Максимум Online сегодня: 775 человек.
Максимум Online за все время: 4395 человек.
(рекорд посещаемости был 29 12 2022, 01:22:53)


Всего на сайте: 24816 статей в более чем 1761 темах,
а также 369605 участников.


Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Вам не пришло письмо с кодом активации?

 

Сегодня: 23 11 2024, 10:12:20

Сайт adonay-forum.com - готовится посетителями и последователями Центра духовных практик "Адонаи.

Страниц: 1 2 3 4 5 | Вниз

Ответ #15: 13 12 2010, 22:22:06 ( ссылка на этот ответ )

Айкидо. Искусство Мира и Путь Воина.

1
Искусство Мира начинается с самого тебя. Над собой и над поставленными перед тобой задачами работай с Искусством Мира. У каждого есть дух, который можно очищать, тело, которое можно некоторым способом тренировать, и подходящий путь, которым можно следовать. Ты находишься здесь с единственной целью — осознать свою внутреннюю божественность и проявить свою исконную просветленность. Взрасти мир в своей собственной жизни, а затем применяй Искусство ко всему, с чем ты встречаешься в ней. 

2
Тебе не нужны дома, деньги, власть или положение, чтобы практиковать Искусство Мира. Небеса — там, где ты сейчас стоишь, и это как раз то место, где можно тренироваться. 

3
Все вещи, материальные и духовные, происходят из одного источника и находятся в родстве друг с другом, как члены одной семьи. Прошлое, настоящее и будущее содержатся в жизненной силе. Вся Вселенная произошла из одного источника, а мы повились благодаря совершенному процессу объединения и гармонизации. 

4
Айки-до — это лекарство для больного мира. В мире есть зло и беспорядок, потому что люди забыли о том, что все вещи происходят из одного источника. Возвратись к этому источнику и оставь все эгоистические мысли, пустячные желания и гнев. Кем не владеет ничто, тот владеет всем. 

5
Если ты не установишь связь с истинной пустотой, то никогда не постигнешь Искусство Мира. 

6
Искусство Мира действует повсюду — от безбрежных пространств космоса до мельчайших растений и животных. Жизненная сила проникает всюду, ее мощь не знает границ. Искусство Мира позволяет нам ощутить ее и соприкоснуться с этим огромнейшим запасом вселенской энергии. 

7
Восемь сил поддерживают мироздание: движение и неподвижность, твердость и текучесть, расширение и сжатие, объединение и разделение. 

8
Жизнь — это рост. Если мы перестаем расти, технически и духовно, можно считать нас мертвыми. Искусство Мира прославляет связь неба, земли и человечества. Это все, что истинно, хорошо и красиво. 

9
Время от времени необходимо уединяться среди высоких гор и укромных долин, чтобы восстановить свою связь с источником жизни. Вдыхай и позволь себе воспарять во все концы вселенной; выдыхай и собирай космос внутри себя. Затем дыши всем плодородием вибрирующей земли.Наконец, смешивай дыхание неба и дыхание земли со своим собственным дыханием, и пусть оно становится Дыханием самой Жизни. 

10
Все законы неба и земли живут в тебе. Жизнь сама по себе есть истина, и это не изменится никогда. Все сущее на небе и на земле дышит. Дыхание — это нить, связывающая все мироздание воедино. Когда можешь ощущать бесчисленные вариации вселенского дыхания, тогда рождаются отдельные техники Искусства Мира. 
11
Взгляни на морские волны. Подходя к берегу, они с шумом вздымаются и падают. Таким должно быть твое дыхание. С каждым вдохом вбирай в свой живот всю Вселенную. Знай, что каждому доступны четыре сокровища: энергия солнца и луны, дыхание небес, дыхание земли и прилив и отлив морских вод. 

12
Практикующие Искусство Мира должны защищать владения Матери Природы, это божественное творение, и сохранять его прекрасным и неувядшим. Состояние воина рождает естественную красоту. Тонкие техники воина проявляются так же естественно, как естественно сменяют друг друга весна, лето, осень и зима. Состояние воина — это не что иное, как сила, поддерживающая всякую жизнь. 

13
Когда жизнь торжествует, происходит рождение; когда жизни препятствуют, происходит смерть. Воин всегда борется за Гармонию, а ставки в этой борьбе — жизни и смерть. 

14
Созерцай устройство этого мира, слушай слова мудрых и принимай все хорошее и доброе как свое. Опираясь на это, открой свою собственную дверь к истине. Не прогляди истину, которая прямо перед тобой. Изучай течение воды в ручье, плавно и свободно огибающем камни. Учись также у святых книг и умудренных людей. Все вокруг — даже горы, реки, травы и деревья — должно стать твоим учителем. 

15
Каждый день твори себя заново, одеваясь небом и землей, умываясь мудростью и любовью и помещая себя в сердце Матери Природы. 

16
Не упусти случая 
поучиться 
у чистого голоса 
горного ручья, 
плещущегося среди камней. 

17
Гармония зарождается в течении вещей, ее сердце подобно движению ветра и волн. Путь подобен венам, что разнося кровь по нашим телам вслед за естественным потоком жизненной силы. Если ты хоть немного отделен от этой божественной сущности, это значит, что ты сошел с тропы. 

18
Твое сердце полно семян, готовых прорасти. Как цветок лотоса вырастает из грязи, чтобы раскрыть свою яркую красоту, так космическое дыхание заставляет цветок духа раскрываться и приносить плод в этом мире. 

19
Постигай учения сосны, бамбука и цветущей сливы. Сосна вечно зелена, прочно укоренена и солидна. Бамбук крепок, гибок, несокрушим. Сливовый цвет дерзок, ароматен и изящен. 

20
Пусть твой ум всегда будет ярок и ясен, как безбрежное небо, великий океан и высочайший горный пик. Пусть твое тело всегда будет наполнено светом и теплом. Наполняй себя силой мудрости и просветления. 

21
Как только ты начинаешь искать "хорошее" и "плохое" в своих близких, в твоем сердце открывается дыра, через которую входит зломыслие. Если ты испытываешь других, соревнуешься с ними, критикуешь их — это приводит к твоему ослаблению и поражению.

22
Пронизывающее сверкание клинков, 
Выкованных теми, кто следует Пути, 
Поражает злого врага, 
Крадущегося глубоко внутри 
Их душ и тел. 

23
Искусство Мира не дается легко. Надо бороться до самого конца, надо убить в себе злые желания и всякую ложь. Иногда Голос Мира звучит как гром, выводя людей из их оцепенения. 

24
Кристально чистый, 
Острый и яркий, 
Священный меч 
Не оставляет 
Злу ни малейшей лазейки. 

25
Чтобы практиковать Искусство Мира, ты должен: 
— успокоить свой дух и вернуться к источнику; 
— очистить тело и дух, удалив всю злонамеренность, эгоизм и страсть; 
— быть вечно благодарным за дары, которые ты получил от Вселенной, от своей семьи, от Матери Природы и от близких тебе людей. 

26
Искусство Мира основывается на четырех Великих Добродетелях: Храбрости, Мудрости, Любви и Дружбе, символами которых служат Огонь, Небо, Земля и Вода. 

27
Сущность Искусства Мира — в очищении себя от зломыслия, в гармонизации со своим окружением и в устранении со своего пути всех препятствий и барьеров. 

28
Единственное лекарство от материализма — это очищение шести органов чувств (глаз, ушей, носа, языка, тела и ума). Если чувства перекрываются, твое восприятие задыхается. И чем больше оно задыхается, тем больше искажаются чувства. Так нарушается порядок в мире, а это — величайшее зло из всех. Очищай свое сердце, освобождай шесть чувств, чтобы они могли работать беспрепятственно, и твои тело и душа воспылают. 

29
Всякая жизнь есть проявление духа, проявление любви. И Искусство Мира есть чистейшее выражение этого закона. Воин обязан положить конец всяким спорам и страстям. Вселенская любовь действует во многих формах; каждое ее проявление должно иметь возможность свободно выражаться. Искусство Мира — это истинная демократия. 

30
Каждый Мастер, во все времена и во всех странах, слышал зов и достигал гармонии с небом и землей. Много троп ведет к вершине горы Фудзи, но эта вершина одна — любовь. 

31
Верность и преданность ведут к храбрости. Храбрость ведет к жертвенности. Жертвенность рождает веру в силу любви. 

32
Экономика — основа общества. Когда экономика стабильна, общество развивается. Идеальная экономика сочетает духовное с материальным, а лучшие товары — это искренность и любовь. 

33
Искусство Мира не полагается на оружие или грубую силу; вместо этого мы приводим себя в гармонию со Вселенной, поддерживаем мир в наших сферах, пестуем жизнь и предотвращаем смерть и разрушение. Истинное значение слова самурай — "тот, кто служит и следует силе любви". 

34
Воспитывай и очищай 
Дух воина, 
Совершая служение в этом мире; 
Освещай Путь 
Своим внутренним светом. 

35
Искусство Мира чрезвычайно широко, оно отражает грандиозное устройство скрытых и проявленных миров. Воин — это живой храм Божественного, это ток, кто служит великой цели. 

36
Твой ум должен гармонировать с тем, как работает Вселенная; твое тело должно двигаться в такт движениям Вселенной; тело и ум должны быть связаны воедино в деятельности Вселенной.

37
Хоть наш путь и отличается от воинских искусств прошлого, вовсе необязательно отказываться от всего старого. Вбирай почтенные традиции в наше новое искусство и одевай их в свежие одежды; на фундаменте классических стилей старой новые, лучшие формы. 

38
Ежедневные упражнения в Искусстве Мира позволят твоей внутренней божественности сиять все ярче и ярче. Пусть тебя не заботит правота или неправота других. Не надо рассчитывать наперед, не надо действовать неестественно. Сосредоточься на Искусстве Мира и не критикуй других учителей и другие традиции. Искусство Мира никогда и никого и ни в чем не ограничивает. Оно всеобъемлюще и всеочищающе. 

