Мужская традиционная культура. Сказ о Бузе.История и сущность Бузы.Буза – это школа русского рукопашного боя, впитавшая в себя опыт и дух русской северо-западной воинской традиции. Средой её бытования до второй половины ХХ века являлись деревенские «артели»/ «партии»/ «ватаги» кулачных бойцов, «шаечки» хулиганов, парни-«отлёты», атаманы, пока не развалился уклад жизни деревенской общины и часть народа не переселилась в города. Городская культура захватывала умы молодежи, а деревня лишалась притока свежих сил. Тогда традиция передачи борьбы стала угасать. Но память об этом жива до сих пор. И когда усилиями энтузиастов-исследователей Тверского Государственного Университета за 90-е годы ХХ века был собран обширный материал, традиция борьбы, восходящая к новгородским дружинам и повольникам северного казачества, была обобщена и систематизирована. Большой вклад в это дело внес князь Борис Васильевич Голицын, носитель древнего родового воинского наследия, передавший свои знания инструкторам бузы. Так народное достояние рукопашного боя получило второе рождение, но уже в условиях городской среды.
Символом школы стало «Сердце воина», где изображены два сцепившиеся в схватке волка. Идейно-образное содержание отражает сражение Кривды с Правдою в образах зверей, пока Правда не победила в образе волка. Основной смысл: «Кривда борется против Бога, и поле битвы – сердце человека», об этом напоминает крест на эмблеме.
В настоящее время Буза – это мощная система подготовки, широко известная в России и находящаяся на стадии своего роста и совершенствования. Она обладает достаточно высоким потенциалом для физического и духовного воспитания подрастающего поколения. Духовно-нравственным стержнем Бузы является православие, а философия самосовершенствования, присущая данной системе, предполагает умение выжить, защитить себя от врагов, сохранить свой род и свою культуру.
Целеустремленность лидеров, высокая степень организации, масштабность, своя манера движений, отточенные теоретические и практические наработки, физические и психические методы подготовки и закалки бойцов создают индивидуальный подчерк этой школы. «Солью» пота и крови, обильно орошавших за века землю-кормилицу, является трудовой и боевой опыт предков наших. А заключен он в двигательных связках (покач, бузовка, вкручивание, сполох, толкушка и др.) и ритмах, создающих определенный душевный настрой и уникальную манеру исполнения, а также прилагаемых к ним действий индивидуального (удары, коленца и др.) и группового назначения. В основе их заложена простота, естественность и практичность, используются знания о психофизиологических особенностях организма и строении опорно-двигательного аппарата человека.
Сегодня Буза преподается более чем в 20 областных центрах России и за рубежом, и её популярность продолжает расти. Более десятка отрядов спецназа взяли технику бузы на вооружение и проверили на практичность в «горячих точках» нашей страны. Это не только боевое искусство, включающее в себя различные способы боя, обучения и состязания мужчин, но и общероссийское общественное движение. Его руководителем является президент «Центра традиционного русского боевого искусства», ведущий специалист по бузе, этнограф, кандидат исторических наук, автор ряда книг и статей по традиционной русской культуре – Григорий Николаевич Базлов. Наиболее родственные традиции: "Спас" - система боя запорожских казаков, "капоэйра" – бразильская система боя.
Предыстория.Рассмотрим две психологические связки, которые лежат в основе конфликтов и соперничества – «мое/твое», «свой/чужой».
«Мое/твое». Уже в малом возрасте неоднократны случаи во время игр, когда двое малышей тянут, каждый в свою сторону, приглянувшуюся игрушку, кричат, отбирают друг от друга, дерутся. Но стоит только третьей стороне (отцу, матери) убрать ее от них, как мир восстанавливается и игра возобновляется с новой силой. В зрелых летах, тяжбы возникали из-за имущества, женщин, земли. Российское государство рождалось в тяжелых для народа междоусобных войнах (междоусобицах) князей, ослаблявших Русь, пока окончательно не собралось в державу под властью Москвы. Эти примеры лежат на поверхности. А если смотреть глубже, то здесь причина даже не в самом предмете спора, а в эмоционально-волевом заряде – самоутверждении и лидерстве, в постоянном желании быть впереди, быть первым, быть победителем «во всем», быть выше других в социальном плане. Здесь встает вопрос о нищете, обитающей не вокруг нас, а внутри. Ведь если человек «нищий в душе», то собери он все богатства и власть мира – ему всего будет мало – жажда обладания неутолима. Эта цель ради цели не более чем фарс, она лишена жизни, так как не обращена к людям, к нуждам конкретного человека. Так «больше/меньше» – количественный показатель связки «мое/твое» – это деньги и власть (иметь как можно больше). А качественный показатель – это духовность, когда человек, добившись определенных результатов, осознает уровень достаточности своего благосостояния, «на тот свет не возьмешь с собой и ломаного гроша», и обращает свое внимание на защиту и помощь ближним, «да не оскудеет рука дающего». Поэтому важны высокие цели: либо ты сидишь на куче золота теша свое самолюбие, либо помогаешь делами своими людям.
