Максимум Online сегодня: 458 человек.
Максимум Online за все время: 4395 человек.
(рекорд посещаемости был 29 12 2022, 01:22:53)


Всего на сайте: 24816 статей в более чем 1761 темах,
а также 356508 участников.


Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Вам не пришло письмо с кодом активации?

 

Сегодня: 29 03 2024, 03:54:25

Мы АКТИВИСТЫ И ПОСЕТИТЕЛИ ЦЕНТРА "АДОНАИ", кому помогли решить свои проблемы и кто теперь готов помочь другим, открываем этот сайт, чтобы все желающие, кто знает работу Центра "Адонаи" и его лидера Константина Адонаи, кто может отдать свой ГОЛОС В ПОДДЕРЖКУ Центра, могли здесь рассказать о том, что знают; пообщаться со всеми, кого интересуют вопросы эзотерики, духовных практик, биоэнергетики и, непосредственно "АДОНАИ" или иных центров, салонов или специалистов, практикующим по данным направлениям.

Страниц: 1  | Вниз

Опубликовано : 23 06 2010, 19:30:39 ( ссылка на этот ответ )

Магия Европы четко делится на три совершенно различные как по магическому искусству, так и по историческому контексту категории. Первая- дохристианская эпоха, вторая- средневековье и третья - новое время. О величайших магах всех трех я постараюсь вам рассказать.

Аллей, друг Атиллы, сокрушителя Вселенной
Колдун, сумевший объединить все магические силы гуннов и союзных племен и повергнуть в пыль многовековую магию Римской империи. Колдун, который насыщал кровью и магической силой меч Атиллы. Да, именно он создал и воплотил в жизнь ритуал поклонения мечу. Не просто поклонения, но жертвоприношения. Именно в мече был скрыт секрет короля гуннов. Никто точно не знает, сколько рабов, пленных, сильных и здоровых людей было принесено в жертву этому чудовищному мечу, но оттуда же черпал силы и Аллей. Говорят, что пресытившись кровью он выходил на дорогу и силой магии убивал всех, кто попадется ему на пути, включая женщин, детей и даже воинов своего племени, настолько это была безжалостная сила. Такое могущество не могло не найти выхода в великих деяниях и Аллей уговорил Атиллу идти на Рим. Два величайших человека эпохи: величайший маг и величайший полководец сошлись в одном безжалостном порыве и , сметая все на своем пути, двинулись на Вечный Город. Именно там, по преданию, Аллей и сумел обрести покой, навеки оставшись среди стен древнего города, за тысячелетия пропитанного кровью насквозь.

Величайший алхимик, маг и оккультист Парацельс
Великий ученый, маг, прародитель современной медицины родился в то время когда не то, чтобы заниматься магией, даже упоминать о ней было опасно для жизни. По всему Старому Миру горели костры, вместе с дымом уносящие надежду на лучшую, более счастливую жизнь. Счастливая пора Возрождения и относительной свободы творчества прошла, канули в небытие и Леонардо и Микеланджело. Последние язычники затерялись в лесах.Только одна книга была объявлена истинной и верной- Библия. Было необходимо что-то новое, непохожее на все остальное. На грани науки, религии и магии. Предвестником нового направления в магии и стал великий алхимик, маг и оккультист Парацельс. Умело совмещая знания во всех трех областях он сумел создать собственную школу магии, основанную в первую очередь на знаниях о строении человеческого тела и основных химических элементах. Да-да, задолго до Менделеева. Именно он победил чуму и еще ряд болезней, именно он придумал прививки и многое другое. Именно он автор фразы: "Всё есть яд, и ничто не лишено ядовитости; одна лишь доза делает яд незаметным". Впрочем, она была известна еще древним китайским магам. Он не летал, не рушил города, но его тайные знания спасали тысячи и тысячи людей.