39
Практикуй Искусство Мира искренне, и тогда злые мысли и дела исчезнут сами собой. Единственное желание, которое должно остаться, — это жажда новых и новых упражнений на Пути. 

40
Просветленные никогда не перестают работать над собой. Достижения таких мастеров невозможно описать словами. Самые совершенные действия наследуют образцам, содержащимся в природе. 

41
День за днем 
Тренируй свое сердце, 
Оттачивая свою технику: 
Используй Одно, чтобы победить Многих! 
Такова дисциплина Воина. 

43
Цель тренировок — подтягивать ослабленное, укреплять тело и шлифовать дух. 

44
В железной руде много шлаков, ослабляющих ее свойства; плавкой, ковкой и закалкой железо превращают в сталь, и затем придают ей форму острого, как бритва, меча. Человеческие существа развиваются в той же последовательности. 

45
С древнейших времен 
Усердная учеба и доблесть 
Всегда были двумя опорами на Пути. 
Силой постоянного упражнения 
Просветляй и тело, и душу. 

46
Инструкторы могут дать только частицу учения. Только при упорной личной практике ты постигнешь тайны Искусства Мира. 

47
Путь Воина основывается на гуманности, любви и искренности; сердце воинской доблести — это истинная храбрость, мудрость, любовь и дружелюбие. Делать ставку лишь на физические аспекты воинственности бессмысленно, ибо мощь тела всегда ограничена. 

48
Истинный Воин всегда вооружен тремя вещами: сияющим мечом миротворчества; зеркалом храбрости, мудрости и дружелюбия; и драгоценным камнем просветления. 

49
Сердце человека неотделимо от души неба и земли. В своей практике всегда помни о взаимодействии неба и земли, воды и огня, Инь и Ян. 

50
Искусство Мира — это непротивление. Поскольку оно не сопротивлется, оно изначально победоносно. Те, чьи намерения злы, а мысли противоречивы, обречены на поражение. Искусство Мира непобедимо, потому что оно ни с чем не борется. 

51
В Искусстве Мира нет состязаний. Истинный Воин непобедим, поскольку он ни с кем не сражается. Когда мы говорим «нанести поражение», то имеем в виду поражение нашего собственного противоречивого ума. 

52
Причинить вред противнику — значит причинить вред себе. Сдерживать агрессию без причинения вреда — это и есть Искусство Мира. 

53
Полностью пробужденный Воин может свободно пользоваться всеми элементами неба и земли. Истинный Воин учится правильно воспринимать процессы во Вселенной и превращать боевые техники в проводники чистоты, добра и красоты. Ум и тело Воина должны быть пронизаны просветленной мудростью и глубоким покоем. 

54
Всегда практикуй Искусство Мира трепетно и с радостью. 

55
Необходимо разработать стратегию, которая использовала бы все доступные физические условия и элементы. Лучшая стратегия — это та, которая полагается на неограниченный диапазон реакций. 
56
Правильная поза тела отражает правильное состояние ума. 

57
Ключ к хорошей технике — в том, чтобы держать кисти рук, стопы и бедра прямыми и центрированными. Если ты центрирован, то можешь двигаться свободно. Физический центр — это твой живот; если там же сосредоточен твой ум, тебе обеспечен успех в любом предприятии. 

58
Двигайся, как луч света, 
Летай, как молния, 
Бей, как гром, 
Вращайся вокруг 
Устойчивого центра. 

59
Техники требуют четырех качеств, в которых отражается природа нашего мира. В зависимости от обстоятельств, ты должен быть: твердым, как алмаз, гибким, как ива, плавным, как течение воды, или пустым, как небо. 

60
Если твой противник атакует, как огонь, парируй, как вода, становясь совершенно жидким и текучим. Вода по своей природе никогда ни обо что не может разбиться. Наоборот, она без вреда для себя проглатывает любое нападение. 

61
Начало всех приемов — в гармоничном сотрудничестве правого и левого. Левая рука держит жизнь и смерть; правая рука управляет ими. Четыре конечности тела суть четыре опоры неба; они проявляют восемь направлений, Инь и Ян, внешнее и внутреннее. 

62
Проявляй Ян в своей правой руке, 
Уравновешивай его 
С Инь, проявляемой слева, 
И направляй своего партнера. 

63
Техники Искусства Мира ни быстры, ни медленны, они ни внутри, ни снаружи. Они по ту сторону времени и пространства. 

64
Зарождайся от Великой Земли; 
Вздымайся, как Великие Волны; 
Стой, как дерево, сиди, как скала; 
Используй Одно, чтобы победить Всех. 
Учись и забывай! 

65
Когда противник идет вперед, выходи навстречу и приветствуй его; если же он хочет отойти, проводи его. 

66
Тело должно быть треугольным, сознание — круглым. Треугольник означает генерирование энергии и является самой устойчивой физической формой. Круг символизирует безмятежность и совершенство, неисчерпаемый источник технических приемов. Квадрат — это прочность, основа всякой власти. 

67
Всегда старайся быть в союзе с небом и землей; тогда будешь видеть мир в истинном свете. Самодовольство исчезнет, и ты сможешь поглощать в себя любое нападение. 

68
Если твое сердце достаточно велико для того, чтобы принять в себя твоих противников, ты можешь видеть их насквозь и избегать их нападений. И когда ты примешь их в себя, то сможешь направлять их по пути, указанному тебе небом и землей. 

69
Свободный от слабости, 
Просто не обращай внимания 
На яростные атаки 
Своих врагов: 
Иди и действуй! 

70
Не взирай на этот мир со страхом и отвращением. Смело смотри в лицо тому, что предлагают тебе боги. 

71
Каждый день жизни человека несет в себе радость и гнев, боль и удовольствие, тьму и свет, рост и упадок. Каждый миг служит великому замыслу Природы. Не пытайся же отрицать или сопротивляться космическому порядку вещей. 

72
Хранители этого мира 
И стражи Путей 
Богов и Будд, 
Приемы Искусства Гармонии 
Позволяют достойно встречать 
Каждый вызов. 

73
Сама жизнь есть испытание. Тренируясь, ты должен испытывать и отшлифовывать сам себя, чтобы достойно встречать великий вызов жизни. Выйди за пределы жизни и смерти, и тогда ты сможешь пройти через все кризисы спокойно и безопасно. 

74
Будь благодарен даже за трудности, неудачи и за встречи с дурными людьми. Преодоление препятствий — важнейшая часть обучения Искусству Мира. 

75
Неудача — залог успеха; 
Каждая ошибка чему-то учит нас. 

76
Даже если тебе бросает вызов 
Один-единственный противник, 
Будь бдителен, 
Ибо тебя всегда окружает 
Целый сонм врагов. 

77
Искусство Мира — в том, чтобы восполнять недостающее.

78
В нашей технике мы полностью входим в атаку противника, совершенно растворяемся в ней и решительно ею управляем. Сила пребывает там, где наша Ки сосредоточена и устойчива; замешательство и дурные мысли появляются, когда Ки застаивается. 

79
Существуют два типа Ки: обычная Ки и истинная Ки. Обычная Ки — грубая и тяжелая; истинная Ки — легкая и подвижная. Чтобы достигать успеха, ты должен освободиться от обычной Ки и пропитать свои органы истинной Ки. Это — основа мощной техники. 

80
В Искусстве Мира нет атаки. Если ты нападаешь, это означает, что ты не владеешь собой. Никогда не убегай от вызова, но не пытайся неестественным образом подавить или подчинить своего противника. Позволь нападающим подойти к тебе так, как им угодно, а затем слейся с ними. Никогда не преследуй противника. Отводи каждую атаку в сторону и держись за спиной атакующего. 

81
Видя меня перед собой, 
Враг нападает, 
Но к этому времени 
Я уже стою 
В безопасности за его спиной. 

82
Когда тебя атакуют,объединяй верхнюю, среднюю и нижнюю части своего тела. Входи, поворачивайся и сливайся со своим противником спереди и сзади, справа и слева. 

83
Твой дух есть твой истинный щит. 

84
Противники идут сплошным потоком, но на самом деле нет ни единого противника. Глубоко входи в атаку и нейтрализуй ее, втягивая ее переправленную силу в свою собственную сферу. 

85
Даже самый сильный из людей имеет ограниченную сферу силы. Вытащи его из этой сферы и затащи в свою, и его сила рассеется. 

86
Слева и справа 
Избегай любых 
Резких блоков и отражений удара. 
Захватывай сознание своих противников 
И рассеивай их! 

87
Настоящее Искусство Мира — в том, чтобы не жертвовать ни одним своим воином для разгрома врага. Побеждай врагов, всегда занимая безопасную и неуязвимую позицию; тогда никто не пострадает. Путь Воина, Искусство Политики — в том, чтобы остановить беду до того, как она начнется. Побеждай своих противников духовно, заставив их осознать бессмысленность их действий. Путь Воина заключается в том, чтобы устанавливать гармонию. 

88
Овладевай божественными приемами 
Искусства Мира, 
И ни один враг 
Не посмеет 
Бросить тебе вызов. 

89
Тренируйся без лишней спешки, ибо требуется как минимум десять лет, чтобы овладеть азами и перейти к первой ступени. Никогда не считай себя всезнающим, совершенным мастером; ты должен продолжать тренироваться ежедневно вместе с друзьями и учениками, чтобы продвигаться в Искусстве Мира. 

90
Прогресс приходит 
К тому, кто 
Тренируется и тренируется; 
Если будешь рассчитывать на тайные техники, 
То ничего не достигнешь. 

91
Просто играть то с этой, 
То с той техникой — 
Занятие бесполезное. 
Действуй решительно, 
Выкладывайся полностью! 

