Максимум Online сегодня: 325 человек.
Максимум Online за все время: 3772 человек.
(рекорд посещаемости был 06 01 2017, 22:59:15)


Всего на сайте: 24809 статей в более чем 1757 темах,
а также 146112 участников.


Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Вам не пришло письмо с кодом активации?

 

Сегодня: 15 11 2019, 23:57:21

Мы АКТИВИСТЫ И ПОСЕТИТЕЛИ ЦЕНТРА "АДОНАИ", кому помогли решить свои проблемы и кто теперь готов помочь другим, открываем этот сайт, чтобы все желающие, кто знает работу Центра "Адонаи" и его лидера Константина Адонаи, кто может отдать свой ГОЛОС В ПОДДЕРЖКУ Центра, могли здесь рассказать о том, что знают; пообщаться со всеми, кого интересуют вопросы эзотерики, духовных практик, биоэнергетики и, непосредственно "АДОНАИ" или иных центров, салонов или специалистов, практикующим по данным направлениям.

Страниц: 1  | Вниз

Опубликовано : 08 09 2010, 04:27:31 ( ссылка на этот ответ )

Выражения и высказывания. Интересные факты

 ангелы

Выражение «бальзаковский возраст» возникло после выхода романа Бальзака «Тридцатилетняя женщина» и допустимо в отношении женщин не старше 40 лет.

Шведский стол сами шведы называют закусочным или бутербродным. Термин, обозначающий в шведском языке шведскую стенку, переводится как «рама с перекладинами». Ничего не знают в этой стране и о шведской семье — мнение о том, что шведы гораздо чаще других народов практикуют совместное сожительство двух и более супружеских пар, является заблуждением.

Выражению «китайская грамота» соответствует английская идиома ‘It is Greek to me’. Аналогичные выражения есть и в других языках, часто с другими эталонами трудности. Например, немецкое выражение апеллирует к испанскому языку, румынское — к турецкому, турецкое — к французскому, а китайское — к птичьему языку.

Фраза «Элементарно, Ватсон!», которую мы привыкли ассоциировать с Шерлоком Холмсом, ни разу не встречается в оригинальных книгах Конан-Дойля.

Царица Елизавета Петровна в 1746 г. приказала клеймить лбы преступникам. Отсюда ведут происхождение многие крылатые выражения: «на лбу написано», «заклеймить позором» и «прожжённый преступник».

Тютелька — это уменьшительное от диалектного тютя («удар, попадание») название точного попадания топором в одно и то же место при столярной работе. Сегодня для обозначения высокой точности употребляется выражение «тютелька в тютельку».

Самого опытного и сильного бурлака, идущего в лямке первым, называли шишкой. Это перешло в выражение «большая шишка» для обозначения важного человека.

Раньше пятница была свободным от работы днём, а, как следствие, базарным. В пятницу, получая товар, обещали в следующий базарный день отдать полагающиеся за него деньги. С тех пор для обозначения людей, не исполняющих обещания, говорят: «У него семь пятниц на неделе».

Раньше носом помимо части лица называли бирку, которую носили при себе и на которой ставили зарубки для учёта работы, долгов и т.п. Благодаря этому возникло выражение «зарубить на носу». В другом значении носом называлась взятка, подношение. Выражение «остаться с носом» значило уйти с непринятым подношением, не договорившись.

Притяжательное прилагательное «шарашкина» образовалось от диалектного шарань («шваль, голытьба, жульё»). Выражение «шарашкина контора» сначала означало буквально «учреждение, организация жуликов, обманщиков», а сегодня применяется для обозначения просто несолидной конторы.

После открытия врачами древности нервов в организме человека они назвали их по сходству со струнами музыкальных инструментов тем же словом — nervus. Отсюда возникло выражение для раздражающих действий — «играть на нервах».

По-французски «асьет» — это и тарелка, и настроение, состояние. Предположительно, ошибочный перевод французского выражения стал причиной появления фразеологизма «не в своей тарелке».

По христианскому обычаю, человека, которому оставалось недолго жить, священник исповедовал, причащал и кадил ладаном. В результате для обозначения болезненного человека или еле работающего устройства закрепилось выражение «дышит на ладан».

По представлениям некоторых народов, всякий нераскаявшийся грешник, если над ним тяготеет проклятие, после смерти выходит из могилы в виде упыря, вампира, вурдалака и губит людей. Чтобы снять заклятье, нужно выкопать останки покойника и промыть сохранившиеся кости чистой водой. Сегодня выражение «перемывать косточки» обозначает разбор характера человека.

По евангельской легенде Понтий Пилат, вынужденный согласиться на казнь Иисуса, умыл руки перед толпой и сказал: «Невиновен я в крови Праведника сего». Отсюда произошло выражения для снятия с себя ответственности «я умываю руки».

