Величайший мыслитель-эзотерик эпохи позднего Возрождения, истинный «новатор» герметической традиции. Подобная оценка деятельности Бруно может показаться отечественному читателю, приученному к совершенно иной трактовке его учения, несколько неожиданной и даже шокирующей, но это вполне объяснимо: его идеи долгое время подвергались у нас циничному и беспардонному извращению, быть может, еще худшему, нежели простое замалчивание, наступившее после его трагической гибели. В результате Бруно оказался зачислен у нас в самые что ни есть «передовые ряды борцов за атеисти-ческое мировоззрение», что по сути столь же нелепо, как, скажем, объявление его «мучеником борьбы за чистоту христианской веры». Настоящий Бруно был столь же далек от атеизма, как и от господствующей религии в каких бы то ни было ее формах и исповеданиях; его альтернатива и первому и второму — «естественная религия» (она же «фи-лософия»; для него эти понятия взаимозаменяемы), под которой в конечном итоге имелась в виду теософская система сугубо «языческого» и теургического толка. Имен-но она, а не учение о «множественности обитаемых миров» и прочие непосредственно вытекающие из его пантеистической теософии соображения естественнонаучного характера, и привела Бруно на костер, поскольку в начертанной им стройной и продуманной во всех деталях картине мироздания объективно не оставалось никакого места ни для христианской Троицы, ни для Иисуса Христа персонально. Поэтому и трагическую личную судьбу философа следует рассматривать не в рамках конфликта «религия-наука», а как результат борьбы церкви с реликтами язычества и «магизма», особенно в той демонстративной и воинствующей форме, как проявились эти реликты в учении Бруно
Длительное время эти стороны мировоззрения мыслителя не привлекали к себе того внимания, которого заслуживали, и лишь публикация в 1964 г. фундаментальной монографии английской исследовательницы, профессора Френсис Амелии Йейтс «Джордано Бруно и герметическая традиция», вызвавшая к жизни обширную дискуссию, в решающей степени способствовала изменению подхода к наследию мыслителя. (Впрочем, попытки подобного рода предпринимались и ранее, в частности, теософами в лице А. Безант, однако носили скорее формально-пропагандистский характер и не затрагивали суть проблемы.) В основу своей концепции Ф. Йейтс положила предположение о возможной причастности Бруно к тайному обществу «проторозенкрей-церовского» характера, в рамках которого и вызрела знаменитая легенда о Христиане Ро-зенкрейце (напомним, что первые четко фиксируемые следы существования сообщества розенкрейцеров относятся к первому десятилетию XVII в., однако его эмбриональный, так сказать, период мог совпасть со временем европейских скитаний Бруно). Исходя из этого, предлагается рассматривать некоторые сочинения философа (в особенности написанные не по-латыни, а на родном итальянском) как иносказания, содержащие в закодированной форме программу деятельности такого общества, а также его важнейшие мировоззренческие установки. Именно тем обстоятельством, что Бруно был не одиночкой, как принято считать, а действовал в составе «преступного сообщества», и, возможно, даже возглавлял его, и следует объяснять ту феноменальную настойчивость, которую проявил в деле его поимки и выдачи римский престол. Поскольку обе стороны, хотя и по разным причинам, были заинтересованы в неразглашении тайны, то Бруно так и был отправлен на костер якобы «нераскаянным еретиком», а материалы семилетнего следствия, о котором сохранились поразительно скудные и местами явно фальсифицированные данные, были в основном уничтожены. В результате ключ к «коду» оказался утрачен окончательно, и о Бруно начали судить лишь на основании чисто внешней, экзотерической стороны его доктрины, а то, что было в ней первичным, ее подлинной онтологической основой и внутренней сущностью, стало рассматриваться лишь как нечто вто-ричное, как необязательный суеверный довесок к его «научному» мировоззрению... Хотя объективности ради следует признать, что смелые построения Ф. Йейтс до сих пор имеют больше противников, нежели сторонников, однако мы будем здесь рассматривать личность и учение Бруно именно под данным углом зрения, как нельзя более соответствующим специфике настоящего издания.
