Максимум Online сегодня: 643 человек.
Максимум Online за все время: 4395 человек.
(рекорд посещаемости был 29 12 2022, 01:22:53)


Всего на сайте: 24816 статей в более чем 1761 темах,
а также 358422 участников.


Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Вам не пришло письмо с кодом активации?

 

Сегодня: 25 04 2024, 12:16:22

Сайт adonay-forum.com - готовится посетителями и последователями Центра духовных практик "Адонаи.

Страниц: 1  | Вниз

Опубликовано : 17 10 2009, 02:57:59 ( ссылка на этот ответ )

Бейли Алиса (собств. имя - Алиса Ла-Троуб Бейтман, 16.06.1880-15.12.1949): Небесные учителя человечества
 



Подобно Анни Безант, которая была наиболее яркой и представительной фигурой во втором поколении западноевропейских теософов, Бейли предстояло сыграть соответствующую роль в следующем, третьем, поколении (деятельности супругов Рерих мы не касаемся). Наилучшую оценку своего вклада дала, пожалуй, сама Бейли в неоконченной Автобиографии, подводя итоги своей многолетней деятельности по популяризации собственной версии «тайной доктрины» в средних и высших слоях англо-американского общества: «Я попыталась сделать профессию (sic!) оккультиста респектабельной и, к своему удивлению, добилась успеха... Это сыграло положительную роль для оккультного движения, так как сегодня мировой оккультизм имеет вполне респектабельную репутацию, и множество достойных людей вовлечены в его орбиту...».


И действительно, трудно вообразить себе более полное и законченное олицетворение имиджа «профессионального оккультиста», чем эта бывшая евангелистская проповедница. Оккультизм вообще и теософия в частно-сти, сопровождавшаяся, как известно, в первый период своего существования чередой непрерывных скандалов, обрели в ее интерпретации в высшей степени благопристойный, закругленный и, пожалуй, даже академический вид. Многочисленные сочинения Бейли могут даже скорее, чем «Тайная Доктрина» Блаватской, претендовать на роль «Священного Писания» теософов, поскольку написаны таким назидательным, доктринерским и схоластическим языком, в сравнении с которым стихийный поток сознания основательницы теософского движения представляется верхом путаницы и непоследовательности. Не удивительно, что сочинение под противоестественным, на наш взгляд, заглавием Эзотерический катехизис тоже вышло из-под пера Бейли, приложившей немало усилий для превращения теософии в замкнутую догматическую систему.


По своему менталитету автор вышеупомянутого Катехизиса была чистейшим порождением викторианской эпохи и до глубины души прониклась ее условностями и жизненными ценностями. О своих родителях Бейли снисходительно отзывалась как о «достойных, но довольно скучных людях», что в общем можно принять на веру. Ее отец, крупный инженер, умер рано и оставил семье довольно значительное состояние, позволявшее сестрам Бейли до поры до времени избегать неприглядных сторон бытия. Бейли, считавшаяся в семействе «неудачницей», очень рано обнаружила в себе задатки религиозного проповедника и начала активно посещать собрания различных евангелических миссий. В 22-летнем возрасте ее направили в Индию вести религиозно-воспитательную работу в колониальных войсках и, скорее всего, именно тогда произошло ее первое соприкосновение с теософией и оккультизмом. В Автобиографии она, правда, описывает удивительное событие, якобы приключившееся с ней еще в 1895 году, — визит таинственного Тибетца, Учителя Кут-Хуми, олицетворяющего ее «высшее Я». Тибетец сообщил, что он «очень близок к Христу» и несет с собой «совершенное учение Любви-Мудрости», по пути которого отныне должна пойти и Бейли.


Более активно контакты с Тибетцем стали налаживаться лишь в разгар Первой мировой войны, когда Бейли вследствие слабого здоровья, неудачного замужества и других жизненных неудач утратила свой первоначальный социальный статус и впала в состояние, близкое к нищете. Работая в то время на консервном заводе, она ощутила неожиданный прилив интереса к теософии и начала под руководством земных и космических наставников активно штудировать «Тайную Доктрину», вызвавшую у нее первоначально неоднозначную реакцию: «Я полюбила эту книгу и не могла оторваться от нее, но в то же время она казалась мне такой дурно написанной, непонятной и бессвязной...». Чем глубже Бейли вовлекалась в деятельность Теософского общества, тем более отчетливыми становились ее представления о «великом Божественном Плане, на котором зиждется все мироздание» и в котором и ей отведено далеко не второстепенное место. Одновременно с этим у нее вызрело намерение создать что-то вроде раз-вернутого комментария к «Тайной Доктрине» и другим трудам Блаватской, где важнейшие идеи основательницы теософии могли бы быть представлены в более упорядоченной, систематизированной, и, самое главное, модернизированной форме, чтобы они по форме и по содержанию сделались доступными представителям «среднего класса» и не входили в черезчур демонстративное противоречие с традиционными христианскими ценностями. Нечто подобное пыталась в свое время сделать и А. Безант, однако ее политический радикализм и безоглядная ориентация на Восток отпугивали многих потенциальных союзников и единомышленников. Бейли учла ее опыт, как позитивный, так и негативный, и ре-шительно приступила к «реформации» в рядах теософского движения.