По древнееврейскому обряду, в день отпущения грехов первосвященник клал руки на голову козла и тем самым возлагал на него грехи всего народа. Отсюда произошло выражение «козёл отпущения».

Однажды молодой врач, приглашенный к безнадежно больному русскому мальчику, разрешил ему есть все, что он захочет. Мальчик съел свинину с капустой и, к удивлению окружающих, начал поправляться. После этого случая врач прописал свинину с капустой больному немецкому мальчику, но тот, поев, на следующий день умер. По одной из версий, именно эта история лежит в основе появления выражения «что русскому хорошо, то немцу — смерть».

Небольшой роговой бугорок на кончике языка у птиц, который помогает им склёвывать пищу, называется типун. Разрастание такого бугорка может быть признаком болезни. Твёрдые прыщики на языке человека названы типунами по аналогии с этими птичьими бугорками. По суеверным представлениям, типун обычно появляется у лживых людей. Отсюда и недоброе пожелание «типун тебе на язык»…

Когда сын римского императора Веспасиана упрекнул его в том, что он ввёл налог на общественные уборные, император показал ему поступившие от этого налога деньги и спросил, пахнут ли они. Получив отрицательный ответ, Веспасиан сказал: «А ведь они — от мочи». Отсюда произошло выражение «деньги не пахнут».

Когда апостолу Фоме рассказали о воскресении распятого Христа, он заявил: «…если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны Его, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». Сегодня любого человека, которого трудно убедить в чём-либо, называют «Фомой неверующим».

Ко всемирной выставке 1889 года в Париже было приурочено открытие похожей на гвоздь Эйфелевой башни, что произвело сенсацию. С тех пор в язык вошло выражение «гвоздь программы».

Знаменитую фразу Хрущева «Я вам покажу кузькину мать!» на ассамблее ООН перевели буквально — «Kuzma’s mother». Смысл фразы был совершенно непонятен и от этого угроза приобрела совершенно зловещий характер. Впоследствии выражение «кузькина мать» использовалось также для обозначения атомных бомб СССР.

Выражение «после дождичка в четверг» возникло из-за недоверия к Перуну, славянскому богу грома и молнии, днём которого был четверг. Мольбы к нему часто не достигали цели, поэтому о несбыточном стали говорить, что это случится после дождичка в четверг.

Выражение «Кто с мечом к нам войдет, от меча и погибнет» не принадлежит Александру Невскому. Его автор — сценарист одноимённого фильма Павленко, переделавший фразу из Евангелия «Взявшие меч — мечом погибнут».

Выражение «игра не стоит свеч» пришло из речи картёжников, говоривших так об очень небольшом выигрыше, который не окупает стоимости свечей, сгоревших во время игры.

Во время возвышения Московского княжества с других городов взималась большая дань. Города направляли в Москву челобитчиков с жалобами на несправедливость. Царь иногда сурово наказывал жалобщиков для устрашения других. Отсюда, по одной из версий, произошло выражение «Москва слезам не верит».

В фельетоне Кольцова 1924 года рассказывалось о крупной афере, раскрытой при передаче концессии на эксплуатацию нефти в Калифорнии. В афере были замешаны самые высокопоставленные чиновники США. Здесь же было впервые употреблено выражение «дело пахнет керосином».

В старину считали, что душа человека помещается в углублении между ключицами, ямочке на шее. В этом же месте на груди был обычай хранить деньги. Поэтому о бедном человеке говорят, что у него «за душой ничего нет».

В старину отколотые от полена чурки — заготовки для деревянной посуды — называли баклушами. Их изготовление считалось лёгким, не требующим усилий и умения делом. Сейчас мы употребляем выражение «бить баклуши» для обозначения безделья.

В старину деревенские женщины после стирки «катали» бельё с помощью специальной скалки. Хорошо прокатанное белье оказывалось выжатым, выглаженным и чистым, даже если стирка была не очень качественной. Сегодня для обозначения достижения цели любым способом употребляется выражение «не мытьём, так катаньем».

В старину гонцы, доставлявшие почту, зашивали под подкладку шапки или шляпы очень важные бумаги, или «дела», чтобы не привлекать внимания грабителей. Отсюда происходит выражение «дело в шляпе».

В средневековой французской комедии богатый суконщик подаёт в суд на пастуха, стянувшего у него овец. Во время заседания суконщик забывает о пастухе и осыпает упрёками его адвоката, который не уплатил ему за шесть локтей сукна. Судья прерывает речь словами: «Вернёмся к нашим баранам», ставшими крылатыми.