92
Если ты воспримешь истинную форму неба и земли, то постигнешь и свою собственную истинную форму. Если ты постигнешь какой-либо принцип, то сможешь взять его на вооружение. Применив что-либо на практике, поразмышляй о своих усилиях. Так и продолжай все время. 

93
Искусство мира можно выразить в таких словах: Истинная победа — это победа над самим собой; пусть этот день наступит поскорее! «Истинная победа» означает несокрушимую храбрость; «победа над самим собой» — это неослабевающее усилие; а «тот день» — это славный день триумфа здесь и сейчас. 

94
Отбрось ограничивающие мысли и вернись к истинной пустоте. Стой среди Великой Пустоты. Это и есть секрет Пути Воина. 

95
Чтобы воистину реализовать Искусство Мира, ты должен быть способен свободно играть в проявленных, скрытых и божественных сферах. 

96
Техники Пути Мира постоянно изменяются; каждая ситуация уникальна, и надлежащий ответ должен приходить естественным образом. Завтрашние техники будут отличаться от сегодняшних. Не увлекайся внешней формой ситуации. Искусство мира не имеет формы — оно есть изучение Духа. 

97
В конце концов ты должен будешь вообще забыть о технике. Чем дальше продвигаешься, тем меньше остается догм. Великий Путь — это, на самом деле, Отсутствие Пути. 

98
В Искусстве Мира, которое я практикую, есть место для каждого из восьми миллионов богов мира, и я сотрудничаю со всеми. Бог Мира велик, он покровительствует всему божественному и просветленному в каждой стране. 

99
Искусство Мира — это форма молитвы, которая порождает свет и тепло. Забудь о своем маленьком «я», не привязывайся к объектам, и ты будешь излучать свет и тепло. Свет есть мудрость; тепло есть сострадание. 

100
Мало строить храмы и часовни. Утверждай себя как живой образ Будды. Каждый из нас должен стать богиней сострадания или победоносным Буддой. 

101
Полагайся на Мир, 
Чтобы проявились твои 
Многогранные способности; 
Умиротворяй свое окружение 
И твори прекрасный мир. 

102
Божественное — это не только то, что высоко над вами. Оно и на небе, оно и на земле, оно внутри нас. 

103
Объединись с Космосом, и тогда сама мысль о трансцендировании исчезнет. Трансцендирование — занятие для непосвященных. Когда исчезает даже след трансцендирования, тогда проявляется истинная личность — Божественное Существо. Стань пустым и предоставь действовать Божественному. 

104
Нельзя видеть или касаться Божественного нашими грубыми органами чувств. Божественное внутри тебя, а не где-либо еще. Присоединись к Божественному, и ты сможешь воспринимать присутствие богов повсюду, только не пытайся их хватать или цепляться за них. 

105
Божественное не любит, когда его запирают в помещении. Божественному нравится быть под открытым небом. Оно всегда здесь, в этом самом теле. Каждый из нас — миниатюрная Вселенная, живой храм. 

106
Когда ты склоняешься в поклоне перед Вселенной, она кланяется в ответ; когда ты называешь имя Бога, оно отзывается эхом внутри тебя. 
107
Искусство Мира — это религия, которая не является религией; оно делает совершенными и завершенными все религии. 

108
Путь чрезвычайно широк. С древних времен и поныне даже величайшие мудрецы не были способны охватить всю истину; объяснения и учения мастеров и святых выражают лишь часть целого. Никто не может говорить о таких вещах во всей их полноте. Поэтому просто направляйся к свету и теплу, учись у богов и посредством упорной практики Искусства Мира становись единым с Божественным. 

109
Ищущие единоборства совершают смертельную ошибку. Бить, разрушать, принять увечья — это тяжелейший грех, который может совершить человек. Настоящий Путь Воина заключается в том, чтобы предотвращать избиение. Это и есть Искусство Мира, это и есть сила любви. 

110
Мир всегда будет изменяться, но битвы и войны могут уничтожить нас всех до единого. Сейчас нам нужны техники согласия, а не техники спора. Сейчас требуется Искусство Мира, а не Искусство Войны. 

111
О, божественная красота 
Неба и земли! 
Все мироздание — Единая семья.

Морихэй Уэсиба

 

 

Ответ #16: 18 01 2011, 12:00:47 ( ссылка на этот ответ )

ТАЛИСМАН ДЛЯ НЕУЯЗВИМОСТИ НА ВОЙНЕ

Талисман находиться под властью Марса. Император Карл Пятый пользовался им весьма долг, находясь в городе Инсбруке.
 
Талисман вырезается на мягком, хорошо отшливованном, железе.
 
Делает человека носящего его неуязвимым на войне.

* ТАЛИСМАН ДЛЯ НЕУЯЗВИМОСТИ НА ВОЙНЕ.jpg

(43.62 Кб, 400x398 - просмотрено 2343 раз.)

 

 

Ответ #17: 10 10 2011, 14:58:37 ( ссылка на этот ответ )

Каларипаятту: тело как оружие

Немногие в настоящее время знают о древнем боевом искусстве Индии — каларипаятту (или капарипладжат). Однако, оказывается, оно настолько древнее, что является «исходной точкой» для знаменитого китайского кунг-фу. Можно сказать, что каларипаятту — это «дедушка» для многих восточных единоборств, возникших на его основе.

Существует легенда, что боевое искусство древних индийцев появилось на земле Кералы благодаря «герою с топором» Парашураме («Рама с топором»), шестой аватаре бога Вишну, который избавил брахманов от изнуряющей тирании воинов-кшатриев. Парашурама бросил в воду свой топор и приказал волнам отступить от этого места. Волны повиновались, и появилась полоска земли между морем и горами — прибрежная Керала. На этой святой земле Парашурама поселил 3600 брахманов, которые приняли от него право носить оружие, то есть выполнять обязанности воинской касты кшатриев. Местная легенда вносит уточнения к основной: «Парашурама, дабы сокрушить своих врагов, основал сорок два калари и привёл туда брахманов высшей касты, чтобы они совершали там обряды; также он обучил двадцать одного мастера калари, как побеждать врагов».

На местном языке «калари» означает «священное место», а слово «паятту» — бой, боевые приёмы. Таким образом, капарипаятту — это бой в святом месте. Никто не может сказать с точностью, когда оно появилось, счёт идёт на тысячелетия. Так, наиболее древний трактат по каларипаятту, «Асата вадиву», был записан на пальмовых листьях более двух тысяч лет назад. Каларипаятту упоминается ещё в двух древних книгах — «Данурведе», в которой рассказывается об искусстве ведения войны, и «Аджурведе», медицинском трактате. Но предполагают, что в Индии каларипаятту занимались в течение трёх тысяч лет, возможно, даже больше.

Примерно в IV веке некий буддистский монах, придя в Китай, принёс с собой знания о боевом искусстве индийцев в монастырь Шаолинь, откуда впоследствии «вышли» и кунг-фу, и прочие восточные единоборства.

В современной форме каларипаятту сложилось к XI-XII векам новой эры. Основными хранителями этого боевого искусства стали члены особой касты наджаров — воинов армии феодальных правителей.

В каларипаятту выделяют два стиля: более древний — южный, сохранивший первозданный облик боевой техники, и северный, ныне представляющий собой в основном, искусство военного танца.

ЗНАНИЯ — СИЛА

Каларипаятту — это стиль жизни, путь физического и духовного развития. Один из основных его принципов — абсолютная координация разума, тела и энергии.

В «программу» обучения входит система вводных упражнений, которые подготавливают практикующегося к занятиям и бою; поединки на мечах, кинжалах, копьях, палках; техника самозащиты без оружия, дыхательные упражнения и медитация, а также таинственная наука жизненно важных точек — мармас, медицинские знания по излечению ран и травм и ещё ритуалы, позволяющие добиться успеха в бою.

Возраст, в котором можно начинать овладевать знаниями каларипаятту, приблизительно 7 лет. Конечно, в ученики идут, в основном, мальчики, но и для девочек, особенно из боевой касты наджаров, имеется возможность постичь древнюю боевую науку. В истории сохранились имена нескольких женщин, которые преуспели в искусстве каларипаятту.

В процессе длительных тренировок «новобранцы» учатся в первую очередь самоконтролю, умению концентрировать свои силы и... смирению. Затем наступает черёд более сложных стадий, требующих абсолютной отдачи, прежде чем наступит время для третьей ступени — вооружённого поединка, или анкатхари.

Учителей каларипаятту называют ашану. Занятия традиционно проводятся в калари — выкопанном в земле углублении в полтора метра, с крышей из пальмовых листьев, с алтарём, на котором установлены изображения божеств-хранителей калари, очень часто это алтарь богини войны и отваги Махакали. Первый шаг сюда полагается делать правой ногой, затем входящий обязан коснуться рукой пола и поднести её ко лбу (взять прах), после поклониться в знак уважения к калари, а потом встать на колени перед учителем и прикоснуться лбом к его ступне.

Когда-то практически в каждой индийской деревне были свой калари и мастер, обучавший детей боевому искусству.

ТАЙНОЕ И ЯВНОЕ

Считается, что техника каларипаятту родилась из наблюдений за движениями восьми животных: тигра, льва, лошади, павлина, слона, змеи, боевого петуха и дикого кабана.

Основой боевого искусства являются четыре вида садхакам, или упражнений (для рук, для ног, для тела и прыжки, основанные на силе дыхания). Вообще садхакам в полном понимании — это ежедневная тренировка, доводящая навыки ученика до совершенства. Высшая стадия — сиддхи — есть особая концентрация в теле физической и духовной энергии, раскрывающая потаённый потенциал человеческого тела, дарящая экстраординарные способности.

К таинственной науке жизненных точек (мармачикитса) бойцы допускаются не сразу и не все. Один из трактатов гласит «... наблюдай за учеником 12 лет и лишь после этого делись с ним знанием. Не делись этим знанием с жестоким, но лишь с Шива йоги».

Только овладев искусством полного контроля своих сил и эмоций, показав себя с лучшей и светлой стороны, ученик может рассчитывать на возможность постичь великое и опасное знание.