Микола Тесла. Первый техномаг.
Первый европейский маг не только сумевший покорить американский континент, но и остаться легендой. Впрочем, это справедливо не только для одного континента. Пожалуй, трудно найти в мире уголка, где не знают электрической магии Теслы. Совмещая магию и высокие технологии Тесла сумел создать свой уникальный мир, параллельный нашему, но более совершенный. Его магия была основана не только на законах природы, но и на законах физики, именно поэтому он снискал себе славу ученого, столь редкую для мага. Физика и магия дали совершенно невероятный эффект, Тесла стал практически бессмертным. К сожалению, все более раздувающееся от мании величия эго не позволило ему делиться знанием с кем-нибудь еще, так что он остался, пожалуй, первым и последним "электрическим магом" в истории человечества. В отличие от богов древности он на самом деле мог кидать молнии и прикуривать от щелчка пальцев. Но через некоторое время и это ему наскучило и он ушел. Куда неизвестно. Говорят, что в параллельный мир, где физика, биохимия и магия являются единым целым.

* Никола Тесла.jpg

(58.2 Кб, 387x500 - просмотрено 2514 раз.)

Последнее редактирование: 12 12 2011, 21:01:12 от Administrator

 

 

Ответ #1: 30 09 2011, 17:53:55 ( ссылка на этот ответ )

Величайшие маги ушедших веков
Геннадий ФЕДОТОВ, обозреватель «АН»
Великие маги прошлого поражали современников невероятными чудесами, которые и сегодня ученые не в состоянии объяснить.

И, в назидание другим, превратил жену...в кошку!

Так, около 1400 года при дворе богемского короля Венцеслава был известен чародей по имени Зито. На глазах у всего двора он садился в ореховую скорлупу, запряженную парой дрессированных жуков, и катался в ней, как в коляске. От также заставлял петуха поднимать огромное бревно и с такой легкостью, словно это был сухой прутик, обращал копны сена в свиней и потом продавал.

Не менее знаменитый алхимик и маг Альберт Великий однажды глубокой зимой пригласил к себе на обед германского императора с его свитой. Стол был накрыт в саду, прямо на снегу, под голыми сучьями деревьев.

Гости стали роптать, находя шутку неуместной. Но едва император с приближенными сел за стол, в небе вдруг засияло летнее солнце, снег и лед растаяли, из земли полезла молодая травка, деревья покрылись листьями и зацвели, а на некоторых даже появились спелые плоды. Вскоре стало так жарко, что пирующие сбросили кафтаны и стали искать тень.

Но едва трапеза кончилась, небо потемнело, деревья обнажились и наступил такой холод, что гости разбежались по домам греться у огня.

К мировой элите чернокнижников принадлежал и наш «родной» Яков Брюс — «личный колдун» Петра I. Легенды приписывают Брюсу владение сильнейшими символами мистической власти — «Соломоновым перстнем» и «Черной книгой», которые якобы хранились в Сухаревой башне. Здесь располагалась алхимическая лаборатория Брюса, в которой он по просьбе царя работал над созданием эликсира вечной молодости.

«Соломонова печать» на перстне помогала Якову Брюсу «производить чародейства всякие». Ну а о «Черной книге» и подумать страшно. Вот что о ней говорили современники: «Написал ее Змий, от Змия перешла она к Каину, от Каина к Хаму, тот ее на время потопа хитро спрятал в тайнике, а как кончился потоп — вынул. Потом перешла книга к сыну Хамову Ханаону, была она и при столпотворении Вавилонском, и в проклятом городе Содоме, и у царя Навуходоносора, и везде зло сеяла. Писана она на тарабарском языке волшебными знаками. Тот, кто ее прочтет, получает наивысшую власть над миром, все бесы ему повинуются, все желания исполняются, кого хочет заклясть сможет».

Похожую книгу, а также знаменитое волшебное зеркало, с помощью которого можно было вызывать в наш мир с того света умерших, имел придворный маг польского короля Сигизмунда Августа Петр Твардовский, слава которого в Польше была столь же велика, как и двумя веками позже у Якова Брюса.

Легенд о знаменитом чернокнижнике ХVI века до сих пор ходит масса, но одна из самых известных — о его женитьбе. Решив сочетаться браком, Твардовский сделал предложение дочке воеводы Ангелике Порай, но та отвергла его, заявив, что колдун старый.

Тогда Твардовский решил омолодиться! Он выпил колдовское зелье, после чего его слуга Матиуш натер особой мазью тело господина, положил его в гроб и тайно похоронил.