Внешняя биография Бруно — это, по существу, история непрерывных скитаний и переездов из города в город, из страны в страну, в погоне за счастливым миражом «республики фи-лософов», наподобие легендарной державы Христиана Розенкрейца. Такой образ жизни был, по-видимому, органичен для Бруно, бывшего космополитом в самом высоком смысле этого понятия, гражданином не только обитаемого мира, но и всей Вселенной, как это эмоционально выражено в Изгнании торжествующего зверя: «...За свою великую любовь к миру он - гражданин и слуга мира, сын Отца-Солнца и Матери-Земли - должен выносить от мира ненависть и проклятия... Но, в ожидании своей смерти, своего перевоплощения, своего изменения, да не будет он праздным и нерадивым в мире!» Его родина, итальянская провинция Кампанья, еще с древности считалась чуть ли не колыбелью европейской магии, а в окрестностях Нолы, родного города Бруно, размещалась даже мнимая гробница поэта Вергилия, которого в ту эпоху не без влияния Данте твердо считали великим магом и духо-видцем. Земным отцом Бруно был разорившийся мелкий дворянин, по образу жизни мало чем отличавшийся от окрестных крестьян. Перво-начальное образование будущий философ получил в частной школе в Неаполе, и, по-видимому, тогда же состоялось и его первое приобщение к тайнам оккультизма и мистики: в начале 1560—х годов в Неаполе была основана и быстро получила широкую известность так называемая Академия тайн Природы, обязанная своим возникновением местному аристократу Джамбаттиста делла Порта (1541 — 1615), прославившемуся впоследствии также фундаментальным сочинением «Естественная магия» (1589). Юный Бруно, бе-зусловно, встречался с делла Порта и нахо-дился целиком под обаянием его идей, а тот уже после гибели философа описал его, не называя по имени, в своем сочинении «Искусство памяти», где охарактеризовал его как человека, наделенного феноменальными интеллектуальными и мнемоническими способностями.
Горячо желая продолжить обучение, но не имея достаточно средств, Бруно был вынужден поступить в монашеский орден доминиканцев (своих будущих палачей), который принял на себя его дальнейшее содержание и обучение; известна и точная дата принятия им пострига - 15 июня 1565 г. Его монашеская жизнь длилась ровно десять лет, причем ее начало и конец были отмечены характерными инцидентами: уже в следующем году ему было сделано строгое внушение за «неуважительное отношение к святым образам», т. е. иконам, а девятью годами позже возникло значительно более серьезное дело о нелегальном хранении «еретических» книг и пропаганде таковых же взглядов, после чего Бруно, не желая оправдываться перед руководством ордена, бежит из Неаполя в Рим, а затем на север Италии, где церковный контроль был несравненно менее строгим. Рассказывая впоследствии судьям об этом периоде своей жизни, он упомянул о своем первом печатном сочинении под названием Знамения времени, никаких иных сведений о котором не сохранилось; по-видимому, это была какая-то брошюрка-однодневка с астрологическими предсказаниями на злобу дня, утонувшая в море аналогичных опусов.
Дальнейший путь Бруно лежал все дальше на север - сначала в Швейцарию, откуда он был вскоре изгнан по настоянию кальвинистских пасторов, а потом в Париж. В Париже он сумел добиться благосклонного внимания со стороны короля Генриха III, одного из самых странных и романтических монархов своего времени, падкого на все оккультное. К началу парижской жизни Бруно (1581) относятся его первые сохранившиеся печатные публикации,
посвященные в основном искусству магической мнемотехники (Песнь Цирцеи, О тенях идей, Луллиево искусство). Резкое обострение религиозного конфликта во Франции в середине 1580—х годов, вынудившее, в част-ности, покинуть Париж коронованного покровителя Бруно, заставило и самого философа бе-жать из Франции в Англию. Не исключено, что ему была доверена королем Генрихом, искавшим поддержки в борьбе против воинствующего католицизма, некая тайная дипломатическая миссия, о результатах которой ничего не известно, но которая обеспечила ему финансовое и иное покровительство со стороны французского посольства.
«Лондонский» период его жизни (1583— 1585) принято считать наиболее спокойным и плодотворным в творческом отношении. Именно здесь, в стороне от раздиравших Европу религиозных войн и политических потря-сений, он наконец смог вполне собраться с мыслями и воплотить в жизнь давно задуманный им проект: написать цикл сочинений, которые сегодня отнесли бы к жанру «философской публицистики» — Изгнание торжествующего зверя, Великопостная вечеря (в рус. переводе — Пир на пепле) и О героическом энтузиазме, рисующих в смелых поэтических образах картину одушевленного, вечно подвижного и становящегося Космоса, неотъемлемой и вовсе немаловажной частью которого ощущает себя парящий на крыльях «божественного энтузиазма» философ. Его полуиронический-полусерьезный автопортрет яркими штрихами обрисован в предисловии к одной из работ того периода: «Джордано Бруно Ноланец, доктор самой изощренной теологии, профессор самой чистой и безвредной магии ..., признанный и с почетом принимаемый философ, всюду у себя дома, кроме как у варваров и черни, пробудитель спящих душ, усмиритель наглого и упрямого невежества, провозвестник всеобщего человеколюбия, предпочитающий итальянское не более, нежели британское, скорее мужчина, чем женщина, в клобуке скорее, чем в короне ...; нет человека с более мирными помыслами, более обходительного, более верного, более полезного; он не смотрит на помазание главы, на начертание креста на лбу, на омытые руки, на обрезание, но только лишь на образованность ума и души. Он ненавистен рас-пространителям глупости и лицемерам, но взыскан честными и усердными, и его гению самые знатные рукоплескали...»