Известно, что существует более 100 мармас, или жизненно важных точек Семь из них столь чувствительны, что владеющий знанием может заставить любого потерять сознание или равновесие всего лишь одним прикосновением к ним.

Мало того, существуют настоящие «точки смерти» — удар в них может мгновенно убить. Касание к другим — вызывает сильную боль либо паралич (иногда на несколько месяцев). Но не все точки на теле столь опасны. С их помощью можно лечить, восстанавливать равновесие элементов в теле.

Все учителя каларипаятту одновременно являются и прекрасными врачевателями, а сам традиционный калари — это ещё и места, где лечат. Ашану пользуются громадным уважением и почитаются как обладатели целительной силы. Они в своей врачебной практике используют специально приготовленные мази и масла, легко справляются с вывихами, переломами, могут остановить кровотечение, а могут лишь простым наложением своих ладоней на больное место анестезировать повреждённую руку или ногу.

Исследователи утверждают, что большую роль в искусстве каларипаятту играет древняя воинская магия, однако о ней мало что известно, а посвящённые в неё свято хранят тайну.

В каларипаятту имеется также много техник динамической йоги, о которой непосвящённые мало что слышали. Между тем именно эти загадочные техники через определённую организацию психики открывают практикующим доступ к энергиям шакти — энергиям духовного роста и действий в физическом мире.

Когда Индия оказалась под колониальным гнётом Англии, искусство каларипаятту стало исчезать. Колонизаторы видели в нём опасность для себя и безжалостно уничтожали мастеров и их школы. Впрочем, для опасений у англичан были реальные основания, и в Керале до сих пор считают, что если бы не предательство своих, англичане никогда бы не смогли захватить эту землю.

Но каларипаятту не исчезло полностью, его знания сохранялись в народе и бережно передавались от поколения к поколению. И в XX веке началось активное возрождение этого забытого боевого искусства, увлечение древним боевым знанием продолжает набирать обороты.

Удивительное дело — большая часть современных мастеров каларипаятту по-прежнему относится к особой боевой касте наджаров и ведёт свою родословную от времён куда более древних, чем приход английских колонизаторов.

 

 

Ответ #18: 17 12 2011, 21:11:26 ( ссылка на этот ответ )

Учителя ниндзя

Ямабуси, японские монахи-чародеи, всегда вели уединенный образ жизни. Потому и сегодня они известны несравненно меньше, чем их ученики-ниндзя, которых ямабуси, впрочем, обучали далеко не всему, что могли делать сами…

Старец-скиталец

Путник, решившийся подняться на эту безымянную вершину японских гор Оминэ, обнаружит на пустынной скальной площадке странную фигуру, вырубленную из камня. Старик в длинных одеждах, сандалиях на высокой подошве, с небольшой острой бородкой сидит, наклонив голову и опираясь на посох с магической м...лой (символом буддийской вселенной). От его фигуры веет неземным покоем и отрешенностью от всего суетного. Перед нами – изображение великого мага и горного скитальца-ямабуси Эн-но Гедзя.

В народе Эн-но Гедзя считался фигурой почти сверхъестественной: ему приписывались чудеса, беседы с духами, полеты на большие расстояния. Он мог внезапно исчезнуть из виду и тут же появиться в другом месте, удаленном на много дней пути.

Эн-но Гедзя – «Эн-аскет» – является исторической личностью. Он упоминается в официальной хронике «Секу Нихонги», где рассказывается о проповеднике Эн-но, который был объявлен в 699 году вне закона за то, что «смущал сердца людей», создавая некие духовные сообщества, не контролируемые государством.

Именно Эн-но Гедзя стал основателем традиции странствий в горах, имеющей мистические цели и требующей немалого мужества. Например, в грехах отшельники-ямабуси каялись, вися над пропастью на веревке, обвязанной вокруг пояса, и молитвенно сложив руки. Считалось, что, если покаяние было неискренним или неполным, веревка должна оборваться.

Лучше гор могут быть только горы

Ямабуси («горными воинами») называют последователей буддийской секты сюгэндо, вобравшей в себя также элементы исконно японской религии синто, шаманизма и китайского даосизма. Сегодня ее центром является Есино — небольшой город в префектуре Нара. От него начинается тропа пилигримов к горе Оминэ-сан, куда они поднимаются поклониться вырубленному из камня отшельнику-патриарху.

Для сюгэндо характерен культ священных гор. Последователи этой секты активно используют в своей практике магические знаки-м...лы, заклинания-мантры и другие оккультные приемы. Первые ямабуси жили закрытыми общинами, были строгими аскетами. Каждый сезон, то есть четыре раза в год, они уходили в горы, которые занимают в их учениях особое место как сакральные объекты, «места силы».

Горы в японских верованиях издревле рассматривались как обитель богов и душ умерших. К тому же некоторые из гор являются вулканами, воплощающими колоссальную энергию. Под влиянием буддизма у японцев возникло представление о связи вулканов с долинами ада. Считалось, что религиозная практика в горах позволяет приобрести магические способности. На этой основе и развилось учение сюгэндо.

Целью его было поставить силы природы на службу человеку: научиться исцелять болезни, изгонять злых духов, предсказывать судьбу, давать долгосрочные прогнозы погоды, определять время посева и т.д. Под влиянием эзотерического буддизма последователи сюгэндо стали рассматривать свою аскетическую практику как путь реализации сущности Будды в «этом теле».

На самых вершинах гор ямабуси совершали в лунные ночи свои обряды. Центром их подвижничества первоначально были горы Оминэ, а с ХVII века «горные воины» перемещаются на гору Хокусан, где скиты стали множиться с каждым годом.

Последователи сюгэндо считают, что существует высшее «природное знание». Оно равносильно учению Будды. Постичь его можно лишь путем отшельнической практики высоко в горах и молитв в лунные ночи, когда истина непосредственно входит в сознание ямабуси. Они совершали длительные путешествия по горам в полном одиночестве. Путешествия сочетались с жесткой аскезой, многодневными постами, пением молитв, бесконечным монотонным повторением священных формул, дыхательными и медитативными упражнениями. Аскеза ямабуси доходила порой до крайностей: например, на долгое время они могли отказаться от воды.

Простолюдины даже верили, что ямабуси - не люди, а воплощенные духи – полулюди-полувороны, славившиеся волшебным искусством боя на мечах. Практически на всех художественных свитках они изображались именно в таком виде.

Отношение к аскетам было двойственным. Народ побаивался этих отшельников и одновременно поклонялся им как полубогам. Официальные власти их недолюбливали, поскольку странники были им практически неподконтрольны, а поведение «монахов не от мира сего» вызывало сильные подозрения. Но попытки изловить наиболее популярных ямабуси, как правило, заканчивались ничем. И если даже удавалось захватить скитальца, применять к нему допрос с пристрастием не удавалось: отшельник мирно «отходил к Будде», едва оказавшись в руках недруга.

Особый след оставили ямабуси в истории японских боевых искусств. На протяжении веков самурайские семьи и тайные кланы ниндзя связывали свою родословную именно с ними. Тем самым и самураи, и ниндзя как бы принимали на себя ту магическую энергию, ту страшную потустороннюю силу, которая приписывалась таинственным монахам.

Ямабуси действительно открыли особые техники, позволяющие активизировать удивительные способности человеческого организма. Именно они научили ниндзя таким секретам, что и сейчас, спустя многие века, наука не в силах объяснить многие из них.

Точки жизни...

Проникнуть в тайны психофизической тренировки ямабуси попробовал известный британский ученый Тимоти Эглер, проведший в Есино семь лет и регулярно поднимавшийся в гору вместе с адептами сюгэндо. Вот его выводы, изложенные в бестселлере «Духи японских гор».

Среди опасностей гор самая главная - это гипоксия, или нехватка кислорода. Вместе с тем гипоксия обладает и рядом полезных свойств. При особой методике колебания уровня кислорода могут благотворно воздействовать на нервную, сердечно-сосудистую и другие системы организма. Он становится более жизнеспособным, устойчивым к радиации, инфекции, переохлаждению.

Вот каковы могут быть эффекты длительной горной гипоксии:

- Каждая клеточка нашего организма начинает получать больше питательных веществ и кислорода.

- Легкие начинают работать эффективней.

- В крови повышается уровень гемоглобина и «гормонов адаптации». В этой связи, кстати, кровь доноров-альпинистов или людей, живущих высоко в горах, а также препараты, изготовленные из нее, для ослабленных больных представляют особую ценность.

- Падающий в процессе старения или в результате болезней общий энергетический уровень всех систем организма, а также устойчивость психики значительно повышается.

Горный климат – это не только гипоксия. Это и чистейший ионизированный воздух, наполненный ароматами трав, и великолепные виды, приводящие в равновесие нервную систему, закаливание к низкому атмосферному давлению и холоду, физическая нагрузка при путешествии по узким тропам, масса положительных эмоций – неповторимый и ничем незаменимый комплекс.

За многие века гонений ямабуси овладели многими умениями. Они знали, что:

- если специальным образом ритмично покусывать кончик языка, то можно избавиться от жажды;

- если одновременно ритмично нажимать указательными пальцами обеих рук на особые точки, расположенные на внешней стороне икры (ближе к колену), можно преодолеть самый жуткий страх;

- если кончиком большого пальца правой руки нажимать в ритме пульса на точку, расположенную на «подушечке» между первой и второй фалангой мизинца левой руки, то можно за несколько минут снять усталость, накопившуюся за несколько бессонных ночей или за сутки тяжелого похода по горным тропам;

- когда человек произносит определенные комбинации звуков, то такие комбинации вызывают резонанс в гортани, который мощно действует на подсознание. Одни звуки дают человеку храбрость, другие делают его беспокойным, третьи помогают ему войти в транс.