В качестве определенного противовеса штаб-квартире «восточных» теософов в Адь-яре (пригород Бомбея) ею совместно с новым мужем Дж. Фостером Бейли, тоже активным теософом, была в 1923 г. основана собственная нью-йоркская эзотерическая школа (Arcane School), в течение следующего десятилетия трансформировавшаяся в весьма влиятельное и разветвленное «Международ-ное движение доброй воли», имевшее к началу Второй мировой войны отделения в 19 странах на обоих полушариях. К этому времени ею была в целом выполнена и другая задача первостепенной важности, — создание корпуса текстов, развивающих теософское учение в указанном выше духе (в общей сложности ей принадлежит более 20 книг, распространением которых занимается международная издательская корпорация Lucis Trast). Ее рвение не укротила даже угроза раскола между «Западниками» и «восточниками», который стал свершившимся фактом в 1939 г. Надо сказать, что Бейли, наделенная от Бога незаурядными педагогическими, проповедническими и предпринимательскими (но только, увы, не литературными!) талантами, справилась с изначально намеченными ею планами, что называется, по полной программе: под ее руководством была создана значительно модернизированная версия Теософского общества, опирающаяся прежде всего на «богоискателей» из респектабельных слоев, желающих ощущать себя одновременно и христианами, и «посвященными» в эзотерические таинства Востока. В определенном смысле деятельность Бейли может быть уподоблена деятельности Р. Штейнера, но на значительно более ограниченном духовном пространстве. Ограничения проистекают из того, что ее мышление могло оперировать не философскими и даже не мифологическими, а лишь сугубо оккультными и теософскими категориями, да ' еще с весьма заметным привкусом христианского догматизма (остаточные следы пуританского воспитания); этим и объясняется та зашоренность и ярко выраженная боязнь выйти за пределы раз и навсегда усвоенного круга представлений, которые характерны для большинства ее работ.


Основанная ею Arcane School является одним из наиболее удачных в практике новейшего мистицизма примеров эффективно дополняющих друг друга теории и практики. К настоящему времени через нее прошло около 40 тыс. человек. Основные принципы деятельности школы, структурно и функционально весьма напоминающей масонскую ложу (в ряде мест даже фактически произошло сращивание между ее региональными отделениями и масонскими организациями), были изложены Бейли в следующих пунктах: 1) в нее могут быть приняты лишь те, кто уже воспринял в общих чертах теософское учение в версии основательницы школы и ознакомился с ее трудами; 2) главная задача школы — научить людей освоить правильный путь ускоренного эволюционного развития; 3) ученики должны верить в существование высшей Духовной Иерархии и в возможность личного контакта с ее представителями; 4) они также должны усвоить, что все человеческие души представляют единое целое; 5) школа является организацией абсолютно внеполитичной, интерна-циональной и не имеет ничего общего с обычными религиозными сектами; и, наконец, «школа не вырабатывает теологические догматы, но просто учит первичной мудрости». В школе семь степеней, в соответствии с семью уровнями космической иерархии; на высших степенях ученики получают доступ к собственно эзотерическому учению и соответ-ствующим психотехникам, являющимся ее know-how.

Опубликованные сочинения Бейли и ее мужа — это, по существу, введения в определенные курсы теоретической и прикладной теософии, предназначенные для учеников на различных уровнях духовной самореализации. Автор постоянно подчеркивает, чти их следует воспринимать именно как «введения», поскольку такое основательное знакомство с эзотери-ческими таинствами может быть осуществлено лишь под непосредственным контролем со стороны духовных наставников на высших степенях посвящения, а для «просто» интересующихся «гораздо опаснее знать слишком много, чем слишком мало» (Посвящение человеческое и солнечное, с. 5). Поэтому даже те, кто самым внимательным образом ознакомится со всеми пунктами, подпунктами и параграфами, по которым Бейли с удивительной дотошностью сумела разложить откровения Махатм, Тибетца, Е. Блаватской и других земных и небесных Учителей, все же рискуют остаться в неведении относительно самой существенной и принципиальной части ее учения. Это, впрочем, практика, совершенно ес-тественная для всех эзотерических школ, и никаких претензий к автору по этому поводу возникать не может.
Несмотря на всю конспективность изложения, труды Бейли несут в себе обширную и чрезвычайно ценную, хотя в достаточной степени «зашифрованную» информацию по самым разным аспектам тайноведения: магии, астрологии, психологии, духовному целительству, паранормальным феноменам, строению Вселенной, загадкам прошлого и т. п. Но самая близкая и волнующая Бейли тема — это, бесспорно, Космическая Иерархия, ставшая у поздних теософов настоящей idee fixe. Структура и деятельность «Ложи Великих Космических Учителей», которой на земном плане руководит Ману, и в состав которой входят Мельхиседек, Иисус Христос, Серапис, Махатмы Мория и Кут-Хуми и другие столь же почитаемые Великие Посвященные, описывается ею во многих сочинениях и в самых мельчайших деталях и подробностях, как будто именно в этом и заключается истинная суть и последняя тайна теософского учения. Причины подобного отношения к теме «Космических Посвятителей человечества» кроются, несомненно, в том, что сама основанная Бейли организация мыслилась ею как земная «проекция», отображение Космической Иерархии; причем основные принципы взаимодействия между «небесными» и «земными» учителями определяются ею следующим образом: «Позиция, занятая духовной Иерархией на нашей планете, заключается в том, что в процессе формирования находится группа, которая содержит в себе ядро грядущей мировой цивилизации и характеризуется качествами, которые будут отличать эту цивилизацию в течение следующих 2500 лет... Эта группа действует как бесспорный посредник между духовной Иерархией нашей планеты и человечеством в целом. Через них Учителя Мудрости, под руководством Христа, осуществляют глобальные планы мирового спасения», (Автобиография, с. 186).
В заключение следует отметить, что движение, основанное Бейли и вдохновляющееся ее идеями, является важной составной частью комплекса так называемых «новых религий», известных под общим названием New Age.
 

* Alice_Bailey.jpg

(6.18 Кб, 148x197 - просмотрено 2380 раз.)

Последнее редактирование: 12 12 2011, 23:06:03 от Administrator

 

 

Страниц: 1  | ВверхПечать