Кроме того, следует знать: психологическая связка «мое/твое» свойственна для круга своих. «Мое пополняется за счет твоего» – система перераспределения ценностей внутри группы. Чужаков к распределению благ не допускали, они даже косвенно претендовать на что-либо не могли. Во внутренние разборки посторонних не приглашали, опасаясь зависимости – все решали в своём кругу по своему разумению.
«Свой/чужой». Это психологическая связка лежала в основе системы отношений между людьми, между людьми и миром, а направлена она на выявление угрозы смерти сородичей через лишение достатка, свободы и жизни. Чужой был олицетворением смерти, его девиз для тебя: «Не живи!» Он имел три ипостаси: мог оказаться своим, стать гостем/ посланцем богов: «Гость в дом, Бог в дом» или обернуться врагом. В каждом случае своя стратегия отношений: свой включался быт общины, гостя временно принимали как своего – хозяин предоставлял кров, пищу и защиту, а врага ликвидировали согласно обычаям и законам.
Как происходило обучение на деревне?Умение защиты и нападение ценилось среди своих, потому что подготовленный человек мог постоять как за себя, так и за других перед чужаками. Своих в обиду не давали. Крик: «Наших бьют!», мог поднять на защиту одного человека всю деревню. Чужих, заезжих людей проверяли на крепость духа, на стойкость, выявляли враждебность намерений, провоцировали на драку, чтоб поучить, побить, чтоб не совались, куда не следует, проверяли готовность постоять за себя, выявить характер пришлого человека, поставить его на место. С древних времен на уровне бытовых отношений в обычае было воспитание деревенскими общинами воинов.
Детей обучали разнообразным навыкам через игры и забавы. Вначале они носили спонтанный, подражательный взрослым характер, а потом все большую роль в играх приобретали наставники – старшие братья, деды, дядья, отцы. Игры давались как на приобретение определенных качеств (силы, ловкости, меткости, сметливости и т.д.), так и на групповое сплочение, умение действовать слаженным коллективом, исходя из поставленных условиями игры задач. Дети с раннего возраста распознавали границу «свой/чужой», оповещали взрослых при возникновении малейшей опасности приближения чужаков.
Для подросткового возраста были характерны различные формы группирования ребят. Со временем они перерастали или вливались в молодежные объединения, носивших местные названия – партии, шаечки, ватаги и т.д. Жизнеспособность их определялась сменой состава. Они постоянно отслеживали подростков и рекрутировали в свои ряды пополнение, так как отток парней в армию, на учёбу, заработки, через женитьбу ослаблял их. Если парень входил в сильную команду, то его остерегались трогать другие. Можно было на сильный отпор нарваться и «костей не собрать». Если не входил, то «его грех не обидеть» было. К определенному возрасту все должны были по партиям разойтись. Приветствовался общинный дух – все горой были «за други своя», индивидуализм не поощрялся, «один в поле не воин». Так как вместе было больше шансов на выживание. Ценилась круговая порука: «один за всех и все за одного». Объединяющим моментом была сходность характеров, интересов и родственные связи. Здесь уже обучение носило целенаправленный тренировочно-состязательный характер на развитие бойцовских качеств, умение выходить из сложных тупиковых ситуаций, проявлять смекалку и иметь определенный душевный настрой.
Сама молодежная среда вырабатывала у парней осторожность, постоянную готовность к отражению нападения: соперничающие группировки между небольшими деревнями или внутри большого села постоянно «ерошили» друг друга, выясняли между собой отношения, «отстаивали» свою территорию.
Создавались различные ловушки и провокации для «лопухов» – по неопытности попавших впросак подростков. Местные парни порой побивали, прогоняли ребят из соседних деревень, зашедших на их угодья. Поэтому забредать на чужую территорию, оказаться без защиты своих товарищей было опасно. Так создавалась динамическая напряженность и боевая готовность ребят, нарабатывался опыт отношений.
«Нам хотели запретить По этой улице ходить, – Стены камены пробьём, По этой улице пройдём». «Нас побить, побить хотели На высокой на горе. А не на тех вы нарвалися, Мы и спим на топоре».
Предбрачный период – от подросткового возраста до женитьбы был самым активным судьбоносным этапом в жизни молодежи. Мужское взросление подразумевало освоение силовых форм поведения: от боевой подготовки до этических норм. А сама «сила» понималась как физическое/моральное преимущество перед соперником. Развлечения, игры, забавы «на силу» с элементами соревновательности и азарта, награды и наказания в традиционной молодежной компании носили демонстрационно-испытательный характер, где постепенно формировался авторитет среди товарищей и определялся статус внутри группы. Например, кто дальше пройдет на руках, за того лучшая девушка замуж выйдет. Такие качества как физическая сила, инициативность и способность постоянно одерживать верх в состязаниях выделяли атамана в партии как «сильную личность». Он являлся «душой» и «стержнем» единения и сплочения своей команды.