...и смерти

Но наиболее загадочная часть учения отшельников - искусство замедленной смерти. Легкое прикосновение к телу противника – и через некоторое время он неожиданно умирал. Мог умереть мгновенно, мог и через год, но смерть была неминуема. Эффект смертельного касания вызывался вовсе не ударом – происходил выброс энергии в определенную точку тела, нарушалась энергетика организма.

Даже ортодоксальная медицина сегодня признает – через отдельные точки на теле можно воздействовать на внутренние органы человека. А китайская медицина успешно использует «точечное лечение» на протяжении веков. Скорее всего, ямабуси применяли схожую технику, но выработали ее самостоятельно.

***

Современные специалисты уверены, что монахи широко использовали самогипноз. Причем самогипноз на основе так называемой «якорной» техники, при которой задействованы одновременно три «якоря»: телесный (манипуляции пальцами), слуховой (звукорезонанс) и визуальный (зрительный образ). Все это служило спусковым курком для вхождения в боевой транс. Сегодня это называется нейролингвистическим программированием.

В наши дни истинные ямабуси в Японии наперечет, причем, в отличие от мастеров боевых искусств или индийских гуру, они вовсе не жаждут делиться своими навыками с остальным человечеством. Может, и правильно.

Валерий САФРОНОВ
  

— Так во что же ты веришь: в инопланетян или в Бога?
— Я ставлю на обоих.

 

 

Ответ #19: 24 12 2011, 19:12:28 ( ссылка на этот ответ )

Мужская традиционная культура. Сказ о Бузе.

История и сущность Бузы.

Буза – это школа русского рукопашного боя, впитавшая в себя опыт и дух русской северо-западной воинской традиции. Средой её бытования до второй половины ХХ века являлись деревенские «артели»/ «партии»/ «ватаги» кулачных бойцов, «шаечки» хулиганов, парни-«отлёты», атаманы, пока не развалился уклад жизни деревенской общины и часть народа не переселилась в города. Городская культура захватывала умы молодежи, а деревня лишалась притока свежих сил. Тогда традиция передачи борьбы стала угасать. Но память об этом жива до сих пор. И когда усилиями энтузиастов-исследователей Тверского Государственного Университета за 90-е годы ХХ века был собран обширный материал, традиция борьбы, восходящая к новгородским дружинам и повольникам северного казачества, была обобщена и систематизирована. Большой вклад в это дело внес князь Борис Васильевич Голицын, носитель древнего родового воинского наследия, передавший свои знания инструкторам бузы. Так народное достояние рукопашного боя получило второе рождение, но уже в условиях городской среды.

Символом школы стало «Сердце воина», где изображены два сцепившиеся в схватке волка. Идейно-образное содержание отражает сражение Кривды с Правдою в образах зверей, пока Правда не победила в образе волка. Основной смысл: «Кривда борется против Бога, и поле битвы – сердце человека», об этом напоминает крест на эмблеме.

В настоящее время Буза – это мощная система подготовки, широко известная в России и находящаяся на стадии своего роста и совершенствования. Она обладает достаточно высоким потенциалом для физического и духовного воспитания подрастающего поколения. Духовно-нравственным стержнем Бузы является православие, а философия самосовершенствования, присущая данной системе, предполагает умение выжить, защитить себя от врагов, сохранить свой род и свою культуру.

Целеустремленность лидеров, высокая степень организации, масштабность, своя манера движений, отточенные теоретические и практические наработки, физические и психические методы подготовки и закалки бойцов создают индивидуальный подчерк этой школы. «Солью» пота и крови, обильно орошавших за века землю-кормилицу, является трудовой и боевой опыт предков наших. А заключен он в двигательных связках (покач, бузовка, вкручивание, сполох, толкушка и др.) и ритмах, создающих определенный душевный настрой и уникальную манеру исполнения, а также прилагаемых к ним действий индивидуального (удары, коленца и др.) и группового назначения. В основе их заложена простота, естественность и практичность, используются знания о психофизиологических особенностях организма и строении опорно-двигательного аппарата человека.

Сегодня Буза преподается более чем в 20 областных центрах России и за рубежом, и её популярность продолжает расти. Более десятка отрядов спецназа взяли технику бузы на вооружение и проверили на практичность в «горячих точках» нашей страны. Это не только боевое искусство, включающее в себя различные способы боя, обучения и состязания мужчин, но и общероссийское общественное движение. Его руководителем является президент «Центра традиционного русского боевого искусства», ведущий специалист по бузе, этнограф, кандидат исторических наук, автор ряда книг и статей по традиционной русской культуре – Григорий Николаевич Базлов. Наиболее родственные традиции: "Спас" - система боя запорожских казаков, "капоэйра" – бразильская система боя.

Предыстория.

Рассмотрим две психологические связки, которые лежат в основе конфликтов и соперничества – «мое/твое», «свой/чужой».

«Мое/твое». Уже в малом возрасте неоднократны случаи во время игр, когда двое малышей тянут, каждый в свою сторону, приглянувшуюся игрушку, кричат, отбирают друг от друга, дерутся. Но стоит только третьей стороне (отцу, матери) убрать ее от них, как мир восстанавливается и игра возобновляется с новой силой. В зрелых летах, тяжбы возникали из-за имущества, женщин, земли. Российское государство рождалось в тяжелых для народа междоусобных войнах (междоусобицах) князей, ослаблявших Русь, пока окончательно не собралось в державу под властью Москвы. Эти примеры лежат на поверхности. А если смотреть глубже, то здесь причина даже не в самом предмете спора, а в эмоционально-волевом заряде – самоутверждении и лидерстве, в постоянном желании быть впереди, быть первым, быть победителем «во всем», быть выше других в социальном плане. Здесь встает вопрос о нищете, обитающей не вокруг нас, а внутри. Ведь если человек «нищий в душе», то собери он все богатства и власть мира – ему всего будет мало – жажда обладания неутолима. Эта цель ради цели не более чем фарс, она лишена жизни, так как не обращена к людям, к нуждам конкретного человека. Так «больше/меньше» – количественный показатель связки «мое/твое» – это деньги и власть (иметь как можно больше). А качественный показатель – это духовность, когда человек, добившись определенных результатов, осознает уровень достаточности своего благосостояния, «на тот свет не возьмешь с собой и ломаного гроша», и обращает свое внимание на защиту и помощь ближним, «да не оскудеет рука дающего». Поэтому важны высокие цели: либо ты сидишь на куче золота теша свое самолюбие, либо помогаешь делами своими людям.

Кроме того, следует знать: психологическая связка «мое/твое» свойственна для круга своих. «Мое пополняется за счет твоего» – система перераспределения ценностей внутри группы. Чужаков к распределению благ не допускали, они даже косвенно претендовать на что-либо не могли. Во внутренние разборки посторонних не приглашали, опасаясь зависимости – все решали в своём кругу по своему разумению.

«Свой/чужой». Это психологическая связка лежала в основе системы отношений между людьми, между людьми и миром, а направлена она на выявление угрозы смерти сородичей через лишение достатка, свободы и жизни. Чужой был олицетворением смерти, его девиз для тебя: «Не живи!» Он имел три ипостаси: мог оказаться своим, стать гостем/ посланцем богов: «Гость в дом, Бог в дом» или обернуться врагом. В каждом случае своя стратегия отношений: свой включался быт общины, гостя временно принимали как своего – хозяин предоставлял кров, пищу и защиту, а врага ликвидировали согласно обычаям и законам.

Как происходило обучение на деревне?
Умение защиты и нападение ценилось среди своих, потому что подготовленный человек мог постоять как за себя, так и за других перед чужаками. Своих в обиду не давали. Крик: «Наших бьют!», мог поднять на защиту одного человека всю деревню. Чужих, заезжих людей проверяли на крепость духа, на стойкость, выявляли враждебность намерений, провоцировали на драку, чтоб поучить, побить, чтоб не совались, куда не следует, проверяли готовность постоять за себя, выявить характер пришлого человека, поставить его на место. С древних времен на уровне бытовых отношений в обычае было воспитание деревенскими общинами воинов.

Детей обучали разнообразным навыкам через игры и забавы. Вначале они носили спонтанный, подражательный взрослым характер, а потом все большую роль в играх приобретали наставники – старшие братья, деды, дядья, отцы. Игры давались как на приобретение определенных качеств (силы, ловкости, меткости, сметливости и т.д.), так и на групповое сплочение, умение действовать слаженным коллективом, исходя из поставленных условиями игры задач. Дети с раннего возраста распознавали границу «свой/чужой», оповещали взрослых при возникновении малейшей опасности приближения чужаков.

Для подросткового возраста были характерны различные формы группирования ребят. Со временем они перерастали или вливались в молодежные объединения, носивших местные названия – партии, шаечки, ватаги и т.д. Жизнеспособность их определялась сменой состава. Они постоянно отслеживали подростков и рекрутировали в свои ряды пополнение, так как отток парней в армию, на учёбу, заработки, через женитьбу ослаблял их. Если парень входил в сильную команду, то его остерегались трогать другие. Можно было на сильный отпор нарваться и «костей не собрать». Если не входил, то «его грех не обидеть» было. К определенному возрасту все должны были по партиям разойтись. Приветствовался общинный дух – все горой были «за други своя», индивидуализм не поощрялся, «один в поле не воин». Так как вместе было больше шансов на выживание. Ценилась круговая порука: «один за всех и все за одного». Объединяющим моментом была сходность характеров, интересов и родственные связи. Здесь уже обучение носило целенаправленный тренировочно-состязательный характер на развитие бойцовских качеств, умение выходить из сложных тупиковых ситуаций, проявлять смекалку и иметь определенный душевный настрой.

Сама молодежная среда вырабатывала у парней осторожность, постоянную готовность к отражению нападения: соперничающие группировки между небольшими деревнями или внутри большого села постоянно «ерошили» друг друга, выясняли между собой отношения, «отстаивали» свою территорию.