Через год Матиуш раскопал могилу. В гробу лежал и громко плакал младенец! Пришлось слуге отнести его домой и кормить молоком из рожка. Но уже на следующий день ребенок встал на ноги, стал бегать по комнате, играть и быстро расти. Скоро он превратился в красивого юношу, которому Ангелика уже не смогла отказать.

Однако счастье молодоженов оказалось непродолжительным. Ангелика начала изменять мужу прямо у себя в доме, и однажды Твардовский застал жену в постели с писарем. Не вынеся такого предательства, великий колдун, созвав в спальню всю челядь, прямо у них на глазах — в назидание другим — превратил писаря в собаку, а жену — в кошку!

Умер Петр Твардовский или, вернее, бесследно исчез, в 1573 году. Его тело так и не было найдено.

Эликсир молодости Сен-Жермена
Умел виртуозно исчезать в свое время и маркиз Монтфера, он же граф де Беллами, он же генерал Салтыков, он же граф Сен-Жермен. Он жил под разными именами и титулами и, появляясь из ниоткуда, уходил в никуда.

В 1750 году в Париже и в 1760 году в Москве Сен-Жермен был самой популярной личностью. За ним тянулся шлейф загадочных историй и легенд — все знали его как мрачного мистика, оккультиста и алхимика. Ходили слухи, будто он имел философский камень и создал эликсир бессмертия. Граф Калиостро, кстати, — злейший враг Сен-Жермена — подтверждал, что тот владеет сосудом с волшебной жидкостью.

Иногда казалось, что Сен-Жермен несет полный бред: он вдруг начинал рассказывать о мельчайших чертах внешности Платона и Сенеки, всех христианских апостолов. Откуда он мог знать такие детали?

Как-то в Дрездене у кучера Сен-Жермена спросили о возрасте его хозяина. «Я точно не знаю, но за те 130 лет, что я ему служу, он нисколько не изменился», — ответил тот.

Мадам де Помпадур, доверенное лицо и фаворитка Людовика XV, в своих мемуарах описала случай, когда Сен-Жермен по просьбе короля одним мановением руки устранил дефект у алмаза из королевской сокровищницы, чем привел того в детский восторг.

Кроме этого граф, по словам высокопоставленного свидетеля — русского генерал-аншефа и сенатора Петра Панина, — превращал с помощью своего философского камня олово и свинец в золото, а также… мужчин в женщин и наоборот, о чем писала французская маркиза д’Юрфе.

Время было безжалостно к окружающим, щадя лишь одного таинственного графа. Старики говорили, что встречались с Сен-Жерменом в аристократических салонах во времена их юности.

Могила Сен-Жермена не найдена до сих пор. Год спустя после его «смерти» в 1784 году в Париже на встрече франк-масонов его опознал один из бывших знакомых. В 1788 году французский посланник в Венеции граф Шалоне встретил Сен-Жермена на площади Святого Марка. В 1814 году все так же молодо выглядевший граф появляется в кулуарах… Венского конгресса. Когда знавшие его люди кинулись к нему с приветствиями, он постарался побыстрее раскланяться, и больше в Вене его никто не видел.

Уже во времена Луи-Филиппа в Париже появился некий майор Фрезер. Несмотря на свое английское имя, он не был англичанином и являлся точной копией Сен-Жермена. К этому времени в Париже почти не осталось людей, лично знавших знаменитого графа. И все же один такой человек нашелся, ему к тому же удалось познакомиться с майором, и с каждой встречей он убеждался в сходстве молодого офицера с таинственным графом. Майор Фрезер демонстрировал детальное знание светской жизни Франции почти вековой давности!

Когда же в очередном разговоре с ним его собеседник упомянул имя Сен-Жермена, майор тут же исчез из Парижа.

Помимо Калиостро современником Сен-Жермена, если так можно выразиться, был Джузеппе Пинетти — придворный физик прусского короля Фридриха II, который творил чудеса, повергавшие в изумление коронованных особ разных стран. Никто не мог найти разумное объяснение тому, что он делал. А проверить его сверхъестественные способности находилось много желающих. В их числе был и российский император Павел.