Мужская модель организации отношений «атаман - товарищи» была выстроена на основе силы и широко распространена от сельского самоуправления в общине до государственной власти в стране. Вся система силы воспроизводила социальную форму мужских инициаций. В межгосударственной политике напряжение соперничества за ресурсы и земли вскрывалось на войне, а в деревенской среде – во время праздничных драк. Парни одной деревни, улицы, одного конца (околотка) составляли партию, называли друг друга «товарищи», а партии постоянно соперничали между собой и регулярно на престольные и семейные праздники дрались – деревня на деревню, улица на улицу, стенка на стенку, – кулаками, палками и множеством специальных приспособлений. Эти силовые противоборства: борьба, драки и кулачные бои являлись основной формой предбрачной активности, средством самоутверждения и привлечения внимания девушек к себе. Таким образом, идея силы – «испытать силу», «померяться силою» – просматривается как одна из основных мужских статусных программ в организации межличностного/ межгруппового/ межгосударственного взаимодействия.
Женитьба – переходная черта прощания с молодечеством и вхождения во взрослую жизнь. Семейные мужики вели хозяйство, обеспечивали достаток своему дому, растили детей. Изменение их статуса позволяло участвовать им с товарищами в состязаниях, драках, борьбе только по праздникам, «до пролития первой капли крови». Например, знаменитые бои «стенка на стенку». Ведь праздник – это благодарность земле, богу за достаток, за возможность достойной жизни на свете, а пролитая кровь – это жизненная сила человека, пробуждающая силы природные, ценное пожертвование для сохранения существующего порядка вещей и отведения хаоса, разрушения и голода. Иное дело, когда на Русь приходили с войной чужеземцы. Тогда вспоминалась бурная молодость, и разгорались пожары партизанской борьбы с неприятелем-супостатом. Здесь объединяющим началом в свое время была православная церковь, вокруг которой различные деревенские объединения мужчин входили в «округ» и относились к одному приходу. Это воинское братство, скрепляемое соборной молитвой в общем храме, представляло собой серьезную боевую единицу и, наряду с подразделениями регулярной армии, систематично истребляло противника, источая его силы и деморализуя психологически. Так система «свой/чужой» ярко активировалась в ответственные моменты истории, объединяя силы земляков против захватчиков. А чтобы не быть голословным, расскажу семейную легенду об одном из своих предков по материнской линии. Звали его Матвей Пушмяк.
В «Смутное время» лихолетий, когда на русскую землю в начале XVII веке вторглись польские интервенты, повсюду вспыхивали очаги народного сопротивления захватчикам, в том числе и в нашем крае. И так, в 1611 году, где местом событий была территория нынешнего Абакановского сельсовета в Череповецком районе, пришли два польских отряда. Одним командовал пан Казимир, другим – пан Будимир. Отряд пана Казимира разбил лагерь у истоков небольшого ручья, впадавшего в речку Ягорба. С тех пор ручей стал называться Казимир и дал название деревне Казимир. Другой отряд стал лагерем близь с/с Абаканово, у ручья, впадающего в речку Кошта. Назван был ручей – Будимир. Оба польских отряда занимались грабежами. Казимир сжег село Пречистое, жители которого вскоре поселились невдалеке и назвали деревню Погорелка. Отряд Будимира ограбил деревню Слабеево и оттуда отправился к селу Пречистому. При выходе из деревни стояла мельница, крылья которой быстро крутились на сильном ветру. Поляки подожгли мельницу, её крылья загорелись, но продолжали вертеться, раскидывая горящие головни на соломенные крыши. Так сгорела деревня Слабеево. На дороге из Слабеево в Пречистую стояла деревня Лихачево. Жители этой деревни славились лихостью и храбростью. Они встретили незваных гостей дубинами и топорами. Завязался бой. Много погибло лихачевцев, но немало полегло и поляков. Особенно отличился в этом бою крестьянин Матвей Пушмяк. Вооруженный топором, насаженным на длинный шест, он рубил поляков направо и налево, но и сам пал, изрубленный саблями. На месте его гибели был поставлен крест, простоявший до 1918 года. Деревня Лихачево была полностью уничтожена. Уцелевшие жители укрылись в лесу и прорубили там широкую просеку – продел. На неё поставили новые избы. Деревня стала называться Подол. До сих пор в этих местах живут Пушменковы, считающие себя потомками павшего богатыря Матвея Пушмяка, а названия окрестных деревень, ручьев, лесов хранят память о поляках.