В Древней Греции существовала мелкая монета лепта. В евангельской притче бедная вдова жертвует на строительство храма две последние лепты. Из притчи произошло выражение «внести свою лепту».

В 17 веке по распоряжению царя Алексея Михайловича, между Москвой и летней царской резиденцией в селе Коломенском было заново произведено измерение расстояний и установлены очень высокие верстовые столбы. С тех пор высоких и худощавых людей называют «верстой коломенской».

В 13 веке денежной и весовой единицей на Руси была гривна, делившаяся на 4 части («рубля»). Особенно увесистый остаток слитка называли «длинным рублём». С этими словами связано выражение про большой и лёгкий заработок — «гнаться за длинным рублём».

«Один ученый, купив 20 уток, тотчас приказал разрубить одну из них в мелкие кусочки, которыми накормил остальных птиц. Несколько минут спустя он поступил точно так же с другой уткой и так далее, пока осталась одна, которая пожрала, таким образом, 19 своих подруг». Эту заметку опубликовал в газете бельгийский юморист Корнелиссен, чтобы поиздеваться над легковерием публики. С тех пор, по одной из версий, лживые новости называют «газетными утками».

 

 

Ответ #1: 18 05 2012, 10:53:18 ( ссылка на этот ответ )

Запретный плод

Первое табу, как следует из Библии, было наложено самим Господом Богом – не вкушать плодов с Древа познания добра и зла. Адам и Ева, поддавшись чарам змея-обольстителя, его нарушили, и в результате произошла глобальная катастрофа - человек стал смертен, от рождения отмечен греховностью, обречен на телесную боль и душевные терзания.

Предел беспределу

Без табу, категорических запретов, влекущих за собой суровые кары – будь то смерть, религиозное проклятие или, как минимум, общественное презрение и брезгливость, – развитие человеческой цивилизации было бы попросту невозможно. Отсутствие табу означает вседозволенность, на современном жаргоне – беспредел.

Поэтому религиозные и прочие владычествующие авторитеты табу чаще всего накладывают на то, что, по бытующим понятиям, может угрожать сохранению общества. Или на то, что люди, а в первую очередь их пастыри, не в состоянии понять…

Первым, кто ввел в широкое употребление термин «табу», был английский мореплаватель Джеймс Кук. В 1768 году после посещения тихоокеанского острова Тонга он записал в своем дневнике:

«У жителей Полинезии имеется такое понятие, как «табу», которое в переводе означает «меченый». Под табу подразумевается запрет на некоторые продукты питания, на предметы, до которых нельзя дотрагиваться, на брачные отношения с родственниками.

Главный же объект табу – вождь племени, который якобы наделен божественным могуществом, из-за чего простым туземцам строжайше запрещено смотреть ему в лицо.

Считается, что тот, кто нарушит табу, нанесет тягчайшее оскорбление неким сверхъестественным силам, которые накажут нарушителя неизлечимой болезнью или смертью. То есть табу для туземцев – это то же, что грех для христианина, или того хуже – ведь расплачиваться за него придется немедленно, а не в загробной жизни, о которой дикари имеют самое смутное представление».

Табу существует не только среди примитивных племен, но и в современном цивилизованном обществе. Например, современного европейца приведет в ужас одна мысль о жарком из кошатины, хотя все мы с удовольствием едим мясо ягненка или кролика. Кандидатами на табу в ближайшем будущем могут стать клонирование человека и эвтаназия.

Классическая страна многочисленных табу – Индия. Официальные законы там могут декларировать что угодно, но на уровне массового сознания по-прежнему запрещено вступать в брак с представителями другой касты. А до так называемых неприкасаемых каст даже дотрагиваться нельзя - в противном случае станешь таким же изгоем, как они.

Индийское правительство сегодня, конечно, борется с табу «неприкасаемости», но получается пока примерно столь же успешно, как в нашей стране с развитием демократии. Но с другой стороны, Индия – чуть ли не единственная страна, которая сохранила на протяжении тысячелетий свою духовно-культурную идентичность. А где сейчас эллины или древние римляне?

Не свисти!

У каждого народа, разумеется, свои понятия о запретах.

Например, в Европе человека, свистящего на улицах, сочтут просто невоспитанным. А в некоторых мусульманских странах прилюдно свистеть строжайше запрещено – считается, что посредством свиста колдуны насылают злые чары. Свистуна могут запросто забить камнями.

Для современных европейцев безумие – тоже своеобразное, пусть и не прописанное в законах, табу. Если даже психически больных не помещают насильственно в больницы, ограничивая тем общение между ними и остальным обществом, их все равно обходят стороной, инстинктивно полагая, что безумие заразно.

А вот североамериканские индейцы и австралийские аборигены считают безумие вполне нормальным состоянием человека. В их культурной среде, напротив, считается, что общение с безумцем наделяет искрами высшего разума.