К тому времени Пинетти уже прославился в Берлине, Стокгольме и Париже, им восхищались, его боялись. Теперь ему предстояло подтвердить свою репутацию волшебника в Петербурге. Что он и сделал с момента появления во Дворце, куда был приглашен к 7 часам. Опоздал на целый час, вызвав раздражение императора и доведя напряжение ожидавших его людей до предела.

Но каково же было общее замешательство, когда все дворцовые часы общим числом не менее 20 штук вдруг показали вместо восьми часов семь — час, на который был назначен прием. Пинетти этим и оправдался перед Павлом. Однако сразу после оправдания все часы пробили восемь раз, то есть показали правильное время.

Заинтригованный царь пригласил гостя к себе назавтра. В полдень тот должен был явиться в императорский кабинет. Правда, решив сыграть с Пинетти шутку, Павел приказал загодя все до единого входы во дворец запереть, а ключи забрал и положил на свой стол. Кроме того он дал указание утроенной по такому случаю охране никого к нему не впускать.

И тем не менее Пинетти явился на прием! Вернее, он буквально материализовался из воздуха в кабинете императора!

Это так подействовало на Павла, что он поторопился выпроводить гостя из России, назвав его «Опасным человеком». Отъезд Пинетти, кстати, ошеломил петербуржцев не меньше, чем приезд. Как и обещал, он покинул город в определенный день и час, выехав сразу из всех 15 городских застав! Причем в каждой из них отъезд гостя был по всем правилам зарегистрирован, и толпа зевак провожала его карету.

Случай с Фомой Аквинским

Альберт фон Больштедт, о котором мы уже выше упоминали, родился в Германии около 1193 года. Жизнь его примечательна прежде всего тем, что в ней успешно соединилось богословие с магией, философия с волшебством. Ученость монаха превосходила все представления об обычном человеческом разуме, и вскоре в Европе его имя уже не употреблялось без приставки «Великий».

Будучи ученым-прагматиком, естествоиспытателем, Альберт Великий много внимания уделял алхимическим опытам, и подробное описание способа изготовления золота, а также драгоценных камней из дешевого исходного материала оставил в своей книге «Оракулы или Алхимические загадки».

Однако многие маги и алхимики древности полагали, что лабораторным путем можно получить не только золото, но и, с помощью магических заклинаний, вырастить искусственное существо человеческой природы — так называемого гомункулуса. Считалось, что их владельцы обладают тайным могуществом, властью над силами Вселенной.

Альберт Великий, по мнению современников, таким могуществом и властью обладал! В частности, известный философ и богослов Фома Аквинский, являясь учеником Альберта Великого, сбежал однажды из дома своего учителя после того, как один из таких гомункулусов заговорил с ним человеческим голосом!

Произошел этот случай в 1246 году, в Кельне. Тогда еще студент Фома постучал в дверь дома своего учителя. За дверью послышались шаги. Фома насторожился. Нет, это не шаги Марты — старой служанки, которая постоянно впускала его, решил он. Может, Альберт Великий нанял новую прислугу? Ученик услышал звук отодвигаемого засова. Дверь медленно открылась.

«Доброе утро, фрау», — сказал удивленный Фома и прошел в прихожую.

«Доброе утро», — ответила женщина, закрывая дверь.

Ее голос и походка были неестественны, а лицо — бескровным, лишенным какого-либо выражения, писал впоследствии в своих автобиографических записках Фома Аквинский. В сердце его закралась страшная догадка. Сотворив знак креста и повторяя про себя заклинания против дьявола, богослов подошел к женщине. Она уже сидела в кресле и делала размеренные движения рукой, в которой был веер. Вдруг рука ее замерла.

«Учитель вас ждет в библиотеке», — сказала она все тем же безжизненным голосом. В то же мгновение Фома прозрел. Схватив стоявшую у камина кочергу, он вступил в единоборство с «дьяволом»…

Когда, услышав шум «сражения», Альберт Великий вбежал в комнату, все было кончено: его творение, изуродованное и мертвое, валялось на полу…

Мастер по изготовлению гомункулусов
«Своих» гомункулусов также имели философы древности и одновременно колдуны Зосима из Греции и маг Симон, а также алхимик XIII века Арнольд де Вилланова. Но общепризнанным мастером по изготовлению искусственных существ был все же знаменитый Парацельс. Именно он первым детально описал, как можно сделать искусственного человечка. Однако это рецепт не из тех, которым можно воспользоваться в любое время.