Как происходили кулачные бои в Вологодской области?Общий ход:
1. Подготовка к гулянию (обсуждение боев, хождение по дворам за неделю-две до праздников);
2. Начало гуляния (сбор возле атамана, при котором гармонист, проход по селу под песни и пляски, начинающиеся с ломания – это и разминка, и заводка на бой);
3. Выход на определенное место сбора с другой общиной (мост, горка, поляна, «круг», «пятачок», «кресты»);
4. Борьба и кулачный бой («один на один», «стенка на стенку», «каждый за себя»);
5. Окончание гуляния (примирение).
Приуроченность к празднику/гулянию. Драки обычно проходили зимой на беседах «из-за девок» и по большим (съезжим) праздникам, являясь кульминацией всего праздничного гулянья. Они носили обрядовый, ритуально-регулярный характер, показывали, на что способны парни. «Кулачные бои начинались с зимнего Николы и продолжались до Соборного Воскресенья… самый веселый разгул – на Масленицу», «на Троицу», «на Воздвиженье».
Подготовка. У ребят был заводила – атаман, который «шайку» собирал. Атамана выбирали по силе, по корпусу, по виду – бойкого. Девки любили бойких ребят. К дракам готовились заранее. Правила их были общеизвестны: не биться «по-увечному», «лежачего не трогать», «от драки не бегать»: от своих же потом и попадет.
Парни обучались различным ухваткам друг от друга и от старших наставников, нападению и защите в бою, мерялись силой между собой. Заготовляли оружие: тростки деревянные и железные, ножи, гирьки, кастеты, «наливахи», топоры. «У кого, на что совести хватит».
Деревенские парни вырезали себе деревянные тростки:
простые – для драк, а на выход – узорные, с резьбою. Украшали крестиками, елочками, черточками, шашечками, солнышками, змейкой и прочими знаками. «Ношение трости на молодежных гуляниях указывало на способность и готовность ее владельца постоять за себя, на его мужественность и удальство». «Тростки использовали в качестве оружия в праздничных столкновениях между парнями, как символ личного ухарства и молодечества». Могли выковывать трость из железного прута: одна сторона – пика, другая – ручка, загнута наподобие крюка, на нее «или опирались, или привязывали на поясе к ремню так, чтобы ее конец со скрежетом волочился по земле и поднимал пыль, что должно было служить вызовом для противника».
Для драк изготовляли также «дубинку» или «кий» из дуба – толстую, тяжелую палку с круглым набалдашником, на которую могли опираться при ходьбе.
Использовались гирьки. Их привязывали у локтя резинкой: не надо было искать камня, «просто ее выкидывали, хватали и били ею». Использовали «наливахи» (вроде кастета), которые надевали на резинке на ладонь. Камни в карманах носили. Могли просто использовать поленья или выламывали колья из забора и махали ими, «как овин молотят».
Кроме оружия и владения им нужно было и себя подбодрить и противника устрашить и впечатление на народ произвести. Поэтому и частушки запоминали, наигрыши изучали, пляски насматривали. Говорили, что перед дракой парни «плясали, как глухари на токовище» - «с этого и начиналась драка». Особая роль тут гармонисту отводилась – завести игрой свою партию, настроить на драку, включить боевой дух. Чтобы настроить свою команду на боевой лад и устрашить противника требовался хороший игрок. Это был своеобразный ритмизатор, помогавший укрепить/ сонастроить разрозненные душевные состояния в единый «командный дух», сплотиться для победы, собрать силы «в единый кулак». Само гуляние с игрой на гармошке, пением частушек, пляской способствовало ярению парней и постепенному вхождению в раж, определенному душевному настрою на бесстрашие, нечувствительностью к боли и травмам. Возникал своеобразный драковый запал.
Зачин и последовательность включения в драку её участников. В Белозерском районе парни сначала по деревне с гармошкой ходили, песни «с картинками», частушки «хулиганские» пели.
«По деревенке пройдем, На середке взухаем. Кто навстречу попадет – Дубинушкой отбухаем». «Вот она и заиграла Двадцать пять на двадцать пять. Наша маленькая шаечка Заухала опять». «Давай партия на партию – Которая возьмет? А неужели наша партия Твоей не надает». «Никого мы не боимся Кто дорогу преградит: Ну-ка, шаечка на шаечку – Котора победит?» «Деревенька близко к лесу, Комары зажалили. Три недели не дралися – Кулаки заржавели». «Мы гуляем в аппетит Покуда кепка не слетит. Если кепка упадет, Кому-нибудь да попадет».
