МАГИЯ В БЫТУВ древности обладание магическими знаниями, не вызывало ни у кого удивления, наоборот, считалось, что в быту некоторые сведения магического характера необходимы: например, для лечения заболеваний, ворожбы, усиления красоты и привлекательности, расположения к себе окружающих. Все эти сведения распространялись довольно широко, но передача их была далеко не простым делом: здесь необходимо было соблюдать предосторожности, чтобы самому не лишиться силы слова. Передавались знания от старшего члена семьи младшему или другим близким родственникам.
Практически каждый хорошо ориентировался в том, что надо делать, если спина во время жатвы разболелась или руки развились в суставах, как избавиться от зубной боли, "ячменя", как успокоить скотину или обеспечить ежедневный возврат коровы домой. Практически любая женщина знала заговоры для лечения детей. В данном случае можно говорить о своеобразной энциклопедии в устном варианте. Не обращаясь к специалисту, можно было изгонять ночниц и крикс, напавших на ребенка, загрызать детскую грыжу, избавлять ребенка от "черной болезни" (эпилепсии), заговаривать от испуга, оберегать от нечисти. Большую часть магических действий совершала сама мать, иногда ее могла заменить родная бабка. Но считалось, что именно мать, непосредственно связанная кровными узами с младенцем, может через себя избавить его от всех напастей.
К потусторонним силам человек вынужден был обращаться в сложных жизненных ситуациях. Существовали заклинания от возможных напастей: "от судей неправедных", "на власть имущих", "на царские очи", "от барского гнева". Уходя в солдаты, мужчины запасались молитвами и заклятиями для сохранения оружия, для меткости в стрельбе, "от шальной пули".
Такие магические приемы сочетали в себе слово, действие и использование особых предметов, но человек, обладающий подобными оберегами, не являлся магом. Наоборот, считалось, что, потеряв, например, записанную на листочке заклинательную молитву, он уже ничего не сможет сделать, даже если помнит текст наизусть.
Стремились к магическому знанию многие, но далеко не все. Большинство людей полагали, что излишнее знание, требующее связи с потусторонними силами, иногда отнюдь не праведными, во-первых, будет обременять, во-вторых, может оказаться вредным для мирской и будущей жизни. Здесь сказывалось, конечно же, и отношение церкви к этому вопросу.
Среди непосвященных бытовали в основном представления о возможности разового обращения к силам черной или белой магии с помощью какого-то вспомогательного элемента - слова, предмета, особого действия. Некоторое исключение делалось для матерей, у которых были дети в возрасте до года. Год - дата перехода из младенчества в детство. Переход этот выражал окончательный разрыв матери и ребенка с миром потусторонним, из которого новорожденный пришел. Интересно, что внутри первого годового цикла для матери и ребенка выделяются еще несколько значительных дат: 3 дня и 40 дней. Особенно важна последняя дата. После нее женщине разрешалось вновь посещать храм. До этого она считалась нечистой. Позже связь кормящей матери с потусторонним миром ослабевает, но до года еще сохраняется.
Аналогичны сроки при отторжении души покойного от мира живых: 3 дня душа еще может вернуться в тело, 9 дней находится в доме, 40 дней пребывает на земле, в год душа окончательно уходит в иной мир. Любопытно то, что особо отмечен переход души колдуна в мир предков. Его уход из мира живых был довольно сложным и требовал проведения определенных ритуалов. В момент отхода души обычно начинается буря, ураган. Считалось, что после своей реальной смерти колдун мог еще некоторое время являться людям, но уже в виде вампира или вурдалака, и если это происходило, то в таком случае проводили специальный магический обряд: могилу колдуна посыпали освященным маком, а иногда вбивали и осиновый кол в тело покойного. При вскрытии гроба его тело обнаруживают обычно в неестественной для покойника позе – лицом вниз и без следов тления.
Кроме обычных людей, имеющих случайные контакты с магическими силами, и собственно колдунов, существовала еще группа людей, как бы перешедших из человеческой ипостаси в мир потусторонний. Это проклятые. Чаще всего проклятия были такими: "Черт тебя возьми!", "Леший тебя понеси!", "А чтоб ты сгинул к тому Водяному!" и т. п. Если они были произнесены в недобрый час, человек становится добычей того, к кому его отсылали. Иногда проклятым удавалось сбежать от забравших их Лешего, Водяного, Домового, черта. Тогда они просили встречных людей дать им крест или хотя бы осенить их крестным знамением, дав, таким образом, новое крещение. Но при этом, ни в коем случае нельзя было отдавать свой нательный крест, иначе нечистый увел бы с собой нового работника взамен сбежавшего, поскольку этот человек оставался без креста незащищенным.
Вернувшиеся из ирреального бытия в христианский мир обычно долго не живут: среди людей они начинают тосковать и умирают. О своей «потусторонней» жизни они, как правило, рассказывали довольно подробно, рисуя мир, подобный нашему, но невидимый для простого человека. Видеть его могут только те, кто обладает специальными знаниями и силой.
Представления восточных славян о переходе души человека из одного мира в другой перекликаются с популярными сегодня научными теориями аналогичными теософии или "живой этики" Е. И. Рерих. Славянские мифы и фольклор доносят до нас многочисленные сведения о проникновении в иной мир души живого человека. И это не только странствия во время так называемых "обмирании" - летаргического сна, но и целенаправленно осуществляемые переходы сильных знатоков магического искусства.
_.jpg
(3.74 Кб, 140x111 - просмотрено 7196 раз.)