Сначала необходимо было взять колбу, поместить в нее приличную порцию человеческой спермы, а затем запечатать. Колбу со спермой на 40 дней закапывали в конский навоз, а после извлечения оттуда подвергали «магнетизации» (суть этого процесса недостаточно ясна). Во время этого «периода беременности» гомункулус, хрупкий и прозрачный проточеловек, считалось, принимает свои очертания.

Затем колбу положено было открыть, чтобы приступить к вскармливанию человечка. Делалось это путем ежедневного добавления небольшого количества человеческой крови, при этом вокруг колбы поддерживалась температура, как в утробе кобылы. Через 40 недель, если все было сделано правильно, вы получите полностью развитого, пропорционально сложенного человеческого младенца, только очень маленького. Через несколько месяцев он должен вырасти до размеров нормального взрослого человека.

«Его можно воспитать и обучить, — наставлял Парацельс, — как любого другого ребенка до тех пор, пока он не подрастет и не сможет сам о себе позаботиться».

В секретных документах легендарных розенкрейцеров о создании гомункулусов написано следующее: «В сосуде смешивается майская роса, собранная в полнолуние, две части мужской и три части женской крови от чистых и целомудренных людей. Сосуд этот ставится на умеренный огонь, отчего внизу отложится красная земля, верхняя же часть отделяется в чистую склянку и время от времени подливается в сосуд, куда еще подливается один гран тинктуры из анимального царства. Через некоторое время в колбе будет слышен топот и свист, и вы увидите в ней два живых существа — мужчинку и женщинку — совершенно прекрасных. Путем определенных манипуляций можно поддерживать их жизнь в течение года, причем от них можно узнать все что угодно, ибо они тебя будут бояться и почитать».

Средневековые оккультисты создавали гомункулусов также из земли, воска и металлов. Таинственное существо делало своего хозяина неуязвимым, помогало разбогатеть и прославиться. Кроме того, по поверью, гомункулусы «видели» то, что скрыто от глаз обычных людей, и рассказывали об этом своим хозяевам, использовавшим полученные знания с наибольшей выгодой для себя.

Ревнители веры утверждали, что отцом гомункулусов считался сам дьявол. А маг должен был продать свою душу ему за то, что последний наделял бездушные предметы своей дьявольской силой. И этот договор можно было расторгнуть лишь с помощью сложных магических обрядов.

 

 

Ответ #2: 14 12 2011, 15:46:15 ( ссылка на этот ответ )

Философы. Маска Сенеки

В тихом Саду Эпикура предавались мы воспоминаниям о хозяине этого чудесного сада, о его учениках и о столь распространённой и в наши дни философии наслаждения и удовольствия. А между тем стал накрапывать колючий весенний дождик, и ничего не оставалось делать, как вернуться в наш музей.

Мы спрятались от дождя в крытую колоннаду, которая когда-то называлась Пёстрым Портиком. Колоннада эта тоже служила местом встреч и бесед философов. Портик по эллински - ”стоя”. Поэтому мудрецов, собиравшихся здесь, прозвали стоиками.

Под навесом Пёстрого Портика вспоминаются не только греческие, но и римские стоики. Барельеф одного из них - знаменитого философа и политика Сенеки напомнил нам историю о том, как сложились его взаимоотношения Сенеки с одним из его учеников - будущим могущественным императором Нероном. Может быть, их уроки начались весной, ибо занятия в римских школах начинались в марте.

Луций Анней Сенека был, как сказали бы сегодня, интеллигентом во втором поколении. Отец философа занимался писательским трудом, Сенека получил блестящее образование и, обладая недюжинными способностями, которые непрестанно развивал, был уже сенатором, когда ему предложили стать наставником одиннадцатилетнего мальчика Нерона.