Впереди – гармонист, слева, и атаман, справа. Гармонист – «переднее лицо, штаны сзади не держит», идет рядом с атаманом. За атаманом шли самые бойкие ребята с тростями, палками, камнями, а потом ребята помладше. У парней пиджаки были расстегнуты или накинуты на плечи, чтобы показать свою удаль. Перед дракой парни рукава закатывали, кепки переворачивали козырьком назад, могли порвать на себе рубаху. Партии с пляской шли навстречу друг другу. Перед дракой ватаги парней дразнили соперников песнями – «подковырку» делали, хлопали по дороге пиджаками, а с началом драки бросали их с кепками на землю – девки подбирали. Если на первый раз не раздерутся, то расходятся и снова сходятся. В обычае был поединок «зачинщиков» (атаманов) перед стеношным боем … начинался, как правило с пляски «ломание».
«Поломаться, поломаться, Поломаться хочется. А по правде вам сказать И подраться хочется».
Сходясь, атаманы на одной ноге подпрыгивали, плечами друг друга задевали. В момент, когда они сходились плечами – «хоркали» (издавали низкий звук, похожий на хрюканье, втягивая в себя через нос воздух). Иной раз игроки «гармоньей в гармонь стукались», когда встречались. К гармонисту сразу подскакивала девка, брала у него гармонь. С этого начиналась драка.
В Тотемском районе шли рядами – гармонист посередине меж парней, а кто-то пляшет впереди. Встречались два таких ряда и, если что-то не нравилось, то дрались. Например, посчитают обидной частушку в свой адрес и готова драка. Гармонист «зачастит» (заиграет быстрее и резче), исполняя наигрыш «под драку», «хулиганского», чтоб раззадорить своих, подать сигнал к драке.
«Атаман, играй «под драку», Веселее начинать. Не такие наши головы, С гулянок убегать». «Заиграйте мне «под драку», Пора драку начинать. Неприятели собравшись Хочут голову ломать».
Иногда драку разводили маленькие ребята («сопли»), а за них вступались парни. Если парни начинали проигрывать, то мужики из их деревни, брали топоры за пояс и пошли помогать им, гнали за деревню или версты по две прочь, «женатые мужчины, чтобы за соплюнов пристать».
Кулачный бой, то есть непосредственно само столкновение. Необходимо было стеснить противника назад, подмять его силу под себя, взять верх, расстроить его дух, взять управление на себя и, опрокинув вспять, прогнать с места боя. Место выяснения отношений выбиралось или заранее или образовывалось спонтанно там, где встречались две противоборствующие стороны. Победа определяла «на чьей стороне сила»: чья партия сильнее, сплоченнее и лучше организована, а также вскрывала недостатки побежденной стороны и причину её слабости.
Серьезный характер драка приобретала, когда обнажался нож, так делали хулиганы, желая застращать/ морально подавить соперников, и передать свое намерение увечья и смерти. В этом случае нужно было дать достойный отпор и осадить зарвавшегося задиру в схватке.
Выделим три подхода к бою:1. «На силу», когда схватка носила состязательный характер, выявляла физическое и морально-психологическое превосходство над соперником;
2. «По-увечному»: одна из сторон скрытно или явно проявляет намерение причинения вреда (напр., обнажение ножа) и предпринимает действия для нанесения, как правило, телесных повреждений от легкой степени до тяжелой, но без смертельного исхода;
3. «На смерть», до гибели одной из противоборствующих сторон.
Развязка или конец драки с «мировой». Заканчивались драки убийством редко. В Белозерском районе «те, кому поддали домой идут, а «победители» по парам с девками расходятся». В Тотемском районе драка заканчивалась, когда в нее «девка встревала», парни расходились, а затем, часа через два затейники мирились до следующего раза. Сам процесс мирения проходил, когда пили «мировую», которую обычно выставляла слабая сторона. У младших ребят вспоминается приговорка из моего детства: «Мирись, мирись, больше не дерись. Если будешь драться, я буду кусаться. А кусаться нам нельзя, потому что мы друзья». В это время примиряющиеся стороны сцеплялись согнутыми мизинцами правых рук друг за друга и в такт словам встряхивали руки, расцепляясь во взмахе с последним словом. После этого вражда сменялась дружбой.
Таким образом, кулачные бои были составной частью традиционной культуры и имели ритуально-регулярный характер. На это указывает:
1. Время драки – съезжие праздники.
2. Противостояние своих и чужих: это всегда столкновение двух сторон.
3. Наличие специальных к тому случаю текстов частушек, наигрыша «под драку», пляски, боевого настроя.
4. Коллективный характер драки (деревня на деревню, приход на приход, партия на партию)
5. Структура драки: зачин, бой, развязка.
Одежда и внешний вид бойца.Характеристика костюма для занятий Бузой. Значение одежды: защитить в бою, предохранить от увечья, не стеснять движений. «Традиционно у кулачных бойцов не было какой-то особой одежды, они одевались в обычный русский народный костюм. Тренировки в национальной одежде важны, так как боец, носящий одежду предков, внутренне объединяется с ними, перестаёт чувствовать разрыв поколений, быстрее приходит к пониманию русского воинского духа. Традиционный костюм единит людей – все мы русские, все мы одного рода».