Создавались различные ловушки и провокации для «лопухов» – по неопытности попавших впросак подростков. Местные парни порой побивали, прогоняли ребят из соседних деревень, зашедших на их угодья. Поэтому забредать на чужую территорию, оказаться без защиты своих товарищей было опасно. Так создавалась динамическая напряженность и боевая готовность ребят, нарабатывался опыт отношений.

«Нам хотели запретить По этой улице ходить, – Стены камены пробьём, По этой улице пройдём». «Нас побить, побить хотели На высокой на горе. А не на тех вы нарвалися, Мы и спим на топоре».

Предбрачный период – от подросткового возраста до женитьбы был самым активным судьбоносным этапом в жизни молодежи. Мужское взросление подразумевало освоение силовых форм поведения: от боевой подготовки до этических норм. А сама «сила» понималась как физическое/моральное преимущество перед соперником. Развлечения, игры, забавы «на силу» с элементами соревновательности и азарта, награды и наказания в традиционной молодежной компании носили демонстрационно-испытательный характер, где постепенно формировался авторитет среди товарищей и определялся статус внутри группы. Например, кто дальше пройдет на руках, за того лучшая девушка замуж выйдет. Такие качества как физическая сила, инициативность и способность постоянно одерживать верх в состязаниях выделяли атамана в партии как «сильную личность». Он являлся «душой» и «стержнем» единения и сплочения своей команды.

Мужская модель организации отношений «атаман - товарищи» была выстроена на основе силы и широко распространена от сельского самоуправления в общине до государственной власти в стране. Вся система силы воспроизводила социальную форму мужских инициаций. В межгосударственной политике напряжение соперничества за ресурсы и земли вскрывалось на войне, а в деревенской среде – во время праздничных драк. Парни одной деревни, улицы, одного конца (околотка) составляли партию, называли друг друга «товарищи», а партии постоянно соперничали между собой и регулярно на престольные и семейные праздники дрались – деревня на деревню, улица на улицу, стенка на стенку, – кулаками, палками и множеством специальных приспособлений. Эти силовые противоборства: борьба, драки и кулачные бои являлись основной формой предбрачной активности, средством самоутверждения и привлечения внимания девушек к себе. Таким образом, идея силы – «испытать силу», «померяться силою» – просматривается как одна из основных мужских статусных программ в организации межличностного/ межгруппового/ межгосударственного взаимодействия.

Женитьба – переходная черта прощания с молодечеством и вхождения во взрослую жизнь. Семейные мужики вели хозяйство, обеспечивали достаток своему дому, растили детей. Изменение их статуса позволяло участвовать им с товарищами в состязаниях, драках, борьбе только по праздникам, «до пролития первой капли крови». Например, знаменитые бои «стенка на стенку». Ведь праздник – это благодарность земле, богу за достаток, за возможность достойной жизни на свете, а пролитая кровь – это жизненная сила человека, пробуждающая силы природные, ценное пожертвование для сохранения существующего порядка вещей и отведения хаоса, разрушения и голода. Иное дело, когда на Русь приходили с войной чужеземцы. Тогда вспоминалась бурная молодость, и разгорались пожары партизанской борьбы с неприятелем-супостатом. Здесь объединяющим началом в свое время была православная церковь, вокруг которой различные деревенские объединения мужчин входили в «округ» и относились к одному приходу. Это воинское братство, скрепляемое соборной молитвой в общем храме, представляло собой серьезную боевую единицу и, наряду с подразделениями регулярной армии, систематично истребляло противника, источая его силы и деморализуя психологически. Так система «свой/чужой» ярко активировалась в ответственные моменты истории, объединяя силы земляков против захватчиков. А чтобы не быть голословным, расскажу семейную легенду об одном из своих предков по материнской линии. Звали его Матвей Пушмяк.

В «Смутное время» лихолетий, когда на русскую землю в начале XVII веке вторглись польские интервенты, повсюду вспыхивали очаги народного сопротивления захватчикам, в том числе и в нашем крае. И так, в 1611 году, где местом событий была территория нынешнего Абакановского сельсовета в Череповецком районе, пришли два польских отряда. Одним командовал пан Казимир, другим – пан Будимир. Отряд пана Казимира разбил лагерь у истоков небольшого ручья, впадавшего в речку Ягорба. С тех пор ручей стал называться Казимир и дал название деревне Казимир. Другой отряд стал лагерем близь с/с Абаканово, у ручья, впадающего в речку Кошта. Назван был ручей – Будимир. Оба польских отряда занимались грабежами. Казимир сжег село Пречистое, жители которого вскоре поселились невдалеке и назвали деревню Погорелка. Отряд Будимира ограбил деревню Слабеево и оттуда отправился к селу Пречистому. При выходе из деревни стояла мельница, крылья которой быстро крутились на сильном ветру. Поляки подожгли мельницу, её крылья загорелись, но продолжали вертеться, раскидывая горящие головни на соломенные крыши. Так сгорела деревня Слабеево. На дороге из Слабеево в Пречистую стояла деревня Лихачево. Жители этой деревни славились лихостью и храбростью. Они встретили незваных гостей дубинами и топорами. Завязался бой. Много погибло лихачевцев, но немало полегло и поляков. Особенно отличился в этом бою крестьянин Матвей Пушмяк. Вооруженный топором, насаженным на длинный шест, он рубил поляков направо и налево, но и сам пал, изрубленный саблями. На месте его гибели был поставлен крест, простоявший до 1918 года. Деревня Лихачево была полностью уничтожена. Уцелевшие жители укрылись в лесу и прорубили там широкую просеку – продел. На неё поставили новые избы. Деревня стала называться Подол. До сих пор в этих местах живут Пушменковы, считающие себя потомками павшего богатыря Матвея Пушмяка, а названия окрестных деревень, ручьев, лесов хранят память о поляках.

Как происходили кулачные бои в Вологодской области?

Общий ход:
1. Подготовка к гулянию (обсуждение боев, хождение по дворам за неделю-две до праздников);
2. Начало гуляния (сбор возле атамана, при котором гармонист, проход по селу под песни и пляски, начинающиеся с ломания – это и разминка, и заводка на бой);
3. Выход на определенное место сбора с другой общиной (мост, горка, поляна, «круг», «пятачок», «кресты»);
4. Борьба и кулачный бой («один на один», «стенка на стенку», «каждый за себя»);
5. Окончание гуляния (примирение).

Приуроченность к празднику/гулянию. Драки обычно проходили зимой на беседах «из-за девок» и по большим (съезжим) праздникам, являясь кульминацией всего праздничного гулянья. Они носили обрядовый, ритуально-регулярный характер, показывали, на что способны парни. «Кулачные бои начинались с зимнего Николы и продолжались до Соборного Воскресенья… самый веселый разгул – на Масленицу», «на Троицу», «на Воздвиженье».

Подготовка. У ребят был заводила – атаман, который «шайку» собирал. Атамана выбирали по силе, по корпусу, по виду – бойкого. Девки любили бойких ребят. К дракам готовились заранее. Правила их были общеизвестны: не биться «по-увечному», «лежачего не трогать», «от драки не бегать»: от своих же потом и попадет.

Парни обучались различным ухваткам друг от друга и от старших наставников, нападению и защите в бою, мерялись силой между собой. Заготовляли оружие: тростки деревянные и железные, ножи, гирьки, кастеты, «наливахи», топоры. «У кого, на что совести хватит».

Деревенские парни вырезали себе деревянные тростки:

 простые – для драк, а на выход – узорные, с резьбою. Украшали крестиками, елочками, черточками, шашечками, солнышками, змейкой и прочими знаками. «Ношение трости на молодежных гуляниях указывало на способность и готовность ее владельца постоять за себя, на его мужественность и удальство». «Тростки использовали в качестве оружия в праздничных столкновениях между парнями, как символ личного ухарства и молодечества». Могли выковывать трость из железного прута: одна сторона – пика, другая – ручка, загнута наподобие крюка, на нее «или опирались, или привязывали на поясе к ремню так, чтобы ее конец со скрежетом волочился по земле и поднимал пыль, что должно было служить вызовом для противника».

Для драк изготовляли также «дубинку» или «кий» из дуба – толстую, тяжелую палку с круглым набалдашником, на которую могли опираться при ходьбе.

Использовались гирьки. Их привязывали у локтя резинкой: не надо было искать камня, «просто ее выкидывали, хватали и били ею». Использовали «наливахи» (вроде кастета), которые надевали на резинке на ладонь. Камни в карманах носили. Могли просто использовать поленья или выламывали колья из забора и махали ими, «как овин молотят».

Кроме оружия и владения им нужно было и себя подбодрить и противника устрашить и впечатление на народ произвести. Поэтому и частушки запоминали, наигрыши изучали, пляски насматривали. Говорили, что перед дракой парни «плясали, как глухари на токовище» - «с этого и начиналась драка». Особая роль тут гармонисту отводилась – завести игрой свою партию, настроить на драку, включить боевой дух. Чтобы настроить свою команду на боевой лад и устрашить противника требовался хороший игрок. Это был своеобразный ритмизатор, помогавший укрепить/ сонастроить разрозненные душевные состояния в единый «командный дух», сплотиться для победы, собрать силы «в единый кулак». Само гуляние с игрой на гармошке, пением частушек, пляской способствовало ярению парней и постепенному вхождению в раж, определенному душевному настрою на бесстрашие, нечувствительностью к боли и травмам. Возникал своеобразный драковый запал.

Зачин и последовательность включения в драку её участников. В Белозерском районе парни сначала по деревне с гармошкой ходили, песни «с картинками», частушки «хулиганские» пели.