Среди граждан Вечного Города ходили слухи о том, что в ночь сразу после назначения влиятельного сенатора на новую должность, тот видел во сне, что воспитывает не молодого отрока, а самого Гая Юлия Цезаря, что Сенека от испуга закричал во сне и проснулся.

Родственники маленького Нерона думали и надеялись, что великий философ будет учить воспитанника тому, чем прекрасно владеет сам - красноречию, греческой и римской литературе, а так же тому, чему всех детей обучали в школе - грамматике, геометрии, астрономии, музыке и прочим наукам.

Однако, Сенека, став педагогом, не торопился следовать современной ему педагогической методе. На первых же уроках воспитанник услышал от учителя нечто необычное.

- ”Геометрия научает мерить землю, но из неё нельзя узнать, как отмерить столько, сколько достаточно для человека. Какую пользу принесёт мне умение делить поле на участки, если я не умею делиться с братом?! Ты знаешь уже, что такое прямая линия, но что толку в этом, если ты не знаешь, что такое прямая жизнь!”

Досталось от Сенеки и астрономии, и даже музыке.

- ”Ты перечисляешь мне высокие и низкие тоны, научись лучше как не жаловаться среди прочих несчастий. Научись, как добиться гармонии в своей душе, как уничтожить разногласие в мыслях!”

Вывод философа-наставника был мудр и прост - науки делают нас только учёными, но они не делают нас добрыми. Ясный ум довольствуется использованием немногих книг и настоящая мудрость яснее, чем школьное многознание.

Мы же, учит Сенека, страдаем от невоздержанности, как во всех вещах, так и в самих науках, которые изучаем. Резюме великого философа звучит абсолютно современно: ”Мы учимся не для жизни, а для школы!”

Вот что мог услышать Нерон от мудрого наставника. Будучи любознательным мальчиком, ученик наверняка пожелал узнать, что же такое настоящая мудрость? И в ответ услышал.

- ”Самое главное, мой мальчик, нужно учиться добродетели. А учиться добродетели, значит разучиваться пороку. Добродетель соответствует нашей природе, пороки же противны и враждебны ей. Раз насаждённая добродетель уже не погибнет и уход за ней будет лёгок.

Видишь - философия не только полезна, но и приятна!”

Нерон слушал и удивлялся правильности и понятности учения. Добродетелей было немного - справедливость, разумность, умеренность, мужество. Учитель часто повторял их, говорил о каждой с большим воодушевлением. Он приводил в пример Сократа, у которого слово не расходилось с делом, и способный ученик быстро всё запомнил.

Когда же учение закончилось, и Нерон вступил в права императора, то результаты уроков Сенеки превзошли всяческие ожидания. Граждан всех сословий юный семнадцатилетний император приветствовал сразу и без напоминаний, когда ему приносили указ о казни какого-нибудь преступника, Нерон восклицал: ”О, если бы я не умел писать!” А когда сенат возносил ему сладкоречивые благодарности и хотел даже присвоить звание отца отечества, Нерон отвечал в духе Сенеки: ”Я должен это заслужить!”

У Нерона рано проявились актёрские способности, он часто декламировал стихи как дома, так и в театре и общее ликование народа было таково, что прочитанные императором строки решили записать золотыми буквами и посвятить Юпитеру Капитолийскому.

Итак, до поры до времени всё складывалось благополучно. Учитель гордился учеником, а ученик не огорчал учителя и на императорском троне преумножал то, чему научился.

Однако, summus jus, summa injuria - высшее право, часто высшая несправедливость.

Мать напоминает повзрослевшему Нерону, что власть он получил из её рук. Сын, поняв, что мать ему в тягость, решает её умертвить и начинает совещаться со своими приближёнными, в том числе. с сенатором Сенекой. Наконец Сенека, набравшись решимости, спрашивает, можно ли отдать страшный приказ. Нерон отвечает согласием.

Утром же, о боги, император направляет римскому сенату послание, в котором обвиняет мать в попытке захвата власти и покушении на его жизнь и заявляет, что она сама покончила с собой. Текст этого документа сочинил для Нерона Сенека.