Для тренировок одежда должна быть практичной, удобной, соответствовать погодным условиям и решаемым задачам. Это может быть футболка с эмблемой Бузы, спортивные штаны и кроссовки для занятий в помещении или плотные хлопчатобумажные брюки с курткой поверху для занятий на улице.
По возможности желательно сшить портки, будничную рубашку-косоворотку для повседневных тренировок и нарядную с вышивкой – на праздники, заказать тканый пояс. Рубашка носится навыпуск и подвязывается поясом, разрез на портах прикрывается подолом. Пояс в 1 палец шириной – для младшего состава, в 2 пальца шириной – для среднего состава, в 3 пальца толщиной - для старших. К поясу привешивали нож в чехле. В качестве обуви используются «щучки» - короткие сапоги из мягкой телячьей кожи, у которых голенище собрано в гармошку для предохранения надкостницы голени от ударов с аккуратным слегка заостренным носком, на маленьком каблучке, с широким голенищем.
Стрижку волос делают «под челку», «под чуб», «под полечку»: волосы на затылке и висках сбриваются, оставшиеся пряди от макушки до лба образуют треугольную косицу – чуб. На Гуляе для желающих делались пострижины.
Знаковая система в ношении одежды. «В молодежной среде опрятность и щегольство были частью возрастного поведения. Атрибуты и украшения костюма отмечали в своем владельце физическую зрелость, готовность к браку, а также качества молодца-удальца». Способ ношения отражал внутренний мир хозяина, его намерения.
Шапка:
- обнажение головы: открытость, почтение, подчиненность, проявление уважения к старшему по возрасту/ должности (младший по положению снимал шапку первым);
- покрытая голова: самодостаточность, ровня собеседнику, собранность, отгороженность.
а) сидит ровно, без наклона – спокойное, взвешенное состояние человека;
б) надвинута на глаза – отчужденность от общих забав, эмоциональная напряженность, готовность к нападению на любого, кто встанет на пути;
в) сдвинута на затылок – открытость к общим забавам, желание подраться, показать свою удаль;
г) сдвинута на бок, к правому или левому уху («накребень») – озорник, забияка, форсун;
д) брошена на землю – клятвенный жест «умереть, но не отступить».
Рубаха: Перед праздником, на котором ожидалась драка, рукава на запястьях обматывали кожаными ремнями или материей – защита рук от ножей/ палок, предохранение лучезапястных суставов от травм в кулачном бою. Во время пляски парни вызывали друг друга на бой: перед соперником втыкался нож в землю, и если он хотел драться, то выходил плясать. Если вызывали на увечный бой или бой «на смерть», то рубаха снималась или разрывалась на груди – противник делал тоже.
Пояс: оба конца пояса и петля свободно свисают – свободный, без пары; один конец пояса свободно свешивается, а второй продет в петлю – занятой, есть девушка; оба конца продеты в петлю – женатый.
Пиджак: - одет на левое плечо, а правый рукав спущен – открытость к драке на празднике, признак удали и молодечества, когда правая рука готова к нападения, а левый рукав – защита от ножевых ран; - переброшен за ворот через одно плечо – сообщал об отсутствии интереса к драке, либо решении уйти с праздника, такого не задирали, уважая его права, - наброшен на оба плеча, руки в рукава не продеты – желание подраться, презрение к опасности; - пиджак наброшен на плечи девушке – занята парнем, «взята под крыло».
Мужские пляски с пиджаком («буза», «веселый», «бузотер», «под драку») имеют ритуально-обереговое значение (отгон злых духов) и берут свое начало в охотничье-воинском танце для включения человека в реальность экстремальной ситуации. «Человек размахивает пиджаком (шкурой) вокруг себя, бьет им о землю, набрасывает его себе на голову и спину, моделируя оборачивание в боевого зверя. Так символика ношения верхней одежды выполняет сигнальную функцию во время ритуала, войны и охоты».
Современное положение дел. Бойцовская артель – это боевое объединение мужчин во главе с атаманом. Молодых бойцов обучают навыкам борьбы, пляски, способам боя с оружием и без него, вводят в мир традиционной мужской культуры и православия. Закрепляются полученные знания во время схваток (боев) между учениками или состязаний с соседними артелями бойцов. Тренировки могут проходить под народную музыку, во время схваток (боев) – звучат наигрыши «под драку».
Формы обучения и взаимодействия с населением:
1. Повседневные тренировки в залах или на открытых площадках: рекомендуется начинать и завершать общим построением с молитвенным настроем «перед учением» и «после учения». Тренировка идет с определенной тематикой занятия и обсуждением на кругу пройденного материала. Если тренировка проходит на улице, то молитвы читаются либо стоя в кругу, либо лицом на восток. Особую роль играют «дядьки» – наставники в играх. После тренировки желателен душ, летом – купание в речке.
