Иудаизм о расточительстве своего и присвоении чужого имущества
Тора запрещает бездумно разрушать любой полезный предмет, поскольку заповедь учит: “Если долгое время будешь держать в осаде какой-нибудь город, чтобы завоевать его и взять его, то не порти дерев его, от которых можно питаться, и не опустошай окрестностей, ибо дерево на поле не человек, чтобы могло уйти от тебя в укрепление”. (Втор. 20:19). Тот, кто, не щадя ломает мебель, бьет посуду, рвет одежду или выбрасывает еще съедобную пищу, виновен в нарушении этой заповеди.
Кроме того, если он поступает так в гневе, считается, что он совершил идолопоклонство. Нельзя ничего разрушать, над чем можно произнести благословение, поскольку написано: “Так говорит Господь: когда в виноградной кисти находится сок, тогда говорят: “не повреди ее, ибо в ней благословение…” (Ис. 65-8).
Всякое разрушение запрещается, если оно совершается бесцельно. Если есть какое-нибудь причина, или обоснование, тогда разрешается. Если имущество угрожает здоровью, то тогда, кончено, лучше его уничтожить, чем оно уничтожит здоровье.
Подобным образом запрещается причинять вред, или разрушить имущество других, или делать что–то, что может как-то вызвать такое повреждение. Если некто причинит убыток другому человеку, то он должен возместить это убыток, поскольку написано: “ Кто убьет скотину, должен заплатить за нее, скотину за скотину” (Лев. 24:18).
Присвоение чужого имущества
Запрещено грабить, красть или незаконно присваивать какое бы то ни было имущество или деньги, поскольку есть заповедь: “ Не крадите, не лгите и не обманывайте друг друга… Не обижай ближнего твоего и не грабительствуй. Плата наемнику не должна оставаться у тебя до утра. “ (Лев. 19:11, 13).
Поэтому нужно остерегаться незаконного присвоения каких бы то ни было денег или имущества, даже если это мелочь, кому бы она не принадлежала – ребенку или взрослому.
Запрещено красть что-либо ради шутки, или что бы подразнить кого-то, даже если шутник сразу же собирается вернуть украденное. Потому что пророк говорит: “Если этот беззаконник возвратит залог, за похищенное заплатит, будет ходить по законам жизни, не делая ничего худого, – то он будет жив, не умрет “ (Иез. 33:15), из чего мы узнаем, что такая кража считается злом, даже если вор с самого начала намеревался заплатить за украденный предмет или вернуть его.
Заповедано возвращать вещи, которые незаконно находятся в нашей собственности, поскольку Тора гласит: «согрешив и сделавшись виновным, он должен возвратить похищенное, что похитил, или отнятое, что отнял, или порученное, что ему поручено, или потерянное, что он нашел» (Лев. 5:23).
Если украденный предмет цел и невредим, его необходимо вернуть, в противном случае, надо возместить его стоимость. Если хозяин украденного предмета уехал, на пример, в далекий город, то нет необходимости относить ему украденный предмет, но обязательно надо сообщить ему об этом так, чтобы он смог приехать и забрать его. Если хозяин умрет, предмет надо вернуть его наследникам.
Если вору или обманщику уже некому вернуть украденное, то он фактически не может искупить свое преступление. Однако он должен приложить все усилия и потрудиться для общего блага и для нужд других, чтобы принести какую-то пользу своим жертвам хоть опосредованно. Если возможно, он должен также сделать публичное признание и попросить прощения.
Запрещено скупать краденное, поскольку, таким образом, человек сам становится сообщником вора и тем самым побуждает его красть еще. По этому поводу написано: “ Кто делится с вором, тот ненавидит душу свою; слышит он проклятие, но не объявляет о том. “ (Притчи 29:24).
Подобным образом запрещено пользоваться ворованным или извлекать какую бы то ни было выгоду из него. Поэтому нельзя покупать ничего, что даже похоже на ворованное или приобретенное нечестным путем. Тот, кто связывается с ворованным, сам считается вором, и ему очень трудно раскаяться.
Наставления раввина Каплана из книги «Справочник по еврейской мысли» перевел с англ. Дхармалингам