Кстати, нечто подобное в широких масштабах существовало и на Руси – практически единственной христианской стране, где «блаженные» или «юродивые»» считались носителями святости и высшей мудрости.

У многих народностей запрещалось прикасаться к умершим. Да и сама смерть считалась табу, так как люди не могли ни докопаться до ее истинных причин, ни победить ее. Например, у маори, коренных жителей Новой Зеландии, тот, кто дотрагивался до покойного, должен был на длительное время покинуть свое племя. Более того, ему запрещалось брать руками пищу. А во многих африканских, индийских и австралийских племенах и у народностей Сибири нельзя было произносить даже имя покойного.

Трюфели могут есть только благородные господа...Трюфель не для всех

«Табу имело порой и весьма практический смысл, - пишет профессор Веронского университета Паоло Ингиллери. – Например, если в Африке запрещалось брать воду из питьевого источника, то в основном потому, что пытались спасти его от высыхания.

А если какие-то предметы или продукты объявлялись табу, то, значит, вожди племен хотели сохранить их для себя. И наоборот, продукты, которые были в изобилии или не нравились вождям, назывались «ноа», то есть нейтральным».

В XVI веке медик из Болоньи Бальтазар Пизанелли сделал смехотворную попытку в стиле африканских вождей, целью которой было напугать гурманов из простонародья.

«От мяса фазана, - писал он в своем трактате, - крестьяне могут заболеть грудной жабой. Такую пищу могут есть только благородные господа, поскольку у них желудок устроен совершенно иначе. То же касается ананасов и трюфелей – люди, у которых привычка к ним не выработалась на протяжении нескольких поколений, могут изойти в кровавом поносе».

Храбрые людоеды

Сегодня табу на каннибализм существует во всем мире, однако людоеды все еще не перевелись. В Кампучии произошел жуткий случай. Двух служащих крематория взяли с поличным, когда они лакомились трупным мясом, запивая его вином. Из полицейского участка людоеды вышли на свободу – по кампучийским законам антропофагия не считается преступлением…

Отношение к употреблению в пищу плоти себе подобных всегда было неоднозначным. Ацтеки, как и древние жители Антильских островов карибы, считали человечину «мясом богов». Ритуальная антропофагия вплоть до недавнего времени была распространена среди коренного населения Новой Зеландии, в Индонезии и в некоторых регионах Африки и Меланезии.

Сегодня людоедство официально зафиксировано только в племени короваев, которые обитают в Новой Гвинее. Правда, короваи едят не кого попало, а только своих врагов, мясо которых, по их представлениям, обладает магической силой. Съел противника, побежденного в бою, – и обрел его силу.

Самый главный повсеместный запрет - инцест.Смертельный секс

Во всех цивилизациях большинство табу касались сексуальной сферы, хотя вариантов тут было множество. Пожалуй, самый главный повсеместный запрет – инцест, но и он в относительно цивилизованные времена иногда игнорировался.

Так, древнеегипетские властители имели обыкновение жениться на своих единокровных сестрах, что, кстати, по мнению ученых, и привело в итоге к физическому вырождению династий фараонов.

Вопреки бытующему мнению, основной причиной табу на брачные отношения между родственниками было вовсе не инстинктивное чутье, что они могут привести к генетическому вырождению клана. У животных, включая приматов, такого чутья нет.

Историки считают, что этот запрет, появившийся еще в первобытные времена, вызван был прежде всего необходимостью налаживать контакты и устанавливать дружеские связи с другими кланами и племенами. Социальный инстинкт срабатывает очевидней генетического: например, в израильских кибуцах выросшие вместе, пусть и чужие по крови мальчики и девочки, никогда не вступают между собой в брак.

В европейских странах педофилия никогда не поощрялась и считалась грехом, хотя официально ее признали уголовно наказуемым деянием только пару веков назад. Пионером стала Англия, где половые отношения с лицом другого пола младше 13 лет были признаны преступлением, достойным каторжных работ, в 1797 году. (За мужеложество жестокие кары предусматривались до XX века почти во всех христианских странах.)

Впрочем, в античной Греции и Риме к сожительству зрелых мужчин с юношами относились весьма терпимо. А некоторые племена Новой Гвинеи до сих пор уверены, что юноша сможет обрести детородную функцию только после соития со «старшим товарищем».

***

Ученые убеждены, что табу полностью никогда не исчезнут. Они лишь порой становятся другими - в зависимости от того, что тому или иному обществу кажется приоритетом для его сохранения. А критерии эти сегодня меняются в десятки раз быстрее, чем пару веков назад.

Егор ЧЕКАНОВ

 

 

Страниц: 1  | ВверхПечать