Гордый одержанной победой и поощряемый всеобщей рабской угодливостью, Нерон после этого чудовищного убийства придаётся всем мыслимым и немыслимым жутким страстям и превращается в хитрое, двуличное, сладострастное и свирепое чудовище. При этом он не прочь поактёрствовать. Воображая в себе дар великого поэта, он сочиняет песнь о гибели Трои, но ему не хватает вдохновения. Тогда он приказывает поджечь Рим, чтобы вдохновение пришло. То, что выгорели целые кварталы, погибли старики, женщины и дети - это императора уже не интересует.

А что же учитель? Он, как ни в чём не бывало, продолжает разработку своей нравственной стоической доктрины, число книг по которой уже приближается к двум десяткам, сочиняет поэмы и речи. Правда по Вечному городу ползут слухи, что философ Сенека живёт совсем не так, как учит других - любит деньги и присваивает имения богатых граждан, репрессированных Нероном. Вначале Сенека отшучивается. ”Кратчайший путь к богатству лежит через презрение к богатству”, - высокомерно роняет он. Однако недовольство народа крепнет.
- ”Зачем он, любя философию, остаётся богатым, зачем он учит, что следует презирать богатство, а сам их накопляет?”
  - ”Говорит, что презирает жизнь, а сам живёт и ещё как живёт! Презирает болезни, а между тем заботится о сохранении собственного здоровья больше, чем иная мать о своем ребёнке.”
- ”Называет изгнание пустяком, а сам, небось, если удастся, состарится на родине!”

Сенеке приходится отвечать посущественнее.

- ”Мне говорят, что моя жизнь не согласна с моим учением. Что ж, все философы говорят не о том, как они сами живут, но о том, как надо жить!

Я говорю о добродетели, а не о себе и веду борьбу с пороками, в том числе и со своими собственными. А когда смогу - буду жить как должно.”

Слова Сенеки звучат риторически отточено, но на фоне его двуликой жизни малоубедительно. Эта беспринципность учителя если не развязывала, то, по крайней мере, не сковывала руки ученика. Нерон продолжал бесчинствовать.

И вот терпению сенаторов и военных приходит конец. Составлен заговор, участие в котором принял... да, да, почтенный сенатор Сенека. Однако заговор был раскрыт, и наступила развязка в отношениях учителя и ученика.

Император спрашивает - собирается ли уличённый в лицемерии Сенека добровольно расстаться с жизнью? Ему отвечают, что у философа нет никаких признаков страха, ничего мрачного в словах или в выражении лица. Тогда император-ученик приказывает одному из приближённых пойти к философу-учителю и возвестить ему смерть.

Услышав роковое известие, Сенека сохранил полное спокойствие духа. Философ-стоик возобладал в нём и победил расчётливого и двуличного политика. В присутствии друзей и близких Сенека прощается с женой, и они вместе вскрывают себе вены.

Даже в такой трагический момент философа не покинуло красноречие.

- ”Вы спросите, друзья, чего я достиг, - стал самому себе другом. Достиг я немало, ибо теперь никогда не останусь одинок.

В этой бурной, как море, жизни есть одна пристань - презирай будущие превратности и открыто, грудью встречай удары судьбы, не прячась и не виляя.

Жизнь есть пьеса. Не важно, длина она или коротка, а важно - хорошо ли она сыграна!”

Судьбе было угодно, чтобы ученик ненадолго пережил своего учителя. Умопомрачительные безобразия Нерона в конце концов истощили терпение римлян и против него восстали войска в Испании и Африке. Нерон вынужден был бежать из столицы. На вилле одного из вольноотпущенников император-ученик повторил судьбу учителя и остановил жизнь ударом кинжала, сказав перед смертью: ”Какой великий артист погибает!”

Так и закончилась последняя сцена драмы времён Нерона и Сенеки. С тех пор исторические музеи Италии и других стран хранят копии актёрских масок, в которых выступал на театральных подмостках император Нерон. А наш призрачный философский музей гордится тем, что в его коллекции есть оттиск гордого и мудрого профиля Сенеки, стоическая маска которого перестала быть личиной, а стала истинным лицом великого философа.

 

 

Страниц: 1  | ВверхПечать