Однако роковое неумение приспосабливаться к конкретным жизненным обстоятельствам, являющееся неизбежной оборотной стороной «героического энтузиазма», вскоре и здесь дало о себе знать, — из-за своей избыточной полемической резкости Бруно теряет знатных покровителей и меценатов и вынужден вновь уехать во Францию, а оттуда — в Германию. В разъездах по ней и по сопредельным областям ему суждено было провести последние шесть лет своей свободной жизни. Именно в Германии ему посчастливилось найти наиболее постоянных своих издателей (франкфуртская фирма Иоганна Вехеля) и самых преданных учеников, один из которых — Иероним Бесслер сопровождал его практически до самого ареста. Здесь же им было на-писано несколько «философских поэм», таких как О монаде, числе и фигуре или О безмерном и неисчислимом, отличающихся от сочи-нений лондонского периода несравненно более сложной и запутанной структурой и более темной манерой выражения мыслей. В этих и других сочинениях последнего периода Бруно пытается максимально развить и уточнить основные идеи и принципы своей «философской религии», но достигает, пожалуй, обратного эффекта вследствие крайней тяжеловесности изложения.
Обстоятельства, приведшие Бруно к возвращению в Италию, последующему аресту местными властями и выдаче римской Инквизиции, до сих пор являются предметом многочисленных дискуссий и на основании имеющихся в распоряжении исследователей источников не могут быть прояснены в полной мере. В некоторых работах высказывается мысль, что он искал примирения с церковью в лице Доминиканского ордена, которому он считал себя во многом обязанным, и даже будто бы соби-раля посвятить одно из своих сочинений римскому папе, однако такое примирение, безусловно, не могло состояться без признания Бруно основных догматов католической веры, многократно осмеянных в его сочинениях и прямо либо косвенно отвергнутых им во время допросов. Поэтому более уместным выглядит предположение Ф. Йейтс, что Бруно в планах гипотетического «тайного общества» отводилась примерно та же роль, которую позднее сыграл в протестантских странах предполагаемый автор розенкрейцеровских манифестов Иоганн Андреа, - он должен был создать на своей родине, в этой цитадели католичества, где в то же время были необычайно сильны и реликты «языческого» мироощущения (пожалуй, сильнее даже, нежели в любой другой католической стране), некую тайную ячейку, в которую предполагалось вовлечь наиболее близких и проверенных единомышленников. Эта ячейка должна была позднее сделаться ядром планировавшейся Бруно и его оставшимися в тени инспираторами «великой и всеобщей реформации человеческого рода» на принципах «естественной религии» (т. е. обновленного герметизма), которая должна была параллельно подготавливаться и разворачиваться в католических и протестантских государствах; однако арест и казнь Бруно сделали это намерение неосуществимым, и идея этой эзотерической Реформации вновь всплыла лишь полтора десятилетия спустя — в той самой Германии, где философ провел последние годы своей скитальческой жизни и откуда столь внезапно переместился на свою родину. Кстати, именно в Германии Бруно впервые встретился с венецианским патрицием Джо-ванни Мочениго, объявившим себя его учеником и последователем его философии и за-манившим его в хитроумно расставленную ловушку. По прихоти судьбы, первый же соотечественник, с которым «героический энтузиаст» намеревался приступить к осуществлению своего великого замысла, оказался провокатором...
