люби детей Креста!


БЛАГОВЕЩЕНИЕ, СОВПАВШЕЕ
СО СТРАСТНОЙ ПЯТНИЦЕЙ
О плоть! Смирись — сегодня день поста;
Душа! Узри приход — и смерть Христа.
Узри Его и смертным, и Творцом:
Две сущности сомкнулись, став кольцом,
Конец с началом полностью совпали
В сей странный день восторга и печали.
Христос не здесь — но все сокрылось в Нём,
Посажен Кедр — и вмиг искоренён.
Ведь сам Творец сегодня сотворился,
Начальник Жизни — смерти покорился.
И Дева-Мать весть восприять должна...
Но нет — вблизи Креста стоит Она!
Она скорбит. Полвека Ей. Но нет —
Она ликует. Ей пятнадцать лет.
По слову Гавриила Сын ей дан.
Нет — Сын распят. С Ней рядом — Иоанн.
Дарован Сын — и отнят в тот же миг,
Ей в утешенье послан ученик...
Всё этот день объял, как бы тая
Кратчайший смысл Христова жития:
Как в некой точке карты — Ост и Вест,
Совпало «Ave» с «Consummatum est».
Как хорошо, что Церкви их дано
То разделять, а то сливать в одно!..
…Во тьме с дороги сбившись, я найду
Ближайшую от Полюса звезду, —
Ведь на неё достаточно взглянуть,
Чтобы и Полюс отыскать, и путь.
Всех звёзд на свете — Церковь к Богу ближе:
За ней иду — и путь свой ясно вижу.
Она — Столп облачный, а Столп Огня —
Дух Божий, что в ночи ведёт меня.
Два дня, сойдясь в один, дают понятье
О том, что смерть тождественна зачатью;
Что Сын, смиряясь снова и опять,
Плоть восприял — и дал Себя распять;
И что единый смысл в себе несут
Творенье мира и Последний суд.
Так пусть Невеста-Церковь с верой ждёт,
Что Он, ушедший, снова к ней придёт!
Он каплей крови всех бы сразу спас —
Но пролил всю, до капли, кровь за нас!
Одним лишь словом всех Он оживит, —
Но Церковь с Ним всечасно говорит!
Так пусть же годы, что остались мне,
Сольются в проповедь об этом Дне!
 

               ВОСКРЕСЕНИЕ
Спи долго, чтоб вернуть былые силы,
Спи, раненное в Пятницу светило!
Взойдёшь попозже — мир переживёт:
Он видел Солнца лучшего восход.
Ты — лишь для нас, детей Земли, отрада,
Его же свет проник в глубины ада,
Чей мрачный жар умерился с тех пор:
Так, при тебе, тускнеет наш костёр.
Меж нас ходило вечное Светило,
Затем — свой Свет высотам возвратило;
Кто всё проник и всё Собой объял, —
Три дня недвижим был, как минерал.
Из недр земных поднялся Он, как злато,
Чего коснётся Он — то станет свято:
Очистит Он железо и свинец,
И всем грехам положит Он конец.
Но, коль чьему-то благочестью мнится,
Что лишь душа выходит из гробницы
(И пребывает около неё,
И видит тело бывшее своё), —
Пусть он Христово тело назовёт
Душою всех, кто на Земле живёт!
 

LA CORONA

1. ВЕНОК
Прими венок сонетов — он сплетен
В часы меланхолической мечты,
О Властелин, нет — Сущность доброты,
О Ветхий днями, вечный средь времен!
Труд музы да не будет награжден
Венком лавровым — знаком суеты,
Мне вечности венец подаришь Ты —
Венцом терновым он приобретен!
Конец — всех дел венец. Венчай же сам
Покоем без конца — кончины час!
В начале скрыт конец. Душа, томясь
Духовной жаждой, внемлет голосам:
«Да будет зов моленья вознесен —
Кто возжелал спасенья, тот спасен!»