2. Семинары по различным разделам бойцовской подготовки (теория и практика). «Так, к сложившимся системам относится палочный, ножевой, кулачный бой, борьба и другие целостные комплексы воинских знаний, которые бытовали внутри деревенских артелей кулачных бойцов. Особым разделом является обучение использования любого подручного предмета в качестве оружия».
3. Школа дистанционного обучения через Интернет.
4. Клубный день: в артель приходят интересные люди, идёт общение, просмотр и обсуждение видео-, фото-, библио-, фотоматериалов и т.д.
5. Показательные выступления и театрализованные бои во время народных праздников: на палках, на кулаках, борцовские состязания и массовые бои «стенка на стенку» с вовлечением всех желающих.
6. Участие в фестивалях, соревнованиях по традиционным и спортивным единоборствам.
7. Гуляй-город – летний учебно-тренировочный лагерь, живущий по воинскому уставу. Обычно он располагается у реки в лесной зоне. В условное место приезжают представители различных артелей кулачных бойцов со всей страны. Здесь на какое-то время человек забывается от городской суеты и ощущает единение с природой и кругом товарищей.
В 2007 году летом было 2 сбора Гуляй-города – в июне и августе. Краткие репортажи с места событий проведут двое ребят из фольклорно-этнографической студии «Матица» Кирилл (июнь) и Артем (август).
Кириллов Кирилл
Лесная застава.
Меня зовут Кирилл, мне 12 лет, перешел в 6 класс. На Гуляй я приехал в июне со своим дядей. Жили в палатке на краю леса среди палаточного городка. Его называли «Гуляй-город». Народу было много, около сотни, и всех разделили на 3 группы – Ермаковский курень (от Урала на восток), Ушкуйный курень (от Москвы на север) и Низовой курень (от Москвы на юг). Каждый курень имел своего атамана и дежурил по Гуляю. Расставлялась охрана, и назначались дежурные по кухне. Еду готовили над костром в котле и ведрах. Кушали все вместе после тренировок. Там я встретил много друзей. Всех ребят до 14 лет называли «карандаши», наверное, чтобы «заточить» обучением. У нас был свой Гуляй, детский. Мы делали тростки, занимались, играли, купались, дежурили, боролись, плясали. В своем кругу мы получили драковые имена. Старшим над нами был поставлен дядька Баян. Взрослый Гуляй занимался отдельно, а мы подсматривали за тренировками и боями на поле. И сами пробовали бороться между собой как взрослые. Мне очень понравилось в этом лесном лагере. Мы смотрели, как взрослые обучались у кузнецов ковать ножи из железного прута в самодельной кузнице. Нам давали померить кольчуги и шлемы, поносить мечи. Мужчины, когда плясали и боролись во время отдыха, выталкивали нас в центр круга и смотрели, как мы пляшем в парах. Надо было положить на лопатки товарища, чтобы победить в схватке. Время пролетело незаметно. Было очень здорово!
Шепелин Артём
«Гуляй-город»: заметки в дневнике. Меня зовут Артем, мне 15 лет, перешел в 10 класс. Этим летом, в августе, я побывал на Гуляй-городе. Раньше я никогда там не был, а слышал о нем очень много от своих старших товарищей. Мне было интересно узнать: Что это такое? Какой уклад жизни и отношения в мужской среде на этих сборах? Как передаются воинские традиции? Всё это я хотел испытать на себе. У меня, конечно, было своё представление о «Гуляе». Но насколько я был близок к истине, могла прояснить только поездка туда, в самую гущу событий. И сейчас, осознавая после приезда важность тех дней, можно сказать, что «на долю очевидца приходится яркость проживания самого приключения в той реальности, перед которой бледнеет воображение слушателя. Это подобно тому, как голод утоляет только вкус и объем принимаемой пищи, а запах ее лишь возбуждает аппетит», как сказал Валерий Владимирович, мой учитель по студии. А на «Гуляе» были вещи, которые приятно удивили меня, а многое просто запало в душу. «Гуляй-город», о котором я сделал свои заметки в дневнике и вынес на страницы журнала, вы не найдёте на карте. Просто потому, что каждый раз место его расположения меняется. Туда ежегодно съезжаются из многих городов России люди, которым нравятся русские народные обычаи, ратные традиции наших предков. Здесь они изучают Бузу – русский рукопашный бой, и только мужчины, женщины сюда не допускаются. В этот раз «Гуляй-город» проходил в Тверской области, недалеко от областной столицы. Погода стояла пасмурная: все время шли дожди. Нас это не напугало. Заранее решили – «Ехать!», а там как Бог даст. Заезд. День первый. Из Череповца поехали Леонид Германович, Валерий Владимирович