По-видимому, подлинные намерения экс-монаха стали каким-то образом известны в Ватикане, и против него была спланирована тщательно разработанная операция, осуществленная таким образом, чтобы во избежание смущения умов соотечественников истинные цели и намерения этого столь опасного, с точки зрения церковных властей, человека сохранились в тайне, а в качестве формального обоснования для преследования были выдвинуты второстепенные и явно надуманные предлоги (вплоть до чисто уголовных - ему даже вменялось в вину убийство какого-то монаха!) Когда же эти обвинения не возымели действия, и венецианские власти, не посвященные в истинную подоплеку событий, первоначально отказали в выдаче Бруно Риму, вмешался персонально папа Климент VIII и поставил город, в случае если решение не будет пересмотрено, перед угрозой интердикта, т. е. коллективного отлучения, что выглядело бы достаточно нелепо, если бы речь шла просто о «странствующем философе». В результате правительство Венеции, совершенно не ожидавшее подобного давления, было вынуждено нарушить свято соблюдавшийся в тече-ние столетий принцип — не выдавать римской Инквизиции политических и религиозных диссидентов, и в первый раз приняло решение об удовлетворении ходатайства папского нунция. Бруно был передан Риму (в феврале 1593 г.) и спустя семь лет публично сожжен на печально знаменитой площади Цветов (Кампо ди Фьоре). Очевидец экзекуции писал в частном письме, выражая общее мнение благочестивых католиков, что Бруно «защищал все без исключения ереси, когда-либо проповедовавшиеся»...
Как уже говорилось, о ходе следствия против Бруно сохранились лишь весьма разрозненные и не внушающие особого доверия сведения, поэтому Ф. Йейтс и другие согласные с ее концепцией авторы вынуждены в значительной мере опираться на собственную реконструкцию этих событий. Как бы ни относиться к этой концепции, которая до открытия всех, возможно, еще хранящихся в Ватиканских архивах секретных данных, вряд ли сможет быть однозначно подтверждена или опровергнута, однако необходимо признать, что объективно Бруно как нельзя более подходил для выполнения предначертанной ему миссии: подобное сочетание столь выдающихся интел-лектуальных и волевых качеств, которые демонстрировались им на всех этапах жизненного пути, выглядит действительно феноменальным. (Хотя, к примеру, итальянский биограф БруноЛ. Фирпо, напротив, считает его «совершенно неподходящим для столь трудного, тонкого и опасного дела. Раздражительный, вспыльчивый, подверженный припадкам бешенства, во время которых он говорил вещи, приводившие людей в ужас, он не обладал тем магическим личным обаянием, к которому стремился, и своими дикими вспышками портил всю свою проповедь».) Как бы там ни было, но есть самые серьезные поводы задуматься о том, что все, известное до сих пор об этой необыкновенной личности, является не более чем верхушкой айсберга. Но имеют ли опору эти рассуждения в творениях самого Бруно, вычитывается ли из его философ-ско-поэтических трудов нечто такое, что могло бы наглядно подтвердить и оправдать все возведенные вокруг его имени хитроумные построения, цель которых — подтвердить ключевой тезис эзотерических интерпретаторов наследия Ноланца: «Джордано Бруно — герметический маг самого крайнего толка, одержимый идеей герметической религиозной миссии»?
Во избежание каких-либо недоумений сразу отметим, что под «герметизмом» в XV— XVII веках подразумевалось не конкретное культурно-историческое явление эпохи поздней античности, а нечто несравненно более глобальное и всеобъемлющее, охватывающее собою весь комплекс «тайных наук», в первую очередь магию, алхимию и астрологию, а также всю «античную теологию и философию», воспринимавшуюся в ту эпоху как некий синтез идей Платона и Каббалы. Подобное расширенное понимание герметизма мы находим у непосредственных духовных пред-шественников Бруно, таких как Пико делла Мирандола, М. Фичино или И. Рейхлин; разделял его и сам мыслитель, правда, внесший в свое истолкование «гермесовой мудрости» по крайней мере две существенные новации - он поставил себе целью увязать эту мудрость с современными ему открытиями в области естествознания (среди которых на первое место выдвинулась, конечно, гелиоцентрическая теория Н. Коперника), и одновременно полностью отмежевался от всего, что могло бы в рамках этой системы в той или иной степени соотноситься с христианским вероучением. По острой, но верной характеристике А.Ф. Лосева, Бруно «с точки зрения правоверного католичества был, конечно, полный перерожденец, которого не мучила никакая христианская совесть, ... антихристианский неоплатоник и антицерковник в последней глубине своего духа и совести». И действительно, перечитывая сочинения Бруно, вновь и вновь убеждаешься в том, что христианство не было нужно ему ровным счетом ни для какой надобности, а воспринималось лишь как досадная помеха на пути к достижению высших откровений и состояний сознания. Знаменитый жест отвержения распятия, поднесенного Бруно уже на костре, чтобы в самый последний момент попытаться склонить его хотя бы к видимости компромисса с церковью, выглядит более чем уместной логической точкой в конце «земного странствия».