2. БЛАГОВЕЩЕНЬЕ
Кто возжелал спасенья, тот спасен!
Кто всё во всем, повсюду и во всех,
Безгрешный — но чужой искупит грех,
Бессмертный — но на гибель обречен, —
О Дева! — Сам себя отныне Он
В девичье лоно, как в темницу, вверг,
Греха не зная, от тебя навек
Он принял плоть — и смертью искушен…
Ты прежде сфер, в предвечности, была
Лишь мыслью Сына своего и Брата:
Создателя — ты ныне создала,
Ты — мать Отца, которым ты зачата.
Он — свет во тьме: пусть хижина мала,
Ты беспредельность в лоно приняла!


3. РОЖДЕСТВО
Ты беспредельность в лоно приняла!..
Вот Он покинул милую темницу,
Столь слабым став, что в мир земной явиться
Сумел — и в этом цель Его была…
Гостиница вам крова не дала,
Но к яслям за звездою ясновидцы
Спешат с Востока… Не дано свершиться
Предначертаньям Иродова зла!
Вглядись, моя душа, смотри и верь:
Он, Вездесущий, слабым став созданьем,
Таким к тебе проникся состраданьем,
Что сам в тебе нуждается теперь!
Так пусть в Египет Он с тобой идет —
И с матерью, хранящей от невзгод…


4. ХРАМ
И с матерью, хранящей от невзгод,
Вошел Иосиф, видит: Тот, кто сам
Дал искры разуменья мудрецам,
Те искры раздувает… Он не ждет:
И вот уж Слово Божье речь ведет!
В Писаньях умудрен не по летам,
Как Он познал все, сказанное там,
И все, что только после в них войдет?!
Ужель, не будь Он Богочеловеком,
Сумел бы Он так в знанье преуспеть?
У наделенных свыше долгим веком
Есть время над науками корпеть…
А Он, едва лишь мрак лучи сменили,
Открылся всем в своей чудесной силе!..

5. РАСПЯТИЕ
Открылся всем в своей чудесной силе:
Пылали верой — эти, злобой — те,
Одни — ярясь, другие — в простоте —
Все слушали, все вслед за ним спешили.
Но злые взяли верх: свой суд свершили
И назначают высшей чистоте —
Творцу судьбы — судьбу: смерть на кресте.
Чья воля все событья предрешила,
Тот крест несет средь мук и горьких слез,
И, на тягчайший жребий осужденный,
Он умирает, к древу пригвожденный…
О, если б Ты меня на крест вознес!
Душа — пустыня… Завершая дни,
Мне каплей крови душу увлажни!..

6. ВОСКРЕСЕНИЕ
Мне каплей крови душу увлажни:
Осквернена и каменно-тверда,
Душа моя очистится тогда;
Смягчи жестокость, злобу изгони
И смерть навеки жизни подчини,
Ты, смертью смерть поправший навсегда!..
От первой смерти, от второй — вреда
Не потерплю, коль в Книгу искони
Я вписан: тело в долгом смертном сне
Лишь отдохнет и, как зерно, взойдет,
Иначе не достичь блаженства мне:
И грех умрет, и смерть, как сон, пройдет;
Очнувшись от двойного забытья,
Последний — вечный — день восславлю я!..

7. ВОЗНЕСЕНИЕ
Последний — вечный — день восславлю я,
Встречая Сына солнечный восход,
И плоть мою омоет и прожжет
Его скорбей багряная струя…
Вот Он вознесся — далека земля,
Вот Он, лучась, по облакам идет:
Достиг Он первым горних тех высот,
Где и для нас готова колея.
Ты небеса расторг, могучий Овен,
Ты, Агнец, путь мой кровью оросил,
Ты — свет моей стезе, и путь мой ровен,
Ты гнев свой правый кровью угасил!
И, если муза шла твоим путем,
Прими венок сонетов: он сплетен!

 

 

Страниц: 1  | ВверхПечать