и я. Добирались мы на машине около 6 часов. Ехали весело. И даже когда на нас обрушился сильный ливень, мы не унывали: разговаривали и пели песни. И вот, наконец, свернув с трассы на нужную нам тропу, мы увидели дверь, прислоненную к дереву. На ней гордо красовалась надпись: «Гуляй», а внизу была указательная стрелка к месту сбора. Ливень к этому времени уже кончился, но было видно, что ненадолго. Выехав на поляну, мы остановились. И Валерий Владимирович пошел на разведку. Лесная дорога не внушала доверия: крутые спуски, узкие виляющие переходы. Спустя некоторое время мы благополучно добрались до места. Ура!!! Приняли нас тепло. Мы как раз успели к ужину: поели и согрелись горячим чаем. Меня познакомили с атаманом. Он сказал, что и не в такую погоду «Гуляли». Людей было немного. Приехало всего 10 машин. После некоторых размышлений мы все же решили раскинуть палатку. Успели до дождя. День был закончен. Устали. И, конечно, несмотря на дождь со сверканием молний и раскатами грома, быстро заснули. Открытие «Гуляя». День второй. Утром нас разбудило солнышко, которое тоже недавно встало и радовалось новому дню. Небо было чистым, и кое-где виднелись легкие облака. Трава, еще не просохшая от вчерашнего дождя, и чистый лесной воздух приятно бодрил. На душе было легко. И тут я в подробностях рассмотрел всю обстановку Гуляй-города. Вокруг места для костра стояли деревья. Между ними – брёвна, на которых мы сидели. На нескольких стволах висели хоругви, символы артели. На костровой имелся и «красный угол», в котором располагались иконы. Вокруг костровой палатки «приезжан» - «гуляйгородцев». Сбоку от раскинувшегося лагеря располагалась поляна. На ней в последующем проходили все тренировки бузы с обсуждением их на кругу, где каждый мог поделиться своими впечатлениями и задать атаману вопросы. На кругу также читались лекции, решались текущие проблемы. Тема лекций: о Суворовском методе обучения солдат. Утром, только мы умылись, нас позвали рубить деревья. Приятно было прогуляться по лесу, когда все вокруг пробуждалось ото сна. Срубив два больших дерева и распилив на бревна, мы понесли их на костровую. Потом был чай, завтрак, тренировка, лекция. А после занятий состоялось открытие Гуляй-города. Сначала по традиции поставили длинный столб – верею, на котором вырезались определённые символы и родовые знаки. Затем все мужики постепенно подходя к верее, утаптывали землю вокруг неё, а дальше поднесли и привалили к ней большущий камень. Потом атаман огласил все правила и обычаи «Гуляя». Так, вне закона было поставлено воровство. Найденные чужие вещи клали на камень к верее. Не разрешалось называть друг друга по именам, а только по боевому прозвищу, которое давалось и использовалось во время «Гуляя». Если такового ещё не было, то человека звали «уважаемый». Выбрали начальника охраны, кухни. Сдали продукты питания в продуктовую палатку. После ужина отбоя не было. Народ веселился, празднуя открытие «Гуляя», столовался. Пели песни в кругу под гармонь. Плясали, кто, как мог, от души, с частушками. Подуставший народ расходился по палаткам отсыпаться. На Гуляе мы пробыли трое суток, которые пролетели очень быстро. Все шло своим ходом: на ближней поляне инструктор обучал воинскому делу учеников, под присмотром начальников менялись по очереди люди на постах охраны (принимали приезжающих, ограждали от посторонних) и дежурные по кухне (поддерживали огонь костра, готовили еду). Ели всегда вместе – вскладчину, отдельно не питались. Перед приемом пищи молились. Последнее слово атаману: «Ангелы за трапезой!», говорил он, а круг отвечал: «Незримо предстоят!» Дежурные освобождали котлы, разнося еду по тарелкам, разливали чай. После завтрака наступало время для тренировки и лекции, затем обед, 1,5 часа на отдых, затем снова занятие, ужин. Речка в 20 метрах от лагеря: там было место и для купания, и для помывки посуды. Отъезд. Я очень жалел, что со мной не смогли поехать мои друзья. Было много смешных, интересных моментов. Например, упражнение в парах и в группе на «Немогузнайство». Запомнилось упражнение, когда человек с завязанными глазами ходит по лесу с хранителем и ищет верею. Также не забыть упражнение на психологическое подавление «противника», когда все кричали на деревья: «Резко лежать! Сдаваться! Бить не буду!» Интересно было узнать об определении времени по звездам, в частности по движен
Валерий Гунбин.
Опубликована: журнал "Ваша Светлость" №1(
2008 г.
НЕТ ПОВЕСТИ ПЕЧАЛЬНЕЕ НА СВЕТЕ, ЧЕМ НОЧИ НАПРОЛЕТ СИДЕТЬ В РУНЕТЕ...