«По деревенке пройдем, На середке взухаем. Кто навстречу попадет – Дубинушкой отбухаем». «Вот она и заиграла Двадцать пять на двадцать пять. Наша маленькая шаечка Заухала опять». «Давай партия на партию – Которая возьмет? А неужели наша партия Твоей не надает». «Никого мы не боимся Кто дорогу преградит: Ну-ка, шаечка на шаечку – Котора победит?» «Деревенька близко к лесу, Комары зажалили. Три недели не дралися – Кулаки заржавели». «Мы гуляем в аппетит Покуда кепка не слетит. Если кепка упадет, Кому-нибудь да попадет».

Впереди – гармонист, слева, и атаман, справа. Гармонист – «переднее лицо, штаны сзади не держит», идет рядом с атаманом. За атаманом шли самые бойкие ребята с тростями, палками, камнями, а потом ребята помладше. У парней пиджаки были расстегнуты или накинуты на плечи, чтобы показать свою удаль. Перед дракой парни рукава закатывали, кепки переворачивали козырьком назад, могли порвать на себе рубаху. Партии с пляской шли навстречу друг другу. Перед дракой ватаги парней дразнили соперников песнями – «подковырку» делали, хлопали по дороге пиджаками, а с началом драки бросали их с кепками на землю – девки подбирали. Если на первый раз не раздерутся, то расходятся и снова сходятся. В обычае был поединок «зачинщиков» (атаманов) перед стеношным боем … начинался, как правило с пляски «ломание».

«Поломаться, поломаться, Поломаться хочется. А по правде вам сказать И подраться хочется».

Сходясь, атаманы на одной ноге подпрыгивали, плечами друг друга задевали. В момент, когда они сходились плечами – «хоркали» (издавали низкий звук, похожий на хрюканье, втягивая в себя через нос воздух). Иной раз игроки «гармоньей в гармонь стукались», когда встречались. К гармонисту сразу подскакивала девка, брала у него гармонь. С этого начиналась драка.

В Тотемском районе шли рядами – гармонист посередине меж парней, а кто-то пляшет впереди. Встречались два таких ряда и, если что-то не нравилось, то дрались. Например, посчитают обидной частушку в свой адрес и готова драка. Гармонист «зачастит» (заиграет быстрее и резче), исполняя наигрыш «под драку», «хулиганского», чтоб раззадорить своих, подать сигнал к драке.

«Атаман, играй «под драку», Веселее начинать. Не такие наши головы, С гулянок убегать». «Заиграйте мне «под драку», Пора драку начинать. Неприятели собравшись Хочут голову ломать».

Иногда драку разводили маленькие ребята («сопли»), а за них вступались парни. Если парни начинали проигрывать, то мужики из их деревни, брали топоры за пояс и пошли помогать им, гнали за деревню или версты по две прочь, «женатые мужчины, чтобы за соплюнов пристать».

Кулачный бой, то есть непосредственно само столкновение. Необходимо было стеснить противника назад, подмять его силу под себя, взять верх, расстроить его дух, взять управление на себя и, опрокинув вспять, прогнать с места боя. Место выяснения отношений выбиралось или заранее или образовывалось спонтанно там, где встречались две противоборствующие стороны. Победа определяла «на чьей стороне сила»: чья партия сильнее, сплоченнее и лучше организована, а также вскрывала недостатки побежденной стороны и причину её слабости.

Серьезный характер драка приобретала, когда обнажался нож, так делали хулиганы, желая застращать/ морально подавить соперников, и передать свое намерение увечья и смерти. В этом случае нужно было дать достойный отпор и осадить зарвавшегося задиру в схватке.

Выделим три подхода к бою:
1. «На силу», когда схватка носила состязательный характер, выявляла физическое и морально-психологическое превосходство над соперником;
2. «По-увечному»: одна из сторон скрытно или явно проявляет намерение причинения вреда (напр., обнажение ножа) и предпринимает действия для нанесения, как правило, телесных повреждений от легкой степени до тяжелой, но без смертельного исхода;
3. «На смерть», до гибели одной из противоборствующих сторон.

Развязка или конец драки с «мировой». Заканчивались драки убийством редко. В Белозерском районе «те, кому поддали домой идут, а «победители» по парам с девками расходятся». В Тотемском районе драка заканчивалась, когда в нее «девка встревала», парни расходились, а затем, часа через два затейники мирились до следующего раза. Сам процесс мирения проходил, когда пили «мировую», которую обычно выставляла слабая сторона. У младших ребят вспоминается приговорка из моего детства: «Мирись, мирись, больше не дерись. Если будешь драться, я буду кусаться. А кусаться нам нельзя, потому что мы друзья». В это время примиряющиеся стороны сцеплялись согнутыми мизинцами правых рук друг за друга и в такт словам встряхивали руки, расцепляясь во взмахе с последним словом. После этого вражда сменялась дружбой.

Таким образом, кулачные бои были составной частью традиционной культуры и имели ритуально-регулярный характер. На это указывает:
1. Время драки – съезжие праздники.
2. Противостояние своих и чужих: это всегда столкновение двух сторон.
3. Наличие специальных к тому случаю текстов частушек, наигрыша «под драку», пляски, боевого настроя.
4. Коллективный характер драки (деревня на деревню, приход на приход, партия на партию)
5. Структура драки: зачин, бой, развязка.

Одежда и внешний вид бойца.
Характеристика костюма для занятий Бузой. Значение одежды: защитить в бою, предохранить от увечья, не стеснять движений. «Традиционно у кулачных бойцов не было какой-то особой одежды, они одевались в обычный русский народный костюм. Тренировки в национальной одежде важны, так как боец, носящий одежду предков, внутренне объединяется с ними, перестаёт чувствовать разрыв поколений, быстрее приходит к пониманию русского воинского духа. Традиционный костюм единит людей – все мы русские, все мы одного рода».

Для тренировок одежда должна быть практичной, удобной, соответствовать погодным условиям и решаемым задачам. Это может быть футболка с эмблемой Бузы, спортивные штаны и кроссовки для занятий в помещении или плотные хлопчатобумажные брюки с курткой поверху для занятий на улице.

По возможности желательно сшить портки, будничную рубашку-косоворотку для повседневных тренировок и нарядную с вышивкой – на праздники, заказать тканый пояс. Рубашка носится навыпуск и подвязывается поясом, разрез на портах прикрывается подолом. Пояс в 1 палец шириной – для младшего состава, в 2 пальца шириной – для среднего состава, в 3 пальца толщиной - для старших. К поясу привешивали нож в чехле. В качестве обуви используются «щучки» - короткие сапоги из мягкой телячьей кожи, у которых голенище собрано в гармошку для предохранения надкостницы голени от ударов с аккуратным слегка заостренным носком, на маленьком каблучке, с широким голенищем.

Стрижку волос делают «под челку», «под чуб», «под полечку»: волосы на затылке и висках сбриваются, оставшиеся пряди от макушки до лба образуют треугольную косицу – чуб. На Гуляе для желающих делались пострижины.

Знаковая система в ношении одежды. «В молодежной среде опрятность и щегольство были частью возрастного поведения. Атрибуты и украшения костюма отмечали в своем владельце физическую зрелость, готовность к браку, а также качества молодца-удальца». Способ ношения отражал внутренний мир хозяина, его намерения.

Шапка:
- обнажение головы: открытость, почтение, подчиненность, проявление уважения к старшему по возрасту/ должности (младший по положению снимал шапку первым);
- покрытая голова: самодостаточность, ровня собеседнику, собранность, отгороженность.
а) сидит ровно, без наклона – спокойное, взвешенное состояние человека;
б) надвинута на глаза – отчужденность от общих забав, эмоциональная напряженность, готовность к нападению на любого, кто встанет на пути;
в) сдвинута на затылок – открытость к общим забавам, желание подраться, показать свою удаль;
г) сдвинута на бок, к правому или левому уху («накребень») – озорник, забияка, форсун;
д) брошена на землю – клятвенный жест «умереть, но не отступить».

Рубаха: Перед праздником, на котором ожидалась драка, рукава на запястьях обматывали кожаными ремнями или материей – защита рук от ножей/ палок, предохранение лучезапястных суставов от травм в кулачном бою. Во время пляски парни вызывали друг друга на бой: перед соперником втыкался нож в землю, и если он хотел драться, то выходил плясать. Если вызывали на увечный бой или бой «на смерть», то рубаха снималась или разрывалась на груди – противник делал тоже.

Пояс: оба конца пояса и петля свободно свисают – свободный, без пары; один конец пояса свободно свешивается, а второй продет в петлю – занятой, есть девушка; оба конца продеты в петлю – женатый.

Пиджак: - одет на левое плечо, а правый рукав спущен – открытость к драке на празднике, признак удали и молодечества, когда правая рука готова к нападения, а левый рукав – защита от ножевых ран; - переброшен за ворот через одно плечо – сообщал об отсутствии интереса к драке, либо решении уйти с праздника, такого не задирали, уважая его права, - наброшен на оба плеча, руки в рукава не продеты – желание подраться, презрение к опасности; - пиджак наброшен на плечи девушке – занята парнем, «взята под крыло».

Мужские пляски с пиджаком («буза», «веселый», «бузотер», «под драку») имеют ритуально-обереговое значение (отгон злых духов) и берут свое начало в охотничье-воинском танце для включения человека в реальность экстремальной ситуации. «Человек размахивает пиджаком (шкурой) вокруг себя, бьет им о землю, набрасывает его себе на голову и спину, моделируя оборачивание в боевого зверя. Так символика ношения верхней одежды выполняет сигнальную функцию во время ритуала, войны и охоты».

Современное положение дел. Бойцовская артель – это боевое объединение мужчин во главе с атаманом. Молодых бойцов обучают навыкам борьбы, пляски, способам боя с оружием и без него, вводят в мир традиционной мужской культуры и православия. Закрепляются полученные знания во время схваток (боев) между учениками или состязаний с соседними артелями бойцов. Тренировки могут проходить под народную музыку, во время схваток (боев) – звучат наигрыши «под драку».

Формы обучения и взаимодействия с населением:
1. Повседневные тренировки в залах или на открытых площадках: рекомендуется начинать и завершать общим построением с молитвенным настроем «перед учением» и «после учения». Тренировка идет с определенной тематикой занятия и обсуждением на кругу пройденного материала. Если тренировка проходит на улице, то молитвы читаются либо стоя в кругу, либо лицом на восток. Особую роль играют «дядьки» – наставники в играх. После тренировки желателен душ, летом – купание в речке.
2. Семинары по различным разделам бойцовской подготовки (теория и практика). «Так, к сложившимся системам относится палочный, ножевой, кулачный бой, борьба и другие целостные комплексы воинских знаний, которые бытовали внутри деревенских артелей кулачных бойцов. Особым разделом является обучение использования любого подручного предмета в качестве оружия».
3. Школа дистанционного обучения через Интернет.
4. Клубный день: в артель приходят интересные люди, идёт общение, просмотр и обсуждение видео-, фото-, библио-, фотоматериалов и т.д.
5. Показательные выступления и театрализованные бои во время народных праздников: на палках, на кулаках, борцовские состязания и массовые бои «стенка на стенку» с вовлечением всех желающих.
6. Участие в фестивалях, соревнованиях по традиционным и спортивным единоборствам.
7. Гуляй-город – летний учебно-тренировочный лагерь, живущий по воинскому уставу. Обычно он располагается у реки в лесной зоне. В условное место приезжают представители различных артелей кулачных бойцов со всей страны. Здесь на какое-то время человек забывается от городской суеты и ощущает единение с природой и кругом товарищей.
В 2007 году летом было 2 сбора Гуляй-города – в июне и августе. Краткие репортажи с места событий проведут двое ребят из фольклорно-этнографической студии «Матица» Кирилл (июнь) и Артем (август).

Кириллов Кирилл
Лесная застава.
Меня зовут Кирилл, мне 12 лет, перешел в 6 класс. На Гуляй я приехал в июне со своим дядей. Жили в палатке на краю леса среди палаточного городка. Его называли «Гуляй-город». Народу было много, около сотни, и всех разделили на 3 группы – Ермаковский курень (от Урала на восток), Ушкуйный курень (от Москвы на север) и Низовой курень (от Москвы на юг). Каждый курень имел своего атамана и дежурил по Гуляю. Расставлялась охрана, и назначались дежурные по кухне. Еду готовили над костром в котле и ведрах. Кушали все вместе после тренировок. Там я встретил много друзей. Всех ребят до 14 лет называли «карандаши», наверное, чтобы «заточить» обучением. У нас был свой Гуляй, детский. Мы делали тростки, занимались, играли, купались, дежурили, боролись, плясали. В своем кругу мы получили драковые имена. Старшим над нами был поставлен дядька Баян. Взрослый Гуляй занимался отдельно, а мы подсматривали за тренировками и боями на поле. И сами пробовали бороться между собой как взрослые. Мне очень понравилось в этом лесном лагере. Мы смотрели, как взрослые обучались у кузнецов ковать ножи из железного прута в самодельной кузнице. Нам давали померить кольчуги и шлемы, поносить мечи. Мужчины, когда плясали и боролись во время отдыха, выталкивали нас в центр круга и смотрели, как мы пляшем в парах. Надо было положить на лопатки товарища, чтобы победить в схватке. Время пролетело незаметно. Было очень здорово!

Шепелин Артём
«Гуляй-город»: заметки в дневнике. Меня зовут Артем, мне 15 лет, перешел в 10 класс. Этим летом, в августе, я побывал на Гуляй-городе. Раньше я никогда там не был, а слышал о нем очень много от своих старших товарищей. Мне было интересно узнать: Что это такое? Какой уклад жизни и отношения в мужской среде на этих сборах? Как передаются воинские традиции? Всё это я хотел испытать на себе. У меня, конечно, было своё представление о «Гуляе». Но насколько я был близок к истине, могла прояснить только поездка туда, в самую гущу событий. И сейчас, осознавая после приезда важность тех дней, можно сказать, что «на долю очевидца приходится яркость проживания самого приключения в той реальности, перед которой бледнеет воображение слушателя. Это подобно тому, как голод утоляет только вкус и объем принимаемой пищи, а запах ее лишь возбуждает аппетит», как сказал Валерий Владимирович, мой учитель по студии. А на «Гуляе» были вещи, которые приятно удивили меня, а многое просто запало в душу. «Гуляй-город», о котором я сделал свои заметки в дневнике и вынес на страницы журнала, вы не найдёте на карте. Просто потому, что каждый раз место его расположения меняется. Туда ежегодно съезжаются из многих городов России люди, которым нравятся русские народные обычаи, ратные традиции наших предков. Здесь они изучают Бузу – русский рукопашный бой, и только мужчины, женщины сюда не допускаются. В этот раз «Гуляй-город» проходил в Тверской области, недалеко от областной столицы. Погода стояла пасмурная: все время шли дожди. Нас это не напугало. Заранее решили – «Ехать!», а там как Бог даст. Заезд. День первый. Из Череповца поехали Леонид Германович, Валерий Владимирович и я. Добирались мы на машине около 6 часов. Ехали весело. И даже когда на нас обрушился сильный ливень, мы не унывали: разговаривали и пели песни. И вот, наконец, свернув с трассы на нужную нам тропу, мы увидели дверь, прислоненную к дереву. На ней гордо красовалась надпись: «Гуляй», а внизу была указательная стрелка к месту сбора. Ливень к этому времени уже кончился, но было видно, что ненадолго. Выехав на поляну, мы остановились. И Валерий Владимирович пошел на разведку. Лесная дорога не внушала доверия: крутые спуски, узкие виляющие переходы. Спустя некоторое время мы благополучно добрались до места. Ура!!! Приняли нас тепло. Мы как раз успели к ужину: поели и согрелись горячим чаем. Меня познакомили с атаманом. Он сказал, что и не в такую погоду «Гуляли». Людей было немного. Приехало всего 10 машин. После некоторых размышлений мы все же решили раскинуть палатку. Успели до дождя. День был закончен. Устали. И, конечно, несмотря на дождь со сверканием молний и раскатами грома, быстро заснули. Открытие «Гуляя». День второй. Утром нас разбудило солнышко, которое тоже недавно встало и радовалось новому дню. Небо было чистым, и кое-где виднелись легкие облака. Трава, еще не просохшая от вчерашнего дождя, и чистый лесной воздух приятно бодрил. На душе было легко. И тут я в подробностях рассмотрел всю обстановку Гуляй-города. Вокруг места для костра стояли деревья. Между ними – брёвна, на которых мы сидели. На нескольких стволах висели хоругви, символы артели. На костровой имелся и «красный угол», в котором располагались иконы. Вокруг костровой палатки «приезжан» - «гуляйгородцев». Сбоку от раскинувшегося лагеря располагалась поляна. На ней в последующем проходили все тренировки бузы с обсуждением их на кругу, где каждый мог поделиться своими впечатлениями и задать атаману вопросы. На кругу также читались лекции, решались текущие проблемы. Тема лекций: о Суворовском методе обучения солдат. Утром, только мы умылись, нас позвали рубить деревья. Приятно было прогуляться по лесу, когда все вокруг пробуждалось ото сна. Срубив два больших дерева и распилив на бревна, мы понесли их на костровую. Потом был чай, завтрак, тренировка, лекция. А после занятий состоялось открытие Гуляй-города. Сначала по традиции поставили длинный столб – верею, на котором вырезались определённые символы и родовые знаки. Затем все мужики постепенно подходя к верее, утаптывали землю вокруг неё, а дальше поднесли и привалили к ней большущий камень. Потом атаман огласил все правила и обычаи «Гуляя». Так, вне закона было поставлено воровство. Найденные чужие вещи клали на камень к верее. Не разрешалось называть друг друга по именам, а только по боевому прозвищу, которое давалось и использовалось во время «Гуляя». Если такового ещё не было, то человека звали «уважаемый». Выбрали начальника охраны, кухни. Сдали продукты питания в продуктовую палатку. После ужина отбоя не было. Народ веселился, празднуя открытие «Гуляя», столовался. Пели песни в кругу под гармонь. Плясали, кто, как мог, от души, с частушками. Подуставший народ расходился по палаткам отсыпаться. На Гуляе мы пробыли трое суток, которые пролетели очень быстро. Все шло своим ходом: на ближней поляне инструктор обучал воинскому делу учеников, под присмотром начальников менялись по очереди люди на постах охраны (принимали приезжающих, ограждали от посторонних) и дежурные по кухне (поддерживали огонь костра, готовили еду). Ели всегда вместе – вскладчину, отдельно не питались. Перед приемом пищи молились. Последнее слово атаману: «Ангелы за трапезой!», говорил он, а круг отвечал: «Незримо предстоят!» Дежурные освобождали котлы, разнося еду по тарелкам, разливали чай. После завтрака наступало время для тренировки и лекции, затем обед, 1,5 часа на отдых, затем снова занятие, ужин. Речка в 20 метрах от лагеря: там было место и для купания, и для помывки посуды. Отъезд. Я очень жалел, что со мной не смогли поехать мои друзья. Было много смешных, интересных моментов. Например, упражнение в парах и в группе на «Немогузнайство». Запомнилось упражнение, когда человек с завязанными глазами ходит по лесу с хранителем и ищет верею. Также не забыть упражнение на психологическое подавление «противника», когда все кричали на деревья: «Резко лежать! Сдаваться! Бить не буду!» Интересно было узнать об определении времени по звездам, в частности по движен

 Валерий Гунбин.
Опубликована: журнал "Ваша Светлость" №1(Крутой 2008 г.
НЕТ ПОВЕСТИ ПЕЧАЛЬНЕЕ НА СВЕТЕ, ЧЕМ НОЧИ НАПРОЛЕТ СИДЕТЬ В РУНЕТЕ...

 

 

Страниц: 1 2 3 4 5 | ВверхПечать